Функциональное состояние — психология

Функциональные состояния

Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии.

Существует также физиологическая трактовка понятия ФС, в ней оно рассматривается как состояние организма, отдельной физиологической системы, органа, ткани.

Изучение функциональных состояний работающего человека — одна из центральных проблем комплекса наук о трудовой деятельности, прежде всего психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

История понятия

Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Основным содержанием первых исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.

В то же время анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности не ограничивается только физиологическими представлениями и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов данной проблематики. Подобные исследования проводились Ухтомским А.А. в России и Г.Селье за рубежом.

Начиная с 1970-х гг. начались активные исследования функциональных состояний. В числе первых исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать имена крупнейших психологов того времени — Ф.Гальтона, Э. Крепелина, Г.Эббингауза, А. Бине и др.

Основные подходы к анализу ФС

На момент 2015 года можно выделить четыре основных группы подходов к изучению ФС.

Энергетический подход

ФС рассматривается как характеристика протекания процессов жизнеобеспечения на уровне как отдельных физиологических систем, так и всего организма в целом, в терминах интенсивности и эффективности энергозатрат со стороны физиологических систем, привлекаемых для решения поведенческих задач. Исследования фокусируются на анализе базовых физиологических механизмов, обеспечивающих протекание метаболитических, нервно-гуморальных, церебральных, вегетативных и других процессов в разных условиях и режимах деятельности. Основная задача этих исследований состояла в нахождении таких физиологических коррелятов, которые позволяли бы дифференцировать разные типы психофизиологических состояний по специфическим «паттернам активации», т.е. по устойчивым конфигурациям физиологических реакций, характерных для разных ситуаций.

Феноменологический подход

ФС рассматривается как характеристика переживаемого человеком опыта, в том числе в аффективно-окрашенной форме (чувства, эмоции, переживания и др.), представленного в наблюдениях или самонаблюдения.

В исследованиях, выполненных в рамках феноменологического подхода, обосновывается многомерный характер проявлений психического состояния и предпринимаются продуктивные попытки выявления структурно-функциональных связей между рефлексивными оценками состояния и «запуском» поведенческих программ, соответствующих особенностям субъективного отношения или «видения себя» в конкретной ситуации.

Поведенческий подход

ФС рассматривается как характеристика результатов и способов выполнения деятельности / решения задач на уровне внешне представленного поведения.

Важным направлением в рамках этого подхода являются исследования качественной стороны реализации поведенческих актов, изменения в которых приводят к сдвигам результативности деятельности.

Развитие поведенческого подхода стимулировало и возникновение более совершенных поведенческих и психометрических методов оценки ФС – тестовых испытаний, моделирующих решение определенных фрагментов поведенческих задач.

Комплексный подход

ФС рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика проявлений изучаемых психических явлений, в том числе — состояний.

На основе многочисленных исследований, проводимых в рамках комплексного подхода, были разработаны новые теоретические конструкты и методические инструменты, подготовившие базу для реализации принципов системного анализа ФС.

Однако в целом комплексный подход выступает главным образом как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных.

Решение актуальных для практики проблем, связанных с полноценной диагностикой и оптимизацией ФС как сложного системного объекта, было обосновано при разработке структурно-интегративного подхода к анализу ФС.

Системный подход

ФС рассматривается как относительно устойчивая (для определенного периода времени) структура актуализируемых субъектом внутренних средств, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливает эффективность решения поведенческих задач.

Важно подчеркнуть, что в данном случае ФС рассматривается как результат включения человека в процесс активной и целенаправленной деятельности, ведущую роль в которой играют мотивационные установки работника и доступные ему в конкретный период времени внутренние ресурсы для выполнения решаемых задач.

Основные понятия системного подхода

  • Система — совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур / процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которая не может быть выполнена ни одним из её компонентов в отдельности.
  • Системообразующий фактор — главный фактор, интегрирующий в единое целое работу разнокачественных элементов и определяющий её динамику во времени.

Общие классификации ФС

А. «Прагматические» классификации (по типу внешних эффектов)

1. по степени допустимости ФС с точки зрения а) надежности работы и б) «цены деятельности»:

Запрещенные (недопустимые)

Разрешенные (допустимые)

2. по степени накопления патологических эффектов:

Нормальные

Пограничные

Патологические

Б. «Содержательные» классификации (по типу механизмов регуляции деятельности):

1. по степени адекватности ФС как ответной системной реакции требованиям выполнения задач в определенных ситуативных условиях:

состояния динамического рассогласования

состояния адекватной мобилизации

2. по степени накопления неблагоприятной симптоматики:

Экстенсивные состояния (основные группы качественно неоднородных ФС: оптимальные состояния, утомления, стрессовые состояния, монотония, пресыщение, состояния напряженности, состояния потока, релаксационные состояния и пр.)

Интенсивные состояние (уровни или степени развития одного типа ФС, отражают динамику в развитии и представлены в виде шкал: (1) Шкала уровней бодрствования;(2) Стадии динамики состояний работоспособности; (3) Стадии развития стрессовых состояний и пр.)

Свойства ФС как системной реакции

1. ФС — это результат перестройки в работе функциональных систем, обеспечивающих выполнение целесообразной деятельности:

  • ФС не может рассматриваться вне контекста решения конкретной задачи, ситуации и условий реализации деятельности;
  • ФС не является фоном, на котором реализуется деятельность.

2. ФС отражает изменения в структуре «задействованной» функциональной системы обеспечения деятельности:

  • требуется реконструкция основных компонентов в функциональной системе обеспечения деятельности (выделение профессионально-важных функций и качеств);
  • необходима оценка проявлений (симптомов) ФС на всех уровнях функциональной системы обеспечения деятельности (энергетическом, перцептивно-когнитивном, рефлексивном и поведенческом).

3. ФС — системная реакция, формируемая под влиянием комплекса факторов трудовой среды:

  • «Физическая среда» (санитарно-гигиенические и экологические условия):
    • микроклимат;
    • освещенность;
    • шум, вибрация;
    • атмосферное давление;
    • излучения;вредные вещества;
    • инфекции и биологические агенты.
  • «Социальная среда» (социум, организация, группа):
    • общие социальные факторы;
    • конкретные социальные факторы:
      • тип организации, организационная культура;
      • особенности коллектива;
      • содержание профессиональной роли;
      • внепрофессиональные контакты;
    • социально-психологические факторы:
      • соответствие индивида профессиональной роли;
      • мотивационные установки индивида и коллектива.

Диагностика ФС

Виды наиболее распространенных прикладных диагностических задач по оценке ФС:

  1. Оценка надежности деятельности человека непосредственно в процессе работы (диагностика актуального ФС).
  2. Оценка готовности специалиста к выполнению деятельности в конкретной ситуации (кратковременный прогноз развития ФС).
  3. Оценка потенциальных возможностей человека надежно/успешно справляться с профессиональными задачами (долговременный прогноз в плане профпригодности).
  4. Оценка угрожающих факторов для здоровья/благополучия работающих, занятых на определенных профессиональных позициях (долговременный прогноз в плане профессионального долголетия, сохранения трудоспособности).
  5. Экспертиза «трудных ситуаций», аварий, несчастных случаев (оценка роли «человеческого фактора» при возникновении различных инцидентов).

Методы оценки ФС (сбора данных):

  • Физиологические
    • Биохимические
    • Оценка вегетативных сдвигов
    • Электрофизиологические
  • Психофизиологические
    • Косвенная оценка физиологических проявлений
  • Психологические
    • Объективирующие психометрические тесты (когнитивные, исполнительские)
    • Субъективные методики (опросники, субъективные шкалы, стандартизованные интервью)
    • Проективные тесты
  • Поведенческие
    • Количественные методы (оценка производительности труда, анализ продуктов деятельности, хронометраж и пр.)
    • Качественные методы (стандартизированное наблюдение, видеонаблюдение, оценка экспрессивных актов; анализ речевого поведения и др.)
Читайте также:  Осанка и физическая сила - психология

Основные типы ФС

Различные авторы выделяют 4 основных типа функциональных состояний.

  • Утомление
  • Монотония
  • Психическое пресыщение
  • Напряженность/стресс

Утомление

Класс состояний, характеризующихся истощением и дискоординацией в протекании основных реализующих деятельность процессов и функций. Развиваются вследствие продолжительности и интенсивности воздействия рабочих нагрузок, под влиянием которых формируется мотивация на завершение работы и отдых.

Монотония

Состояния сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающие в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде.

Сопровождаются переживаниями скуки / непреодолимой сонливости и формированием мотивации на смену деятельности.

Психическое пресыщение

Состояния неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, приводящие к приостановке работы или замещению выполняемых задач.

Сопровождаются в выраженном стремлении прекратить работу или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения с доминирующей мотивацией на отказ от деятельности с выраженной аффективной составляющей.

Напряженность (стресс)

Состояния повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающиеся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности.

Сопровождается выраженным изменением эмоциональных переживаний, отражающих доминирование мотивации на преодоление / устранение затруднений, которые могут реализоваться как в продуктивных (eu-stress), так и деструктивных формах (distress).

Состояния работоспособности

Работоспособность — наличные или потенциальные возможности человека к актуализации физиологических и психологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности

«Кривая работы» Э. Крепелина

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые, проанализировав так называемую «Кривую работы» Э. Крепелин (1898) выделил 4 основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности:

  1. врабатывание
  2. оптимальная работоспособность
  3. утомление
  4. конечный порыв

Факторы влияющие на «кривую работы»:

  • Продолжительность работы
  • Мотивация (заинтересованность)
  • Волевое усилие
  • Привыкание
  • Обучение

Динамика состояний работоспособности в процессе труда

«До начала» работы

  • Состояние «оперативного покоя» — переход от дремоты / пассивного бодрствования к активному состоянию. Неспецифическая готовность к деятельности (ожидание / генерализованная ориентировка). Поисковая активность — поиск предмета деятельности, «опредмечивание» потребности.
  • «Мобилизация» – подготовка к выполнению конкретной деятельности, решению определенного круга задач. Формирование плана и стратегий выполнения. Актуализация мотивационной установки «на деятельность», конкретизация мотива деятельности.

Начальный период работы

  • «Первичная реакция» — переход к режиму внешнего исполнения. «Столкновение» разных планов реализации: внутреннего и внешнего. Конфликтная стадия «запуска» другой функциональной системы.
  • «Гипермобилизация» — апробирование и корректировка конкретных способов выполнения деятельности, «настройка» на реальную ситуацию. Активизация процессуальных мотивов деятельности.

В процессе работы (на этапе высокой продуктивности труда)

  • «Оптимальная компенсация» — пластичная и эффективная регуляция процесса выполнения деятельности. Синонимичный термин – «состояние потока». Доминирование процессуальных мотивов деятельности.
  • «Субкомпенсация» — сохранение нормативной / высокой продуктивности труда за счет привлечения дополнительных ресурсов (компенсаторных средств). Синонимичный термин – «компенсируемое утомление». Смещение доминирующих мотивов на достижение результата.

В процессе работы (с выраженным падением продуктивности)

  • «Декомпенсация» — дезорганизация в работе функциональной системы обеспечения деятельности. Выраженное падение результативности (качественное и количественное) на фоне выраженной мобилизации дополнительных ресурсов. Смена типа мотивации — доминирование мотивов на прекращение деятельности и «отдых».
  • «Срыв деятельности» — распад целостного функционирования систем обеспечения жизнедеятельности. Витальная угроза (жизни, здоровью). Полный отказ от работы.

Методы оптимизации ФС

Объективные методы оптимизации ФС:

  • нормирование рабочих нагрузок;
  • оптимизация режимов труда и отдыха;
  • обогащение содержания труда;
  • элиминация факторов «экологически вредной» среды;
  • рациональная организация:
    • рабочих мест;
    • рабочих пространств, помещений;
    • средств и орудий труда;
  • изменение управленческих концепций;
  • организационная культура: ценности «здорового образа жизни».

«Прямые» методы воздействия на ФС человека:

  • отдых и восстановление ресурсов;
  • оздоровительные процедуры;
  • физиотерапия;
  • питание;
  • фармакология (психофармакология);
  • дополнительная внешняя стимуляция:
    • функциональная музыка;
    • цветосветовые воздействия;
    • мультимедийные средства;
  • суггестивные воздействия;
  • гипнотерапия. 

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-183-funkcionalnye-sostoyaniya-psihologiya

Мир науки

В психологической литературе рассматриваются различные виды функциональных состояний человека, оказывающие благоприятное или неблагоприятное влияние на течение трудовой деятельности.

Функциональное состояние — интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективности стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде решения вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Ученые выделяют шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния [12].

Мотивация. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательства, помощь — наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу.

Содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровня функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения задач, автоматизации действий, ответственности за результат, применение физической силы, интеллекта и т. д.

Размер сенсорного нагрузки. Под сенсорной нагрузкой понимают как влияние сенсорного окружения, так и действия, которые напрямую связаны с выполняемой деятельностью. Размер сенсорного нагрузки может изменяться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации.

Индивидуальность и особенности и субъект объекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на людей с сильной и слабой нервной системой.

Природн и регулятор и функционального состояния, к которым относятся фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

Таким образом, реальный уровень функционального состояния является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями деятельности индивида.

Анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики. Каждый конкретный состояние человека можно описать с помощью различных проявлений:

изменения в фунционуванни различных физиологических систем;

сдвиги в протекании основных психических процессов;

субъективные переживания (усталость, вялость, бессилие, скука, апатия, сонливость, тревога, нервозность, переживания опасности и страха);

изменения на поведенческом уровне (количественные показателей выполнения определенного вида деятельности, производительность труда, интенсивность и темп выполнения работы, число сбоев и ошибок и др.).

Поэтому состояние человека не является простым изменением в протекании отдельных функций или процессов, а является сложной системной реакцией индивида.

Специфика состояния зависит от множества различных причин. Общую классификацию функциональных состояний исследователи разрабатывают на основе критериев надежности и цены деятельности [12]:

надежность — функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности;

цена деятельности — функциональное состояние характеризуется со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

На основании указанных критериев функциональные состояния делятся на два основных класса:

допустимые — позволяют осуществлять деятельность, эффективность которой не ниже допустимого уровня, а по критерию цены деятельности не влияют на здоровье человека;

недопустимы — при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы нарушения здоровья (оценка по критерию цены деятельности).

Другая общая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы: состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования [12]:

адекватн а мобилизации я — характеризуется полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, выдвигается конкретными условиями. Это состояние может нарушаться под влиянием различных причин: длительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления усталости и т. д. Тогда возникает состояние динамического рассогласования;

Читайте также:  Реактивные эмоции - психология

динамические а несогласованной ость — реакция не адекватна нагрузке или необходимые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека.

Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека.

По основным признакам состояния подразделяются:

по продолжительности — относительно устойчивые длительные состояния, сопровождающие деятельность в течение рабочего дня или нескольких дней, ситуативные состояния, возникающие периодически в процессе работы;

по интенсивности воспринимаемого информационного потока — состояния «сенсорного голода» в ситуациях сенсорной депривации и состояния, связанные с резким информационной нагрузкой;

по стереотипностью и сложностью трудовых действий — состояния монотонии и интеллектуальной и творческой напряженности;

с а соотв и в й работы функциональных систем новых условий труда — состояния адаптированности, стресса и дистресса.

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и усталости [12].

Работоспособность — возможность индивида выполнять определенный объем работы за определенный отрезок времени на определенном уровне эффективности и активного включения в трудовой процесс.

Усталость — это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций человека, обоснованных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.

Наиболее часто усталость понимается как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Различают физическую и умственную усталости, острую и хроническую; рассматривают также специфические виды усталости — мышечная, сенсорная, умственная и т. д.

Главным результатом усталости выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения.

Если усталость можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при длительной работе, то состояния монотонии и психического пресыщения является следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д. .).

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для состояния утомления характерно заметное снижение показателей сенсорной чувствительности.

Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижение критической частоты слияния мельканий и др.. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования.

Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к осложнениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений.

С развитием утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Анализируя факторы, влияющие на работоспособность субъекта труда, исследователи акцентируют внимание также на таких явлениях как напряженность деятельности и стрессы.

Важной задачей управления трудом является применение оздоровительных мероприятий, которые могли бы в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим процессам, развивающимся во время данного вида трудовой деятельности, в частности присущих этому виду труда физиологического механизма усталости. На фоне нормального хода производственных процессов одним из важных физиологических мер, противостоящих утомления, является правильный режим труда и отдыха.

Для диагностики функциональных состояний используют физиологические и психологические методы исследования [12].

Значение физиологических методов заключается в том, что они, во-первых, дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой, а во-вторых, позволяют количественно оценить сдвиги в функционировании той или иной системы.

Наиболее распространены электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — индикатор уровня активации головного мозга электрокардиограмма (ЭКГ) — оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограммы (ЭМГ) — показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц.

Очень часто фиксируются также вегетативные показатели: частота пульса, дыхание, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности.

В психологических методах исследования выделяют два направления.

Методы субъективной диагностики, среди которых различают методы субъективного шкалирования и опросники.

К преимуществам опросников относится хорошо разработана симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобство обработки, до недостатков — отсутствие количественной оценки выраженности состояния.

Кроме того, опросник обычно рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, усталость, монотонность). Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке переживаний в процессе того или иного состояния.

Методы психометрического тестирования. Использование психометрических методов тестирования связано с оценкой успешности выполнения определенного вида деятельности. К преимуществам этой группы методик относятся непосредственная характеристика функциональных возможностей субъекта в процессе конкретной деятельности, исключение сознательного завышения эффективности деятельности.

Исходя из того функционального состояния как интегральной характеристики свойств и качеств человека, определяющих эффективность деятельности, необходимо применять комплексные методы, которые объединяют различные подходы. Комплексная методика позволяет изучать деятельность состояния системно и обобщенно.

Основные понятия и ключевые слова: функциональные состояния, работоспособность, усталость, монотония, психическое пресыщение, напряженность деятельности, стрессы, диагностика функциональных состояний.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/9159-funktsionalnye-sostoyaniya-cheloveka-v-trude.html

4.1. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности

  Функциональные состояния относятся к группе праксических (от лат. praxis — дело, деятельность) психических состояний , выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности.

  Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. А.Б. Леонова и В.И. Медведев рассматривают работоспособность субъекта труда на трех уровнях.  На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта.

Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счет активизации адаптационных процессов.

  При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка).

Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.).   Работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.

  Психодиагностика функциональных состояний осуществляется на основе следующих принципов:  1. Системности (функциональное состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).  2. Комплексности (в процессе психодиагностики учитывается комплекс показателей: психологических, психофизиологических, деятельностных).

  3. Динамичности (изучаемые состояния подлежат изменению в контексте выполняемой деятельности).  4. Прогностичности (результаты диагностики должны позволять предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека).  При оценке функциональных состояний целесообразно учитывать физиологические и психологические показатели.

  Физиологические методы дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой. Прежде всего, оценке подлежат частота пульса, дыхания, кровяное давление, температура тела.

Полученные данные могут быть дополнены электрофизиологическими показателями:  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — индикатор уровня активации головного мозга;  • электрокардиограмма (ЭКГ) — оценка возбудимости сердечной мышцы;  • электромиограмма (ЭМГ) — показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц;  • кожно-гальваническая реакция (КГР) — индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга;  • реоплетизмограмма (РПГ) — показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.  Психологические методы оценки функциональных состояний включают в себя субъективные опросники и шкалирование. Опросники обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление, монотония), т.е. заранее предполагается наличие определенного вида состояния. Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний, возникающих в процессе того или иного состояния. Использование данного метода дает возможность получить количественную оценку изучаемого признака, однако трудность дифференцирования и анализа признаков может быть связана с уровнем подготовки исследователя. Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики человека, целесообразно применять комплекс методов, объединяющий достоинства всех подходов.  К основным функциональным состояниям относятся утомление, мо- нотония, готовность к деятельности и др.  Утомление — это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, изменениях физиологических функций, сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.  С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность, координация движений, возрастает физиологическая стоимость работы, снижается сенсорная чувствительность, изменяется характер протекания психических процессов (сужается объем, нарушается переключение, распределение внимания, затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, ухудшается эффективность процессов мышления).  При сильном утомлении наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что может приводить к ощущению внутреннего препятствия и желания прекратить работу.

Читайте также:  Образ запланированного результата - психология

  Субъективное переживание утомления выражается в понятии усталости. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, что, однако, не снижает утомления, а лишь отдаляет его. Динамика развития утомления представлена в табл. 5.

Таблица 5. Стадии развития утомления

  В практическом отношении утомление нельзя рассматривать только как вредное или отрицательное явление. Понижение продуктивности работы как следствие утомления действительно можно считать нежелательным.

Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень ресурсов, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного.

  Профилактика утомления может осуществляться для отдаления момента его наступления, а также с целью стимуляции процесса восстановления. Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости. Однако в случаях, когдп не наблюдается возвращение к исходному уровню и человек продолжает работать, возникает явле-ние аккумуляции.

Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается невозможностью продолжения работы.  Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивация, волевые качества) влияют на то, как он переживает утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

  В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, оказывающее отрицательное воздействие на работоспособность человека.  Монотония — это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.

  Состояние монотонии вызывается однообразием выполняемых движений и действий, приводя к преждевременному утомлению.

Монотонные виды деятельности характеризуются следующими особенностями:  • высокая частота повторения трудовых действий;  • непродолжительный временной цикл выполнения операций;  • малоэлементный количественный состав операций;  • структурное однообразие и простота трудовых действий;  • необходимость длительного пассивного наблюдения;  • недостаток притока сенсорной информации;  • ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.  Под влиянием переживания монотонии человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Проявлением рабочей монотонии (в деятельности операторов, водителей транспорта) является возникновение состояния пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций, появлении сонливости.  Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность, в то время как монотония, наоборот, снижает ее.  При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены на повышение уровня активации центральной нервной системы, эмоционального тонуса, мотивации субъекта, обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки, устранение объективных факторов монотонности труда.  Состояние психологической готовности к деятельности характеризуется мобилизацией человека, обеспечивающей эффективное выполнение определенной деятельности.   М.И. Дьяченко и Л.А Кандыбович выделяют общую и ситуативную (временную) готовность. Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности, на основе которых возникает состояние готовности к выполнению текущих задач деятельности. Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент.  Общая и ситуативная психологическая готовность являются целостными образованиями и включают в себя следующие компоненты:  • мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);  • познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);  • эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);  • волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).  В частности, в условиях дефицита информации (аварийная ситуация) психологическая готовность человека определяет успешность его поведения. Для формирования требуемого уровня готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию и предвосхищению. Предупредить скованность помогает формирование самоконтроля, который предполагает способность вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоконтроля увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

  К профилактическим мероприятиям по поддержанию работоспособности на оптимальном уровне относятся использование физиологически рациональных перерывов на отдых, светоцветовое и музыкальное воздействие, приемы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, специализированной гимнастики.

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/141/15.html

Ссылка на основную публикацию