Эпатаж — психология

Что такое эпатаж и что он значит в нашей жизни?

Время оказалось толковейшим знахарем, и теперь, когда мне, человеку, поступающему на журфак, необходимы 5 публикаций, я могу с чувством, с толком и с чистой совестью углубиться в рассуждения на эту тему.

Эпата`ж (фр. epatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе как предосудительное, недостойное или недопустимое. Это сообщила бесстрастно-всезнающая «Википедия», но мне любопытно разобраться не в определении сего слова…

Не правда ли, что нам, если честно, нет особого дела до посторонних проблем, но и прослыть буками и «синими чулками» тоже никто не желает, а потому наша реакция на события в обществе просто необходима! Поэтому довольно легко и необременительно бросить: «Это все сплошной эпатаж!» — услышав новость о драке в Госдуме, о сексе соседки с тремя любовниками сразу (а вы одна/один уже пару месяцев, как!!) и… о желании вашего ребенка поступать в театральный институт.

Действительно, вас все довели до ручки нескончаемым потоком новостей, проблем, горестей и радостей… Вы кажетесь себе чем-то унылым и неимоверно уставшим, а посему желаете решительно отгородиться от пьяного калейдоскопа событий, при этом не сильно обидев «народ»…

Что касается того самого «народа», то он не всегда задумывается перед тем, как выдать «объективную» оценку увиденному. Потому что толпа думать не может. Думает лишь каждый за себя, что приводит к кардинальному расхождению мнений.

А некоторые личности могут высказать такое… Ну, однозначно эпатаж! Поэтому, понахватавшись обмылков правил из «Домостроя», искаженных глав Конституции Р Ф, советов «звезд» и мнений бабулек на лавочке у подъезда, мы дружно переводим в атавизм понятие собственного мнения.

И это мнение вообще превращается в злополучный эпатаж.

Растиражированные образы, распространенные суждения, предсказуемые поступки — залог устойчивого положения в коллективе и спокойного сна.

Ну, и скуки еще… Зато мы знаем, что модно, что правильно, и не ломаем несчастные головы над гамлетовскими вопросами в 21 веке — веке информации! Мы просто знаем, что у этих французов такие красивые слова! А еще они придумали лучшие в мире поцелуи… А их первая леди — настоящая красотка! А их haute cuisine — настоящая фантастика (а лягушачьи лапки точно тиной не пахнут,. а фуа-гра руками можно?).

Вполне вероятно, что не все в точности понимают значение слова «эпатаж» и не все произносят его к месту… И не потому, что одинаково относятся к Сергею Звереву, который завел (как по-другому сказать?) сына, и к своему отцу, решившему в 55 лет жениться на собственной 30-летней секретарше…

При этом эпатажные люди обычно притягивают самых откровенных скромников, которые втайне мечтают стать на них похожими, но об этом молчат, как молчат вегетарианцы о ночных походах к холодильнику за грудинкой.

Эпатаж может элементарно облегчить жизнь, избавить человека от лишнего нервного и мозгового напряжения, сгладить (как это ни странно!) острые углы в отношениях, остудить слишком жаркий спор… Это определенная защита, нежелание брать на себя ответственность за собственные суждения, это клише, удобное и удобоваримое практически в любых ситуациях…

Главное — не забывать, что это всего лишь ширма для подмены реакции на события вроде «женщина родила пятилапую кошку», а вот с ребенком, желающим стать актером, лучше все-таки поговорить обстоятельнее.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/24154/

«Эпатажный» — это какой? Эпатаж в современной культуре :

«Эпатаж» – это слово частенько звучит в телевизионных передачах и на страницах периодических изданий. Однако у многих людей слово «эпатаж» вызывает определенные вопросы: «эпатажный» – это какой? К каким людям и явлениям можно применять подобную характеристику?

«Эпатаж»: расшифровка термина

«Эпатаж» – это весьма провокационная выходка, которая вызывает бурю эмоций у окружающих людей. Если человек или какая-либо организация людей постоянно совершает какие-то неординарные поступки, идущие вразрез с общепринятыми нормами и устоями, то можно смело прикреплять к объекту ярлык «эпатажный».

Это явление XX – XXI века, которое зародилось под влиянием модерна и авангарда, когда в обществе происходила тотальная переоценка ценностей. Эпатаж часто попирает какие-то устоявшие традиции и ломает стереотипы.

Эпатажный человек берет на себя смелость быть непохожим на других людей, но в гипертрофированной форме. Зачастую такие люди даже ведут себя аморально и неэстетично, пытаясь диктовать новые правила жизни, «проповедовать» новые человеческие ценности.

Однако за всей этой шумихой стоит банальное желание конкретного человека привлечь к себе внимание любой ценой.

Роль эпатажа в искусстве

Как уже упоминалось выше, «эпатажный» – это «приводящий в изумление», «ошеломляющий». Эпатаж в первую очередь хорошо прижился в искусстве.

Оно напрямую обращено к эмоциям людей, а задача любого творца – вызвать своими произведениями бурную реакцию у зрителей или читателей, одним словом, потребителей творчества.

И если не получается поразить воображение обывателя собственным талантом, то, затронув какую-либо провокационную тему, уж наверняка можно оказаться в центре общественного внимания.

В XX веке в искусстве стали появляться эротические, а иногда и откровенно порнографические романы; инсталляции с использованием унитазов; панно, выполненные из сигаретных пачек. И даже в дизайне туфель порою такое вытворяют, что иначе как «эпатажной» такую обувь не назовешь.

Ученые спорят, можно ли считать «эпатаж» явлением только XX – XXI века, ведь теоретически в любую эпоху существовали скандальные личности или произведения искусства. Скорее всего, эпатаж в той или иной мере существовал всегда, просто в XXI веке он поставлен на широкую ногу и превратился в бизнес.

Эпатажные фото, эпатажные личности в шоу-бизнесе

Эпатаж в XXI веке стал неотъемлемой частью шоу-бизнеса. В наше время все больше полагаются не на свой талант, а на аморальность поведения, что обеспечивает постоянную прописку на страницах «желтых» изданий. Пиар, «черный» он или «белый», всегда играет на руку артистам.

Если считать, что «эпатажный» – это выходящий за рамки обыденного мировоззрения, то на музыкальной сцене США подобной характеристике больше всего соответствует Леди Гага. Одна внешность этой исполнительницы не укладывается ни в какие нормы и порядки.

Возможно, на Леди Гагу и не всегда смотреть приятно, но люди продолжают это делать просто ради того, чтобы узнать, на что решится эпатажная певица на этот раз.

Перед глазами удивленных зрителей Гага появлялась в платье из самого настоящего мяса, красила волосы в самые невообразимые цвета, приезжала на вручение премии в огромном яйце и т. д.

До появления Леди Гаги на горизонтах шоу-бизнеса на весь мир своими выходками гремела другая американка – Мадонна, которая целовалась на сцене с девушками, оголяла грудь, эксплуатировала религиозные и эротические темы в своих шоу и т. д.

Эпатаж в повседневной жизни

Эпатажный человек в повседневной жизни тоже нередкое явление. На улице можно встретить людей с вызывающими прическами, с телом, которое покрыто татуировками с ног до головы и т. д.

Кроме того, самые обычные люди из нашего окружения порою способны совершать провокационные выходки, при этом стараются заснять свое «выражение индивидуальности» на камеру и создать вокруг определенную шумиху.

Источник: https://www.syl.ru/article/202529/new_epatajnyiy—eto-kakoy-epataj-v-sovremennoy-kulture

Моя бабушка сошла с ума: эпатаж в зрелом возрасте – норма или отклонение

Кто-то называет их фриками, безумцами, «больными на голову», кто-то восхищается или завидует их смелости и креативности. В последнее время все больше женщин, преодолев рубеж в 40-50 лет, кардинально меняют свой имидж, позволяя себе странности в виде яркой эпатажной одежды, необычного цвета волос, выстриженных висков, татуировок на лице и теле.

О причинах подобных перемен в зрелом возрасте и о том, как на них реагировать, мы поговорили с практическим психологом, семейным консультантом-медиатором Марией Фабричевой.

Эпатаж заслуженный и незаслуженный

Если за эпатажем стоят своя точка зрения, свои собственные убеждения, своя философия, которые человек готов отстаивать, можно говорить о «заслуженном» эпатаже. К той же категории можно отнести сценический образ, который человек отыгрывает на сцене или в кино, а в жизни ведет себя вполне обычно.

Часто бывает, что эпатаж – это часть психологической игры с собой и окружающим миром. Тогда мы уже говорим об эпатаже «незаслуженном». Это бывает, когда взрослый человек как бы старается добрать то, что было под запретом в подростковом возрасте.

Здесь есть и момент бунта, вызова обществу («плевал я на ваши ценности!», «кто сказал, что женщина в 50 лет не может на всю грудь набить татуировку?») и привлечения к себе внимания.

Если мы говорим о возрасте после 40-50 лет, то это, как правило, женщины, которые росли и воспитывались в Советском Союзе, когда эпатировать, быть собой, проявлять креативность было чревато серьезными проблемами: от всеобщего порицания или лишения каких-то благ вплоть до лишения свободы.

Тогда было принято быть такими, как все. Теперь женщины получили свободу, но далеко не все развили в себе хороший вкус и научились пользоваться этой свободой, соблюдая при этом здоровые, адекватные правила.

Эпатаж здоровый или нездоровый

Можно говорить о трех формах проявления эпатажа.

Здоровый эпатаж. Каждый человек имеет право на некоторые странности, или легкую форму «сумасшествия».

Если он при этом понимает, что его свобода заканчивается там, где нарушается свобода другого человека, если его эпатаж ни в коей мере не доставляет дискомфорт другим людям, не является слишком сильной провокацией или угрозой жизни себе и окружающим, такой эпатаж может считаться вполне здоровым.

Здоровый эпатаж, как правило, не слишком бросается в глаза. Например, женщина может сделать татуировку или пирсинг на теле, но никто этого не увидит до того момента, пока она сама не захочет этим поделиться.

Эпатаж, вызванный ретравматизацией. Например, если мы видим пожилую женщину в ярко-розовом платье и с бантом на голове, можно говорить о некой инфантильной позиции. Она бывает при застревании в возрасте травмы.

Например, если человек в детстве пережил насилие, то в случае переживания какого-то серьезного стресса в зрелом возрасте (например, смерть мужа у пожилой женщины) запускается механизм ретравматизации, который «включает» возраст травмы.

В этом случае может иметь место психическое расстройство.

Крайне агрессивный эпатаж, когда человек своим поведением наносит вред себе и окружающим. В данном случае тоже можно говорить о расстройстве личности. Человек не видит другого способа получения внимания и готов не просто эпатировать, а и вредить другим, выступая уже в роли агрессора.

Credits

Как реагировать на чей-то эпатаж?

Как бы мы ни старались не замечать «фриков» на улицах, у нас это не получается. Кто-то покрутит у виска, кто-то ужаснется, будет смеяться или критиковать. Наша реакция зависит от наших ценностей и восприятия. Важно помнить, что мы не несем ответственности за поведение других людей.

Мы можем отвечать только за собственные чувства, которые вызывает у нас вид эксцентричных людей, и за наши действия по отношению к ним.

Все остальное – это выбор другого человека, и каждый имеет на него право, как бы вам ни хотелось «поиграть» в психодиагностов и навесить на человека ярлык «не все дома».

Стоит помнить, что не всегда за эпатажной внешностью стоит какое-то заболевание или расстройство личности. Очень много нестандартных людей достаточно глубокие, творческие, со своей философией, своим мировоззрением. Эпатажные люди помогают нам расширить свое восприятие, учат быть толерантными, уважать тех, кто не похож на нас, выглядит не так, как нам этого хочется.

Наше отношение к «фрикам» может сказать нам многое о себе самих.

При виде лысой 45-летней женщины с татуировками на все тело или 60-летней дамы в ярком наряде и чудной шляпке наш внутренний контролирующий родитель выдает обесценивающие замечания вроде «у нее не все дома» и «так нельзя».

Мы чаще всего идем на поводу у этой обесценивающей агрессивной части, не обращая внимания на свое детское эго-состояние, которое тайком от «внутренней мамы» говорит нам: «Вот здорово! Какая оригинальная бабушка, я тоже так хочу!»

Читайте также:  Биологическое и культурное ядро личности - психология

Как позволить себе эпатаж?

Что делать, если вы до 40-45 лет были «хорошей девочкой», но вдруг что-то внутри изменилось, и теперь вам хочется сесть на мотоцикл, выкрасить волосы в яркий цвет, сделать татуировку или еще каким-то образом изменить свой имидж? Безусловно, вы имеете на это право.

Но, в отличие от подросткового возраста, когда мама не позволяла креативить со своим образом, зрелый человек может уже адекватно и по-взрослому мыслить.

Поэтому стоит провести анализ, ответив на вопросы: Для чего мне это нужно? Какой результат я хочу получить? Что мне это принесет? Готова ли я к тому, что окружающие люди будут задавать вопросы и даже воспитывать меня? Когда человек проводит такой анализ для себя и все равно решается на кардинальные перемены в имидже, ему будет легче донести свою позицию обществу.

Рассудив здраво, можно выбрать приемлемую для себя форму самовыражения с учетом возможных последствий.

Если волосы можно заново отрастить или перекрасить, то, возможно, татуировку стоит сделать не постоянную, а нарисовать хной либо сделать ее при помощи смывающейся наклейки.

Если же вы работаете в организации, где введен строгий дресс-код, то кардинальное изменение имиджа может повлечь за собой неприятности на работе. В таком случае татуировку лучше делать на теле в месте, скрытом одеждой.

С другой стороны, если женщине хочется украсить себя татуировками, чтобы привлечь внимание мужчин, стоит подумать о том, как по-другому стать заметной для противоположного пола.

Или, если она решила примерить на себя эксцентричный образ, потому что до сих пор воюет со своей мамой, возможно, пришло время пойти к психологу и разобраться с детско-родительскими отношениями.

В противном случае эпатажная внешность будет постоянно привлекать таких же «мам», которые будут также делать замечания и вмешиваться в вашу жизнь, и с ними так же придется воевать, как в юности с мамой.

Татьяна Корякина

Источник: https://lady.tsn.ua/psychologia/ona/moya-babushka-soshla-s-uma-epatazh-v-zrelom-vozraste-norma-ili-otklonenie-718670.html

Что такое «эпатажный»?

Краткое содержание статьи:

Отношение толпы к тому, что выделяется на ее теле, противоречиво. Она одновременно восхищается и ненавидит смелые поступки непокорных одиночек. Но не всякий отход от общепринятых правил соответствует тому, что значит «эпатажный». Ведь в компании Сальвадора Дали может оказаться Владимир Жириновский и даже Никита Джигурда. «Отделим мух от котлет» в данной статье.

Эпатажный – это оскорбление?

Для тех людей, которые считают слово «абзац» матерным, понятие эпатажности будет явно за пределами терпимости. Да и не только для них: благопристойные и воспитанные зануды, кичащиеся своей добропорядочностью, воспримут все выходящее за рамки в штыки.

Но так было до недавнего времени. Гоп-районы потихоньку сужаются, да и зажатость и скромность перестают быть положительными чертами.

Сегодня, когда контркультура становится просто культурой, человек без ирокеза на голове или хотя бы без татуировки будет рассматриваться как отщепенец. Правило современных городских джунглей: главное – выделиться. Причем выделиться любой ценой. Если удалось заставить прохожих свернуть шею, значит все в порядке. Удалось шокировать «серую массу» – пришел успех.

Способов достижения такого эффекта может быть множество. Применив любой из них, можно быть уверенным: условные мистер и миссис Смит будут доведены до крайней степени замешательства.

Если вас назвал эпатажным гопник, сидящий на лавочке в костюме с тремя полосками, то будьте уверены – это оскорбление. В остальных случаях – зависит от контекста, от обстоятельств.

Поведение в стиле épatage

Этимологически слово «эпатаж» восходит к французскому выражению «épater les bourgeois», или «привести буржуа в замешательство». Буржуазия долгое время была господствующим классом во Франции и определяла моду, этикет и нормы приличия для всего остального общества.

Но творческой интеллигенции жесткие светские рамки казались слишком душными. Художники, писатели и музыканты всеми силами выказывали им свое отвращение.

С тех пор много воды утекло, а желание выразить свое «фи» серой массе осталось. Тут все средства хороши:

  1. Первое и главное оружие в арсенале эпатажной личности – одежда. Чего только не вытворяют в пику общественному мнению! Ярчайшим примером является Леди Гага, которая выходит на сцену едва ли не голой, обернутая пластами мяса;
  2. Не менее важна прическа. Помимо вышеупомянутого ирокеза, возможны и более причудливые очертания (например, в форме звезды). Появление на публике лысой женщины тоже будет в диковинку;
  3. Внешний вид нужно дополнять не менее вызывающим поведением. Не таким, как у поручика Ржевского – за подобные выходки могут и взашей выгнать – но достаточно провокационным. Толпа на самом деле любит это, хоть и боится признаться.

Примеры эпатажных личностей

Если пошла речь об умении эпатировать публику, то у перечисленных ниже персонажей стоит этому поучиться:

  • Сальвадор Дали. Один из виднейших художников XX века прославился не только своими сюрреалистическими полотнами, но и не менее сюрреалистическими выходками. Он открыто называл себя гением и без стеснения рассуждал об исправлении физиологических потребностей;
  • Но перенесемся в наши палестины. У нас нет равных в этой дисциплине Владимиру Маяковскому. Самозваное «облако в штанах» то обратится на «Ты» к Господу, то обмолвится, что любит смотреть «как умирают дети»;
  • Достойное место в этом ряду занимает Фаина Раневская. Ее матерные и не очень высказывания давно разобрали на афоризмы, а поведение служит образцом для подражания для всех самостоятельных женщин;
  • Как же без Никиты Джигурды. Его выходы в свет в шотландской юбке без нижнего белья и съемки своей рожающей жены в роддоме вкупе с громогласным хриплым голосом будут помнить еще долго;
  • Бизнесмен Сергей Полонский затесался в этот ряд благодаря менее интеллектуальным, но все же достаточно эпатажным выходкам. «У кого нет миллиарда, тот пусть идёт в ж…пу!» – это высказывание дает исчерпывающее о нем представление.

Провокационное поведение в искусстве

В деятельности представителей свободных профессий эпатаж стал модным веянием с приходом модернизма (конец XIX – начало XX веков):

  • В нашей стране наиболее ярким примером является поведение футуристов. Последние открыто призывали «сбросить Пушкина с корабля современности». Отвержение всего традиционного, классического, устоявшегося – все это они вознесли в абсолют;
  • Под воздействием философии Фридриха Ницше нигилистические настроения в западной интеллигенции возросли многократно. Особенно прославилось движение «диких»: его представители желали разрушить музеи, библиотеки и уничтожить этику;
  • После Второй мировой войны эпатаж стал мейнстримом культуры развитых стран. Но не все были рады таким переменам. Альбер Камю полагал такое поведение бессмысленным. Якобы оно способствует эскапизму творца от пугающей его реальности;
  • Известны случаи последующего раскаяния некогда безбашенных представителей интеллигенции. Так, немецкий писатель Гюнтер Грасс с укоризной вспоминает, как прежде низвергал старые и «отжившие» культурные идеалы.

Признаки человеческой эпатажности

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать составляющие идеального эпатажа:

  1. Яркое выделение на «сером фоне». Чтобы правильно эпатировать, нужно быть хорошо осведомленным в своде неписаных правил, действующих в социуме;
  2. Уникальность. Поступок хорош для исполнения только один раз. Если вызывающая одежда превратилась в модную, она больше не вызывающая;
  3. Публичность. «Пощечина общественному вкусу» должна быть нанесена при многочисленных свидетелях, иначе теряется весь смысл акции;
  4. Роскошь. Позволить себе épatage могут часто выходцы из среды обеспеченных слоев общества. Беднякам тут делать нечего;
  5. Элемент игры. Публика должна понимать, что демонстративные действия не несут на себе угрюмый груз серьезности;
  6. Соответствие текущим трендам или даже опережение их. Необходимо забыть о прошлом, и обратить свой взор исключительно вперед;
  7. Эффект внезапности. Правильно угадать время для своего выхода на «сцену» – целое искусство;
  8. Чувство меры. Необходимо понимать разницу между тонкой интеллигентной насмешкой над стереотипами и открытой пошлостью и глупостью.

В каждую эпоху существовало собственное представление о том, что значит эпатажный.

Сто-двести лет назад для шокирования общественности требовалось произвести на свет оригинальное произведение искусства.

Со временем некоторые из таких «выходок» признавались классикой (как случилось с Маяковским). Сегодня же выделиться проще простого: достаточно вызывающе одеться и сходить к дорогому парикмахеру.

Видео: образец эпатажного поведения

В данном ролике Николай Воробьев расскажет о самых скандальных и эпатажных звезд Российской эстрады:

Источник: http://1-vopros.ru/1075-chto-znachit-ehpatazhnyj.html

Эпатаж и драматический стиль в одежде: о чем они говорят?

Валерия Чумакова

Вы склонны к драме и эпатажу в своем внешнем виде? Предлагаем поговорить о том, какие стороны вашей личности видят окружающие благодаря стилю в одежде.

Стиль в одежде говорит о нашей личности и характере намного больше, чем все остальное. И, что немало важно, в первые же секунды нашего выхода в свет окружающие люди создают образ той личности, которую в вас видят благодаря одежде.

Что такое эпатаж и драма в стиле одежды?

В целом, драма и эпатаж в одежде практически неразделимы. Ведь драма, даже по смыслу этого слова, предполагает актера на вершине сцены и, конечно, зрителей, которые смогут оценить его искусство. Но как стать таким актером? Правильно – привлечь внимание при помощи ноток эпатажа в своем стиле.

Все, что необходимо женщине с таким стилем в одежде – это выразительность, зрелищность, экстравагантность, демонстрация какой-то идеи, провокация. Среди основных черт такого стиля можно отметить также чувственность, театральность, роскошь и торжественность, яркость и шик, дороговизну, неординарность расцветок и фактур, взрыв и вызов, откровенную сексуальность.

Одежда данного стиля может быть абсолютно разнообразная: от супер-мини облегающих платьев до широких и многослойных макси, от едва прикрывающих грудь топов до объемных блузонов. Однако каждый из таких образов в обязательном порядке будет попадать под основные характеристики данного стиля, описанные выше.

Эпатажные дамы любят красный, черный, фиолетовый, бархатный синий цвета, «животные» расцветки.

Леди Гага

Портрет женщины, предпочитающей эпатаж и драму

Прежде всего, женщина, предпочитающая данный стиль, должна внутренне с ним гармонировать. Данный стиль предполагает сильный характер, уверенность в себе, внутренний стержень, готовность нести идею и воплощать ее, волю, сложность натуры.

Такая женщина не боится мнения других, а провоцирует на его высказывание. Не боится быть осмеянной, потому что знает, что этого не случится.

Внутри этой женщины горит яркий темперамент, смелость, ее одежда выглядит на ней естественно, так как полностью гармонирует с ее внутренним содержанием.

Однако внутреннего содержания для того, чтобы отдать предпочтение такому стилю, мало. Необходимы также определенные внешние, природные данные, гармонично вплетающиеся в общую картину.

Такая женщина зачастую обладает «острыми», четкими чертами лица, рельефными скулами, яркими внешними данными, что эффектно подчеркивает с помощью косметики.

По многочисленным опросам, к типажу данных женщин чаще относят эффектных, ярких брюнеток с темными глазами, нежели блондинок-голубоглазок.

Впрочем, бывают исключения (вспомните Жанну Агузарову и Людмилу Гурченко, без сомнения, эффектных и местами эпатажных женщин).

Людмила Гурченко

Что думают психологи об эпатаже и драме в одежде?

Существует множество точек зрения на подобный стиль в одежде. Остановимся на самых популярных вариантах.

Стиль как компенсация

Многие психологи рассматривают эпатаж и драму в одежде и самовыражении как механизм компенсации. Что это значит?

Это означает, что мы стремимся к самореализации в определенной, значимой для нас, сфере. Это может быть семья, работа, достижения и признание в наших увлечениях (рисовании, танцах, актерском искусстве и т.д.).

Если у нас не получается достичь желаемого, мы начинаем это компенсировать в другой сфере. В данном случае – в одежде. Одеваемся более ярко, дерзко, вызывающе, тем самым реализуя себя в этой сфере вместо достижений там, где бы нам того действительно хотелось.

Дита фон Тиз

Стиль как самовыражение

Другие психологи считают стиль (будь то эпатаж и драма, либо скромная классика) способом самовыражения. С этой точки зрения мы надеваем эпатажные вещи для того, чтобы выразить себя, раскрыть свою личность, либо же донести до окружающих людей какую-то значимую для нас идею.

Стиль как неуверенность

С другой точки зрения подобные проявления себя вовне (яркий, эпатажный стиль, волосы красного цвета или же покрывающие все тело татуировки и пирсинг) являются следствием неуверенности в себе, которую человек посредством психологических защит пытается «прикрыть» подобным способом.

Читайте также:  Денежный эквивалент - психология

Стиль как отражение демонстративных черт

Многие психологи сходятся во мнении, что эпатаж и драма в стиле женщины указывают на присутствие явных демонстративных черт в характере, желания, чтобы ей восхищались или, как минимум, замечали, выделяли из толпы.

Человек демонстративного типа не может существовать без внимания к себе, любит преподносить себя на показ, демонстрировать публике, такой человек с отлично развитой фантазией и стремлением к преувеличению, одна из основных его потребностей – потребность в признании. Из таких женщин выходят превосходные актрисы.

Жанна Агузарова

Каждое из представленных мнений имеет право на существование. Каждая отдельная личность может сочетать в себе разные признаки и характеристики, отраженные в данных теориях, поэтому не стоит придерживаться единственно верной точки зрения и делать стопроцентный «диагноз» проходящей мимо яркой, эпатажной женщине.

Источник: http://www.estiva.ru/ru/articles/moda/5476/

Фрики: страсть к эпатажу или самопиар

27 марта день рождения отмечает один из самых эпатажных деятелей российской сцены Никита Джигурда. К нему можно относиться по-разному. Бесспорно, он фигура неоднозначная. Некоторые называют его настоящим фриком, выбивающимся из определенных стандартов поведения. Да, актер и певец известен куда больше своими шокирующими поступками, нежели ролями в кино и театре и исполнением песен.

Никита Джигурда, Жанна Агузарова, Владислав Мамышев-Монро, Андрей Бартенев и Данила Поляков

У Джигурды есть четкая позиция – культивирование себя в качестве истинного мачо, а, говоря проще, «настоящего и конкретного мужика». Кажется, что самое важное для него – все время подчеркивать собственную мужественность и выставлять на первый план свое тело. Даже его громкий, хриплый голос, похожий на звериный рык, служит этому брутальному образу.

 

Впрочем, поступки и перфомансы артиста говорят сами за себя. То Никита Борисович в шотландском килте танцует на Красной площади под знаменитый хит «Гангнам-стайл» корейского рэпера PSY, то делает блефаропластику и постит в соц. сетях собственные фотографии после операции и выкладывает видео самой операции.

Образ дополняют матерные стихи и соответствующие шокирующие высказывания на телевидении. Режиссеры разных ток-шоу знают, хочешь скандала – пригласи Джигурду. А чего стоит его купание обнаженным на пляжах Юрмалы. Хотя он все же переплюнул себя – последняя фотосессия в голом виде к 8 марта стала для некоторых потрясением.

Его мужское достоинство было символически прикрыто цветами, а надпись гласила: «Пусть космический фаллос любви/ вам удачу подарит, богини мои!!!»

Никита Джигурда с нынешней женой Мариной Анисиной не боятся выставлять свою жизнь на показ

Рядом с таким мужчиной не каждая продержится. Нынешняя супруга певца, известная фигуристка Марина Анисина поддерживает мужа и участвует в процессе фото и видео-откровений.

Она не возражает, когда Джигурда выкладывает в общий доступ интернета съемку момента зачатия ребенка (откровенно говоря, половой акт), затем сами роды, да и фотосессию фигуристки в обнаженном виде.

Большинство людей, в их число входит и бывшая супруга Джигурды Яна Павелковская, уверены – весь этот эпатаж просто-напросто обыкновенный самопиар.     

Как бы там ни было, нельзя списывать весь эпатаж актера на пиар. Ведь не каждый же артист может пойти на такого рода откровения и поступки. Истинный фрик должен быть непредсказуемым и постоянно напоминать о себе.

У этих городских сумасшедших (как еще называют фриков) есть некое оригинальное мироощущение, которое помогает вести себя нестандартно. Кстати, могут иметь место и легкие психические отклонения.

Так, в Википедии указано, что в «20 лет Джигурда был помещен в психиатрическую лечебницу с диагнозом «гипоманиакальный психоз».

Кто же такие эти фрики? Так называют людей, которые выделяются из общей массы своим внешним видом и поведением.

Свое происхождение понятие «фрик» берет еще в позапрошлом веке. Правда, тогда так называли инвалидов, людей с физическими отклонениями. Но ближе к концу ХХ века слово приобрело более позитивное значение, ибо стало подразумевать свободу человека от общественных устоев и стереотипов, независимость его мышления.

Фрика отличает от нормального человека некое безумие, безбашенность, эксцентричный стиль одежды, независимость и эпатаж. При этом считается, что настоящий фрик должен часто менять свой внешний имидж, дабы не наскучить публике. Главные заповеди фрика: ничего не бояться, быть самоуверенным и даже наглым.

Иначе не проймешь публику. Немного снобизма тоже не мешает. В общем, «люби себя – чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Эти причудливые люди, как правило, творческих профессий – художники, стилисты, дизайнеры, артисты.

Они большие фантазеры и знают «как развлекаться», «в чем развлекаться» и «где развлекаться».

Художник-авангардист Андрей Бартенев

На Западе, конечно, фриков очень много. Впрочем, и у нас хватает. У каждого из этих чудиков собственная фишка, свой «прибамбас». Например, известный художник-авангардист Андрей Бартенев любит внешним видом символизировать какие-либо предметы.

Довольно часто он обряжается в яркие обтягивающие с головы до ног комбинезоны (как у Человека-паука) с нагрузкой в виде пришитых шаров на голове, руках, спине. А другой питерский художник (недавно трагически погибший на Бали) Владислав Мамышев-Монро был неизменным персонажем светской жизни конца прошлого и начала этого века.

Он представал перед публикой в роли известных поп-идолов: Мэрилин Монро, Любови Орловой и даже Валентины Матвиенко. В конце 90-х в светской Москве пользовалась популярностью и 70-летняя старушка – эдакий божий одуванчик – пани Броня, ставшая «Альтернативной мисс мира» в 1998 году в Лондоне.

Миру пенсионерку Брониславу Анатольевну Дубнер открыл художник Александр Петлюра. Именно он вывел ее и в свет и на подиум. Пани Броню еще называли Королевой Андеграунда и Белое Облачко, потому как любила бабушка танцевать – плавно двигалась и водила ручками, словно плыла в облаках, под жесткую техно музыку!…

Понятно, что художникам сам Бог велел таким экстравагантным образом самовыражаться. Однако фрики есть и среди представителей российской эстрады. Например, любитель нереально фантастических нарядов и обладатель шикарного голоса Сергей Пенкин. К фрикам давно примкнула и певица Жанна Агузарова.

В 80-х годах прошлого века, когда она выступала с «Браво», ее неординарность была неким штрихом к образу героини рок-н-ролла. Ее обувь на невероятной платформе и экзотические наряды поражали. Впрочем, постепенно Агузарова стала обращать на себя внимание не только внешним видом. Певица заявила о своем инопланетном происхождении. Во всех интервью Жанна рассказывала, что прилетела с Марса.

Марсианка Жанна Агузарова

Певец Шура тоже в свое время эпатировал публику, правда, не столько экстравагантными нарядами, хотя и это было, сколько отсутствием передних зубов. Сей факт долго муссировался в прессе и не давал покоя общественности.

Фрики уверены, что их субкультура отлично отражает абсурд происходящего в мире. Кто знает, может облачившись в латексный костюм, ты, словно страус, прячешься от этого мира и можешь себе позволить чуть больше, чем в повседневности. Или надев мусорный мешок на голову, ты уходишь в другую реальность, где не слышишь бешеный темп жизни, и, как пани Броня, плавно движешься под собственный ритм.

Источник: https://www.domashniy.ru/psihologiya/friki_strast_k_epatazhu_ili_samopiar/

Эпатаж в рекламе

Александр Старцев

Общество – это свалка болезнетворных помоев,прикрытая покрывалом приличия.Заглядывать под покрывало строго запрещено.

Но, как и всякий запретный плод – это очень притягивает людей!

     Эпатаж – скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила (взято из словаря).
     В последние несколько лет всё больше и больше появляется эпатажной рекламы. Если мне не изменяет память, то первой такой общероссийской рекламой в постперестроечное время стала реклама торговой сети «Эльдорадо» с лозунгом «Пыль сосу за копейки».

А первой сколько-нибудь значимой местной (ну или необщероссийской) эпатажной рекламой можно назвать рекламу «любимых пельмешек» – чуть более десятка уличных рекламных щитов  в Москве и Питере понадобилось, чтобы познакомить народ с пельменями «Дарья». На щитах были изображены женские ягодицы, испачканные в муке и слоган: «Мои любимые пельмешки».

Сейчас же к эпатажу, к игре на нервах общественности, фирмы прибегают всё чаще и чаще.

Для кого-то лёгкий эпатаж стал, чуть ли не рекламным принципом: например, та же самая сеть бытовой техники «Эльдорадо» и дальше использует этот приём в своих рекламных посылах (хотя, надо признаться, я не заметил «подвоха» когда увидел на улице рекламный баннер «За сущие копейки» — видимо, я всё-таки не очень испорчен).

Реклама «Эльдорадо» в 2004 году

 
Реклама той же сети через несколько лет

     У эпатажа много сторонников, ещё больше у него противников. С обеих сторон этих баррикад стоят и рекламщики, и обыватели, и даже психологи. Кто-то называет эпатаж «пошлой псевдокреативностью», кто-то считает прибыль, увеличившуюся в разы после удачного применения эпатажа в своей рекламе.     Что же такое эпатаж в рекламе? Можно ли им пользоваться и нужно ли? Где грань между грубостью, откровенной пошлятиной и флиртом с чувством юмора толпы? И значима ли эта грань для рекламы?

     Итак, по порядку. И начнём «порядок» с самых азов: что такое реклама. Реклама – это информация о нашем продукте или о нас с нашей целью подзаработать. Для того, что бы на нашу рекламу обратили внимание среди общей массы рекламного потока, мы старается как-то привлечь к ней внимание людей. Среди этих средств привлечения есть следующие элементы:

  • текст (информация, шрифты, цвет текста и т.д.);
  • заголовок текста;
  • изображения;
  • звук;
  • форма и т.д.

     Всё вышеперечисленное можно отнести к техническим составляющим рекламы. Но есть ещё и составляющие, которые действуют на эмоции людей, на их чувства (не путать с осязанием, обонянием и т.п.). К ним можно отнести:

  • веселье, юмор (в рекламе их используют довольно часто);
  • страх (его используют в социальной рекламе, например, рекламе безопасности дорожного движения);
  • сопереживание (реклама благотворительности);
  • стыд (перхоть, запах изо рта, прыщи – всё стыдно);
  • совесть (например, социальная реклама о пожилых людях или детских домах);
  • эротизм (вожделение, похоть) — прекрасный, на мой взгляд, пример использование этих составляющих вы увидитите в рекламном ролике водки ВЕДА.

     Конечно, технические составляющие имеют довольно большое значение в создании рекламы, но не это является предметом для разбирательства здесь и сейчас. Нас интересует в данный момент именно констатация факта, что и те и другие составляющие могут быть в рекламе (именно могут быть, так как не в каждой рекламе есть эмоциональные составляющие).     Далее. Для усиления воздействия рекламы на потребителей, рекламщики очень много работают с технической стороной: придумывают различные слоганы, работают со звуками, изображением, цветами и их сочетаниями. Кто-то работает со стандартными вариациями технических составляющих (усреднёнными вариантами размеров рекламы, длительности роликов, классическими шрифтами и т.п.), а кто-то пытается обратить внимание на свою рекламу за счёт усиления того или иного технического компонента. Так, например, стандартный размер переходит в гиперразмер (картинка на весь многоэтажный дом или реклама в виде огромного воздушного шара), стандартная цветовая рекламная палитра переходит в смесь едких цветов, от которых больно глазам, ну а звуки выбиваются из общего шумового рекламного фона (иногда по телевизору можно заметить ролик, в котором намеренно используют резкий привлекающий звук или наоборот полную тишину). Во многих случаях такое усиление оправдано и эффективно, в каких-то оно практически не приносит пользы, но главное для нас понять, что это есть, этим пользуются, и это может работать.     С техническими составляющими рекламы понятно, понятно, где они и как их улучшают. Но ведь мы помним, что помимо технических есть ещё и эмоциональные составляющие. И с ними тоже можно работать, силу их воздействия тоже можно варьировать: реклама нейтральная или чуть смешнее, с одетой или обнажённой девушкой, степень страха, стыда – это всё может изменяться по желанию рекламщика. И все этим пользуются, кто-то бессознательно, а кто-то вполне осознано. Но, как правило, все эти эмоциональные вариации находятся в каких-то усреднённых рамках, в коридорчике с бумажными стенками – они легко рвутся, но пройти через них решаются единицы (порвав бумажные стенки, можно вызвать чей-то гнев). Такие коридорчики обусловлены нормами морали, действующими в том или ином обществе.     Однако всё-таки и эмоциональные составляющие можно кардинально усилить. Для того, что бы вызвать у людей эмоциональный всплеск и служит эпатаж – он действует, как пищевой усилитель вкуса глутамат натрия, который раздражает наши вкусовые рецепторы и «делает» еду более «вкусной». Эпатаж – это усилитель эмоциональной, чувственной составляющей рекламы, это раздражитель «вкусовых рецепторов» устоявшейся морали. Именно для этого он нужен, именно для эго используют. Но, как и с пищевым усилителем вкуса, с эпатажем нужна осторожность – можно переборщить с дозировкой, и потребитель останется недоволен рекламным продуктом. А можно добавить его так мало, что он останется практически не заметен.     Параллель с усилителем вкуса довольно точная и прослеживается во многом. Так, например, если каждый производитель колбасы положит в свой продукт по щепотке глутамата, то для потребителей вся колбаса станет одинаково вкусной, а значит и одинаково невкусной и быстро новизна вкуса быстро пойдёт – человек захочет ещё более вкусной колбасы и какой-нибудь колбасный король добавит уже не одну, а три щепотки усилителя вкуса. Так же и с эпатажем. Эпатаж, вообще, понятие относительное, как и сами общественные этика и мораль – что было запрещено вчера, сегодня уже никого не удивляет. Если в 70-х годах плакат с полуобнажённой красавицей вызывал у советских граждан шок, возмущение, то сейчас рекламой с такими девушками не удивишь даже околоподъездных старушек. Когда-то и реклама женских гигиенических средств (тампоны, прокладки) вызывали некоторую нервозность у зрителей, теперь же это обыденное дело.     Эпатаж – дело относительное, что было вчера общественным раздражителем, сегодня уже норма! И рекламщики должны это помнить: дважды в одну реку не зайти. Правда это не означает, что один и тот же эпатажный трюк нельзя повторять несколько раз – надо лишь сменить аудиторию.

Читайте также:  Виктимное поведение, или как мы сами притягиваем неприятности к себе - психология

     Итак, с одним предназначением эпатажа в рекламе мы разобрались. Но есть ещё два и немаловажных:

  • увеличение продолжительности времени, в течении которого рекламу помнят (а значит, помнят и фирму или товар, с которыми она была связана);
  • создание ажиотажа вокруг рекламы, который выливается в общественное обсуждение, а значит в дополнительную масштабную бесплатную рекламу.

     Собственно говоря, хорошей, настоящей эпатажной рекламы без этих двух аспектов и не может быть, вопрос лишь в масштабности, как временного эффекта, так и ажиотажного. Эпатаж – это вызов обществу, и общество с удовольствием отвечает на этот зов! Надо лишь усилить этот ответ и направить его в нужное русло.     Как же и чём проявляются эти два аспекта эпатажа?

     Начнём с увеличения продолжительности времени действия рекламы. В начале этой главы я упомянул о рекламе «Эльдорадо», которая была проведена несколько лет назад.

В Интернете до сих пор можно найти обсуждение данной рекламы. Люди, с которыми я общался на эту тему, практически мгновенно вспоминали эту рекламу даже без подсказок.

Эту рекламу помнят! И что самое важное помнят тех, кто давал эту рекламу, то есть сеть «Эльдорадо»!

     В одном материале, касающемся вопросов эпатажа в рекламе, мне попалась следующая цитата профессионального психолога А.Теслера. «Все помнят рекламную кампанию какого-то пылесоса «Сосу за копейки», но никто не вспомнит, какой марки был этот пылесос», — говорит он. Ну что ж, он прав в том, что никто не помнит марку пылесоса. Но все, в том числе, скорее всего и он сам, помнят, кто давал эту рекламу, и помнят это через значительный срок после проведения рекламной компании (вот именно по этому и не только по этому я настоятельно советую избегать суждений психологов о рекламе – они в основной своей массе совершенно не понимают принципов рекламы).

     Как добиться увеличения временного диапазона действия эпатажной рекламы? Надо сделать её действительно интересной, а не только шокирующей. Была когда-то реклама у «BENETTON». Она конечно шокирующая и привлекающая внимание, но помнить её будет не долго и то, узкие специалисты-рекламщики в качестве примера «так делать не стоит».

     Честно говоря, эта реклама больше неприятно-отталкивающая, чем интересная. Вряд ли она вообще была эффективной в качестве «двигателя торговли». А вот в качестве самоутверждения какого-нибудь не совсем психически здорового «креатора» она вполне могла бы выступить.

     Детального рецепта «Как сделать рекламу долгоиграющей», к сожалению, нет и не может быть. Различны ситуации, различны товары, различны общества, на которые нацелена реклама – создать одного рецепта не возможно.

Хотя в эпоху развития такого средства коммуникации, как Интернет с его форумами, блогими и различными социальными сетями, можно посоветовать самим рекламщикам инкогнито поднимать тему своей эпатажной рекламы для обсуждения в виртуальных беседах – таким нехитрым способом можно поддерживать интерес к своей рекламе довольно длительное время. Можно также писать различные «научно-популярные» материалы о рекламе с приведением своей рекламы в качестве примеров и также размещать их на бескрайних просторах всемирной сети.

     Далее поговорим о создании ажиотажа вокруг эпатажной рекламы. И эпатаж в данном случае – это маленький камушек, скатившийся по склону горы и вызвавший лавину, это хруст сломанной ветки, вызвавший подъём в воздух стаи крикливых ворон. Эпатаж здесь нужен, что бы нас услышали ВСЕ и эхо от нашего «шума» ещё очень долго бродило в головах людей.

Такое эхо – это бесплатная информация, напоминание о нас. Поэтому создателям эпатажной рекламы необходимо ответственно, самым тщательным образом подходить к вопросу создания условия для максимально эффективного ажиотажа вокруг своей рекламы.

Что можно посоветовать для улучшения эффекта? Конечно же, это разнообразная и разнонаправленная  работа с информацией связанной с такой рекламой и самим населением:

  • несомненно, как и для работы с продолжительности времени действия рекламы – это работа во всемирной паутине: форумы, блоги, статьи, специализированные сайты (рекламщиков, маркетологов, психологов и даже лингвистов) – в ход должна идти любая возможность поднять вопрос о нашей рекламе (конечно от имени «общественности»);
  • статьи в прессе, репортажи по ТВ – для начала сделать один-два проплаченных материала (если сами СМИ не начали бесплатную «поддержку» вашей рекламной акции); материалы должны быть максимально честными (на столько максимальными, что бы не испортили саму рекламу) — возможно в виде объективного обсуждения данной рекламы специалистами различных направлений (психологи, лингвисты, рекламщики) и мнениями «простых» граждан;
  • раздачей самому смелому слою населения, то есть молодёжи сувенирной продукции с символом акции (если такой символ есть); хорошей иллюстрацией этого пункта является реклама пива «Т» (производства пивоваренной компании «Тинькофф») «У него трусы в ромашку» – белая ромашка на синем фоне стали почти культовыми и с большим удовольствием потреблялись молодёжью в виде шорт, подушек, флэшек.

     Помимо всего вышесказанного, тем, кто хочет применить эпатаж в рекламе необходимо помнить о следующем:

  • осторожность – нельзя вызвать массовую волну негодования, особенно затрагивающую чиновников (они не любят волнения, но очень любят показывать свою власть над всем и вся);
  • предвидение и расчёт – рекламщик должен просчитывать все возможные последствия своей эпатажной рекламы;
  • готовность к ответным шагам со стороны конкурентов, общественности, власти – должны быть готовы возможные шаги отступления, ответы на критику (например, статьи), следующие возможные шаги для развития успеха.

     И, конечно же, не стоит думать, что эпатаж (то есть смелые, дерзкие идеи, проверяющие общество на прочность) – это удел слабых и дурных. Нет, зачастую эпатаж – признак сильности как самого бренда, так и людей, которые за ним стоят. Вот вам пример ещё одной «перчатки», брошенной обществу – рекламный  щит автомобильного супербренда «Bentley»:

     Это довольно известное изображение, поставившее яркую и запоминающуюся точку в одной из рекламных войн автоконцернов. Если вам станет интересно, то вы сможете без труда найти информацию о ней в интернете.

Источник: http://www.pro-reklamu.ru/book/epatage

Эпатаж как средство пиара

Эпатаж — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе, правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. С точки зрения психологи эпатаж является одной из форм демонстративного поведения.

Главное в эпатаже — чувство меры и глубинное понимание той идеи, которая должна воплотиться посредством скандального поведения.

Важно правильно понимать психологию людей, подвергающихся влиянию и помнить, что использовать этот инструмент следует осторожно, так как поразительный эффект, о котором столько говорят, — результат умелой манипуляции. Не стоит злоупотреблять эпатажем.

Эпатаж — это тяжелый труд, почти искусство, и лишь немногие из тех, кто выбрал его как образ жизни, могут «держать марку» при любых обстоятельствах.

Воздействие эпатажа обычно носит длительный эффект, порой бывает достаточно одного поступка, чтобы попасть в историю! В качестве дополнения к эпатажу, а иногда и в качестве субститутов, многие используют такие инструменты привлечения внимания, как китч, провокация, сенсация, скандал и информационная война.                     

Пользуясь эпатажем, для решения какой либо проблемы или продвижения компании на рынке нужно правильно использовать его функции. Ни для кого не секрет, что в наше время большинство звезд, политиков и известных компаний используют эпатаж для поддержки своего статуса.

Вследствие этого возникает некая дилемма «Являются ли эпатаж продуктивным, и приносит ли он  именно тот результат? » Современные пиар технологии используют разнообразные формы и темы взаимодействия с аудиторией, при этом далеко не все из них показывают действия.

При качественном использовании эпатажных форм  можно добиться внимания значительной аудитории, заставив ее обратить внимание на продвигаемый продукт, личность или событие. Таким видом пиара в основном пользуются звезды шоу – бизнеса, но не всегда казусы и скандальное поведение могут принести именно тот итог.

Для сравнения рассмотрим  пиар ход известной, мировой исполнительницы Леди Гаги, которая в 2010 году  появилась на MTV Video Music Awards в платье из сырого мяса. Это вызвало величайший фурор у СМИ. В итоге BBC предложил 5 вариантов понимания наряда: анти – мода, феминизм,  старение, распад, отсутствие значения. Около этого наряда образовалось множество споров.

Допустим, организация РЕТА осудила  платье, так как это было неуважение к вегетарианцам и защитникам животных, а в мире моды «мясным нарядом » восхищались и сравнивали c Vanitas: Flesh Dress for an Albino Anorectic. Это явный продуктивный пиар ход, о котором говорили и которым восхищались. Обсуждение было со всех сторон, «мясной тренд» вызвал разную реакцию, тем самым сделав свое дело.

Но не всегда эпатажные выходки приводят к такой сенсации.  Образ украинской певицы Ольги Поляковой наоборот же не дает такого эффекта. Икона некой «дурочки — блондинки» не является настолько эпатируемой, как предполагает сама певица.

Безусловно, в ее образе присутствует своеобразная провокация, но это нельзя назвать чем- то новым либо креативным. Действительно, мало кому будет интересно наблюдать за глупой блондинкой, которая  абсурдно себя ведет, тем самым думая, что некое поведение является эпатируемым для ее образа.

Звезда должна постоянно удивлять своих поклонников, а не быть обыденной и легко прогнозируемой абсолютно для всех. Вряд ли  кому — то понравится, когда сенсационность кумира состоит лишь в плагиате образности мировых звезд, а также пересъемки хитов в абсолютно безвкусные и бессмысленны ролики.

Нелепое подражание – это плагиат, но не эпатаж. Это не является качественным пиаром, это образ который оставляет желать лучшей и профессиональной доработки.

Таким образом, эпатаж является надежным средством пиара, которое должно быть ярким и профессиональным. Такой пира ход должен интриговать, привлекать и обращать на себя максимум внимания.

Эпатаж должен быть качественным и направленным на нужную аудиторию.

Но не стоит забывать о том, что такая стратегия пиара может быть лишней и неуместной, не качественный пиар ход может испортить репутацию и оставить неприятный след в обществе.

Источник: http://MasterSMI.com/articles/Other/Epataj_kak_sredstvo_piara_-36.html

Ссылка на основную публикацию