Идентификация — психология

Психологические защиты: идентификация

Идентификация-разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств, желаемых, но недоступных.

Подобная обратная проекция еще в детстве помогает формировать систему ценностей и всю жизнь преодолевать чувство собственной неполноценности, недостатки своего характера, развивая у себя желаемые свойства и качества.

Таким образом, идентификация — это процесс, в котором человек заимствует мысли, чувства или действия у другого человека, выступающего в качестве модели. Вообразив себя на месте модели, он может испытать состояние сочувствия, соучастия, эмпатии, т.е. понять, почувствовать другого через себя.

Идентификация развивается в детских ролевых играх -дочки-матери, пожарники, космонавты и т. д., выступая одним из механизмов становления самосознания. С ее помощью ребенок усваивает образцы поведения других значимых для него людей, т. е. активно социализируется.

Она опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т. е. участвует в формировании «сверх-Я».

Отсюда ясно, как важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества.

Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из этих элементов формирует свой идеал внутреннее представление, каким бы он хотел стать. Идеал постоянно развивается и дополняется разным образом в зависимости от возраста.

Дошкольники подражают своему идеалу-любимому герою, копируя его в целом, все его качества -положительные и отрицательные. У младших школьников идеалы все еще имеют конкретный характер, воплощаясь в определенном человеке — учителе, родителе, товарище. Подростки уже способны отделить положительные черты от отрицательных и избирательно подражать отдельным свойствам людей.

Поэтому в качестве идеалов у них выступают обобщенные образы как совокупность желаемых черт многих знакомых людей и литературных героев. Идентификация с героем помогает человеку встать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов.

Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и. таким образом, научиться интерпретировать свои сходные состояния.

Осознание своих недостатков, особенно по сравнению с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешать по-разному закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, и, наконец, полюбить идеал.

Спо­собность восхищаться и любить тех, кто лучше, создавать себе идеалы, предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного достоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя причастным к чему-то выше, лучше себя.

Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.

Известно, что если кто-то осознанно приобщает кого-то к своим ценностям — это процесс воспитания.

Когда же человек сам по внутреннему побуждению приобщается к ценностям другого или обобщенным идеалам, это самовоспитание.

Важно подчеркнуть, что идентификация служит средством самовоспитания, а ее основу составляет эмпатия как чувство эмоциональной общности, отождествления с чувствами и состояниями другого человека.

Проекция и идентификация имеют свои ограничения как исключительная центрированность человека   на  себе,   так  и   полное  уподобление  другому,  отождествление  с  его   ценностями  означают прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.

Источник: http://psyfaq.ru/main/1737_Identifikaciya.html

Идентификация — это..

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Идентификация [лат. identificare — отождествлять] (в социальной психологии) — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие «И.» было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений…

Философский словарь

(от ср.-лат. identificare — отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) — глубинная, трудно удовлетворяемая потребностьчеловека к уподоблению, к поиску объекта поклонения. Индивид, воспринимающий мир как систему таинственных вещей и явлений, оказывается не в состоянии…

Философский словарь

(позднелат. identifico — отождествляю) — 1) осознание, распознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, моделировании искусственного интеллекта, юридической…

Новейший философский словарь

ИДЕНТИФИКАЦИЯ(позднелат identifico — отождествляю) — 1) осознание, распознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо В первом значении термин И используется в психологии познавательных процессов, моделировании искусственного интеллекта,…

Психологический словарь

— форма психологической защиты — . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

Психологическая энциклопедия

перцептивная (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их…

Психологическая энциклопедия

(от лат. identificare — отождествлять).1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты…

Психологическая энциклопедия

(Identification; Identifizierang) — психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами…

Психологическая энциклопедия

(лат. identifico — отождествлять). Один из механизмов психологической защиты. Играет важную роль в процессе нормального развития ребенка, который усваивает особенности личности значимых для него в эмоциональном отношении людей. Вначале происходит усвоение наследуемых черт…

Психологическая энциклопедия

(лат. identificare — отождествлять) — в психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Источник: http://insai.ru/slovar/identifikatsiya

Идентификация

Идентификация – это уподобление человека другому индивиду, группе или выдуманному персонажу. Идентификация является механизмом защиты психики, которая содержится в бессознательном отождествлении объекту, что вызывает тревогу или страх.

Идентификация переводится с лат. языка «identificare», как отождествление, корень «iden» значит то, что долго не меняется.

Учитывая такое определение можно сформулировать понятие идентификация, как похожесть или соответствие чего-то существующему образцу, взятому за основу, имеющему обозначенные стабильные параметры.

Механизм защиты психики бывает ситуативный, неосознанный, при котором человек уподобляет себя конкретному другому значимому человеку, как образцу. В основании такого уподобления лежит эмоциональная связь между людьми.

Виды идентификации

Идентичность в узком понимании представляет собой отождествление человека с другими людьми. Выделяют первичную и вторичную идентификацию. Первичная представляет собой отождествление младенца вначале с матерью, дальше с родителем, пол которого соответствует ребенку. Вторичная происходит немного позже с людьми, которые родителями не являются.

При идентификации с выдуманным персонажем (из литературы, кинофильма) возникает проникновение в смысл самого художественного произведения, при котором индивид начинает эстетически переживать.

Механизм идентификации начинает активно действовать с детства. У ребенка постепенно формируются подобные черты и стереотипы действий, ценностные ориентации, созревает половая идентичность.

Ситуативная идентификация зачастую проявляется в детских играх. Ситуативная идентификация примеры: отождествление ребенка с его родителями, любимым человеком, братом (сестрой). Такое отождествление выражается в интенсивном стремлении стать подобным значимому человеку.

Групповая идентификация – это устойчивое уподобление человека общности и группе, она отображается в принятии целей, ценностей группы, как собственных; постижении себя, как участника группы.

Описываемое понятие часто встречается в инженерной, юридической, криминальной психологии, и служит в качестве опознания, распознавания каких-то объектов (людей), отнесение этих объектов к конкретному классу или узнавание посредством сопоставления известных признаков.

Социальная идентификация отображает процесс классификации, восприятия, оценивания, личности себя, как агента, который занимает конкретное положение в социальном кругу.

Она является способом постижения собственной принадлежности к общественным группам.

Идентификация человека, как биологической особи с социальными группами делает его именно социальным человеком и активной личностью, что позволяет ему оценить личные социальные связи, пользоваться термином принадлежности «Мы».

Личностная идентификация являет собой набор черт, какие отличаются своим постоянством, позволяют дифференцировать конкретного человека от остальных личностей. Под личностной идентификацией понимается комплекс характеристик, что делает личность подобной себе и отличительной от других.

Личностная идентификация (Self-identity) являет собой единство и постоянство смысложизненных установок, мотивов, целей жизнедеятельности личности, понимающей себя, как субъекта активной деятельности.

Также это не совокупность особенных черт, или особое качество, каким владеет человек. Это самость человека (истинная сущность).

Она проявляется в действиях, поступках человека, в реакциях других на него, больше всего в его умении понимать и поддерживать историю личного «Я».

Виды идентификации включают также этническую идентификацию. Этническая – это один из наиболее стабильных видов социальной идентификации.

Обозначается, как эмоциональный результат познавательного процесса самоопределения индивида или небольшой группы в социальном пространстве, характеризуется пониманием личной принадлежности к этнической культуре, также пониманием, переживанием и оцениванием своего положения.

Политическая идентификация – отождествление личности с конкретной жизненной позицией. Она выражается, как единство установок и ориентаций политического субъекта, совпадение способов достижения политических целей, возникает из принятия политических ролей и эмоционального соотношения личностью себя с политической силой.

Политическое идентифицирование – это установка относительно политических лидеров, институтов власти и различных вопросов, относящихся к политике.

Что такое идентификация

Определение идентификации – это глубинная потребность личности устанавливать совпадения и похожести с объектом почитания. Человек, воспринимающий мир, как систему таинственных явлений и вещей, становится не в состоянии самостоятельно осознавать смысл бытия и назначение окружающего мира.

Такой человек нуждается в стойкой системе ориентации, что дала бы возможность ему сопоставить себя с конкретным образцом. Механизм такого рода впервые был разработан в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда.

Он выделил его на основании личного наблюдения за патологическими случаями, и позже распространил это на «здоровую» духовную жизнь.

Механизм идентификации Зигмунд Фрейд рассматривал в качестве попытки слабого человека (или ребенка) перенять себе силу значимых других личностей, которые для него являются авторитетами. Таким образом, у индивида уменьшается тревога и чувство страха перед реальностью.

Установлено, что у личности есть глубинная потребность постоянно наблюдать в своем поле зрения персонифицированных образцов.

Прикладной психоанализ также изучает типы механизмов идентификации, связанные с организацией различных общественных движений и проявлением харизмы политических лидеров.

Существуют некоторые методы идентификации, что прилагаются в разных сферах жизнедеятельности (психологии, криминалистике, медицине).

Методы идентификации включают исследование таких биометрических показателей: отпечатков пальцев, формы лица, рисунка сетчатки, радужной оболочки глаза, уникальности голоса, оригинальности почерка и подписи, «клавиатурного» почерка и др.

Методы идентификации разделяют на статические и динамические приемы. Статические – сформированы на уникальных человеческих свойствах, данных от рождения, не отдельных от организма. Это физиологические свойства – рисунок ладони, геометрия лица, рисунок сетчатки и др.

Динамические – основаны на динамических (поведенческих) характеристиках личности.

Поведенческие особенности проявляются в подсознательных движениях, осуществляемых человеком – речи, динамике набора на клавиатуре, почерке.

Эти динамические характеристики испытывают воздействие управляемых и менее хорошо управляемых психологических факторов. Вследствие непостоянства биометрические образцы необходимо обновлять при использовании.

Одним из популярных методов есть дактилоскопия. Дактилоскопия основана на оригинальности папиллярных узоров пальцев каждого человека.

Специальным сканером приобретается очерчивание отпечатка пальца, что можно соотнести с имеющимися отпечатками в базе данных и идентифицировать личность. Еще одним статическим методом является идентифицирование по форме кисти руки. Для этого осуществляется замер формы кисти.

Отождествление по уникальности радужной оболочки и по рисунку сетчатки глаза, выполняется специальным сканером, неопасным для зрения.

Создание двух/трехмерного лица также является статическим методом. С помощью камеры и специальной программы выделяются черты лица (контуры губ, носа, глаз, бровей и т. д.). Подсчитывается расстояние между данными показателями и другие параметры. По полученным сведениям формируется образ лица индивида.

Динамическим методом является идентифицирование человека по особенностям его подписи и почерка. В данном методе главным является стабильность уникальности почерка каждого человека (нажим пера, завитки, объем и др.). Характеристики почерка исследуются, затем их перерабатывают в цифровой образ и подвергают обработке компьютерной программой.

Еще одним динамическим методом есть распознание по динамике набора по клавиатурным клавишам («клавиатурный почерк»). Процесс аналогичен методу распознавания по почерку. Однако здесь используется вместо бумаги клавиатура, а вместо подписи определенное кодовое слово. Главной характеристикой есть динамика компьютерного набора этого кодового слова.

Метод распознавания по голосу – это метод, который очень удобен в своем применении. Его начали применять, в силу обширного распространения телефонных связей и различных гаджетов с микрофонами. Проблемой этого метода есть факторы, которые оказывают воздействие на качественное распознавание голоса: шумы, помехи, ошибки в произнесении, неровное эмоциональное состояние и т. д.

Читайте также:  Круг субличностей - психология

Идентификация в психологии

Данное понятие в психологии описывает процесс, где человек частично или абсолютно диссимилируется (отторгается) от себя. Бессознательная проекция человеком собственной личности на то, кем и чем он действительно не является: другого человека, дело, объект, местоположение. Это отождествление, бессознательное уподобление с другой персоной, идеалом, группой, явлением, процессом.

Идентификация является значимой частью нормального формирования личности.

Идентификация примеры: отождествление ребенка с отцом, что означает усвоение его способа мышления и стереотипов действий или отождествление родных братьев, которые обмениваются информацией, постоянно взаимодействуют, будто по отдельности не являются индивидуалами.

Идентификацию могут спутать с имитацией. Однако она отличительна, потому что имитация – это чисто сознательное подражание другому человеку, а идентификация – бессознательное. Она содействует развитию человека, пока его индивидуальный путь не проложен.

При возникновении лучшей возможности она раскрывает патологический характер, в дальнейшем приводит к приостановке развития, хотя до этого содействовала развитию.

Этот механизм способствует диссоциации личности, то есть расщеплению субъекта на две чуждые друг другу личности.

Идентификация касается не только одних субъектов, но также предметов, явлений, психологических функций. Идентификация психологических функций приводит к созданию вторичного характера, индивид настолько идентифицирует себя с самой развитой у себя функцией, что сильно отдаляется от начального уклона собственного характера, в результате истинная индивидуальность переходит в бессознательное.

Подобный исход является регулярным у личностей с развитой первичной (ведущей) функцией. Это имеет некоторое значение на пути индивидуализации человека. Уподобление ребенка самым близким членам семьи отчасти является нормальным явлением, потому что сходится с первоначальным семейным тождеством. Здесь уместнее говорить о тождестве, а не идентификации.

Идентификация с близкими, в отличие от тождества не является априори фактом, но слагается вторичным образом в последующем процессе.

Индивид, исходящий из начального семейного тождества на пути личностного развития и приспособления встречается с преградами, требующими для их преодоления усилий, в результате образовывается застой либидо (жизненной энергии), которое начинает поиски пути регрессии. Регрессия позволяет возвратиться в предшествующие состояния, и в семейное тождество.

На данном пути складывается любая идентификация, она имеет собственную цель – постигнуть способ мышления и стереотипы действия другого субъекта, ради достижения определенной выгоды или устранения какого-то препятствия, разрешения задачи.

Коллективистская идентификация проявляется в коллективной деятельности, когда переживания одного члена группы предлагаются другим, как мотивы поведения, образовывающие их общую деятельность. Это значит единство мотивации и формирование взаимоотношений, основанных на нравственных принципах.

Больше всего выражается в соучастии и сочувствии, когда участник группы эмоционально откликается на успехи, счастье или огорчения каждого.

Коллективистская идентификация выражается через признание за собой и остальными равноправных обязательств, проявляется в оказании поддержки и участия, требовательном отношении остальных к себе.

Психологическая основа коллективистской идентификации – это индивидуальная готовность действовать в коллективной деятельности, переживать, чувствовать других, как себя.

Данное явление преобладает в группе значительного развития, не обращая особенного внимания на персональные предпочтения членов коллектива.

Проявления коллективисткой идентификации, опосредованные ценностными ориентациями совместной деятельности, смысловыми установками становятся стабильными характеристиками каждого участника коллектива и перестают быть зависимыми от субъективных симпатий.

Коллективистская идентификация возникает примерно в дошкольном и школьном возрасте во время сотрудничества между собой детей.

Нарциссическая идентификация проявляет самопроецирование на «Я», как потерянного субъекта если отстраненное либидо ориентировано на «Я», при этом индивид относится к персональному «Я», как к оставленному объекту и устремляет на него амбивалентные импульсы, что кроме прочих включают агрессивные компоненты.

Половая идентификация выражает целостность поведения и самосознания индивида, что относит себя к одному из полов, ориентируется на соответствующие своему полу требования.

Гендерная идентификация выражает один из аспектов половой принадлежности, что определяется, как самоидентификация персоны с конкретным гендером, как самоощущение женщины, мужчины или промежуточного состояния.

Стоит помнить то, что гендерная идентичность часто, но не всегда будет соответствовать биологическому полу. Так, женщина, воспитанная в определенной обстановке, может больше ощущать себя мужчиной, и наоборот.

Источник: http://vseopsycho.ru/identifikatsiya/

Понятие идентификации личности человека в психологии

Классификация акцентуакций

06.01.2018

727

487

9 мин.

Идентификация — естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором человек уподобляет себя другому индивиду или группе.

Идентификация может являться механизмом психологической защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения.

В психотерапии этот процесс используется для устранения комплексов у человека, в педагогике — для развития нужных навыков и в воспитательных целях.

Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности.

Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности.

Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

  • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…

Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа.

В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте.

Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью».

Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями.

Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Человек не отождествляет себя со всеми подряд. Для этого должны быть причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация – это попытка человека, осознающего свою слабость, перенести качества сильных людей на себя.

Однако избрать объект для подражания можно лишь на основании некой схожести (я воспитатель — и она воспитатель) и наличии у другого сильных сторон и качеств, которые субъект желал бы приобрести (она находит подход к любому ребенку и с легкостью разрешает детские конфликты — я этого не умею).

«Настройка» собственной личности на партнера имеет определенную структуру:

  1. 1. Возникновение эмоциональной связи, «примерка» ощущений другого человека на себя.
  2. 2. Восприятие другого человека как продолжение своей личности, перенос себя в мир другого, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
  3. 3. Постановка себя на место другого человека, придание ему черт своего характера, желаний, чувств (проективная идентификация).

Первичная идентификация предположительно возникает в младенческом возрасте, когда ребенку еще только предстоит отличить свою идентичность от идентичностей других. Малыш не понимает различия между «я» и остальным миром.

Ребенок в 8 месяцев, оказавшись у зеркала, понимает, что отражение каким-то образом связано с ним: повторяет его же поведение, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к отражению, наблюдает, играет с ним. Это свидетельствует об узнавании в зеркале себя.

Малыш теперь способен связать разрозненные ощущения себя и собственного тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в целостное ощущение. Примерно с 2 лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет дети говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как личность.

Это усиливается еще и тем, что родители в общении с ребенком говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» ребенок начинает примерно после 3 лет.

В раннем детском возрасте происходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что это объекты, существующие отдельно от него. Основанием для идентификации служит эмоциональная связь.

Вторичная идентификация является механизмом защиты, помогая выработать понимание, необходимое для конструктивной коммуникации. В попытке быть похожим на родителя малыш действует неосознанно, чутко улавливая состояние взрослого.

Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей следует пересмотреть собственное поведение и попытаться не находиться все время в мрачном расположении духа. Иначе с течением времени эти качества закрепятся в психике ребенка, формируя его характер.

Идентификация с родителями своего пола является этапом нормального развития личности.

Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок неосознанно уподобляет себя значимому взрослому (родителю, старшему в семье ребенку своего пола), с которым он наиболее связан эмоционально и которого он воспринимает как образец.

В новой ситуации ребенок будет действовать как и взрослый, с которым он себя отождествляет, так как вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом.

В детстве закладывается гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем — мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами.

Коллективная (групповая) идентификация возникает в общении и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как собственные и значимые для себя.

При этом может произойти отказ от принятых ранее собственных ценностей вплоть до изменения понятий о добре и зле и других философских и нормативно-оценочных категорий.

Руководители серьезных компаний путем совокупности мероприятий формируют корпоративное мышление и корпоративное поведение, основываясь на коллективной идентификации.

Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).

Человек в состоянии уподобляться только тому, кто имеет с ним некие похожие качества. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек сам начинает качать мускулы, если это совпадает с его представлениями о красивом теле: он осознает себя членом этой группы.

Поняв, что некоторые участники клуба практикуют полный отказ от употребления алкоголя, рано или поздно этот человек начинает пробовать на себе такой стиль поведения.

Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычными устоями и он не представляет свою жизнь без любимых праздничных напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается личностью.

В тоталитарном обществе коллективизация личности приводила к потере индивидуальности, положению «винтика» и безусловному подчинению коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценность индивидуальной личности.

Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Субъект отождествляет свои установки и ценности в соответствии с программой какого-либо политического лидера, целой партии или идеологического течения.

Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не чувствовать связи с ней. Речь идет об этнической идентификации.

С детства у человека идет процесс формирования знаний о традициях и обычаях, особенностях менталитета того народа, к которому он принадлежит.

Это область существования большого количества стереотипов (русские — хмурые и неприветливые; все шотландцы ходят в юбках; американцы едят только гамбургеры и жареную картошку), в соответствии с которыми человек может действовать или противиться им.

У каждого нормального человека имеется потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавало общество, а периодически ему требуется защита единомышленников, если он оказывается в неблагоприятных обстоятельствах. Но не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Тогда возможны следующие стратегии поведения:

  1. 1. Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уйти в тень. Изменить, улучшить свое положение человек не стремится.
  2. 2. При агрессивном сопротивлении человек идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: поведение активное, ярко выражена протестная стратегия; он демонстрирует пренебрежение к критике, насмехается. При крайних проявлениях протеста именно те черты, которые общество относит к негативным, человеком акцентируются и культивируются.
  3. 3. Ассимиляция — стремление выйти из образа, негативно оцениваемого обществом, попытки соответствовать общим представлениям. Идя по этому пути, индивид испытывает внутренний и внешний конфликт, так как совершает предательство по отношению к тому обществу, к которому принадлежал.
  4. 4. Компромиссное решение. Человек критически относится к ценностям и своего сообщества, и принятой системы взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и не принимать другие.
Читайте также:  Саморазвитие - психология

Как адаптивный процесс идентификация способствует социализации. Попытки усвоить принятые в обществе правила, стать похожим на другого, значимого индивида или группу людей являются нормальными.

Этот процесс проходит неосознанно с раннего детства, но имеет развитие в течение всей жизни и частично осознается, принимая контролируемые формы. Идентификация дает ощущение эмпатии, единения с другим человеком или группой на основе глубокой эмоциональной связи.

Человек способен перевоплотиться, «вставать на место другого», переноситься в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

В одном возрастном периоде одна и та же идентификация может способствовать социализации, а в другом — препятствовать.

Если школьник водится с компанией сильных и агрессивных ребят, это может делать его довольно популярным и поднять его статус среди ровесников.

Во взрослом возрасте принадлежность к компании драчунов будет восприниматься обществом как негативный фактор. Несформированность социальной идентификации наносит вред психологическому здоровью человека.

Отрицательным свойством идентификации является представление об индивиде как о продолжении себя. Это явление проявляется у влюбленных пар, у родителей, не отделяющих от себя детей.

Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель ощущает на себе юность малыша и приписывает себе его достижения. Очень часто на отпрыска проецируются нереализованные желания и цели родителей.

Не став профессиональной фигуристкой, мать прилагает все усилия, чтобы дочь занималась этим видом спорта, и когда подросток не желает следовать намеченному пути, возникают непонимание, обиды и конфликты.

Необходимо помнить, каждая личность в значительной степени самобытна и не является комбинацией чужих свойств и образцов поведения.

Большую роль в развитии человека играет его личностная идентификация, которая формирует долгосрочные жизненные установки и основные цели, мотивирует поведение.

Неправомерно полагать, что в действиях человека виновато влияние сообщества, родительские установки или любимые книги.

Источник: https://neurofob.com/accentuate/identifikaciya-eto.html

Идентификация: суть понятия

Идентификация в психологии понимается сразу в нескольких значениях. Но в общем, простыми словами, идентификация – это процесс отождествления себя с группой, другим человеком или образом. Значения, в которых рассматривается этот психологический процесс в науке, зависят только от целей процесса.

Значение слова «идентификация» происходит от латинского «identificatio», что означает «отождествляю». Идентификация личности человека происходит с профессией, с полом, с народом. Она может являться как позитивной, так и негативной.

Благодаря идентификации человек присваивает какие-то аспекты других людей или идеальных образов. По сути, изменения происходят бессознательно, но выбор объекта, с которого человек берет пример, вполне сознателен. Во многих случаях отождествление становится основной адаптивных изменений.

Развитие

С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.

Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.

Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.

Рекомендуем: Что такое отождествление личности?

Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым. При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы».

Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид.

Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них.

Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.

Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.

На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы.

Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют.

Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.

Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии

Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их.

Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами.

В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.

Конкретные аспекты

Методы идентификации, или, точнее, механизмы, благодаря которым она происходит, можно разделить на сознательные и бессознательные. Для рассматриваемого психологического процесса характерны:

  • Сравнение и сопоставление с другими.
  • Подражание примерам.
  • Эмпатия (т.е. способность вжиться в роль другого, почувствовать себя другим человеком и понять).
  • Проекция своего внутреннего мира на других.

При помощи идентификации мы усваиваем необходимые модели поведения, этические нормы, формы реагирования на происходящее. Позитивное влияние ясно, но есть и негативное, выраженное в опасности выхолащивания индивидуального. Этот психологический процесс помогает нам расширить наш опыт, эмоционально обогатиться.

Рекомендуем: Персонализация — это

Профессия также накладывает свой отпечаток на личность. Отождествление с профессией не может считаться чисто негативным, но и не всегда оказывает позитивное влияние.

Оно проявляется в том, что человек начинает оценивать реальность и людей с профессиональной точки зрения, пользуясь теми приемами и навыками, которые обычно применяет в своей профессии. Благодаря этому человек часто может расти как профессионал не только на работе.

С другой стороны, остается открытым вопрос: а хорошо ли это, полезно ли для индивидуальности и восприятия мира?

Идентификация личности человека по признакам внешности натыкается на множество курьезов. Так, понять другого человека исходя из внешних признаков часто оказывается невозможно. Мы приписываем красавцам положительные качества, незнакомцев воспринимаем похожими на себя.

Психология использует понятие в разных контекстах. Так, с одной стороны, идентификация – способ перенять какие-то свойства иных людей, с другой – это способ понять людей в процессе межличностного взаимодействия.

Сознательная работа по пониманию того, как другие люди чувствуют и думают в зависимости от своего опыта, попытки поставить себя на место другого человека – второй случай. Осуществить переход от себя к другому чрезвычайно тяжело, и такие попытки редко заканчиваются полным успехом.

Рекомендуем: Психология личности

Разобравшись с тем, что такое идентификация, определение её роли не составит труда. Субботина вполне убедительно называет её основой для формирования личности. Культурная идентификация помогает нам соответствовать времени, окружающим людям, при этом не уничтожает индивидуальности.

Профессиональная – способствует становлению специалиста. Идентификация помогает нам понимать других и становиться лучше, если мы выбираем достойные примеры для подражания. Екатерина Волкова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/identifikaciya.html

Психологические защиты. Идентификация

Включение идентификации в список защитных механизмов может показаться излишним, так как большинство из нас расценивают возможность идентифицироваться с другим человеком или с его отдельными сторонами как конструктивную незащитную тенденцию.

Установлено, что только некоторые виды идентификации могут считаться компонентами защит (например, той, которую психологи с ориентацией на социальное научение назвали “моделирование”).

Но психоаналитически думающие терапевты продолжают считать, что многие виды идентификации вызываются необходимостью избегать тревогу, горе, стыд, другие болезненные аффекты, или для того, чтобы поддерживать себя, ощущая угрозу чувству самоуважения и целостности.

Как и другие зрелые защитные процессы, идентификация является нормальным аспектом психологического развития и становится проблематичной только в определенных условиях.

Фрейд был первым, кто предложил различать защитную и незащитную идентификацию —”анаклитическую” идентификацию (от греческого слова, означающего “полагаться на”) – и “идентификацию с агрессором”.

Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“Мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”).

Второй тип Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри меня, а не вне меня”). Фрейд полагал, что многие действия идентификации содержат элементы как непосредственного прямого принятия того, что любимо, так и защитного уподобления тому, что является пугающим.

Психоаналитики используют слово “идентификация”, чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека.

Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека.

Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Фактически, высокая ценность, которую аналитики придают эмоциональной близости, определяется именно тем, что близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями.

 В целом, можно сказать: как примитивная проекция трансформируется у эмоционально здорового человека в течение жизненного цикла во все возрастающую способность к эмпатии; так и архаичные формы идентификации постепенно превращаются во все более тонкие, со множеством нюансов, способы обогащения собственного “Я” путем аккумуляции качеств значимых других.

Наиболее известной парадигмой идентификации как защиты по Фрейду является эдипова ситуация. Согласно его известной схеме, в жизни маленького ребенка наступает возраст (обычно 3 года), когда его желания монопольного обладания матерью сталкиваются с грубым фактом отцовских притязаний на ее любовь и физическую доступность.

У ребенка есть страх, что его отец, власть которого очевидна и на которого он смотрит глазами соперника, убьет или искалечит его в отместку за желание убить или искалечить его самого.

Ребенок в этом случае разрешает страх, связанный с подобными фантазиями, прибегая к идентификации (“Возможно, я и не смогу избавиться от отца, которого все же люблю, и на самом деле не хочу распоряжаться или заполучить мать, у которой имеются и свои проблемы, но я могу быть как отец и вырасту, чтобы иметь кого-то, как мама – в качестве своей собственной партнерши”). Фрейд чувствовал, что такая фантазия, которую он считал нормальной и универсальной, явилась прототипом идентификации с агрессором, в данном случае – с воображаемым агрессором.

Идентификация изначально является нейтральным процессом. Она может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации. Большую часть психотерапевтического процесса составляет распознавание старых и новых идентификаций, которые разрешали конфликт ребенка и стали автоматическими, а теперь являются причиной конфликта у взрослого.

Например, один министр, с которым я работала над тем, как ему приходилось переживать тяжелые испытания, имел жестокого отца-алкоголика, склонного к насилию, и неэффективную фобическую мать. Мой пациент соревновался со своим дядей Гарри, который разрешал межличностные проблемы при помощи кулаков.

Подобное решение было высоко адаптивным для него в течение отрочества, проведенного в хаотичной семье, и при встречах с враждебно настроенными соседями. Будущий министр мог врезать любому, кто стоял на его пути, и в результате никто с ним не связывался.

Будучи еще молодым человеком, он таким образом справлялся со страхом, разряжал беспокоящие его чувства, которые не находили понимания в доме, сохранял чувство самоуважения и гарантию того, что другие также будут его уважать.

Однако в дальнейшем, когда он однажды стал угрожать побить нескольких противных церковных старост, он потерял уважение многих своих избирателей, которые сочли его поведение несовместимым с позицией настоящего христианина.

И мой пациент приступил к терапии, зная, что должен выработать новые способы преодоления стресса. Как только он пришел к пониманию природы своих ранних идентификаций и цены, которую ему приходиться за них платить сегодня, он справился со всеми проблемами.

Читайте также:  Управление вниманием - иллюстрации - психология

Так как идентификация представляется средством на все случаи жизни, она более часто используется как защита в случаях эмоционального стресса (когда подвергаются проверке на прочность имеющиеся субъективные представления о том, кто ты есть).

Очевидно, смерть и потеря подталкивают к идентификации с утраченным объектом любви, а затем – с теми, кто займет место утраченного в эмоциональном мире человека.

Желание подростков найти героев, с которыми они могли бы соревноваться в попытках справиться со сложными требованиями “туманной юности”, наблюдается в течение многих веков.

Фактически, тревожный рост суицидов среди подростков, наблюдающийся в последние годы, некоторые психоаналитики связывают с неудовлетворенностью современных подростков сегодняшними героями, предлагаемыми западной культурой.

По-видимому, некоторые люди идентифицируются более легко и гибко, чем другие, представляя собой как бы “промокашку”, впитывающую любые психологические чернила. Очевидно, к группе риска относятся те, кто хотя бы в малейшей степени страдает от нарушения базовой идентичности.

Опыт конверсии содержит значительный компонент идентификации как защиты.

Даже вполне здоровые люди с некоторым нарушением в области идентичности (например, женщины с истерической организацией характера и с бессознательным чувством, что ее пол является проблемой) могут больше других идентифицироваться с кем-либо из окружения, кто производит впечатление, что он лучше справляется с жизненными трудностями.

Возможно, способность человека идентифицироваться с новыми объектами любви является главным способом, благодаря которому люди освобождаются от эмоционального страдания, и одним из основных способов, который использует психотерапия в целях достижения изменений.

Исследования терапевтического процесса неоднократно обнаруживали, что эмоциональные качества отношений между пациентом и терапевтом имеют более высокую корреляцию с результатом лечения, чем любой другой специфический фактор.

 В последних аналитических статьях, посвященных терапевтическому процессу, уделяется особое внимание взаимоотношениям, в то время как интерпретация, считавшаяся главной опорой психологического лечения, почти не упоминается.

В психоаналитическом лечении, где склонность пациента идентифицироваться с терапевтом поддерживается ради ее восстановительной силы, она также защищает (насколько это возможно) от абъюза.

Практики стараются не эксплуатировать готовность пациента к идентификации, предоставляя человеческие добродетели (сострадание, заинтересованность, терпимость к различиям и чувство решающей ответственности за свое поведение) как всеобщие качества, воздерживаясь от показа особенностей своих личных качеств, от советов или от соглашения с чьим-то мнением. Фрейд настойчиво предостерегал аналитиков от того, чтобы подпасть под искушение представить себя в роли могущественного спасителя, знахаря или пророка в глазах своих пациентов. Это остается ведущим принципом: нарциссическое злоупотребление желанием пациента идентифицироваться остается профессиональным “табу”, хотя и нарушается наиболее часто из всех терапевтических запретов.

Источник: http://psychologiclub.com/psixologicheskie-zashhity-identifikaciya/

Механизмы идентификации и динамического равновесия

Идентификация. Еще одним важным психологическим механизмом является идентификация. Идентификация (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.

Благодаря механизмам идентификации происходит присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, которых личность принимает за образец, пример для подражания.

Причем человек может отождествлять себя не только с другим
человеком, но и с идеалами, образцами, общественными ценностями.

На основе механизма идентификации происходит перевоплозение одного человека в другого — носителя привлекательных черт, свойств, направленности деятельности, интересов, мотивов, иными словами, носителя определенных индивидуальных и социальных ценностей.

Механизм идентификации проявляется в различных формах. Это может быть уподобление в виде подражания (Б.Ф. Поршнев), отождествления себя с другими, погружения в мир личностных н нов другого, в потенциальной способности реализовать мотив другого человека и т.д. Развитие индивида при этом происходит специфическое подражательное усвоение значимых личностным мыслов.

Составляющей механизма идентификации выступает личностная идентичность. Традиционно появление термина «идентичность» типологии связано с именем Э.

Эриксона, который определял И идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, выделив некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта: — чувство идентичности, личного тождества и исторической непрерывной личности; — сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях — восприятии себя как тождествнного и сознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, — с другой;

— переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастаюпгую непрерывность между всем тем, что он пережил, и будущим; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.

А. Ватерман в своем исследовании обращает внимание на ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни.

Цели, ценности и убеждения А.

Ватерман называет элементами идентичности, выделяя четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральньгх убеждений; 3) выработка политических взглядов;

4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

В психологии выделяются следующие статусы идентичности:
Достигнутая идентичность.

Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений.

Такой человек знает, кто он и чего хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственны чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном использовал Дж. Марсиа по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты.

Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни).

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояние кризиса идентичности, но тем не менее обладает выбором целей, ценностей, убеждений.

У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями и другими значимыми людьми.

Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно формировать их. При отсутвии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных их состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.

Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.

Своеобразно подходит к проблеме идентичности Р. Фогельсон. И его модели «борьбы идентичностей» выделяются четыре ее вида: 1. Реальная идентичность — самоотчет индивида о себе, его самоописание «Я сегодня»; 2.

идеальная идентичность — позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть; 3.

негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть;

4. предъявляемая идентичность — набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.

Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии.

В отечественной психологии выделяются следующие тенденции интерпретации феномена идентичности: — Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами ее измерения являются содержательный и оценочный, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. Идентичность существует в плане субъективного времени.

— Возможно выделение двух аспектов идентичности — личностного и социального. Онтогенетическая личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий.

— Идентичность — динамическая структура, она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие не линейно, а неравномерно проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении. — Возможно выделение различных типов идентичности.

Классификации основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. Способность к изменению идентичности связана с использованием защитных стратегий.

— На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как процесса решения значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни (самоопределение) будет вносить вклад в формирование структуры идентичности в качестве ее элемента.

— Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

Вышеотмеченные тенденции лишь отражают многочисленные и разнообразные исследования идентичности, значение которой в познании личности, ее характеристик во все большей степени осознается в связи с расширением и углублением проблематики личностного развития, ее самоопределения, социализации и индивидуализации.

Механизм динамического равновесия. Базовым механизмом развития активности выступает механизм динамического равновесия, который связывается, как уже отмечалось, с причинно-следственными характеристиками динамических процессов и устойчивости психической деятельности.

В.Г. Леонтьев, разрабатывая механизмы мотивации, обратил внимание на наличие некого исходного генерализованного механизма, являющегося важным звеном всех других мотивационных механизмов. Это механизм динамического равновесия.

Проведенные специальные наблюдения и анализ процессов организма показали, что неуравновешенность в какой-либо системе всегда возникает вслед за достижением равновесия в другой, связанной с ней системой. При этом равновесие есть истинная причина активности в различных системах.

Нарушение равновесия формирует стремление к его восстановлению и порождает соответствующие следствия, что и является, з конечном счете, источником побуждения, энергетическим элементом активности. В этом и проявляется
механизм динамического равновесия.

Так, например, люди, достигнув высокого уровня профессионального мастерства, когда в труде почти все познано и нет особой внешней стимуляции, начинают вносить в этот процесс элементы творчества или игры.

Согласно этим позициям, люди пытаются так преобразовать процесс деятельности, чтобы она становилась более эмоционально привлекательной, что способствует повышению уровня активности.

Английские психологи М. Аптер и К. Смит исследовательским путем установили связь между уровнем активности субъекта и его гедонистическим тонусом. Согласно их выводам, действуют альтернативные системы, управляющие активностью человека.

Одна такая система способствует избеганию активности — при ее действии субъект испытывает наиболее приятное состояние, когда активность минимальна, а наименее приятное — при максимальной величине активности. Вторая такая система направлена, напротив, на поиск активности.

Когда она «действует», то наиболее приятное состояние возникает при максимальной активности (радостном или «боевом» возбуждении; а наименее приятное — при минимальной активности расслаблении).

Свои идеи М. Аптер и К. Смит сформулировали в теории реверса активности, согласно которой по ходу выполнения профессиональной деятельности возможны переключения организма с одной системы регуляции на другую, с соответствующей сменой гедонистического тонуса субъекта.

Так, когда деятельность человека направлена на результат, его эмоциональное состояние может быть обусловлено: 1) тревогами по поводу трудностей задач;

2) приятной релаксацией после их успешного разрешения.

Здесь действует система избегания активности. Осознанию трудности задачи и возникновению по этому поводу тревоги, с сопутствующей ей высокой активностью, соответствует движение по кривой избегания активности вправо вниз. А успешному разрешению этой задачи — обратное движение по этой кривой со сменой тревожного (неприятного) состояния на приятное состояние релаксации.

Субъект, преднамеренно создавая трудности и опасности в деятельности и вызывая связанное с ними состояние «боевого» возбуждения, как бы перемещается по кривой «поиска» активности вправо-вверх.

После же успешного разрешения «опасной» задачи у него возникает приятное состояние релаксации, что означает реверс активности — переход с кривой поиска активности на кривую ее избегания. Далее у субъекта появится снова желание проверить себя на «опасной» задаче.

Это означает реверс активности с переходом от системы избегания активности к системе ее поиска. И далее описанный выше цикл изменения активности и гедонистического тонуса будет снова повторяться.

По мнению М. Аптера, человеческая психика обладает «внутренней непоследовательностью и внутренней самопротиворечивостью, что может проявляться в один момент в желании какого-либо события, при этом человек переживает радостное возбуждение, в другой момент — в избегании этого же события.

Следовательно, существует внутренняя взаимообратимость, переключаемость процессов (инверсия), которая определяет изменения и сложность поведения человека». Так, применительно к мотивации могут переключаться «система избегания» активности и «система поиска» активности.

На любом уровне активности может переключаться и гедонистический тон, то есть радостное возбуждение и релаксация на тревожность и расслабленность. Отсюда принцип переключения процессов и состояний человека является основой теории реверсивности.

Исследователь подчеркивает тот факт, что в психике существуют альтернативные системы и что реверсия возникает из едиства противоположностей в этих системах.

Источник: https://psyera.ru/mehanizmy-identifikacii-i-dinamicheskogo-ravnovesiya-752.htm

Ссылка на основную публикацию