Карл густав юнг — психология

Читать

Карл Густав Юнг - психология

Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, аналитическая, точнее — глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание.

Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом.

Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу.

И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали «строительные элементы», впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами.

Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии.

Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений», оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду.

Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса.

Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1. С. 1–84; 2- С.

 225–330/ легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии — от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря.

Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.

00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера.

Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала.

На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную «Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie».

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить («нащупать») определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально «заряженных») мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом.

В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие «комплекс», чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин «шизофрения» для соответствующей болезни. В этой работе /4- С.

 119–267; 5/ Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание.

В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса.

Книга Юнга «Психология dementia praecox» оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил «токсинную» гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

Используя в опытах теорию Фрейда — его труды он хорошо знал, — Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года.

Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного «сына» и последователя.

В этой глубоко символической связи «отец — сын» росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том /6- P.

650 [том содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объему от короткой поздравительной открытки до фактического эссе в полторы тысячи слов]; 7- С. 364–466 [на русском языке переписка частично опубликована здесь]/.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882–1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына.

Вначале молодые поселились на территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже — в 1906 году — переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха.

Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком — венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций по методу словесных ассоциаций.

Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=110043&p=1

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг

Автор Татьяна в 13/06/2015. Опубликовано Биографии Ученых

Наибольшую известность Карлу Юнгу принесли:

  • его исследования человеческой психики;
  • анализ снов;
  • концепция коллективного бессознательного;
  • архетипы.

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кесвиле (Швейцария), в семье пастора Паула Ахилеса Юнга и его жены. Он был четвёртым по счёту и единственным выжившим ребёнком. Его мать часто страдала от депрессии и семейными делами интересовалась мало, однако её состояние, в конце концов, улучшилось — с переездом Юнгов поближе к её семье.

Позже Юнг описал себя как интровертированного и весьма одинокого ребёнка, добавив, что больше всего счастливым он был, когда оставался один на один со своими мыслями.

В возрасте 12 лет одноклассник толкнул Юнга на землю так сильно, что тот потерял сознание. С тех пор Юнгу становилось плохо каждый раз, когда он должен был идти в школу или делать домашнее задание.

Его родители и врачи пришли к выводу, что у мальчика, возможно, развилась эпилепсии.

После того, как Юнг подслушал опасения своего отца насчёт того, что мальчик, возможно, никогда сможет работать и заботиться о себе, он с новой силой взялся за учёбу.

После возобновления занятий он несколько раз ещё падал в обморок, но в результате смог преодолеть проблему и вернуться в школу. Юнг никогда не сталкивался с этим снова; позже он пояснил, что это был первый опыт встречи с неврозом.

Карьера

Юнг решил изучать медицину, однако ещё в школе он проявлял интерес к духовным явлениям. Именно это увлечение медициной и спиритуализмом привело его в психиатрию, которую он считал сочетанием двух своих интересов.

В 1902 году он защитил свою докторскую диссертацию под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» и окончил Базельский университет.

В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах. Несмотря на брак, длившийся до её смерти в 1955 году, Юнг продолжал иметь романтические отношения с другими женщинами.

Одна из этих женщин — первая его пациента в психиатрической больнице Бургхольцли, русская девушка по имени Сабина Шпильрейн. Судя по письмам, которыми они обменялись, роман между ними продолжался в течение нескольких лет.

В конце концов, Юнг разорвал отношения с ней, решив, что они оказывают негативное влияние на его карьеру.

В начале своей карьеры Юнг работал с пациентами психиатрической больницы при Цюрихском университете. В 1906 году он написал книгу и послал копию Зигмунду Фрейду, что послужило началом дружбы между двумя великими учёными. Когда Фрейд и Юнг в 1907 году, наконец, лично встретились, они проговорили 12 часов.

Работа бок о бок с Зигмундом Фрейдом оказала большое влияние на будущие теоретические разработки Юнга и заставила его увлечься концепцией бессознательного.

Юнг хотел углубить понимание человеческого разума, исследуя сны, мифы, искусство и философию.

Первоначально Фрейд считал Юнга своим протеже, однако их дружба начала постепенно угасать- по мере того, как Юнг начал развивать свои собственные идеи, во многом отличные от взглядов Фрейда.

В конце концов, Юнг отступил от фрейдистской теории, отвергнув акцент, который Фрейд, делал на секс как единственный источник мотивации поведения. Именно в период интенсивного самоанализа Юнг ещё больше заинтересовался снами и ​​символами, позже основывая свои теории на полученных в это время знаниях.

Юнг систематизировал свой теоретический подход, вырвался из психодинамических теорий и сформировал свою собственную, получившую название аналитической психологии. Прекращение общения с Фрейдом, конечно, далось ему нелегко. Фрейд подтянул других своих последователей, и многочисленные коллеги Юнга обернулись против него, как и многие из друзей.

В следующие шесть лет Юнг посвятил себя изучению собственного подсознания. Он записывал свой опыт в «Красную книгу», работа над которой продолжалась и позже. Свет увидел её лишь в 2009 году — читатели, наконец, получили возможность заглянуть в ум одного из самых интересных психологов. «Для поверхностного наблюдателя», — написал в 1959 году Юнг в эпилоге. — «Это будет походить на безумие».

Юнг считал, человеческая психика существует в трёх аспектах: эго (сознательный разум), личное бессознательное и коллективное бессознательное. Юнг считал, что коллективное бессознательное и представляет собой источник всего опыта и знаний человека как вида.

Юнг также считал, что огромную роль в становлении человека играет индивидуация.

Индивидуация есть процесс, в котором различные части личности, в том числе сознательное и бессознательное, полностью интегрируются — так чтобы человек обрёл своё «истинное я».

«В целом, это процесс, в ходе которого индивид формируется и выделяется [от других индивидов]», — объяснял Юнг в «Психологических типах». — «В частности, это процесс развития личности как существа, отличного от общего, коллективного».

После непродолжительной болезни Карл Юнг скончался в своем доме в Цюрихе 6 июня 1961 года.

Вклад Карла Юнга в развитие психологии

Теории Юнга критикуют много и часто, однако нельзя не признать: они оказали заметное влияние на процесс развития психологии. Его понятия интроверсии и экстраверсии прочно вошли в обиход специалистов в области психологии личности.

Его совет пациенту, страдающему от алкоголизма, привёл к образованию сообщества анонимных алкоголиков, которое помогло миллионам людей, страдающих от алкогольной зависимости.

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/karl-gustav-yung.html

Карл Юнг: основные направления работы

Карл Густав Юнг — знаменитый швейцарский психиатр, внёсший огромный вклад в психотерапию, создатель множества интереснейших и актуальнейших методик. Карл Юнг также является основоположником так называемой аналитической психологии.

Читайте также:  Совесть у животных - психология

Разработал концепцию психотипов. Широко известна теория личности Юнга. Ниже будет рассказано, кто такой Карл Густав Юнг, кратко изложена его биография и основы учения.

Биография

Карл Юнг родился в конце июля 1875 года и скончался летом 1961 года, в возрасте 85 лет. Будущий великий психоаналитик был единственным ребёнком у своих родителей. Мальчик с отличием окончил гимназию, особенно привлекали его естественные науки и культура ушедших цивилизаций. Карл очень хорошо знал латынь, что впоследствии позволило ему достичь больших успехов в медицинской карьере.

Дед и отец Юнга работали докторами, и, возможно, именно поэтому Карл поступил на медицинский факультет в одном из высших учебных заведений Базеля.

По завершении обучения он некоторое время подрабатывал в Цюрихе в психиатрической клинике, где был ассистентом у знаменитого психиатра-исследователя Эйгена Блейтера.

Год спустя Карл Юнг даже сотрудничал с величайшим психоаналитиком и психологом двадцатого века Зигмундом Фрейдом.

Молодой человек очень быстро достиг статуса одного из первых лиц в движении психоанализа, поскольку он стал первым и самым молодым в истории президентом Международного психоаналитического общества, а также редактором журнала с психологическим контентом, автором множества статей и литературных произведений.

В начале нового столетия Карл Юнг взял в жёны юную Эмму Раушенбах. У пары было пятеро детей: сын Франц и четыре дочери — Агата, Грета, Марианна и Хелена.

Рекомендуем: Эрих Фромм: биография

В начале двадцатого века Карл порвал с Международной психоаналитической ассоциацией, оставил тогдашний академический психоанализ и начал разрабатывать индивидуальную теорию. Впоследствии работа всей его жизни получила название «аналитическая психология Юнга», или «юнгианский анализ».

Данная методика комбинирует в себе всё лучшее, что было у Фрейда. Однако психиатр из Швейцарии, в отличие от своего немецкого коллеги, не концентрируется на теме неудовлетворённых сексуальных желаний в качестве базисных потребностей и двигателя всех поступков человека, а предпочитает копать вглубь и вширь, развивая и дорабатывая всё то, что было сказано до него.

С 1935 года Карл Юнг постоянно занимался преподаванием психологии в различных университетах Германии и Швейцарии, писал книги и статьи для известных медицинских изданий.

После смерти он был похоронен на протестантском кладбище маленького швейцарского городка Кюснахт, где жил и работал в последние годы жизни в своей знаменитой Башне.

Что интересно, работы Юнга частенько осуждались христианской церковью, тем не менее сам психолог с детства был глубоко верующим человеком. Над дверью в его доме было выбито известное изречение Эразма Роттердамского, философа и теолога Средневековья: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда».

Основы учения

Идеи Карла Густава Юнга несколько раз претерпевали изменения на протяжении его жизни и профессиональной деятельности. Например, в молодости он придерживался сексистской теории, базирующейся на том, что мужской разум лучше женского, поскольку у мужчины разум преобладает и властвует над чувством. К чести Юнга следует заметить, что в дальнейшем он отказался от данной гипотезы.

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Эго.
  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга.

Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия…

Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

Коллективное бессознательное, согласно Юнгу, содержит общечеловеческие идеи, страсти и архетипы (первообразы). Для большинства людей когда упоминается Юнг, психология бессознательного первой приходит на ум.

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Рекомендуем: Что такое бессознательное?

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

В каждом человеке присутствует как анима, так и анимус, причём пропорции не зависят от половой принадлежности, хотя бытующие в социуме стереотипы часто оказывают влияние на развитие и формирование личности. В других культурах эти исконные архетипы нашли воплощение в виде Инь и Ян, Пурушу и Пракрити, Ор и Кли…

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Рекомендуем: Психоанализ — это

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Обширное изучение подсознания, начатое этим психиатром вслед за Зигмундом Фрейдом, оказало большое влияние на формирование системы эго-состояний Эрика Берна.

Американский психолог во многом позаимствовал определение подсознания как «чердака», в котором заперты тайные желания, мечты и впечатления человека, у своего американского коллеги.

Юнговские разработки в этой области оказали огромное влияние на весь современный психоанализ, трансактный анализ, а также научную психологию.

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.

Вклад в психологию

Вклад Юнга в современную психологию действительно велик. Тесты на основе соционики проводятся в школах, университетах, а в некоторых западных странах — при приёме на работу. Теория личности Юнга используется даже в американской разведке для подбора кандидатов на особенно сложные и ответственные должности.

Помимо этого великий швейцарец разработал ассоциативный метод Юнга, который сегодня применяется в семейной психологии, в педагогике, а также в диагностике и лечении различных психических заболеваний.

Даже в двадцать первом веке система анализа сновидений используется в психологии и психиатрии, помогая выявлять душевные недуги и старательно забытые проблемы человека.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/karl-yung.html

Карл Густав Юнг, психология бессознательного, теория личности по Юнгу ее структура, архетипы, экстраверсия и интроверсия

Карл Густав Юнг, психология бессознательного, теория личности по Юнгу ее структура, архетипы, экстраверсия и интроверсия

Карл Густав Юнг это ученик Фрейда, но он пошел дальше своего учителя. Исследуя мифологию, алхимию, парапсихологию и восточную религию, он расширил границы фрейдизма. В этой статье, сайта zhurnal-razvitie.ru, речь пойдет о психологии Карла Густава Юнга, теории личности и ее структуре, коллективном бессознательном и  архетипах по Юнгу.

Юнг в своей психологии раскрывает понятие коллективного бессознательного, в котором содержаться архетипы. Коллективное бессознательно по Юнгу имеется в каждом из нас. Именно коллективное бессознательно объединяет людей в народы и человечество в целом. Это память всего прошлого целого человечества с начала его существования.

Архетип это общая для всех людей форма мысли (родом из древности). Эти мысли формируются в течение жизни. Архетип может выражаться по-разному, имеют достаточно абстрактный характер.

Их истоки это древние времена, а точнее психические особенности этих древних времен. Например, архетип матери. Почти все народы на земле имеют о матери похожие представления.

Ребенок, рождаясь на свет, наследует этот архетип и уже представляет, что ему необходимо делать в отношении матери.

Важное замечание. Архетипы имеют над человеком некую власть, а не человек над архетипами, как может показаться на первый взгляд. Их суть – наделение нас понятиями, самыми важными понятиями в нашей жизни. Например, отношения к родителям, рождение и смерть, время и пространство.

Архетипы по юнгу: самость, персона, тень, эго, анима, анимус

Теперь перейдем непосредственно к структуре личности по Юнгу. Личность состоит непосредственно из архетипов, которые составляют фундамент личности. Каждый архетип у Юнга имеет свое название: Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус. Давайте разберем каждый подробнее:

Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга сознание и  бессознательное не всегда борются друг с другом. Они вполне могут дополнять друг друга. Именно в архетипе Самость они и дополняются.

Персона – определяет нашу социальную роль, стиль, еду которую мы любим, есть, хобби и так далее. Вообще все то, что мы демонстрируем окружению.

Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего сознания.

Это то, что мы воспоминаем, переживаем, желаем, но никогда не признаемся себе в этом, потому что этого не желает общество окружающее нас.

Тень противоречит персоне, но в ней скрыта огромная положительная энергия. Если этой энергией научиться правильно, управлять, то можно эффективно развить свою личность.

Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности

Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен вовнутрь

Анимус – идеальный образ мужественности. Связан с категоричностью, принципиальностью, жесткостью направлен во вне.

В каждом из нас есть анима и анимус. Они проявляют себя в характере.

Экстраверсия и интроверсия по Юнгу

Юнг разработал типологию личности. В ее основе лежит направленность либидо. Если эта энергия в человеке направлена во внешний мир то он экстраверт. Если энергия направлена вовнутрь то — интроверт.

Экстраверт любит общаться. Старается добиться внимания со стороны людей, которые его окружают. Имеется стремление к публичным выступлениям. Предпочитает вечеринки и многолюдные мероприятия. Из экстравертов получаются хорошие артисты, организаторы. Таким людям лучше работать в группе.

Интроверты предпочитают одиночество. Любят размышлять, наблюдать. Из интровертов получаются хорошие ученые, писатели. Таким людям лучше работать одним.

Есть интересное мнение, что такая часть мозга, как ретикулярная формация, влияет на то, экстраверт вы или интроверт. У интровертов ретикулярная формация находиться в тонусе.

Именно поэтому они предпочитают избегать общения с людьми, если говорить точнее, им не нужны внешние воздействия для стимуляции этой части мозга. У экстравертов все наоборот, ретикулярная формация нуждается в стимуляции.

Эти стимулы экстраверты получают в общении с другими людьми.

Структура личности по Юнгу

Юнг поделил всех людей на четыре типа личности: ощущающий, интуитивный, эмоциональный и мыслительный.

Ощущающий тип – внимательно смотрит, внимательно слушает, одним словом быстро воспринимает любой сенсорный раздражитель. Он быстро ориентируется в ситуации. Никакое событие и никакой факт он не упустит. Вслушивается в слова, смотрит на дела людей, а вот внутренняя составляющая других (переживания, мысли, намерения) его мало интересует.

Интуитивный тип – рассчитывает в первую очередь на предчувствие. Любую ситуацию он склонен проектировать на будущее. Окруженный фантазиями и предположениями, такой тип реализует предоставленные возможности.

Читайте также:  Игра «с чужого голоса» - психология

Эмоциональный тип – влияние эмоций на этот тип очень велико. Когда необходимо принять какое либо решение, излишняя эмоциональность может навредить такому типу. Скорее всего, решение будет принято неверное. Такой тип начнет проявлять разум лишь тогда, когда ситуация в которую он попал, станет чрезвычайной

Мыслительный тип – минимум эмоций, максимум разума. Этот тип умеет хорошо контролировать свою эмоциональную сферу. Почти все его действия поддаются разумному объяснению. К решению проблемной ситуации подходит основательно, детально обдумывая варианты решения.

Развитие личности по Юнгу

Личность в своем развитии проход два основных периода, которые разделены кризисным периодом.

В каждом периоде присутствуют задачи, которые необходимо решить, для того чтобы развиваться. Если задача не решена, то дальнейшее развитие искажается или вовсе может остановиться. Если человек в своей жизни встречается со сложной ситуацией, уходит от нее, то в будущем эта сложная ситуация может снова повстречаться на пути и стать неразрешимой.

Первый период

В первый период идет активное взаимодействие с социумом. Это невозможно без развития сознания и эго. В процессе индивидуальность может частично утратиться, но ее необходимо восстановить.

Личность становиться самостоятельной, взрослой (получает образование, профессию, живет автономно, зарабатывает деньги, имеет стабильные брачные отношения).

В этот период личность старается избавиться от комплексов, которые накопила за период детства.

Период кризиса

В том случае если первый период завершен успешно, психика на этом не успокаивается и у человека появляется кризис. Жизнь начинает не устраивать нас. В голову приходят мысли о собственной ничтожности. «А чего же я достиг?», спрашиваем мы себя снова и снова. У обладателей творческой профессии в этот период наступает творческий кризис.

Естественно, что человек пытается уйти от наступившего кризиса, вернуться к первому устойчивому периоду.

В этом случае есть несколько различных выходов: усиленная реализация себя в социуме (продолжение первого периода, только активнее), либо употребление алкоголя, наркотиков и т.п.

Существует еще много различных выходов похожих на эти, но все они являются лишь отвлекающим маневром, чтобы погасить переживания.

Только некоторые люди, имеющие развитое сознание, волю и внутреннюю силу могут преодолеть этот кризис. Эти люди чувствуют свою несовершенность, осознают, что пора менять механизмы психики. Они вскрывают свое истинное Я, которое находиться глубоко внутри. Чем глубже человек проанализирует собственное Я и собственную психику во время кризиса, тем успешнее реализует свое истинное Я

Второй период

Именно в этот период и реализуется истинное Я.

Источник: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/karl-gustav-yung-psixologiya-bessoznatelnogo-teoriya-lichnosti-po-yungu-ee-struktura-arxetipy-ekstraversiya-i-introversiya.html

Карл Густав Юнг о психологических типах

Карл Густав Юнг о психологических типах

Предлагаем читателю ознакомиться с основными положениями труда швейцарского психолога Карла Густава Юнга «Психологические типы» и возможностями его использования в современной практической психологии.

В первой части статьи проводится краткий анализ глав этой книги К. Г. Юнга. Во второй части приводятся некоторые способы применения теории психологических типов в наши дни, проиллюстрированные примерами.

Квинтэссенция теории психологических типов К. Г. Юнга

В процессе своей врачебной практики Карл Юнг обратил внимание на то, что пациенты отличались не только множеством индивидуальных психологических характеристик, но также и типическими чертами.

В результате исследования ученым было выделено два основных типа: экстравертный и интровертный.

Разделение это  обусловлено тем фактом, что в процессе жизни одних людей их внимание, интерес в большей степени были направлены на внешний объект, вовне, у других же – на свою внутреннюю жизнь, то есть приоритетным являлся субъект.

Однако Юнг предупреждал, что в чистом виде один или второй тип практически невозможно встретить, так как для социальной адаптации это может служить большой помехой. Отсюда вытекает идея о существовании смешанных типов, возникающих в результате компенсации односторонности одного типа личности, но с преобладанием в нем экстраверсии или интроверсии.

В следствие данной компенсации появляются вторичные характеры и типы, которые усложняют определение личности как экстравертной или как интровертной. Еще большую путаницу вносит индивидуальная психологическая реакция.

Поэтому, чтобы более точно определить преобладающую экстраверсию или интроверсию, нужно соблюдать крайнюю внимательность и последовательность.

Юнг подчеркивает, что деление людей на два основных психологических типа было произведено давно «знатоками человеческой природы и отрефлектировано глубокими мыслителями, в частности, Гете» и стало общепризнанным фактом. Но разные выдающиеся личности это деление описывали по-разному, исходя из собственного ощущения.

Вне зависимости от индивидуальной трактовки, общим оставалось одно: выделялись те, чье внимание направлялось и было зависимо от объекта, отвращаясь от субъекта, то есть, себя, и те, чье внимание отторгалось от объекта и направлялось к субъекту, его психическим процессам, то есть обращалось на свой внутренний мир.

К. Г. Юнг отмечает, что любому человека свойственны оба этих механизма, при большей выраженности одного или второго. Их интеграция – естественный ритм жизни, аналогичный функции дыхания.

И все же сложные обстоятельства, в которых оказывается большинство людей, и внешняя социальная обстановка, и внутренний разлад редко позволяют этим двум типам гармонично сосуществовать внутри того или иного человека. Поэтому происходит перевес либо в одну, либо в другую сторону.

И когда начинает властвовать один или другой механизм, происходит формирование экстравертного или интровертного типа.

После общего вступления Юнг проводит исследование в области истории выявления психических типов, начиная от античных времен и заканчивая собственным подробным описанием экстравертного и интровертного типов. В первой главе Юнг осуществляет анализ проблемы психических типов в античной и средневековой мысли.

В первом разделе этой главы он проводит сравнение между античными гностиками и носителями противоположной точки зрения — ранними христианами Тертуллианом и Оригеном, чтобы на их примере показать, что один был личностью интровертного типа, а второй — личностью экстравертного типа.

Юнг отмечает, что гностики предложили разделение людей на три типа характера, где в первом случае преобладало мышление (пневматик), во втором — чувство (психик), в третьем – ощущение (гилик).

Выявляя тип личности Тертуллиана, Юнг указывает, что он в своей приверженности христианству принес в жертву то, что являлось самым ценным его достоянием — свой высокоразвитый интеллект, свое стремление к познанию; чтобы полностью сконцентрироваться на внутреннем религиозном чувстве, на своей душе, он отринул свой ум. Ориген, напротив, в мягкой форме введя в христианство гностицизм, стремился к внешнему познанию, к науке, и, чтобы освободить интеллект на этом его пути, совершил самооскопление, тем самым убрав помеху в виде чувственности. Юнг подводит итог, утверждая, что Тертуллиан был явным примером интроверта, причем осознанного, ведь ради сосредоточения на духовной жизни, он отказался от своего гениального ума. Ориген же, чтобы отдаться науке и развитию своего интеллекта, принес в жертву то, что в нем было выражено более всего – свою чувственность, то есть он был экстравертом, его внимание было направлено вовне, на познание.

Во втором разделе первой главы Юнг рассматривает богословские споры в раннехристианской церкви, чтобы показать на примере противостояния эбионитов, утверждавших, что Сын Человеческий имел людскую природу, и докетов, отстаивавших точку зрения, что Сын Божий лишь имел видимость плоти, принадлежность одних к экстравертам, вторых — к интровертам, в контексте их мировоззрения. Интенсивность этих споров привела к тому, что первые во главу угла стали ставить людское чувственное восприятие, направленное вовне, вторые главной ценностью стали считать асбтрактное, внеземное.

В третьем разделе первой главы Юнг рассматривает психотипы в свете проблемы пресуществления, актуальной для середины IX века нашей эры.

Снова он берет две противоборствующие стороны для анализа: одну – в лице Пасхазия Радберта, настоятеля монастыря, утверждавшего, что во время обряда причастия вино и хлеб обращаются в плоть и кровь Сына Человеческого, вторую – в лице великого мыслителя — Скота Эригены, не желавшего принимать общее мнение, отстаивавшего свою точку зрения, «измышления» своего холодного рассудка. Не умаляя значения этого священного христианского ритуала, он утверждал, что причастие – это память о последней вечере. Утверждение Радберта получило всеобщее признание и принесло ему популярность, так как он, не обладая глубоким умом, сумел почувствовать веяния своего окружения и придать великому христианскому символу грубую чувственную окраску, поэтому Юнг указывает нам на четко выраженные черты экстраверсии в его поведении. Скот Эригена же, обладая незаурядным умом, который он сумел показать, отстаивая точку зрения, основанную лишь на личном убеждении, напротив, встретил бурю негодования; не сумев вчувствоваться в веяния своей среды, он был убит монахами того монастыря, в котором жил. К. Г. Юнг относит его к интроверсивному типу.

В четвертом разделе первой главы Юнг, продолжая исследование эстравертного и интровертного типов, сравнивает два противоположных лагеря: номинализм (яркие представители – Атисфен и Диоген) и реализм (лидер — Платон).

Убеждения первых основывались на отнесении универсалий (родовых понятий), таких как добро, человек, красота и т.д. к обычным словам, за которыми ничего не стоит, то есть производилась их номинализация.

А вторые, напротив, придавали каждому слову одухотворенность, обособленное существование, утверждая абстрактность, реальность идеи.

В пятом разделе первой главы, развивая свою мысль, Юнг рассматривает религиозный спор Лютера и Цвинги о причастии, отмечая противоположность их суждений: для Лютера важным было чувственное восприятие обряда, для Цвингли же – приоритетное значение имела духовность, символичность причастия.

Во второй главе «Идеи Шиллера о проблеме типов» К. Г. Юнг опирается на работы Ф. Шиллера, которого он считает одним из первых, кто прибегает к анализу этих двух типов, связывая их с понятиями «ощущение» и «мышление». Отмечая, впрочем, что этот анализ несет отпечаток собственного — Шиллера — интровертного типа.

Интроверсию Шиллера Юнг противопоставляет экстраверсии Гете. Параллельно Юнг размышляет о возможности интровертного и экстравертного толкования значения универсалии «культура».

Ученый анализирует статью Шиллера «Об эстетическом воспитании человека», полемизируя с автором, обнаруживая истоки его интеллектуальных построений в его чувстве, описывая борьбу поэта и мыслителя в нем.

Юнга привлекает труд Шиллера в первую очередь как философско-психологическое размышление, ставящее вопросы и проблемы психологического толка, хотя и в шиллеровской терминологии. Большое значение для понимания теории Юнга имеют его рассуждения о символе у Шиллера как серединном состоянии, компромиссе между противоборствующим сознательными и бессознательными мотивами.

Далее Юнг рассматривает деление поэтов Шиллером на наивных и сентиментальных и приходит к выводу, что перед нами классификация, основанная на творческих особенностях поэтов и особенностях их произведений, которую невозможно проецировать на учение о типах личности.

Юнг останавливается на наивной и сентиментальной поэзии как примерах действия типических механизмов, специфики отношения к объекту.

Так как от типических механизмов Шиллер переходит непосредственно к психическим типам, аналогичным типам у Юнга, ученый констатирует выделение Шиллером двух типов, которые имеют все признаки экстравертного и интровертного.

Продолжая свое исследование, в третьей главе К. Г. Юнг рассматривает работу немецкого философа Фридриха Ницше в свете видения последним разделения на психотипы.

И если Шиллер свою пару типических противоположностей называл идеалистически-реалистической, то Ницше ее именует аполлонически-дионисийской.

Термин – дионисийский – своим происхождением обязан Дионису – персонажу древнегреческой мифологии, наполовину богу, наполовину – козлу. Описание этого дионисийского типа у Ницше совпадает с характерологической особенностью этого персонажа.

Так образом, название «дионисийский» символизирует свободу неограниченного животного влечения, коллективное выступает здесь на передний план, индивидуальное — на задний, творческая мощь либидо, выраженная в виде влечения, захватывает индивида, как объект и использует его как орудие или выражение.

Термин «аполлонический» происходит от имени древнегреческого бога света Аполлона и передает, в трактовке Ницше, ощущение внутренних силуэтов красоты, меры и чувств, подчинившихся законам пропорций.

Отождествление со сновидением четко ориентирует на свойство аполлонического состояния: это состояние интроспекции, состояние наблюдения, направленного вовнутрь себя, состояние интроверсии.

Читайте также:  Такие разные времена - психология

Рассмотрение типов у Ницше пребывает в плоскости эстетической, и Юнг называет это «частичным рассмотрением» проблемы. Однако, по мнению Юнга, Ницше, как никто до него, приблизился к пониманию бессознательных механизмов психики, мотивов, лежащих в основе противоборствующих начал.

Далее – в четвертой главе «Проблема типов в человековедении» — Юнг изучает труд Фюрно Джордана «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека», в котором автор подробно рассматривает психотипы интровертов и экстравертов, используя собственную терминологию. Юнг критикует позицию Джордана в вопросе использования в качестве основного критерия активности для различения типов.

Пятая глава посвящена проблеме типов в поэзии.

Опираясь на образы Прометея и Эпиметея в поэзии Карла Шпиттелера, ученый отмечает, что конфликт этих двух героев выражает, в первую очередь, противостояние между интровертным и экстравертным вариантами развития в одной и той же личности; однако поэтическое творение воплощает эти два направления в двух отдельных фигурах и их типических судьбах.

Юнг сравнивает образы Прометея у Гете и Шпиттелера. Размышляя в этой главе о значении объединяющего символа, Юнг отмечает, что поэты способны «читать в коллективном бессознательном». Помимо современного ему толкования культурой символа и духа противоположностей Юнг останавливается и на древнекитайском, и на брахманистическом понимании противоположностей и объединяющего символа.

Далее Юнг рассматривает психотипы с позиции психопатологии (шестая глава). Для исследования он выбирает работу психиатра Отто Гросса «Вторичная церебральная функция». К. Г. Юнг отмечает, что при наличии психических отклонений выявить психотип гораздо проще, ведь они являются увеличительным стеклом в этом процессе.

Затем ученый обращается к эстетике (седьмая глава). Здесь он опирается на труды Воррингера, который вводит термины «эмпатия» и «абстрагирование», которые, как нельзя лучше, характеризуют экстравертный и интровертный тип.

Эмпатия ощущает объект по определенной степени пустым и по этой причине может заполнить его своей жизнью.

Наоборот, абстрагирование видит объект до определенной степени живым и функционирующим, и из-за этого пытается избежать его воздействия.

В восьмой главе своей работы Юнг переходит к рассмотрению психотипов с точки зрения современной философии. Для исследования он выбирает позицию представителя прагматичной философии Уильяма Джемса. Тот делит всех философов на два типа: рационалисты и эмпирики.

По его мнению, рационалист – тонко чувствующий человек, эмпирик – личность закостенелая. Если первому важна свобода воли, то второй подвержен фатализму.

Утверждая что-либо, рационалист незаметно для самого себя погружается в догматизм, эмпирик, наоборот, придерживается скептических взглядов.

В девятой главе Юнг обращается к такой науке, как биографика, в частности работам немецкого ученого Вильгельма Оствальда. Составляя биографии ученых, Оствальд обнаруживает противоположность типов, и дает им название классического типа и романтического типа.

Первый указанный тип старается максимально усовершенствовать свой труд, поэтому работает медленно, он не оказывает существенного воздействия на окружение, так как боится перед лицом общественности совершить ошибку. Второй же тип – классический — проявляет абсолютно противоположные свойства.

Для него характерно, что его деятельность разнообразна и многочисленна, результатом ее является большое число следующих один за другим трудов, и на соплеменников он оказывает значительное и сильное влияние.

Оствальд отмечает, что именно большая скорость умственной реакции является признаком романтика и отличает его от медлительного классика.

И, наконец, в десятой главе данного труда, К. Г. Юнг дает свое «общее описание типов». Каждый тип Юнг описывает в определенной строгой последовательности.

Сначала, в контексте общей установки сознания, затем, в контексте установки бессознательного, после — с учетом особенностей основных психологических функций, таких как мышление, чувства, ощущения, интуиция. И на этом основании он выделяет также восемь подтипов. По четыре на каждый основной тип.

Мыслительные и чувствующие подтипы, по Юнгу, относятся к рациональным, ощущающие и интуитивные – к иррациональным, вне зависимости от того, об экстраверте идет речь или об интроверте.

Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня

Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать.

Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой.

Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера – управляющего или директора.

Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой.

Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.

 

Литература:

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
  2. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
  3. Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
  4. Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/karl-yung/145-karl-gustav-yung-k-teorii-psikhicheskikh-tipov

Архетипы в психологии

Архетипы в психологии

    Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии, в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

    В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись.

В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.

    В 1921 году Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

    Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

    Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.

    Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).     Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

    «Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Юнг (3, ч. 1).

    Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).

    «Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).     Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах.

Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.     Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

    Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.

    Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного (импринтинг), оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни. Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.

    По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста.

Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

    Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:     Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.

    Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.

    Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).     Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе», – писал Юнг (3, ч. 1)

    Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами.

Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).

    «Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).

    Мир оккультизма.
Кинокадр из фильма режиссёра Барри Зонненфельда «Семейка Аддамс». Источник: видеоресурс YouTube.

    В работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» он дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.

    «Так называемый «научный взгляд на мир» вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

    Литература:

    1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.     2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.     3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.     4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.     5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.

    Декабрь 2013.

Источник: http://psy-nets.ru/Carl_Gustav_Jung.html

Ссылка на основную публикацию