Ликвидация проблемной ситуации — психология

Преодоление трудных жизненных ситуаций

Ликвидация проблемной ситуации - психология

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению».

Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать.

А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть».

В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.

д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.

Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований.

А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты — группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление — действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации, высокий уровень психической саморегуляции, поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны.

Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность.

В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию, в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления — забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку. При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей, как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции.

Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции.

Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных.

Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

[ad#728×90]

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации. Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме — путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе, от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными.

Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики» и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить.

То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу.

Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни.

Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это?», «Это не самое главное в жизни») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний. Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация — принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.
Читайте также:  Мотив - психология

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями.

Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда.

Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить.

Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью.

Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример —  испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать, отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече можно посоветовать консультацию по телефону.

Телефонное консультирование это беседа с психологом обеспечивающая анонимность и особую доверительность.

Психолог, изучивший руководство по телефонному консультированию, способен дистанционно разобраться в ваших проблемах и помочь вам преодолеть трудности, не хуже чем если бы вы пришли на прием.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya.html

5 стадий принятия проблемы человеком или как решать проблемы быстрее (24.12.2012)

Впрочем, статья и так дает понять, что она не только для «компьютерщиков» подходит. Написана с участием психолога, а уж ролик про жирафа в конце — вообще шедевр, все детально и понятно.

Итак, первая стадия: Отрицание:
— первый механизм психологической защиты: игнорировать проблему или спихнуть ее на кого-нибудь другого;- является тормозящим фактором.

Обычно, в этот момент человек даже не хочет думать о неблагоприятном исходе событий. Хотя эти события могут накапливаться и дать по голове уже не снежком, а снежным комом.

Вспомним Стива Джобса: отрицал-отрицал рак у себя — и где он теперь;

— вытесняем отрицание, используя логические аргументы и факты. Если фактов не хватит — нужно добывать еще информацию. Второй способ: мягкий, уважаем желание замалчивать факт, но при этом намекаем на действия к улучшению ситуации.

Гнев:
— второй механизм психологической защиты. Человек скатывается в обвинения; и обоснованные, и не обоснованные. Основная позиция — виноваты другие;- является тормозящим и разрушительным фактором.

Гнев ориентирован больше на борьбу, чем на поиск компромисса. Если в отрицании человек не видит проблемы, то в гневе он видит только силовые решения.

В итоге человек быстро устает как психологически, так и физически; а также портятся отношения с коллективом;

— если во время гнева указывать на промахи человека, то гнев усиливается, то есть психологическая защита укрепляется.

Методы: амортизация (сложно спорить с тем, кто не сопротивляется), исключение слова «ты» (часто вызывает вспышки гнева), преуменьшение проблемы («мы не рефакторили, мы всего лишь оптимизировали пару функций»), смена гадостей на радости («я зануда? Для QA занудство — положительная черта, спасибо»), дать иллюзию контроля ситуации, разбить сложную проблему на несколько простых. Нужно учитывать, что в состоянии гнева человек воспринимает факты как угрозу. Если вы заставите его принять реальность аргументами, то сами станете объектом агрессии.

Торг:
— третий механизм психологической защиты.

Когда человек уходит в торг, он, фактически, признает, что ситуация совершилась, но вместе с этим человек ищет пути (неконструктивные пути), чтобы не столкнуться с результатом ситуации;- торг следует отличать от попытки договориться, в торге все преувеличено и слегка искажено.

В торге многие вещи доводятся до крайности. Часто торг выглядит как попытка откупиться от проблем. Самое плохое в торге это надежда, надежда на авось, на то, что все само собой наладится.

Из-за этой надежды человек принимает неправильные решения; ожидает тогда, когда надо действовать, пытается выгородить себя в тот момент, когда надо решать проблемы. Важно знать, что стадию торга часто используют мошенники: в этой стадии желание откупиться от проблемы делает человека очень уязвимым;

— вывести из состояния торга очень сложно. Нужно убедить собеседника не давать лишних обещаний, нужно поднимать самооценку, нужно чтобы человек был постоянно во внимании другого человека. В состоянии торга человек весьма уязвим для критики, поэтому критика может вернуть состояние гнева.

Депрессия:— четвертый механизм психологической защиты, это способ изоляции от реальности. Человеку нужно время, чтобы примириться с фактами и восстановить силы, потраченные во время Гнева;- можно выделить два вида депрессии: подготовительную и реактивную.

Различить их просто. Подготовительная — это депрессия, связанная с негативными событиями в будущем, которые с очень высокой вероятностью случатся.

Мозг человека склонен округлять проценты вероятности до ответов «случится» — «не случится», при этом правила округления весьма индивидуальны.

Реактивная депрессия — это депрессия, связанная с негативными событиями в прошлом, то что уже случилось, то что уже не изменить и надо как то с этим жить. Опасность депрессии: пессимистичность, малая активность, человек зациклен на своих проблемах (возможно и преувеличение этих проблем);

— выход из депрессии: отдохнуть, отвлечься и переключиться, использовать время для простой монотонной работы, не требующей творческих способностей. Признание проблем и поддерживающие комплименты — это лучшая стратегия.

Принятие:
— это не механизм психической защиты, а реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за все свои поступки.

Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели.

Принятие демонстрирует окончание реактивной цепочки и выход из нее, обычно в этом состоянии человек наиболее адекватен по отношению к своим силам и возможностям;- в принятии человек снова логичен;

— на этапе принятия лучше всего поддержать человека, выслушать, назначить задачу.

Вывод, как решать проблемы, достаточно прост: признать их сразу, вычеркивая из жизни первые 4 стадии (тормозящие механизмы психологической защиты). Чтобы это делать — нужно быть сильным человеком, а это — всего лишь удел тренировок. В итоге должен получиться проактивный человек, полностью отвечающий за свои поступки, умеющий быстро решать проблемы и не бояться их.

Источник: http://www.Bad-Good.ru/2012/december/quicker-decision.html

2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ. МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА

2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ. МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА

В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)

Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.

Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию.

Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели.

Проблему сопровождает ситуация. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема.

Усиление ориентации на достижение лучших конечных результатов в народном хозяйстве и совершенствование управления требует от каждого руководителя умения сосредоточить внимание на ключевых проблемах, выявить которые помогают специальные методы:

· анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации,

· выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов,

· наблюдение за выполнением управленческих функций и (или) непосредственное участие в управлении специалистов-консультантов,

· метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК).

При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности организации исходными данными являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям, определявшим направления и результаты развития организации. Для этого изучают и анализируют директивные, отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

Недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности проблем совершенствования управления из общей совокупности проблем данной организации.

Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют  получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации.

Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и нижестоящих организаций, поставщиков и потребителей и т.п.).

Экспертам предлагается письменно ответить в произвольной форме на вопрос: сформулируйте проблемы, мешающие более эффективному функционирование системы управления.

В настоящее время для выявления проблем используют экспертные оценки руководителей и специалистов.

Специалисты-консультанты наблюдают за выполнением управленческих функций и (или) непосредственно участвуют в управлении, при этом выявляют проблемы совершенствования управления в организации.

Они могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени.

Совместное применение этих подходов дает возможность получить полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия по их преодолению.

Метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК) выделяют в рамках второго метода.

Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию.

Наиболее сложно формирование каталога проблем.

В основу этого процесса взят экспертный метод, который включает: выбор формы опроса экспертов, определение структуры и численности экспертной группы, разработку методики опроса, проведение опроса, составление списка проблем, экспертизу проблем.

К экспертному опросу привлекаются руководители и специалисты, глубоко знающие управленческие проблемы. Опрос проводит рабочая группа.

Исходный список проблем, полученных в результате проведения экспертного опроса, составляется сотрудниками рабочей группы. Заполненные и закодированные анкеты подвергаются экспертизе и обрабатываются.

Из них последовательно выписываются формулировки проблем и коды анкет, в которых они высказаны. Проблемы в списке нумеруются в порядке очередности рассмотрения анкет.

Если в очередной анкете встречается формулировка, уже имеющаяся в списке, то в него вносится только код этой анкеты.

Экспертиза исходного списка состоит в том, что одинаковые проблемы, а также проблемы, одинаковые по содержанию, но отличающиеся формулировками, заменяются проблемой с обобщенной формулировкой.

Читайте также:  Внутренний родитель - психология

В результате исходный список «сжимается» и превращается в каталог проблем – неупорядоченный их перечень. Каталог проблем вводится в память ПК для последующей структуризации проблем методом логико-смыслового моделирования, для чего составляется специальная программа.

Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ПК и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь проблем.

Формальным отображением структуры проблем является граф (дерево проблем), вершины которого соответствуют проблемам, а дуги – связям между ними.

Связь проблем чаще всего подчиняется диалектике взаимоотношения «причина – следствие». В организационных системах существенны  именно отношения причинно-следственного характера.

Эти отношения дают представление о процессах изменения, движения отдельных компонентов системы в целом.

Такое отношение характеризует одну проблему как причину, другую – как следствие, или эти проблемы могут быть несравнимы.

Искомое упорядочение проблем трактуется как последовательность иерархических уровней, которая наглядно отображается в виде связного графа. Порядок проблем внутри одного и того же уровня (слоя) безразличен, так как они несравнимы между собой по введенному отношению. Смысл здесь заключается в том, что производится элементарный логический анализ всей совокупности проблем.

При используемом способе фиксации отношения «причинность» на верхнем уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем – проблемы – следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегации. Проблемы верхнего уровня не имеют причин, а проблемы последнего уровня – следствий.

Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной проблемы, решаемой позже.

Положительные стороны методалогико-смыслового моделирования:

· характеризуется относительной быстротой, простотой реализации;

· выявление базовых (кардинальных) проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы с наибольшей оптимальностью;

· структуризация и упорядочение проблем дает возможность выявить причины возникновения проблем, их актуальность, срочность.

Отрицательные стороны:

· трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами;

· нет полной уверенности, что перечислены действительно все основные проблемы;

· у отдельных экспертов может отсутствовать желание представлять все проблемы, особенно если виновниками являются они.

Некоторые рекомендации по формулированию проблем:

1. Проблема должна формулироваться конкретно, без обобщающих формулировок.

2. Проблемы должны быть одного масштаба, например, для одного уровня управления.

Источник: http://libraryno.ru/2-1-vyyavlenie-problem-metody-ih-vyyavleniya-i-analiza-upravl_resh/

Незавершенные ситуации — закрытие ситуаций

Незавершенные ситуации - закрытие ситуаций

Незавершенные ситуации есть у каждого человека, иногда, мы даже не догадываемся, что они оказывают сильное влияние на нашу жизнь

Что такое незавершенные ситуации?

Есть в нашей жизни такие события или ситуации, которые мы как бы прожили, они уже в прошлом, иногда достаточно далеком.

Но как вспомним о них, так наворачиваются на глаза слезы или щемит сердце. О чем, это говорит?

А говорит это о том, что мы не конца закрыли эту страничку нашей жизни, и там остались наши не пережитые эмоции и переживания.

И как, я уже писала, туда уходит наша жизненная энергия, и мы в принципе даже этого не осознаем. Как изменить  незавершенную ситуацию, как убрать утечку энергии?

Я предлагаю несколько способов, а какой вы выберите, это ваше дело.

Но сначала, надо выбрать какую-то ситуацию, с которой вы будете работать.

По каким признакам ее выбирать?

Вспомнить ситуацию и посмотреть свою эмоциональную реакцию, какие вы испытываете чувства и эмоции, если сразу выступает негатив или чувство вины, сильное сожаление, возможны и слезы, тогда – это та самая ситуация.

Я расскажу механизм возникновения таких вот незавершенных ситуаций, для примера возьму очень частую и неизбежную ситуацию, это потеря наших близких.

У всех бывает, что близкий нам человек уходит из жизни, так есть и так будет, и это событие не зависит от нашего желания.

Я знаю, что многие годами переживают это событие и не могут отпустить. В моей практике, был случай, когда у женщины умер муж 18 лет назад, и когда она о нем говорила, то плакала.

Я сначала думала, что это произошло максимум полгода назад, а как оказалось, 18 лет назад.

Или такое событие как развод, многие люди, очень долго переживают это событие, хранят эти обиды и не могут устроить свою жизнь.

Итак, что происходит, когда закладывается подобная ситуация.

Происходит событие, у человека возникают очень сильные эмоции и чувства, и все по-разному реагируют, кто-то может их сразу показать, а у кого-то не такой склад характера, возможно, он привык не показывать свои эмоции и переживания, и все переживает внутри себя.

У кого-то просто нет такой возможности, так складываются обстоятельства, и нужно показать себя сильной личностью.

Для нашей психики было бы полезней высказать все свои эмоции и реакции, слезы и все слова, которые хочется произнести.

Но по каким-то причинам, мы этого не делаем, это как бы отодвигается на задний план и подсознательно мы сдерживаем свою эмоциональную реакцию, и туда уходит много энергии на сдерживание.

Определитесь, с какой незавершенной ситуацией вы будете работать

Теперь, когда вы определились с ситуаций, с которой будете работать, нужно выделить для этого время и место. Надо, чтобы вас никто не побеспокоил, и вы какое-то время могли побыть одни.

Первый вариант

Нужно принять удобную позу, расслабиться, и мысленно вернуться в ту ситуацию.

Вернитесь в ту ситуацию, и позвольте испытать себе все эмоции и чувства, которые вы там испытывали, проживите эту ситуацию заново, со всеми эмоциями которые хотели тогда испытать, но не позволили.

Если, вам захочется поплакать, поплачьте, хочется покричать, покричите.

Полностью погрузитесь в то событие, растворитесь в нем.

И когда, вы почувствуете, что эмоций больше нет, возвращайтесь обратно.

Самое главное, не ограничивайте себя во времени, сколько нужно будьте там, вы сами поймете, что достаточно.

Эта техника, достаточно простая, легкая в исполнении и эффективная.

С первого раза, конкретного закрытия той ситуации, может и не произойти, значит надо делать столько, сколько потребуется.

Проверкой завершенности может служить шкала реакции на эту ситуацию.

Если, в первоначальном варианте, это событие для вас по переживаниям значит на 8-10 баллов, то в переработанном виде, не больше 2-3 баллов, значит, вы ситуацию закрыли, и у вас нет сильной эмоциональной реакции.

Второй вариант закрытия незавершенных ситуаций

Также, принять удобную позу, расслабиться и вернуться в ту ситуацию.

Представить все в мельчайших деталях, и увидеть все события со стороны, увидеть себя и людей, которые там были.

Вам нужно подойти к себе и тем людям, и сначала поговорить с собой, тем который находиться в прошлом, в той ситуации.

Вам, нужно оказать поддержку, объяснить, что происходит, сказать, что все, в конце концов, закончиться благополучно, и он (она) сильная личность и т.д.

Надо непременно сказать о своей любви к себе и поддержке.

Затем, когда вы пообщаетесь с собой, то, если там присутствовали какие-то люди, нужно им сказать о той ситуации, все что вы думаете, ничего не скрывая, высказывая все свои эмоции и чувства.

После того, как все скажите, можете возвращаться обратно в реальность.

И опять же, нужно отследить свои эмоции по шкале, о которой, я говорила выше.

Это так, сказать проверка. Если, эмоции не улеглись, и по шкале много баллов, то нужно будет повторить, только через несколько дней.

Иногда бывает, что не сразу, вы почувствуете облегчение, у некоторых людей, эта работа, как бы должна перевариться и уложиться на свое место, и поэтому сразу не видно результата.

В этом случае, нужно иногда мысленно возвращаться к этой ситуации, и сканировать свое состояние по шкале, если, никак не уменьшается, то технику нужно повторить.

Бывают, очень сильные потрясения, и самостоятельно справиться практически невозможно, тогда нужно обращаться к хорошему психологу или психотерапевту.

Эти техники, чем-то похожи на прощение, прощение себя и других людей, здесь тоже остаются невысказанные и не пережитые эмоции, и нужно все расставить по местам.

Еще, немного вернусь к прощению, некоторым сложно писать или представлять, и для таких людей проще выполнять такую технику, когда их как бы сказать ведет какой-то человек.

Это бывает запись, или проговаривает текст реальный человек. Это своеобразная медитация.

У меня есть такая запись, называется она «Прощение», если захотите, можете перейти по ссылке и прослушать.

Если, возникли какие-то вопросы или пожелания, спрашивайте в комментариях, с удовольствием отвечу.

Если у вас не получилось самостоятельно справится со сложными переживаниями, то записывайтесь на консультацию, и я вам обязательно помогу.

Записаться, отправить заявку на консультацию

С уважением, Наталия.

                         

   

        —><\p>

Источник: https://magia-stroinosti.ru/nezavershenny-e-situatsii/

Медитативные практики для устранения психологических проблем

Медитативные практики для устранения психологических проблем⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 56Следующая ⇒

Мы уже описывали различные виды медитативных практик, а также объясняли теорию медитации. Поэтому мы не будем углубляться в отдельные практики, как таковые, а сосредоточимся на том, как можно использовать медитативные техники для устранения психологических проблем.

Приобретая опыт и мастерство в медитативных практиках, и обучаясь большему расслаблению, вы начнёте погружаться в свой подсознательный ум и сталкиваться с мощными мыслями и видениями; многие из них будут отражать ваши подсознательные и вытесненные проблемы. Не беспокойтесь, если у вас нет таких переживаний, поскольку для достижения какого‑либо успеха необходимы время и практика.

Вы можете начать осознавать какие‑нибудь ужасные аспекты своего ума. Их не следует подавлять; напротив, нужно позволять им проявиться. Они могут вызывать эмоциональные реакции, например, страх; фактически, этого следует ожидать.

Однако следует, по возможности, стараться просто наблюдать, как эти проявления подсознания выходят на поверхность, не испытывая приязни или неприязни и вообще никаких эмоций. Вы должны их осознавать — это необходимо.

Если вы боретесь с ними, сопротивляетесь им или, быть может, даже наслаждаетесь ими, значит, вы от них не избавляетесь. Важно, чтобы вы наблюдали их появление с чувством полной отстраненности. Вообразите, что они существуют вне вас.

То есть, вы должны постараться выработать к ним такое отношение, как будто они в каком‑то смысле отдельны от вас. Не отождествляйтесь с ними, поскольку этим вы только загоните их обратно в подсознание.

Тот факт, что вы осознаете подсознательные проявления с отстранённой позиции, сам по себе служит мощным оружием против того влияния, которое они оказывают на вашу жизнь. Простого осознанного распознания глубинных психологических конфликтов достаточно для устранения их из вашего ума.

По существу, у вас почти нет выбора — проблемы автоматически вычёркиваются из ума. Многие люди, занимающиеся медитацией, возможно, не имели серьёзной конфронтации с пугающими содержаниями ума, однако через некоторое время замечали большие перемены в своём отношении к жизни. Очищение ума происходило, однако, более тонким образом.

С другой стороны, другие внезапно сталкиваются с мощной лавиной своих подсознательных проблем. Возможно, в течение какого‑то времени они даже бывают несчастны, но общим результатом, опять же, оказывается большая удовлетворённость жизнью. Только вам предстоит узнать те переживания, через которые вам суждено пройти.

Но с каким бы «мусором» вам не пришлось столкнуться и разбираться, это, несомненно, пойдёт вам на пользу.

Читайте также:  Мнемонические приемы - психология

Каким образом простое осознание этих подсознательных данных приводит к их устранению из ума? Возможно, тут одновременно действуют несколько факторов, но по нашему мнению, происходит следующее. Для исследования подсознания, прежде всего, необходима достаточная степень расслабления.

Без определённого расслабления внимание человека будет оставаться обращённым вовне; его нельзя направить внутрь во внутренний мир ума. Следовательно, при распознавании этих подсознательных данных вы должны быть в состоянии расслабления. У вас нет выбора.

Из собственного опыта во внешнем мире вы знаете, что когда вы расслаблены, события и конфликтные ситуации уже не оказывают на вас такого влияния, которым они обладают, когда вы напряжены. В состоянии расслабления вы автоматически видите все вещи в новом свете. Они оказывают меньше вредных воздействий на ваше существо.

Так же дело обстоит, и когда вы сталкиваетесь со своими подсознательными проблемами в ходе медитативных практик. Помимо того, что вы их более ясно распознаете, они уже не имеют на вас сколько‑либо значительного влияния, и благодаря своему состоянию расслабления вы их исчерпываете.

Если бы вы столкнулись со своими внутренними проблемами в состоянии напряжённости (что, вероятно, невозможно), то они, скорее всего, оказали бы на вас огромное влияние, и вы были бы неспособны, от них избавиться.

Метод встречи с внутренними проблемами в состоянии расслабления широко применяется в психотерапии для устранения сознательных и бессознательных психологических конфликтов. Он называется десенсибилизацией, и будет обсуждаться чуть ниже. В нём используются те же основные принципы и механизмы, что и в медитативных техниках.

Хотя это, возможно, покажется не более чем игрой слов, нам бы хотелось прояснить один момент — а именно, что подсознательные данные, связанные с психологическими проблемами, в действительности не могут быть удалены из ума. Мы часто говорим, что можно и должно устранять проблемы из ума.

Однако это всего лишь выражение, поскольку все данные запечатлены в уме навсегда. Говоря об устранении психологических проблем, мы на самом деле имеем ввиду устранение реакции человека на внутренние проблемы или воспоминания.

В целях объяснения можно сказать, что психологическая проблема состоит из двух аспектов: фактических данных (например, о коровах) и эмоциональной реакции на эти данные (например, страха). Поэтому, когда речь идёт об устранении психологической проблемы, в действительности имеется в виду нейтрализация эмоциональной реакции.

Последняя, в каком‑то смысле, отделяется от подсознательных данных. Например, возможно, что вы испытываете страх, встречаясь с коровой, поскольку большая корова погналась за вами, когда вам было три года.

Когда эта проблема устраняется, скажем, с помощью медитативных техник, подсознательные данные по прежнему остаются в уме, но теперь между коровами и страхом больше нет связи. Видя коров, вы, возможно, даже вспомните, что в детстве за вами погналась большая корова, но теперь вы больше не будете испытывать страха.

Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что психологические проблемы устраняются из ума. Нейтрализуются эмоциональные реакции. Возможно, этот момент покажется излишним теоретическим усложнением, не имеющим непосредственного отношения к практике, но мы остановились на нём, чтобы вы более ясно понимали процесс очищения ума.

Кроме того, это дополнительно объясняет, почему необходимо распознавать подсознательные данные с отстранённым отношением и осознанием. Это нужно для того, чтобы изменить вашу эмоциональную реакцию на подсознательные проблемы, заменить отрицательные эмоции отстранённостью.

Иными словами, цель состоит в том, чтобы выявлять ваши психологические проблемы и, в каком‑то смысле, перепрограммировать ваши обычные эмоциональные реакции, заменяя их другой реакцией, лишённой эмоционального содержания — непривязанностью. Если у вас нет эмоциональной реакции на подсознательные данные, значит, вы устранили эту конкретную проблему. Цель состоит в том, чтобы нейтрализовать все отрицательные эмоции, отделив их от всех подсознательных данных.

Однако, читатель не должен ошибочно полагать, что все устранение нежелательных элементов подсознательного ума действительно происходит во время медитативной практики. Это было бы полностью неверно, поскольку процесс очищения ума происходит неопределённым образом и в самые неожиданные моменты повседневной жизни.

Медитативные практики и другие методы йоги каким‑то образом обостряют чувствительность человека к связям с внешними событиями. Этот вопрос трудно обсуждать, и, пожалуй, лучше всего будет привести конкретный пример, взятый из реального опыта. Когда садхаке было десять или двенадцать лет, самым приятным и увлекательным занятием в жизни для него была рыбалка.

Наживкой, которую обычно насаживали на крючок, служили личинки синей мясной мухи, известные под названием опарыша. Их покупали тысячами в специальной металлической коробке в местной лавке, торговавшей исключительно товарами для рыболовства. После рыбалки оставшиеся личинки обычно выбрасывали в воду, чтобы прикормить рыбу, и освободить коробку.

Однажды личинок оставили в коробке, чтобы использовать их на следующий день. Но на следующий день рыбалка по каким‑то причинам не состоялась. Как известно, личинки, в соответствии с законами природы, имеют обыкновение превращаться в мух.

Именно это и происходило в закрытой коробке, но мальчик об этом не знал, поскольку был слишком занят другими делами, чтобы даже мельком подумать о коробке с наживкой. Затем однажды он открыл коробку, любопытствуя, что там внутри, и остолбенел, так как сотни чёрных жужжащих мух ринулись ему в лицо на своём пути к свободе.

Ум очень впечатлителен в любом возрасте, особенно в молодости, и это переживание вызвало сильный эмоциональный шок — в подсознании мальчика отчётливо отпечатался страх. Через день или чуть позже это событие было забыто или вытеснено, однако страх оставался. Он больше не появлялся в сознательном восприятии вплоть до одного случая в ашраме.

Рано утром, после полутора часов занятий йогой, герой нашего рассказа сидел в комнате на втором этаже ашрама и бездумно смотрел вдаль. Неожиданно он заметил около двадцати пяти угольно‑чёрных свиней. В его уме как будто что‑то взорвалось и внезапно в сознании всплыло видение множества мух. Стадо свиней стимулировало освобождение подсознательного воспоминания.

Внешнее событие вывело на уровень сознательного восприятия давно забытый эмоциональный шок. Если бы это случилось, когда садхака был напряжён, а не расслаблен, то он бы, вероятно, почувствовал себя несчастным или подавленным, не зная подлинной причины такого состояния. Проблема причинила бы вред и осталась в глубинах ума. Но в действительности, в этот момент он был очень расслаблен.

Поэтому первопричина проблемы вышла на уровень восприятия и была исчерпана. Впечатление от свиней и мух не вызвало ни малейшего эмоционального расстройства. Непосредственным стимулом послужили свиньи, но косвенной причиной было состояние расслабления и влияние медитативных практик. Этот пример из жизни иллюстрирует, как медитативные практики и йога в целом косвенным образом способствуют устранению проблем. Возможно, читатель также переживал нечто подобное.

Кроме того, медитативные практики способствуют устранению психологических проблем и более определённым образом.

То есть, они не только помогают разрушать эмоциональные связи с конфликтами, но, в зависимости от опытности практикующего и глубины достигаемого состояния, ведут к радости и знанию.

Это действует как мощный поток, который, в каком‑то смысле, затопляет психологические проблемы, заставляя их казаться неважными. Радость и обретённое новое знание настолько сильно влияют на человека, что он начинает видеть жизнь в другом свете.

Его отношение к другим людям и жизненным ситуациям меняется в положительную сторону. Вкус медитации, подлинной медитации, настолько ошеломляет человека, что по сравнению с ним конфликты кажутся почти тривиальными и незначительными. Это автоматически ведёт к нейтрализации и устранению проблем.

Так что если вы хотите найти в своей жизни радость и покой, мы, совершенно однозначно, призываем вас прямо сейчас, начать заниматься медитативными практиками. А под этим мы подразумеваем асаны, пранаяму и методы расслабления, ибо на наш взгляд, при правильном выполнении, они представляют собой не что иное, как разновидности медитативных техник.

Источник: https://lektsia.com/4×341.html

Ликвидация проблемной ситуации — Психологос

Ликвидация проблемной ситуации - Психологос​​​​​​​ Метод Ликвидация — один из методов борьбы с нежелательным поведением. Заключается в физическом, прямом уничтожении проблемы.

— У вас есть что-нибудь от головы?

— Да, гильотина.

Метод ближе к негативным методам избавления от нежелательного поведения.

См. Видео Служащий Фин плохо работает? Учить его? Хозяин гостиницы принимает другое решение — его уволить. Нет Фина — нет проблемы.

Плюсы и положительные стороны метода:

На первый взгляд этот метод варварский и пользоваться им не хочется, но это не всегда так. К положительным сторонам этого метода относятся:

Вопрос решается очень быстро, никаких лишний разговоров.

Вопрос точно окажется решен.

Минусы и отрицательные стороны метода:

  • Прекращает всякие отношения, не оставляет шанса второму человеку исправиться

Если вы расстались с супругом — то вы уже расстались.

  • Не учит ничему ни вас, ни другого человека

То есть исправления нежелательного поведения, обучения или воспитания не происходит, все остается как есть.

Когда разумно применить метод «Ликвидация»?

  • Когда речь идет о ситуациях, которые опасны для жизни или для здоровья.

Можно двадцать раз ребенку объяснять, что розетка — это плохо, но лучше один раз сделать безопасные розетки, которые не возможно открыть ребенку и тем самым ситуацию предупредить.

Этим кстати пользуются фирмы, которые изготавливают щелочные едкие препараты или лекарства: крышки на таких препаратах ребенок открыть просто не сможет.

  • Когда рядом человек, которого видишь первый и последний раз в жизни.

Если на вас кто-то накричал в метро, то разбобрка с этим человеком будет стоить вам дороже, да и зачем? Все равное вы его больше не увидите. Гораздо проще извиниться, конфликт замять и дальше заниматься делами.

  • Если все другие способы не действуют: человек не адекватен.

См. видео

  • Когда решить вопрос таким образом проще, чем договариваться

Например у супруга есть пунктик — на работе он страшно устает и дома после работы отойти, прежде чем с ним можно будет начать общаться и разговаривать о семейных вопросах. В этом случае проще просто 10 минут с ним не общаться, а его кормить и любить, чтобы он «оттаял» и лишних ситуаций, которые могут окончиться конфликтом, не возникало.

  • Когда нужно срочное решение, быстрое к осуществлению (в случае, если цена промедления — жизнь или здоровье другого человека, или отношения в паре).

При этом важно в будущем все же решить вопрос, не уповая в очередной раз на спасительную возможность Ликвидации.

Если ребенок стоит на трамвайных путях и смотрит, как на него едет трамвай — его нужно с трамвайных путей сдернуть. А потом уже разбираться зачем он там стоял и разными способами решать вопрос о не повторении этой ситуации.

Другой пример: если вы понимаете, что сейчас вы и ваш супруг на взводе, то лучше не говорить о ситуации вообще, чем говорить сейчас. Успокоитесь, обдумаете все — вот тогда и поговорите.

Как осуществить?

Если что-то не нравится в поведении человека есть два варианта Ликвидации: либо никогда не допускать появления похожей ситуации в принципе, либо разорвать полностью контакт с человеком.

Пример с розетками и крышками, которые дети не смогут открыть — это случай, когда вероятность самой ситуации сводится к нулю.

Если же вы разводитесь, когда не можете договориться о чем-нибудь — речь идет о разрыве контакта с человеком.

Полезно почитать

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/likvidaciya-problemnoy-situacii

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию