Инкубация: подсознательный поиск решения — психология

Работа с подсознанием

Инкубация: подсознательный поиск решения - психология

Работа с подсознанием – удивительная вещь. Наверное, это случалось и с вами.  Идете по улице, полностью расслаблены и не думаете ни о какой конкретной проблеме. Потом вдруг, как гром среди ясного неба, в вашей голове появляется решение проблемы, над решением которой вы бились всю последнюю неделю. Вы удивлены, почему это решение не пришло вам на ум раньше.

В данном случае вы имеете дело с работой вашего подсознания. Ваше подсознание будет продолжать работать над проблемой еще долго после того, как вы о ней постарались забыть. Это явление психологи называют инкубацией проблемы.

 Многие люди свидетельствуют, что их лучшие идеи приходят, когда они не работают или даже не думают о своей проблеме. Хорошо известен факт, что Томас Эдисон предпочитал лечь и вздремнуть, когда чувствовал блокировку проблем, чтобы дать возможность работать подсознанию.

Инкубация предполагает отстранение от проблемы на несколько часов, дней или недель и переход к другим проектам. Это позволяет подсознанию работать над поиском оригинального решения. Чем больше вы заинтересованы в решении проблемы, тем с большей вероятностью ваше подсознательное будет генерировать идеи.

Британский философ и математик Бертран Рассел считал технику инкубации проблемы в подсознание (работу с подсознанием) одним из самых ценных своих открытий.

Psychology-best.ru советует использовать опыт Бертрана Рассела, следуя его советам: работаете над определенной проблемой с большой интенсивностью, а затем даете вашему подсознанию указание решить эту проблему.

Самый простой способ общаться с подсознанием и дать ему ваши заказы – написать ему письмо.

Принципы инкубации проблемы

1. Работайте над проблемой до тех пор, пока вы не обдумали всю имеющуюся у вас информацию. Поговорите с другими об этой проблеме, задайте вопросы, проведите столько исследований, сколько сможете, пока вы не будете удовлетворены, что наполнили ваше сознание до предела.

2. Напишите письмо вашему подсознанию об этой проблеме. Напишите письмо так, как вы бы писали реальному человеку. Можете даже дать имя своему подсознанию (к примеру, Лев).

3. Опишите проблему подробно. Напишите, какие шаги вы предприняли, чтобы ее решить, какие пробелы и препятствия возникли на пути решения. Проясните вопросы, где необходимо больше информации. Подготовьте ваше подсознание для работы над решением проблемы. Верьте, что ваше подсознание может решить любую правильно указанную проблему.

4. Попросите ваше подсознание найти решение. Можете написать приблизительно следующее: «Ваша миссия состоит в том, чтобы решить проблему. Хотелось бы получить решение в течение трех дней».

5. Запечатайте письмо и спрячьте его.

6. Отпустите проблемы. Не работайте над ними. Забудьте о них. Займитесь чем-нибудь другим. Это и есть инкубационный этап, когда многое происходит в вашем подсознании, это работа с подсознанием.

7. Откройте письмо по истечении трех дней. Если решение проблемы не пришло вам на ум, то допишите в письме «Дайте мне знать, как только вы найдете решение» и спрячьте его. Рано или поздно, когда вы расслаблены и максимально удалены от вашей проблемы, решение возникнет у вас в голове, казалось бы, внезапно.

Подсознание никогда не отдыхает

[message type=»success»]Когда вы думаете о предмете, ваши мысли приводят в движение и ваше подсознание. Там ваши мысли комбинируются и сочетаются по-разному. Когда вы прекращаете думать о предмете и решили забыть о нем, ваше подсознание продолжает работать. Ваши мысли сталкиваются друг с другом, взаимодействуют, вызывают ассоциации, объединяются.

[/message] В математике есть программа, которая вычисляет, какими разными способами можно комбинировать вещи. Если у вас есть три объекта, то получится шесть различных комбинаций. Математики подсчитали, что десять бит информации можно комбинировать тремя миллионами способов в вашем уме.

Таким образом, вы можете себе представить, сколько мыслей и ассоциаций возникает в вашем подсознании, когда вы инкубируете проблему.

Чем больше идей и мыслей, которые вы записываете и анализируете время от времени, тем больше сеть информации в вашем уме. Чем больше работы вы вкладываете в размышление о проблеме, тем больше информации вы закладываете в свою долгосрочную память, тем больше мыслей приводится в хаотическое движение.

Ваше подсознание никогда не отдыхает. Мысли текут свободно в любом направлении через ваше подсознание. Они сталкиваются, объединяются и комбинируются миллионы раз.

Как правило, многие комбинации имеют небольшое или вовсе никакого значения, но иногда комбинация может быть оценена вашим подсознанием как хорошая и тогда она доставляется вашему сознанию. И вы говорите себе: «Ага! Вот это идея!».

Иногда даже не подозреваете, что это результат вашей работы с подсознанием приводит вас к успеху.

Источник: http://psychology-best.ru/psixologiya-uspexa/rabota_s_podsoznaniem.html

Искусство мышления: этапы творчества по Грэму Уоллесу

Искусство мышления: этапы творчества по Грэму Уоллесу

Кто из нас хоть раз в жизни не испытывал тот самый «ага!-момент» и не выкрикивал в возбуждении «эврика!» после долгих раздумий над решением той или иной задачи? Это, конечно, происходит не часто, но, согласитесь, трудно найти  более приятное чувство, чем то, что мы испытываем в подобные секунды.

Решив неразрешимое, мы становимся всевластными королями духа, всемогущими богами и вездесущими сущностями, возможности которых безграничны. В связи с этим две новости — как водится, хорошая и плохая.

Первая: умение креативно решать задачи можно развивать, осваивая стадии творческого процесса; вторая: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Впрочем, обо всём по порядку.

В 1926 году, за тринадцать лет до создания Джеймсом Уэббом Янгом техники по генерированию идей и более чем на три десятилетия раньше появления теории бисоциации Артура Кёстлера (теория получения новых концепций на основе комбинации идей, взятых из разных контекстов), английский социальный психолог и соучредитель Лондонской школы экономики Грэм Уоллес написал книгу «Искусство мышления», в которой изложил теорию четырёх стадий творческого процесса. В своих выводах Уоллес руководствовался как собственными наблюдениями, так и опытом известных изобретателей, эрудитов и творческих личностей, которые зачастую старательно описывали свои состояния, сопровождающие рождение гениальных мыслей. Итак, Уоллес выделяет четыре стадии творческого процесса — подготовку, инкубацию, озарение и проверку, — которые представляют собой, по сути, искусство балансирования на грани сознательного и бессознательного. Эти фазы представлены в следующей последовательности.

ПОДГОТОВКА

На этапе подготовки проблема или задача, к какой бы области человеческого знания она ни относилась, «исследуется во всех направлениях», словно мыслитель подготавливает психическую почву для посева семян будущих идей. Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, которые лягут в основу решения. Это фаза полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Уоллес пишет:

ИНКУБАЦИЯ

Далее идет период бессознательного обработки имеющихся данных, в ходе которого человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Этот этап предельно напоминает то, что Эйнштейн называл «комбинаторной игрой» и которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, смешении впечатлений, образов, эмоций, интуиции, «мышечных ощущений» и т.д.

Источник: Flickr.

Уоллес отмечает, что у этого этапа есть две противоположные стороны: «негативные моменты» заключаются в том, что во время инкубации мы не фокусируемся сознательно на конкретной проблеме, а “положительной момент” приходит из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как он называет это, «сверхсознательные» и «сверхпроизвольные»):

Эти идеи Уоллеса отзовутся эхом семь лет спустя в размышлениях поэта Томаса Элиота о процессе рождения идей в творчестве.

Впрочем, эхо работ Уоллеса мы сможем найти и у других умов: известный изобретатель Александр Грэм Белл постоянно говорил о власти «бессознательного размышления», Льюис Кэрролл выступает за важность психического «жевания» и т.д. Что уж говорить о славных предшественниках психолога в этом вопросе?

При этом Уоллес предлагает оригинальную технику для повышения эффективности стадии инкубации (которую, кстати, потом подтвердила «психология продуктивности») — сознательно устраивать перерывы концентрации внимания в нашей работе:

Инкубация тем и хороша, что позволяет нам постоянно отвлекаться на что угодно, менять деятельность и не терзать себя бесплодными попытками «вымучить решение».

Да, с первого взгляда может показаться, что вы бросили свою тему и перестали работать над проблемой. Но не всё важное происходит на виду, и каждая скрытая инкубация рано или поздно вырывается наружу.

Тогда мы с вами вступаем в стадию озарения.

ОЗАРЕНИЕ

Эту стадию Уоллес описал на основе концепции «внезапного озарения» французского математика, механика, физика, астронома и философа Анри Пуанкаре.

Идея Пуанкаре заключалась в том, что в творческом процессе рано или поздно возникает момент, когда в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании, порождая нечто новое и предлагая человеку ключ к решению проблемы. Этот магический момент графический дизайнер Паула Шер называет подходящим моментом, маскирующимся под счастливую случайность.

Но, предупреждает Уоллес, такое озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано:

Источник: Flickr.

Десятилетия спустя, великий популяризатор науки и «макартуровский гений» (лауреат премии для гениев фонда МакАртуров) Стивен Джей Гулд пришёл к мнению, что такие «цепочки ассоциаций» — соединения между, казалось бы, не связанными явлениями и понятиями — загадка гениальности.

Вспомним хотя бы размышления немецкого математика Гаусса о своём открытии из области теории чисел:

Но если бы на этом этапе всё заканчивалось, мировая культура и наука вряд ли бы достигли сегодняшних высот. Потому как одно дело — воспарить мыслью и схватить за хвост вдохновение, а другое дело — облечь свои открытия в удобоваримую форму, доступную смертным. Поэтому так необходима и важна последняя стадия.

ПРОВЕРКА

Последний этап, в отличие от второго и третьего, не ограничивается областью сознания. Задачи на этом этапе предельно конкретные: направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению. Вновь заимствуя идеи из пионерской теории Пуанкаре, Уоллес цитирует французского полимата:

Но не нужно упускать из виду одну очень важную деталь: главное — это взаимодействие всех четырёх стадий, ни одна из них не будет работать по отдельности, в изоляции от остальных. В каком-то смысле творчество — это сложная машина, состоящая из бесчисленных, постоянно движущихся частей. Грэм Уоллес отмечает:

Источник: Flickr.

К тому же, добавляет Уоллес, в зависимости от ваших целей и задач, все четыре этапа творчества в конечном счёте могут разительно отличаться друг от друга. Главное — придерживаться их последовательности и никогда не ограничиваться прохождением одной стадии творческого процесса. В противном случае, у нас вряд ли что-то получится.

Столкнуться с решением проблемы —  столкнёмся, бросить все внутренние ресурсы на её решение —  бросим (пусть даже не будем осознавать этого), испытать озарение — испытаем, но ничего не дадим этому миру, если у нас не хватит сил на последний шаг. Впрочем, наши планы чаще губит нацеленность исключительно на последнюю стадию, в обход всем остальным, что, в общем-то, тоже бесперспективно.

Так что прислушаемся к опыту мудрецов и будем творить с умом.

? Возможно, вам также будет интересно узнать, зачем превращать повседневную рутину в творчество и чем могут помочь начинающим писателям мобильные приложения.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

искусствопсихологиятворчество

Источник: https://monocler.ru/iskusstvo-myishleniya-grem-uolles-o-chetyiryoh-etapah-tvorchestva/

Конфликт разума и подсознания

Конфликт разума и подсознания

Вы согласны с цитатой выше? Если согласны, то почему?

Давайте пересмотрим Великое Озарение первого просветлённого, учитывая современные научные знания. Есть ли в нём неточности? И мог ли Будда сказать нам лишь половину правды?

В поиске ответов на эти вопросы мы тщательно исследуем конфликт сознания и подсознания, а также углубимся в механизмы работы реактивного ума и поищем там причины любого неосознанного поведения.

“Что такое неосознанное поведение?”

Любые неуправляемые вспышки гнева, за которые виним себя. Лень, пристрастие к алкоголю, курению или чрезмерному питанию. Неудержимые страхи и сомнения, ссоры с близкими.

Читайте также:  Адекватная самооценка - психология

Всё это — неосознанное поведение. Человек поступает неправильно, понимает это, но ничего изменить не может. Разумный подход к решению проблемы не меняет его поведение в лучшую сторону.

Эта статья является продолжением “Формулы Любой Проблемы”. Если не читали, рекомендую ознакомиться.

Ну что, вы готовы спуститься в темные подвалы подсознания? Тогда чего же мы ждём!

“Подсознание — ключ к ответам”

Итак, мы спускаемся в подсознание и оказываемся в тёмной комнатушке. Тяжелые шторы замуровали окно; терпкий запах навеял мысль о том, что здесь чертовски давно не проветривалось!

В углу стоит компьютер. Ровный свет монитора мягко ложится на стол. За столом сидит взлохмаченный программист и держится за голову. Он устал. Он не понимает, почему программа работает неправильно! Это бесит его, а ещё от него плохо пахнет.

Горе-программист бьётся головой об клавиатуру. Он десятилетиями пишет эту программу и теперь окончательно в ней запутался. Он чувствует бессилие, а квадратные отпечатки на лбу теперь похожи на татуировку.

Программист много думает. Он проделывает колоссальный умственный труд в попытках исправить все ошибки программного кода. И счастлив будет он только в одном случае: если программа работает исправно и стабильно.

Программист видит как работает запущенная программа. Он — пользователь собственного творения. Если программа выполняет все возложенные функции без сбоев, то наш программист счастлив, поскольку работать с такой программой — одно удовольствие.

Но программа постоянно даёт сбои! Она работает не так, как того ожидает программист. Это удручает и не даёт спокойно жить.

Кстати, вы узнали в этом принцип: “Да, но”? Позитивные намерения ян-состояния (сознательные решения программиста) противоречат скрытым его пониманию подсознательным целям (компьютер глючит и работает не так).

Ещё, хочу заметить, компьютер этот не простой…

— А золотой?

— Нет. Супер-мощный.

“Иван Пирог, в своём ли ты уме?”

Возможно, вы возразите. Мол, Иван, ты сказал, что программист пишет программу. А это значит, что он имеет полный доступ к компьютеру.

Но получить доступ к подсознанию не так-то и просто, как это делает программист с компьютером. Не каждый человек может “достучаться” до своего подсознания.

Прежде чем ответить на возражение, я попрошу вас вспомнить ситуацию, в которой вы наслаждаетесь вкусом мороженого.

Вспомнили? Какую картинку вы “видите” в этом воспоминании? Какие эмоции были в тот момент? Какие вкусовые ощущения? Мысли?

“Что сейчас произошло?”

Сознание не имеет прямого доступа к долговременной памяти. Хранением и воспроизведением подобных воспоминаний занимаются жители города Гиппокампа в государстве Лимбическая Система на планете Человеческий Мозг.

Славный город Гиппокамп находится на территории материка Подсознание. Сознание обычно общается с ним посредством телеграфа.

Итак, сознание определилось с формулировкой телеграммы и отправило её по адресу: Подсознательный Материк, Лимбическая Система, город Гиппокамп, а/я 91, индекс: 37072, девочке Вике на ресепшене.

Запрос принят. Гиппокамп обращается в Архив Воспоминаний. Там происходит отбор воспоминаний, которые удовлетворяют запросу. И, через несколько мгновений, сознание получает посылку, в которой обнаруживает:

  1. Несколько коротких видео-роликов с качеством на уровне камеры мобильного телефона;
  2. Пакет с набором дополнительных визуальных образов и ассоциаций, а так же книжечка с текстом мыслей;

Если сознание решило вновь пережить эмоции, запахи или вкусы, оно шлёт очередную телеграмму в Гиппокамп с просьбой прямо сейчас восстановить телесные ощущения, соответствующие вспоминаемой ситуации.

Тьфу, ты! Бюрократия какая-то получается… Ну да ладно.

Архив достаёт воспоминания эмоций и ощущений. Затем направляет информацию дальше — в глубинку подсознания — в деревню Миндалевое Тело!

Деревня Миндалевое Тело со всех сторон окружена миндалевыми полями. Жители деревни ежегодно ставят рекорды по сбору урожая картошки и морковки. Дополнительно они занимаются формированием эмоций и чувств. Как негативных, так и позитивных.

Химическая лаборатория Миндалевого Тела подбирает нужный состав гормонов и выбрасывает их в кровь. Это меняет скорость пульса и глубину дыхания. Возникают телесные ощущения и эмоции. Кое-где напрягаются мышцы.

Конечно, всё это очень упрощённо, зато хорошо объясняет суть вопроса.

К чему я вёл? К тому, что иногда мы даже представить себе не можем, насколько тесно взаимодействуем с нашим подсознанием. Это постоянный обмен колоссальными объёмами информации, протекающий без особых усилий.

Но, это только цветочки… Давайте перейдём ближе к делу.

“Для чего нам подсознание?”

Вы водите машину? Даже если не водите, то наверняка знаете, что водитель управляет машиной, не задумываясь. Он внимательно следит за дорогой и автоматически совершает наработанные опытом движения.

Всем процессом неосознанного вождения дирижирует подсознание. Оно берёт на себя огромную работу по  управлению реакциями и поведением человека, разгружая, тем самым, ресурсы сознания.

Подсознание очень быстро анализирует и обрабатывает всю информацию, поступающую извне: звуки, запахи, ощущения, быстрый поиск лиц, поиск предметов, прорисовка объёмной картинки.

Так же, в его распоряжении сердцебиение, дыхание, выделительная система, глотание, пищеварение и миллиарды других внутренних процессов.

Если всю эту работу взвалить на плечи неокортекса (сознания), то сперва он начнёт барахлить, а потом задымится. Неокортекс занимает всего-то 2-5% от объёма всего мозга. В то время, как оставшаяся его часть занимается жизненно важной рутиной.

Ещё раз покажу схему из предыдущей статьи:

Сознание сравнительно молодая часть мозга. Так думают учёные. Они даже посчитали, сколько сознанию лет. Но это всё не важно.

Под-сознание. Вдумайтесь в это словосочетание. Слово “подсознание” указывает на то, что находится ПОД сознанием (под неокортексом). И на картинке это очень хорошо видно.

Может быть, подсознание – это наша душа? Наш энергетический кокон? Я точно не знаю, но такой возможности не исключаю. Тому, кто даст окончательный и достоверный ответ на вопрос: “Что есть подсознание?”, необходимо памятник при жизни ставить и нобелевскую вручать.

Но вернёмся к нашим подсолнухам (надоело говорить “баранам”).

Итак, подсознание можно представить в виде мощного компьютера, старательно выполняющего всю рутинную работу.

Бывает, что пользователь банально не знает о возможности работать с содержимым подсознания и настраивать его по собственному вкусу. Это притом, что он неосознанно программирует свой компьютер каждый божий день!

Если пользователь узнает способ работы с подсознательными программами, которые управляют его поступками и чувствами, то перед ним откроется мир удивительных возможностей. И тогда пользователь поймёт, что теперь он точно способен изменить нежелательное поведение программы.

Поздравляю, друзья, мы уже добрались до вкусненького! 🙂

“Реактивный ум”

Интересно посмотреть на умника, который учит окружающих не идти на поводу эмоций, в те моменты, когда он чувствует сильную эмоциональную подавленность 🙂

Сознание не может просто так игнорировать эмоции. Например, если подсознание улавливает угрозу для жизни, то пульс мгновенно подскакивает и начинает колотиться со скоростью дребезжания школьного звонка. Надпочечники тоннами генерируют адреналин. Всё мышцы наготове. О каком сознательном решении сейчас можно говорить?

В такие моменты никто не спрашивает у сознания, что оно думает по поводу ситуации. Самое главное сейчас  — это ноги в руки и бежать, куда глаза уставились.

Пускай наш воображаемый умник пытается строить внешнее спокойствие, когда изнутри его пожирает злость и ненависть к человеку. Или пускай он попробует отключить дрожание колен во время выступления перед целым стадионом.

В эти моменты штурвал управления телом берёт в свои руки реактивный ум. Сознание стоит в сторонке — его не спрашивают.

Если всё тело ломает от лени и нежелания писать диссертацию, сознание не в силах объяснить бессознательному реактивному уму, что поступать нужно разумно и делать сейчас то, что принесёт результат. Помните еще принцип: “Да, но”?

Знаете, когда я рассказываю всё это, то возникает любопытный вопрос: сколько процентов от общего времени бодрствования наш реактивный ум крепко держит штурвал поведения?

На мой взгляд, даже больше, чем можно подумать с первой попытки! Это плохо? Если человек не заглядывает в содержимое реактивного ума и не работает с ним, то да. В противном случае, это даёт человеку контроль над мощнейшим ресурсом, диктующим его поведение.

А как же состояние “здесь и сейчас”?

Состояние “здесь и сейчас” очень полезно, но достаточно энергоёмко для сознания. В моём понимании, удерживать “здесь и сейчас” означает непрерывное осознание всех мыслей, эмоциональных реакций, тактильных ощущений, звуков и того, что видишь.

Существует древняя толтекская технология сталкинга (выслеживание самого себя). Направлена она на развитие способности долго находиться в настоящем моменте. Чем дольше практикуешь, тем легче удерживаешь непрерывное осознание всего.

Чем легче и дольше удерживаешь “здесь и сейчас”, тем больше автоматических программ реактивного ума осознаёшь и меняешь. Это может длиться десятилетиями и, в конечном итоге, даёт мощный результат упорному сносителю своей крыши. Даёт свободу от эго, потерю человеческой формы и т.д.

“Каждая мысль творит реальность”

Если каждая мысль творит реальность, почему тогда желания приносят страдания?

Логично будет предположить, что желания приносят страдания, когда не сбываются. А почему не сбываются? Потому что поведение человека далеко от желаемого.

А почему далеко от желаемого? Потому что штурвал управления берёт реактивный ум и начинает лихачить, невзирая на мольбы сознания. Например: пить без остановки, осознавая пагубность поведения.

Между прочим, у реактивного ума всегда есть обоснованное позитивное намерение для любого поведения. Он всегда поступает в соответствии с ранее заданной программой, которая служит позитивной цели.

Вот вам и две полярности с двумя диаметрально-противоположными намерениями. Конфликт между Инь и Ян.

Возможно, это и есть половинка Великого Озарения первого просветлённого, которую мы искали? Давайте дополним высказывание Гаутамо Будды и сделаем его более полным:

Ясное дело, я не беру в расчёт ситуации, когда желания недостижимы, потому что человек полностью парализован. Физические ограничения пока не рассматриваем.

На этом пока всё. Благодарю за интерес к теме!

В следующей статье теоретизировать будем меньше — больше внимания уделим практической стороне, идущей рука об руку с практикой решения психологических проблем.

“Выводы”

Напоследок, хочу кратко резюмировать всё вышесказанное. Итак:

  • Сознание – это программист. Подсознание – это компьютер. Программист имеет доступ ко всем ресурсам компьютера;
  • Сознание очень тесно взаимодействует с подсознанием. В бодрствующем состоянии они очень активно общаются между собой;
  • Подсознание выполняет гору рутинной работы, замаскированной от сознания. Подсознание разгружает ресурс ума, выполняя многие действия на автоматизме;
  • Сознанию трудно противостоять эмоциональным наплывам. Часто оно не может их игнорировать;
  • Сознание постоянно корректирует программы подсознания, но не знает об этом;
  • Нежелательное поведение, цель которого не известна, заложено в реактивном уме. Существуют эффективные подходы для работы с заложенными в подсознание поведенческими программами;

Иван Пирог

Публикуя статью в сети, поставьте ссылку на оригинал. Спасибо! =8-)

Источник: https://www.ivanpirog.com/page/konflikt-razuma-i-podsoznaniya

Что такое инсайт и как его достичь

Что такое инсайт и как его достичь

Материал подготовила

Александра Косенко

Инсайт (от англ. insight — озарение, прозрение) — это состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации.

Такое состояние часто называют озарением и, благодаря ни с чем несравнимому яркому эмоциональному сопровождению, часто относят к области чуда. Увы, но магии в этом явлении нет — одна лишь наука.

Понятие инсайта активно используется в психологии, психоанализе и психиатрии.

Этапы решения любой задачи

Инсайт считают самым вожделенным этапом решения любой задачи. Всего таких этапов существует четыре. На первом происходит знакомство с проблемой. Человек собирает всю возможную информацию, прямо или косвенно относящуюся к вопросу. Попутно он пробует применить к задачке полученную информацию и известные ему способы решения.

Вторая ступень процесса — инкубационный период. Это самый длительный этап на пути к нахождению решения: он может растягиваться на многие годы. На этой стадии человек мысленно отвлекается от задачи и даёт своему подсознанию возможность поработать над ней самостоятельно.

Читайте также:  Нестандартное воспитание и отношение окружающих - психология

Пока проблема бороздит по подсознательным пластам психики, человек может заниматься любыми, не связанными с задачей, делами: играть в Xbox, читать газету, гулять с собакой или спать.

Но зато в момент возвращения к задаче человек неожиданно для себя обнаруживает, что успел многое узнать о проблеме, пока формально ею не занимался.

Третий этап — собственно сам инсайт. Время от времени период инкубации сменяется яркими узнаваемыми переживаниями. В момент, когда у человека накапливается критическая масса информации, подсознание наконец «выдаёт» решение, причём новым его назвать нельзя.

Это решение всё время находилось в подсознании, а осознание пришло совершенно случайно, при общении с незнакомым человеком или на прогулке. Абсолютно несвязанные с проблемой вещи, которыми человек занимался на этапе инкубации, как будто бы всё прояснили.

Кстати, чаще всего инсайт приходит совсем не тогда и не там, где он по логике вещей должен возникнуть. Как известно, таблица Менделеева родилась не в лаборатории, а во сне великого химика.

Венчает весь процесс этап проверки. Это «краш-тест» для инсайта. Именно на стадии проверки решение внедряется в жизнь, и становится понятно, работает оно или нет.

Как работает инсайт и что такое гештальт

Понятием инсайта занимается гештальтпсихология. Согласно ей, когда задача не решена, у человека не закрыт гештальт (от нем. gestalt — образ, целостность). Эта незамкнутая система больше всего на свете хочет замкнуться, и это толкает человека на поиски решения.

Принцип работы гештальта прост: общее целое больше, чем сумма его частей. Слово больше, чем составляющие его буквы. Автомобиль больше, чем колёса, руль и коробка передач.

Если мы смотрим захватывающий фильм, но недосматриваем его до конца, недосмотренный кусок будет мучить нас до конца жизни. Тяга к завершённости не даст нам забыть это кино. А всё потому, что гештальт не закрыт.

Самый интересный, но просмотренный до конца фильм, напротив, рано или поздно забудется. Гештальт закрыт и удовлетворён. Ещё один пример.

Если человек оказывается в ситуации, которая угрожает его жизни, но он не знает, с чем это связано, то у него гораздо больше волнений и страхов по этому поводу, чем если бы он мог объяснить причины происходящего. Незавершённость и неясность пугают. Гештальт жаждет закрыться.

Так же работает инсайт. Во время озарения человек видит не отдельные элементы проблемы, а общую картину, собранный пазл. Фильм досмотрен.

Почему инстайт приносит удовольствие

Именно с закрытием гештальта связана эмоциональная насыщенность инсайта. Чувство нерешённой задачи вызывает у человека внутренний дисбаланс. Когда же приходит решение, с одной стороны, баланс восстанавливается, с другой — появляются эмоциональное вознесение и вдохновение. Инсайт дарит ощущение гармонии происходящего.

Однако не все решения сопровождаются инсайтами. Ответ может прийти в процессе стандартного мыслительного процесса. Этот вариант работает либо когда человек знает, как решить задачу, либо знает, где это решение найти.

Неверные решения также могут сопровождаться инсайтами, и, как утверждают психологи, тоже яркими и запоминающимися. Если человеку крайне важно решить задачу, он зацикливается на поиске ответа. В результате он не может отвлечься от задачи и истощает себя в поисках её решения.

В этом случае человек не даёт своему подсознанию спокойно обработать информацию и пройти уже рассмотренный нами период инкубации. Задача всё время находится в сознании. Итог: истощённая психика, чтобы хоть как-то успокоиться, «выбрасывает» своему хозяину первое попавшееся решение.

И человек с благоговейной радостью его принимает! Ведь тоже устал и хочет какой-то концовки.

Также ложным может оказаться слишком ожидаемый инсайт. Человек настолько сильно хочет его испытать, да побыстрее, что радуется как ребёнок первому же наступившему озарению.

Учёные-бихевиористы с особой категоричностью подходят к вопросу существования инсайта. Вернее, они его просто отрицают. Учёные утверждают, что это понятие «высосано из пальца» и не имеет объективных оснований для существования. Дело в том, что бихевиористы любят всё измерять.

А инсайт — это внутреннее переживание, измерить которое трудно, а добиться его появления в лабораторных условиях и вовсе невозможно. В свою очередь, гештальтпсихология изучает процессы более абстрактные, которые не всегда можно описать статистически.

Потому сомнений на счёт существования инсайта у гештальтпсихологов нет.

Чтобы максимизировать количество правильных инсайтов и, соответственно, решений, важно научиться отвлекаться и отпускать мысли. Это совет из разряда «Легко сказать…».

Ведь сильнее всего инсайта ждёшь при решении критически важных проблем. И поскольку эти проблемы для нас очень важны, сложно о них не думать.

Тут следует помнить, что если не отвлекаться, то инсайт не придёт, а если и придёт, то ложный.

Переключая же своё внимание на отвлечённые вещи (фильмы, книги или прогулки), мы находим в них метафоры — мысли, которые дают ответы на волнующие нас вопросы.

Почему в одном и том же фильме каждый из нас видит свой смысл? Потому что подсознание каждого человека ищет ответы на волнующие именно его вопросы! Чтобы облегчить своему подсознанию работу, нужно предоставить ему максимальное количество отвлечённых ситуаций. Больше ситуаций — больше шансов найти «свою» метафору.

Как отвлечься? Хорошо работают физические нагрузки «медитативного» типа (ходьба, езда на велосипеде). Они помогают переключить внимание с ментального процесса на физический. Так же повышают шанс испытать инсайт душ или ванна. Вода стимулирует кожу головы и улучшает кровообращение.

Важно знать, что на способность испытывать инсайт влияет количество внутренних конфликтов. Внутренний конфликт — это столкновение в человеке двух противоположных энергий и желаний. Такая конфронтация значительно уменьшает количество энергии, необходимой для достижения инсайта. Чем меньше конфликтов, тем больше правильных решений человек примет.

Резюме: велосипед, душ и медитация — вот он, набор, необходимый для быстрого достижения инсайта и залог того, что слово «Эврика!» станет самым популярным в вашем лексиконе.

изображения via: Bjorn Keizers/Flickr, Ars Electronica/Flickr, Tony Kemplen/Flickr, Darrell Godliman/Flickr, Jeremy Day/Flickr, MarkusRR/Flickr

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206705-insight

5 шагов к решению любой задачи

В бизнесе, как и в жизни, необходимо точно и грамотно формулировать задачи, уметь оперативно анализировать информацию и искать путь решения проблемы. От нас требуется эффективно использовать как старые методы решения, так и внедрять новые подходы.

Что такое бизнес-мышлениеБизнес- мышление можно определить как способность быстро и эффективно собирать необходимую информацию, анализировать ее и на основе этого принимать взвешенное решение. Так формируется набор приемов, которые мы хорошо знаем и умеем использовать. Конечно, личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного решения той или иной задачи, у всех людей развиты в разной степени. Но не стоит думать, что творческие способности мышления даны нам раз и навсегда. Как и физические навыки, их можно и нужно

тренировать. Главное использовать для этого эффективные приемы.

Универсальный алгоритм решения проблем

Мнение, что наша жизнь почти лишена открытий и творчества, не совсем верное. Мы делаем открытия намного чаще, чем нам кажется.

Когда мы сталкиваемся с новой задачей, и метод ее решения нам неизвестен, вот тогда мы и используем творческий подход, чтобы найти решение. Это можно назвать интеллектуальным творчеством.

Так же дело обстоит в ситуации, когда из доступных методов решения нужно выбрать тот, который подходит лучше всего.

Это тоже является творческий процессом.

Формула творчества

Рене Декарт пытался проанализировать свои ход мысли при решении сложных задач. Результатом этих размышлений стали «Правила для руководства ума», в которых сформулированы основные принципы научного познания.

Готфрид Вильгельм Лейбниц планировал написать работу под названием «Искусство изобретения», но не осуществил своего намерения. Однако в его трудах встречается множество интересных мыслей по этому вопросу, который Лейбниц считал очень важным.

В 1926 году английский психолог и экономист Грэм Уоллес написал книгу «Искусство мыслить». Уоллес выделил четыре стадии творческого процесса: подготовку, инкубацию, озарение и проверку.

На этапе подготовки происходит глубокое осознание задачи, накапливаются данные, планируется порядок

дальнейших действий.

В процессе инкубации происходит бессознательная обработка накопленных данных, их комбинирование в новые сочетания, обогащение их ассоциациями. В результате наступает озарение или яркое ощущение внезапного понимания истины.

На последнем этапе найденное решение проверяется на соответствие условиям задачи и окончательно оформляется. Если эту гипотезу применить к нашей жизни,то у нас нет этапа инкубации решения. Этот этап невозможно ограничить жесткими временными рамками.

Мы заменяем эту стадию активной генерацией идей.Конечно, такой рациональный подход к решению проблем не исключает роли бессознательного. Но это дисциплинирует мышление, тренирует интуицию, и частота озарений повышается.

Таким образом, универсальный алгоритм решения проблем можно разделить на пять основных этапов.

№ 1. Определение проблемы

На первом этапе нужно выявить и осмыслить суть проблемы, сформулировать критерии, по которым решение будет нас удовлетворять и ограничения, которые на него накладываются. Главная цель
этого этапа — превратить проблему в задачу и в общих чертах понять, каким может быть решение.

Реальные задачи не всегда содержат всю необходимую информацию для решения. Обычно требуется анализ имеющихся данных, полученных из разных источников, а также сбор недостающей информации. Процесс поиска информации не должен занимать много времени, но ее должно быть достаточно, чтобы можно было строить гипотезы решения.

№ 3. Структурирование задачи

На этом этапе собранная информация сортируется и проверяется. Важно обозначить ключевые факты, имеющие решающее значение при поиске лучшего решения.

№ 4. Разработка вариантов решения

Это самый интересный и творческий этап. Для его успешной реализации существует огромное количество разных техник и приемов. Очень важно научиться быстро подбирать те из них, которые лучше всего соответствуют условиям задачи.

Приемов, позволяющих делать выбор безошибочно не существует. Но есть методы, позволяющие существенно повысить точность выбора.

Каждый этап алгоритма имеет свой результат, который последовательно приближает проблему к ее разрешению и помогает выстроить процесс так, чтобы каждое действие приближает вас к решению.

Но не более 10−20% задач требуют последовательного прохождения всех пяти шагов.

Большинство тех или иных проблем базируются лишь на одном из пяти указанных действий. В большинстве случаев можно решить задачу еще до этапа разработки вариантов решения.

Для этого бывает достаточно верно определить проблему или найти необходимую информацию. Есть проблемы, решение которых сводится только к выбору подходящего варианта из имеющегося набора.

Алгоритм решения, описанный выше, очень гибкий, но использовать его нужно грамотно и последовательно.

Поделитесь статьей с друзьями

Источник: http://proshift.me/blog/reschenie

Е. П. Ильин. Психология творчества, креативности, одаренности

Страница:

  • >

   А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.   Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.   П. М. Якобсон (1934) творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи – формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.   Подводя итог этим исследованиям, Я. А. Пономарев пишет: «При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются некоторые различия как по линии количества выделенных этапов, так и по линии их детальной характеристики, но общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ее разрешение; 3) проверка. Переход от первой фазы ко второй трактуется как путь нисхождения от фактов к гипотезе, от непосредственно созерцаемого к абстрактному, от известного к неизвестному, от восприятия к собственно мыслительному аспекту решения; как путь, ведущий к открытию принципа, связывающего разрозненно представленные в проблеме факты в единое целое, подготавливающего вскрытие понятия, охватывающего все многообразие фактов проблемы» (1976, с. 148).   Похожие стадии выделяли в эти же годы и зарубежные авторы, но с существенными дополнениями относительно подсознательных процессов (Рибо, 1901; Пуанкаре, 1909; Уоллес (1926) и др.). Например, гештальтисты в творческом мышлении выделяли четыре этапа.

   Первый – реструктурирование целостной ситуации, отправной точкой которого является формулирование проблемы. М. Вертгеймер писал, что «постановка продуктивного вопроса порой является большим достижением, чем решение поставленной задачи» (1987, с. 178).

Читайте также:  Джулиан роттер - психология

   Вторым этапом является перецентрирование, т. е. переход от поверхностного и неверного структурирования к адекватной и верно центрированной структуре.
   Третьим и центральным этапом является возникновение идеи решения, внезапное прозрение, т. е. наличие в творческом процессе инсайта. Именно он отражает момент перехода от «слепоты» к «пониманию».
   Четвертый этап – более глубокое осознание способа решения и исполнение решения.   Грэхем Уоллес (Wallas, 1926) выделил следующие стадии креативного мышления:

   • подготовка, включающая идентификацию проблемы и начальные попытки ее решения;

   • инкубация: решение проблемы отложено, человек занимается другими делами, давая возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии информацию;
   • озарение (инсайт): решение возникает внезапно;
   • верификация: человек проверяет пригодность возникшего решения.   Креативные идеи вначале плохо определены и могут зарождаться как интуитивное предчувствие (Runko, Sakamoto, 1999). Поэтому Е. Бастик (Bastick, 1982) рассматривал первые три фазы креативного процесса как интуицию.   Г. Уоллес первым показал роль инкубации, процесса, отмеченного в биографиях великих ученых и творцов. Важность этого процесса экспериментально подтвердил Сильвейра (Silveira, 1971). Он предлагал испытуемым решить одну задачу и смотрел, как перерыв в ходе работы влиял на эффективность ее решения. Оказалось, что среди работавших без перерыва решили задачу только 55 % участников эксперимента, среди тех, кто взял перерыв на 30 минут, удалось решить задачу 64 % участников, а среди прервавшихся на 4 часа – 85 % участников.   Инкубацией объясняются случаи прозрения (нахождение «подсказок» для решения проблемы) во время сна. Д. Шулер (1965) пишет, что Моцарт рассказывал своим друзьям, что после долгих творческих поисков засыпал и во сне его музыкальное произведение представлялось ему в виде огромного изощренно красивого торта, все фрагменты которого были видимы одновременно и все они звучали. Д. И. Менделееву, утомленному поисками классификации химических элементов, приснилась цирковая арена, по ней кругами скакала лошадь, на ней стояла наездница и подбрасывала факелы, рассыпающиеся сверкающими искрами. Проснувшись, ученый осознал, что факелы и искры – это символы элементов и их валентностей. Неслучайно поэтому первым вариантом таблицы Менделеева был круг с циркулярным расположением химических элементов.   Высказывается предположение, что инкубационный период, связанный с перерывом, позволяет участникам эксперимента не «зацикливаться» на неэффективном решении, забыть неверную стратегию решения и информацию, ведущую человека по неправильному пути (Smith, Blankenship, 1989, 1991).   Тардиф и Стернберг (Tardif, Sternberg, 1988) считают, что креативный процесс включает в себя следующие моменты:   1) изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;   2) постоянное переформулирование проблемы;   3) применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;   4) использование невербальной модели мышления;   5) наличие внутреннего напряжения, которое возникает из-за конфликта между старым и новым, различных путей решения задачи и имеющейся неопределенностью.   Я. А. Пономарев пишет, что на смену классификациям стадий творческого процесса с выделением этапов бессознательного в более позднее время пришли классификации, включающие «более строгие», «более объективные» положения, связанные с отказом от поисков механизмов бессознательной работы и от признания ее как факта. Он дает детальную характеристику этих этапов, в которой существенным, с моей точки зрения, является выделение ряда способностей, обусловливающих успешность осуществления творчества на этих этапах.
   «1. Осознание проблемы. В ходе осознания проблемы подчеркивается момент возникновения проблемной ситуации. Если задача не дана в готовом виде, ее образование связывается с умением «видеть вопросы» (здесь и далее выделено мною. – Е. И.). Усмотрение вопроса констатируется обычно на основании наличия сопровождающей эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем характеризуется как непосредственная причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию, что и приводит к пониманию имеющихся данных.
   Осмысление и понимание этих данных иногда выделяются в самостоятельный этап. Нахождение общего положения для всех разрозненных данных несколько проясняет взаимоотношения между ними. Понимание имеющихся фактов в свете общих теоретических положений той области знания, к которой решающий относит эти факты, определяет собой следующий этап – постановку проблемы (вопроса). Некоторые авторы связывают этот момент со специальным «умением ставить вопросы». Постановка вопроса понимается как этап, содержащий уже более общее представление о возможном решении, и в первую очередь – выбор направления, в котором надо искать ответ на поставленный вопрос, ту «умственную платформу», точку зрения, план, проект решения, направляющую цель, которая играет решающую роль на следующих этапах. Таким образом, осознание проблемы завершается постановкой вопроса.
   2. Выработка гипотезы. Отсюда начинается разрешение проблемы. Этот этап чаще всего квалифицируется как кульминационный пункт решения, как его центральное звено, как своеобразный скачок, т. е. решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует. Как и на предшествующем этапе, наибольшее значение здесь придается прошлому опыту, привлечению теоретических положений, обобщенное содержание которых выводит решающего далеко за пределы наличных знаний. Использование ранее приобретенных знаний в качестве средств решения путем осмысления их и переноса в новые условия дает возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка, гипотеза (предположение, идея, взятое на пробу понятие, предположительный принцип решения и т. п.).   Как отдельный этап разрешения проблемы иногда выдвигается развитие решения, где выработанная гипотеза принимается как действующая идея, как возможный, хотя еще и сомнительный способ толкования проблемы… На этом этапе подчеркивается особая роль применения известных правил, всякого рода знаний, с помощью которых осуществляются анализ и синтез исходных данных. Особое значение придается эксперименту, вид которого (умственный, действенный) зависит от рода задачи.

   3. Проверка решения. Завершающим этапом являются логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики. При благоприятных условиях удачно выдвинутая гипотеза превращается в теорию» (с. 148–150).

   А. Л. Галин (1986), опираясь на описание процесса научного творчества, данное Г. Селье, дает психологическую характеристику восьми этапов (рис. 2.1).
   Первый этап – мотивационный: желание узнать новое. Это либо проявление интереса к чему-нибудь, либо недопонимание чего-либо.
   Второй этап – ознакомление с заинтриговавшим явлением, сбор о нем информации. Осуществляется либо путем изучения литературы, либо привлечением знаний из своего собственного опыта, либо путем непосредственного обследования объекта.
   Ученый может увлечься чрезмерно тщательным, скрупулезным или длительным ознакомлением с явлением без попытки его осмыслить, что приводит к эмпиризму.[18]
 
   Рис. 2.1. Этапы дискретно-непрерывного творческого процесса (по А. Л. Галину)     С другой стороны, возможно «проскакивание» этого этапа и стремление все сразу понять на основе одних лишь общих рассуждений, что мало продуктивно.

   Третий этап – обдумывание добытой информации, попытка понять выделенное явление на основе уже имеющихся знаний. Если задача не слишком сложна, то, сопоставив известное с неизвестным, понять явление можно уже на этой стадии творчества.

Если явление до конца не понято, ученый может строить гипотезу, пытаясь угадать конечный результат и «перескочить» через ряд следующих этапов. В этом случае он сразу переходит на седьмой этап, приступая к проверке выдвинутой гипотезы.

   Четвертый этап – вынашивание идеи. Этот этап связан со включением в решение задачи бессознательных процессов. Сопоставляя некоторые факты, нанизывая их на основной стержень уже имеющихся знаний по решаемой задаче, ученый постепенно, шаг за шагом продвигается в своем понимании.   На этом этапе ученый, не доверяя интуиции либо не подозревая о ее существовании, может попытаться разобраться в явлении лишь на основе сознательных усилий. Ему может казаться, что если сделать еще некоторое количество попыток или если ознакомиться с еще одним разделом знаний, то искомое решение будет достигнуто. Это приводит к излишнему рационализму, что тормозит процесс интуитивного мышления.

   Пятый этап – появление ощущения близости решения. Оно выражается в некотором напряжении, беспокойстве, дискомфорте. Это состояние аналогично тому, когда человек пытается вспомнить хорошо известное ему слово или имя, которое «вертится на языке», но не вспоминается.

   Г. Селье писал, что чувство близости решения знакомо только подлинным творцам.

   Ощущая приближение целостного представления о явлении, но не умея его выразить, человек может впасть в иррационализм, говорить о том, что истину можно «почувствовать», «приблизиться к ней», но понять и выразить ее нельзя. Если ученый останавливается на этом этапе, творчество прекращается.

   Шестой этап – рождение идеи. Идея может возникнуть внезапно, в минуты рассеянного внимания (Г. Гельмгольц). Напряжение снимается, на смену ему могут приходить сильно или слабо выраженные положительные эмоциональные реакции.
   Седьмой этап – изложение идеи. Полученную идею необходимо рассмотреть, проверить, уточнить, установить связь с другими уже имеющимися представлениями. Образно говоря, скелет идеи, возникший на предыдущем этапе, должен «обрасти мясом», получить более солидное подкрепление фактами. Завершается этот этап написанием статьи, отчета, т. е. созданием продукта творчества с уточненными формулировками и логикой доказательств.   На этом этапе может наблюдаться несовершенное выражение идеи или же ослепление ею, что не дает ученому увидеть ее недостатки.

   Восьмой этап – жизнь идеи. Изложенная, опубликованная, представленная в виде доклада, внедренная в практику идея начинает «жить», завоевывая себе «место под солнцем» наряду с другими идеями, порой вступая с ними в борьбу. Часто новая идея не принимается научным сообществом.

Недаром кто-то из ученых справедливо заметил, что новая идея начинается в виде абсурда, а заканчивается как предрассудок. Примеров этому в науке не счесть. На меня, например, произвела впечатление услышанная как-то по радио история открытия отечественными учеными явления жидкого кристалла.

«Жидкий кристалл? Абсурд! Как может быть кристалл жидким?» – вопрошали премудрые академики и отказывали авторам открытия в публикациях целых десять лет, пока американцы не открыли то же явление и не построили на этой основе всю микроэлектронику (получив, кажется, за свое «открытие» Нобелевскую премию).

   Изложенные этапы творческого процесса не фиксированы жестко, они могут сдвигаться (если задача решена на третьем этапе, то сразу идут седьмой и восьмой этапы), ученый может возвратиться к началу, чтобы более подробно ознакомиться с явлением, если он ощущает недостаток информации.   Несколько иное представление о фазах (этапах) творчества имеется у В. А. Павлова (2005). Актуализация творческого потенциала при решении задачи, с его точки зрения, проходит следующие этапы:   1) предварительный анализ задачи и категоризация ее как «неизвестной»;   2) поисковая активность – пробы и ошибки с использованием нескольких «дублирующих» эвристик;   3) обнаружение барьера, для преодоления которого нужны эмоциональное отреагирование, рефлексия и дополнительные эвристики;   4) озарение – как «сцепление» элементов в единое целое на физиологическом уровне;   5) перевод информации с физиологического уровня на психологический.   Инсайт, или внезапное понимание (озарение) того, как можно решить задачу (проблему), открытие принципа ее решения, многими авторами рассматривается как центральный момент креативного процесса (Csikszentmichalyi, 1988; Davidson, 1990; Gruber, 1988). Однако по поводу определения и роли этого феномена в творчестве ведутся споры. Одни сводят креативность к инсайту (Feldman, 1988; Taylor, 1988), другие вообще отрицают роль инсайта в креативном процессе (Weisberg, 1988).   Дж. Дэвидсон (Sternberg, Davidson, 1982; Davidson, 1990) выделила три разновидности его проявления:

   • селективное (избирательное) кодирование: понимание того, что из имеющейся информации имеет ключевое значение;

   • селективное комбинирование: понимание того, как нужно соединить фрагменты информации;
   • селективное сравнение: связывание информации о текущей проблеме с определенной информацией о других проблемах, или решение по аналогии.   Многие авторы (Barron, Harrington, 1981; Barron, 1988; Percins, 1988; Simonton, 1988; Tardif, Sternberg, 1988) подчеркивают, что созревание идей требует длительного времени. В процессе длительного вызревания концепции инсайты могут возникать несколько раз, но не иметь решающего значения для построения концепции в целом.   П. Ленгли и Р. Джонс (Langly, Johns, 1988) отмечают важность памяти в процессе творческого инсайта, так как доступность информации дает возможность создавать неочевидные ассоциации и приходить к оригинальным решениям проблемы. Неслучайно В. Н. Козленко (1990) выявлена связь креативности с высоким уровнем памяти на существенные и латеральные (второстепенные) элементы проблемы.

  • >

Источник: http://TheLib.ru/books/e_p_ilin/psihologiya_tvorchestva_kreativnosti_odarennosti-read-6.html

Ссылка на основную публикацию