Коммуникация — психология

Коммуникация и общение: цели, понятия

Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали.

А неподалеку сидел старый нищий.Смотрел он на все это и спросил у пса: «Почему ты здесь лежишь?», На что тот ответил: «Я ищу себе хорошего хозяина».Если эту притчу перевести на язык современности, то можно сказать, что наша с вами жизнь — тот же путь, посреди которого мы.

На нем мы встречаемся с разными людьми, все они по-разному к нам относятся, они не всегда сдержанные, часто у нас с ними возникают ссоры или просто проявляется недовольство. Такое поведение людей имеет определенное основание, которое можно объяснить с психологической точки зрения, чем, собственно, и занимается предмет психологии общения.

Изучив его, можно понять других, их чувства, эмоции, желания, можно научиться, как себя вести, когда ссора не только возникла, но и переросла в конфликт, как владеть собой, своим голосом, как уметь читать невербальное поведение и т.д.Общество представляет собой многокачественное и многоуровневую систему отношений человека к миру.

Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но и к другим людям, с которыми он вступает в прямые и косвенные контакты, то есть общение.

Психология — это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Говоря о психологической специфике, следует иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, а под другим углом зрения — социологическим, лингвистическим и др..Общение по своему происхождению и содержанию — продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация».

Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщение».Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по своей сути, а не за внешними формами ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения.

Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.По концепции С.Л. Рубинштейна деятельность — это психологическое понятие, которое определяется активностью или процессуальность, а именно — специфической предметно и социально-детерминированной организацией, следует обозначать термином «деятельность».

Он приписывает не самым психическим процессам, а их внешним проявлениям, формам и непосредственный действий на внешний мир — пусть это мир вещей или людей не имеет значения.Анализируя работы Д.Н. Узнадзе, можно отметить, что для него понятие деятельности является обычная активность психики.Другой вопрос, что эта активность означает отношение субъекта к окружающей действительности.А.В.

Петровский рассматривает деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется осознанной целью.Леонтьев разделяет позицию психологов школы Л.С. Выготского. Психологический анализ показывает, что внутренняя, идеальная деятельность имеет такое же строение, как и деятельность практическая.

Важной психологической особенностью деятельности является то, что она включается в психическую активность отдельной личности и социально детерминирована. А.А. Леонтьев отмечает, что деятельность человека всегда социальна, независимо от того, осуществляется она непосредственно в коллективной форме или в форме индивидуальной творческой активности.

В дальнейшем будем говорить о таком проявлении деятельности, как речевая деятельность, в основе которой лежит процесс общения.Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она должна в психологическом отношении такую же принципиальную организацию.

Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации.Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.

Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.).

Известно, что общение (коммуникация) — это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов язык, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый.

Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).Что является мотивом и целью коммуникации? Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др..

Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвано мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия.Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек — социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид вступает в общественные структуры и выполняет общественные функции.

Каждый из нас — личность, которая проявляется через социальные роли — в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др..Социализация индивида, т.е. его включение в структуру общества, — это мотив, Что побуждает ДЕТЕЙ усваивать родной язык, а взрослых — вивчати иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию.

Вспомните Историю Робинзона Крузо: опинившися за социальные окруженную, он сконструировал Кузьмой условного спиврозмовника под видом дневника, с которым и обсуждал свои планы.Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели — взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив — потребность в социализации.

Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотивов и целей, мы предпочитаем молчать, стараемся обийтись без коммуникации, если можем обийтися без чужой помощи.Итак, главная цель коммуникации — обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством языка.

С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, некоторые из которых существует и поныне. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др.. «Язык цветов», шире на Востоке, также особой передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передаваться словами (например, роза — символ любви, астр — сумму, незабудка — памяти и др..). Дорожные знаки, сигнали светофора, сигнализация флагами т.д. — все это средства передачи информации.Большинство отечественных исследователей разграничивают Понятие «Общение» и «коммуникация», подчеркивающие, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с их цинностями и субьективними смислами. Кроме того, если в понятие «Общение» ударение робиться на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» подчеркивается передачи информации.

Общение — это универсальная потребность человеческого бытия, которая виникае и функционируют в различных формах человеческих видносин.

Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления.Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством воздействия на личность.Речь также является основной формой национальной культуры и прежде всего — первоосновой литературы.

Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Итак, предложение — основная единица общения. Язык существует в виде различных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью письма. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений.

Как же в таком случае овладеть языком?Известно, что, например, В. Шекспир, Толстой обходились в своих произведениях словарем, который составлял 20-25 тысяч слов. Дипломированный переводчик иностранного языка знает 4-6 тысяч слов. В рамках повседневного общения мы пользуемся примерно 2 тысячами слов.

Как же нам удается ограничить бесконечность мира?Дело в том, что огромное количество коммуникативных задач сводится к комбинации из ограниченного количества коммуникативных интенций, как арифметическая задача любой сложности состоит из последовательных действий сложения, вычитания, умножения, деления.

В наших речевых актах мы информируем, убеждаем, обращаемся с просьбой, соглашаемся, делимся мнениями и оценками. Но, несмотря на многообразие коммуникативных ситуаций, число «типовых» коммуникативных задач небольшой, а соответственно — небольшой и число их стандартных решений. Мы говорим только о том, что интересует нас самих и наших собеседников.

Чем чаще повторяется некоторая коммуникативная задача, тем лучше становятся средства ее речевой реализации.Коммуникация как деятельность требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувство языка».

Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе.

Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не обладают ею, то есть не умеют применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.В наше время, когда гуманизация всех сфер жизни является ведущей тенденцией при решении любой проблемы, влиятельная сила языка должна активизироваться. Возникает большая потребность в использовании

языковых средств во время общения друг с другом и с другими людьми, т.е. возникает проблема владения коммуникативными навыками и речевыми умениями на достаточном уровне.

Владеть такими умениями и навыками — это значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачи общения, применить эффективные речевые средства.

Во время общения необходимо учесть такой момент: речевые навыки по своей природе являются механическими, стереотипными.

Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: «Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и река другая».

Итак, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые языковые средства и речевые навыки. Поэтому приемы и формы обучения коммуникативных умений должны отличаться от приемов обучения языковым навыкам.

Статья на тему: «Коммуникация и общение: цели, понятия.»

Источник: http://MedNurse.ru/bolezni/kommunikaciya-i-obshchenie-celi-ponyatiya

Коммуникативная психология

Несмотря на то, что все больше людей вовлекается в виртуальное общение, ценность межличностных коммуникаций возрастает.

Высокоразвитая коммуникабельность помогает решить личностные проблемы, обеспечивает успешное обучение, карьерный рост.

Умение общаться с окружающими, способность донести до них свои мысли и намерения, привлечь на свою сторону, сделать их соратниками и последователями обеспечивает успешное взаимодействие с миром.

В рыночных отношениях — это умение вести переговоры, заниматься рекламой, обучением (а для этого еще понадобятся знания о том, как развить память и внимание), успешно торговать, пользоваться опытом и достижениями окружающих.

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Развитие навыков общения

Психологи предлагают свою помощь в развитии коммуникативных навыков, организуя специальные групповые тренинги коммуникативной компетентности.

Тренеры на занятиях ставят обучающимся задачи, которые могут быть решены в результате переговоров, и предлагают условия, осложняющие общение. В игровой форме применяются, нарабатываются новые варианты и опыт коммуникативного общения.

Читайте также:  Косвенное подкрепление - психология

Обычно предлагается диалог с собеседником, задача которого не помогать решению поставленной проблемы, а стимулировать творческий подход.

«Ученик» должен манипулировать собеседником, попытаться превратить его в партнера, заставить принять предлагаемый вариант, используя различные аргументы.

Другие участники группы, становясь критиками и помощниками, также вовлекаются в процесс общения, делятся своим коммуникативным опытом.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника.

Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность.

Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • Психотехникой общения с аудиторией;
  • Умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • Легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • Активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • Оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • Использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • Умением работать с возражениями

Важно помнить, что с окончанием курсов, не заканчиваются тренинг коммуникативных навыков. Сознательное, постоянное совершенствование техники общения позволит выстроить доверительные отношения с друзьями и коллегами, уважительные с партнерами, расширит круг общения, сделает вашу жизнь интересней. Вскоре вы оцените силу и власть слова.

Источник: http://9psy.ru/kommunikativnaya-psihologiya

Психология массовой коммуникации — Психология масс — Конспект лекций

Психология массовой коммуникации

Теоретическое осмысление. В Система массовой коммуникации. № Средства массовой коммуникации. Я Эффекты массовой коммуникации.

Начнем с достаточно банальной констатации. Массовая коммуникация — настолько сложный и многомерный феномен, что едва ли можно представить себе его целост­ное и однозначное определение. Уже к 1980 году насчитывалось не менее 16 различ­ных концепций массовой коммуникации в разных областях знания1.

За последующие годы число таких, только концептуальных определений, как минимум, удвоилось. От­метим, что наибольшая их часть относится к социологии и социальной психологии.

Однако практически отсутствуют исследования массовой коммуникации, сфокуси­рованные на ее специфической, собственно массовой природе: в центре внимания так и продолжаются находиться индивиды и группы.

В современных трактовках понятием «массовая коммуникация» (от латинского communicatioсообщение, передача) принято обозначать массовый процесс «произ­водства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов «массы»…

осуществляющееся с помощью технических средств» («Политология: Энциклопедический словарь», 1993).

Быстрое индустриальное раз­витие человечества, сопровождавшееся ускоренной урбанизацией, в том числе скоп­лением в городах огромных масс людей, оказавшихся вырванными из привычного окружения, делало малоэффективными прежние способы социальной взаимосвязи, требовало новых форм общения.

Такой формой и стала массовая коммуникация — но­вая, особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых и происходит воспроизводство «массы».

Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в первой половине XX века стало создание технических устройств (прежде всего, массовое рас­пространение радио), позволявших осуществлять очень быструю передачу и массо­вое тиражирование больших объемов вербальной, образной и музыкальной инфор­мации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками вы­сокой профессиональной специализации, и принято называть «средствами массовой информации» или «средствами массовой коммуникации»1.

1 См.: Silberman A. The sociology of mass media and mass communication. // Intern. Social science journal (P.). 1980. Vol. 32. № 2. P. 223-237.

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М„ 1983. С. 348.

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации       293

По сути, это особая человеческая деятельность, осуществляемая в целях воздей­ствия на объективно несвязанные социальные группы и отдельных индивидов ради массовизации их сознания и поведения. М. Вебер прямо рассматривал прессу как «капиталистическое предприятие». Р. Парк, Ч. Кули, У.

Липман и др. трактовали мас­совую коммуникацию как особый способ общения массы — возникающей на волне ин­дустриализации и урбанизации «коллективной группировки», объект интересов чле­нов которой лежит вне широкого разнообразия локальных групп и культур, к кото­рым они принадлежат1.

:

Теоретическое осмысление

В начале своего развития массовая коммуникация изображалась большинством ис­следователей как новый способ общения индивидов в пределах большого города, стра­ны или мира в целом, когда они вырваны из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в соци­альных группах и обществе в целом. В такой ситуации именно надличностная ком­муникация соединяет этих людей, образуя из них некоторую общность. Подразуме­валось, что чтение газет, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм как бы напрямую выступал в качестве сильнейшего суггестивного механизма, формиру­ющего массу, что называется, на ровном месте.

Однако уже в 1940 г. П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ показали, что дело обстоит не так просто2. Они установили, что массовая коммуникация на самом деле не такая уж и массовая, с точки зрения внутренней структуры ее действия.

Это озна­чает, что распространяемые массовой коммуникацией сообщения первоначально усваиваются так называемыми «лидерами мнений», в большинстве неформальными, а уже от них поступают к менее активным последователям. Так было установлено на­личие двух основных уровней массового коммуникационного процесса.

«Верхний» уровень — опосредованное общение между достаточно большими массами людей. «Нижний» уровень — межличностная коммуникация, способствующая усвоению коммуникации массовой через адаптацию ее сообщений с помощью «лидеров мне­ний». Оба уровня, а особенно последний, имеют непосредственную связь с источни­ками массовой коммуникации.

В русле выявления зависимости массовой коммуни­кации от более широкого социального окружения развиваются теории «диффузии инноваций» и «обратной связи» от аудитории к коммуникатору (схема Дж. Райли, Ф. Балль3). Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации.

Надо отметить, что существующие концепции места и роли массовой коммуникации в об­ществе многоварианты. Одни из них рассматривают массовую коммуникацию как выражение концентрации власти «верхов» над «низами» (Р. Миллс). Другие видят в ней способ обеспечения духовного контроля над массами (П. Лазарсфельд, Р. Мер-

1  См.: Blunter H. The mass, the public and public opinion. // Readers in public opinion and communication. — N. Y., 1950.

2  См.: Sociology of mass communications. L, 1976. Подробнее см.: Lazarsfeld P., Berelson В., GodetH. The people's Choice. N. Y., 1944.

3  См.: Dalle F. Medias et societe. P., 1980.

294            Часть 3. Массовые социально-психологические явления

тон). Третьи считают ее решающей сферой борьбы политиков за обеспечение духов­ного господства в мире (X. Шиллер). Особое место занимают оригинальные теории М. Маклуэна и А. Моля, в которых массовая коммуникация и создаваемая с ее помо­щью культура рассматриваются почти как новый этап социального общения.

Исследования массовой коммуникации позволяют выявить ее основные соци­альные функции. Так, по мнению Б. А. Грушина, можно говорить о пяти таких функ­циях1.

Во-первых, непосредственно информационная функция, так или иначе высту­пающая в качестве основной задачи массовой коммуникации (не случайно во многих исследовательских работах, да и на практике почти в качестве синонима использует­ся понятие «массовая информация»).

Во-вторых, функция социализации (или воспи­тания), обычно связанная с формированием или изменением интенсивности или на­правленности определенного типа установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс.

В-третьих, это функция орга­низации поведения, связанная с прекращением, изменением или инспирированием ка­кого-либо действия данной аудитории. В-четвертых, функция создания определенно­го эмоционально-психологического тонуса аудитории. В-пятых, собственно функция коммуникации как таковая, связанная с усилением, поддержанием или, напротив, с ослаблением связей между разными аудиториями с одной стороны, и коммуника­тором и аудиторией — с другой.

С социально-психологической точки зрения, картина выглядит несколько по-ино­му.

В контексте психологии масс основной, стратегической функцией массовой ком­муникации как раз и является формирование массовой психологии, формирование массы как субъекта социального действия, независимо от того, в каких именно, актив­ных или пассивных, формах оно будет осуществляться. Все остальные функции но­сят тактический, инструментальный характер, содействуя реализации стратегической функции.

Другими словами, важнейшей является психологическая интеграционно-ком­муникационная функция. Для ее обеспечения необходимо создание определенного общего эмоционально-психологического тонуса аудитории.

Кроме того, необходимо обеспечить аудиторию определенным общим набором информации, создать единую систему координат в восприятии информации. Было бы хорошо параллельно выпол­нять и социализирующе-воспитательную функцию, формируя единые установки, ценности и ценностные ориентации.

Наконец, конечной целью является организация поведения сформированной таким образом массы и его стимуляция в определенном направлении. Подчеркнем, однако, что две последние задачи особенно важны для ком­муникатора. Для массы они вообще не имеют принципиального значения.

При усло­вии реализации трех первых функций масса формируется как уже самодостаточная общность, которая сможет решить и вопросы установок, ценностей и ценностных ориентации и тем более выбрать наиболее удобную для себя направленность пове­дения.

Из сказанного следуют, как минимум, два основных вывода. Во-первых, массовая коммуникация объективно является особым способом общения отдельных индиви­дов, неизбежно способствующим их самоорганизации в массу. Это мало зависит от коммуникатора. Во-вторых, помимо такой совершенно объективной и как бы вынуж­денной для коммуникатора функции формирования естественных масс (без осущест-

' См.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 85-87.

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации       295

вления этой функции просто не было бы массовой коммуникации как особого фено­мена), массовая коммуникация может формировать и массы искусственные. Этот, уже субъективный процесс в основном зависит от коммуникатора. Он происходит в ходе осуществления двух последних функций и связан с манипулированием возникшим в результате осуществления первых функций массовым сознанием.

Феномен массовой коммуникации, таким образом, можно рассматривать с двух точек зрения.

С одной стороны, это определенный набор новых технических средств для давно известного суггестивного воздействия на психику людей, опирающихся на древние, теперь почти архетипические механизмы массовизации, готовность к кото­рой неизбежно усиливается у людей, как бы «вырванных» из привычных условий со­циального взаимодействия. Мы уже видели в предыдущих главах, что масса обычно как раз и представляет собой общность людей, по разным причинам «выбитых» из сво­их социальных ролей.

С другой стороны, феномен массовой коммуникации — это далеко не только но­вые технологии, использующие старую психологическую основу. Помимо очевидно­сти новых технических средств массового тиражирования и «доставки» сообщений до аудитории, это еще и принципиально новые чисто содержательные компоненты психологического воздействия.

Современный коммуникатор не просто имеет удоб­ные системы связи с многочисленной аудиторией — он транслирует качественно иные сообщения, вызывающие не просто суггестию оцепенения, слепого подчинения и некритического подражания.

Массовая коммуникация — это уже далеко не просто размноженный миллионными тиражами все тот же первобытный шаман с бубном из далекой пещеры, всего лишь удобно устроившийся в каждом телевизоре, в каждом доме. Это не просто старые суггестивные, а предельно новые контрконтрсуггестив-ные механизмы массовизации человеческой психики.

С учетом всего сказанного мы будем иметь в виду, что феномен массовой коммуникации, особенно в его новейших выражениях, представляет собой новый этап в развитии феноменов массовизации психики.

Его принципиальная новизна заключается в том, что внешне он сохраняет макси­мально возможную степень индивидуализации человека и человеческого сознания — не нужны контактные группы, все сидят по домам, каждый имеет свободу выбора: смотреть ему или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал. Но это — внешне. Внутренне же, психологически, выбора нет.

Абсолютное большинство насе­ления смотрит тот же телевизор, слушает радио, читает газеты. Средства массовой коммуникации — шаман эпохи информационных революций. Эпоха массовых ком­муникаций характеризуется трансформацией «естественных» контактов в «техничес­кие».

Таким образом, вслед за массами «естественными», а затем «искусственными», мы получаем принципиально новый вид масс — «технические».

Их возникновение и развитие связывается исследователями с тремя достаточно специфическими массово-психологическими функциями средств массовой коммуни­кации: во-первых, это функция общей регуляции психодинамики общества; во-вто­рых, функция интеграции массовых настроений; в-третьих, функция регуляции цир­куляции психоформирующей информации. Проще говоря, речь идет о психологичес­кой регуляции общества через интеграцию массовых настроений и, соответственно, через регуляцию циркуляции не соответствующей этому информации. Так, во всяком случае, это видят сторонники усиления влияния «четвертой власти» — власти средств массовой информации.

296            Часть 3. Массовые социально-психологические явления

Читайте также:  Игра «цветной стул» - психология

Система массовой коммуникации

Простейшую коммуникационную модель знал уже Аристотель. Она включала три мо­мента:

S=>M=>R,

где S (sourse) — источник, М (message) — сообщение, R (receiver) — получатель. Если добавить обратную связь, связывающую реципиента с источником, то возникнет по­чти современная модель.

В общем виде массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим кана­лом движения сообщений (газеты, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеоза­пись, Интернет).

Со времен ранних работ Г.

Лассуэлла считается, что определение массовой коммуникации становится ясным лишь по мере ответов на последователь­ную цепочку вопросов: кто говорит — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом1.

В более поздней трактовке того же Г. Лассуэлла ситуация представлялась уже в значительно более сложном виде. Рассмотрим предложенную им «коммуникацион­ную формулу»:

КОММУНИКАТОР

II

СОДЕРЖАНИЕ СООБЩЕНИЯ

II СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

II

ХАРАКТЕРИСТИКИ АУДИТОРИИ II

ИЗМЕНЕНИЯ АУДИТОРИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОММУНИКАЦИИ

Фактически эта схема иллюстрирует приведенные выше основные вопросы, предъявлявшиеся Лассуэллом к массовой коммуникации. Однако позднее, в 1967 г., он еще раз переработал схему, уточнив некоторые моменты. Она стала выглядеть не­сколько по-иному:

УЧАСТНИКИ КОММУНИКАЦИИ

II

ПЕРСПЕКТИВЫ

II СИТУАЦИЯ

II ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

II

СТРАТЕГИИ

II РЕАКЦИИ РЕЦИПИЕНТОВ

II ЭФФЕКТЫ

1 См.: LasswellH. The structure and function of communication in society. // Mass communications. Urbana, 1960.

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации       297

Понятно, что в данном варианте это уже схема не субъект-объектного, а субъект-субъектного процесса. Исчезло массово-коммуникативное воздействие — появилась совместная деятельность. Она определяется ситуацией и возможными перспектива­ми. Ее предметом являются основные ценности аудитории.

На их изменение направ­лены разные стратегии, которые вызывают разные реакции. В итоге возникают различные эффекты массовой коммуникации. Отметим исчезновение понятия «эф­фективность» — ведь оно подразумевает чье-то воздействие.

При совместной дея­тельности воздействия вроде бы нет — значит, должны быть просто некоторые «эф­фекты».

Если предыдущая схема отражала прежде всего внешнюю структуру массовой коммуникации, то данная схема соответствует скорее ее внутреннему содержанию. Они не противоречат, а лишь взаимно дополняют друг друга. Для удобства, однако, мы возьмем за основу более реалистичную и очевидную внешнюю схему коммуника­ционного процесса. Рассмотрим ее звенья подробнее.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

Источник: http://bookwu.net/book_psihologiya-mass_919/77_psihologiya-massovoj-kommunikacii

Openedu.ru

  • 9 недель
  • от 2 до 3 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

В курсе «Психология коммуникации» мы поговорим о том, как люди обмениваются информацией.

Рассмотрим, как устроен процесс коммуникации, какие средства мы используем, чтобы достичь своей цели, с какими трудностями сталкиваемся на этом пути и как решаем возникающие проблемы.

Мы расскажем о результатах, полученных в ходе психологических исследований, а также покажем, как эти знания можно применить в реальных ситуациях. Курс может быть полезен людям, которые хотят понять, как устроена человеческая коммуникация.

Каждый человек время от времени общается с другими людьми: близкими и друзьями, коллегами и клиентами, продавцами и клерками, попутчиками и случайными прохожими. Иногда это общение проходит успешно, иногда — нет. Почему так случилось? и Как этого избежать? – два вопроса, которые мы задаем себе после неудачного общения.

В этом курсе мы поговорим о том, как устроена человеческая коммуникация: как мы передаем информацию, с какими препятствиями сталкиваемся и как решаем возникающие проблемы. Рассмотрим межличностную и групповую коммуникацию. Обсудим, что происходит в личном и онлайн общении. Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов.

В онлайн лекциях мы не только поговорим о результатах психологических исследований, но и посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни – в личных и деловых отношениях; проанализируем различные способы решения возникающих проблем.

Дополнительные материалы – выступления экспертов и видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы проверить свои знания, вы сможете заполнить тесты.

Формат

Курс состоит из коротких видеозаписей от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. Видеозаписи включают в себя лекции, интервью с экспертами, демонстрацию реальных ситуаций, а также их анализ. На каждой неделе будет проходить оцениваемый тест из 15 вопросов. В конце курса будет итоговый тест.

Литература будет представлена в рамках курса

Требования

Главное – это интерес к теме и желание учиться. Перед началом Психологии коммуникации можно прослушать онлайн курс Социальная психология. В этом курсе затрагиваются темы, о которых мы будем более подробно говорить в курсе Психология коммуникации.

Программа курса

  1. Как устроена коммуникация? Коммуникативная психология
  2. Как можно говорить без слов? Невербальная коммуникация
  3. Поверьте мне, я прав! Убеждающая коммуникация
  4. Как провести интервью? Исследование, оценки, терапия
  5. Как договориться друг с другом? Переговоры
  6. Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 1
  7. Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 2
  8. Как компьютер помогает в общении? Коммуникация в сети
  9. Как развивать коммуникативные навыки? Обучение коммуникации

Результаты обучения

По ФГОСУ для магистратуры: Курс вносит вклад в формирование:

  • способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
  • способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6);
  • способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7)

Источник: https://openedu.ru/course/Hse/PSYCOM/

коммуникация — это… Что такое коммуникация?

  • КОММУНИКАЦИЯ — в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… …   Философская энциклопедия
  • КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio < communicare делать общим, связывать,… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Коммуникация… …   Финансовый словарь
  • коммуникация — и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • коммуникация — диалог, общение; связь, средство сообщения; биокоммуникация, сообщение Словарь русских синонимов. коммуникация сущ., кол во синонимов: 10 • биокоммуникация (3) • …   Словарь синонимов
  • коммуникация — Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами. [ГОСТ 7.0 99] коммуникация 1. Процесс обмена информацией в системе. 2. Термином «К.» определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих… …   Справочник технического переводчика
  • Коммуникация —  Коммуникация  ♦ Сommunication    Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи… …   Философский словарь Спонвиля
  • КОММУНИКАЦИЯ — (латинское communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно… …   Современная энциклопедия
  • КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio от communico делаю общим, связываю, общаюсь),1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно трудовой… …   Большой Энциклопедический словарь
  • КОММУНИКАЦИЯ — процесс обмена информацией, контактная линия связи. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

Источник: https://psychology.academic.ru/912/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Аспекты коммуникативной психологии

Коммуникативная психология сегодня очень активно изучается и анализируется. Связано это с тем, что коммуникации всегда были и будут основой для построения отношений между людьми. Особенно это касается влияния, которое можно оказывать на большие массы людей через различные средства.

В современном обществе развитие коммуникаций включает в себя огромное количество различных процессов. В результате этого информация может не только передаваться, но и искажаться. Таким образом коммуникативная психология нацелена на то, чтобы таких искажений было как можно меньше.

Психология массовой коммуникации

Исследованием массовых коммуникационных процессов занимается именно психология коммуникаций. В этом случае субъектами изучения являются ведущие, авторы программ, которых также еще называют коммуникаторами.

В структуре всего процесса коммуникативной психологии выделяют три группы:

  • коммуникативные;
  • социально-ролевые;
  • психологические.

Коммуникативные барьеры

В коммуникационной психологии существует такое понятие, как коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия, которые появляются в процессе передачи информации. Причины появления таких барьеров могут быть совершенно разными.

Это может быть и определенное негативное отношение, которое когда-то возникло между собеседниками или в процессе их беседы. Также к барьерам можно отнести социально-культурные различия, политические, экономические, национальные.

Также коммуникативная психология выделяет такой барьер, как определенные психологические особенности общающихся людей.

Массовая коммуникация

Коммуникативной психологии в массовом ее проявлении свойственна постоянная динамика, а также предсказуемость различных эффектов.

Современные условия, такие как право каждого на получение и передачу информации, свобода слова и многие другие предоставляют уникальные возможности массовой коммуникации реализовываться с невероятным максимальным эффектом.

Самое главное, чтобы в этом вопросе присутствовали все соответствующие технологии и выстраивались с учетом коммуникативной психологической ситуации в массах.

Массовые коммуникации в психологическом аспекте отличаются своим неоднонаправленным характером. В этом случае предполагается передача информации от одного источника к совершенно разным адресатам, которые могут быть даже не связаны друг с другом. Обратная связь при этом работает в крайне незначительной степени.

Исследование массовых коммуникаций в их психологическом аспекте, к примеру, на Западе ведется уже XIX века. Это и по сей день остается актуальной сферой, требующей еще более пристального внимания и изучения. Наиболее же интересной темой является психология публичного восприятия в процессе формирования коллективных представлений посредством воздействия массовой коммуникации.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/aspekty-kommunikativnoj-psihologii.html

Общение как коммуникация

Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме. Кроме того, люди могут вступать в коммуникацию и обмениваться информацией с другими существами (например, животными) и техническими устройствами.

Общение и коммуникация

Мы зачастую путаем понятия общения и коммуникации.

Различать два этих понятия несложно: слово «коммуникация» употребляется для выделения технико-информационной стороны общения, слово «общение» наиболее удобно определять как социально-психологическую сторону коммуникации.

Общение, как таковое может возникать лишь между двумя живыми субъектами, коммуникация же возможна и между неживыми объектами (то есть устройствами).

По большому счету, общение есть многоплановый процесс психической, интеллектуальной и речевой деятельности человека, с мотивацией на установление и развитие контактов с другими существами.

Коммуникация, по сути, является совокупностью вербальных и невербальных действий, обеспечивающих и обуславливающих обмен информацией (необязательно на межличностном уровне).

Читайте также:  Детерминизм - психология

Коммуникативные процессы протекают в средах действия различных знаковых систем (различные системы письма, числовые и другие символы, дорожные и другие знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы и обозначения).

Основой функционирования любой знаковой системы, как системы обмена информацией является изначальная взаимная договоренность.

Использование таких систем делает возможным дистанцированный (по времени и пространству) обмен информацией.

Общение как процесс коммуникации является такой формой межличностных отношений, которая сочетает в себе коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными.

Коммуникативный аспект общения рассматривает обмен информацией, перцептивный – регулирование восприятия субъектов друг другом, а интерактивный способствует организации взаимодействия личного, официального или делового характера между людьми.

Все мы (по крайней мере, большинство) вынуждены вступать в деловые взаимодействия, а потому, правильная организация делового общения как процесса коммуникации – важный вопрос практически для любого человека в любом социальном статусе. В данном случае общение выступает как средство организации коммуникации.

Эффективность коммуникации в процессе делового общения определяется, прежде всего, правильным использованием средств коммуникации (то есть, коммуникативных способностей, а именно: знаний, умений и социальных навыков).

В деловом общении весьма важно владение культурой речи (в широком смысле и на разных уровнях).

Также весьма важно уметь задавать вопросы, анализировать и оценивать ответы, делать выводы, осознавать и преодолевать различные возможные коммуникативные барьеры.

Обыкновенно содержание информации передается при помощи речи, что искажает ее смысл определенным образом. Это неизбежный побочный эффект. Чтобы максимально оптимизировать организацию процесса делового общения следует руководствоваться несколькими практическими правилами:

  1. Структура предложения должна быть не громоздкой и понятной второму участнику (участникам).
  2. Предложение должно содержать законченную мысль, быть точным и наглядным.
  3. Голос, тон и экспрессивность являются сильными инструментами, которыми следует уметь пользоваться.Речь ни в коем случае не должна быть монотонной.
  4. Следует уметь вовремя сделать паузу, это способствует сосредоточению и, в конечном счете, взаимопониманию.
  5. Используемый словарь следует расширять (хорошо, если он включает не менее 3000 смысловых единиц).
  6. Старайтесь чаще использовать в речи не существительные, а глаголы – это придает речи наглядность. Используйте не пассивную, но активную форму глаголов.
  7. Старайтесь не использовать безличные описания.
  8. В начале разговора договоритесь с участниками делового общения об используемых рабочих понятиях.
Основные стадии конфликтаКаждая стадия протекания конфликта подразумевает определенные способы и пути его разрешения, которые наиболее эффективны именно на данной стадии развития и протекания конфликтной ситуации.
Язык как средство общения

В этой статье мы рассмотрим язык, как средство межличностного общения, которое в нормальном обществе требует определенной культуры и, как средство познания и коммуникаций, влияющих на развитие личности.

Источник: http://kak-bog.ru/obshchenie-kak-kommunikaciya

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

The article provides an overview and analysis of the definitions of such phenomena as “socialization” and “communication” from the point of view of psychology. It compares the concepts of “socialization” and “communication”, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Key words: communication, socialization, an encoding process, a decoding process, information exchange, emotional bond, the communication model.

В русском языке общение и коммуникация часто используются как синонимы, независимо от их различного происхождения. Однако, содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны.

Слово «Общение» является старославянизмом, вошедшим в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке означало 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII — начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» слово «общение»признано «словенским».

Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие. 2) борьба за подаяние, снабдевание кого потребнымь. 3) Причащение, причастие. Очевидно, слово «общение»также не входило в общелитературный активный словарь XVIII в. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII в.

Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX в. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX в. неупотребительное или не очень употребительное.

В слове «общение»отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. [1, с. 134]

Позднее в словаре Даля было указано новое общелитературное понимание слова «общение», отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем» црк. «подаяние, милостыня». Святоеобщение, причащенье. [2, с. 654]

Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща».

Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis).

Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [3, с. 2]

Существует три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Многие лингвисты настаивают, что они тождественны. 2. Психологи и культурологи утверждают, что общение шире социальной коммуникации.

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140] Философ и культуролог М. С.

Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела».

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3.

Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы.

Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы». [7]

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». [8, c.

79] Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах).

Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя.

Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем.

После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю.Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования.

Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них.

Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Следовательно, можно выделить три основных функции: познавательную, эмоциональную и коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений.

Эмоциональная функция имеет два аспекта: 1. эмоциональная глубина общения и 2. интенсивность эмоционального обмена, с одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого.

Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих.

Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. [9, c. 121]

Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий.

Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений.

Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания.

В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.

Литература:

  1. Замкова В. В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л. 1975. — 223 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31756/

Ссылка на основную публикацию