Джон локк — психология

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Джон Локк - психология

25566

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Доклад

Психология и эзотерика

от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом.

Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими.

Идеи содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Русский

2013-08-17

33.5 KB

21 чел.

Психологическая система взглядов Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704) — английский мыслитель, предвестник ассоциативной психологии.

Основа его взглядов – общие эмпирические и сенсуалистические установки Ф.Бэкона и Т. Гоббса.

«Опыт о человеческом разуме» (1690)

Начинал рассуждения с критики теории врожденных идей (Сократ, Платон, Декарт, Лейбниц).

Локк считал, что знания сами по себе возникнуть не могут, что врожденных идей и принципов нет, они все проистекают из опыта. 

Доказательство: если бы они были, то были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Но данные наблюдений показывают, что нет, т.е. от рождения идеи бога, души, добра и зла не даны.

Сновидения: сторонники теории считают, что мы забываем сны, т.к. во время сна душа выходит из тела и размышляет вне его, не оставляя следов. Локк: во время бодрствования душа не показывает телу ничего такого, что не воспринимала бы в теле. Значит, вне тела не существует.

Сны, по Локку, это идеи бодрствующего человека, соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают, пока органы чувств не снабдят нас ими. 

Следовательно, зависимость психических состояний от телесного организма и внешнего мира. 

При этом признает наличие задатков – анатомо-физиологических особенностей, от которых зависит характер и приобретаемые в опыте знания.

Опыт – то, чем душа наполняется в течение всей его индивидуальной жизни.

Идеи – содержание опыта (ощущения, образы восприятия, представления, памяти, общие понятия, аффективно-волевые состояния)

Первоначально душа – чистый лист, на который при жизни внешний мир наносит воздействия.

Внешний опыт – приобретаются чувственные идеи – рефлексия – идеи об идеях

Рефлексия – особая внутренняя деятельность души, способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. 

Рефлексия = внутреннее чувство=внутренний опыт. Это опыт об внешнем опыте, форма рационального познания и переработки внутреннего опыта.

Следствие: внутренний и внешний опыт связаны, чувственное и рациональное познание связаны. Но! Внутренний опыт не выводится из внешнего, он выходит за пределы природной детерминации, т.е. есть некая рефлексирующая духовная субстанция

Учение о первичных и вторичных качествах

Качество – способность вещей вызывать в душе какие-либо идеи.

Идеи внешнего опыта:

  1.  Идеи первичных качеств (объективные к-ва) – точное отображение таких качеств, как протяженность, плотность, величина, форма, движение, длительность
  2.  Идеи вторичных качеств(субъективные к-ва) – запах, вкус, цвет и т.п. Неадекватны реальным качествам, т.к. вне нас не существуют.

Идеи:

  1.  Простые – неразложимые элементы сознания
    1.  Из внешнего опыта: идеи ощущения от одного или нескольких органов чувств
    2.  Из рефлексии: образы восприятия, памяти, воображения
    3.  Совместные: идеи страдания и удовольствия
  2.  Сложные — разложимые элементы: идеи формы, вкуса, цвета

Представление – такой познавательный процесс, связанный с восприятием ранее воспринятого реального объекта

Память – ее функция в актуализации «заснувших» идей, в которых нуждается душа. Образы памяти – когда есть сходство текущих впечатлений с прошлым. Для хорошей памяти необходимо повторение и сопровождение повторения чувствами удовольствия или страдания. Память – высшая форма развития психики животных.

Когда предметы не имеют сходства с прошлым – воображение.

Мышление

Образование сложных идей происходит путем комбинирования простых идей разными способами, т.е. ассоциациями – неверные, ненадежные сочетания идей, пассивные и случайные связи.

Более надежные:

— Суммирование (соединение) – соединение идей по признакам сходства и смежности

— Сопоставление (сравнение) – установление сходств и различий, возникают идеи отношений

— Обобщение (обособление) – абстрагирование, самые общие понятия

Речь

Функции:

— выражения

— обозначения (оперирование идеями, закрепление мыслей)

Словами обозначаются идеи как внутреннего, так и внешнего опыта.

Непонимания между людьми происходят из-за собственных недостатков языка и в результате злоупотребления (использование слов безо всяких идей) словами.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=25566

История современной психологии

История современной психологии

Джон Локк родился в семье мелкого чиновника — юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда. Степень бакалавра он получил в 1656 году, и вскоре после этого защитил диссертацию на звание магистра. В течение нескольких лет Локк преподавал в Оксфорде греческий язык.

литературу и философию, а потом занялся еще и медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери.

Вскоре он стал доверенным лицом и другом этого политического деятеля, известного своим полемическим дарованием.

^Справедливости ради, следует отметить, что данное определение подходит только к материализму XVIII в. — Прим, перев.

Влияние Шефтсбери в правительстве, однако, падало, а в 1681 году, после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет, когда можно было уже вернуться в Англию.

Локк становится уполномоченным по апелляциям и пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике. Он отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе. Локк становится одним из лидеров либеральной мысли.

Некоторые его идеи легли в основание Декларации независимости Соединенных Штатов Америки.

В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его «Опыт о человеческом разуме» (An Assay Concerning Human Understanding. 1690).

В этой работе, которая явилась результатом напряженного двадцатилетнего труда, содержится наиболее полное изложение его взглядов. За период до 1700 года книга выдержала четыре издания, была переведена на французский язык и латынь.

Именно с момента появления этой работы можно вести отсчет истории британского эмпиризма.

Как возникает знание?

В центре внимания локковской системы стояли вопросы теории познания. Каким образом происходит познание, как возникает новое знание? Локк, в противоположность Декарту, отрицает существование врожденных идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, все приходит с опытом.

Локк признает, что некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей — не более чем иллюзия.

Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку.

Каким же образом появляется знание? По Локку, все знание исходит только из опыта. Он писал:

Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. (Локк Дж. Соч. М. 1985. Т. 1. С. 154.)

Читайте также:  Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности - психология

За многие века до этого сходные мысли высказывал Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa — чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.

Ощущения и рефлексия

По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — другими словами, рефлексии.

Те идеи, которые происходят из чувств (то есть на основе непосредственного воздействия объектов внешнего мира на органы чувств), представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью.

На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному.

В процессе развития индивида сначала появляется чувственный опыт, поскольку прежде надо иметь то, что может подвергаться рефлексии.

Рефлексируя, мы вспоминаем прежние чувственные впечатления, комбинируем и обобщаем их, создавая тем самым абстракции и идеи более высокого порядка.

Таким образом, все идеи возникают на основе чувственного опыта и опыта рефлексии, но конечным источником познания все же остается чувственный опыт.

Простые и сложные идеи

Локк различает простые и сложные идеи. Простые идеи23 появляются на основе как чувственного, так и рефлективного опыта, и пассивно воспринимаются нашим умом.

Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются анализу или сведению к каким — либо еще более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем комбинирования и сочетания различных простых идей между собой.

Эти новые производные идеи Локк называет сложными идеями24. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложены на компоненты.

23 Простые идеи — элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии. Сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.

24 сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.

Теория ассоциаций

Представление о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа открывает эпоху так называемого психохимического подхода, развиваемого в теории ассоциаций25. Согласно этой точке зрения, простые идеи могут взаимосвязываться и образовывать таким образом сложные идеи. Собственно, ассоциация — это тот самый процесс, который современные психологи называют научением.

Представление о возможности редукции, сведения всей психической жизни человека к набору простых идей или элементов, а также объяснение сложных идей через ассоциацию простых лежит в основании всей современной научной психологии.

Как и часовой механизм, который можно разобрать и собрать, создавая на этой основе новые, более сложные машины, идеи сознания так же можно анализировать и ассоциировать.

25 Теория ассоциаций — концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей.

С точки зрения Локка, сознание человека работает в полном соответствии с законами физики. Элементами психики, своеобразными психическими атомами, являются простые идеи. Они представляют собой полный аналог материальных атомов в механистической галилеевско — ньютонианской системе Вселенной.

Базовые элементы психики (простые идеи) неделимы, как и их материальные аналоги. Из их сочетаний и комбинаций образуется все многообразие знаний.

Создание теории ассоциаций можно считать важным этапом на пути развития представлений о характере деятельности как психики, так и тела — по аналогии с работой машины.

Первичные и вторичные качества

Большое значение для ранней истории научной психологии имеет локковское различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества26 существуют вне зависимости от нашего восприятия.

Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада — это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по — разному.

Вторичные качества27 — такие как цвет, запах, звук и вкус — существуют не сами по себе, а через наше восприятие. Например, если пощекотать у человека перышком в носу, то возникающий при этом чих характеризует не перышко, а нашу реакцию, на прикосновение пера.

Равным образом и боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану.

26 первичные качества — такие характеристики объекта, которые присущи ему вне зависимости от его восприятия (например, размеры и форма предмета)

27 вторичные качества — такие характеристики, которые присущи только нашему восприятию предмета, а не предмету самому по себе (например, цвет, запах).

Эти свои представления Локк иллюстрирует при помощи следующего простого опыта: возьмем три емкости, заполненные водой. В одну емкость нальем холодную воду, во вторую — теплую, а в третью — горячую. Далее, опускаем левую руку в сосуд с холодной водой, а правую — в горячую воду.

Затем помещаем обе руки в сосуд с теплой водой. При этом одна рука будет ощущать эту воду как теплую, а другая — как холодную. Понятно, что теплая вода не меняет своей температуры ни в первом, ни во втором случае.

Вторичные качества существуют лишь в нашем восприятии объекта, но не присущи объекту самому по себе (в данном случае, воде). Еще один пример: если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущения его вкуса.

Первичные же качества того же самого объекта (яблока) существуют вне зависимости от того, воспринимаются они кем — нибудь или нет. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия.

Конечно, Локк не был первым, кто обратил внимание на подобное различие первичных и вторичных качеств.

В свое время Галилей высказывал нечто весьма сходное: «Я полагаю, что если бы мы каким — либо образом лишились ушей, языков и носов, то форма, число и движение предметов [первичные качества] все же остались бы в то время, как все запахи, звуки и вкус [вторичные качества] исчезли бы. По моему мнению, последние есть нс более, чем просто имена, если отделить их от живых существ» (цит. по: Boas. 1961. P. 262).

Подобные взгляды полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи.

Если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия — цвет, запах и вкус, есть не что иное, как реальность субъективная.

А те характеристики предметов, которые присущи им независимо от какого бы то ни было восприятия, — это первичные качества.

Психология bookap

Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий.

Это обстоятельство заинтересовало его и побудило заняться исследованием процесса познания.

Собственно, представление о вторичных качествах и появляется как попытка справиться с трудностями проведения строгого соответствия между физическим миром и значительной частью нашего его восприятия.

Однако, коль скоро мы допускаем — хотя бы теоретически — существование первичных и вторичных качеств, одни из которых обладают объективным существованием, а другие — только субъективным и не существуют вне восприятия, то рано или поздно должен был появиться кто — то, кто задался бы вопросом: а существуют ли подобные различия между первичными и вторичными качествами на самом деле? Не являются ли все восприятия вообще субъективными, зависящими от наблюдателя, и в этом смысле — вторичными? Философом, который поставил такой вопрос и попытался дать на него развернутый ответ, был Джордж Беркли.

Читайте также:  Волшебный пендель - психология

Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl18.shtm

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Рефераты, дипломные, курсовые работы - бесплатно: Библиофонд!

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия Социальной работы

факультет психологии

ДОКЛАД

по Возрастной психологии

На тему:

«Джон Локк»

Выполнили: Ирины

3 курс, во

факультет психологии

Проверила: Миронова Т.Б.

Москва 2003 год

Биография Джона Локка

      XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философских традиций.

     Какое место в духовной истории человечества занимает Джон Локк — современник ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Тоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя и Баха; писателей Мольера и Свифта.

     Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката.

Воспитывался он в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I.

В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

     В 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет.

     В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противостоящего схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной.

     В Оксфорде Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент, Бойль побудил у него интерес к философии Декарта и Тассенди.

     В 1667 г. Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщаться к политической деятельности, однако его интерес к науке не ослабевает.

     После знакомства с выдающимся врачом-новатором Томсаном Сиднемом он начинает трактат “О медицинском искусстве”, в котором приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом Совета этого общества.

     Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству — рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше.

     В 1667 г. Локк пишет “Опыт о веротерпимости”. Опираясь на эту работу, лорд Эшли пытался убедить короля предпринять конкретные шаги по ограничению возраставшего в Англии влияния католиков и преследования протестантов.

Началом исследования Локка в области теории происхождения и сущности политического общества, государства и собственности стала работа “Опыт о законе природы”, написана на латинском языке в 1660-1664 гг.

В многообразии научных интересов Локка выделяется центральная область — обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания. В 1671 г.

Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движение к знанию. Это был замысел главного труда Джона Локка — “Опыт о человеческом разумении”, над которым он работал на протяжении 16 лет.

     В 1672 и 1679 годах Локк получает различные должности в высших правительственных учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии.

     В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г.

возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. — “Мысль о воспитании”. В 1695 г.

появилась его работа “Разумность христианства”.

   В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.

     В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное  изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.

Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка

     Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, а также проблемы связанные с отношением государства к церкви (в частности проблема веротерпимости и свободы совести).

ДатаНазвание труда

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=29317

Джон Локк — Частный психолог Галина Педич

Джон Локк - Частный психолог Галина Педич

                                   Джон  Локк.

Джон Локк – английский философ, психолог, автор теории познания. Не принимал утверждение о врожденных идеях и предрасположенностях к каким-либо знаниям, считал, что исключительно из опыта проистекает человеческое знание. В пользу своей теории психолог выдвигал два доказательства. Если врождёнными были бы идеи, то

 политические, моральные убеждения были бы у всех одинаковыми, а это не так.

 всё было бы известно ребёнку с рождения. Не трудно было бы сформировать у малыша любые знания и моральные нормы.

Психика маленького ребёнка, по мнению Локка, может формироваться только в процессе жизни. Идеалы, знания, нормы в готовом виде нам не представлены, они являются, так сказать, результатом воспитания, которое и призвано сформировать ребёнка со временем в сознательного взрослого человека.

Именно поэтому Локк огромное значение придавал воспитанию. Воспитывая в ребёнке положительное отношение ко всему позитивному, хорошим поступкам и отрицательное отношение к вредным привычкам, мы легко можем воспитать морального человека.

Что касается развития детского познания, то тут необходимо использовать на все сто любопытство детей, данное им природой, так как из него вырастает стремление к знаниям.

А чтобы эти знания быстрее усваивались, и у ребёнка не пропал живой интерес к ним, то необходимо учитывать индивидуальные способности каждого воспитанника.

Доказывая, что знания мы получаем с опытом, Локк пришёл к выводу: любые знания основываются на чувственном опыте каждого человека.

Читайте также:  Критика - психология

Он выделил виды этого опыта: рефлексия (внутренний мир человека) и ощущения (основа знаний о внешнем мире). Внешний мир, воздействуя на органы чувств человека, порождает простые идеи, внутренний мир при этом пассивен.

Внутренний мир человека, как чистый лист, на котором опыт записывает чувственные образы вещей, их качества.

Английский психолог выделял три вида знаний (в зависимости от степени достоверности): познание вещей через чувства, доказательные и интуитивные знания. Доказательные (демонстративные) знания достигались путём рассуждений, умозаключений. Интуитивные знания были наиболее достоверными, так как соответствие или несоответствие воспринималось непосредственно умом.

Локк был уверен в неограниченных возможностях в развитии сферы познания у детей, это стало основой нового направления в возрастной психологии.

Большое внимание уделял Локк и развитию логического мышления, а также обоснованию важной роли мыслительных операций и способов формирования знаний у детей.

Источник: http://psiholog-galina.ru/istoriya-psichologii-v-litsach/dzhon-lokk

Джон Локк – краткая биография

Джон Локк – кратко

Читайте также статьи Политические взгляды и учение Локка, Философия Декарта – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко

Локк (Locke) Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне, в графстве Соммерсетшир. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

Господствовавшая здесь схоластическая философия не привлекала к себе юного питомца, и он с особенным рвением предался изучению естествознания и медицины, в которой пользовался впоследствии большой известностью. В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти.

Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции. В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г.

туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери. Оттуда он возвратился в 1688 г. с Вильгельмом Оранским. Умер Локк 28 октября 1704 г. Важнейшие сочинения Джона Локка: «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.

), «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.), три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства», «Несколько мыслей о воспитании», сочинение о деньгах и другие.

Портрет Джона Локка. Художник Г. Кнеллер, 1697

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод. По его теории врожденных понятий нет у человека; все они приобретаются опытом. Опыт бывает: 1) внешний или ощущение (sensation), т. е.

действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств, и 2) внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления. Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление.

Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их. Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п.

(это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается: «Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной».

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l'entendement humain» Лейбница.

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского.

Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности, В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная.

Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

В книге «О разумности христианства» Джон Локк доказывает необходимость признания существования Бога и божественного откровения, потому что оно без труда дает людям такие истины, которые они или вовсе не открыли бы, или открыли бы с большим трудом. В письмах о религиозной терпимости он проповедует необходимость её, ибо она должна быть принципом всякой истинной религии, а особенно христианства, основанного на любви к ближнему.

В сочинении «Мысли о воспитании», давшем сильный толчок педагогическому движению XVIII века в Германии, Франции и Швейцарии, Джон Локк, в противоположность тогдашним схоластам, системе обучения, доказывает необходимость физического воспитания наравне с воспитанием духовным.

В последнем он отдает преимущество воспитанию нравственному, т. е. воспитанию в человеке хороших наклонностей, чувства чести, твердого характера и т. п. Воспитание ума науками также необходимо, но у Локка стоит на втором плане. Локк дает целую систему правил физического воспитания и программу научного образования.

Это сочинение не утратило значения и до сих пор.

Сочинение о деньгах появилось по поводу современных Локку событий. Страна обеднела, ценность монеты упала, повсюду ходила только обрезанная монета, Локк советует принимать ее только на вес, понизить проценты, и таким образом ценность денег повысится. Тут же высказывается много интересных и для нашего времени мыслей о капитале, заработной плате, податях, призрении нищих и т. п.

Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/2031-dzhon-lokk-kratko

Ссылка на основную публикацию