Истерическая личность и любовь — психология

Клуб Здорового Сознания

Истерические личности любят любовь. Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки — упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний.

Если навязчивые личности рассматривают любовное томление как насилие, то истерические личности относятся к дионисийской стороне аполлонийской линии отношения к любви. Их влечет к безграничным любовным переживаниям, однако не в форме самоотдачи, как бывает у депрессивных личностей, а в плане распространения и расширения своего «Я», к апофеозу своего «Я».

Если депрессивные личности стремятся перейти границы собственного «Я» для симбиотического слияния с другим, с партнером, и тем самым пытаются трансцендентировать себя вовне, то истерические личности пытаются усилить интенсивность своих переживаний, т. е. направляют любовные чувства вовнутрь, для удовлетворения своего «Я».

В связи с этим любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви, прежде всего, подтверждения своего «Я», им нравится упоение и опьянение, которые им дает партнер, они ожидают в связи с любовными отношениями кульминации своей жизни.

Для них эротическая атмосфера — это нечто само собой разумеющееся, они прибегают к различным способам очаровывания и соблазнения, часто являясь истинными мастерами эротики. Это подразумевает владение различными инструментами эротики — от флирта и кокетства до овладения искусством обольщения во всех его нюансах.

Истерики, как правило, считают, что партнер должен поддерживать в них чувство собственной любовной привлекательности. Они обладают большой силой внушения, от которой трудно уклониться. В сознании своих достоинств и своей привлекательности они принуждают партнера поверить в это.

При установлении любовных отношений для них важна прежде всего сила желания. Эти люди берут крепость штурмом, не затягивая осаду, по принципу «veni-vidi-vici» — «пришел, увидел, победил». Они легко вступают в контакт с противоположным полом; связь для них не бывает скучной и тягостной.

Они любят любовь больше, чем партнера, им нравится знакомство с различными способами и образцами любви, так как они исполнены любопытства и любовного голода.

Им нравится блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды.

Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные качества или не оценил их — такое они переносят с трудом и вряд ли могут простить. Для них предпочтительнее ситуация «лучше б уж украли коня», чем спокойная, без сантиментов жизнь. Скука для них смертельно непереносима, они всегда скучают, оставаясь наедине сами с собой.

Они яркие, живые, изворотливые партнеры, спонтанные и непредсказуемые в своих чувственных проявлениях, способные к интенсивной кратковременной любви. Они стремятся к наслаждениям, склонны к фантазированию и… часто проигрывают. К верности, по крайней мере собственной, они относятся пренебрежительно. Тайная, запретная любовь для них особенно привлекательна, так как дает простор для романтических фантазий.

В их сексуальности имеются затруднительные обстоятельства: эротическая игра, нежные любовные прелюдии для них важней, чем удовлетворение сексуальных желаний. Им нравится неожиданно сказать:

«Побудь со мной еще, и все будет хорошо», — и доставляет большое удовольствие замедлить или отложить завершение сексуальной близости. Они хотят увековечить медовый месяц и с трудом после свадебных высот переносят погружение в повседневность. Они любят разнообразие.

Если здоровые установки относительно собственной половой принадлежности и противоположного пола не реализуются, у истерических личностей легко возникает нарушение любовных способностей вплоть до фригидности и нарушений половой потенции.

Оба пола рассматривают секс скорее как цель, достижение которой повышает самооценку, и как испытание силы воздействия своих желаний на партнера. Этим они отличаются от личностей с навязчивостями, которые используют секс для привязывания партнера к себе.

Для истерических личностей важно упоение от силы своего воздействия на партнера, от того, сколь глубоко влияют на него особенности их характера и сама их сущность.

Чем более выражены специфические особенности истерической личностной структуры, тем более требовательными становятся манеры, тем ярче проявляется требовательность в подтверждении собственной ценности.

В таких случаях любовная связь имеет доминирующую установку на постоянное подтверждение собственной значимости, в связи с чем необходимо постоянное обновление любви, и усиливается присущее истерическим личностям непостоянство.

Потребность в повышении самооценки при этом приводит к новым попыткам удивить окружающих, создать необычную, праздничную атмосферу.

Естественно, что старение вызывает уменьшение привлекательности, носящей преимущественно внешний, поверхностный характер, что, соответственно, приводит к возникновению возрастных кризов.

Истерики нуждаются в партнере, но не так, как депрессивные личности, которые не могут жить, не вверяя себя ему; им необходимо зеркало, отражающее их способность возбуждать любовь, для повышения собственной неустойчивой самооценки. Их самолюбование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, в которую охотно верят.

Они нуждаются в партнере, прежде всего для того, чтобы заручиться его подтверждением их обаяния, красоты, ценности и привлекательности.

В связи с этим они склонны к нарциссическому выбору партнера, однако не в связи с боязнью «всех других» лиц противоположного пола, как это бывает у шизоидов, но в особенности потому, что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя.

Нередко истерические личности обоих полов находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания.

Это напоминает басню про павлина, который хотел жениться на простой курице: в книге актов гражданского состояния ворон с удивлением записал, что прекрасный павлин хочет зарегистрировать брак с невзрачной курицей в связи с тем, что, как он многозначительно заметил, «я и моя жена безумно меня любим».

Такая сильная жажда постоянного подтверждения собственной ценности и значимости, естественно, не может быть утолена, ни один партнер не может полностью ее удовлетворить. В таком случае они ищут нового партнера, который мог бы играть возложенную на него истерической личностью роль.

Отчаянные авантюристки и ловкие манипуляторы мужскими сердцами являются как бы коллекционерами скальпов, самооценка которых зависит от числа их жертв и для которых любовь есть игра, за которую приходится платить высокую цену.

Сколь велики их требования к любви, столь же велики и связанные с этими требованиями и надеждами разочарования: неудовлетворенность, капризы, дурное настроение и придирчивые обвинения после каждой новой любовной авантюры часто заканчиваются финансовыми издержками и неприкрытым преследованием партнера, которого они рассматривают как свою собственность и который, по их мнению, не вправе играть самостоятельную роль. Поскольку самооценка истерических личностей связана исключительно с доказательствами любви к ним, они ненасытны в средствах и способах, с помощью которых добиваются этого: они постоянно сравнивают партнера с другими, «которые умеют любить по-настоящему», подразумевая при этом, что другие способны сделать для них все, что они пожелают; они устраивают сцены и страстно упрекают партнера в том, что он «мало их любит», бурно, катастрофически реагируют, если партнер отдаляется от них. При этом наблюдается такая смесь чувств и расчета, что партнер не может понять, в чем же дело.

Если любовь или брак основаны на иллюзорных ожиданиях, то при этом требования к партнеру превышают то, что вкладывает истерическая личность. Это вызывает разочарование, такого рода связь признается неудачной и начинаются новые поиски «большой любви».

Для партнерских взаимоотношений истерических личностей характерны частые разрывы и примирения; в конце концов они требуют возмещения за свое разочарование, в новых связях являются чрезмерно требовательными, что становится источником новых неудач и провалов.

Все мы приобретаем первый опыт общения с противоположным полом от наших родителей, братьев и сестер. Отношения родителей друг к другу — основан ли их брак на любви или на иных связях, — любовный опыт наших братьев и сестер, — все это формирует наши ожидания от партнерства, любви и секса.

Обладают ли наши родители счастьем взаимной любви или обходятся без идеализации друг друга, жалеют, презирают или даже ненавидят они друг друга, знаем ли мы об их возможностях, заботах и проблемах, их взаимоотношениях, их радостях и их взаимном доверии — от этого зависят наши взгляды на выбор партнера, наши ожидания и наши представления об их реализации во взаимном существовании. Родители, которые являются для детей идеалом превосходства и непогрешимости, принуждены демонстрировать им идеальный брак, независимо от того, что происходит за кулисами этой игры. Этот идеал повзрослевшие дети надеются найти в партнере. Родители, не удовлетворяющие потребности своих детей в создании представлений о противоположном поле, вызывают у них разочарование и испуг, накладывающий негативный отпечаток на ожидания, связанные с партнерским отношениями.

Любовная жизнь истерических личностей осложнятся еще и тем обстоятельством, что они, будучи фиксированными на своей первой связи с персоной противоположного пола, не могут полностью отрешиться от идентификации с ней.

В этом отношении истерики остаются на той стадии развития ребенка, соответствующей 4-5 годам, когда он, как мы теперь знаем, идентифицируется с полученными ранее впечатлениями и вырабатывает первоначальные предформы своих представлений о своем и противоположном поле.

Принципиально здесь имеются следующие возможности: повторяется детское почитание или идеализация родителя противоположного пола или брата (сестры) по отношению к партнеру, от которого ждут воплощения «мечты о мужчине» («мечты о женщине»), или пережитые ранее разочарование, страх и ненависть, вызванные непереработанными детскими впечатлениями о личности, осуществлявшей уход за ребенком, как негативный опыт переносятся на партнера. В этом случае к партнеру относятся с предубеждением и с самого начала связи ожидают, что она будет тягостной. Происходит проецирование первоначального образа матери или отца на партнера и установка на этот первоначальный образ, независимо от того, какую, собственно, роль играет партнер, т. е. происходит застревание на давнишней роли «сыночка» или «доченьки».

У разочарованного матерью сына может развиться женоненавистничество, он мстит своим партнершам за перенесен

Источник: https://psy-space.ru/?page=istericheskaya-lichnost-i-lyubov

Истерические личности

«Истерическая личность испытывает потребность перед собой и перед другими казаться больше, чем она есть на самом деле». Так определяется в целом этот вид расстройства личности. Яс-перс, автор этой цитаты, продолжает: «… переживает больше, чем способен переживать.

На месте обоснованных истинных переживаний с их естественным выражением выступает притворное, артистическое, вымученное переживание…

» При этом у подобных людей возникают живые фантазии и способность к бьющим на эффект представлениям: впечатляющие выступления, демонстративные страдания и другие способы привлечь к себе внимание.

Читайте также:  Личностный рост или развитие личности - психология

Не всегда распознаваемый артистический элемент, давший повод к созданию нового термина «гистрионное нарушение личности», отражает только поведение больных. На нарушения переживаний больше влияют поиски признания.

Термин «истерический» употребляется с древних времен, но понимается очень различно, и в конце концов в обывательском словаре он превратился в бранное слово.

С точки зрения психиатрии под «истерическим» наряду с характерными признаками поведения понимают также определенную психодинамику.

От истерических личностей отличают истерические реакции, которые лучше называть конверсионными реакциями или диссоциативными нарушениями, встречающимися и не у истерических личностей. «Истерия» в старом психиатрическом понимании — это болезнь, которую можно изобразить.

Что касается усилий в поисках признания и изображения переживаний, то их надо понимать как попытки компенсации своей осознаваемой неполноценности. Способы, применяемые при этом для выражения чувств, соответствуют желательной картине собственной личности и производят впечатление неестественности.

Примерами могут служить невероятные рассказы о важных событиях и невероятных несчастьях, о несчастливой любви, о насилиях и обольщениях.

Не все, о чем сообщается, было действительно пережито, в том числе и в том виде, как это представляется, но в фантазиях изображается столь живо, а при повторных рассказах так обрастает деталями, что истеричный человек сам начинает в это верить. Тематически чаще всего используются прежние непреодоленные переживания.

У истериков могут развиваться нарушения личности разного рода, а психозы при них встречаются чаще, чем при других нарушениях. Истерические проявления могут встречаться и в ничем не примечательных семьях. Истерическое поведение проявляется часто уже в детском возрасте, прежде всего в повышенном требовании признания, в конфронтации с родителями, с братьями и сестрами.

По психоаналитическим понятиям истерические расстройства появляются между четвертым и шестым годами, в то время, когда развивается конфронтация между детскими желаниями и реальностью, но до истерического развития доходит тогда, когда балующие ребенка родители в этой ситуации не поддерживают его, оставляют наедине со стойкими желаниями, направленными на самого себя, и тем самым затрудняют восстановление контактов с реальностью. Трудно сказать, идет ли здесь речь об этиологическом факторе или первых проявлениях развивающихся нарушений личности. Примечательно, что многие истерики остаются фиксированными на теме родителей, часто в форме эдипова комплекса, фиксированного на родителе противоположного пола. Эти амбивалентные установки в большинстве случаев вытесняются. Болезнь у многих означает возможность уклонения с детства от жестокой реальности. Так намечается путь к более позднему истерическому симптомообразованию, которое облегчает доступ в регрессивной форме в мир желаний и мечтаний.

Наряду с «больше казаться, чем быть» в описании этой структуры личности также подчеркивается недостаток стремления к деятельности. При тщательном изучении их трудового пути часто можно видеть, что они достаточно прилежные, иногда даже способные и делают успехи.

Большинство истериков сообщает о трудностях в работе и о своей неудовлетворенности ею; они находят в ней мало самоутверждения, но держатся за нее. Ранняя инвалидность наблюдается не чаще, чем при других расстройствах личности. Но многие уклоняются от трудовых усилий, если позволяют условия, например обеспеченность семьи.

Если же они остаются в одиночестве (например, после смерти родителей), у них развиваются активность и жизненные способности, они не считаются с окружением.

Особенно примечательны осложнения в межчеловеческих отношениях. Истерики могут легко и быстро завязывать поверхностные знакомства, при этом могут легко приспосабливаться и проявлять ловкость, однако на глубокие и прочные связи они не способны.

Собственно говоря, они за всю жизнь не находят человека, который бы их понимал и которому они могли бы довериться. Их недостаточность в личном общении связана с их малой способностью к сопереживанию. При этом сохраняется необычайно большая потребность в контактах.

Истерики не стесняются, даже не проявляют чувства дистанции, они не отступают, а даже навязываются; они борются за дружбу, но она им мало удается.

По аналогии с жаждой признания и с жаждой переживаний можно говорить о жажде контактов, которая контрастирует со слабой коммуникативной способностью и дает поводы к конфликтам.

Эти описания истерической личности и особенностей ее поведения относятся к резко выраженным расстройствам личности. Чаще же они менее интенсивны и выражаются лишь слабо вырисовывающимися истерическими признаками.

Слабая способность к связям особенно сказывается на отношении к партнеру. Почти все без исключения такие отношения несчастливы, браки рушатся, хотя и не всегда кончаются разводом, больной требует полного подчинения себе («истерофилия»).

Сексуальные проблемы реже бывают источником конфликтов, чем общие расстройства коммуникации. Если не происходит сильной фиксации на родителях и вытеснения сексуальности задержанными партнерскими отношениями, они склонны к слишком ранним и поспешным бракам.

Позже у них бывают повторные браки.

Антропологическая интерпретация (Бланкенбург) видит в истерических формах жизни протест против одностороннего патриархального стиля жизни и недооценки женщины в обществе; истерическое поведение и богатая выразительность противопоставляются мужской рассудительности и трудовой озабоченности.

Симптоматика в кризовых ситуациях многообразна, но заключается преимущественно в конверсионных симптомах (так называемых истерических реакциях), таких как функциональные расстройства ходьбы и выпадения чувствительности, психогенные припадки, состояния возбуждения или сумеречные состояния, а также депрессивные реакции отказа и суицидальные попытки (частично демонстративного характера), вегетативные синдромы и психосоматические нарушения. Многие больные путешествуют со своими конверсионными симптомами, реакциями отказа и расстройствами настроения от врача к врачу. Симптоматика вариабельна, лишь патологическое поведение остается постоянным. Истерики расположены к тому, чтобы их считали органически больными или людьми с интеллектуальной задержкой и соответственно лечили. У многих потребность в болезни столь велика, что можно говорить о зависимости от болезни. Несмотря на отсутствие показаний и на вымышленность жалоб, они заставляют повторно их оперировать или принуждают к лечению путем самоповреждений. Впрочем, это относится к небольшой части больных.

С возрастом драматические формы поведения и симптомы ослабевают (даже без лечения), нередко ценою витальности в целом. С годами кризы уступают место ипохондрическим страхам и депрессиям, однако существенные черты истерической личности сохраняются.

Классификация: F60.4 по МКБ 10.

Лечение. Истерики часто прибегают к врачебной помощи и стремятся привлечь к себе внимание врача. Но врач должен быть осторожен, он обязан сохранять дистанцию в отношении поведения больного и фиксировать внимание на его драматических жалобах. Их следует воспринимать не буквально, а лишь как форму проявления своих потребностей.

Истерики провоцируют своим поведением и поисками признания такую путаницу и контрперенос, что истинное значение их поступков остается непонятым, и тогда определить сущность их нарушений личности становится невозможным.

Если же врач констатирует, что реакции больного неискренни, что больной охотно выслушивает врачебные советы, но им не следует, у врача появляются обида и разочарование.

Психотерапия имеет узкие границы. Структура личности слабо поддается даже длительной психоаналитической терапии. Может оказаться благотворной переработка актуальных жизненных трудностей. Если удается привести истерика в какой-то жизненной области к достижениям и добиться его признания в этом, он может отказаться от своего поведения и от своей симптоматики.

Психотерапевтическое лечение затрудняется еще и тенденцией больных перенести врачебный контакт на личные отношения. На эту попытку врач не должен реагировать ни сговорчивостью, ни неконтролируемой резкостью. В общении с таким больным надо тщательно соблюдать правила психотерапевтического лечения: разумную атмосферу равновесия между доброжелательностью и дистанцией.

Источник: https://psyera.ru/4347/istericheskie-lichnosti

Факторы возникновения и клинические проявления истерического расстройства личности

Истерическое расстройство личности (истерическая психопатия) – это нарушение, характеризующееся неустойчивой самооценкой человека, стремлением находиться в центре внимания, наигранным театральным поведением. В связи с этим подобное расстройство также обозначается как театральное, демонстративное или гистрионическое.

Люди с таким психическим нарушением ведут себя так, будто они находятся на сцене под пристальным вниманием зрителей. Вычурные речевые обороты и театральные жесты они используют даже при описании рядовых, повседневных событий. Смысл жизни таких больных заключается в получении похвалы и внимания окружающих.

Индивидуумы склонны проявлять бурную эмоциональную реакцию на незначительные раздражители.

Лечение патологии становится неотвратимой необходимостью, так как, стремясь манипулировать людьми, больные способны совершать демонстративные попытки суицида, да и в целом подобная неустойчивость психики существенно осложняет жизнь.

Ранее считалось, что истерическое расстройство личности наиболее характерно для лиц женского пола, однако последние исследования доказали, что мужчины подвержены такому состоянию в равной степени. Согласно статистике, гистрионическое поведение в патологической форме встречается примерно у 3% населения.

Предрасполагающие факторы

Ученые склонны полагать, что истоки рассматриваемого расстройства идут из детства, так как большинство пациентов в детском возрасте в той или иной мере сталкивались с неадекватными взаимоотношениями в семье.

Нередко родители, отличающиеся властностью, заставляют детей чувствовать себя нелюбимыми, вызывая у них страх не соответствовать ожиданиям и быть отвергнутыми.

При этом включаются своеобразные механизмы защиты: индивид начинает вести себя демонстративно, драматизировать происходящие события, выдумывать причины, заставляющие окружающих проявлять заботу и сочувствие.

Бывают и противоположные ситуации, когда ребенка в семье воспринимают в качестве «кумира». Их желания удовлетворяются без промедлений, что во многом способствует формированию истерического типа личности.

Внутрисемейные отношения могут влиять на формирование психических отклонений и в подростковом возрасте. Особая роль в этом принадлежит стереотипам о том, что люди разного пола имеют разные права в социуме.

Ребенок в период полового созревания может начать считать свою половую принадлежность недостатком, но в то же время учится пользоваться сексуальностью, как средством для достижения целей.

С точки зрения когнитивной психологии, театральное поведение чаще наблюдается у людей, легко поддающихся внушению. У большинства пациентов с подобным расстройством имеются убеждения, что они не в состоянии сами о себе позаботиться, а потому постоянно находятся в ожидании. Что окружающие удовлетворят их потребности и запросы.

Не следует сбрасывать со счетов и социокультурные факторы, ведь современное общество существует согласно общепринятым нормам и установкам, побуждая личностей привлекать к себе всеобщее внимание.

Слепое следование общественным ценностям заставляет людей уделять внимание созданию театральной внешности, вести себя демонстративно, чтобы любыми способами добиться одобрения и восхищения.

Психологи считают, что аналогичные факторы нередко приводят к развитию нарциссического расстройства.

Клинические проявления

Истерическое расстройство личности характеризуется, прежде всего, тем, что у человека отсутствуют четкие границы между окружающей действительностью и собственными фантазиями. Как правило, характерные симптомы патологического состояния проявляются, начиная с детского или юношеского возраста, и заключаются в следующем:

  • ощущение сильного психологического и даже физического дискомфорта в тех ситуация, когда больной не находится в центре внимания;
  • поверхностность эмоциональных проявлений, частая смена настроения;
  • чрезмерное внимание к собственной внешности. Часто люди с истерическим расстройством выглядит экстравагантно и провокационно, стремясь обратить на себя внимание окружающих;
  • театральная речь и жесты, невнимательность к деталям;
  • склонность к различного рода провокация, в том числе, и сексуального характера;
  • преувеличение в выражении эмоций, склонность драматизировать все происходящее;
  • энтузиазм, который, как правило, очень быстро иссякает и сменяется скукой;
  • повышенная внушаемость;
  • сниженное чувство ответсвенности;
  • склонность неадекватно оценивать собственную значимость и степень близости отношений с окружающими людьми.
Читайте также:  Рольфинг - психология

О патологии обычно говорят, когда у одного индивида наблюдается четыре и более вышеописанных признака. Однако стоит отметить, что некоторые незначительные симптомы и черты демонстративности могут быть даже полезны в социальном отношении.

Как правило, люди с истерическим типом личности отличаются обаянием, общительностью, инициативностью. Они не боятся публичных выступлений и могут действительно заинтересовать слушателей.

Не скрывая собственных эмоций, такие личности могут легко привести окружающих в полный восторг, вызвать искренний смех и восхищение.

Проблемы начинаются тогда, когда эти качества становятся утрированными, преувеличенными. Личность не осознает, кем она на самом деле является, придает своей персоне гораздо большей значимости, чем есть в действительности.

Как правило, люди с истерическим складом личности находятся в беспрестанном поиске новых ощущений, проявляя при этом сильно утрированный эгоцентризм. Страдая от нехватки внимания, больной думает только о собственных интересах, а потому окружающие характеризуют его, как эгоиста.

Стремясь удовлетворить собственное эго, человек может пойти на крайние меры, так называемый «эмоциональный шантаж». Это могут быть демонстративные попытки суицида и прочие сцены, призванные манипулировать окружающими.

Последствия

Вышеописанные симптомы при истерическом расстройстве личности обычно сочетаются со склонностью к самообману, степень которого может становиться невероятно огромной. Индивид считает себя правым во всем,  несмотря на неопровержимые доказательства обратного.

Подобное поведение характерно для большинства мошенников и патологических лжецов.

Ввиду того, что описываемое расстройство часто имеет проявления, характерные для детского возраста, врачи-психиатры и психологи иногда называют личностей подобного склада незрелыми, хотя такое определение нельзя считать точным.

Истерическое расстройство затрагивает практически все стороны жизни больного, в том числе, и сексуальную. Женщины нередко страдают фригидностью, но при этом устраивают некие сексуальные провокации, демонстрируя кокетство или влюбленность по отношению к представителям противоположного пола. Как правило, в действительности такие личности не способны на настоящее, глубоко чувство.

В ряде случаев у истерических личностей наблюдаются и вегетативные проявления: тошнота, тремор рук, приступы удушья при волнении, онемение конечностей и иные нарушения чувствительности.

Помимо всего прочего у истериков часто наблюдается склонность к злоупотреблению алкоголем, беспорядочным сексуальным связям, неподчинению общепринятым нормам.

В связи с повышенной уязвимостью психики, у больных нередко развиваются психозы и депрессивные состояния, а также различные аффективные реакции.

Диагностика и терапия

Выводы о наличии истерического расстройства личности врач-психиатр делает на основании имеющихся у пациента проявлений патологического состояния. Как правило, входе обследования проводится беседа с больным, ему предлагается пройти несколько психологических тестов, также сбирается подробный анамнез. После постановки диагноза разрабатывается индивидуальное лечение.

Стоит отметить, что в отличие от больных с другими расстройствами психики, люди с истерическим расстройством личности часто обращаются к специалистам самостоятельно.

И хотя они понимают, что лечение им необходимо, оно может быть в значительной степени затруднено, так как пациенты способны тормозить процесс, внося в него собственные требования, капризничая и т.д.

Кроме того, они могут обманывать врача о собственном состоянии только для того, чтобы добиться похвалы.

Наибольшее распространение получило лечение истерических расстройств с помощью психоаналитической психотерапии.

Также часто применяются методики когнитивной психотерапии, направленной на изменение у больного взгляда на собственную личность и выработку более эффективных приемов для решения любых возникающих проблем.

В ряде случаев может быть достаточно эффективной групповая и психодинамическая терапия.

Использование медикаментов в данном случае не всегда является целесообразным. Назначение определенных лекарственных препаратов показано лишь тогда, когда у больного наблюдаются признаки депрессии.

Прогноз

Истерическое расстройство личности в целом достаточно хорошо поддается терапевтическому воздействию. Как правило, оптимальные результаты лечения достигают у пациентов зрелого возраста, находящихся в благоприятных социальных и трудовых условиях.

И хотя некоторые элементы демонстративного поведения могут остаться у больного, с возрастом он приобретает более устойчивые трудовые навыки, становятся серьезнее.

Такие люди с помощью психотерапии учатся применять особенности своего характера себе во благо: вызывать симпатии и уважение у окружающих, производить положительное впечатление.

Менее благоприятный прогноз отмечается тогда, когда психическое расстройство протекало с вегетативными симптомами. Специалисты отмечают, что в таких ситуациях часто возникает декомпенсация болезни в пожилом возрасте.

Более сложная ситуация возникает, если истерическое расстройство протекает с явной склонностью индивида к патологическому фантазированию. Обманщики, мошенники, аферисты – разные авторы идентифицируют подобных людей по-разному, но суть проблемы всегда заключается в том, что такие личности начинают лгать с самого раннего возраста, часто без всякого смысла и цели.

При этом патология может достичь такой степени, что ложь будет направлена на очернение самого себя, например, человек может признать в преступлении, которого в действительности никогда не совершал.

При таком типе расстройства даже после полного курса квалифицированного лечения декомпенсации могут возникать довольно часто, что постепенно приводит к полной несостоятельности личности.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/lichnosti/istericheskoe-rasstrojstvo.html

Демонстративный истерический тип личности

У демонстративного типа  натура  направлена на демонстрацию. Они желают показать себя, обратить внимание других на собственную персону, вызвать  удивление и восхищение. Данных людей отличает  ненасытное желание  концентрировать внимание других на себе.

Следующей особенностью людей этого типа является искажение правды как о самом себе, так и об окружающих. Эти люди постоянно стараются казаться умнее, красивее, талантливее, богаче, то есть значительнее, чем это есть на самом деле.

Эти люди жаждут повышенной оценки и повышенного внимания.

Они, как кошки: когда их гладишь по шерсти (льстишь, хвалишь, оказываешь почести, возвеличиваешь) — расцветают, становятся веселыми, компанейскими, хорошенькими, услужливыми, а ты становишься для них самым близким человеком, но стоит только погладить «против шерсти», как они сразу начинают «кусаться», становятся неистощимыми и неразборчивыми в средствах мести и выражения недовольства.

У них нет полутонов. Они не осознают своих ошибок, не знают жалости к соперникам. Они постоянно стремятся показать свое превосходство. Они завистливы и ревнивы. Не выносят равнодушия или пренебрежения, предпочитая неприязнь и даже ненависть. Могут быть злопамятными и даже мстительными по отношению к тем, кто вызывает у них неприязнь.

Привлекает внимание внешний облик этих людей. Для их поведения характерны манерность, театральность, наигранность, щегольство.

Первое впечатление, которое они производят, может быть обманчивым.

При первой встрече они могут быть легкими, уступчивыми, подкупить своей непринужденностью и детской непосредственностью (легкую уступчивость в разговорах придает отсутствие жестких принципов и прочных убеждений). И только постепенно, раз за разом, в течение длительного времени начинают открываться их неестественность и фальшь.

Черты демонстративной личности проявляются уже с малых лет. Дети истерического склада не любят, когда при них хвалят игрушки или одежду других детей, все лучшее должно быть у них. Из-за этого они устраивают родителям шумные «разборки».

В детском саду и начальных классах школы такие дети любят выступать перед сверстниками и родителями: читают стихи, поют песни, исполняют сценки, танцуют, вызывая восхищение родителей и педагогов своей раскрепощенностью и артистическими данными, тогда как большинство детей в этом возрасте стесняются привлекать к себе внимание даже на короткое время. Они краснеют, чувствуют неловкость.

В то же время демонстративные дети начисто лишены этого «комплекса». Наоборот, это приносит им удовлетворение и ощущение «истинного счастья».

Среди крайних форм у демонстративных подростков можно отметить попытки псевдосуицидальности.

Это обычно порезы вен на руке, употребление лекарств, подготовка к прыжку из окна, к самоубийству, обязательным атрибутом которых являются «предсмертные записки», «тайные» признания приятелям, записи на магнитофоне или видеомагнитофоне, письма и т. д.

В них называется множество причин самоубийства (у каждого — своя), в действительности же в большинстве случаев причиной такого поведения является уязвленное самолюбие.

Истероидный подросток прямо-таки упивается и наслаждается вызванной им суетой, столпотворением вокруг него, охами и ахами родственников и друзей, повышенным вниманием к его персоне.

Суицидальная попытка обязательно на кого-то направлена, кому-то адресуется — обычно тому, чье внимание она должна вернуть, кого должна разжалобить, заставить пойти на уступки. Чаще «виноватыми» за те разочарования, которые произошли в кругу сверстников, оказываются родители.

Истерические личности обычно изображают также «бегство в болезнь». Часть истероидных подростков можно видеть в первых рядах на концертах: они изображают фанатов молодежных кумиров, но это для них лишь средство выделиться и получить репутацию исключительной личности.

У подростка истерические реакции, которые, может быть, до этого времени находились в скрытой форме, приобретают особенно ярко выраженный характер в период, когда происходит крах надежд на особое положение, когда ущемлено самолюбие, утрачено внимание, потеряно ощущение собственной исключительности.

Если истерик убежден, что он производит впечатление, что им любуются и восторгаются, он готов, что называется, расшибиться в лепешку. Если это политик или депутат (а именно в эпоху перемен такие люди приходят в политику), он может произносить блестящие, зажигательные, обличительные речи, быть лидером, увлечь за собой толпу, вызывая восхищение и зависть других.

Но проблема таких людей в том, что им не хватает многих качеств, которые нужны в дальнейшем для работы на этих должностях. Их таланта и черт характера, то есть публичности, артистизма, эмоциональности, задора, театральности, убедительности, умения чувствовать аудиторию, знать ее чаяния и надежды хватает только на то, чтобы добиться этих должностей.

К сожалению, у этих людей нет таких черт, которые позволяли бы им работать депутатами или политиками. У них недостает дотошности и аналитического ума, способности добраться до сути, принципиальности, им не хватает глубины и содержательности, желания работать кропотливо и усердно, без позерства.

Обычно эмоции и чувства демонстративных личностей неустойчивы и поверхностны, интересы неглубоки, они не способны к длительной концентрации воли для достижения своих целей.

Внешние впечатления в жизни человека с истерическим характером имеют первостепенное значение, в то время как внутренние переживания его мало интересуют. Но его реакция на внешний мир обладает очень странной избирательностью.

На одни вещи он реагирует тонко, остро, они надолго остаются в его сознании, а на другие просто не обращает внимания, в то время как большинство этих вещей очень важны. В результате внешний мир у истерика обретает причудливые формы со своими границами реального и нереального, со своим течением времени, со своим измерением памяти.

Читайте также:  Трудные отношения - психология

Стирается грань между фантазией и действительностью, преувеличиваются, приукрашиваются явления, факты и действительность в целом.

Лица с истерическим характером факты расставляют так, как им удобно, не зависимо от того, что происходит в реальной жизни. Им может казаться, что, то, что сейчас происходит, было много лет назад.

Обиды, которые он или она испытали много лет назад, могут испытывать наяву, а свои фантазии на основе незначительных событий преподносить как явления действительности, причем верят в это сами и заставляют верить окружающих.

Часто демонстративные люди стараются вызвать к себе жалость. Они считают, что их несправедливо обидела судьба. Описывая врачам симптомы своих болезней со всеми подробностями, как если бы их жизнь висела на волоске, они ведут себя так, будто сейчас умрут, хотя по их виду заметно, что они не настолько больны.

Среди профессий, в которых истерические личности могут проявить свои способности, в первую очередь следует отметить профессию артиста. Из них получаются гениальные актеры театра и кино. В этом отношении можно сказать: их хлебом не корми, а дай выступить на сцене.

Аплодисменты, уважение, почести — это то, без чего они не могут жить. Лучше них, наверное, никто не может вжиться в роль. Они Делают это мастерски, они живут ролью, их вживание настолько сильно, что они забывают о своей личности, целиком и полностью отдаваясь игре.

Для них роль — это настоящее, это то, что происходит «здесь и сейчас». Они воспринимают все, что происходит на сцене или экране, как свою жизнь. В момент игры для них ничего не существует, кроме роли и той ситуации, в которой это происходит.

Они играют изящно, красиво, полностью «убивая» свою индивидуальность. Это гении театра и кино.

Если в воспитании демонстративных личностей имеются серьезные упущения, если им с детства не привили правил честности, порядочности, справедливости, чести и  достоинства, тогда из них получаются люди, которых называют лгунами, плутами, мошенниками, авантюристами.<\p>

П.Б.

Ганушкин отвел им особое место в своей классификации, назвав патологическими лгунами. Этим людям не откажешь в способностях. Они обучаемы, быстро все схватывают, имеют хорошие эмпатийные способности, находчивы и сообразительны, обладают даром убеждения.

Они многое знают в различных областях, хотя все эти знания поверхностны и в основном почерпнуты из популярных источников, но эти люди умеют так себя преподнести, что кажутся очень начитанными, широко образованными.

<\p>

Многие из них, будучи артистичными натурами, обладают поэтическими и художественными способностями, пишут стихи, рисуют, занимаются музыкой, интересуются театром. Они любят вращаться в высших кругах общества, посещать артистические тусовки. Их манеры изящны и привлекательны, но они не имеют трудолюбия, старания и выдержки.

Лгут они мастерски, без тени смущения, убеждая своих собеседников, увлекая их своей ложью, причем сами забывают порой, что это ложь. Часто они лгут без всякой на то причины, бессмысленно, лишь для того, чтобы поразить собеседника, ослепить своим блеском, привлечь внимание к своей персоне.

Большинство их выдумок, конечно, касается их самих: какие они «самые-самые» — талантливые, имеют большие связи в высокопоставленных кругах, знакомы со многими выдающимися людьми — артистами, певцами, звездами эстрады и т. п. Многие лгуны, плуты и мошенники используют свои способности во вред другим.

Можно привести множество примеров эпохи перестройки, которая позволила всплыть таким людям на поверхность.<\p>

Это и патологические лгуны-депутаты, во время предвыборной кампании произносящие пламенные речи и дающие обещания, которые не выполняются.

Это и генералы в 30 лет, которые получили 6—8 званий за два года не благодаря выдающимся военным способностям, а именно благодаря умению «пустить пыль в глаза» людям на вершине власти. Это и шарлатаны-целители, которые могут исцелить «буквально от всего» и количество которых за пять лет увеличилось более чем в тысячу раз.

Это и мнимые предсказатели судеб, хироманты-мошенники, экстрасенсы, «лечащие» взма¬хом руки. Все они ловят рыбку в мутной воде реформ. Мы не говорим уже об уличных мошенниках, использующих свои актерские способности в корыстных целях.

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/demonstrativniy-istericheskiy-tip-lichnosti.html

Истерическая личность и агрессия

Истерическая личность и агрессия

Специфическими формами агрессии, которые свойственны детям в возрасте от 4 до 6 лет, являются соперничество и конкуренция. Несмотря на дальнейшее развитие, ранние формы агрессии сохраняются и позже.

В специфических для данного пола формах эта агрессия в своей основе носит характер саморекламы и овладения или всеобщей борьбы за все, что укрепляет и увеличивает ценность истерической личности, и против всего, что этой самооценке угрожает.

Агрессия, как правило, является следствием самооправдания и стремления к самозащите и проявляется в спорах и конкурентных взаимоотношениях, из которых истерические личности извлекают для себя пользу.

В противоположность реакциям ранее описанных личностей с навязчивым развитием, агрессивные реакции у истерических личностей гибки, спонтанны, они не сопровождаются выраженной тревогой и злопамятностью и, к тому же, менее продолжительны.

Эти реакции достигают различной степени импульсивных проявлений вплоть до произвола и меньше определяются фактами, чем личностными связями и личностной несовместимостью.

Чем больше выражены истерические расстройства, тем больше проявляется агрессивность; гибрид самовосхваления и аферизма может принять экстремальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность – привести к нарциссическому заболеванию.

Нередко наблюдается непомерное хвастовство, стремление к расточительству; они оттесняют других, для того чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый «другой» является потенциальным соперником, и они всячески стремятся унизить его и затмить собственным блеском.

У истериков часто встречается стремление импонировать, они хотят произвести безусловное, неизгладимое впечатление. Стремление быть в центре внимания и произвести впечатление может достигать весьма высокой степени из-за неумения проводить различие между кажущимся и действительным, желаемым и реальным. В связи с недостаточностью самокритики и самоконтроля агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер, она легко возникает вследствие их увлеченности, которая вообще преобладает у личностей такой структуры. При агрессии в отношении партнеров для них характерны следующие обобщения: «все мужчины – тряпки», «все женщины – дуры». Истерическая агрессия нередко принимает архаичные формы «двигательной бури», однако если у шизоидов это проявление чувства экзистенциальной угрозы их сущности, то у истериков это проявление потребности в драматизировании, в том, чтобы произвести впечатление на окружающих. Истерики в своих проявлениях стремятся произвести впечатление и поразить окружающих, что нередко может расцениваться как заранее предусмотренная стратегия. Для них нападение есть лучшая защита. Другую особенность истерической стратегии можно определить как «нелогичность». Вот пример.

После обоснованной и спокойно выраженной критики со стороны мужа за небрежность жена впала в состояние дикого аффекта, не соглашаясь с этим по существу, изрыгая поток проклятий и упреков, заявляя, что все это ее не касается, что она не хочет иметь с ним ничего общего и от этих дел держится в стороне. Она как бы «повернула копье в обратную сторону», активно отстраняясь от реальности и убегая от нее. Данная реакция становится понятной, если мы учтем, сколь лабильна и ранима самооценка у истерической личности, как болезненно она реагирует даже на легкую критику и малейшие неприятности. Вследствие недостатка идентификации с самим собой это приводит к тому, что основа личности, ее базис становится более зыбким и неустойчивым; из-за болезненного и уязвимого самолюбия происходит высвобождение чувства ненависти, которое взаимодействует со страхом перед обесцениванием своего «Я».

Особой формой истерической агрессии является интриганство.

Возникновение этой формы агрессии можно заметить в семейных отношениях: подсознательно повторяется ситуация, когда ребенок становится между родителями или, по крайней мере, между братом (сестрой) и родителями, когда он вынужден лавировать между ними, настраивая одного родителя против другого или против брата (сестры), обыгрывая их привязанность к себе или другому. Такого рода давнишние семейные проблемы переносятся повзрослевшими истерическими личностями на новые объекты межперсональных отношений. Интриги, распускание слухов, унижающих достоинство других и уменьшающих их общественную значимость, мстительное поведение характерны для них. Сюда же относится половая ненависть, приобретающая иногда формы экстремального влечения к мести. Истерическая агрессия склонна принимать сценические формы, достигая при этом наибольшей выразительности, если имеется возможность проявить свои дарования публично. Пламенное негодование, патетические жесты, страстные призывы и жалобы являются типичным проявлением истерической агрессии, которая может внезапно ослабеть, если публика больше эти сцены не созерцает. Вот пример мужененавистничества и мстительности у женщины с сильно выраженными истерическими нарушениями.

В связи с претензиями на внимание и уважение и ссылаясь на свои слабые нервы и хрупкое здоровье, жена требовала от своего мужа, чтобы он курил сигары на балконе, так как она не переносит дыма.

Когда он смотрел по телевизору футбольные матчи, она высмеивала перед детьми его примитивность, так что они не хоте ли принимать участие в этом зрелище и не имели общих интересов с отцом.

Он получил лучшее, чем она, образование, но, тем не менее, книги, которые он читал, она находила скучными, потому что не понимала их и не хотела приложить каких-либо усилий, чтобы их понять.

Ее сексуальные желания были ему непонятны и обставлялись чрезмерными требованиями, служившими основанием для отказа от близости Она унижала его во всех его проявлениях и отношениях, бессознательно мстя за разочарование, которое она испытала от отца, отдававшего предпочтение ее интеллектуальной сестре.

И еще один дополнительный пример. В течение длительного времени один из моих пациентов говорил мне, что одновременно с лечением у меня он начал получать психотерапевтическое лечение у одного из коллег Он решил проверить, какой из применяемых методов больше ему подходит и больше нравится.

При мне он плохо отзывался о коллеге и его методах психотерапевтической работы, при нем точно так же говорил обо мне, скрывая от каждого из нас, что в то же время лечится у другого. Когда он описывал каждому из нас характер лечения у другого, то относил это к давно прошедшему времени.

Он разыгрывал нас точно таким же образом, как когда-то настраивал друг против друга своих родителей. Таким способом он изживал свои детские переживания, когда натравливал родителей друг на друга и использовал это в своих интересах.

Он повторял такого рода месть, натравливая психотерапевтов друг на друга, и тем самым бойкотировал терапевтическую ситуацию.

Источник: https://psibook.com/library/2506/7.html

Ссылка на основную публикацию