Глубинная психология — психология

II. Некоторые направления в современной мировой психологии

Глубинная психология - психология

Советский психолог Рубинштейн весьма принципиально отметил, что психология, развивавшаяся в XIX веке в качестве самостоятельной науки, по своим философским предпосылкам была еще наукой XVIII века. (Это мы продемонстрировали в главе об историческом развитии психологии.)

Начало XX века было периодом кризиса в психологии, борьбой за философскую основу и методологические принципы.

Мы уже упоминали о том, что неудовлетворительной была также модель психологии, стремящаяся превратиться в физику или химию в области психической жизни.

Борьба велась именно против изоляции, механического понимания психической жизни, против квалификации и статичности более старой психологии, которая, как мы уже знаем, в ощущениях усматривала элементы психической жизни, «складывание» которых подчиняется ассоциативному закону так же, как физические явления подчиняются гравитационному закону.

В особенности это были глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология, бихевиоризм и павловизм (советская рефлексология вообще), которые благодаря своим новым теориям знаменовали собой плодотворное начало, а иногда и ложные пути.

1. Глубинная психология

Это направление имело и имеет до настоящего времени решающее вли­яние на психологические теории на Западе и проникло и в медицину в виде психоаналитической психотерапии (влияние, которое коснулось некоторых работников и у нас).

Название «глубинная психология» при­надлежит трем, в настоящее время уже только историческим направле­ниям (ожившим, однако, в других формах): психоанализу Фрейда, инди­видуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга.

Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных и подсознатель­ных процесов человеческой личности, которые составляют ее собствен­ное ядро. Это ядро имеет характер влечений. Все современные модифи­кации (включая американскую и европейскую психосоматику) основаны на этом мнении.

а) Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939), родившегося в моравском Пржиборе, вначале был лечебным методом неврозов и осо­бенно истерии.

Затем он стал научно-исследовательским методом и, на­конец, самостоятельной дисциплиной, которая сделала попытку фило­софского объяснения человеческой культуры и смысла жизни вообще! Можно сказать, что психоанализ был сначала открытием катартической абреакции невротических симптомов.

Ее развитие описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Началом явилось обобщение того, чему научился у Шарко в Сальпетриере (исследование связей между гипнозом и неврозом), и того, что прояви­лось во врачебном опыте выдающегося венского врача Иоз.

Брейера, ле­чившего в 1880-1882 году с помощью гипноза одну больную, страдав­шую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне больная находила взаимосвязи между симптомами заболевания и травматизирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсоз­нание и неосознанными в состоянии бодрствования.

В гипнотическом сне больная на эти связи реагировала бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», отреагировала на напряжение, про­изошел «катарзис». (Необходимо сказать, что аналогичные результаты получил одновременно и Жане).

После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и после опублико­вания книги «Исследования истерии» в 1895 году Брейер с Фрейдом ра­зошлись.

(Стоит упомянуть о том, что наш соотечественник Юлиус Зейер в своем произведении «Стратоника» «открыл» за год до появления основного сообщения Фрейда подавление, символику сновидений, а так­же и анализ и теорию невроза, интерпретированную психоаналитиче­ски). Сам Фрейд в дальнейшем развил свое учение примерно следу­ющим образом: он пришел к тому убеждению, что невротические явле­ния не вызываются любыми аффективными возбуждениями, а как прави­ло, только возбуждениями сексуального характера, актуальными сексу­альными конфликтами или дополнительно влияниями ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства сексуальной функции.

Абреактивный катарзис в гипнозе он заменил разбором психической жизни (психоанализом) так, что отказался от гипноза как от лечебного средства и создал метод свободных ассоциаций (которые больной вос­производил, лежа на койке с закрытыми глазами), а позднее – метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою (сексуальную) симво­лику, представляющего собой исполнение желания (сексуального) и являющегося, таким образом, «королевской дорогой в подсознание». Следовательно, задачей психоаналитика является обнаружение при по­мощи анализа причины подавляемых впечатлений, познание того, как и почему цензура «Я» подавила инстинктивные тенденции.

Больной при этом сопротивляется, иногда даже переносит на врача свою ненависть (перенос, transfer) вследствие инстинктивного недостат­ка сексуальных впечатлений. Сопротивление пропорционально силе подавляемых впечатлений, которые Фрейд относит к периоду детской сексуальности.

Сексуальная функция, вначале аутоэротическая (отсюда происхождение нарцизма), проходит в своем развитии через определен­ные стадии: оральную, садистическоанальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд означает термином «либидо», развитие ко­торого не всегда происходит в вышеуказанном порядке. Иногда проис­ходит фиксация либидо на определенном уровне развития.

Если произ­ойдет подавление, то наступает регресс, либидо возвращается к местам фиксации, и это играет решающую роль и для формы невроза.

чешская психология – предыдущая | следующая – ФрейдПсихология в медицине. Содержание

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/glubinnaya-psihologiya/

Принципы глубинной психологии

Принципы глубинной психологии

В научном сообществе наиболее активно обсуждаемой темой в последнее время стала глубинная психология, объединившая под одним названием сразу несколько направлений психологии, которую развиваются преимущественно за границей для изучения бессознательных механизмов психики.

Участие и влияние трудов знаменитых психологов

На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.

В основу глубинной психологии положены:

Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер.

Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды.

Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые архетипы, но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.

Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: Эрих Зелигманн Фромм (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.

Рекомендуем: Интроспекция — это

Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания.

В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики.

Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.

Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.

Схожесть направлений

Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи.

И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом.

Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.

Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:

  • Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
  • Теория строения, развития, адаптации в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
  • Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
  • Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
  • Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
  • Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).

Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.

Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.

В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:

  • Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, Юнга).
  • В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
  • Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
  • Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
  • Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.

Основные тезисы

Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:

  • Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
  • Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
  • Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
  • Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
  • Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).

Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию.

Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.

Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.

Рекомендуем: Асоциальность: что это?

Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.

Читайте также:  Время на озарение - психология

Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.

Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.

Рекомендуем: Что такое деперсонализация?

Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.

Взгляды и теории ведущих специалистов

Как ранее упоминалось, основу научного исследования глубин сознания составили труды трех ведущих специалистов в области психологии и психоанализа. Они дают исчерпывающие сведения о теории психоанализа в полном собрании книг «Энциклопедия глубинной психологии» (4 тома). Но их взгляды на теорию можно изложить более сжато.

Так, например, исследования австрийского психиатра З. Фрейда наглядно демонстрируют связь влияния подсознательных сил на физическую деятельность человека. Точнее, как раз поведение и зависит от природных посылов и его инстинктов.

Природные, присущие каждому человеку желания в определенной мере им подавляются на уровне сознания ввиду отсутствия возможностей для их осуществления, что приводит к вытеснению влечений в самую далекую (глубинную) область, не подконтрольную сознанию.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Будучи отверженными сознанием, желания все же остаются активными и продолжают действовать, проявляясь в виде символов в сновидениях, оговорках, необоснованных нарушениях адекватной для социума поведенческой деятельности, что влияет на выбор человека в социальной организации. Интересующая исследователя глубина человеческой психики была оценена с точки зрения ведущих природных инстинктов.

Самыми подавляемыми являются побуждения сексуального характера. На фоне различных социальных и культурных ограничений человеку приходится сдерживать свои желания, которые побуждают его к действию.

В то же время их энергия помогает человеческой личности развиваться и становиться зрелой.

Поэтому аномалии в поведении и половых влечениях, а также особенности индивидуума можно объяснить последствиями подавления инстинктов в детстве (конфликты, неудовлетворенность).

Таким образом, первоначальной задачей психоанализа является то, чтобы человек признал истинную причину своего невротического синдрома. Лечение в этом случае основывается на осознании пациентом проблемы, вслед за чем должно последовать ее исчезновение или устранение.

Индивидуальная психология А. Адлера является одним из направлений психоанализа, которое считается ответвлением фрейдизма. Ее основная концепция заключается в том, что «особый стиль» жизни первых пяти лет ребенка накладывает свой отпечаток на его дальнейшее существование, деятельность и, в частности, на развитие психического здоровья.

По мнению Альфреда Адлера, в ребенке развивается чувство неполноценности из-за его не полностью сформированных телесных органов, что становится поводом для формирования его дальнейших целей ради преодоления собственных комплексов и самоутверждения.

Конфликт между восприятием социального характера и сформированной неполноценностью, который зарождается в бессознательном ребенка в первые несколько лет его жизни, приводит в действие механизмы, направленные на компенсацию и сверхкомпенсацию данных комплексов.

Это может стать причиной развития стремления к превосходству над окружающими, желания быть первым, обладать властью. Также сформированные комплексы могут порождать отклонения в адекватной деятельности от установленных социумом норм.

В этом случае задачей психотерапии можно считать оказание помощи субъекту с той целью, чтобы он смог признать неадекватность своих мотивов и целей и преобразовать свои порывы, компенсировать «неполноценность» в творчестве.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация: значение явления

К.Г. Юнг в рамках аналитической психологии находит другое объяснение, используя другие принципы. Как полагал Юнг, объединивший психоанализ и другие направления психологии, метод должен охватить в равной степени все символические сферы (в том числе область сознательного и неподконтрольного сознанию). Основными положениями этого направления можно считать следующие принципы:

  • У каждого человека есть склонность обратиться к конкретному направлению развития – собственному эго (интроверт) или окружающему миру (экстраверт).
  • В теории есть место не только для личного, но и для коллективного бессознательного, содержащего в себе практические знания и историю всего человечества, передающего их из поколения в поколение.
  • Архетипы можно считать «фундаментом» коллективного бессознательного. Это обряды, ритуалы, традиционные и орнаментальные символы, образы, мифы, и легенды, которые способны влиять на формирование процессов психического, определенным образом направляя их в то или иное русло.
  • Являясь источником недифференцированных энергетических потоков, либидо может проявляться не только во влечениях и сексуальных инстинктах, но и в других областях жизнедеятельности личности (речь, культура, др.).

Как считал Юнг, постоянное взаимодействие сознательного и бессознательного создает оптимальный баланс. Его нарушение приводит к тому, что возникают неврозы, устранение которых и составляет задачу аналитической психотерапии.

Путем ее реализации является поиск вариантов для уравновешивания сознательного и бессознательного, а также оптимизации динамического взаимодействия между этими структурами.

Это течение, возникшее не так давно, стало для многих ученых умов основной идеей, следуя которой они способны выявить влияние иррациональных побуждений, скрытых установок, тенденций на поведение человека. Елена Суворова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/glubinnaya-psixologiya.html

Глубинная психология

Глубинная психология

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений зарубежной психологии, в которых рассматриваются механизмы бессознательного. Это современное течение, которое имеет массу последователей и активно обсуждается в научном сообществе.

Глубинная психология: Зигмунд Фрейд и другие

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что глубинная психология личности держится на работах таких деятелей, как Фрейд (его теория психоанализа), Юнг (аналитическая психология) и Адлер (индивидуальная психология), но в каждом случае границы теории расширяются. Само понятие бессознательного в данном случае рассматривается гораздо шире, и в него входят не только архетипы и скрытые сексуальные желания, но и нравственная составляющая человека.

Глубинная психология, основанная на трудах Юнга, Адлера, Фрейда и неофрейдистов, к коим относятся Фромм, Салливан, Хорни и другие, послужила стимулом для образования и развития новой области медицинской науки – психосоматики.

Психосоматика объясняет, каким образом психологические факторы становятся причинами реальных физических заболеваний, детализируя выражение «все болезни от нервов».

В этой теории главная идея заключается в том, что абсолютно любое заболевание любой тяжести имеет корни в психическом состоянии человека.

Глубинная психология и психоанализ

Глубинная психология тесно связана с психоанализом, отчего в этих двух теориях так много общих черт и даже методик.

Так, например, в рамках глубинной психологии могут использоваться проективные методы, свободные ассоциации и методы психодрамы. Основателем глубинной психологии является Э.

Блейлер, который в свое время тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, чем и объясняется тесная связь между этими двумя направлениями.

Современный психоанализ включает в себя такие глубинные теории:

  • психоаналитическая теория развития;
  • эго-психология;
  • теория объектных отношений;
  • психология влечений;
  • теория М.Кляйн;
  • психология самости.

Глубинная психология противопоставлена поведенческой, поскольку последняя изучает «верхний слой» — проявления психики, когда как глубинная обращена более глубоким слоям человеческой личности.

В данном случае основным положением является то, что человек не способен осознавать многого, и то, что мы способны осмыслить – это лишь малая часть информации; но есть способы проникнуть глубже в саму суть своей личности, и это позволяют сделать именно методы глубинной психологии.

Глубинная психология: общая характеристика

Глубинную психологию часто называют динамической психологией или психодинамическим подходом.

Этот термин не совсем точен, так как, по сути, динамический подход является одним из трех частных случаев, которыйизучает психику не в статике, а в динамике, рассматривая ее как исход влияния различных бессознательных влечений. Кроме динамического подхода выделяют топографический и экономический.

К бессознательным процессам относят аффективно-эмоциональные, иррациональные, инстинктивные и интуитивные. Именно они признаны в данной теории основой личности. Сам человек предстает в виде структуры, разделенной на три части: Я (сознание), Супер-Эго (социальные нормы) и Оно (потребности).

Все процессы, которые протекают в психике, рассматриваются глубинной психологией в качестве вторичных по отношению к бессознательному, которое являет собой истинную причину и первоисточник многих проблем, феноменов и особенностей человека.

Передается ли шизофрения по наследству?Вопрос передачи по наследству шизофрении на первый взгляд кажется малоинтересным. Но, если в роду одного из родителей были больные шизофренией, то интерес к данному вопросу значительно возрастает.

Бихевиоризм относительно молодое направление психологии, которое затрагивает изучение взаимосвязи личности человека и его поведения от факторов окружающей среды. Подробно об этом направлении расскажет наша статья.

Сколько процентов мозга использует человек?Существует некое утверждение, что человеческий мозг использует что-то в пределах 10-15% от своих возможностей. Эта статья расскажет, стоит ли верить такой информации, или это очередной миф.Когда наступит конец света?Человеку сложно поверить в существование чего-либо, не имеющего конца, поэтому мы уже неоднократно сталкивались с предсказаниями о конце света. Эта статья расскажет о самых популярных из них.

Источник: http://kak-bog.ru/glubinnaya-psihologiya

О нас

О нас

Ассоциация глубинной психологии психоаналитической кататимно-имагинативной психотерапии  способствует организации обучения и развитию данного направления психотерапии/психологического консультирования. 

Специалисты в сфере кататимно-имагинативной психотерапии и других модальностей имеют возможность получить профессиональную поддержку и повышение квалификации в виде: самопознания (индивидуальной и групповой психотерапии), супервизий, балинтовских групп и тематических семинаров. 

Не психологи могут обратиться за профессиональной помощью/консультацией к рекомендованным специалистам – членам ассоциации.

Термин «Глубинная психология» является общим названием для ряда направлений в психологии, изучающих бессознательные психические процессы. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется термин «психодинамическая психология».

Это означает, что бессознательные психические процессы, варианты их взаимодействия, рассматриваются в динамике как сложная многомерная система. Еще можно сказать, что глубинная психология занимается феноменами бессознательного. Считается, что понятие «глубинная психология» ввел швейцарский психиатр Э.

Блейлер, признававший открытия З. Фрейда. Ведущим направлением глубинной психологии стал Психоанализ З. Фрейда, от которого в дальнейшем пошли различные психоаналитические направления и течения: Аналитическая психология (К. Г. Юнг), Индивидуальная психология (А. Адлер), Эго-психология (А. Фрейд) и другие.

Переворот в теории и практике глубинной психологии совершили представители теории объектных отношений (О. Кернберг, М. Кляйн, Д.В. Винникотт) и Self-психологии (Х. Кохут). В дальнейшем произошло развитие фундаментальных положений Х. Кохута в интерсубъективном подходе в психоанализе (Р. Столороу).

Значительную роль сыграла в развитии направления теория базисного дефекта (М. Балинт).

Кататимно-имагинативная психотерапия интегрирует в себе основные принципы психоаналитического (глубинного) подхода и работу с кататимной имагинацией (представление образа).
Основоположник направления, профессор, доктор медицины Х.

Лёйнер, обучаясь психотерапии, проходил личный анализ с использованием активного воображения.
Впоследствии, он научно-экспериментальным путём исследовал эту технику, и в 1954 году опубликовал свою первую работу на тему кататимного переживания образов. Спустя несколько лет техника, превратилась в метод.

Читайте также:  Почему и зачем люди создают семью - психология

Были созданы научные труды, изданы учебники, пособия.

На современном этапе своего развития КИП все больше приобретает психоаналитическую направленность. В работе с образом отдаётся предпочтение ассоциативным имагинациям. Ведущей парадигмой кататимно-имагинативной психотерапии, как во всех аналитических направлениях, сегодня является парадигма отношений, взаимодействие психотерапевта и пациента.

Используя метафоричный язык, можно сказать, что кататимно-имагинативная психотерапия родилась из глубинной психологии, на пути взросления она приручала свободные ассоциации и активное воображение. Так родились мотивы основной ступени.

Повзрослев и окрепнув, она перестала приручать своё бессознательное, а стала больше доверять ему, так родились ассоциативные имагинации.

Набравшись мудрости, кататимно-имагинативная психотерапия заинтересовалась отношениями внутри терапии, трансферами, превратившись из кататимно-имагинативной психотерапии в психоаналитическую кататимно-имагинативную психотерапию, основным принципом которой является работа с бессознательным.

«В психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни» (Карвасарский Б. Д., 1998).

Источник: http://deeppsy.ru/glavnaya

Глубинная психология

Глубинная психологиясобирательное понятие, означающее ряд различных направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение — в деятельности индивида, в организации поведения и формировании его личности — разнообразным бессознательным компонентам, таящимся в «глубинах» психики, — иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и интуитивным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания, в глубинах индивида.

Самые известные направления психологии глубинной:

1) психоанализ (фрейдизм);

2) психология индивидуальная;

3) психология аналитическая;

4) концепция хормическая (У. Макдуталл);

5) анализ экзистенциальный (Л. Бинсвангер);

6) неофрейдизм.

Иногда сюда же включаются эго-психология, анализ экзистенциальный, психология хормическая и пр.

Идеи психологии глубинной повлияли и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение, отождествившее психику с ее явленностью сознанию субъекта, психология глубинная отстаивала положение о том, что главные причины действий человека заложены в его психическом динамическом устройстве, сущностно бессознательном.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Depth psychology; Tiefenpsychologie) — общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом статусе.

Различают классическую глубинную психологию и современную. В классическую глубинную психологию входят психологические концепции Фрейда, Адлера и Юнга — психоанализ, индивидуальная психология и аналитическая психология.

«Глубинная психология» — термин, вышедший из медицинской психологии, был введен Е.Блейлером для обозначения отрасли психологической науки, занятой феноменом бессознательного (CW 18, par. 1142).

В статье, отрывок из которой приведен выше, Юнг прослеживает источники основных идей и говорит о Фрейде как об «истинном основателе глубинной психологии, носящей название психоанализа». Он определяет индивидуалпсихологию Адлера как продолжение одного из направлений исследований, начатых Фрейдом.

Столкнувшись с тем же эмпирическим материалом, Юнг сделал вывод, что Адлер рассматривал его с другой, нежели Фрейд, точки зрения. Адлер исходил из того, что главным этиологическим фактором является не сексуальность, а воля к власти.

Что касается самого Юнга, то он признает свой долг перед Фрейдом, подчеркивая, что его ранние эксперименты с тестом словесных ассоциаций подтвердили существование психологического подавления, с которым столкнулся Фрейд, и характерных его последствий, показавших, что реакции у так называемых нормальных людей, так же как и у невротиков, были расстроены «расщепленными» (т. е. подавленными) эмоциональными комплексами. Расхождения с Фрейдом во взглядах Юнг усматривал в сексуальной теории неврозов, которую он находил ограниченной, а также в концепции бессознательного, которую, как он считал, надо было расширить, ибо в ней он видел «творческую матрицу сознания», включавшую не только подавленное личностное содержание, но и коллективные мотивы. Он отверг теорию сновидений как исполнения желаний, выделяя вместо этого функцию компенсации в бессознательных процессах и телеологический характер последних. Он также относил свой разрыв с Фрейдом к различиям во взглядах на роль коллективного бессознательного (В, Л. Какабадзе. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси. 1982. с. 5-11 и далее).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

depth psychology) Устаревший термин для обозначения ПСИХОАНАЛИЗА, для психологии БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

англ.

depth psychology) — общее название большого количества концепций в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Г. п. включает гор-мическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, в т. ч. аналитическую и индивидуальную психологии.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Заслуга введения этого термина в целом признается за Блейлером, расширившим границы академической рациональной и органически ориентированной психологии, введя в них открытые Фрейдом области бессознательного, бессознательные мотивы и феномены.

Отчасти по той же причине Фрейд, Гартманн, Ропапорт, Гилл и другие формулировали и разрабатывали метапсихологию ('по ту сторону психологии'), они стремились охватить весь спектр психических феноменов, конфликтов и компромиссных образований — от глубоко бессознательных до полностью осознаваемых, описанных в рациональной, когнитивной и физиологической психологии. Поэтому в обыденном, нетехническом значении глубинная психология иногда отождествляется с тем, что охватывается психоаналитическими теориями.

В некоторых случаях термины 'глубинная психология' и 'динамическая психология' используются кок взаимозаменяемые, ретроактивно применяясь по отношению к разработкам тех, кто, осознанно или неосознанно, писал о бессознательных феноменах, обрисовывал их или теоретизировал по их поводу до возникновения психоанализа или вне него.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000

Словообразование. Происходит от греч. psyche — душа + logos — учение.

Категория. Ряд направлений в психологии и психиатрии.

Специфика. Основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания).

Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные в конечном счете биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

Человек предстает здесь как трехчастная структура, состоящая из Я (сознания), Оно, Супер-Эго. Часть конфликтных событий, которая не была истолкована, устраняется из Я — вытесняется в область бессознательного, при их проникновении в Я возникает внутреннее противоречие.

В Оно находятся потребности, которые, в соответствии с традиционной психоаналитической трактовкой имеют асоциальный характер и находятся под давление социальных норм и социальных отношений Я (Супер-Эго).

В результате развития этой школы произошел отход от постулирования исключительно биологической детерминации и сформировалась ориентация на социальную мотивацию. Это характерно, например для А.Адлера в его американский период, для культурной школы А.Кардинера и социо-биологического направления Э.Эриксона.

Виды. К глубинной психологии могут быть отнесены:

— гормическая психология,

— психоанализ,

— неофрейдизм,

— аналитическая психология,

— индивидуальная психология.

Литература. Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart. Gottingen, 1970

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Общий термин, используемый для обозначения любой психологической системы, в которой предполагается, что объяснения поведения можно обнаружить на уровне бессознательного. Классическими примерами являются теории Фрейда и Юнга, и многие авторы используют этот термин как приблизительныйсиноним психоанализа.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

психологическое направление, в основе которого положение о ведущей деятельности бессознательных процессов, побуждений, мотивов, стремлений; психология бессознательного.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

термин, используемый для общей характеристики тех психологических школ, направлений и учений, представители которых в своей исследовательской и терапевтической деятельности акцентируют внимание на бессознательных мотивах мышления и поведения человека, внутрипсихических конфликтах и защитных механизмах личности.

   Понятие глубинной психологии связанно прежде всего с психоаналитическими идеями и концепциями, выдвинутыми и разработанными З.

Фрейдом с целью исследования бессознательного психического, обретения знания о природе и функционировании бессознательных процессов, а также его практического использования при терапии невротических заболеваний и иных психических расстройств.

Выступив против широко распространенного представления о тождестве психики и сознания и сконцентрировав свои усилия на изучении бессознательных процессов, он назвал новую систему взглядов на человека и технических приемов исследования бессознательного «психоанализом».

Вместе с тем, подчеркивая важность знания бессознательных процессов, протекающих в глубинах человеческой психики, в некоторых своих работах З. Фрейд называл психоанализ «глубинной психологией». В частности, в работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он писал о том, что «в области глубинной психологии особенно трудно достигнуть всеобщего согласия». Это название представлялось ему удачным выражением принципиального отличия психоанализа от предшествующей психологии, ориентированной на изучение поверхностных слоев психики.

   Приоритет введения термина «глубинная психология» в научную литературу принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру (1857–1939), который, основываясь на открытиях З. Фрейда в сфере бессознательного, расширил пределы ранее существующей академической психологии сознания.

Впоследствии данный термин стал широко использоваться в научной литературе применительно не только к психоанализу, но и к другим психологическим учениям, акцентирующим внимание на проблемах бессознательного. Сперва к глубинной психологии были отнесены, основанные на психоаналитических идеях З.

Фрейда, но приобретшие статус самостоятельного существования такие направления, как аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера. Затем – учения В. Райха, К. Хорни, Э. Фромма и многих других авторов, по-своему переосмысливших те или иные концепции классического психоанализа.

И наконец, широкий спектр самых различных психоаналитических и выходящих за пределы психоанализа течений, представители которых не только признают важное значение бессознательных мотивов в мышлении и поведении человека, но и пытаются внести свой посильный вклад в их изучение.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

считающийся устаревающим термин, служащий для обозначения любой психологической системы с коннотацией того, что подлинные причины поведения человека кроются в его бессознательной сфере, формирующейся в основных ее функциональных возможностях, предположительно, в раннем детском возрасте и скрытых под покровом инфантильной амезнии. Синоним: Психоанализ.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

направление психологии, основным предметом исследования в которой являются бессознательные психические процессы (психоанализ, неопсихоанализ, нео- и юнгианство и др.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

от нем.

tifenpsy-chologie -букв, глубинная психология) — ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых -бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). К предмету исследования Г. п. относятся защитные механизмы психики, такие явления как когнитивный диссонанс, амбивалентность чувств и др. Выводы Г. п. позволяют более полнее познать особенности, истоки формирования национально-психологических особенностей.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

от греч.

psyche — душа и logos — слово; понятие, учение) — собирательное понятие, посредством которого обозначают совокупность различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности, исследованию, объяснению и интерпретации разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в «глубинах» психики человека.

Читайте также:  Амнезия - психология

Понятие Г. п. было введено в научный оборот в конце XIX века швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения отрасли психологии, исследующей феномен бессознательного психического в его единстве и многообразии. В первом приближении (и с весьма большой степенью условности) можно полагать, что в общем к теоретической, прикладной и эмпирической Г. п.

полностью или частично относятся различные направления, течения, школы, учения, доктрины и практики: Аналитическая психология (К. Г. Юнг и др.), Аналитическая трилогия (Н. Кеппе и др.), Антипсихиатрия (Р. Лэинг и др.), Антропоанализ (Л. Бинсвангер и др.), Аутогенная тренировка (И. Шульц и др.), Биоэнергетический телесно-ориентированный психоанализ (А. Лоуэн, Дж.

Пьерракос и др.), Гипноанализ (С. Лившиц, Л. Вольберг, Р. Линдер и др.), Гисенская школа (Г. Хейсинг, М. Меллер, С. Стефанос и др.), Глубокая аналитически-диалектическая психотерапия (Б. Бирман и др.), Гормическкая психология (У. Макдугалл и др.), Групповой анализ (А. Адлер, Т. Барроу, Дж. Морено и др.), Гуманистический психоанализ (Э. Фромм и др.), Детский психоанализ (А.

Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, М. Кляйн, Д. Винникотт и др.), Индивидуальная психология (А. Адлер и др.), Интерперсональный психоанализ (К. Томпсон, Г. Салливан и др.), Медицинская антропология (В. Вайцзеккер и др.), Микропсихоанализ (С. Фанти и др.), Наркоанализ (Дж. Хорсли и др.), Наркопсихотерапия (П. Шильдер и др.), Неопсихоанализ (Г. Шульц-Генке и др.

), Неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др.), Психоанализ объективного познания (Г. Башляр и др.), Психоанализ объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер, Г. Когут и др.), Психоаналитическая антропология (Б. Малиновский, Р. Бенедикт, М. Мид и др.), Психоаналитическая герменевтика (А. Лоренцер, П. Рикер, Ю. Хабермас и др.

), Психоаналитическая педагогика (А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, В. Шмидт и др.), Психоаналитическая персоналистика (О. Кернберг и др.), Психоаналитическая социология (В. Огборн и др.), Психоаналитическая этнопсихология (А. Кардинер и др.), Психоаналитическая культурология (К. Леви-Стросс и др.), Психоистория (Э. Эриксон, Л. Демоз и др.), Психосинтез (Р.

Ассаджиоли и др.), Психосоматика (Ф. Александер, М. Балинт и др.), Райхианский анализ (В. Райх и др.), Реформистский психоанализ (О. Ранк, В. Штекель, Ш. Ференци и др.), Рольфинг (И. Рольф и др.), Селф-психология (психология самости) (Й. Лихтенберг, А. Орнштейн, М. Малер и др.), Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Х. К. Лейнер и др.

), Современная психодинамическая психотерапия (Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар и др.), Социометрия (Дж. Морено и др.), Структурный психоанализ (Ж. Лакан и др.), Трансакционный (трансактный) анализ (Э. Берн и др.), Феноменологический психоанализ (Л. Раухал и др.), Философский психоанализ (Г. Маркузе и др.), Фрейдомарксизм (В. Райх и др.), Эгопсихология (А. Фрейд, Г.

Гартман и др.), Экзистенциальный анализ (дазайнанализ) (Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, Р. Кун и др.), Экзистенциальный психоанализ (Ж.-П. Сартр и др.) и мн. др. Зачастую понятие Г. п. употребляется в качестве синонима психоанализа, различных психоаналитических учений и динамической психологии, хотя такое употребление понятия Г. п., в общем, не правомерно, поскольку его объем не сводим даже ко всей совокупности психоаналитических и психоаналитически ориентированных компонентов.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

(от нем. tifenpsychologie – букв. глубинная психология) – ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых – бессознательное как главный фактор организации человеческого поведения (см.

: фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). Л.С. Выготский противопоставил системе этих направлений г.п. «вершинную», изучающую зависимость психических функций как от факторов бессознательного, так и от исторически изменчивых форм культуры (см.

: культурно-историческая теория).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/glubinnaja-psihologija.html

Классическая глубинная психология

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ Фрейда.

Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга.

Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему.

Сознание тоже ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ 3. Фрейда (1856—1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого — начала нынешнего столетия.

Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)

Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в.

появляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды 3.

Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» — «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную — естественную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. 3. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма.

Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции.

Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842—1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов», сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний.

Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3.

Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть.

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом — новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении; можно различать, хотя и несколько условно, три периода.

Первый период (1897—1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни.

Основные произведения этого периода: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения).

Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение.

В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Во втором периоде (1906—1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и экономической.

В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912) — работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911).

Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909).

Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912).

Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд присоединил к ним 3-й т.

), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916—1917 гг. В 3-м, последнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.

Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях — «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3.

Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации— «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др.

Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной философии.

Источник: Ждан А.Н. История психологии

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=431

Ссылка на основную публикацию