Дифференциальная психология — психология

дифференциальная психология — это… Что такое дифференциальная психология?

Дифференциальная психология - психология

  • Дифференциальная психология —   раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология …   Википедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д …   Философская энциклопедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2 я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Дифференциальная Психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… …   Психологический словарь
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (вторая половина XIX в.), термин введён В. Штерном (1900). Крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной… …   Энциклопедический словарь
  • Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения. * * * (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Дифференциальная психология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.… …   Большая советская энциклопедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также гене тич. и матем. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Галыпон… …   Российская педагогическая энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3501/%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Дифференциальная психология: история, цели и методы

Дифференциальная психология сильно изменилась с тех пор, как Гальтон основал свою Антропометрическую лабораторию, веху в изучении индивидуальных различий.

В настоящее время эта отрасль психологии фокусирует свои усилия на определении относительных влияний наследственности и окружающей среды на поведение.

В этой статье мы вкратце объясним историческое развитие дифференциальной психологии, опишем цели и методы этой дисциплины и выясним, как она отличается от психологии личности, и в какой-то степени очень близкой дисциплине.

Что такое дифференциальная психология?

Дифференциальная психология (также известная как аналитическая психология) — это дисциплина, которая занимается изучением индивидуальных различий. В этой дисциплине изучаются различия, существующие между людьми в области интеллекта и личности. Создателем выражения был психолог Уильям Стерн.

Создателем выражения дифференциальной психологии был психолог Уильям Стерн

Его объектом изучения было бы описание, предсказание и объяснение межличностной, межгрупповой и внутриличной изменчивости в соответствующих психологических областях в отношении ее происхождения, проявления и функционирования.

Часто против общей психологии, которая имеет прямое отношение к изучению того, что существует у людей, определяется как один из великих дисциплин в психологии.

Общая психология использует экспериментальный метод (следовательно, он также известен как экспериментальная психология), основанный на парадигме ER (стимул-ответ) или EOR (Стимул-Организм-Ответ), тогда как дифференциальная психология использует главным образом метод корреляции, и основывается на парадигме OER (Организм-Стимул-Ответ).

История дифференциальной психологии

В середине девятнадцатого века монах Грегор Мендель провел первые генетические исследования.

Используя горох, Мендель определил законы наследственности, сделал успехи в будущей концепции «гена» и придумал термины «доминирующий» и «рецессивный» в отношении наследуемости биологических признаков.

Несколько десятилетий спустя Фрэнсис Гальтон, родственник Чарльза Дарвина, стал пионером дифференциальной психологии и личности через развитие психометрии. Студент и протеже Фрэнсиса Гальтона, математик Карл Пирсон, внес фундаментальный вклад в области статистики.

Возникновение бихевиоризма повлияло на разложение дифференциальной психологии, появившееся в 1960-х и 1970-х годах с публикацией «Поведенческой генетики» Джона Фуллера и Боба Томпсона. Эти авторы ввели дифференциальные открытия в области генетики, которые объясняли такие явления, как мутации и полигенная передача.

Несмотря на достижения в дифференциальной психологии и поведенческой генетике, по-прежнему трудно отделить наследственные и экологические влияния, изучая человеческое поведение и ум.

Цели этой дисциплины

Основная задача дифференциальной психологии — количественно исследовать поведенческие различия между людьми. Теоретики и исследователи этой дисциплины намерены определить переменные, которые вызывают поведенческие различия и влияют на их проявления.
Дифференциальная психология фокусируется на трех типах вариаций:

  • Межличностных (различия между одним человеком и остальным)
  • Межгрупповых переменных, которые учитывают такие как биологический пол или социально-экономический статус.
  • Внутриличностные — сравнивают поведение человека. Того же человека во времени или в разных контекстах.

Несмотря на то, что дифференциальная психология часто путается с психологией личности, рассматриваемая отрасль исследует очень разные темы:

  • интеллект
  • самооценка
  • мотивация
  • здоровье
  • ценности
  • интересы

Однако верно, что более детально известны вклады дифференциальной психологии в личность и интеллект.

С самого начала психология индивидуальных различий применялась в образовательной и профессиональной областях, хотя ее полезность зависит от исследуемых явлений.

Также важно упомянуть обычную взаимосвязь дифференциальной психологии с евгеникой, которая направлена ​​на «улучшение» генетики популяций.

Методы исследования

Дифференциальная психология использует главным образом статистические методы; таким образом, мы работаем с большими выборками предметов и анализируем данные из многомерного подхода.

Таким образом, вводятся элементы экспериментального контроля, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между переменными. Широко распространено использование наблюдательных и экспериментальных методов.

Существует три типа исследований, характерных для дифференциальной психологии:

  1. Те, которые анализируют сходство между членами семьи
  2. Рисунки с животными
  3. Те, которые изучают людей в особых условиях.

Из этого последнего типа мы можем выделить исследования с усыновленными детьми, а также знаменитый случай дикого ребенка Аверона.

Среди семейных исследований выделяются исследования с монозиготными близнецами, поскольку они идентичны на генетическом уровне, и поэтому их различия зависят от окружающей среды.

Однако, несмотря на очевидные преимущества такого метода исследования, трудно отличить относительные влияния конкретной и общей среды.

Генетические исследования животных могут быть полезны из-за высокой скорости размножения некоторых видов и простоты экспериментов, но они создают этические проблемы, и полученные результаты часто невозможно обобщить для людей.

В чем отличие от психологии личности?

В отличие от дифференциальной психологии, которая носит преимущественно количественный характер, психология личности фокусирует свои усилия на причинах, характеристиках и последствиях для поведения межличностной изменчивости.

С другой стороны, психология индивидуальных различий не только анализирует личность, но и интересуется другими аспектами, такими как интеллект, социально-экономические переменные и определенные модели поведения, например преступное поведение.

В терминах методологии дифференциальная психология в большей степени основана на исследованиях, которые ограничивают относительное влияние наследования и окружающей среды на определенные переменные. С другой стороны, психология личности использует в основном корреляционные и клинические методы. Оба акцентируют внимание на экспериментальной методологии.

Читайте также:  Быть в потоке - психология

В любом случае, объем изучения этих двух дисциплин часто перекрывается. В области темперамента и характера психология личности исследует множество аспектов вариаций поведения, в то время как дифференциальная психология количественно оценивает их и также относится к другим аспектам человеческой природы.

Источник: https://tagweb.ru/2018/01/23/differencialnaja-psihologija-istorija-celi-i-metody/

Что такое Дифференциальная психология? Дифференциальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Долгое время психология стремилась выявить общие закономерности в поведении людей. В этих поисках часто забывалось об индивидуальности. Ведь одинаковых людей не бывает.

Несмотря на то общее, что имеется внутри каждого, существует множество отличий, что делает нас неповторимыми, уникальными со своим видением и пониманием мира, со своими привычками, образом мышления и действий. Мы все по-своему воспринимаем окружающий мир, реагируем на его проявления.

У нас могут быть общий взгляд, общее мнение, но оно всегда будет окрашено нюансами, присущими конкретному индивидууму.

Эти небольшие нюансы затем сказываются на нашем поведении, привычках, стремлениях.

А, поскольку человек находится в социуме, постоянно взаимодействует с другими людьми и группами людей, то важно понять его глубинную мотивацию, попытаться предсказать реакцию на то или иное событие.

Это позволяет более эффективно задействовать качества человека, его таланты и способности в работе, быту, помогает максимально реализоваться, самовыразиться.

Эту задачу помогает решить новое направление — дифференциальная психология, которая появилась в конце 19-начале 20 веков с началом проведения в психологии экспериментов и введения тестов.

Её основателями являются Гальтон и Штерн.

Данное направление занимается изучением индивидуальных различий психики индивидов и групп людей, а также природы, источников и последствий этих различий.

Задачей дифференциальной психологии является установление закономерностей того, как возникают и проявляются индивидуальные различия в психике человека, разработка теоретических основ психодиагностических исследований и соответствующих корректирующих программ.

Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:

  1. Природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий.
  2. Факторы, определяющие различия и воздействие на них.
  3. Чем проявляются различия.

Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию. Первоначально это были индивидуальные тесты, а затем для определения умственных различий прибегли к групповым.

Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции. Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности.

На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.

В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.). Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.

Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческих и организаторских способностей в общей структуре личности, в мотивационной сфере.

Данная область знания имеет широкое практическое применение:

  1. Подбор и обучение персонала.
  2. Диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
  3. Выбор профессии.
  4. Мотивация персонала и многое другое.

повышение квалификации

вручение удостоверений

рабочие моменты занятий

переговоры

консультация

консультация

дискуссия на занятии

семинар

этап медиации

семинар

выездная встреча

В обществе сложилось мнение, что мужчины чаще безответственны и легкомысленны, а женщины напротив, серьёзны и прагматичны. Означает ли это, что женщины окончательно оторваны от собственного детства, а мужчины «дети» до старости? Нет, просто каждый из нас балует своего «внутреннего ребёнка» по-своему… Читать дальше

С раннего возраста человек отожествляет себя с определённым полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определённые характеристики личности — мускулинные (характерные для мужчин) или фемининные (характерные для женщин). При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может… Читать дальше

Непонимание между мужчинами и женщинами, как между собаками и кошками, закладывается с самого раннего возраста, на вербальном и невербальном уровнях. На одну и ту же стрессовую ситуацию у мужчин и женщин, как правило, реакция различная. Очень часто мужчине нужно помолчать, а женщине выговориться. И при… Читать дальше

Когда подходишь в книжном магазине к полке популярной психологии, хочется невольно отскочить от одних только названий «женских книг» — «Как стать стервой», «Хочу стать стервой» и т.д. Просматривая эти книги, я понимаю, что мне предлагается методика манипулирования людьми, мужчинами, с установкой, что… Читать дальше

Шла на рекламу «Бери и делай» просто так, три недели назад. Хмыкнула про себя, что сейчас все такие слоганы пишут, чтоб заманить себе на учёбу. Но я не ожидала, что это «бери и делай» будет действительно так эффективно и так по полочкам! Я даже распечатала себе некоторые таблицы и теперь следую только

Не хватит слов что б описать, как жизнь меняет курс.

И подчеркнуть хочу я вам, в нём мощ всю и ресурс.

Такой вот небольшой эпитет пришёл мне на ум, когда я зохотел рассказать вам на сколько всеобъемлющ этот курс, и невероятно полезен. По личному опыту скажу, что данное обучение сделало из меня не просто

Это только начало, а я уже понимаю, что это очень ценный курс. Информация подаётся живо, наглядно, практично, с ориентиром на реальность. А ещё интересен эффект, когда предлагается посмотреть на уже «знаемые» вещи под другим углом и — «оп! Да это можно использовать ещё и так!». То, что пройдено, начала

Данный курс помог мне структурировать знания и на практике получить бесценный опыт. Ещё для меня было важно на себе испытать ту или иную методику в зависимости от направления психологии. Это неоценимо для меня, уже сейчас я получаю результаты от обучения)

Прекрасный курс для входа в профессию. Очень много практики. Такой формат будет крайне полезен новичкам, но и для опытных специальстов есть много полезного. Курс помогает определиться в направлении своей работы, на своей «шкуре» почувствовать особенности каждой представленной модальности и качественно

Спасибо, за интерес к теме «что такое Дифференциальная психология»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/differencialnaya_psihologiya/

Дифференциальная психология — «Энциклопедия»

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (психология индивидуальных различий), раздел психологии, изучающий устойчивые психологические различия между индивидами и между группами людей, их причины и последствия.

Эмпирические исследования в рамках дифференциальной психологии в конце 19 века начал Ф. Гальтон, создавший ряд методик изучения и статистического анализа индивидуальных различий. Значительный вклад в дифференциальную психологию внесли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам термин «дифференциальная психология»), А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К.

Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд; среди российских психологов — А. Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Методы дифференциальной психологии строятся на сравнительном анализе поведения разных людей в разных условиях.

Развитие дифференциальной психологии было тесно связано с прогрессом психологического тестирования и математических методов в психологии; тесты стали основным методом дифференциальной психология, использующимся, чтобы измерять различия интеллекта и способностей, типологические особенности характера и темперамента, черты личности, мотивацию, интересы и ценности, самооценку и другие поддающиеся измерению параметры. Несмотря на популярность и практическую значимость концепций, делящих людей на чётко различающиеся психологические типы, измерение большинства психологических черт обнаруживает распределение индивидов вдоль непрерывной шкалы, приближающееся к колоколообразной кривой нормального распределения. Подобное, скорее количественное, нежели качественное, распределение индивидуально-психологических различий присуще и любым животным, принадлежащим к одному виду. При проведении сравнений групп, различающихся по возрасту, полу, этнической и культурной принадлежности и т.д., индивидуальные различия внутри каждой группы оказываются значительно больше средних различий между группами; таким образом, групповая принадлежность индивида не может служить надёжным индикатором выраженности психологических черт. Кросскультурные исследования показали, что тесты, разработанные в западной культуре, часто не подходят для сравнения её представителей с людьми иных культур (например, тесты интеллекта измеряют способность к академическому обучению, игнорируя такие менее востребованные в западном обществе интеллектуальные качества, как интуиция).

Реклама

Важной задачей дифференциальной психологии является выделение наиболее существенных параметров организации психической деятельности «глубинных факторов», от которых зависят «поверхностные характеристики» поведения, для чего был разработан математический метод факторного анализа, широко применяемый в дифференциальной психологии с середины 20 века. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их генетических и нейрофизиологических коррелятов; в России Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе учения И. П. Павлова с середины 20 века развивается дифференциальная психофизиология, исследующая психофизиологические различия между людьми.

Читайте также:  Самостоятельность и дисциплина - психология

На протяжении всей истории дифференциальной психологии идут острые дискуссии об относительном вкладе наследственности и среды в индивидуальные различия (например, в гендерной психологии).

Данные дифференциальной психологии имеют важное прикладное значение для обучения, психотерапевтической практики, определения профессиональной пригодности, профориентации, диагностики и прогнозирования развития склонностей и способностей индивидов и др.

Лит.: Anastasi А. Differential psychology. N. Y., 1981; Individual differences in infancy: reliability, stability, prediction / Ed. J. Colombo, J. Fagen. Hillsdale, 1990; Jonassen D. Н., Grabowski В. L. Handbook of individual differences, learning, and instruction.

Hillsdale, 1993; Aiken L. R. Human differences. Mahwah, 1999; Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 2003; Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских и американских традиций. 4-е изд. М., 2006.

Источник: http://knowledge.su/d/differentsialnaya-psikhologiya

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий

Задачи дифференциальной психологии: 1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий. 2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий.

В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др. 3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях.

С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий.

В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Взаимосвязь с другими областями психологии

Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии: * с общей психологией; * с возрастной психологией; * с педагогической психологией; * с социологией; * с психофизиологией.

Методы дифференциальной психологии

* Эксперименты

* Тесты

Задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология решает 2 задачи:

* выделение индивидуальных различий;

* объяснение их происхождения.

Классификация методов психологического исследования, применяемых в дифференциальной психологии.

1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент). 2.

Собственно психологические методы — интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.

), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности. 3. Психогенетические методы.

Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

А. Генеалогический метод — метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку.

Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.
Б. Метод приемных детей.

Метод состоит в том, что в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей.

Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
В. Близнецовый метод.

а) метод контрольных групп
Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары
Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ.

Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.
в) метод близнецовой пары
Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.

г)метод контрольного близнеца
Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет.

Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

4.Математические методы. Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения дифференциальной психологии в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для

доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

Дисперсионный анализ — позволяет определить меру инди видуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию.

Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики — определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Корреляционный анализ.

Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого.

Происходит второе рождение личности.

Способности и интеллект.

Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности.

Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности.

С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В.

Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к из­бранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение.

Специфические особенности склонности Е.П.

Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию дея­тельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельно­сти; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельнос­ти, к занятиям спортивными играми и т.

д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности.

Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.

К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий.

В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.

Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей.

Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро.

Критерием духовных способностей является поступок.

Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека.

К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.

Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»).

Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию.

Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность.

Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом. Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.

Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л.

Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности.

вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.

Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата.

Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое изменение в его модели: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D), конвергентное мышление, или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах содержания и форм информации: образная (F), символическая (S), семантическая (M) и поведенческая (B). Третье измерение представляет результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц (U), классов (C), отношений (R), систем (S), трансформаций (T) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.

Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости.

Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана.

Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод.

Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.

Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.

Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности.

Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением.

Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий

Задачи дифференциальной психологии: 1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий. 2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий.

В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др. 3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях.

С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий.

В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b9501.html

Ссылка на основную публикацию