Домашнее обучение (к. подорова) — психология

Домашнее обучение. Стоит ли? Задачи, которые выполняет школаю

Домашнее обучение — очень красиво звучит. Но так ли это хорошо в реальности? В последнее время довольно часто можно услышать недовольство системой образования.

Кто-то недоволен ЕГЭ, кто-то тем, что убирают, объединяют, добавляют предметы, кто-то недоволен чем-то иным. И тогда некоторые родители решают, что не могут доверить ребенка школе  и решают обучить его сами.

Сегодня я хочу рассказать о последствиях такого решения.

Конечно, каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Кто-то хочет защитить ребенка от тех проблем, с которыми сами столкнулись, когда учились в школе. Другие прочитают какую-нибудь книжку, в которой написано как на самом деле надо. Третьи сами придумывают какие-то свои методики образования. Сразу скажу, что делать этого не стоит по ряду причин, которые я сейчас назову.

Задачи, которые выполняет школа. Может ли домашнее обучение заменить школу?

Некоторые родители не до конца понимают роль школы в формировании личности человека. Школа помогает формировать несколько разноплановых навыков. Их как минимум три: формирование мировоззрения, социализация, умение осваивать знания.

Формирование мировоззрения

Государство предоставляет бесплатное образование не просто так, от широты душевной. Государству нужны люди для выполнения ряда задач.

Соответственно государство заинтересовано, чтобы люди обладали рядом свойств, которые будут необходимы государству и как следствие обществу. Среди них: лояльность государству, правильные идеологические установки, представление о мире и так далее.

Может показаться, что нельзя, чтобы государство формировало мировоззрение нашим детям. На самом деле это ложное утверждение.

Если государство этого не сделает, то не получится полноценного члена общества и как следствие такой человек в будущем просто не будет востребован. По этой причине, каждый человек, гражданин государства должен иметь хотя бы представление, какое мировоззрение в обществе является основным.

Большим заблуждением является мысль, что родители в одиночку способны дать ребенку нормальное мировоззрение. Эту задачу практически невозможно осилить в одиночку, если мы хотим получить на выходе что-то эффективное. По правде сказать, подавляющее большинство людей просто не обладает для этого достаточной квалификацией.

Большинство установок, которые родители пытаются внедрить ребенку, имеют источником случайные книжки, советы малознакомых людей  и другие не заслуживающие доверия источники.

Как следствие, на выходе получается противоречивая каша, которая более-менее отбрасывается благодаря воздействию социума и школы. Только благодаря этому получаются полноценные члены общества.

Способно ли домашнее обучение сформировать мировоззрение? Большой вопрос.

Социализация

В школе ребенок не просто получает знания. В школе он является участником коллектива, в котором он учится взаимодействовать с другими людьми.

Именно в школе (некоторые начинают в детском саде) люди начинают получать полноценные социальные навыки.

Учатся проявлять себя, учатся находить свое место в иерархии, говорить с равными, говорить с начальством(учителями), учатся подчиняться и подчинять. Получают навыки общения, интриг и бог знает чего ещё.

Если ребенок не ходит в школу, то он не получает важнейших жизненных навыков. Это означает, что в будущем он будет проигрывать другим людям по всем фронтам, ведь он просто не будет понимать, что происходит.

Знаю очень познавательный и горький пример. В начале 90-х одна мама из довольно богатой семьи решила, что её ребенок будет получать домашнее обучение и учить его она будет сама.

Когда ему исполнилось 16 лет он абсолютно не умел общаться с другими людьми. В чем это выражалось? Например, он  совсем не понимал, что такое иерархия.

Мог подойти к какому-то значительному человеку и начать вести себя с ним, как со своим младшим братом. Это лишь один момент, но выглядело это довольно дико.

Все его воспринимали, как странного человека, который постоянно хамит. Хотя скорее-всего он даже этого не понимал. Не буду перечислять все его недостатки, но из-за них он не смог учиться в институте. Насколько я знаю, только армия смогла его немного привести в норму, хотя боюсь представить, что ему там пришлось пережить с таким отношением к людям. Но он так и остался со странностями.

Итак, ребенку необходима социализация. Как её могут дать родители самостоятельно?

Умение осваивать знания

Возможно это не бросается в глаза, но школьное образование является таким, какое оно есть, не просто так. В составлении школьных программ участвуют многие специалисты, в том числе психологи, педагоги и множество других специалистов.

В системе образования глубоко продуманы множество вопросов: когда учить, как учить, что ребенок может понять в определенном возрасте, какие знания приоритетны в современном обществе, а какие нет. Всё это составляет определенную систему.

Домашние задания, работа над ошибками и всё остальное, что нас так раздражало, когда мы были детьми  — введено в школьную программу не просто так.

Все эти мелочи призваны сформировать у ребенка определенные навыки и компетенции, которые понадобятся во взрослой жизни.

Система образования не придумана каким-то отдельным человеком. В её основе лежат научные исследования, в том числе и психологические.

Остановлюсь лишь на одном навыке, который получается на выходе — умение усваивать новую информацию, в том числе самостоятельно.

Не уверен, что это можно обеспечить своими силами. Такие попытки, к сожалению, сказываются самым негативным образом на детях.

Как помочь ребенку получить наилучшее образование?

Идеальна ли система образования? Конечно нет. Существует множество недостатков. Но это не значит, что нам следует отбирать у школьной системы её функции. Домашнее обучение — это шаг назад, а не вперёд.  Мне кажется более разумным дополнять образование, а не перетягивать на себя одеяло.

Как это сделать? С помощью самых простых методов. Смотреть за тем как ребенок учится, вовремя обращать внимание на провалы в образовании, нанимать репетиторов при необходимости, делать, наконец, с ребенком уроки время от времени.

Важно помнить, что школа — это не враг родителям, а их союзник.

Успехов!

by HyperComments  Принципы воспитания

Источник: https://psiholog-am.ru/domashnee-obuchenie-stoit-li/

Чем плохо домашнее обучение? — СОЗНАТЕЛЬНО.РУ

Ирина Шамолина: Когда я звучу особенно убедительно, доказывая, что домашнее обучение, при условии осознанных родителей, — лучшее, что может быть для ребёнка, меня часто спрашивают: «Ну а недостатки какие-то должны быть у этой формы образования?!»

Да, недостатки есть. Но эти недостатки связаны не с ребёнком, а с родителем. Семейное обучение крайне затратно и психологически, и умственно, и дисциплинарно для родителя.

Чтобы эффективно учить дома, нужно держать себя в ежовых рукавицах во всех смыслах — быть постоянно в напряжении, решая сложнейшие педагогические и методические задачи, вписывать себя в жёсткий график, чтобы успеть хотя бы половину того, что кажется необходимым, иметь бесконечное терпение и заставлять себя демонстрировать образец поведения и жажды знаний даже тогда, когда сил нет вообще ни на что.

Семейное образование — это особая философия жизни семьи, которая имеет мало общего с форматом «младший — в саду, старший — в школе»

Я полностью понимаю тех, кто этот формат выбирает, потому что взяться за Семейное образование — это потерять покой минимум на 10 лет. Это изматывает, это постоянно «давит на мозги», это «вынимает всю душу». Это как решиться на многодетность. Пятеро детей и двое — это, очевидно, «дистанция огромного размера».

Но! Как и многодетность, домашнее образование приносит огромную душевную и духовную радость. Это тот труд, который «окрыляет», это то бремя, которое «есть благо», и «иго, которое легко». Любой христианин почувствует, что это дело богоугодное, что оно напитывает душу, что это и есть нормальная форма жизни.

Как и многодетной семье трудно объяснить малодетной, в чем «кайф», так и семье, практикующей ДО, трудно донести до людей, выбравших школу, что радость обучения своих детей дома, радость познания и открытия вместе с ними и для них, завораживающий процесс наблюдения за становлением характера и мировоззрения ребёнка, — стоят того напряжения и труда, которых требует СО. Ведь когда ребёнок в школе, а мы на работе, мы почти не видим как и что, когда и как на него влияет, крайне мало можем управлять этим процессом и дети все сильнее отчуждаются от нас, мы упускаем их, и к подростковому возрасту часто становимся уже совершенно чужими людьми.

При обучении дома, как показывает практика, подросткового кризиса не наблюдается, а дети взрослеют гораздо быстрее

Но эффективно растут не только дети, но и родители! Я не могу вообразить более творческого, более интеллектуального и социально значимого труда для женщины, чем обучение своих детей.

Это предоставляет такие возможности для самореализации, какие крайне трудно обрести при профессиональной деятельности.

Женщинам кажется, что они будут заперты «в четырёх стенах», но любой матери, практикующей СО это просто смешно — мы гадаем как бы побольше побыть дома, потому, что желание дать своему ребёнку лучшее, постоянно двигает к такой социальной активности, в какой мы раньше себя и представить не могли!

Домашнее образование — это тяжёлый труд, но этот труд вернётся сторицей. Мы инвестируем в своё будущее, и ни на кого эту работу переложить просто невозможно! Никто за нас не воспитает наших детей, не научит их учиться, не увлечет качественной литературой, музыкой, изобразительным искусством. Это будет та халтура, которую каждый из нас в школе испытал на себе.

Когда я увидела детей, выросших на структурированном домашнем обучении (не анскулинг), я поняла, что готова на любые трудности, чтобы мои дети получили такое качество воспитания и образования. Хотя иногда мне кажется, что сил не хватит, но я верю, что Господь мне поможет! Да будет так!

Оригинал

Источник: https://soznatelno.ru/blog/2016/02/20/chem-ploho-domashnee-obuchenie/

Учимся дистанционно – 2: домашнее обучение

Наверняка многие мамы и папы знают, что ребенок может получить среднее образования разными способами. Классический вариант – ходить в школу, выполнять домашние задания, писать контрольные и год за годом продвигаться вперед.

Нетрадиционный вариант – учиться дома в своем ритме, с учетом своих интересов и особенностей, сдавать аттестации в выбранной школе и точно так же получить документ о среднем образовании.

В этой статье мы остановимся на последнем варианте домашнего обучения и расскажем о том, какие интернет-ресурсы помогут организовать учебу и контроль знаний.

Почему дома?

Мы привыкли к тому, что с семи лет ребенок идет в школу, становится частью класса, слушает учителей, выходит отвечать к доске, носит форму, поет в хоре… Школьная жизнь – это целый мир, отдельная реальность, в которой ребенок проводит 9-11 лет своей жизни.

Но в последние годы все больше детей выходят из школьной структуры, чтобы учиться дома. Конечно, их очень мало – меньше процента от общего числа детей: сегодня говорится о приблизительно 100 тыс. «домашних» школьников в России, а всего в стране порядка 13 млн.

учеников.

Дети и родители выбирают домашнее обучение по самым разным причинам.

Кто-то старается создать щадящие условия для некрепкого здоровья – это традиционная причина ухода из школы, до сих пор первая реакция окружающих на домашнее обучение стабильна: «Что случилось? Заболели?» Кто-то хочет заложить почву для развития одаренности ребенка, ведь хорошему спортсмену или тонкому музыканту нужно много тренироваться и репетировать, чтобы расти над собой, а со школьным графиком это не всегда хорошо сочетается. Кто-то живет вместе с ребенком за границей или дауншифтерски – в глухой деревне и предпочитает учиться в дистанционной школе. Есть люди, которые не считают школу чем-то полезным и необходимым для того, чтобы получить образование и сохранить живой интерес к жизни. В общем, у каждой семьи, выбравшей для детей домашнее обучение, свой путь и интерес.

Этот выбор никогда не делается «с бухты-барахты», ведь покидать строй всегда тревожно.

Поэтому в интернете можно найти много статей-размышлений, сообществ и форумов, где родители делятся опытом и сомнениями, задают вопросы, обсуждают темы домашнего образования и активно поддерживают друг друга. Приведем здесь несколько ссылок на случай, если и вы задумаетесь о семейном обучении для своих деток:

«Семейное образование» — сайт Игоря Чапковского, первого идеолога и практика семейного образования в России, создателя Центра семейного образования в Москве.

«Свобода в образовании» — сообщество о домашнем обучении в Живом Журнале.

«Семейное образование. Экстернат» — форум на «Сибмаме».

«Семейное обучение» — цикл Елизаветы Колобовой (лучше читать с первого выпуска).

«Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мейнстриму» — статья психолога Ольги Писарик в «Домашнем ребенке».

«Систему не исправить, она враждебна ребенку» – статья Игоря Чапковского в «Отечественных записках».

«Развенчание мифов о необходимости школы» — статья Ольги Юровской на «Снобе».

Мы не станем никого агитировать за или против школы или семейного обучения, подобная агитация бесполезна, потому что каждая семья выбирает свою нишу и свою образовательную траекторию. Но если вы задумались о домашней учебе, то мы расскажем о существующих возможностях.

Читайте также:  Тело - психология

Какие формы обучения предполагает закон?

В 19 веке домашнее образование в России казалось вполне обычным процессом, но с 1918 по 1992 годы оно было недоступно нашим гражданам. Закон от 1992 года сделал его возможным, а закон от 2012 года внес последние уточнения в этот вопрос.

Учебным заведениям России дана возможность привести свои Уставы в соответствие с новым законом до конца 2015 года, так что некоторые школы могут прийти в смятение: ученики хотят сменить форму обучения, а у них еще ничего не готово.

Но практика показывает, что многие школы уже внесли изменения в Уставы.

Итак, если вы решили, что вашему ребенку не обязательно каждый день ходить в школу, то прежде всего нужно разобраться с терминами, чтобы правильно понимать друг друга в разговоре с администрацией. Потому что в обиходной речи и в прессе используются не юридические понятия, а близкие по смыслу выражения: «домашнее обучение», «семейное образование», «обучение на дому».

Бывает так, что родители хотят оформить ребенка на семейное обучение, а директор просит справку от медицинской комиссии для оформления ребенка на обучение на дому как больного. В таком случае к ребенку домой приходят учителя и помогают ему заниматься.

Но если ребенок, в целом, здоров, то вы можете рассчитывать на две формы домашнего обучения, которые немного отличаются друг от друга.

Семейная форма обучения

  • При этой форме ребенок выводится из контингента школы – т.е, не числится в классных списках и журналах, школа не получает на него финансирование, личное дело ребенка находится у вас на руках. Таким образом, ребенок как будто находится «посередине нигде» и даже не может получить справку для покупки школьного проездного в транспорте.
  • Именно поэтому при переходе на эту форму обучения родители обязаны сообщить о своем выборе в органы местного самоуправления (обычно заявление-уведомление принимает Управление образования). Этот пункт не предполагает ни сроков, ни ответственности, и опыт показывает, что обычно это заявление не меняет ничего в жизни ученика и его семьи. Хотя существуют случаи дурных злоупотреблений на местах, когда родителей «неорганизованного» ребенка начинают беспокоить из школы, соцзащиты и полиции, без всяких законных оснований – виной тому незнание закона чиновниками.
  • «Неприкаянность» ребенка на семейном обучении компенсируется тем, что вы заключаете с произвольно выбранной школой договор об аттестациях: они проходят 1-2 раза в год или по четвертям, зависит от ваших со школой договоренностей. Договор заключается на один год или на весь период получения ребенком среднего образования. Отказать в такой услуге по закону вам не может ни одна школа. Но лучше, конечно же, аттестовываться в дружелюбно настроенной школе, с программой которой вы знакомы и согласны, чтобы избежать глухого противодействия и полюбовно договориться обо всех сложных моментах. И к слову, если вы опасаетесь активности соцзащиты, то письмо-уведомление в органы местного самоуправления можно отправить вместе с копией договора о прикреплении ребенка к школе для прохождения аттестаций.
  • План аттестаций, список тем для изучения и контрольные вопросы, а также право пользоваться учебниками из школьной библиотеки, — все это вы можете и должны оговорить в договоре. Как правило, школы предлагают свой вариант договора, вы можете ознакомиться с ним и внести изменения. Строго говоря, самые экстремальные радикалы могут сдавать аттестации дважды в школьной жизни: в конце 9 и 11 классов. Но, скорее всего, чиновники будут удивлены, и вам придется доказывать свою правоту с опорой на текст закона и, возможно, поддержку юристов.
  • По закону ученик имеет право дважды «завалить» годовую аттестацию по предмету. Если он не может сдать аттестацию в третий раз – это указывает на то, что семья не способна предоставить ребенку возможности для образования, а значит, он обязан вернуться в обычное русло и ходить в школу с другими детьми.

Очно-заочная форма обучения

  • На этой форме обучения вы остаетесь прикрепленными к школе, ребенок записан в школьный журнал, личное дело лежит в школе, а школа получает на него финансирование.
  • Вы согласуете со школой план посещений, контрольных и аттестаций, пользуетесь школьной библиотекой, получаете консультации у учителей и т.д.
  • При этой форме обучения привязка к школе в каком-то смысле крепче, и школа может потребовать у вас посещения определенных занятий, может проверять тетради, по которым ребенок занимается дома, в отличие от семейного обучения, где школа лишь осуществляет итоговую проверку знаний.

Практика показывает, что важнее найти понимание с администрацией школы, заручиться спокойным дружелюбием и получать содействие, а не противодействие школы. Тогда уже становится не так важно, на какой форме учится ребенок.

Опять же, удивительно, но факт: разным школам удобно принимать учеников на разные формы обучения, это связано с какими-то внутренними процессами и обычаями школ. Поэтому лучше всего приходить к директору и разговаривать о ваших нуждах и желаниях. Если же почему-либо мирный разговор не удается – придется опираться на букву закона и отстаивать свои права через написание писем и заявлений.

Дистанционные школы и интернет в помощь

Прямо сейчас, пока я пишу эту статью, мой младший сын дистанционно сдает экзамен по математике за третий класс: сидит в паре метров от меня за столом, решает на листочках присланные через его учебный аккаунт задания, веб-камера ведет запись в онлайне.

Когда он закончит, я сфотографирую листочки с решениями и отправлю файлы нашему куратору в Экстерн-офисе. Старший сын уже сдал свою математику и обширные презентации-рефераты по музыке и физкультуре, учеба движется, жизнь идет.

В рунете с каждым годом появляется все больше не только образовательных ресурсов, но и учреждений, которые готовы взять на себя организацию учебного процесса и проведение аттестаций.

Это удобно, хотя бы потому что вам не нужно поддерживать сложную дипломатию с администрацией и приходить в школу для сдачи каждого предмета раз в четверть или полугодие.

Неудобство заключается, прежде всего, в том, что для очной сдачи ГИА и ЕГЭ необходимо приехать в тот город, где находится школа, к которой вы прикреплены. Сегодня в России работают несколько дистанционных школ, они платные (но вполне доступные), полностью легальные, заключают со своими учениками все необходимые договоры, ведут документацию и выдают аттестаты.

  • Школа №277 в Санкт-Петербурге. Принимает на заочную форму обучения, организует промежуточные и итоговые аттестации: очно в школе, по скайпу, в виде письменных тестов, которые потом отправляются по почте, в виде тестов в интернете. Аттестации сдаются дважды в год, по полугодиям. Есть заочная форма обучения с индивидуальным учебным планом: дети изучают школьные предметы по тем пособиям и с той скоростью, которая им удобна (в рамках нормативных сроков), затем сдают аттестацию экстерном, работы проверяются школой до конца учебного года, выставляются оценки.
  • «Экстерн-офис» Алексея Битнера. Штаб-квартира этого заведения находится в Новосибирске, осуществляется прикрепление к трем школам Новосибирска и одной московской школе на заочную форму обучения, география обещает шириться. После заключения договора ученик получает аккаунт в системе «Экстерн-офиса», поддержку куратора, отлично структурированные учебные материалы и рекомендации по всем предметам, возможность сдавать тесты, готовиться к экзаменам и экзаменоваться по интернету. Предметы можно сдавать досрочно, возможны консультации и репетиторские занятия по скайпу.
  • «Школа завтрашнего дня» в Москве. Работает по системе Дональда Ховарда, предлагает обязательную для граждан России образовательную программу на русском языке (необходимо очное тестирование в Москве на ГИА и ЕГЭ, выдается аттестат государственного образца) и дополнительную образовательную программу на английском языке (очное присутствие для аттестаций не нужно, выдается аттестат американского образца).
  • «Телешкола», или интернет-школа «Просвещение». Это первое аккредитованное учреждение, которое начало учить детей дистанционно и выдавать аттестаты, однако не самое популярное. Осуществляет работу по нескольким направлениям, предлагает общеобразовательные и профильные курсы, имеет государственные награды за свою деятельность.
  • «Домашняя школа» при ресурсе «Интернет-урок». Открыта для учеников 5-11 классов, в дальнейшем обещают открыть начальную школу, в настоящее время прикрепление осуществляется к школе г. Краснодара, в 2014-15 учебном году набор уже закрыт. Предлагает учебные материалы по всем предметам, индивидуальное сопровождение каждого ученика, полную отчетность перед родителями об успехах ребенка.

Домашнее образование и дистанционная учеба – это обычная реальность сегодняшнего дня, а интернет делает ее окончательно доступной. И если вы задумываетесь о том, чтобы учить своих детей в семье, надеемся, что наши ссылки помогут вам разобраться в теме и найти единомышленников!

Учимся дистанционно — 1: интернет-курсы, репетиторы, онлайн-уроки

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/schooolers/7716.html

Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя и родители.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять — пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим.

По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном.

И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду.

Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

—    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

—    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

—    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

—    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

—    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

—    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

—    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

—    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

—    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

—    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка.

Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно.

Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ.

Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности.

Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще.

Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д.

Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Читайте также:  Неправильное воспитание - психология

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Источник: https://www.domashniy.ru/semya_i_dety/domashnee_obuchenie_za_i_protiv/

Домашнее обучение ребёнка – «за» и «против»

«Давайте прорастать зелёной травкой сквозь бетон образовательной системы» (одна из родительниц, прошедших этот путь)Подготовка ребёнка к школе и её многолетнее посещение – традиция, казалось бы, не подлежащая изменениям.

Но всё чаще стали появляться роптания родителей на систему образования. Ребёнку не нравится в школе, он сопротивляется, пропадает интерес к занятиям.

И самое главное – забрав ребёнка со школы, родителям приходится самостоятельно вдалбливать чаду «освоенный» в школе материал, тратить время, нервы и портить отношения с малышом. Ведь основное время потрачено в школе.

И всё, что ребёнок не постиг, но считается пройденным материалом, зависает. Хочешь – доучивай сам, нет – отстаёшь и накапливаешь шлейф «хвостов».

Джастас Уолкер «Весёлый Молочник» рассказывает почему его дети не ходят в школу

На самом деле причины совершенно разные. Каждая семья, являясь по-прежнему ячейкой общества, имеет собственные традиции, ценности, подходы к решению возникающих проблем и вопросов. Современный период времени, преподносящий массу перспектив для овладения информацией, внёс свои коррективы. Образованность и владение дипломом и ранее не имели ничего общего между собой. А теперь уж воистину это не одно и то же! Кто-то смело и успешно овладевает новыми направлениями деятельности, следуя требованиям жизни. А кто-то усиленно ропщет на правительство, не давшее возможности зарабатывать стабильный кусок хлеба, обещанный полученным когда-то кусочком картона с обозначенной «на век» профессией.Изменились и дети. Ещё не став первоклашкой, большинство успешно вбивают название мультика в поисковик без помощи родителей. Сами справляются со всеми кнопочками и клавишами и способны добыть информацию из сети.

Главное — бдительность родителей, охраняющая от всего ненужного и вредного.

  • Нет подмены естественной заинтересованности человека в получении знаний насильственным обучением всему и по требованию извне.
  • Воспитание планированию, организации, ответственности, самостоятельности.
  • Гибкий график, соответствующий способностям ребёнка. Ускорение либо растягивание освоения материалов программы. Подбор предметов и объёмов в соответствии с готовностью ребёнка усваивать их.
  • Свобода в составлении графика жизни семьи. Планирование всех мероприятий без привязки к постоянному посещению школы и её режима. Появляется возможность внесезонного проведения отпуска, культурной программы в будние дни и т.д.
  • Более углублённое изучение предметов, входящих в круг интересов ребёнка.
  • Выборочная социализация. Ребёнок посещает те внешкольные коллективы, где ему комфортно. Естественное ограничение «дурного» влияния со стороны «трудных» подростков. Особенно важно это для тонких натур в возрасте неокрепшей психики.
  • Усиление доверительности в отношениях родитель-ребёнок, увеличение времени совместного общения. Ребёнок зачастую перестаёт бунтовать и сражаться за свою свободу.
  • Возможность для родителей откорректировать недостатки системы образования, отрицательно влияющие на чадо.
  • Эмоциональная стабильность ребёнка. Он не должен подчиняться принятому образу мышления, стилям одежды. Нет страха самовыражения, можно быть не таким, как все вокруг.
  • Соответствие режима жизни ребёнка его биологическим ритмам. Устраняется необходимость рано просыпаться «совам». Ребёнок выспавшийся, отдохнувший гораздо более производителен и здоров!Определение пика активности ребёнка позволит организовать процесс обучения с наибольшей эффективностью!
  • Расширение кругозора ребёнка. Освоив дома часть школьной программы, можно перейти к изучению непредусмотренных школой знаний. Можно перепробовать массу разных направлений и понять, к чему ребёнок наиболее склонен.Результаты исследований:Самооценка ребёнка, особенно девочки, гораздо выше при домашнем обучении.
  • Избавление ребёнка от насильственного общения. Довольно сложно даже взрослому человеку выдержать много часов подряд тесное общение с большим кругом сверстников разного качества. Детский коллектив почти всегда существует по закону выживания сильнейшего и бывает довольно жесток. Это подвергает сомнению вопрос о недостатке социализации при домашнем обучении.
  • Индивидуальность личности выходит на передний план! Школа обязательно детей унифицирует.

Названия существуют разные: семейное, надомное, дистанционное. Причины перехода на альтернативное образование также различны.

Суть одна –

ребёнок обязан в полном объёме овладеть программой для своего возраста в требуемые сроки.

1. Домашнее обучение. Если ребёнок болен и не может проходить образовательный процесс в обычной школе, проблем с переходом не будет. Доктора поспособствуют пройти этот путь по отлаженной процедуре. Преподаватели станут посещать ребёнка и заниматься с ним дома.2. Индивидуальное обучение. Посещение школы в таком случае предусмотрено. Но заниматься ребёнок будет индивидуально с каждым из учителей. Это также законодательный вариант для детей с ограниченными возможностями.3. Варианты самообразования и саморазвития здорового ребёнка. Юридическое основание домашнего образования содержится в Конституции и Законе об «Об образовании». Остаются нерешёнными некоторые формальные моменты, когда речь идёт о нестандартном желании родителей забрать ребёнка из обычной школы. В этом случае явных показаний для такого решения не существует. И большинство администраций школ такой шаг не приветствуют.Могут быть варианты:1) Семейное обучение. На руках у родителей есть договор со школой, предусмотрены сроки проведения аттестации, её форма, режим выполнения лабораторных работ. Не исключено посещение школы ребёнком в рамках тех уроков, которые ему интересны.2) Экстернат – самостоятельное изучение программы и сдача промежуточных экзаменов. 3) Дистанционное образование. Школа, принимающая экзамены по Скайпу.Приходится:

  • аргументировать необходимость такого решения,
  • убедить в способности и серьёзности своих намерений,
  • найти поддержку в лице администрации школы, на базе которой будут проходить аттестации ребёнка. В этом могут помочь прогрессивные преподавательские коллективы, зачастую собранные в частных учебных заведениях.

Пока что нельзя говорить о массовости процесса. Вряд ли большинству из родителей захочется взваливать на себя такую ответственность. Ведь не ходить в школу и полностью освоить с ребёнком образовательную программу самостоятельно – далеко не простое дело.

  • Серьёзные занятия спортом, музыкой и другими увлечениями. Причина – ребёнок не успевает в полном объёме совмещать школу с профессиональными занятиями.
  • Быстрая обучаемость ребёнка, опережение в развитии по сравнению со сверстниками. Причина – отсутствие интереса, торможение развития. Перевод на домашнее обучение гораздо комфортнее, чем перевод в более старшие классы. В детском коллективе отставание в физическом, психическом развитии может сказаться отрицательно.
  • Постоянные переезды родителей, связанные с особыми условиями работы.
  • Идеологические, религиозные противоречия.
  • Любые причины, вызывающие недовольство родителей тем,

— как ребёнок осваивает образовательную программу в рамках обычной школы, — какие отношения формируются в школьном коллективе, — какое мировоззрение у ребёнка формирует школа.

  • Отсутствие у ребёнка навыков работы в команде. Это надо постараться восполнить дома.
  • Общение со сверстниками становится крайне ограниченным, не приобретается достаточный опыт выяснения отношений в коллективе.
  • Становится недоступным выступление перед аудиторией.
  • Финансовый аспект. Один из родителей зачастую не работает. Организация бюджета семьи лежит полностью на плечах второго из них. Занятый с ребёнком должен подготовить материал, преподнести его, спланировать усвоение ребёнком и проверку знаний.
  • Явно не подходит такой стиль обучения для родителей, которых тяготит постоянное общение с детьми либо неумение обучать. В таком случае взрослый сам будет уставать, злиться и толк будет невелик.
  • Отношение со стороны чаще будет негативное. Большинство социума привыкло к стандартному стилю поведения. «Белой вороной» способен быть не каждый. Но если эта птица живёт внутри – выбор неизбежен!
  • Ответственность полностью ложится на родителей. Больше не будет учителей, «плохо» обучающих ребёнка.
  • При необходимости вернуться назад в общеобразовательную систему адаптация будет довольно сложной.
  • Сложности с поиском работы в будущем. Но при этом у человека появляется больше шансов создать своё собственное дело.

Для решения части проблем достаточно хорошо прочувствовать склонности ребёнка, подобрать ему внешкольные коллективы по интересам. Как вариант, можно предлагать преподавателям школы, к которой ученик прикреплён для проведения аттестаций, давать время ребёнку предоставлять вниманию сверстников подготовленные рефераты, доклады с интересной неординарной информацией. Это и отобразит качество подготовки учащегося, и поможет установить контакт со школьниками, провести с ними обсуждения.

Выбор каждой семьи индивидуален. Люди разные, дети со специфическими чертами характера. Воспитание ребёнка не должно вызывать безразличие. Это, пожалуй, самое главное при решении данного вопроса. Определившись с выбором системы обучения, родители несут полную ответственность за формирование отношения к жизни ребёнка, за его образованность и успешность во взрослой жизни.

Источник: https://glamoor.net/family/508-domashnee-obuchenie-rebenka-za-i-protiv.html

Домашнее обучение

Подробности ГалинаКатегория: Воспитание

 За домашнее обучение родители «бились» много лет.

Не приветствовалась такая форма образования в нашем отечестве, пока она не была прописана в последней редакции Закона «Об образовании».

 Здесь надо понимать, что в родительской среде часто под домашним обучением подразумевается индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям (к примеру, инвалидность).

Оно может быть:

  1. полным и постоянным (при тяжёлых формах заболеваний),
  2. частичным.

В обоих случаях ребёнка обучают учителя, приходящие на дом. Но во втором случае часть уроков проводится индивидуально (математика, чтение…), на остальные ребёнок приходит в класс (музыка, физкультура, ручной труд). При улучшении состояния обучение на дому может быть отменено.

Домашнее обучение, прописанное в Законе, правильнее будет назвать «домашнее образование». Ребёнок обучается дома, в конце года сдавая своего рода экзамены в форме контрольных, тестов и пр. Учителем может быть и профессиональный педагог. Но в абсолютном большинстве дело берут в свои руки родители.

Домашнее обучение глазами психолога

Редко кто из родителей смотрит на домашнее обучение с такой точки зрения.

Домашнее обучение – хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Это может быть и замечательно, и очень плохо для ребёнка. Есть и те, и другие примеры.

По идее домашнее обучение – это просто супер (прошу прощения за сленг). Это должно быть здорово. Вы имеете возможность сами регулировать:

  1. чему, сколько, когда учить ребёнка;
  2. как он учится, сколько отдыхает.

Вы можете учитывать его интересы, его динамику, дать ребёнку больше свободы, расширить варианты, как он может учиться.

НО!

Но только, если ваш симбиоз с ребёнком завершён. Ребёнок самостоятелен, но имеет трудности обучения в группе сверстников.

Почему на завершённость симбиоза обращаем внимание? Потому что часто мотивом домашнего обучения являются не проблемы ребёнка, а мамский симбиоз: я не хочу его отпускать, хочу оградить от всех опасностей.

Идея домашнего обучения сама по себе прекрасная. Вопрос только в том, из какой точки мы в неё входим.

Прежде, чем решать вопрос о домашнем обучении, проверьте ваши отношения с ребёнком на затянувшийся симбиоз. Ответьте искренне на вопросы.

  1. Ребёнок мало исследует, мало проявляет любопытство. Если я не подталкиваю, не инициирую и не ободряю его, если меня нет рядом, ребёнок «сдувается».
  2. Меня часто посещают мысли об опасностях для ребёнка – без причины в голову лезут страшилки. И моё воображение рисует: он свалится, поранится, наткнётся, его побьют, обидят и прочие бесконечные «ему там плохо».
  3. Меня не покидает общая фоновая тревожность: желание проверить, проконтролировать, посмотреть, где он, что с ним, как он. Очень трудно переключиться, убрать эти желания из фонового режима контроля.
  4. Я, как мама, остро чувствую личную ответственность за любые его успехи, промахи: возьмёт сменку или забудет, ему сделают замечание, напишут в дневник, его не похвалят, его похвалят, меня вызовут в школу…
  5. Я не могу выносить (расстраиваюсь или раздражаюсь – две базовые мамины эмоции) его яркие эмоции отрицательного спектра. Проще говоря, не выношу, когда ребёнок расстраивается.
  6. Ребёнок часто говорит, что ничего не хочет делать сам: сам не хочу, давай вместе, ну помоги. Любыми способами он вас включает: через позитив, через негатив, через умильные глаза. У каждого опять же свой репертуар. Но постоянно ваше внимание он забирает тем или иным способом. У вас практически нет свободного времени для себя.
  7. Я воодушевляюсь, я наполняюсь энергией, когда ребёнок приходит и делится своей радостью. У меня прямо «ух!» — полная подпитка. Я сама эти чувства ярко переживаю. Наоборот, я ощущаю апатию, когда он ноет и жалуется на скуку. (Некоторых мам это просто выматывает) У меня самой все силы кончаются. (Не то, что я занимаюсь своим делом, он пришёл, поныл. Я ему посочувствовала, дала совет и снова занимаюсь своим делом). Нет, состояние его скуки меня очень и очень тяготит. (Это тоже про симбиоз).
  8. Ребёнок часто испытывает неуверенность в своих силах, предпочитает отказаться, если есть малейшее представление, что не получится или не получится идеально. Он сразу дело бросает.

  Если большинство вопросов – это про вас, то надо посоветоваться со знающим специалистом. Чьи проблемы имеют место в ситуации: ребёнка или ваши собственные. Чьи проблемы будет решать домашнее обучение. Только после этого принимать окончательное решение – сразу организовать домашнее обучение или сперва выйти из симбиоза с ребёнком.

Читайте также:  Поставить себя на деньги - психология

Источник: https://mama-pomogi.ru/vospitanie/domashnee-obuchenie

Домашнее обучение – что это такое

Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время. Для того, чтобы понять что это такое, я предлагаю для начала обратиться к Википедии:

«Термином homeschooling обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах».

При этом понятие не ограничивается лишь тем, что дети учатся дома. У хоумскулинга есть несколько видов:

Анскулинг — это обучение детей без заранее продуманной и четко расписанной программы. Также нет у анскулинга и заранее предопределенных целей и задач. Но при этом, метод не означает, что детей ничему не учат. Это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения.

Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в журнале «Растём без школы». Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами. Он предлагал родителям отказаться от искусственных условий обучения, а использовать для этого реальную жизнь.

Джон Холт критиковал школьную систему и писал, что обязательное школьное обучение вредит здоровью и психике детей. В итоге он предложил избавиться от школ и от систематического образования вообще. Адепты теории считают такое обучение естественным, отталкивающимся от потребностей самого ребенка.

Какие формы домашнего обучения бывают?

Семейное обучение

Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.

Экстернат

Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.

Надомное обучение

Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.

Нонскулинг — вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.

Домашнее обучение преимущества и недостатки

Аргументы хоумскулеров

— Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.

— В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.

— Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.

— Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.

— Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.

Критика домашнего обучения

— Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.

— Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.

— Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.

— В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы

Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль

Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько.

А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека.

Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.

Составить программу домашнего обучения и перевести ребенка на домашнее обучение вам помогут:

Ссылки по теме

Мнения специалистов о домашнем обучении

Мифы о школьном обучении

Нешкольное образование

Философия анскулинга

Домашнее обучение

Альтернативная педагогика

Виды хоумскулинга

Где помогают организовать домашнее обучение?

Проект “Семейное образование”

Центр Семейного обучения

Поделиться

Класс

Поделиться

Источник: https://mama.ru/articles/domashnee-obuchenie/

» Как правильно организовать домашнее обучение

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Рекомендации по правильной организации домашнего обучения

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома.

В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям.

В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок.

По истечении отчетного периода — недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой — ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным.

В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, как он хотел бы получать знания и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся педагоги к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и участии родителей, которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников.

Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению.

Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости  от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой.

В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки учебники и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, родители берут на себя роль наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю самостоятельного получения знаний ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе отказа от возможности зарабатывать.
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно интересных дисциплин и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей — достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора.

Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания.

Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=7098

Ссылка на основную публикацию