Логические уровни — психология

Логические уровни НЛП: часть 1

Логические уровни - психология

16 марта 2016 г.

Пять логических уровней НЛП и пример их взаимодействия. Механизм устойчивых изменений в терминах логических уровней.

Логические уровни НЛП (также известные как логические уровни изменений и логические уровни мышления) были разработаны Робертом Дилтсом на основе «нейрологических уровней», предложенных антропологом Грегори Бейтсоном.

Шесть логических уровней

Логический уровеньВопросы, соответствующие логическому уровню
Духовность и цельДля кого? Зачем? Какое влияние вы оказываете на сообщество, в котором живёте?
Индивидуальность и миссияКто? Кем вы являетесь? Каким образом вы достигаете своих целей? Что вы думаете о себе?
Убеждения и ценностиПочему? Почему вы делаете то или другое? Во что вы верите? Что вы цените?
Возможности и стратегииКак? Как вы управляетесь с делами? Каковы ваши возможности, навыки, стратегии или планы действий?
ПоведениеКакие? Каковы ваши модели поведения?
ОкружениеГде? Когда? С кем? Где, когда и с кем вы проявляете своё поведение? Каково внешнее воздействие на вас?

Пример:

Чтобы понять, как работают эти логические уровни, предположим, что сейчас 9 часов утра и вы находитесь на своём рабочем месте (окружение).

Если вы не желаете быть на своём рабочем месте, то вы должны изменить своё поведение. Например: вы можете выйти; вы можете закричать, в надежде, что кто-то выведет вас из здания и т.д.

Схема поведения, которую вы выбираете, зависит от того, каковы ваши возможности и стратегии. Если вы способны делать перевороты колесом, то для вас это ещё одна возможность.

С другой стороны, возможно, что ваша стратегия подразумевает привлечение других людей (с помощью крика).

Или, если вы действительно не хотите работать там, где вы сейчас работаете, ваша стратегия (сознательно или бессознательно) может подразумевать потерю трудоспособность по болезни.

Возможности и стратегии, которые вы выбираете, зависят от того, каковы ваши убеждения и ценности. Если вы считаете, что сможете легко найти другую работу, которая удовлетворит ваши потребности, то болезнь – это не вариант для вас.

Ваша индивидуальность определяет ваши убеждения и ценности. Если вы видите себя успешным человеком, вернее всего вы будете считать, что сможете без труда найти другую работу или даже создать свой собственный бизнес.

Ваша индивидуальность, в свою очередь, зависит от того, какова ваша цель в жизни, то есть от того влияния, которое вы хотите оказать на общество.

Устойчивые изменения

Изменения на нижнем уровне (например, на уровне окружения) могут оказать воздействие на более высокие уровни, но не обязательно. Однако изменения на высоком уровне (например, на уровне убеждений и ценностей) обязательно окажут воздействие на более низкие уровни, что видно из примера выше.

С помощью техник НЛП можно изменить нежелательное поведение, но если новое поведение не будет согласовываться с убеждениями и ценностями или индивидуальностью человека, более высокие уровни возобладают над более низкими уровнями и нежелательное поведение возвратится.

Чтобы изменения были устойчивыми, желаемое изменение поведения должно либо согласовываться с более высокими уровнями, либо происходить на более глубоком уровне (например, на уровне индивидуальности).

Современные проблемы должны решаться на более высоком уровне, чем уровень их возникновения. Все мы слышали о необходимости мышления на более высоком уровне, но не всегда понимали, что то такое. Логические уровни позволяют разобраться в этом. Например, если проблема лежит на уровне поведения, то её необходимо решать на более высоком уровне, то есть на уровне возможностей и стратегий.

НЛП может помочь вам произвести изменения на высоких уровнях (убеждения и ценности, индивидуальность и цели) и согласовать ваши цели со всеми более низкими уровнями. Когда это происходит, ваши жизненные цели становятся ясными и достижимыми.

В следующей статье будет рассказано, как лучше понять других людей и добиться личностной гармонии, используя теорию логических уровней.

Использованный источник:  NLP Center

Источник: http://drdo.ru/psihologiya/vliyanie/logicheskie-urovni-nlp-chast-1/

ПСИ-ПОРТАЛ

ПСИ-ПОРТАЛ

Автор: Алексей Недозрелов, 30 Май 2012

Логические уровни (модель нейро-логических уровней) – система структурирования внутреннего мира человека, предложенная Робертом Дилтсом. Логические уровни, структурированные в систему, часто называют пирамидой логических уровней.

Логические уровни: общая структура

Дилтс предлагает ввести иерархию мыслительных процессов, где каждый более высокий логический уровень определяет более низкие и выделяет 6 уровней:

  1. Окружение
  2. Поведение
  3. Способности
  4. Убеждения/ценности
  5. Идентичность
  6. Миссия и духовность.

Начнем с того, что все мы в каждый момент времени где-то находимся, соответственно, что-то нас всегда окружает. Вся эта информация об окружающем мире обобщается в первый логический уровень – уровень окружения.

Это наше осмысление того, что происходит вокруг.  Это предметы, люди, места, даты, сроки – все, с чем мы манипулируем в повседневной жизни. И здесь мы выходим на следующий логический уровень – уровень действий.

Уровень действий – это все, что мы делаем. Обратите внимание на ключевую особенность – уровень действий определяет уровень окружения, точно также как каждый более высокий логический уровень определяет уровни более низкие. И это логично – все наши действия производятся либо с чем-либо, либо над чем-либо.

Собственно, уровни поведения и окружения описывают всю нашу жизнь – мы постоянно где-то находимся и что-то делаем, меняется поведение, меняется обстановка, а жизнь бурлит.

На уровне окружения находится то, что то нас привлекает и ради чего мы делаем какие-то действия; и на уровне поведения находится большая часть попыток изменить поведение человека, по принципу «сделай то» или «так делать нельзя».

Этот метод воздействия наименее эффективен, поскольку если человеку хочется действовать по-другому, и мы не предложили ему каких-то приятных стимулов из уровня окружения, у него нет совершенно никакой мотивации делать то, что нам нужно.

Но идем выше. Когда человек, в глобальном плане, делает что-либо? Когда он, как факт, может это сделать. И это следующий логический уровень – уровень способностей и возможностей. Этот уровень определяет наши потенциальные действия, наши ограничения и возможности, а также способности к обучению.

Идем выше. Что определяет наши способности? От чего зависит, будем ли мы осваивать какой-либо навык? От того, насколько нам важно обладать этим навыком. И это – уровень убеждений и ценностей.

Мы делаем то, что для нас важно, и в результате нас окружает то, что имеет для нас ценность – так обусловливается взаимосвязь логических уровней.

В плане воздействия, если нам удается зацепить в человеке какую-то важную для него ценность, нам даже не нужно говорить ему, что делать – он сам выстроит свои действия в соответствии с этой ценностью.

Именно на уровне ценностей начинается действительно глубокая подстройка – нас тянет к тем людям, которые разделяют наши убеждения, нашу систему ценностей, с которыми есть, о чем пообщаться. Если с человеком есть, о чем пообщаться – значит, произошла подстройка по ценностям и убеждениям.

Специфическая особенность убеждений в том, что они существенно меньше опираются на реальный опыт, чем более низкие логические уровни, и иногда вообще от него не зависят.

Это как критика Пастернака в советские годы – «читать не читал, но мнение имею».

За счет этого убеждения могут быть, с одной стороны, достаточно странными, и, с другой стороны, на них можно достаточно сильно воздействовать – на чем и строится большинство манипуляций на уровне идеологии.

Убеждения человека сливаются в единое комплексное убеждения о том, кем он является – это уровень идентичности. На этом уровне человек отвечает на вопрос «кто я?», что определяет его базовые убеждения и ценности, которые, в свою очередь, определяют его способности и действия.

Остается только один уровень, более высокий, чем уровень идентичности – уровень миссии, который определяет то, что человек считает выше и значимее себя самого. Не всегда этот уровень осознается, но именно он определяет глубинную интеграцию личности и ответы на вопросы о смысле жизни.

Система логических уровней позволяет интегрировать бессознательные процессы в единый вектор для наиболее продуктивного достижения поставленных целей (техника «интеграция логических уровней»). Для этого на одной линии создается серия пространственных якорей, расположенных на расстоянии шага друг от друга, соответствующих каждому из логических уровней.

Проходя по цепочке якорей и осознавая в контексте каждого из уровней свою цель и стратегию ее достижения, мы укрепляем взаимосвязь между якорями и поставленной целью, выстраивая бессознательные процессы поиска нужных ресурсов и решений.

Цепочка якорей проходится несколько раз (каждый раз все быстрее), что еще больше способствует интеграции якорей, цели и ресурсов для ее достижения.

Источник: http://portal.psymodelling.ru/logicheskie-urovni/

Логические уровни НЛП

Логические уровни НЛП

Как всякое мастерство, НЛП — есть воплощение баланса. Баланса между теорией и практикой, между наукой и искусством, между сложностью и простотой. В этом оно подобно игре в шахматы, где одно поле — восемь на восемь клеток, два цвета и шесть видов фигур создают громадное разнообразие партий; или музыке, где семь нот есть источник всех мелодий.

НЛП состоит из небольшого числа элементов, которые дают небывалую разрешающую способность для изучения и описания субъективного опыта человека, а также гибкие и мощные средства проведения изменений.

Каждая техника и каждая модель НЛП как инструменты мастера сочетают гибкость с четкостью формы, простоту структуры с богатством и глубиной «недокументированных возможностей», часто неожиданно открывающихся со временем.

Модель логических уровней

Автор модели, Роберт Дилтс, в своей энциклопедии НЛП вводит логические уровни как отношения между элементами субъективного опыта: «Термин логические уровни, в том виде, как он применяется в НЛП, был адаптирован Р. Дилтсом из работ Грегори Бейтсона в середине 80-х и относится к иерархии уровней процессов для личности или группы.

Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом влиянии друг на друга. При этом, в зависимости от положения каждого логического уровня, взаимовлияние происходит с разной степенью интенсивности.

Так, например, изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

При этом следует отметить, что формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

  • окружение — реакции,
  • поведения — действия,
  • способности — направление,
  • убеждения и ценности — дозволение и мотивация,
  • идентичность — кто я?,
  • миссия — видение, смыслы, духовный уровень (на рисунке миссия и трансмиссия обозначены раздельно, но по сути они относятся к одному уровню)

Описание уровней

При знакомстве с логическими уровнями первым делом приходит на ум известное человеческое свойство — раскладывать все по полочкам.

Продолжая аналогию, можно сказать, что изучение пирамиды уровней — хороший способ изучить сам «шкаф», со всеми его полочками. В модели Р. Дилтса внимание уделяется и самой системе расположения полочек, и тому, что и где лежит.

Подобное знание оказывается весьма полезным на практике. Особенно, когда все разложил по полочкам, а что именно и куда конкретно — уже забыл.

Каждая «полочка» такого «шкафа» предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает уникальное множество категорий субъективного опыта. Посмотрим, что же скрывается за названиями уровней?

Начнем снизу вверх (см. рис.).

«Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеют место ваше поведение и взаимодействия», — вводит определение автор модели. Следуя определению, дополним его информацией из советского энциклопедического словаря: «окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир».

Читайте также:  Жестовая гимнастика - психология

Все, что может быть выражено словами относительно этого уровня, отвечает на вопросы популярной телепрограммы: «Что? Где? Когда?» и другие аналогичные животрепещущие вопросы, например: «С кем? У кого?». По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, среду обитания человека.

Уровень окружения — набор категорий опыта, обладающих свойством статики (то есть неизменных во времени). Время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия. Лингвистически уровень окружение выражается с преобладанием существительных.

Уровень поведения, действий.

Энциклопедический словарь определяет поведение как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде».

Таким образом, этот уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?», посвящен информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами.

Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу — одна скорость. Я бегаю — другая скорость. Я мчусь во всю прыть — третья скорость. На этом уровне время — уже не дополнительная координата, а мера изменений.

Получается, что уровень действия соответствует задачам, похожим на те, что ставит перед собой кинематика — раздел теоретической механики, где изучается только механическое движение тел без анализа определяющих это движение условий и причин.

Условия и причины движений следует искать на уровне способностей.

Способности по энциклопедическому словарю — это «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности».

«Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения», — определяет Р.

Дилтс содержание данного уровня.

На этом уровне НЛП группирует разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Сюда же относятся различные состояния, являющиеся ресурсами при осуществлении стратегий. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения. Ценности.

Это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности.

Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культуральные особенности. Формируются к десятилетнему возрасту, редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения.

Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней.

Как сообщает энциклопедический словарь, ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?» Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности.

Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

Уровень идентичности сводит систему убеждений и ценностей в самоощущение… Уровень идентичности указывает, с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат: «Кто предполагается вовлеченным? Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?

Прибавляя к этому определение энциклопедического словаря: «личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности», получим исчерпывающее описание категорий опыта, находящихся на данном уровне.

Если логический уровень убеждений и ценностей — есть некая алгебра человеческого опыта, то, продолжая параллель с математикой, уровень идентичности — некая топология. Топология — обобщение геометрии, занимающееся классификацией различных фигур и их свойств как целостных объектов.

В обычной геометрии квадраты, круги и треугольники — уникальные в смысле топологии фигуры с уникальными свойствами. Аналогично на уровне идентичности «Бизнесмен», «Семьянин», «Профессионал» — отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами.

А еще уровень идентичности — это уровень имен. Главный критерий вынесен в заголовок уровня — идентичность. Как в романе У. Ле Гуин «Волшебник земноморья» знание истинных имен окружающих предметов делает волшебника профпригодным, так и в НЛП — знание имен отдельных частей личности дает консультанту возможность осуществлять максимально быстрые изменения.

Как в обычном программировании идентификаторы применяются для доступа к информации, так и в НЛП на этом логическом уровне расположены идентификаторы очень больших целостных комплексов нашего опыта. Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.

Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень «Spiritual», который можно перевести и как «духовный»: «В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается «духовного» опыта.

Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации».

На практике из «духовного» уровня выделяется особый самостоятельный логический уровень. Он носит название «Миссия». По определению энциклопедического словаря «миссия (от лат.

missio — посылка, поручение) — делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением». Определение не точно, а, скорее, метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне.

Главным критерием отбора служит ключевое слово «определенное поручение».

Это уровень маршрутов, проложенных по «карте, которая не территория». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, — начиная от необходимых ролей и кончая конкретным сенсорно проверяемым окружением.

Модель этого процесса воплощена, например, в компьютерных играх RPG, где, зная задачу и маршрут, каким предстоит пройти, можно выбрать для себя подходящего героя: воина, мага или даже вора, задать необходимые «скилы»- способности и подобрать нужное вооружение-окружение.

Если продолжать «научную» метафору, то уровень миссии открывает уровни философского и метафизического опыта, касающегося систем, больших, чем отдельная личность или идентичность.

Следующий уровень называется «Трансмиссия». Называть этот блок информации логическим уровнем вообще-то некорректно, поскольку, по сути дела, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии, как изображено на рисунке 2.

Перевернутая пирамида трансмиссии объединяет информации о системах, для которых субъект является одной из составляющих частей. В этом, по определению Дилтса, и состоит уровень «spiritual».

Данная пирамида в НЛП пока исследована мало. По крайней мере, подробного ее описания, как и методов работы с ее уровнями, в известных учебниках НЛП нет. Даются только схемы, где названия уровней и их количество несколько изменяется от источника к источнику.

Однако именно в этой пирамиде заложен громадный потенциал для системного консультирования коллективов, начиная от семейной терапии и заканчивая крупными фирмами и государственными институтами. Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» — могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Техника «Интеграция логических уровней»

  1. Подготовьте физическое пространство для каждого из шести ЛУ (расположите на полу листы бумаги)
  2. Определите значимые для вас контексты, которые имеют прямое отношение к достижению вашей цели
  3. Шагните на лист «окружение» и ответьте на вопрос: «Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении?»
  4. Сделайте шаг на лист «поведение» и ответьте на вопрос: «Какие важные для вашей цели типы поведения вы уже используете в данном окружении со значимыми людьми и вещами?»
  5. Шагните на лист «способности» и ответьте на вопрос: «Какие способности поддерживают эти виды поведения в данном окружении?»
  6. Шагните на лист «ценности/убеждения» и ответьте на вопросы: «Почему вы используете именно эти способности для выполнения этих действий? Какие убеждения и ценности определяют ваши способности, которые поддерживают данные виды поведения в данных контекстах?»
  7. Шагните на лист «личностное своеобразие/идентификация» и ответьте на вопросы: «Кто вы такой и почему храните эти ценности и убеждения? Чем вы отличаетесь по сути от других людей, обладая такими способностями, которые приводят к данному поведению в данном окружении?» Можно использовать метафору для выражения личностного своеобразия.
  8. Прежде чем шагнуть на лист «миссия/духовность», представьте себя как можно более детально себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Опишите (ВАК) свой образ, свое видение мира, частью которого являетесь вы сами. Затем шагните на этот лист и ощутите себя обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации вашей цели. Ощутите себя духовным существом, частью Вселенной.
  9. Увеличьте и заякорите свое физиологическое состояние, соответствующее вашему чувству миссии. Поддерживая это состояние, идите назад шаг за шагом, к «личностному своеобразию», «ценностям/убеждениям», «способностям», «поведению и окружению». По мере того, как вы привносите осознание собственной миссии и свой образ в каждое из пространств, обратите внимание на добавления на каждом логическом уровне, которое важно было бы сделать для наискорейшего достижения своей цели.
  10. Продвигаясь от уровня «миссии» к «окружению» важно сохранять соподчинение всех логических уровней с вашей миссией: какое «личностное своеобразие» будет более полно отвечать данной миссии? Какие «ценности/убеждения» будут соответствовать такому «личностному своеобразию»? И т.д.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-tehniki/33-lu-nlp

Логические уровни

Логические уровни

Система логических уровней взята с курса НЛП-Практик. Уровни – это иерархия информации в голове, по принципу пирамиды. На верхних уровнях находятся основообразующие элементы, на нижних  — их следствия. Обычно пирамиду рассматривают снизу вверх. Нижние уровни это окружение и поведение.

Окружение – материальный мир и всё, что в нем находится: вещи, люди, животные, природа и т.д. Поведение – это то, что мы с этим делаем. Вещью топор забиваем гвозди, вещью ручка разукрашиваем картинку в газете и т.п.

Дальше идет уровень навыков и способностей, потом – убеждения и ценности, потом – личностное своеобразие и на самом верху – миссия. См. рис. 8

Рис. 8. Логические уровни.

Если на это все взглянуть как на следствие пирамиды потребностей Маслоу (рис. 9), то нужно начинать сверху. На самом верху находится самый важный смысл – зачем человек живет на свете. Конкретный человек, а не обобщенное понятие.

Зачем именно я живу? Какова моя миссия в жизни? И если учесть, что Маслоу общался с президентами США, то как раз о миссии он их спрашивал. И там может быть что-то великое, какой-нибудь позитивный смысл о будущем, о том, что он после себя оставит людям. Но, мы не президенты США.

Многие об этом вообще не задумываются. Это что-то типа кризиса среднего возраста, зачем я жизнь живу? Но у многих жизнь течет без кризисов, или некогда об этом задумываться. Если человек знает свою миссию на земле – то это великий человек. По РСИ (рис. 10) – это идеологи, а их очень мало на земле живет.

Если человек не задумывается о своей миссии, то там обычно такие смыслы: дом, семья, работа, друзья.

Рис. 9. Пирамида потребностей Маслоу.

Ребенок, дети – миссия. Материнство и отцовство – прошивка от природы, такая миссия есть у каждого. Например: хочу стать директором крупной компании, хочу быть губернатором или председателем – это не миссия, это предыдущий уровень. В любой религии есть миссия.

Святые деятели – руководствовались миссией служением Господу. Миссия – основополагающий фактор. Из него вытекают следующие логические уровни. Миссия есть у любого человека, не зависимо от того осознает он её или нет.

Если не осознает, то там за него уже позаботились окружающие люди: родители и политики, реклама и тв-программа. В любом случае там прописана какая-то информация. Вот, например, влюбился – получил миссию служить тому, в кого влюбился.

Читайте также:  Демонстрация несостоятельности - психология

На логическом уровне миссия находятся глобальные смыслы существования конкретного индивида. С миссией по жизни! Самоактуализирующаяся личность по Маслоу.

Рис. 10. Социальные игры (РСИ)

Представьте, что как-будто у вас есть всё: деньги, квартиры, машины, виллы, яхты, жены (мужья), дети… Всё что пожелаете, вам не нужно думать где взять деньги, у вас их сколь угодно много. Представьте себя сыном или дочерью Рокфеллера.

Чем вы тогда займетесь? Будете прожигать свою жизнь? Будете всю жизнь путешествовать и ни в чем себе не отказывать? Что будете делать? Купите себе еще один особняк или новую яхту? Уедете в отдаленную местность и отречетесь от современного общества? У вас очень много времени до конца жизни, и вы обеспечены, как будете проводить жизнь? Вам не нужно ни о чем задумываться, можете жить для себя и в свое удовольствие. Можете тратить деньги бесконечно и без ограничений. Кем вы тогда будете? Станете меценатом, будете жертвовать на благотворительность? Какова будет ваша миссия, зачем вы живете на белом свете? Возможно, мало кто об этом задумывается, и в конечном итоге деньги здесь не главное. Потому что есть примеры, когда человеку доставалось большое состояние по наследству, и он его растрачивал в пустую. Для миссии важны другие факторы: наличие свободной энергии, уровень понимания и осмысления жизни, приверженность поставленной цели и др. О своей миссии в жизни мало кто задумывается, мысли большинства людей крутятся вокруг материальных ценностей.

Следующий уровень – личностное своеобразие, это о том, кто я? Кто я такой? Вот тут попроще будет: я – таксист, я – тракторист; я – папа, я – мама, а я – директор школы и т.п., в зависимости от контекста. И тут мы становимся исправными винтиками в существовании человеческого общества.

Кто кем хотел стать в детстве? Мальчики – космонавтами или пожарниками, девочки – мисс вселенная или ведущей по тв. У Маслоу это потребность в признании и уважении. Это социальные роли, которые мы исполняем. Этот уровень много значит, он непосредственно связан с миссией.

Например, если человек стремиться стать лидером профсоюза то на верхнем логическом уровне его миссия — бороться за права рабочих, или отстаивать права рабочих. Служить народу.

Теперь посмотрим на уровни снизу. Самый нижний – уровень окружение. Все, что нас окружает, весь предметный материальный мир. Описывать его мне не интересно, с ним и так все понятно. Дальше идет поведение, это то, что мы делаем с окружением.

В окружении машина едем по городу, в окружении тв смотрим программу, в окружении собака гуляем по улице, в окружении жена ходим по окружению магазин и т.д. Для того чтобы пользоваться окружением необходим следующий логический уровень – навыки и способности, всякие разные умения из процесса обучения.

Например, я умею говорить на иностранном языке – навык. Я его использую для поведения – разговаривать, в окружении иностранцев на их территории. А еще я умею водить автомобиль. Я его использую для поведения ехать по окружению дорога. Логический уровень навыки и способности, это то, что я умею делать.

Человек учится, и у него появляются новые навыки и способности. Когда-то в детстве я учился пользоваться ложкой и вилкой, теперь у меня есть соответствующие навыки и способности. Бывают у людей эксклюзивные навыки, например Брюс Ли умел драться, он знал карте и использовал его в кино. Навыки это то, что я могу.

А на логическом уровне личностное своеобразие Брюс Ли был каратист, так же как и Джеки Чан.

Логические уровни — личностное своеобразие, навыки и способности, поведение и окружение — это уровни, которые чаще всего озвучиваются и осознаются. Здесь все просто и понятно. Например, мастер по ремонту тв (личностное своеобразие) умеет чинить холодильник (навыки и способности).

Обладая соответствующими навыками, чинит (поведение) водопровод (окружение). А вот зачем и почему он это делает – это логический уровень убеждения и ценности.

Если человек автоматически проживает жизнь и не задумывается, зачем и почему он что-либо делает, то этот логический уровень не про него. Это «честные» и «бедные» по РСИ, с низких логических уровней. Иначе их можно назвать шудрой из кали юги в тама гуне.

Такие люди особо были нужны во времена СССР КПСС, которые работали роботами ради великой мечты. В те времена миссия была у всех одна: обогнать и перегнать Америку.

Перед тем как двинуться дальше в самую гущу логических уровней подведем итоги. Человек, как существо социальное имеет социальные роли: на работе он – профессия, на досуге он – отдыхающий, в семье он – кто-то из родственников, социальная роль зависит от контекста.

Для того чтобы исполнять эту социальную роль у человека есть определенное количество умений, навыков и способностей, то что он может. А может человек поведение в окружении. Я надеюсь здесь все понятно и наглядно. Отец семейства умеет зарабатывать деньги, умеет воспитывать ребенка. Если не умеет пусть идет и учится соответствующим навыкам и способностям.

Любые навыки и способности выливаются в конечном итоге в определенное поведение в определенном окружении.

Миссию человек себе формирует сам, сам принимает решения о каких-либо действиях, берет на себя ответственность. Миссия – это духовная цель. Но, мысли человека обычно привязаны к материальному миру, не многие способны на великие деяния. В молодости много различных желаний и надежд по поводу грядущей жизни.

А, время идет, и ничего не реализуется. И обычно человек погружается в пучину материального мира. Чё где купить, чё по телеку показывают, или куда поехать отдохнуть. Людей, которые реализовались в жизни не так много. А великих – единицы. Каждый, хотя бы раз в жизни задумывается о своей миссии в жизни.

И для того чтобы с этим разобраться хорошо бы знать, кто я такой?

Соционика как раз отвечает на вопрос кто я такой и кто люди вокруг. Но только это не социальные роли, не профессии, не ученые степени и не занимаемые должности. Я  — это Тип Информационного Метаболизма, с большой буквы.

Зная свой тип, зная свои сильные и слабые стороны, вооружившись моделью А и квадровыми системами ценностей легче и проще сформировать свою миссию. Потому что природа не зря придумала 16 типов, у каждого есть свое место в жизни и свое предназначение в развитии цивилизации.

У каждого типа есть свои сильные и слабые стороны, и любое обучение и выбор профессии нужно строить исходя из типа. Некоторым типам информационного метаболизма математика противопоказана, а высшая математика вообще не реальна к пониманию. Или какая-нибудь теория вероятностей.

Важно понять, что универсальных людей не существует. И, чем лучше вы это понимаете, тем проще определиться с миссией. Зная кто вы, легче жить на свете, проще формировать цели и достичь самореализации.

далее >>>

Источник: http://professor-socionici.com/?page_id=74

Логическое мышление — развитие логики

Логическое мышление

– это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая.

Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики».

Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве.

Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок.

Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий.

Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария.

На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Источник: https://4brain.ru/logika/

Логические уровни

Логические уровни

Модель состоит из 6 уровней, которые находятся в строгой иерархической зависимости. Их можно выстроить по принципу пирамиды, как показано на рисунке.

Что представляют из себя эти уровни:

1. окружение – люди, предметы, места, все то, что нас окружает. 2. поведение – это наши действия. 3. способности/навыки – тут понятно. 4. убеждения/ценности – наши взгляды на жизнь. 5. идентичность – наша принадлежность к определенной группе.

6. духовность (миссия) – смысл жизни человека или целого человечества.

Зависимость уровней идет от 6 к 1. Т.е. если мы будем менять нижние уровни, они не будут менять вышестоящие, и наоборот, если изменим вышестоящий, то нижние автоматически изменятся.

Для наглядности, разберем пример. Очень хорошо воспринимается пример с продавцом.

Захотел человек что-то продавать, но не может найти своих потенциальный покупателей, вроде и интерес к продукции есть, но продажи маленькие.

Что можно сделать? Пойдем по нашим уровням:

1 уровень – сменить место, в надежде, что в другом районе будет большие интерес. При этом, наше поведение, наши знания останутся прежними.

2 уровень – сменить поведение. Тогда на нас будет реагировать другая аудитория, следовательно, без смены места, можно сменить аудитории. При этом, наши навыки остануться прежними.

3 уровень – сменить навыки, приобрести новые знания. Как следствие, меняется наше поведение, из-за поведения аудитория. И т.д.

Суть, думаю, понятна. Меня более высокиё уровень, автоматически меняются все ниже стоящие.

Первые три уровня, это то, чем занимается большинство. То, что мы меняем в себе учась в школе, ВУЗ’е и т.д. Но мало кто меняет в себе то, что находиться выше: убеждения, свою принадлежность, пытаются осознать смысл своей жизни. Хотят, но не меняют.

Секрет успешных людей в том, что у них другое мировоззрение, а это приводит к изменению всей цепочки. Да, мы можем скопировать навыки, поведение, но без нужных убеждений это работать не будет.

Читайте также:  Правильное питание - здоровое питание! - психология

Частый случай, когда человек заканчивает какой-то ВУЗ и становится очень успешным. Что происходит в головах большинства? Они думают, что если и они пойдут в этот же ВУЗ, на этот же факультет, то они тоже станут успешными.

У нас в городе очень интересная ситуация вокруг нефти и газа.

На факультет, готовящий нефтяников большой конкурс, все пытаются пробиться туда в надежде, что по его окончанию сядут в большой кабинет, будут деньгами ворочать и т.д.

Но после окончания их ждет буровая, холод, дискомфорт, обычная зарплата и т.д. Но об этом мало кто думает, все ориентируются на верхушку, а чтоб в неё попасть нужно совсем другое.

А если взять самые высокие уровни? Кто ты, маленький винтик в большом механизме, от которого, по большому счету ничего не зависит, либо ты часть этого механизма, которая может влиять на всю систему?

Или уровень миссии. Ты родился, чтобы просто прожить жизнь, либо ты пришел изменить этот мир?

Изменение самого высокого уровня может изменить всю пирамиду, и всю вашу жизнь, пустив её по нужному вам руслу.

Все очень просто и понятно, а главное эффективно!

Источник: http://pushkinsergey.3dn.ru/publ/obrazovanie/prodazhi/logicheskie_urovni/10-1-0-67

Логические уровни НЛП — Тренинги личностного роста

Логические уровни НЛП - Тренинги личностного роста

Мы строим отношения на разных уровнях. Американский исследователь и преподаватель НЛП Роберт Дилтс использует серии, которые он называл нейрологическими уровнями. Этот термин давно вошел в лексикон специалистов НЛП. Такие уровни очень полезны для достижения взаимопонимания и личного изменения.

Окружающая среда — это место, где мы находимся, и люди, с которыми мы взаимодействуем. Вы наверняка слышали такое выражение: «Быть в нужном месте в нужное время». Люди связывают свой успех с окружающей их средой.

На этом уровне разделяемые обстоятельства порождают взаимопонимание. Например, если вы ходите на вечерние курсы китайского искусства, то наверняка встречаете там тех, кто разделяет ваш интерес.

У вас возникают контакты друг с другом и взаимопонимание на определенном уровне.

Второй логический уровень — поведение (что)

Это уровень специфичного, сознательного действия: то, что мы делаем. В НЛП понятие поведения включает и мысли, а не только действия. То, что мы делаем, не случайно.

Наше поведение направлено на достижение цели, хотя это не всегда бывает ясно даже нам самим. Мы можем желать изменить поведение, бросить курить или стать более уравновешенными.

Но иногда изменить нежелательное поведение бывает очень трудно, поскольку оно самым тесным образом связано с другими нейрологическими уровнями.

Третий логический уровень — способности (как)

Это уровень навыков, поведения, повторяющихся настолько часто, что его можно считать постоянным, автоматическим и привычным. К данному уровню относятся мыслительные стратегии и физические навыки.

У каждого из нас огромный набор навыков — врожденных (например, ходьба или умение разговаривать) и приобретенных (математика, спортивные способности, игра на музыкальных инструментах и т. п.).

Если человек считает свой успех результатом счастливой случайности, он описывает его только на уровне поведения, не думая о повторяемой настойчивости, не говоря уже о способностях.

Четвертый логический уровень — убеждения и ценности (почему)

Это то, что мы считаем истинным и важным для себя. Убеждения и ценности направляют нашу жизнь в желательном направлении. Они одновременно действуют как разрешения и запреты. Есть ли какие-то навыки, которыми вам хотелось бы овладеть, но вы считаете это невозможным? Пока вы верите в то, что не можете овладеть каким-то навыком, вам это и не удастся.

А существует ли навык, которым вам нужно овладеть, но вы не считаете его важным? До тех пор пока вы не станете ценить его, ваша мотивация не станет достаточно сильной для оатадения этим навыком.

Иными словами, мы способны одновременно придерживаться противоречивых убеждений; у нас есть и различные ценности, являющиеся результатом противоречащих друг другу поступков.

Пятый логический уровень — идентичность (кто)

Вам наверняка приходилось слышать, как люди говорят: «Просто я — не такой человек». Здесь речь идет об идентичности, о восприятии самого себя, о своих ключевых убеждениях и ценностях, которые определяют человека как личность. Идентичность очень устойчива, хотя каждому вполне по силам строить, развивать и менять ее.

И наконец, шестой логический уровень — духовный

Это ваша связь с другими, с тем, что выше вашей идентичности, но над чем вы все же задумываетесь. Раппорт на этом уровне описывается в духовной литературе как чувство общности с человечеством, вселенной и Самим Богом.

На заре развития НЛП, в начале 70-х годов, в психологическом мышлении существовал пробел. Бихевиористская психология того времени оперировала понятиями действия и реакции, стимула и отзыва на него, взаимосвязи между окружающей средой и поведением.

Существовало и множество психологических систем, опирающихся на системы ценностей, убеждений, отношений и самоактуализации. Удивительно, что во всем этом отсутствовал очень важный элемент — уровень способности.

НЛП заполнило этот пробел, предложив пошаговые процедуры, с помощью которых можно легко научиться достигать совершенства.

Источник: http://ikra-ts.ru/nlp/pillars/logical-levels-of-nlp

Что такое логика и зачем она нужна?

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление — процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях.

    Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.

  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления.

    Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением.

    Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).

  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов.

Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека.

Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и  присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках  или философии применяют строгую и формализованную логику.  В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже.

Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.

  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни.

    Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение  специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно, на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

В современной психологии существует большое количество упражнений, способных развить в человеке наблюдательность, мышление, интеллектуальные способности. Одним из действенных упражнений является «Логичность».

Основная идея упражнения – правильное определение взаимосвязи между суждениями и логичен ли составленный вывод. Например: «Все кошки умеют мяукать. Васька – кот, значит, он умеет мяукать» — данное утверждение логично.

«Вишня красная. Помидор тоже красный, значит он – фрукт». В этом умозаключении допущена явная ошибка. Каждое упражнение позволяет выстраивать для себя логическую цепочку, которая позволит принять единственное верное решение.

Источник: http://9psy.ru/chto-takoe-logika-i-zachem-ona-nuzhna

Ссылка на основную публикацию