Глубина и свобода мышления — психология

Подарок осознания

Глубина и свобода мышления - психология

— Вы сейчас хорошо сказали о «ян», о логике, об «инь» вы сказали только то, что есть легкость мышления, и всё. А что это такое?

— Я знаю, что у меня это есть.

— Что такое свобода мышления?

— Это гибкость.

— А за счет чего такая гибкость возникает? Как вы можете ее описать?

— Неприверженность к стереотипам. Свобода от стереотипов.

— Нет цепляния за идею.

— Я себе это так представляю: есть некое здание логики, в котором есть этажи, то есть структура. Когда мы общаемся, то находимся только на одном этаже.

У вас же есть лифт, и вы можете подняться в любой момент на любой из этих этажей. Есть учителя, которые способны говорить просто о сложном. Есть очень умные люди, ученые, которые не умеют говорить просто.

У вас есть способность жить естественно в любой логической структуре.

— А что дает мне возможность легко выходить из тех концепций, которые я использую? Я все-таки говорю логически, как вы сказали, то есть когда требуется, я создаю некую концепцию для того, чтобы пояснить что-то, но потом легко выхожу из нее. Что это за свойство?

— Отстраненная позиция наблюдателя. Вы воспринимаете всю структуру целостно, поэтому в любую из ее точек можете попасть практически мгновенно.

— Можно сказать, что я понимаю относительность любой концепции. Я ею пользуюсь, но также легко из нее выскакиваю.

Если бы мой ум был привязан к концепциям, то мог бы я из них выходить столь быстро? Гибкость мышления возникает при понимании относительности любой идеи, которую ты высказываешь в словах.

Ты ее высказываешь только для того, чтобы сделать что-то, что ты сейчас хочешь сделать. Но если это уже сделано, то она отбрасывается или заменяется другой, более соответствующей данному моменту.

— Говоришь «да» и тут же подразумеваешь «нет»?

— Очень непросто, используя язык, созданный двойственным, разделяющим умом, показать нечто целостно.

Когда говоришь что-то, высказываешь некие суждения и концепции, но каждая из них является ограниченной, она показывает только одну сторону медали. Поэтому надо одновременно показать и другую сторону того, о чём говоришь.

Но тогда нет той самой линейной логики, которую так ценит мужской, логический ум, когда, например, правда четко отделяется от неправды.

Если я рассказываю концептуально о том, что есть правда, то есть об одной стороне рассматриваемого явления, я уже начинаю лгать. Если я говорю полуправду, я лгу.

Нужно показать и другую сторону, а так как обычно я отвечаю на запрос какого-то определенного человека, то показываю ему ту сторону его проблемы, которую он в данный момент не видит.

Затем я показываю ему две стороны его проблемы одновременно.

Философствование или построение каких-то концепций ради них самих меня не интересует. То, что я делаю, направлено на расширение сознания и целостного видения человека. Своими словами я усиливаю видение той стороны, которую человек в данный момент не видит, тем самым уравновешиваю его ум.

Что такое проблема? Любая проблема — это западание на одну из сторон двойственности, создающей данную проблему. Таким образом, если человек увидит обе стороны проблемы, то она сразу исчезает. Увидеть проблему в целостности — значит увидеть, что ее на самом деле нет.

— А можете вы сейчас назвать главную проблему каждого из здесь присутствующих?

— Я не буду их называть, я хочу, чтобы вы их осознали сами. Я на них указываю, но осознавать их надо самим. Грош цена такому подарку, если я вам преподнесу вашу проблему на блюдечке, рассказав о ней. Вы ее должны осознать сами. Если вы ее осознаете, то тогда она исчезнет.

Иначе вы используете мои слова для ее укрепления. Ум очень хитрый, понимая это, я создаю некие возможности для того, чтобы вы сами осознали свою собственную проблему. Если я буду просто о них рассказывать, то они только укрепятся. Я их не поддерживаю, а только на них указываю.

Понятно ли то, что я сейчас сказал?

Источник: http://bookap.info/okolopsy/pint_podarok_osoznaniya/gl46.shtm

Свобода мышления | Философский штурм

С.Александров, 04.01.14. 21-34.

Все дело в психологии. … некий «хвостик» .. пытаетесь прикрепить его к чему-то по сю сторону сознания.

Это бывает мучительно.

Мучительство попыток прикрепить мысль к чему-либо чудесным образом исчезает как только мы, после после многократных попыток, осознаем — нельзя получить это посредством раздумья, нельзя искать это постерством раздумья. Это честное признание «бессильности» мышления не должно нас шокировать, ибо мучительство возникает из простой и элементарной ошибки в пользовании умом, и когда ошибка осознана, то нет парадокса и нет трудностей.

Ошибка в пользовании умом состоит в нашей попытке расчленить мышление на противостоящие части — я, мысль, объект — и чтобы это ясно понять необходимо заглянуть в более глубокие отрасли «кибернетики» ума, в его основной способ самокорректирущей деятельности.

Одно из особенностей человеческого ума есть его способность стоять в стороне от жизни и отражать её; другая его способность — он может быть осведомлен о своем собственном существовании и что он может критиковать самого себя, свои собственные процессы. Ибо ум имеет нечто типа системы с «обратной связью».

Термин «система с обратной связью» используется для обозначения одного из главных принципов «автоматики» для придания машине способности самоконтроля. Посредством обратной связи машина информируерся об эффектах собственных действий, что дает ей возможность корректировать свои собственные действия.

Для примера подходит электрический термостат, регулирущий отопление дома, на котором установлены верхний и нижний пределы температуры — термостат включает печь когда достигнут нижний предел и выключает при достижении верхнего — и тем самым сохраняется желаемая температура. Т.о. термостат есть орган чувств — элементарная аналогия человеческого самосознания.

Упаси меня Абсолют, я не хочу сказатьчто человеческий организм есть не что иное как механизм, — я хочу лишь сказать, что проблема обратной связи подобна проблемам самосознания и самоконтроля у человека.

Но я готов пойти так далеко чтобы сказать — система с обратной связью вполне приложима к человеческому обществу, государству, Природе, где трон Абсолюта вполне может занять система обратной связи .

Меня же интересует в первую очередь человек и его мышление. Проблема самосознания и самоконтроля у человека и установка системы обратной связи у механизма — это всегда сложная техническая проблема, ибо система ОС нуждается в регулировании.

Поэтому чтобы механизм превратить в «идеал», требуется использовать целую серию систем ОС — вторую, чтобы скорректировать первую, третью — вторую и т.д.

Но существует предел такой сереии ибо система будет приведена в расстройство своей сложностью — на передачу информации через серию систем уйдет так много времени, что она окажется бесполезной.

Подобно этому когда человек слишком долго, тщательно и подробно пытается осмыслить мысль путем обратной связи, ухватить мифический хвостик мысли, т.е. мысль мыслью, он ничего не обнаруживает кроме мучительства, что подобно хватанию воздуха руками. Любая мысль конечна, у нее нет хвостика. Хвостик создаем мы сами своим стремлением связать одну мысль с другой для собственного успокоения.

В реальности мысли уже связаны друг с другом и со своими объектамикак связаны человек с человеком, человек с Природой, вещь с вещью — все это изначально связано друг с другом и наши попытки их связать есть попытки связать уже связанное, обрести безопасность безопасности.

Свобода мышления есть предоставление мышлению жить, мыслить по своим собственным законам, не навязывая ему себя выдуманными законами логики; мысли приходят и уходят — в этом их свобода; чувство мучительности, недосказанности, недопонимания не есть болезнь, невозможности ума отображать реальность, они есть естесственный, законный протест мышления против навязывания ему дополнительных систем контроля подобно навязыванию костылей сороканожке.

Источник: http://PhilosophyStorm.org/dogen/4895

Что такое свобода мышления?

— Вы сейчас хорошо сказали о «ян», о логике, об «инь» вы сказали только то, что есть легкость мышления, и всё. А что это такое?

— Я знаю, что у меня это есть.

— Что такое свобода мышления?

— Это гибкость.

— А за счет чего такая гибкость возникает? Как вы можете ее описать?

— Неприверженность к стереотипам. Свобода от стереотипов.

— Нет цепляния за идею.

— Я себе это так представляю: есть некое здание логики, в котором есть этажи, то есть структура. Когда мы общаемся, то находимся только на одном этаже.

У вас же есть лифт, и вы можете подняться в любой момент на любой из этих этажей. Есть учителя, которые способны говорить просто о сложном. Есть очень умные люди, ученые, которые не умеют говорить просто.

У вас есть способность жить естественно в любой логической структуре.

— А что дает мне возможность легко выходить из тех концепций, которые я использую? Я все-таки говорю логически, как вы сказали, то есть когда требуется, я создаю некую концепцию для того, чтобы пояснить что-то, но потом легко выхожу из нее. Что это за свойство?

— Отстраненная позиция наблюдателя. Вы воспринимаете всю структуру целостно, поэтому в любую из ее точек можете попасть практически мгновенно.

— Можно сказать, что я понимаю относительность любой концепции. Я ею пользуюсь, но также легко из нее выскакиваю.

Если бы мой ум был привязан к концепциям, то мог бы я из них выходить столь быстро? Гибкость мышления возникает при понимании относительности любой идеи, которую ты высказываешь в словах.

Ты ее высказываешь только для того, чтобы сделать что-то, что ты сейчас хочешь сделать. Но если это уже сделано, то она отбрасывается или заменяется другой, более соответствующей данному моменту.

— Говоришь «да» и тут же подразумеваешь «нет»?

— Очень непросто, используя язык, созданный двойственным, разделяющим умом, показать нечто целостно.

Когда говоришь что-то, высказываешь некие суждения и концепции, но каждая из них является ограниченной, она показывает только одну сторону медали. Поэтому надо одновременно показать и другую сторону того, о чём говоришь.

Но тогда нет той самой линейной логики, которую так ценит мужской, логический ум, когда, например, правда четко отделяется от неправды.

Если я рассказываю концептуально о том, что есть правда, то есть об одной стороне рассматриваемого явления, я уже начинаю лгать. Если я говорю полуправду, я лгу.

Нужно показать и другую сторону, а так как обычно я отвечаю на запрос какого-то определенного человека, то показываю ему ту сторону его проблемы, которую он в данный момент не видит.

Затем я показываю ему две стороны его проблемы одновременно.

Философствование или построение каких-то концепций ради них самих меня не интересует. То, что я делаю, направлено на расширение сознания и целостного видения человека. Своими словами я усиливаю видение той стороны, которую человек в данный момент не видит, тем самым уравновешиваю его ум.

Что такое проблема? Любая проблема — это западание на одну из сторон двойственности, создающей данную проблему. Таким образом, если человек увидит обе стороны проблемы, то она сразу исчезает. Увидеть проблему в целостности — значит увидеть, что ее на самом деле нет.

Читайте также:  Знание - психология

— А можете вы сейчас назвать главную проблему каждого из здесь присутствующих?

— Я не буду их называть, я хочу, чтобы вы их осознали сами. Я на них указываю, но осознавать их надо самим. Грош цена такому подарку, если я вам преподнесу вашу проблему на блюдечке, рассказав о ней. Вы ее должны осознать сами. Если вы ее осознаете, то тогда она исчезнет.

Иначе вы используете мои слова для ее укрепления. Ум очень хитрый, понимая это, я создаю некие возможности для того, чтобы вы сами осознали свою собственную проблему. Если я буду просто о них рассказывать, то они только укрепятся. Я их не поддерживаю, а только на них указываю.

Понятно ли то, что я сейчас сказал?

Источник: http://www.pint.ru/ebook/podarok-osoznaniya/1989-2011-11-29-09-14-25.html

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…».

Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции.

Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает».

Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Се-годня сделаем так, а там посмотрим…».

Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.

Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п.

Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

Источник: https://psyera.ru/kachestva-myshleniya-i-individualnye-stili-myshleniya_7447.htm

Психология мышления. — Индивидуальные особенности и качества мышления

Психология мышления. - Индивидуальные особенности и качества мышления

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

<\p>

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами.

Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышлениякак умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления — независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей — умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного.

Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/individualnie-osobennosti-i-kachestva-mishleniya

Мышление

Мышление — то, что создает смыслы, осмысленное, осмысленность. Дает видение и понимание, как одно соотносится с другим, как что-то принадлежит другому.

Мышление и восприятие

Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

Думать и мыслить

Как правило, эти термины употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница. Думать — всегда целесообразная деятельность, в отличие от мышления, которое может быть процессом без цели. Думают чаще результатники, мыслят — процессники. Думая, люди пользуются чаще рабочими понятиями, мысля — понятиями правильными.

Свойства и виды мышления

  • Мышление бывает наглядно-действенным, наглядно-образным и понятийным (абстрактным).
  • Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.
  • Мышление необъективно, но логично.
  • Мышление может быть развитым и неразвитым. Смотри Развитие мышления
  • Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

Развитие мышления

Мышление можно развивать, увеличивая его:

  • скорость.
  • глубину и свободу.
  • эффективность, делая его конкретным, позитивным и рабочим.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения мышления продолжаются по сей день.

Читайте также:  Эмоциональный светофор - психология

В нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Типология мышления

В различных концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:

  • Наглядно-действенное мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Понятийное мышление
  • Интуитивное мышление
  • Теоретическое мышление
  • Групповое мышление
  • Визуальное мышление
  • Количественное мышление
  • Абстрактное мышление
  • Конкретное мышление
  • Речевое мышление
  • Эмоциональное мышление
  • Логическое мышление
  • Алгоритмическое мышление
  • Альтернативное мышление
  • Практическое мышление

История изучения мышления в психологии

В начале двадцатого столетия в центр своих интересов поставила мышление Вюрбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

Основные этапы мышления

Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре «стадии творческого мышления»: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. В настоящее время существует много разных классификаций последовательности акта мышления.

Нарушения мышления при психических заболеваниях

Нарушения динамики мышления

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны.

Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным.

В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления. Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются».

На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно.

Подобное нарушение мышления обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений. Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

81 % сосудистые заболевания

68 % травма

66 % МДП

14 % шизофрения (в период ремиссии)

При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость». У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, так как если положить — утонет.

Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо.

Отсутствуют спонтанные высказывания.

Эти нарушения мышления отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость — следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей — основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5.

Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях

1. Снижение уровня обобщенияВ суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

  • 95 % олигофрения
  • 86 % эпилепсия
  • 70 % энцефалиты

2. Искажение процесса обобщенияОтражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных психопатов (33 %).

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

Нарушения мотивационного компонента мышления

Разноплановость мышления

Разноплановость мышления — суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

Резонёрство

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса.

По классификации нарушений мышления Б.В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/psychology_dict.php?term=myshljenije&print_version=true

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Индивидуальные различия в мыслительной деятельностилюдей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта͵ глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления— это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубинœе мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельностьмышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкостьмысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума— способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливостьума проявляется втом, что человек, не продумав всœесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определœенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» ( Айзенк).

Критичность ума— умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всœесторонне проверять всœе выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора — «Что если…».

Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции.

Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всœех и всœе примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш.

Девиз Прагматиков — «Что-нибудь да сработает», «Годится всœе, что работает».

Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно и всœе зависит от случайных обстоятельств, в связи с этим в непредсказуемом мире нужно просто пробовать: «сегодня сделаем так, а там посмотрим…» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всœесторонне рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.

Οʜᴎ склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, в связи с этим склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стильмышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» язляется только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п.

Читайте также:  Измененное состояние сознания - психология

Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определœенного результата.

Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Читайте также

  • — Качества мышления и индивидуальные стили мышления

    Широта мышления — это способность охватить весь воп­рос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении про­никать в сущность сложных вопросов. Качеством, противопо­ложным глубине мышления, является поверхность… [читать подробенее]

  • — Основные качества мышления

    Понятийное Образное Наглядно-образное Предметно-действенное Рис.1. Основные виды мышления Теоретическое понятийное мышление- вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не… [читать подробенее]

  • — Качества мышления

    Составляющие продуктивности ума Функции мышления                   Установление всеобщих взаимосвязей             Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений    … [читать подробенее]

  • — Качества мышления

    Составляющие продуктивности ума Ума   Быстрота                                   Творчество                 Продуктивность   Широта   Инициативность … [читать подробенее]

  • — Качества мышления.

    Индивидуальные различия в мыслительной деятельностилюдей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Широта мышления— это способность охватить весь вопрос целиком, не… [читать подробенее]

  • — Качества мышления и структура интеллекта

    Речь как инструмент мышления и средство общения. Виды речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков,… [читать подробенее]

  • — Качества мышления и структура интеллекта

    Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства в предмете или ситуации и отвлечение от остальных сторон, свойств. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных… [читать подробенее]

  • — Качества мышления

    Критичность ума- умение человека оценить свои мысли, взвесить доводы, формулировать гипотезы и их проверять. Человек с не критичны умом склонен первое пришедшее решение рассматривать как окончательное. Гибкость ума – свобода мысли от предвзятых и шаблонных способов… [читать подробенее]

  • — Качества мышления

    Операции мышления Решение задач в процессе мышления достигается с помощью многообразных операций: 1. Сравнение – мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств; выявление сходства и различия. Необходимо для составления классификаций. Правило: сравнивать можно… [читать подробенее]

  • — Качества мышления

    Операции мышления Решение задач в процессе мышления достигается с помощью многообразных операций: 1. Сравнение – мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств; выявление сходства и различия. Необходимо для составления классификаций. Правило: сравнивать можно… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/888752

    Индивидуальные различия в мышлении человека

    Мыслительная  деятельность всегда индивидуально своеобразная, она характеризуется индивидуально-психологическими различиями, которые влияют на ход мыслительной деятельности: глубиной, широтой, гибкостью, самостоятельностью, скоростью, последовательностью и т.д. их называют качествами ума.

    Глубина ума заключается в способности субъекта выделить существенные характеристики объекта и сделать соответствующее обобщение. Этажность ума — противоположная качество, которое проявляется в выделении этажных, несущественными, случайных особенностей и связей между ними, на основе которых нельзя сделать правомерных выводов.

    Гибкость ума означает умение изменить предположения, избранный путь в решении проблемы, если изменились условия и предварительный выбор не подтвердился. Противоположной этом качестве является инертность ума, что проявляется в малоподвижности мышления, в способности мыслить только обычным способом, только по привычной схеме.

    Устойчивость ума — это качество, которое выражается в постоянном ориентировании на закономерные характеристики объекта. Неустойчивость означает необоснованный отход от ориентации на закономерные характетеристики, явления, ссылки субъекта на несущественно в объекте и т.д.

    Осведомленность мыслительной деятельности заключается в том, что субъект понимает и может выразить в слове особенности задачи, пути решения ее особенности соображения и аргументы в пользу правильности заключения.

    Неосведомленность мышления проявляется в том, что субъект испытывает трудности, объясняя, какие ориентиры подбирал для выработки предположение, какими приемами можно проверить правильность его которых допущено ошибок и т.

    п.

    Самостоятельность ума заключается в том, что субъект проявляет стремление самостоятельно проанализировать задачу, принять решение и довести правильность его.

    Сталкиваясь с трудностями в этом процессе, субъект проявляет чувствительность к подсказок, при незначительной помощи относительно легко решает задачу.

    Наследственность ума выражается в постоянном копировании известных способов рассуждения, в отсутствии необходимости сделать самостоятельные шаги в решении проблемы.

    До индивидуально-психологических особенностей мышления психологи относят навязывние и критичность. Навязываность- это целенаправленное влияние одного человека на другую, которая некритично, пассивно, в обход своих мыслей воспринимает это влияние.

    Критичность понимается как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности человека, во время которого происходит оценка работы мысли, выработанных гипотез, путей доведения их и т.д. В отечественной психологии отмечается, что критичность и самостоятельность — важные характеристики мыслительной деятельности, которые свидетельствуют о высоком уровне развития.

    Этим качествам разума противопоставляется навязываность, которая оценивается как негативная, что мешает полноценной интеллектуальной деятельности.

    Совсем другое отношение к критичности и навязывании в зарубежных психологов (А. Осборн, М. Гордон). По их мнению, с целью повышение творческого потенциала следует снижать критичность и повышать определенной степени навязаности.

    Специальный анализ, проведенный Н. Б. Березанский, показал, что необходимо отказаться от противопоставления навязаности и критичности как абсолютно негативного и позитивного. Каждое из этих явлений играет свою роль и делает определенный вклад в цилесоздания.

    Индивидуальные особенности проявляются в умении видеть проблемную ситуацию, в формулировании и анализе задачи, в целеобразовании в выработке гипотез. Дж. Брунер описывает четыре типа выдвижения и проверки человеком гипотез.

    Первый тип отличается тем, что человек формулирует все возможные гипотезы, а затем исключает те, которые не подтверждаются. Второй тип заключается в том, что субъект последовательно выдвигает и проверяет гипотезы, одну за другой.

    Для третьего типа характерным является то, что гипотеза не формулируется, субъект действует путем проб и ошибок. Четвертому типу присущ азартный поиск решения, что проявляется в безсистемности, хаотичности действий.

    Субъект такого типа не прилагает усилий для выделения закономерностей в явлении, может определить случайные характеристики за основными ориентирами, всесторонне не обосновывает и не проверяет гипотезы, которые возникают.

    Люди отличаются чувствами, которые они переживают в процессе решения задачи, опытом, который используют при проверке гипотез, своим отношением к процессу решения задачи, к своим соображениям, особенностями принятия решений и способностью оценить свою работу. Так, Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобська называют три варианта принятия решения: импульсивные, взвешенное и осторожное.

    Итак, мы рассмотрели индивидуальные особенности, связанные со содержательных и операционными и операциональнимы (общими компонентами деятельности) структурными составляющими мыслительной деятельности. Разделение их на такие группы интеллектуальных свойств следует считать условным.

    Индивидуально-типологических различий мышления, связанные с конституциональные особенности, описал Э. Кречмер.

    Так, для циклотимичного типа характерны такие черты, как огромная экстенсивность работы, наглядно-эмпиричное направления, сбор и описание конкретного научного материала, подверженность всего чувственного, до непосредственного созерцания. Одновременно циклотимики проявляют склонность к популяризации приобретенных ими знаний.

    В шизотемиков «поезда до форм» доминируют над «поездами к содержанию», проявляется интерес ко всему формального.

    П. Б. Ганнушкин описал особенности интеллектуальной деятельности при некоторых форм психопатии. Так, для конституционно-депрессивных представителей группы циклоидов характерным является то, что они врожденные пессимисты, в сделанном видят только ошибки. Интеллектуальные усилия связаны для этих людей с большим напряжением. Среди них доминируют трудомысли.

    Конституционно-возбужденные психопаты отличаются гибкостью и разнообразием своей психики, богатством мысли, часто художественной одаренности, душевно добротой, а главное — всегда веселым настроением. Однако, как пишет автор, при близком знакомстве проявляются черты другого сорта, в частности, поверхностность и неустойчивость интересов.

    Для шизоидов характерные оторванности от действительности, отсутствие внутреннего единства и последовательности в психических процессах. Отсюда их склонность к нежизненым формальным построениям, которые исходят не из фактов, а из схем. Эти схемы опираются на игру слов и произвольные сочетания понятий.

    Шизоиды любят причудливые, алогичные комбинации, формально сближают между собой понятия, которые на самом деле ничего общего не имеют. Из-за неразвитости логического мышления они не замечают противоречивых суждений и логических ошибок. Но среди них попадаются люди, которые достигают вершин области идей.

    Мышление параноик несовершенное и неглубокое, оно напоминает детское, это мышление не только субъективное, но и афективнее. По мнению параноик, правильным является только то, что ему нравится. П. Б. Ганнушкин отмечает склонность параноик в своеобразных построений, в основе которых лежит нечто сомнительное, логически ошибочно.

    Главными особенностями мышления истерики есть удивительная противоречивость их суждений, отсутствие логической оценки фактов, наличие измышлений как продуктов их богатой фантазии.

    О патологических лжецов, которые принадлежат к группе истерики, автор, ссылаясь на Э. Крепелина, пишет, что их мышлению недостает планомерности, порядка, связности, суждения — обоснованности, а всему восприятию ими жизни — глубины и серьезности.

    Конституционно-тупые люди от рождения глупцы, ограничены, элементарно-простые, примитивные, могут выполнять лишь несложные задачи.

    К. Юнг показал, что мышление может зависеть от ориентации субъекта на внутреннее или внешнее. Энергия интровертов направлена на внутренний мир, экстравертов — на внешний. Интроверты стремятся к глубинной интроспекции, экстраверт не имеет наклона к «уход в себя», к анализу своих внутренних переживаний, его интересуют в основном идеи и мнения других.

    Среди нарушений в мышлении называют ментизм (неуправляемый поток мыслей или неоправданная «обоснованность мышления») — много лишнего, второстепенного, мелочей, а среди них теряется существенное;паралогичное мышление — стремление искать связи там, где они на самом деле отсутствуют; функциональную ригидность в мышлении — неспособность самостоятельно находить решения; бред, или «интеллектуальную мономанию» — продуцирования мыслей, которые не соответствуют действительности.

    Источник: http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=individualnye-razlichiya-myshleniya

    Ссылка на основную публикацию