Клинический метод — психология

50.Понятие клинического метода и его места в системе методов клинической психологии » Шпоры для студентов

Клинический метод - психология

При современном состоянии наук о психике термин «клинический метод» нуждается в уточнении. Отношение «клинического метода» к близким понятиям:

Понятие «клиническая психология». В научной литературе оно используется неоднозначно. В некоторых случаях им обозначается область исследования различных случаев психической патологии.

Наряду с этим в современной литературе, особенно в американской, клинической психологией называется «приложение психологической теории и психологических методов к проблемам индивида», и соответственно определяется и сущность клинического метода.

В рамках такого понимания клинической психологии наиболее употребимые методы — это Оценочные интервью, проективные тесты и Тесты на интеллект, на формирование и функционирование понятий, личностные опросники, оценки поведения и поведенческая терапия, индивидуальная, семейная и групповая терапия.

Такой подход представляется нам неоправданно широким и неопределенным, и лишь в анализе некоторых теоретических вопросов можно принять за исходное условное противопоставление исследования индивида — исследованию групп.

Понятие «клиническое направление в психологии и психиатрии». Клиническое — основное направление этих наук в нашей стране.

Задача этого направления — максимальное объединение психопатологии и общей патологии, построение психопатологии как составной части общей клинической медицины в противопоставлении тем направлениям зарубежной психопатологии, которые стремятся видеть в ней раздел теории личности.

Синтез и дальнейшее развитие классической французской, немецкой, английской и русской психиатрии осуществляется именно советской психиатрией. За понятием «клинического» стоит сложное содержание:

Это направление предполагает использование определенного соответствующего метода клинического метода в обусловленной им системы клинических понятий.

Клиническое направление предполагает интеграцию всех связанных с заболеванием данных. Относятся, с одной стороны, р-ты всякого рода дополнительных исследований — биохимических, физиологических, психологических экспериментов и других функциональных проб.

При этом следует подчеркнуть подчиненность всех этих данных основным закономерностям протекания самого заболевания, в этом — одно из центральных положений клинического метода.

С другой стороны, клиническое направление и использование клинического метода не отрицает очень значительной роли социального фактора в появлении и развитии психической патологии.

Клиническое направление не отрицает и особых правовых аспектов психического заболевания, ни ситуационно-психологических моментов, межличностных, семейно-брачных профессиональных — роли взаимоотношения личности и ее окружения.

Внутри клинического направления возможны как различные школы, так и противоречия. Последние касаются главным образом понимания роли нозологии в психиатрии: одни представители клинического направления видят в нозологии основной его принцип, другие нет; пример — различия в понимании нозологического принципа Э. Крепелиным и Э. Блейлером в отношении шизофренических расстройств психики.

Исходя из содержания понятия клинического направления, для которого клинический метод есть хотя и важнейший, но лишь один из компонентов исследования, можно предварительно обозначить его как совокупность многих конкретных приемов и методов, направленных на обнаружение и анализ психической патологии.

Название клинического метода идет от древнегреческого «kline» и означает «наблюдение у постели больного». В научном наблюдении доминируют мыслительные компоненты (замыслы, задачи наблюдения, селекция материала) → суть клинического метода как наблюдения обусловлено особой задачей — поиском и анализом патологии.

Клинический метод отчетливо продолжает не только метод наблюдения, но и метод герменевтики, поскольку на любом этапе его применения необходима интерпретация. Он также включает в себя и элементы самонаблюдения, и биографического метода. Но и это определение д. б.

далее уточнено, с одной стороны в системе понятий, отражающих сущность объекта (психической патологии), и с т. зр. самого процесса исследования — с другой.

Понятия клинического метода в медицине и клинического метода в психологии чрезвычайно близки, на практике почти совпадают.

В контексте теоретического исследования: понятие клинического метода в психологии несколько уже, психологическое исследование выступает в клинике как часть исследования действительно, психологическое исследование ограничено не только тем, что опирается лишь на свои, психологические же методики, но и тем, что отправной точкой для него является не любая патология, а нарушение имеющего место в норме равновесия между «я» и «окружением», между личностью и реальной действительностью.

Логика клинического метода

В ходе применения клинического метода используются понятия, полностью обусловленные особенностью объекта.

Система понятий, отражающих самую специфику клинического исследования. Обе системы понятий совместно определяют результаты применения клинического метода в каждом конкретном случае.

Соответствие обеих систем понятий проявляется прежде всего в том, что особенностям обследуемого больного соответствует определенная общеклиническая оценка (псипатологическая симптоматика); как пишет А. В.

Снежневский, симптом принимает свое знаковое бытие, начинает означать что-либо лишь в сочетании с другими симптомами, только в составе синдрома.

Но это соответствие динамично (оценка показателя замедленности может быть разной в случае органического поражения и в случае сочетания с повышенной конкретностью и при наличии других признаков патологии). Эта особенность объекта клинического познания определяет и специфику процесса применения клинического метода.

Всякое научное познание — познание причинно-следственных отношений. Установление причинно-следственных зависимостей стоит в центре и клинического метода. При анализе причинно-следственных отношений следует принимать во внимание два диаметрально направленных фактора.

Одна и та же этиология в зависимости от различного протекания патогенетического процесса имеет своим р-том различные нозологические формы.

Разные причины могут приводить к одним и тем же результатам (в его же терминологии «эквифинальности»), что представляет собой действие защитно-приспособительных механизмов, причем реакции организма протекает по путям, проложенным в ходе фило — и онтогенеза.

Неоднозначность причины и следствий отчетливо и в значительно большей степени, чем в области соматики, проявляется в психопатологии. К.

Бирнбаум: клинические проявления психического расстройства обусловлены помимо главной патогенетической причины еще и многими врожденными и приобретенными свойствами индивида, а также постоянными и преходящими влияниями.

Процесс клинического познания. Врач или психолог идет не только от следствия к причине, но и от явления к сущности (диагноз — это и есть установление сущности расстройства). Общий путь познания — от результата к причине.

Эта общая закономерность клинического познания реализуется в самом психопатологическом исследовании как последовательный переход с уровня непосредственно воспринимаемого описательного, феноменологического к уровням, выявляющим более фундаментальные биологические закономерности.

При восприятии и оценке того, что есть внешнее проявление расстройства, его «психиатрических критериев болезненного состояния» (А. В. Снежневский), применение клинического метода направлено на познание более глубоких закономерностей, лежащих в основе этого расстройства.

В данной связи на первый план выступают такие фундаментальные понятия, определяющие использование клинического метода, как симптом, синдром, нозологическая форма. Симптомы — это выступающие вовне и фиксируемые исследователем (врачом) признаки, на основе которых судят о характере болезненного процесса.

Синдром — это закономерная связь симптомов.

Нозологическая форма — совокупность выявляемых в клиническом исследовании особенностей настоящего состояния (статуса) и динамики (течения) болезненного процесса, включая прогноз, позволяющая соотнести данный случай с принятой в науке классификацией болезней (диагнозов — в узком значении термина). При анализе специфических особенностей клинического метода необходимо не ограничиться приведенными определениями, а остановиться на содержании этих понятий более подробно.

Симптом — представляет собой суммарный результат большего или меньшего числа «стоящих за ним» факторов.

Это — и сам болезненный процесс, и особенности патогенеза, и личностная реакция па болезнь (стеническая и астеническая, в направлении компенсации или, наоборот, декомпенсации). Он не существует самостоятельно.

Обычно он встречается в более или менее закономерных сочетаниях с другими симптомами, составляя интегральную часть более сложного образования — синдрома.

«Характерная черта Синдрома — оН м. б. следствием влияния на организм различных патогенных причин, т. е. организм реагирует на различные вредности, отвечает ограниченным числом общих типовых реакций. Один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях, и одно и то же заболевание может проявиться различными синдромами».

Понятие синдрома чрезвычайно важно для психопатологии, ибо первое умозаключение, которое делается в ходе психопатологического исследования это о наличии того ИЛИ иного синдрома. А. В. Снежневский: понятия синдрома и статуса совпадают.

Синдром — основная оперативная единица в мышлении психопатолога, звено, соединяющее два необходимых для формирования суждения о сущности болезни — симптомов и нозологических форм. Понятие синдрома диалектично: синдром это и срез, т. е.

на данном этапе процесса исследования нечто стабильное, с другой стороны, синдром динамичен «это этап развития болезни или звено цепной патогенетической, вернее патокинетической реакции, звено, которое господствует в данный момент.

Понятие Нозологической формы — следующая диалектическая ступень от явления к сущности, от конкретного к более абстрактному, поскольку нозология более абстрактна, чем синдром.

В то же время это есть и движение в сторону более конкретного, поскольку она связана с установлением места данного заболевания в общей их классификации. Вместе с тем для уровня нозологической формы характерны новые качества, обусловленные спецификой применения именно клинического метода.

Здесь концентрируются все практические заключения и выводы, диагноз и прогноз, на этой основе составляется план терапевтического воздействия. Оперируя понятиями симптома, синдрома, нозологической формы, клиницисты имеют в виду исторически изменчивый характер их содержания.

Сущность клинического метода в узком значении термина — как метода психологического исследования внутри более широкого общемедицинского метода определяется не отдельными вспомогательными схемами, но особенностями используемой при этом системы понятий.

Последняя определяется изменениями уровневой структуры целей и средств, которая в норме порождается деятельностью (акциональные структуры), а в случаях патологии претерпевает определенные изменения, обусловленные конкретной ее природой.

Основным вкладом клинического метода является получение данных путем тщательного интервьюирования и наблюдения за поведением в тех областях, где просто отсутствуют удовлетворительные тесты.

Кроме того, клинический метод более пригоден, чем статистический, для изучения неповторимых или редких событий, частота которых слишком мала, чтобы можно было реализовать подходящие статистические стратегии.

Клиницисту следует использовать все объективные тестовые данные и актуарные методики, применяемые в конкретной ситуации, дополняя эту информацию фактами и выводами, которые можно получить только клиническими методами.

В заключении в первую очередь должны быть отражены отличительные особенности индивидуума, т. е. черты с высокими и низкими оценками, Ане черты, по которым он имел показатели, близкие к средним. Проверка эффективности заключения состоит в том, чтобы посмотреть, написано ли оно исключительно для данного чка или в той же мере применимо к другим людям.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/ek-klinich-psi/50-ponyatie-klinicheskogo-metoda-i-ego-mesta-v-sisteme-metodov-klinicheskoj-psixologii.html

Клинический и экспериментально-психологический методы мед психологии

Клинический и экспериментально-психологический методы мед психологии

По книге Менделевич

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.

Читайте также:  Восприятие как процесс - психология

), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на основании которых возможен анализ эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методик.

Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования.

Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование (клинический ме-д), 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Клинический м-д

Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.

Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая.

Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента.

В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер.

Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации.

Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:»

I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы,

III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг. На четвертом заключительном этапе клинического интервью вновь активная роль переходит к интервьюеру.

Основываясь на выявленной симптоматике, имея представление пациента о концепции болезни, зная чего ожидает больной от лечения, интервьюер-психолог направляет интервью в русло антиципационного тренинга.

Как правило, невротик страшится думать и даже обсуждать с кем бы то ни было возможные печальные исходы существующих для него конфликтных ситуаций, вызвавших обращение к врачу и заболевание.

Антиципационный тренинг, который основан на антиципацион-ной концепции неврозогенеза (В.Д. Менделевич), направлен, в первую очередь, на додумывание пациентом самых негативных последствий его болезни и жизни.

К примеру, при анализе фобического синдрома в рамках невротического регистра целесообразно задавать вопросы, в следующей последовательности: «Чего именно Вы страшитесь? — Что-то плохое должно произойти. — Как Вы предполагаете и чувствуете, с кем это плохое должно произойти: с Вами или с Вашими близкими? — Я думаю со мной.

— Что же именно, как Вам кажется? — Я боюсь умереть. — Что означает для Вас смерть? Чем она страшна? — Не знаю. — Я понимаю, что это неприятное занятие — думать о смерти, однако прошу Вас подумайте, чего именно Вы боитесь в смерти? Я попробую Вам помочь.

Для одного человека смерть — это небытие, для другого — страшна не сама смерть, а связанные с ней страдания, боли; для третьего — она означает, что дети и близкие окажутся в случае смерти беспомощными и т.д. Какое Ваше мнение об этом? — …—»

Подобный прием в рамках клинического интервью выполняет как функцию более точной диагностики состояния пациента, проникновение в тайное тайных его болезни и личности, так и терапевтическую функцию. Нами подобный прием назван антиципаци-онным тренингом.

Его можно считать патогенетическим способом терапии невротических расстройств.

Использование этого способа при интервьюировании больных с психотическими нарушениями выполняет одну из функций интервью — в большей степени проясняет диагностические горизонты, чем и оказывает терапевтический эффект.

Приведенные этапы клинического психологического интервью дают представление о существенных пунктах, обсуждаемых в процессе встречи психолога и больного.

Эта схема может использоваться при каждой беседе, однако следует помнить, что удельный вес — время и усилия, отводимые на тот или иной этап — различны в зависимости от очередности встреч, эффективности терапии, уровня наблюдаемых психических расстройств и некоторых иных параметров. Понятно, что при первом интервью преобладающими должны являться первые три этапа, а при последующих — четвертый. Особо следует учитывать уровень психических расстройств пациента (психотический — непсихотический); добровольность или принудительность интервью; критичность больного; интеллектуальные особенности и способности, а также реальную окружающую его ситуацию.

Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования

Патопсихологические методы исследования — основными задачами является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов.

Расстройства внимания — таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнстерберга.

Расстройства памяти — тест десяти слов пиктограмма.

Расстройства восприятия — сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана.

Расстройства мышления — тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, пиктограмма, тест дискриминации свойств понятий.

Расстройства эмоций — тест Спилбергера, метод цветовых выборов Люшера.

Расстройства интеллекта — тест Равена, тест Векслера.

Также возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Экспериментальное нейропсихологическое исследование — направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Оно применяется чаще в неврологической и психиатрической клиниках.

— нейропсихологическое исследование нарушений речи

— нейропсихологическое исследование нарушений письма

— нейропсихологическое исследование нарушений праксиса(действий)

— нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела

— нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в пространстве

— нейропсихологическое исследование гнозиса (ощущений – зрительных, слуховых, тактильных)

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.

Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования.

Подробнее: http://www.marsexx.ru/psychology/mendelevich-klinich-psy.html

Источник: https://megalektsii.ru/s51563t3.html

Клинический метод

Клинический метод

Основным методом исследования в психиатрии является клинический.

Клинический метод включает в себя беседу с пациентом, наблюдение за его поведением в различных социально-психологических ситуациях (во время беседы, в палате, на занятиях в школе, в столовой, на прогулке, в трудовой деятельности, в играх, на сеансах индивидуальной и групповой психотерапии, на свиданиях с родственниками и т. д.). К клиническому методу относятся также исследования соматического и неврологического статусов, а также биохимические и инструментальные методы исследования (исследование гормонального статуса, уровня катехоламинов, биохимические исследования сред организма — крови, ликвора и др. — рентгенографическое исследование, ЭЭГ, допплерография, ЯМРТ, компьютерная томография и т. д.). Кроме того, в клинический метод входят клинико-биографический и клинико-
психотерапевтический.

Клинико-биографический метод

С помощью клинико-биографического метода (клинико-анамнестический по В. Н. Мясищеву и В. К. Мягер) удается сопоставить длинник развития расстройства и соотнести его со стадиями жизненного цикла семьи и действием как нормативных стрессоров (стрессоров развития), так и стихийных [Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2001].

Клинико-биографический метод исследования основан на 2 принципах диагностики неврозов, сформулированных В. Н. Мясищевым (1961).

1-й принцип: позитивная диагностика. Данный принцип предполагает верификацию симптомов как невротических или соматоформных, выявлениеневротических конфликтов, типов психологических защит и копинг-стратегий, исследование преморбидных особенностей личности и ее системы отношений, самооценки, Я-концепции.

2-й принцип: негативная диагностика. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с целью исключения различных форм шизофрении, маниакально-депрессивного психоза (аффективных психозов), расстройств личности, органического поражения и опухолей головного мозга.

Необходимо провести рентгенологическое, электроэнцефалографическое, биохимическое и другие исследования.

Важность проведения негативной диагностики подтверждается тем фактом, что в последние годы в США увеличилось количество судебных исков, предъявляемых психотерапевтам, которые не смогли диагностировать органические заболевания головного мозга, которые ими были квалифицированы как исключительно психогении.

Принципы позитивной и негативной диагностики с полным основанием могут быть использованы и при диагностике других классов нервно-психических расстройств.

Клинико-психотерапевтический метод

Клинико-психотерапевтический метод исследования является в своей основе методом включенного наблюдения психотерапевтом за поведением клиента в различных социально-психологических ситуациях, воспроизводимых в словесных описаниях или с помощью моделирования на сеансах психотерапии.

Беседа с ребенком или подростком является основным способом исследования, диагностики и коррекции внутри личностного пространства клиента, его психических переживаний, включая симптомы.

Цели клинической беседы:

1) определение диагноза или констатация факта его отсутствия;

2) определение психологического статуса клиента;

3) определение психосоциального (включая семейный) статуса клиента;

4) разработка плана терапии, включающего в себя различные методы биологической терапии и психосоциальных воздействий (психотерапия, лечебная педагогика, социальная работа).

Условия успешности проведения беседы.

1. Знание возрастных особенностей психологии детей и подростков.

2. Неподдельный интерес к внутреннему миру и аспектам поведения ребенка или подростка.

3. Владение образной и метафорической речью. Дети хорошо понимают взрослых, когда они используют метафоры и образы при формулировании вопросов и утверждений.

4. Детскому психиатру и детскому психотерапевту противопоказаны роли прокурора, учителя, родителя, которые своими оценочными суждениями внушают детям и подросткам страх и недоверие к миру взрослых.

5. Целью клинической беседы должен быть не только и не столько сбор информации, сколько расширение представлений клиента о себе как о живом человеке, об особенностях своего психологического функционирования.

 Врач-психиатр, психотерапевт задает ребенку или подростку вопросы двух типов: вопросы, которые можно назвать «обо мне» (имя, возраст, адрес, жалобы и т.д.) и вопросы, которые можно назвать «из меня» — с помощью которых не только исследуются симптомы, но и переживания клиента по их поводу, по поводу собственного поведения, места в окружающем мире и т.д.

Отвечая на такие вопросы, клиент лучше распознает свои переживания, желания, возможности, представления, фантазии и приобретает шанс на их коррекцию.

6. Важнейшим условием успешности установления контакта с ребенком или подростком является наличие раппорта — присоединения, взаимопонимания, доверия и открытости. Врач в процессе своего профессионального становления должен научиться распознавать и контролировать свои эмоциональные состояния — распознавать и управлять своими эмоциями.

Такие эмоциональные состояния врача, как равнодушие, злость, эротические переживания разрушают контакт с клиентом. С. Минухин (1974) разработал приемы «мимезиса» — подражания: врач говорит в том темпе речи, в котором говорит клиент, своими жестами и мимикой отражает таковые у клиента.

 Установлению контакта также способствует синхронизация врачом своего дыхания с дыханием клиента.

Читайте также:  Интеллигенция и элита (на примере фильма "тот самый мюнхгаузен") - психология

7. Установление конструктивной дистанции. Врач может обратиться к клиентам с такими словами: «Мой кабинет сейчас в вашем распоряжении, поставьте стулья и расположитесь так, чтобы вы почувствовали себя наиболее комфортно».

Очень часто родители вербально или невербально побуждают ребенка сесть ближе к врачу, а сами располагаются с максимально возможным удалением от него.

Такая рассадка указывает на высокий уровень тревоги у родителей и возможное переживание ими чувства вины в связи с наличием симптомов у ребенка или подростка.

В случае симбиотических отношений ребенок и опекающий родитель сидят, тесно прижавшись друг к другу, и родитель старается отвечать на вопросы, обращенные к ребенку, вместо последнего. Рассадка клиентов в кабинете врача является естественным социометрическим экспериментом, наглядно демонстрирующим характер коммуникаций в семье.

психологические причины отклонений в семейном воспитании (окончание) – предыдущая | следующая – клинический метод (окончание)

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/klinicheskij-metod/

клиническая психология. реферат

клиническая психология. реферат

1.Что такое клиническая психология и чем она занимается

2.Отличие клинической психологии от психиотрии и психотерапии

3.Методы работы клинического психолога

1.

Клиническая психология-это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации,  решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных  психических  факторов на форму и течение различных заболеваний.

В некоторых странах распространено понятие о медицинской психологии, но в большинстве стран чаще используется понятие «клиническая психология».

Смена названия медицинской психологии на клиническую связана с тем, что в последние десятилетия происходит ее интеграция в мировую психологию.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах – с середины XIX в.

В международном руководстве по клинической психологии под общей редакцией М. Перре и У.

Бауманна приводится следующее определение: «Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней).

Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов».

В англоязычных странах помимо термина «клиническая психология» в качестве синонима используется понятие «патологическая психология» – Abnormal Psychology. Кроме клинической психологии, во многих университетах, в основном западных, преподается и медицинская психология. Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:

1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проблемы взаимодействия врача с пациентом);

2) предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья;

3) психические аспекты соматических расстройств и пр. В соответствии с государственным образовательным

стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.

Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская психология – это отрасль общей психологии, которая исследует состояние и роль психики в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, а также исхода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карва-сарский, 1978 г.):

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Разделы клинической психологии

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. 

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов.

В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. 

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.

В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.

) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). 

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.

В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза трудоспособности. 

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах. 

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

2.Клиническая психология и психиатрия

Психиатрия – медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют общий предмет научных исследований – психические расстройства.

Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, по проблемам супружества), а также психическими аспектами соматических расстройств.

Однако психиатрия как частная область медицины большеучиты-вает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах.

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются.

Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).

Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты.

Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами.

Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.

На Западе считается, что психотерапия является частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией и психотерапией.

Однако положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривается. Многие ученые считают, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. При этом приводятся следующие аргументы:

1) лечение больных является задачей медицины;

2) психотерапия является лечением больных. Отсюда следует, что психотерапия – это задача медицины. Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах право заниматься ею получают только врачи.

Клиническая психология и психотерапия

С научной точки зрения, психотерапия считается частной областью клинической психологии, и таким образом постулируется идея об особой близости между психологией и психотерапией (ср. главы 18 и 22.1; Baumann, 1995, 1996; Perrez, 1992).

В более узком смысле психотерапия представляет собой частный случай клинико-психологической интервенции;последняя характеризуется прежде всего специфичностью своих методов, а именно их исходный пункт находится в психической плоскости, то есть в эмоциях и поведении, которые и являются предметом психологии как науки.

Клинико-психологическую интервенцию характеризует не этиология расстройства или постановка цели, а ее методы. Следовательно, она может иметь место и при соматических симптомах.

Традиционно понятием психотерапияобозначается частное множество методов клинико-психологической интервенции, а именно те методы, которые используются в терапии функциональных нарушений и нарушений межличностных систем при психических расстройствах (см. главу 22.1). Иногда понятие психотерапии понимается более широко (особенно различными обществами психотерапевтов) и приравнивается к вышеназванному понятию клинико-психологической интервенции.

Положение об особой близости психотерапии и психологии, постулируемое клинической психологией (Baumann, 1995, 1996; Perrez, 1992), нередко оспаривается медициной, которая считает, что с научной точки зрения психотерапия более близка к медицине; при этом приводятся следующие аргументы: (1) лечение больных является задачей медицины и (2) психотерапия является лечением больных; отсюда вытекает, что психотерапия — это задача медицины. Данное положение опирается на тот факт, что в немецкоязычных странах психотерапия воспринимается именно как терапияи право заниматься ею получают прежде всего медики. Благодаря соответствующим законам немецкие и австрийские психологи с соответствующей квалификацией имеют право заниматься терапией, однако примат медицины для терапии существует до сих пор.

Читайте также:  Выполнение договоренностей - психология

Близость психотерапии к психологии оспаривают и некоторые психологи и психотерапевты, ориентированные на глубинную или гуманистическую психологию. Они считают психотерапию отдельной дисциплиной, которая «подпитывается» от психологии, медицины, философии, теологии (например, Pritz, 1996).

Отсюда логично вытекает и их требование специальной профессиональной подготовки по психотерапии (например, обучение в университете или вузе соответствующего профиля), причем отдельные терапевтические направления чаще всего рассматриваются как существенные структурные элементы.

В Австрии эта позиция узаконена, в Швейцарии — в настоящее время представлена частично, в Германии же этот дискуссионный вопрос не является первоочередным (см. главу 19).

В смысле профессионального статуса, понятие психотерапии в настоящее время, пожалуй, стало более важным, чем понятие клинической психологии, поскольку больничные кассы оплачивают психотерапию, а не клинико-психологическое лечение.

Поскольку психиатры в Германии занимаются теперь и психотерапией, вместо понятий психотерапии и клинической психологии в научной клинической психологии все чаще употребляют совокупное понятие «клиническая психология и психотерапия» (во всяком случае, в немецкоязычных странах).

Это расширенное понятие не содержит в себе никакой новой ориентации, так как психотерапия всегда виделась частью клинической психологии, но с точки зрения разграничения профессий это уточнение необходимо.

Это уточнение нашло свое отражение и в названии настоящего учебника, который в новом издании озаглавлен: «Учебник по клинической психологии и психотерапии».

В научном отношении тесная связь психотерапии с психологией очень важна; расторжение этой связи пошло бы во вред дальнейшему развитию психотерапии и затруднило бы то, что мы называем «гарантией качества» (Baumann, 1995).

Несмотря на тесную связь клинической психологии с психотерапией, нельзя забывать о том, что в плане интервенции клиническая психология обладает компетенцией, выходящей за рамки психотерапии, и эту компетенцию имеет смысл сохранять и развивать (Humphreys, 1996).

Психотерапевт в своей работе ориентируется на психические процессы клиента, как врач-психиатр (необходимая для психотерапевта базовая специализация) постоянно оценивая психический статус (состояние психических процессов) и индивидуально применяя такие психотерапевтические техники, которые подойдут именно этому клиенту.

Психолог больше занимается психообразовательной работой, предоставляя информацию с расчетом на то, что у клиента достаточно ресурса ее переработать и усвоить самостоятельно.

Иными словами, в фокусе внимания психолога представления о том, «как должно быть» и «что нужно для этого делать», а в фокусе внимания психотерапевта оценка того, «что есть у этого клиента» и «что этот клиент способен делать для улучшения его состояния.

3.

Клинический психолог в своей работе использует 3 основных метода: беседу, наблюдение и психологический эксперимент. Обычно они взаимодополняемы, чередуются и встраиваются друг в друга в процессе клинико-психологического исследования, которое всегда есть общение с больным.

Беседа зависит от поставленной врачом перед психологом задачи и предполагает также предварительное изучение истории болезни. Из истории болезни психолог получает сведения о состоянии больного, его преморбидных особенностях, ведущих клинических симптомах.

Такое предварительное «знакомство» с больным позволяет правильно построить диалог, актуализировать отношение больного к проведению исследования как к значимому факту его жизни.

Во время беседы выявляются сфера интересов больного в данный момент, возможности общения, самооценка, осознание болезни, критичность.

Наблюдение за поведением больного во время клинико-психологического исследования позволяет увидеть поведенческие проявления и формы реагирования на вопросы психолога, отношение больного к ошибкам при выполнении заданий, возможность контроля собственной деятельности, отвлекаемость, зависимость или независимость от посторонних раздражителей, появляющихся в ситуации взаимодействия с психологом.

Данные, полученные в процессе беседы и при наблюдении за больным, сопоставляются с результатами его деятельности в клинико-психологическом эксперименте.

Метод психологического эксперимента имеет глубокие исторические корни в отечественной психиатрии. Еще в 1896 г. А.А.

Токарский писал: «… чтобы знание явления стало несомненным, требуется его проверка и доказательство. Для этого служит опыт или эксперимент.

Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с целью определения отношений между явлением и условиями его возникновения»

Среди основных принципов построения клинико-психологического эксперимента необходимо выделить следующие: 1) изучение познавательных и личностных нарушений осуществляется на модели реальной психической деятельности, поэтому первичным и ведущим в оценке выявляемых симптомов нарушений является качественный анализ их механизмов, возможностей компенсации и восстановления; 2) существенно не выявление симптома в его количественном выражении, не констатация факта невыполнения какого-либо задания, а анализ того, как протекал процесс решения и почему он оказался неэффективным; 3) в интерпретации результатов эксперимента центральное место занимает анализ ошибок больного при выполнении заданий.

В клинико-психологическом эксперименте должны быть представлены также возможности выявления самоконтроля больного, актуализации его переживаний в связи с трудностями в выполнении заданий, самооценка. прогнозе.

РЕФЕРАТ

На тему «Клиническая психология»

Выполнила: Абдуллина Н.

Проверила : Петляк В.

Рига 2015

Литература:

Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.

Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002.

Источник: http://kursak.net/klinicheskaya-psixologiya-referat/

Развитие медицинской психологии, ее предмет, задачи и методы

Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс.

Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет и задачи медицинской психологии.
Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области.

Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях — при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

Методы медицинской психологии.
Основные методы медико-психологического исследования — беседа, наблюдение и эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Например. Система Вине — Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 — практического действия.

Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов.

Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

Источник: https://psyera.ru/4468/razvitie-medicinskoy-psihologii-ee-predmet-zadachi-i-metody

Ссылка на основную публикацию