Дело-работа-бизнес — психология

Бизнес психология: эффективные тренинги управления бизнесом

Дело-работа-бизнес - психология

Ровно год я строил картину счастливой и успешной жизни. Я попал на курсы, где мне обещали, что бизнес психология мне поможет стать успешным, богатым и счастливым. Они мне казались реально крутыми пацанами, весь мир лежал передо мной. Но все мечты рухнули. Я был психически подавлен. Почему?

0 924 5 Августа 2017 в 23:38

Я пил кофе в обычном кафе. Машины стояли в пробке. Кто-то сидел в крутой иномарке, а кто-то в старой, дешевой, побитой машине. На столе лежал диплом об окончании вуза. Теперь передо мной открывались новые возможности – полноценная работа, карьера. Бизнес, психология миллионера, цели на жизнь – мысли суетливо неслись в голове. Я рисовал картину успешной и счастливой жизни.

Хотел, чтобы деньги вертелись всегда в руках. Ездить на дорогой иномарке, жить в огромной квартире престижного района, путешествовать по первому зову сердца, одеваться только в дорогих бутиках и чтобы рядом были только самые красивые и роскошные женщины. Выбраться из постоянной нехватки денег и максимально достичь финансового успеха. На меньшее я психологически был не согласен!

Мой первый психологический бизнес тренинг

За окном шел сильный дождь, а я сидел в этом дешевом кафе и пил отвратительный кофе. Мне так и не удалось найти подходящую работу. Предлагали настолько низкооплачиваемую, что даже перспективы карьерного роста не привлекали.

Интернет поиски привели меня к известному блогеру. Когда-то он отказался работать на чужого дядю в пользу собственного бизнеса. Основная его идея заключалась в том, что финансовых знаний недостаточно, а вот психология управления бизнесом дает возможность быстро начать и успешно раскрутиться за короткий срок. Теперь для него заработок в миллион рублей стал нормой жизни.

Как? Как он через бизнес психологию нашел формулу успеха? Счастливый, молодой миллионер улыбался мне с экрана. Чем я хуже его?

Ответ оказался очень простой. Нужно пройти бизнес психологические тренинги, и знания дадут мне преимущества и откроют для меня новые горизонты!

Бизнес психология как способ решения моих проблем

Уже на первых занятиях я понял, что попал куда нужно. Здесь меня понимают без слов, озвучивают все то, к чему стремлюсь. Работать на чужого дядю – это слишком мелко, а заработать миллионы за короткий срок – это нормально.

Купить самый дорогой автомобиль через год – это естественно, как почистить зубы.

Нам обещали, что раскроют психологические секреты миллионеров, для этого нужно пройти бизнес тренинги, психология поможет сделать первый шаг и достигнуть поставленных целей.

Хочешь поставить правильную цель? Бизнес психология даст ответ

Нам мало давали финансовых знаний, бизнес психология призвана помочь начать мыслить как миллионер, а остальное произойдет автоматически. Это и было основной стратегией. Занятия вдохновляли меня, чувствовал, что невозможное возможно.

Владея психологическими приемами, тренер задавал точные вопросы о моих целях на будущее. Представляете, то, чего я хочу – это мелко! «Важно мыслить глобально и только позитивно! Это психологический эффект.

И помните, что мысль материальна! Вы что, не смотрели фильм «Секрет»? Вы хотите Toyota Land Cruiser? Низко летаете, BMW последней серии – это уже другое дело! Доход в 300 тысяч каждый месяц для начала неплохо, но через год как минимум в два раза больше.

А лучше миллион! Вы пришли на бизнес тренинги, психология поможет понять вам, что мешает достичь успеха!» Сердце застучало от радости. Пора расширять свой кругозор!

Придумал свой проект, запустил сайт, старательно выполнял все психологические рекомендации и постоянно изучал книги по бизнес психологии. Первые заказы я ждал долго. В какой-то момент руки опустились, продажи не шли, а долги росли. Но на очередном занятии тренер провел со мной психологический коуч, после которого я осознал все допущенные ошибки! И наконец-то пошли первые заказы!

Мой бизнес и психология как способ решения проблем

На занятиях по бизнес психологии все сомнения и страхи улетучивались в никуда. Я верил, что у меня все получится! Психологически я чувствовал себя замечательно. Не было места никаким сомнениям. Спад и подъем – это нормально. Самое главное есть динамика роста. И я чувствовал себя так хорошо, как никогда.

Мы работали в команде, ставя цели на короткие и длинные сроки. Горели азартом, какая команда победит. По вечерам изучал книги по бизнес психологии и становился все более подкованным не только в финансовых знаниях, но и в бизнес психологии.

На очередном занятии нам предложили пройти следующий уровень бизнес психологического тренинга, более дорогой тренинг развития личности. И в конце встречи предложили прийти на закрытую вечеринку для избранных.

Сердце заколотилось от счастья. «Ого, закрытая вечеринка для избранных! Я избранный!» Сумма входного билета была приличной, но средства с кредитной карты снял не задумываясь. Психологически я был готов и на это.

Бизнес психология и результаты

Куча конвертов лежала передо мной. Я не хотел их открывать. Письма от налоговой, Пенсионного фонда, требование банка. Долги психологически давили на меня. Смотрел на статистику своего бизнеса. Продажи были, но редкие. Даже продав машину, я не мог закрыть все долги. Где? Где обещанная прибыль? Я вышел на улицу.

Снова этот отвратительный кофе в дешевом кафе. Ровно год я строил картину счастливой и успешной жизни. Я попал на курсы, где мне обещали, что бизнес психология мне поможет стать успешным, богатым и счастливым. Они мне казались реально крутыми пацанами, весь мир лежал передо мной. Но все мечты рухнули. Я был психически подавлен. Почему?

Я прошел еще два курса по бизнес психологии у других тренеров. Везде было все одинаково.

Настоящая бизнес психология, или Вся правда об успехе

Зачем-то я зашел в торговый центр. Что мне здесь делать? У меня нет денег. Люди с пакетами из дорогих бутиков раздражали меня. Почему они могут делать все, что им захочется, а я нет? Я старался и делал все, что говорили психологические тренеры.

Я потребовал возврата денег за пройденный курс, поскольку обещанного результата не получил. Мне отказали, сказав, что я психологический неудачник, плохо выполнял задания. И причина в моей психологической несостоятельности.

Конечно, им легко было так говорить, они зарабатывают деньги на таких, как я, и разъезжают на дорогих иномарках.

«Саша, ты что ли? Привет. Вот так встреча!» – кто-то отвлек меня от мыслей. Повернувшись, я увидел своего старого знакомого, с которым мы учились на одном курсе. Передо мной стоял Володька, мой бывший однокурсник. Несмотря на то, что он был высокомерен и замкнут, мы дружили. Но на последнем курсе наши дороги разошлись.

Мы сидели в кафе, через полчаса разговора я узнал, что Володька хорошо раскрутился. Свой бизнес, крутая машина. Я все ему рассказал.

– Я знаю, почему ты не смог раскрутиться, – задумчиво сказал он. – На самом деле ты не занимался бизнесом!

– Как это я не занимался бизнесом?

– Ты ходил на психологические тренинги, эмоционально раскачивался, вливался в иллюзорную конкурентную борьбу, и тебе постоянно психологически внушали, что еще чуть-чуть и наступит успешная богатая жизнь. На мои вопросы по твоему проекту ты даже не дал четкого ответа. На самом деле полноценно работой ты не занимался.

– Ты хочешь сказать, что знания психологии управления бизнесом не помогут? – удивленно спросил я.

– Понимать психологию ведения бизнеса нужно. Но не все психологические знания тебе помогут. Также для практического применения бизнес психологии не все книги полезны.

Эффективная психология в бизнесе

Для начала тебе нужно было понять, есть ли у тебя вообще от рождения психическая способность к бизнесу? Я смог найти на этот вопрос максимально точный ответ в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

И ты можешь уже на бесплатных вводных лекциях понять, что базовые желания человека с кожным вектором – это рост по карьерной лестнице, стремление к успеху, материальному превосходству.

А также — что для реализации этих желаний человеку от рождения заданы необходимые психические свойства.

Например, такие свойства, как способность к дисциплине, умение подчинять и подчиняться, быстро адаптироваться к изменениям, работать в режиме многозадачности свойственны только кожному вектору. И они очень важны в бизнесе.

Эти психические качества должны быть развиты в человеке, иначе останется только желание к деньгам, но не способность их зарабатывать. Поэтому в человеке может быть уже все заложено от природы. А научиться они могут только у самого бизнеса.

Вот, нашел, послушай.

– Твоя ошибка, что ты хочешь все и сразу. И желательно при минимальной затрате психических усилий. Так не бывает. Я пахал два года, заканчивал университет и часто сидел по 2-3 недели, не вставая с рабочего места.

– Да я тоже пахал! Столько психических и физических сил вложено! Уже видеть не могу ни этот офис, ни этих клиентов.

– А тебе хоть нравилось то дело, которым занимался?

– Ну, оно потенциально прибыльное.

– То есть не нравилось? У меня была такая же история с моим первым бизнесом. Я тогда просто хотел денег, думал, что это мой приоритет. Больше года я не выдержал, просто все бросил. Хорошо, что как раз в то время у меня появилась возможность познакомиться с собой, увидеть и оценить свои желания и способности. Это было на тренинге по системно-векторной психологии.

Системный психологический бизнес тренинг

Тогда я нашел дело, которое реально меня вдохновляло. Сначала провел анализ рынка, проанализировал конкурентов, разобрался, как можно повысить качество предоставляемых услуг, чтобы покупатели оставались довольными.

Первых клиентов обслуживал сам, и сейчас, несмотря на то, что есть менеджеры по продажам, часто общаюсь с ними, черпаю новые идеи. Но самое главное, несмотря на трудности, я получаю удовольствие от работы и от жизни.

Если не расставить приоритеты своих желаний и не получить удовольствие от процесса, дело не выгорит.

Да это и очевидно. Посмотри, как людьми добываются большие деньги? На первом месте всегда стоит желание – что-то создать, усовершенствовать. Например, Форд хотел посадить всю Америку на машины, а Джобс или Цукерберг? На одном желании денег они бы так далеко не ушли. Это простые вещи.

– Да, простые. И все же я их не понимал. И клиенты, и все мое дело для меня были источником моего дохода, не более того. Тогда что же такое психология управления бизнесом? Можно ли психологически научиться вести бизнес?

Секрет бизнеса в психологии менталитета

– В чем ошибка курсов, которые ты проходил? Тебе говорили, что откроют психологические секреты мышления миллионеров: бизнес психология, книги западных финансистов дадут вам необходимые знания. Но то, что эффективно в Америке, у нас не работает. Мы живем в России, у нас другой менталитет.

– При чем здесь менталитет?

– Менталитет играет ключевую роль в нашей жизни. Отношение к деньгам и к бизнесу в российском менталитете существенно отличается от западного. Мы постоянно думаем, где достать деньги (обрати внимание, ты ждал, когда свалится на тебя миллион).

А деньги не достаются, они зарабатываются. К тому же сознательно мы хотим заработать деньги, а бессознательно точно знаем «деньги – зло». Это тоже мешает зарабатывать.

А наше отношение к частной собственности и закону? Невозможно сделать бизнес в России, не зная особенностей нашего менталитета.

– Расскажи подробнее про менталитет.

– Я могу рассказать, но это мало что тебе даст. Нужно получать системные знания последовательно и во всем объеме. Так намного эффективнее.

– Понимаешь, я сомневаюсь. Столько тренингов прошел, а результат ноль.

– Ты прав, главное в любом деле – результат. 20 000 отзывов людей, прошедших тренинг. Вот один из них:

А главное, есть четыре бесплатные онлайн-лекции, которые дают возможность попробовать на практике, что это такое – понимать себя и других. Регистрируйся, и ты все сам проверишь.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/biznes-psihologija-jeffektivnye-treningi-upravlenija-biznesom

Психология бизнеса — это психология хозяйки бизнеса

Психология бизнеса - это психология хозяйки бизнеса

Психология бизнеса изучает не только психологию продажи, маркетинга и менеджмента, но прежде всего, психологический профиль его руководителя. Если основатель бизнеса женщина, значит будем изучать психологию хозяйки этого бизнеса. Статья по запросу одной бизнес-леди, пожелавшей остаться инкогнито.

Бизнес — это прежде всего психология, согласны?

Бизнес — это психология, писала автор одноименной книги для бизнесменов Мелия Марина.

Кто Вы внутри своего бизнеса: Победитель или Неудачник?

Первичный взгляд нужно бросить на сценарий жизни руководителя и создателя бизнеса и установить, удачник он или победитель по жизни?

 Загрузка ..

В конце статьи Вам будет предложено пройти тест, чтобы Вы смогли оценить, насколько верна Ваша самооценка.

Какие аспекты психологии личности в бизнесе оценивает сценарный аналитик?

Бизнес, как и театр — это маленькая жизнь. В бизнесе, как и в театре, как и в жизни на первый план выходит личность человека, хозяина, актера.

Сценарная терапия — это личностная трансформация

Сценарный аналитик, как режиссер в театре, пытается проникнуть в суть, сердцевину личности основателя бизнеса, чтобы понять какие нити связывают человека с его прошлым.

Вот собственно достаточно полный профиль для анализа совместно с транзактным аналитиком или для самоанализа. Причем, большинство тем раскрыто в вышеупомянутом курсе, который совмещает в себе эти 2 способа анализа.

Психология парикмахерского бизнеса: как его строить в потоке?

Недавно ко мне обратилась одна из подписчиц моей группы (оставим ее имя в тайне)  — ее вопрос-запрос касается эмоционального состояния внутри бизнеса

Простыми словами о главном — о сути счастья: спокойствие и принятие

Ее запрос звучит так: Во мне живет Чертенок, который заставляет важное в бизнесе откладывать на потом. Она буквально вопит через строки сообщения:  «Я многого в жизни добиваюсь, но это все идёт через огромное ПРЕОДОЛЕНИЕ.

Вот как эта психологически уставшая женщина и хозяйка бизнеса описывает текущую ситуацию (плюс мои комментарии по ходу пьесы):

Я внимательно читаю запрос и задаю ключевой вопрос — неожиданный для клиентки, не о бизнесе — меня интересует психологический портрет «Чертенка».

На этом наша переписка закончилась, и сейчас я сформулирую краткие рекомендации в формате «Что делать?».  

Как изменить психологию хозяйки бизнеса: рекомендации психолога

Скажу сразу и наперед, если Клиентка на чей запрос я отвечаю сегодня в статье по запросу, решит трансформировать себя и избавиться от сценария неудачника, то ей придется расстаться со своим сценарным партнером — буквально — разделив бизнес, или номинально (наверное лучший вариант) переведя ее на роль обычного мастера.

Читайте также:  Заражение как психологический феномен - психология

А Вы настроены в бизнесе на победу или проигрыш?

Пройдите тест, определяющий Ваш стиль и сценарий в жизни, отношениях, работе и бизнесе (вернитесь на блог, чтобы ответить на этот вопрос в комментариях)

[sociallocker id=»7695″]Кто Вы? Неудачник? Середняк или Победитель?[/sociallocker]

Рекомендации транзактного (сценарного аналитика):

Поделитесь статьей в социальной сети со знакомыми бизнесменами и бизнес-леди:

Задайте в комментариях вопросы по содержанию статьи и поделитесь своими результатами прохождения теста.

Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-biznesa/psixologiya-biznesa-biznes-eto-psixologiya-ego-xozyajki-biznes-psixologiya/

Психологические советы для бизнеса и управления

Психологические советы для бизнеса и управления

Психология – универсальная наука, применение которой находят в любой области. Ее знания помогают достичь более значимых высот в жизни по сравнению с теми, кто не знает хотя бы ее основы.

Развивается мир, общество, а с ними и психология находит все новые области применения и одна из них психология бизнеса.

Что такое психология для бизнеса и предпринимательства?

Это понятие возникло в конце 20 века, когда бизнес стал развиваться особенно быстрыми темпами. Появилась необходимость более точно изучить влияние некоторых отраслей: экономики, социологии и психологии друг на друга и на бизнес в том числе. Дело в том, что они очень тесно между собой связанны. Если вы трудитесь в одной из этих сфер, вам непременно придется ознакомиться и с другими.

Появились новые социально-экономические отношения, требующие участия профессиональных психологов, ведь перед бизнесом появляются все новые задачи, решать которые нужно незамедлительно. Бизнес необходимо рассматривать с разных сторон. 

В зависимости от того с какой стороны мы будем смотреть, можно увидеть деятельность человека, который зарабатывает деньги, тем самым создавая экономику странны, а это уже другие более масштабные процессы. Именно бизнес формирует экономику страны, изучает и создает спрос и предложения.

Психология в  малом, среднем и крупном бизнесе затрагивает три основных аспекта:

  1. отношения внутри коллектива, осуществляющего экономическую деятельность;
  2. анализ рынка, выявление группы потребителей. Другими словами ведение предпринимательского дела;
  3. отношения бизнеса и экономики в масштабах страны.

Как видите это огромная сфера, для ее более углубленного изучения пришлось выделить ее в отдельную отрасль психологии — психологию бизнеса.

Она еще относительно молода, однако очень востребована, среди участников этих отношений, ее знания помогают улучшить эффективность бизнеса в целом и делают психологическую обстановку в коллективе положительной, что облегчает решение экономических и производственных вопросов.

Чем она может быть полезна психология для работы?

Конечно, в большей степени психология бизнеса касается тех организаций, которым приходится ежедневно обслуживать большое количество людей.

Кроме того, не стоит забывать, что любую деятельность осуществляет прежде всего человек и чаще всего делает это не один, а с группой единомышленников и подчиненных, все эти люди имеют свой характер.

В процессе работы им приходится взаимодействовать друг с другом из-за чего могут возникать симпатии или неприязнь, а это непременно скажется на атмосфере во всем коллективе.

Как видите это очень большая отрасль, затрагивающая все уровни отношений бизнеса. Поэтому ее знания пригодятся и сотрудникам заводов и тех предприятий, которым нет необходимости общаться напрямую с клиентами.

Как уже было сказано выше, знание психологии позволяет бизнесменам успешно вести свое дело, искать новых покупателей, проводить рекламные компании, создавать положительную атмосферу в коллективе и выполнять другие задачи, но где же можно всему этому научиться?

Существуют специальные тренинги и семинары, их проводят в основном для руководящего звена. Чтобы результат был заметен, придется направлять на обучение целый штат сотрудников, естественно, не в ущерб производству. 

Как вы уже поняли, самым первым человеком, который должен иметь представление о психологии бизнеса и уметь пользоваться ее приемами – является руководитель. Но, в той или иной степени, знания их этой области будут полезны всем сотрудникам в компании.

Источник: http://9psy.ru/psihologicheskie-sovety-dlya-biznesa-i-upravleniya

Психология, как бизнес

Психология, как бизнес

Практическая психология, как бизнес, требует совершенно иного подхода, чем например психология, как психотерапия, или психология, как наука.

Бизнес требует одних приоритетов, психотерапия других, наука третьих.

В практической психологии, если психолог хочет сохранить строгий научный подход (а не превратиться в чудаковатого шамана), если психолог хочет реально быть эффективным психотерапевтом или консультантом (а не просто собирать с клиентов деньги за свое глубокомысленное лицо), если при этом психолог хочет прокормиться сам и как-то содержать семью (а не просто заниматься интересным делом из любви к искусству), – вот тогда в практической психологии приходится как-то объединять эти подходы и находить разумную середину и компромиссы.

Психологии, как консультированию и психотерапии, и психологии, как науке, учат в институтах. Психологии, как бизнесу, особо нигде не учат.

А кому учить-то? Преподаватели-теоретики, как правило, хорошо образованы, но мало смыслят в практическом бизнесе. Они учат тому, в чем неуспешны сами.

Практики-бизнесмены в области психологии встречаются нечасто, а те, кто чего-то достиг в финансовом плане, неохотно делятся секретами. Они не заинтересованы в том, чтобы чему-нибудь учить.

Мы решили частично восполнить этот пробел. В прошлом многолетняя работа преподавателями психологии в ВУЗе дает нам необходимый кругозор в профессии психолога.

Нынешняя многолетняя практика успешных и зарабатывающих психологов дает нам знания, как делаются деньги в психологии, и умение эти деньги зарабатывать.

Вот кое-какими личными наработками в этой области мы и решили поделиться с читателями.

Не подумайте, что мы святые бессребреники или сошли с ума. Конечно, нет. Просто те знания в области психологии, как бизнеса, которые для вас, возможно, интересны, мы уже давно переросли. Мы ушли вперед, и вряд ли вы так легко нас догоните. А к тому времени, когда догоните, мы снова уйдем вперед.

Вот почему нам не жалко поделиться опытом. Если сможете – догоняйте! Если захотите – приходите к нам учиться: психологии, вообще, и бизнесу в психологии, в частности. А пока просто несколько нехитрых истин, которым не учат в институте, и которыми с вами вряд ли кто поделится в психологии, как бизнесе.

Итак, психология, как бизнес:

1. Как учат психологов в теории. Психологов часто учат, что психологу нельзя звонить клиенту, т.к. клиент должен сам проявить инициативу. Психолог не должен себя навязывать.

Клиент должен сам созреть до звонка психологу, и вот только тогда, когда клиент готов, когда он сам внутренне пришел к необходимости обратиться к психологу, вот только тогда и возможна эффективная помощь психолога. Тем более, психологу недопустимо выполнять запрос касательно третьего лица, т.е.

выполнять просьбы людей касательно их члена семьи или друга. Человек должен сам дойти до необходимости помощи психолога, сам позвонить, сам прийти к психологу и на приеме сформулировать свой запрос к психологу.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса.

Скажите любому успешному менеджеру по продажам, что ему нельзя первому звонить потенциальному покупателю, потому что нельзя навязываться, и покупатель должен сам внутренне дойти до принятия решения о покупке! А еще скажите любому успешному менеджеру по продажам, что ему нельзя выполнять просьбы близких, например, если жена хочет подарить мужу подарок, ни в коем случае нельзя ей ничего продавать, т.к. муж должен обязательно сам принять решение о покупке, самостоятельно прийти в магазин и озвучить продавцу свой запрос! Любой успешный менеджер по продажам скажет вам, что это глупость.

Психология, как бизнес, начинается с успешных продаж! Если у вас нет успешных продаж, ваш бизнес в психологии рухнет. Как минимум, у вас не будет денег. Как максимум, у вас не будет клиентов.

А если у психолога не будет клиентов, то не будет и регулярной практики, и тогда он, как практический психолог, очень быстро потеряет квалификацию и перестанет быть эффективным психологом.

А если вы находитесь в самом начале своего профессионального пути практического психолога, то без регулярной практики, без большого числа клиентов, вы так и останетесь беспомощным теоретиком с дипломом.

Вышенаписанное вовсе не означает, что психологу, делающему бизнес в психологии, нужно привлекать к себе клиентов любыми недобросовестными методами и браться в психологии за всё, не умея это хорошо делать. Конечно, нет. Но нужно четко понимать: существуют типовые методы эффективных продаж.

Психология не является чем-то особенным и исключительным. Психология – такая же услуга, как и многие другие услуги. Не надо считать себя особенным только потому, что вы психолог. Вот почему большинство типовых методов привлечения клиентов и продвижения своей услуги абсолютно применимы к психологии, как бизнесу.

В том числе, вам можно звонить клиенту первым, если вы считаете это разумным и рациональным. А если вы считаете это неразумным и нерациональным, то можно и не звонить.

Выбор должен быть детерминирован эффективностью продаж, человеческим состраданием и реальной возможностью помочь, а не придуманными кем-то абсурдными запретами.

И конечно, можно пробовать выполнять запрос касательно третьего лица. Никто не может запретить вам оказывать качественную услугу помощи людям (пусть даже третьим лицам, по просьбе их близких), если вы, действительно, умеете это хорошо делать.

И вот тут встает самый главный вопрос: а вы, действительно, умеете эффективно и качественно помогать людям или пытаетесь спрятать свое профессиональное невежество и жадность до денег за дипломом профессионального психолога?

Если умеете – делайте! Теперь все запреты, придуманные другими странными людьми, на вас уже не распространяются. Благодарность и любовь людей, которым вы помогли, – лучший аргумент в пользу того, что вам теперь можно очень многое: в том числе, первому звонить клиентам и пытаться выполнять запросы касательно третьих лиц.

А вот если вы профессионально беспомощны, если вы втюхиваете людям свои психологические услуги ненадлежащего качества с помощью методов эффективных продаж, вот тут ваше будущее очень рискованно.

Огромная масса разгневанных клиентов – страшная сила! Они снимут с вас скальп трижды: первый раз за обманутые надежды, второй раз за потерянные деньги, третий раз за нанесенный вред под видом помощи.

Вот такая она психология, как бизнес: простая, логичная и справедливая.

2. Как учат психологов в теории. Если вас учили классической академической психологии, то вам наверняка говорили, что с клиентами нельзя сближаться эмоционально. Нельзя поддерживать приятельские отношения – это некорректно. Нельзя дружить – ведь вы становитесь заинтересованным лицом.

Тем более, нельзя оказывать психотерапию своим близким и родственникам – ведь с близкими людьми есть взаимные интересы и конфликты интересов. Упаси Бог, с клиентами флиртовать – это абсолютное табу, и за это вас осудит всё профессиональное сообщество психологов.

К тому же, агрессивный трансфер и сексуальный трансфер на психолога никто не отменял, и поэтому любое эмоциональное сближение психолога с клиентом опасно для психолога и некорректно по отношению к клиенту.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса.

Прежде всего хочется сказать о психологической помощи своим родным и близким, если вы работаете психологом или делаете бизнес в психологии.

Вот если вы, например, водитель и на работе возите людей. Вы пришли домой, а тут жену нужно отвезти куда-нибудь, например, в магазин или на дачу с ребенком.

И вот тут вы ей говорите: «Не могу, дорогая! Нам водителям запрещено возить своих родных и близких! Таковы профессиональные правила у водителей, понимаешь ли…» – «Почему???» – спрашивает жена. А вы ей отвечаете: «А у нас с тобой общие интересы и могут быть конфликты интересов.

А это может повлиять на мое водительское мастерство. Я разволнуюсь, сделаю аварию и разобью тебя об столб. Поэтому мне нельзя!» – «Бред!!!» – скажет жена такого водителя. И будет абсолютно права.

А теперь представим, что вы профессиональный врач, и вам кто-то странный строго-настрого запретил помогать своим родным и близким. И вот вы приходите домой с работы, а дома муж или ребенок болеет.

Конечно, вы можете быть врачом гинекологом, а у мужа ангина… Но если вы хоть чуть-чуть компетентны, вы окажете близкому человеку первую помощь, а потом обратитесь к узкому специалисту.

Если, конечно, вы нормальный здравомыслящий человек…

Вот нам и непонятно, почему многих психологов учат быть не нормальными здравомыслящими людьми, а воспитывают из них каких-то ненормальных идиотов в профессии и в жизни.

Теперь о любых эмоциональных отношениях с клиентами: приятельстве, дружбе, флирте. Обычно в институте или на курсах психологов учат, что всё это строго-настрого запрещено.

Во-первых, якобы потому что психолог, вовлеченный в эмоциональные отношения может разволноваться и потерять компетенцию, может (обуреваемый страстями) не сдержаться и нанести вред клиенту, и (о Боже!) под влиянием эмоций может переспать с клиенткой и тогда… (о ужас, ужас!!!).

У нас только один вопрос, почему водителям (которые, как известно, тоже неплохие психологи по жизни) можно возить своих приятелей, друзей и девушек, а психологам нельзя? Почему психологов пытаются так учить и воспитывать, словно они, либо дебильные идиоты, либо похотливые психопаты без тормозов.

Ау, преподаватели психологии, вы по себе судите или специально так молодых психологов учите, чтобы конкурентов в профессии, не дай Бог, не вырастить?

Во-вторых, почему психологу нельзя эмоционально сближаться с клиентами, так это якобы потому, что сблизившиеся с вами клиенты потеряют чувство уважения и дистанции и могут нанести вам вред.

Например, в случае агрессивного трансфера, клиент может накинуться на психолога и нанести физический или эмоциональный ущерб.

Или например, в случае сексуального трансфера, клиент может накинуться на психолога с домогательствами… и тут совсем ужас, ужас, ужас! Вот интересно, нормальный адекватный клиент накинется на помогающего ему психолога с оскорблениями, избиением или изнасилованием? А если клиент настолько ненормален и неадекватен, что потенциально он может и готов это сделать, неужели его удержит какое-то чувство дистанции? Неужели психологу в этой ситуации достаточно будет гордо вскинуть голову и сказать: «Уйди, противный! Я с тобой не дружу и не флиртую!» – и неадекватного клиента это удержит? Ау, преподаватели психологии, вы опять нас тут за идиотов держите? Или все просто: вы прекрасно понимаете, что эмоциональные отношения с клиентами – это мощнейший инструмент продаж психологии, как услуги, и поэтому вы молодых психологов осознанно учите неправильно, чтобы потом не пришлось делить с ними рынок психологических услуг?

К счастью, у практических психологов, сделавших психологию своей профессией, призванием и бизнесом одновременно, есть здравый смысл. Мы не призываем молодых психологов верить именно нам. Мы призываем задуматься и сделать свои собственные выводы.

Читайте также:  Выдержка - психология

3. Как учат психологов в теории. Психолог не должен давать советов. Своим советом вы можете нанести вред. Ведь у каждого свой индивидуальный путь.

Своими неосторожными советами, густо замешанными на феномене проекции, вы вторгаетесь в психику человека и можете подтолкнуть его к тому, что ему совершенно не подходит.

Поэтому нужно не советы давать, а создавать условия, чтобы клиент психолога сам в себе нашел ответы на свои вопросы, и вот это и будет абсолютной субъективной истиной для вашего клиента.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса.

А зачем нужен клиенту такой психолог-консультант, который не хочет или неспособен дать правильный совет или рекомендацию? За что деньги-то такому психологу платить?

Запутавшийся в своей ситуации клиент приходит к психологу-консультанту именно за тем, чтобы ему дали совет, что делать дальше. А психолог начинает юлить: «Я советов не даю.

Правда могу дать рекомендацию…», «Вы сами должны найти решение, я буду только создавать условия, чтобы вы его нашли…», «Это сложная психотерапевтическая проблема.

Чтобы вам ее решить нужна длительная психотерапевтическая сессия, много-много сеансов…»

Психолог-консультант должен уметь давать адекватные советы, когда клиент этого требует. Психолог-консультант должен уметь нести ответственность за свои советы перед собой и клиентом.

Работа психолога немного похожа на работу адвоката. Психолог отстаивает интересы клиента, какие бы глупости и ошибки не натворил в жизни перед этим человек, пришедший к психологу.

Вы когда-нибудь слышали об адвокатах, которые боятся давать советы? Зачем вообще нужны такие адвокаты?

Иногда хочется, чтобы психологов привлекали к ответственности за пустую болтовню и неоказание помощи в трудной для клиента ситуации. Как капитана корабля за оставление людей в критической ситуации. На эту тему мы подробно писали в статье «Психолог: «Я не даю советов!». Рекомендуем почитать просто для того, чтобы сделать свои собственные выводы.

Дискуссия о допустимости советов и рекомендаций в психологии очень старая и жаркая. Наша человеческая и профессиональная позиция читателю уже понятна.

Вот еще, что нам пишут: «Страна советов… Совершенно не обязательно раздавать советы, чтобы помочь человеку найти верное решение. Можно задавать вопросы, например. Эвристические беседы никто не отменял. Решение, которое человек принял сам — наиболее ценное и правильное. А те, кто приходит за советом, зачастую просто пытаются свалить на психолога ответственность за принятие решения».

Отвечаем: И сколько на это уйдет времени? Штучная ювелирная длительная работа. А человеку сегодня-завтра решение принимать, от которого вся его жизнь зависит. Типичный случай: у клиентки муж в супружескую постель другую женщину привел. И она их застукала. И ей сегодня с ним в эту постель ложиться.

И таких людей много: десятки, сотни. А психологов, которые могут дать компетентный совет и нести за него ответственность мало. Большинство психологов именно такие, как мы описали. За 20 лет практики насмотрелись мы на психологов. А страны советов давно нет.

Есть страна, в которой на тебя всем наплевать и адекватно посоветовать некому.

И вот здесь ключевым становится вопрос качественного образования и практической компетентности психологов. Например, мы недавно наткнулись на сайт, где 23-летняя психологиня пишет: «Я помогаю людям на основе своего богатого жизненного опыта».

Люди! Будьте бдительны! Это называется феномен проекции. Об этом еще на первом курсе факультета психологии говорят. Психолог не должен переносить свой личный жизненный опыт на клиента. Тем более в 23 года. Это называется помогать другим от своих собственных проблем.

Нельзя, чтобы такие психологи «давали советы». Уж они надают…

И вообще, компетентный совет – это результат глубочайшего анализа клиента и его ситуации, а вовсе не результат субъективизма и личных переживаний психолога! Вот это главное! Подробнее обо всем этом можно прочитать в нашей статье: «Психолог: «Я не даю советов!» Ответы на вопросы».

4. Как учат психологов в теории. Психолог не должен ставить диагнозов. Нельзя вешать ярлыки на людей. Если человек болен, пусть идет к психиатру – вот психиатр и поставит диагноз.

А если человек здоров и ходит к психологу, никакие диагнозы неуместны, т.к. это здоровый человек, все люди разные и обладают уникальной индивидуальностью, вешать на них ярлыки некорректно и недопустимо.

Нужно вместе с клиентом познавать тайники его души, и дать каждому клиенту свободно проявлять свою индивидуальность.

Как происходит в практике психологии, как бизнеса.

Психологический диагноз – это не ярлык. Никто не призывает как-то социально или личностно принижать человека. Никто не призывает всех стричь под одну гребенку. Каждый человек, несомненно, индивидуален и уникален. Но именно потому, что все люди разные, и чтобы как-то мочь этих разных людей различать, систематизировать и помогать им – именно для этого и придумали замечательную науку психодиагностику.

И кстати, она входит в государственный стандарт образования психологов.

Врач, если это не скоровспомощной случай, начинает с анализов. Это правильно. В большинстве случаев невозможно по внешнему виду человека поставить безошибочный диагноз. В психологии так же. Существует устойчивый миф, что хороший психолог видит человека насквозь. Чушь! У нас у одного 20 лет, а у другого 25 лет профессионального стажа.

И мы оба хорошие психологи, без всякого там скромного опускания глаз и шарканья ножкой.

И вот мы вам говорим: не видит психолог сразу человека насквозь! Постепенно начинает понимать, чувствовать и знать глубоко, но в результате кропотливой работы – психодиагностики, в первую очередь! Поэтому первое, что очень желательно делать психологу после первичной консультации, это психодиагностическое обследование своего клиента.

Полученный точный (в цифрах!) психологический диагноз позволит обоснованно ответить на кучу вопросов. Что произошло с клиентом? Что к этому привело? Где норма, а где патология? Что врожденно, а что приобретено? Что дальше делать? Какие методы помощи будут самыми эффективными? И еще много-много всяких деталей и частностей.

Исключение составляют случаи, когда клиент приходит в настолько остром состоянии (например, патологический аффект), что психолог уподобляется врачу скорой помощи – диагноз ставится приблизительно «на глазок», и далее принимаются срочные меры по выведению клиента из острого состояния.

На совести практикующих психологов, которые вовремя не проработали не только свои проблемы (это само собой!), но и свое образование, свой стиль мышления – десятки и сотни непоставленных или поставленных неправильно психологических диагнозов.

На совести таких психологов бесконечные курсы и тренинги личностного развития, длительные психотерапевтические сессии с разговорами о детстве клиента, а в результате – потерянное время жизни клиента, пропущенные серьезные диагнозы, некомпетентная помощь не от того, чем страдает человек, — а в итоге часто ухудшение состояния обратившегося человека и развитие реального психического расстройства. Почему? Специалист продолбал! По причине своих субъективных неправильных представлений о жизни и профессии. По причине псевдогуманизма. Подробнее обо всём этом можно прочитать в нашей статье «Психолог: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!» Так что, эффективный психолог-консультант в большинстве случаев обязательно должен ставить правильный психологический диагноз, и на основании этого диагноза дать верные рекомендации и оказать быструю точную психологическую помощь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Как активно практикующие психологи, мы прекрасно понимаем, что любой человек, в том числе психолог, может ошибаться.

Просто в силу неплохого образования и профессионального опыта мы стараемся свести наши ошибки к минимуму. Тем не менее, они возможны.

Вот почему мы призываем, как психологов, так и клиентов, не верить нам слепо, а подумать самим. А если ваши мысли совпадут с нашими, значит это уже весомо.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Источник: http://www.uspeshnie-mozgi.ru/psixologiya-kak-biznes-3/

Три главных убеждения владельца, которые мешают развивать бизнес

Три главных убеждения владельца, которые мешают развивать бизнес

Руслан Хабибуллин

Если вы − владелец бизнеса, то, скорее всего, вы сейчас очень возмущены: «Как это так?! Мой бизнес, и я еще для него препятствие?!».

Я вполне соглашусь с вами, что это не так, только если ниже описанная картина будет не про вас.

Ведь наверняка вы начинали свой бизнес, чтобы иметь большие доходы, много свободного времени, возможность проводить время со своей семьей, путешествовать…

А что в реальности?

Вы крутитесь как белка в колесе по 10-12 часов в день, без выходных, в отпуске случается побывать раз в два года и то на неделю, к этому, как правило, добавляются проблемы со здоровьем и семьей. Вот так, увязнув в текучке дел своего бизнеса, владелец уже и забывает о тех личных целях, ради которых он создавал свое дело, не говоря уже о том, чтобы найти время на развитие своего бизнеса.

Попробуем разобраться, какие стереотипы мышления, какие действия привели к такому результату, и что же необходимо изменить.

«Я всегда доступен для клиентов, сотрудников»

Часто ли с вами случается такое, когда вы заняты важным делом или проводите время с семьей, вдруг раздается телефонный звонок, который сообщает вам, что срочно необходимо решить какую-то проблему? И вот вы бросаете все и начинаете решать эту самую проблему.

Основной принцип личной эффективности владельца компании − действовать по своим правилам. Тем сильнее будет буксовать ваш бизнес, чем больше вы будете подстраиваться под клиентов, сотрудников, успевая делать при этом меньше.

Ваши личные дела должны быть на порядок приоритетнее клиентов и сотрудников. Расставляя приоритеты, вы должны заниматься только тем, что у вас лично получается лучше всего, а все остальное аутсорсить, покупая чужое время! Естественно, то время, которое вы покупаете, должно стоить меньше вашего.

«Бизнес − это тяжкий труд»

Есть работа, а есть удовольствие, и очень часто можно услышать от окружающих, что никогда не следует смешивать эти два понятия. А теперь задумайтесь вот о чем.

Около 50% времени, которое мы затрачиваем на активную деятельность, так или иначе связано с работой, бизнесом.

И если бизнес для предпринимателя только лишь источник денег, и он не приносит удовлетворения, не заряжает энергией, то можно ли считать успешным такого предпринимателя, который тратит полжизни на то, чтобы «отработать» другую половину?

При этом многие оправдывают такую ситуацию тем, что «нет выбора, надо зарабатывать на жизнь» или «сейчас заработаю денег, и потом начнется настоящая жизнь». Но почему-то настоящая жизнь так и не начинается.

Поэтому крайне важно менять подход − сразу строить бизнес на том, что вам нравится делать, на том, что доставляет вам удовольствие. А для выполнения текучки всегда можно нанять того, кому нравится с ней справляться. Вы без труда увидите подобный подход у всех самых успешных бизнесменов, если ознакомитесь с их биографиями.

Дело, которое не приносит вам удовольствия, вытягивает энергию из вас. Невозможно добиться серьезного успеха, занимаясь «не своим» делом.

«Я − самый лучший работник в своем бизнесе»

Ключевая проблема большинства малых бизнесов совсем не сотрудники, нехватка средств, конкуренты, нежелающие платить клиенты, а сам владелец компании, работающий не над бизнесом, а в бизнесе.

Работа над бизнесом предполагает постоянный замер и контроль ключевых показателей, качественно их преобразование, внедрение новых идей, стратегий роста, поиск партнеров, расширение продуктового ассортимента, автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов, вместо этого владельцы продолжают принимать заказы, инвентаризировать склады, продавать товары, составлять договоры, чинить сайт… И чем больше объем технической работы лежит на владельце бизнеса, тем сильнее он начинает буксовать. Работать должен бизнес!

Даже если вы наймете самого талантливого, самого способного сотрудника, вам все равно будет казаться, что проще все сделать самому, и с этой мыслью владелец продолжает работать в бизнесе.

С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все владельцы малого бизнеса. И единственным выходом из этой ситуации является изменение сознания предпринимателя.

Первым шагом владелец перестает быть технарем и становится менеджером, то есть выстраивает бизнес-процессы так, чтобы вся текущая работа выполнялась чужими руками. При этом на собственнике остается контроль над этими процессами.

Дальнейший переход представляет собой путь от менеджера к директору, когда владелец выстраивает системы для менеджеров, то есть чужими руками выполняется не только сама работа, но и управление бизнесом.

На третьем шаге собственник становится «настоящим» владельцем бизнеса, при этом выбирая себе одну из подходящих для себя ролей: инвестор (когда бизнес становится финансовым инструментом, активом, в который вкладываются деньги), развивающий бизнес (когда владелец занимается построением сети, работой с регионами и тому подобное), развивающий технологии (уникальность компании, ее правильное развитие).

Еще одним фактором, сильно тормозящим развитие бизнеса, является проблема делегирования продаж. Суть проблемы в том, что даже высококвалифицированный менеджер по продажам будет продавать в два раза хуже владельца бизнеса (такова уж человеческая психология, которая обуславливает разницу в подходах к делу между работающим по найму и предпринимателем).

Таким образом, когда собственник передает функции продаж другому человеку, то теряет половину продаж. Но и заниматься продажами самому − это не задача собственника.

Ключи к решению данной проблемы кроются в расширении штата сотрудников по мере роста компании, занимающихся поиском потенциальных клиентов и их конвертации в реальные, и созданию системы увеличения числа потенциальных клиентов, то есть выстраиванием к вам очереди из клиентов.

При создании бизнеса главной задачей для собственника становится − не стать рабом собственного дела. Парадокс в том, что если дела идут плохо, то необходимо вкладывать много ресурсов, чтобы их улучшить. Если же дела идут в гору, то ресурсов надо вкладывать еще больше, чтобы бизнес развивался.

Тем временем бизнес должен быть инструментом для достижения того стиля жизни, которым хочет жить его владелец. Мысль о перестройке процессов приходит к владельцу в тот момент, когда собственнику надоедает появляться на работе раньше всех, а уходить − позже.

И единственный путь к личной свободе собственника проходит через систематизацию работы компании.

Самый верный признак успешного бизнеса, если его владелец в любой момент может отключить мобильный телефон, «выкинуть к черту» ноутбук и уехать на полгода на остров в тихом океане, при этом бизнес будет все также стабильно работать и приносить прибыль. 

Читайте также:  Как и зачем ставить цели на год? - психология

Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1784119-tri-glavnyh-ubezhdeniya-vladeltsa-kotorye-meshaut-razvivat-biznes

Основные определения психологии бизнеса

87514

Основные определения психологии бизнеса

Лекция

Психология и эзотерика

Бизнесмен — это человек, занимающийся не просто «делом» (прямой перевод с английского), а деятельностью. И деятельность эта направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. При этом интересно отметить, что бизнесмен не обязательно должен быть сотрудником какой-то организации.

Русский

2015-04-21

198.6 KB

3 чел.

1. Понятия «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер»

      Прежде чем рассматривать основные понятия бизнес психологии и ее описание как науки и как учебной дисциплины, попытаемся определиться с тем, как понимать термин «бизнесмен» и отличать его от часто употребляемых в качестве его синонимов терминов «менеджер» и «предприниматель». Только определившись с этим, мы получим основания в дальнейшем рассматривать бизнес-психологию как одну из составных частей экономической психологии наряду с другими ее составными частями, в частности с психологией предпринимательства и психологией менеджмента.

         Бизнесмен — это человек, занимающийся не просто «делом» (прямой перевод с английского), а деятельностью. И деятельность эта направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

При этом интересно отметить, что бизнесмен не обязательно должен быть сотрудником какой-то организации. Он может «делать деньги» и в одиночку. Например, быть акционером, учредителем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

        А вот менеджер обязательно должен быть сотрудником какой-то организации, занимать там должность. В его подчинении обязательно должны находиться люди, иначе управлять ему будет некем.

           Предприниматель — это человек, который обязательно стремится к чему-то новому и при этом рискует. Чем угодно. Не обязательно своими капиталами.

Например, учителя-новаторы или администраторы школ нового типа — это предприниматели в сфере образования.

Хотя денег они не «делают», но рискуют, например, своей репутацией, местом работы, положительным отношением к себе учеников и их родителей.

Может ли бизнесмен быть одновременно и предпринимателем?

           Да, если он не только рискует своими деньгами, но и стремится к новому. Если же он эксплуатирует для получения прибыли уже известные способы, то не является предпринимателем.

Может ли менеджер быть предпринимателем?

         Да, если он пытается управлять по-новому и тоже рискует. Если же он работает «по схеме», то есть по некоторому повторяющемуся алгоритму, по строгой инструкции или жесткой технологии, то он менеджер-бюрократ, а не менеджер-предприниматель.

Может ли менеджер оказаться бизнесменом?

          Да, если он работает на своем предприятии или является акционером этого предприятия. Нет, если он — наемный работник. В последнем случае он может стать бизнесменом разве что в свободное от работы время. Например, купить огород и все лето обрабатыватъ его в надежде получить от этой деятельности денежную прибыль.

        Что объединяет все эти понятия? Экономическая психология, которая нами понимается как наука, изучающая психологические проявления  людей, занятых хозяйственной деятельностью,

        Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бизнес-психология изучает проявления людей, занятых хозяйственной деятельностью, только в случае если речъ идет о рыночной системе ведении  хозяйства. Ведь именно в условиях рынка возможно существование бизнеса, и деятельность бизнесмена может быть направлена на получение прибыли.

       Психология менеджмента — это социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений членов коллектива.

        Как отмечается в одном из наиболее популярных сегодня учебников по основам менеджмента, большинство экспертов согласны с определением понятия «управление» через функции организации: это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели, которую ставит перед собой организация, Понятно, что если эти цели связаны с бизнесом, уместно говорить о менеджменте как о бизнес процессе. Аналогичная картина наблюдается и в отношении психологии предпринимательства. Если вникнуть в суть самого слова «предпринимательство», то легко заметить, что оно происходит от глагола «предпринять, предпринимать». Владимир Даль определяет глагол «предпринимать» как затевать, решать, исполнять какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного, также затевать намерения, желать что-либо устроить, а предприимчивого человека он описывает как способного к предпринимательству, а именно — смелого, решительного, отважного на дела этого рода. То есть главным отличительным признаком предпринимательства оказывается осуществление какой-то важной и значительной затеи, сопряженной со смелостью и риском. Ни присутствие других людей, ни система хозяйствования, в которой эта затея осуществляется, как мы видим, в русских словарях не упоминаются.

       Однако нетрудно предположить, что если затею берется осуществлять группа или целая организация, вопросы менеджмента возникнут сами собой.

С другой стороны, если затея будет направлена на получение прибыли в условиях рыночных отношений, то можно говорить о бизнес предпринимательстве, которое почему-то в современных определениях стало занимать место предпринимательства в целом.

Для примера рассмотрим определение, данное авторами коллективной монографии «Психология» со ссылкой на законодательство: «предпринимательство…

определяется как инициативная (самостоятельная) деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода». При этом авторы, на наш взгляд, заметно сужают понятие предпринимательства, рассматривая его только на фоне рыночных отношений.

2. Предмет и методы бизнес психологии

          Предмет бизнес психологии — это психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы (организации), а так же самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

          Как мы видим, в этом определении присутствуют понятия «рынок» и «объединение людей» одновременно. Первое методологически транслируется от экономики — через концептуальный аппарат экономической психологии. Второе идет от психологии, поскольку ее предметом всегда были люди и их объединения.

        Поэтому для бизнес психологии понятия «рынок» и «рыночные отношения» на уровне, как микро -, так и макроэкономики «преломляются» через деятельность бизнес-структуры — организации, фирмы или ее подразделений.

Возможно — сети дочерних предприятий или объединения фирм.

Тогда речь пойдет о бизнес-психологии корпораций, холдингов, трастовых и других компаний, совместных предприятий, союзов всемирно известных мощных организаций с их многочисленными филиалами.

        Если фирма занимается внешнеэкономической деятельностью или в ее штате присутствуют сотрудники из других государств, то методологически ее бизнес-психология выстраивается с учетом знаний, накопленных в теории и практике международных экономических отношений, предметно — на основе знаний о психологии парного, внутригруппового и межгруппового вариантов межкультурной коммуникации и практики интеркультурного научения.

       Методы бизнес-психологии — это все методы научно-прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.

), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций. 

Особенностью и главным отличием

методов бизнес-психологии от методов смежных наук является то, что они:

1-    «работают» только для условий рыночной системы хозяйствования,

2-    в качестве «константы» включают факт ориентации испытуемых на прибыль,

3-  удобны для применения не столько в информационно-исследовательских целях, сколько для решения конкретных задач оптимизационного, консультативного и обучающего характера.

      Проиллюстрируем сказанное на примере метода интервью. Если его применять как  метод бизнес психологии, то стоит принять во внимание следующее:

         1) вопросы интервью формулируются и понимаются в терминах рыночной экономики, в контексте актуальных рыночных отношений, например, вопросы о конкурентоспособности, надежности маркетинговых мероприятий, эффективности стратегии сбыта, бизнес этике в работе менеджера по персоналу, эффектах двойной экономики и такой же морали, и тому подобном;

       2) вопросы о социальной и психологической регуляции профессиональной деятельности бизнесменов изначально строятся на такой стержневой характеристике, как прибыль; мотивация персонала этой характеристике не противоречит, иначе о карьере в сфере бизнеса не может быть речи — соответственно этому вопросы интервью группируются вокруг тем «прибыль», «карьера», «положение», «риск», «отношение к собственности», «деловое партнерство», «имидж», «престиж», «миссия», атемы нематериальных ценностей, гуманистических идеалов, общественных интересов и бескорыстных поступков фактически отсутствуют;

      3)   способ обработки результатов интервью всегда обещает дать ответ на тот или иной практический вопрос, помочь разрешить сложную ситуацию, исправить предконфликтное положение в отношениях с сотрудниками или партнерами, разработать программу длительного психологического сопровождения или краткосрочного обучения административного совета, психологической подготовки или целевого тренинга персонала, наметить пути корректировки общей стратегии, частных тактик или отдельных приемов деятельности организации, уточнить ее реальное положение на рынке, построить психологический прогноз и многое другое.

3. Основные понятия бизнес психологии: бизнес-структура, бизнес-

процессы, бизнес —  сети

      Бизнес-структура — это учреждение (организации, фирма), деятельность которого осуществляется в сфере бизнеса.

       Например, это может быть торговая фирма, производственное предприятие, акционерное общество, рекламное или информационное агентство, коммерческое учебное заведение, биржа, холдинговая компания, товарищество, контора, бюро, банк.

      Бизнес процессы — это динамические показатели (траектории, маршруты) деятельности бизнес структуры.

      Бизнес — сети (или слои внутри бизнес структуры) — это различные аспекты функционирования  бизнес структуры, обеспечивающие ее целостность.

       В специальной литературе можно встретить разные термины для обозначения последнего понятия («подструктуры», «контуры», «сферы»), но наиболее часто все-таки пользуются словом «сеть»: организационная, коммуникативная и информационная.

      Организационная сеть — это совокупность производственно-функциональных взаимосвязей, обеспечивающих деятельность бизнес-структуры (организации, фирмы, ее подразделений). Применительно к людям — это их деловые отношения и производственные функции.

      Коммуникативная сеть — это совокупность существующих между сотрудниками симпатий и антипатий, то есть их личные отношения.

      Информационная сеть — это налаженные в фирме пути прохождения  информации, а также реальные информационные потоки и информационная база. Сюда же относятся и скрытые пути распространения информации в фирме.

      Важно отметить, что от оптимальности совокупного функционирования всех трех сетей зависит эффективность деятельности фирмы в целом.

      Например, понятно, что фирму будет лихорадить, если в ней происходит дублирование функций или, наоборот, какой-то важный производственный процесс функционально не обеспечен, то есть за него никто не отвечает. В первом случае можно говорить о противоречиях («накладках», «склейках»), а во втором — о своеобразных дырках («пустотах») в организационной сети.

       Кроме противоречий и дырок, можно в сети обнаружить еще и циклы («замкнутые круги», «зажимы», «воронки») — это такие несоответствия производственных процессов и функциональных обязанностей персонала, которые приводят ко всем известным проявлениям круговой поруки или «спихивания по цепочке». 

       Аналогичные противоречия, циклы и дырки (терминология школы оргдеятельностных игр) можно с легкостью обнаружить и в коммуникативной сети — это5, конечно же, межличностные обиды, конфликты и ссоры, сплетни, подозрительность и недоверие. Есть аналогичные проявления и в сети информационной — это избыток, бесполезность или острая нехватка информации.

       Парадокс взаимодействия бизнес-сетей состоит в том, что, как правило, не позитивные, а  негативные моменты работы одной сети имеют обыкновение переходить на другую. Происходит что-то похожее на заражение. 

         Например, руководитель не довел до сведения подчиненных нужную информацию, что тут же было компенсировано в неформальной среде слухами и домыслами, искажающими отношение отдельных сотрудников к своим функциональным обязанностям. Налицо информационная дырка — коммуникативный цикл — организационное противоречие.

       Другой пример. Группа сотрудников перессорилась, выясняя отношения, и это сказалось на их работе. Руководитель, получив информацию о срыве дневного задания, сделал выводы о некомпетентности сотрудников и уволил их. Имеем дело с коммуникативным противоречием — информационным циклом и организационной дыркой.

      В практике бизнеса таких примеров можно отыскать немало. Однако важно их не только увидеть и проанализировать, но и попытаться найти способ наладить оптимальную совокупную работу бизнес сетей.

Для этого удобно предположить, что в фирме может существовать (или быть намеренно построена) некая дополнительная искусственная сеть (мета-сеть), содержание которой составляют специально разработанные технологии оптимизации 'работы основных сетей, а также состыковки работы их отдельных элементов как внутри, так и между сетями.

       Иными словами, если схематически представить основные сети в виде трех параллельных плоскостей, то мета-сеть — это некоторая ортогональная им плоскость-сечение (если не упрощать, то сети можно изображать в виде объемов, многомерных фигур, динамических конгруэнтностей и т.д.). (См. рис.1.)

      В бизнес структуре мета-сеть имеет важное предназначение — обеспечение возможности взаимодействия элементов трех основных рабочих сетей по типу «каждый с каждым».

Например, коммуникативная сеть поглощает организационную (берут людей в фирму по личным симпатиям, а не по деловым качествам — вот они и относятся к своим функциям на уровне симпатий-антипатий, а фирма в это время прогорает) или наоборот (берут на работу хороших специалистов и обращаются с ними, как с роботами). 

Организационная сеть

Коммуникативная сеть

Если мета-сеть работает неполноценно, это является показателем неполноценности всей бизнес структуры. Такое чаще всего происходит, когда и организации одна из основных сетей полностью поглощает другую. Бизнес-структура оказывается перекошенной и в силу этого не эффективной.

Информационная сеть

 Рис.1. Бизнес сети

Другой случай — мета-сеть полностью или частично отсутствует, и не обеспечивается связь между основными сетями. Тогда бизнес-структура раздроблена (в ней «правая рука не знает, что делает левая», подразделения напоминают басню дедушки Крылова «Лебедь, рак и щука», а сотрудники, что называется, «сидят на иголках»).

Мета-сеть фирмы наиболее часто становится в бизнес психологии предметом специального анализа, поскольку именно с ее помощью можно моделировать и развивать желаемое взаимодействие бизнес сетей, оказывая этим влияние на бизнес-структуру в целом. Осуществляется это как целенаправленная консультативная, проектировочная и управленческая деятельность, включенная в структуру основной деятельности фирмы.

Контрольные вопросы:

  1.  Объект, предмет, задачи психологии рекламы и бизнеса.
  2.  Сходство и различие понятий «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер».
  3.  Психология менеджмента. Методы. Бизнес – структура, бизнес – процессы,  бизнес-сети, парадокс взаимодействия  бизнес-сетей.
  4.  Информационная сеть.
  5.  Коммуникативная сеть.
  6.  Мета – сеть.
  7.  Диагностика психологических характеристик.
  8.  Понятие психологического воздействия.
  9.  Различия психологии менеджмента и организационной психологии.
  10.  Общие принципы психотерапевтического воздействия коммерсанта.
  11.  Понятия инстинкта, потребностей, мотивации.
  12.  Мотивы человеческого поведения по С. Райсу.
  13.  В чем сущность деятельностного подхода А.В. Петровского, социометрического подхода Я.Л. Коломинского, параметрического подхода Л.И. Уманского, управленческого подхода Е.С. Кузьмина?

Литература:

  1.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психотерапии.  – М., – 1993, 240с.
  2.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. учебн. завед.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с.
  3.  Бадхен А. Что такое психотерапия.– Спб., 2003, 350 с.
  4.  Дудченко В.С. Онтосинтез жизни.–М., 1999, 135 с.
  5.  Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 475 с.
  6.  Петрушин В.И. Психология менеджмента.– М., 1996, 320 с.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=87514

Ссылка на основную публикацию