Логическое мышление и житейский абсурд — психология

Логическое мышление — развитие логики

Логическое мышление и житейский абсурд - психология

Логическое мышление

– это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая.

Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики».

Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве.

Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок.

Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий.

Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария.

На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Источник: https://4brain.ru/logika/

Логика и психология мышления

Логика и психология мышления

Отличаются ли, с вашей точки зрения, два следующих утверждения: «Все гениальное просто» и «Все простое гениально»? Если вы согласны признать истинным первое утверждение, то логично ли будет согласиться и со вторым? По данным Б.А.

Кулика, специалиста по моделированию рассуждений, подавляющее большинство сегодняшних студентов затрудняется уверенно ответить на эти вопросы и уж тем более корректно обосновать свои ответы. Хотя любой выпускник старой русской гимназии, в которой логика была обязательным предметом, ответил бы не задумываясь.

На самом деле выполнить это задание можно с помощью правил формальной логики (тогда ответ будет однозначным и категоричным — «нет»), а можно — на основе «логики естественных рассуждений». Так и действуют большинство студентов.

Приводя подтверждающие или опровергающие примеры, они приходят к выводу об относительности Истины, содержащейся в обоих высказываниях, и этот вывод кажется вполне логичным, несмотря на его противоречие законам формальной логики.

Глава 9. Мышление и речь

В чем же суть формальной логики и как она связана с «логикой естественных рассуждений»? Каковы преимущества познания, осуществляемого логическим мышлением?

С IV в. до н.э. существует наука логика (от греч. logos — слово понятие, рассуждение, разум), которая занимается законами пра-вильного мышления.

Задача логического исследования — обнаружение и систематизация определенных схем (законов) правильного рассуждения.

Логика, как достаточно сложная (но в то же время весьма полезная для каждого) наука, во многом способствовала в XX в.

бурному развитию информационных технологий, поскольку на законах логики основывались алгоритмы, заложенные в компьютерные программы.

Безупречная логическая правильность (не путать с разумностью!), четкость и скорость преобразования информации даже породила у многих иллюзию превосходства «мышления» компьютера над человеческим.

Основные законы классической логики описал еще Аристотель. В настоящее время развиваются идеи новых неклассических, логик (логика умолчаний, логика веры, нечеткая логика и т.д.).

От классической логики они отличаются тем, что в них не соблюдаются некоторые из законов, которые до XX столетия считались в логике основными (закон тождества, закон двойного отрицания, закон исключенного третьего и др.). Поясним разницу между ними на примерах.

В классической логике, следуя закону двойного отрицания, истинным будет являться утверждение «враг моего врага — мой друг». В неклассическом варианте предполагается, что «враг моего врага может быть и моим врагом». Хорошей иллюстрацией закона исключенного третьего является текст из сказки про Буратино.

Помните высказывание «больной скорее жив, чем мертв»? Согласно аристотелевской логике, если имеются два взаимоисключающих утверждения «больной жив» и «больной мертв», то одно из них истинно, а другое обязательно ложно (однако, какое является истинным, а какое ложным, логика определить не может).

Убрав из числа аксиом закон исключенного третьего, неклассическая логика допускает, что больной может быть одновременно «и жив, и мертв» и названия «Живой труп» и «Мертвые души» не являются абсурдом. Дж. Оруэлл, писатель, создавший антиутопию «1984», в качестве парадоксального литературного приема часто использовал нарушение закона тождества, например: «война — это мир», «свобода — это рабство».

Во второй половине XIX в. значительный вклад в развитие логики как науки и понимание значимости логики как способа мышления внес известный всему миру автор «Алисы в стране чудес» И|

9.2. Мышление как процесс вывода нового знания

«Алисы в Зазеркалье» Льюис Кэрролл, который был не менее талантливым ученым, чем писателем.

Заметили ли вы, что все, происходящее с Алисой, есть порождение мира с особой логикой? Вспомним, например, как, настаивая на казни Чеширского Кота, Король Червей доказывал, что все, что имеет голову, может быть обезглавлено, включая и Чеширского Кота, который в тот момент состоял из одной головы. Без знания логики и психологии логического мышления суть произведений Льюиса Кэррола непостижима.

Понять процессы мышления невозможно, если не знать логических методов построения рассуждений и способов аргументации, которые используют люди. Если логика как наука занимается определением правил (законов) формальных рассуждений и правил логически обоснованной трансформации высказываний (вспомним, пример: «Все гениальное просто» — «Все простое гениально»), то психология исследует:

• как люди строят естественные рассуждения с использованием логических законов;

• как люди решают логические задачи;

• как люди оценивают истинность (ложность) утверждений.

Логические процедуры являются культурными нормами организации процессов мышления. Они представляют собой социально устойчивые технологии (формы) мышления, которые интериоризи-руются, превращаясь в «орудия» (средства, по Л.С. Выготскому) индивидуального мышления. Мышление «окультуривается», становится высшей психической функцией и начинает существовать в формах «логического мышления».

Различают дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение и рассуждение по аналогии. Дедуктивное рассуждение основано на правиле перехода (умозаключении) от общего знания (истинных суждений о целом классе объектов) к частному случаю.

Если «все металлы тонут в воде» (большая логическая посылка), а «золото — металл» (малая посылка), то с помощью логичееких правил легко получить новое частное знание — логический вывод: «золото тонет в воде». Индуктивное рассуждение позволяет сделать общий вывод (закономерность) из ряда повторяющихся частных случаев.

В индуктивном умозаключении связь посылок опирается на факты. Индукция дает только вероятные или правдоподобные умозаключения, которые нуждаются в дальнейшей проверке.

Рассуждение по аналогии предполагает переход знания внутри одного уровня общности (от общего к общему, или от частного к Частному) и позволяет из сходства двух объектов в одних признаках сделать вывод об их сходстве в других признаках. Аналогии часто Используются в объяснениях, доказательствах, решениях задач.

Глава 9. Мышление и речь

В фило-, социо- и онтогенезе мы обнаруживаем дологические стадии развития мышления — практическое («ручное») мышление высших приматов (см. гл. 3), мистическое мышление у примитивных народов (Л. Леви-Брюль), дооперациональная стадия и стадия развития конкретных операций у детей (Ж. Пиаже). Начнем с изучения развитых форм логического мышления современного взрослого человека.

Источник: https://cyberpedia.su/1x58aa.html

Мышление мышления и немного о логике | Философский штурм

Как соотносится мышление и логика?

В этом вопросе есть два аспекта: чисто логический и философский.

Для логики вне вербальной области ничего не существует. Как, откуда рождается текст (знаковая система, рассуждение) ее не волнует — она берет текст каков он есть и анализирует его на предмет истинности/ложности суждений. Поэтому и вопрос о природе мышления находится за пределами логики.

Можно, конечно, как делают некоторые, внутреннее проговаривание текста назвать мышлением и заявить, что предметом логики является мышление.

Но тут есть один очень неприятный и некорректный момент — для логики не может существовать разницы между письменным, устным и внутренне-проговариваемым текстом. Логическая природа текста не меняется от того, в каком виде он существует. На то она и логика.

Тогда получается, если внутренний текст называть мышлением, то и его запись на бумаге следует называть аналогично — по крайне мере в пределах логики.

То есть как ни крути — предметом логики является текст — в виде рассуждений, в виде формул, в виде программ, даже в виде танца (вспомнив Лотмана) — а как его назвать дело десятое. Но называть все это мышлением как-то не получается. Все же мы привыкли, что мышление — это то, что в голове.

Итак, для логики нет разницы, где находится ее предмет (как его ни называй, текстом ли, рассуждением ли), нет разницы между внутренним и внешним, между в голове или на бумаге, а поэтому вводить в логику понятие «мышление», которое имеет однозначно внутреннюю прописку, не имеет смысла.

Следовательно, логика чисто логически никак не может заниматься мышлением. И вербальное оно или невербальное тут не имеет значения. Если невербальное — то оно не является предметом логики, как не являющееся знаковой системой. А если мышление вербально, то оно для логики (именно для нее) неразличимо от текста.

Ну и потом, говоря, что логику не интересует происхождение текста, я подразумевал, что мы-то все задаемся этим вопросом.

И если выбирать из двух вариантов использования термина «мышление» (сейчас говорю только о терминологии): (1) мышление — есть текст и (2) текст есть продукт мышления, то я остановился бы на втором — даже по причине различения, не отождествления двух понятий. Ведь не зря же они в языке существуют.

То есть вполне логично на вопрос: а откуда берется текст? отвечать: из головы, из мышления. Или: что является продуктом мышления? — текст. Все вроде согласно языковой практике.

А вот вопрос про вербализацию, то есть про процесс перевода нечто из невербальной формы в вербальную — это уже не предмет логики, это вотчина философии. И тут огромное множество нюансов.

Если мы о говорим вербализации, следовательно, кроме продукта — текста — в этом процессе есть нечто исходное, что мы и переводим в текст. И понятно, что это нечто уж точно не есть текст.

Вербализацию же невозможно представить как чтение некой отдаленной вывески, на задней стенке черепа, для прочтения которой нам надо сильно напрягаться, да и то не все можем разглядеть — вот и заявляем, что произнесенный нами текст не совсем совпадет с тем, что на вывеске — некоторые слова пришлось домысливать.

Так вот, следовательно все же есть нечто такое, что мы различаем своим внутренним взором, но не текст, и что стараемся передать словами. Да еще нервничаем, злимся, когда это не удается: либо плохо различаем очертания этого нечто, либо просто нет слов подходящих…

Ну тут, конечно, и детям понятно, как нам стоит поименовать это «нечто» — безусловно — «мысль».

Мысль, которая приходит и уходит, или навязчиво постукивает по внутренней стороне черепка, а мы все не можем ее сформулировать, облечь в слова, вербализовать.

А когда вдруг это удается — радуемся как дети похожести мысли и слов, в которых нам все же удалось ее зафиксировать. Стали бы мы так радоваться, если мысль изначально существовала в нас в виде текста, а мы лишь произнесли ее вслух?

Можно еще много приводить примеров, подтверждающих, что то, что мы называем мыслью, мыслью как таковой, а не ее словесным воплощением (хотя и в этом смысле мы используем это слово) предшествует тексту, живет вне текста и лишь частично, не полностью в нем фиксируется.

Ну а некий процесс смены мыслей, или все месиво мыслей можно назвать мышлением. Что мы о нем можем сказать? А ничего, как о том, что больше нас. Что можно сказать о том, что само порождает наше говорение. Как можно понять само понимание? Правильно — вот это и называется не логикой, а философией. Для многих — пустейшее занятие — пытаться мыслить мысли.

Читайте также:  Падение на спинку стула - психология

Тут, конечно, следует заметить, что очень редко мы можем в своей голове наблюдать чистый поток мыслей, чистое мышление. (Для этого нужно что-то от Бога или изнурительные тренировки.) Обычно это не поток, а маленький ручеек еле-еле пробивающийся через теснину слов.

Человек постоянно, что-то говорит-говорит-говорит и за гулом внутренней речи обычно уже не прослушиваются мысли.

И они покидают голову такого человека, после чего он уже не занимается вербализацией — он лишь повторяет заученные фразы или называет предметы, которые видит — читает вывески.

А поскольку, он считает себя человеком разумным, мыслящим, то и свой непрерывный поток словесной шелухи называет мышлением. Но понятно же, что это не то мышление, которые мы определили, как творящее текст — этот поток ничего не порождает, он бесплоден.

А как мыслит человек способный творить — творить текст? Его внутренняя речь медленна, осторожна — не дай бог, вспугнуть мысль, ее надо приманить словами: так-так, давай-давай, ну же, да-а-а, да… — и новая фраза (философская, поэтическая, научная) готова.

Но это все лирика. А есть и логика. А логика нам говорит, что логическим путем невозможно вывести принципиально новые суждения. Доказать, что уже существующие истинны или ложны — пожалуйста. А вот новые — никак. Новое приходит не из логики.

Посмотрите предыдущий абзац — где там логика? Где там исходные посылки, где вывод и итоговое: что и требовалось доказать. «Что и требовалось доказать» бывает только тогда, когда уже ясно, что надо доказывать, когда уже все доказано.

А само доказательство всегда рождается вне логики, вылавливается из мышления.

Я конечно, далек от мысли запрещать людям называть свое речевое недержание мышлением. Ведь по сути, все, что они повторяю — когда-то было рождено мышлением.

И все, что они говорят, когда-то в чьей-то голове сфокусируется в в очередную новую мысль. Он наряди ее в слова. Красивую такую. В строгие такие.

Но мысли долго не живут — останется лишь оболочка, тиражируемая, проговариваемая, замусоливаемая.

Источник: http://PhilosophyStorm.org/boldachev/1350

Основы общей психологии

Основы общей психологии. . .

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования.

Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания.

Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом.

Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию.

Психология поэтому также берёт мышление не в отрыве от бытия, но изучает она как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида, в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях.

Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение своё к объективному, внешнему, логика вещей объектов мысли в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содержанием и более или менее адекватно осознаётся в его мышлении.

Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчётливо проявляется в истории психологических учений о мышлении.

Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы — из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе, у Дж.

Дьюи, определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из диалектической логики, из материалистической диалектики.

Источник: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl70.shtm

Психология мышления. — Психология и логика

Психология мышления. - Психология и логика

Страница 3 из 42

Психология и логика.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже, прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную про­блематику или сферу исследования.

Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию.

Проблемой психологии является протекание мыслительного процес­са, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвя­зи мышления с другими сторонами сознания.

Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем, теснейшим образом связаны друг с другом. Мышление как предмет психологического исследо­вания не может быть определено вне отношения мысли к бытию.

Психология так же как и теория познания рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования.

При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность проте­кания мыслительной деятельности индивида в специфическом отли­чии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, за­ложена уже в наших исходных положениях.

Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через свое отношение к объективному, внешнему, логика вещей — объектов мысли — в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содер­жанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении.

Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психо­логическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной фило­софской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой, теорией познания и с фило­софией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении.

Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской шко­лы — из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской пси­хологии опре­делялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.

В изучении мышления осо­бенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализ­мом. Исследование мышления занима­ет одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего.

Мышление в насто­ящее время исследуется не только психологией, но и различными други­ми науками — философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвис­тикой и т.д.

Начиная с XVII в. и вплоть доXX в. проблемы мышления осознавались в логике эмпи­рических представлений о человеке и при­сущих ему способах отношения с внешним миром.

Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия “готовых систем”, неиз­менные, как бы навечно дарованные чело­веку Богом или природой его познаватель­ные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов.

К родо­вым познавательным способностям отно­сили:созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объек­тами их образно-чувственное отражение), мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные фор­мы психической активности и соотносить с ними факты перцепции и выводы мыс­ли).

Мышлению оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюде­нии, в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь мышление — это прежде всего про­цессобобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несуществен­ных особенностей с помощью таких мыс­лительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/psichologiya-i-logika

Средства развития логического мышления взрослой личности

Средства развития логического мышления взрослой личности

Человеку свойственно не только познавать мир, но и анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения, всё это возможно, благодаря законам логики, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления человека.

Замечено, что в процессе мышления мы оперируем не только словами, но и отвлечёнными понятиями, мыслим теоретически.

Простые умозаключения могут делать даже дети, временами они выглядят забавно, при этом они говорят, что думают, поэтому принято считать «устами младенца глаголит истина». 

Можно дать следующее определение:

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Логическое мышление — процесс мышления, в котором используются понятия логики, выводы, заключения, основан на доказательствах и ведёт к обоснованным результатам, выводам.

Самообразование, развитие логического мышления издавна вызывали интерес, особенно у философов и учёных. Первым, кто начал изучать логическое мышление был Аристотель в 4 веке до н.э.

, его выводы и идеи стали основанием для создания целой науки логики, которая изучает проблемы соотношения законов логики и реальности, научное мышление, его закономерности.

Развитие науки стало большим толчком к прогрессу и развитию способов мышления.

Замечено, что современный человек воспринимает мир логичнее, чем первобытные племена, которые привыкли ориентироваться на личный опыт или суждения главы племени, не могли делать самостоятельные общие выводы.

Однако, даже сейчас мы сталкиваемся с нелогическим мышлением, когда делаем поспешные выводы, не успев рассмотреть вопрос в комплексе. Как же работает логическое мышление, его законы и средства развития логического мышления рассмотрим дальше в статье.

Схема работы логического мышления

Выделяют 3 формы логического мышления:

  1. Понятие — характеризует определённый предмет, его особенности. Это может быть и явление природы, абстрактные вещи (радость, печаль, дождь, ручка, свет).
  2. Суждение — включает в себя несколько понятий, взаимосвязанных определённым образом, несёт утверждение или отрицание (животные — часть биологической цепочки, круг не есть ромб, часть детей не любит учиться)..
  3. Умозаключение — позволяет на основе нескольких утверждений сделать новое.

При решении логических задач суждения записывают одно под другим, а вывод отделяют чертой.

Пример:

У насекомых шесть лапок.

Бабочка — насекомое.

У бабочки шесть ног.

Такие умозаключения называют ещё силлогизмами — сочетание двух суждений, между которыми есть взаимосвязь, одна мысль вытекает из другой, является следствием.

Итак, на основе двух суждений можно сделать новый вывод, заключение, который часто используем в математике для доказательства теорем, решения задач.

Однако, похожие схемы работают и в обычной жизни — в процессе труда, производства.

Какие законы логики применяют для решения жизненных задач?

Стоит обратить внимание, что учёные выделяют следующие уровни развития логического мышления:

  • предметно-действенное — наблюдается у детей до трёх лет. В этот период все знания приходят через опыт жизни, необходимо всё прочувствовать, проверить на прочность и вкус;
  • наглядно-образное мышление — наблюдается в возрасте трёх-семи лет, однако и во взрослой жизни используем это мышление. Оно основано на определённых образах, которые воспринимаем на слух, зрительно, тактильно;
  • абстрактно-логическое мышление — наблюдается в виде информации абстрактного содержания, не поддающейся чёткому представлению. Человек может использовать отвлечённые понятия, цифры.

Средства развития логического мышления предполагают понимание способов работы с информацией:

  1. Сравнение — схожие и различные свойства вещей, понятий.
  2. Анализ — дробление одного объекта на мелкие части.
  3. Синтез — объединение нескольких схожих элементов.
  4. Обобщение — выделение определённых элементов на основании схожих характеристик.
  5. Абстрагирование — умение мыслить отвлечённо, выделяя отдельные характеристики, особенности.
  6. Конкретизация — выделение частных элементов в общем явлении, понятии.
  7. Систематизация — разделение, структурирование понятий, явлений по разделам, группировка.
Читайте также:  Инкубация: подсознательный поиск решения - психология

Существует также порядок действий при работе логического мышления, который прослеживается и в логических играх:

  • Мотив — желание что-то узнать, разобраться, победить.
  • Анализирование существующей ситуации, исходных данных.
  • Решение задачи путём логических мыслей, выводов, поиска вариантов.
  • Поиск доказательств для подтверждения правильности выводов.
  • Проверка полученных результатов, внесение поправок.

Итак, средства развития логического мышления связаны также с правильным порядком и обработкой информации, умением подходить логически к решению задач, мыслить абстрактно, отвлечённо, находить способы решения и выходы из любой ситуации.

Законы логического мышления

Формирование и развитие логического мышления невозможно без понимания основных законов логического мышления, которые помогают делать правильные умозаключения.

К основным законам относят:

  1. Закон противоречия — этот закон установил ещё Аристотель, одно и то же явление не может иметь противоположные характеристики.
    Например: Венера — планета и Венера — не звезда; гладиолус — цветок и гладиолус — не цветок, верно лишь одно из высказываний.
    В искусстве, бывает, специально смешиваются нереальные понятия, сгущаются краски для получения более красочного результата. Однако в жизни, науке обычно истинность принадлежит одному из суждений.
  2. Закон исключённого третьего — этот закон предполагает выбор из 2-х суждений. Когда две теоретические истины можно объединить связкой «или».
    Например: Он сегодня придёт или не придёт, любовь есть в мире или её нет.
    Противопоставляются 2 суждения, при этом истинно лишь одно, третьего не дано.
  3. Закон тождества — предполагает, что утверждение влечёт само себя, истина рождает истину.
    Например: Если луна спутник, то она спутник.Закон не имеет в виду постоянство вещей в мире. Предполагается, что из одного утверждения вытекает другое и всё.
  4. Закон контрапозиции — позволяет отрицанием переставлять места утверждения начального и его следствия.
    Например: 1.Если идёт дождь, то дорога мокрая.

    2. Если дорога мокрая, то идёт дождь.

  5. Закон де Моргана — предполагает, что отрицанием можно объединить конъюкции (и) и противопоставление — дезинъюкцию (или).
    Например: Сегодня тепло и солнечно.
    Неверное, сегодня не тепло или не солнечно.

6. Правило отделения — предполагает возможность от условного знания перейти к выводам, умозаключениям.
Например: Если у ребёнка высокая температура, то это признак заболевания.
У ребёнка есть высокая температура. Он заболел.

7. Правило фальсификации — позволяет путём отрицания выводов приходить к отрицанию самих данных, утверждений. Используют для случаев определения ложности теорий, выводов, благодаря нахождению ложных результатов при проведении опытов.

Пример: Если бы кот мог летать, он бы был птицей.

Но кот не может летать. Следовательно, кот не является птицей (хотя летают и насекомые и млекопитающие).

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/sredstva-razvitiya-logicheskogo-myishleniya.html

Что такое логика и зачем она нужна?

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление — процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях.

    Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.

  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления.

    Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением.

    Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).

  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов.

Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека.

Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и  присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках  или философии применяют строгую и формализованную логику.  В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже.

Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.
  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни. Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение  специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно, на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

В современной психологии существует большое количество упражнений, способных развить в человеке наблюдательность, мышление, интеллектуальные способности. Одним из действенных упражнений является «Логичность».

Основная идея упражнения – правильное определение взаимосвязи между суждениями и логичен ли составленный вывод. Например: «Все кошки умеют мяукать. Васька – кот, значит, он умеет мяукать» — данное утверждение логично.

«Вишня красная. Помидор тоже красный, значит он – фрукт». В этом умозаключении допущена явная ошибка. Каждое упражнение позволяет выстраивать для себя логическую цепочку, которая позволит принять единственное верное решение.

Источник: http://9psy.ru/chto-takoe-logika-i-zachem-ona-nuzhna

Развитие логического мышления | Как развить логическое мышление?

Понятие и особенности развития логического мышления. Логика представляет собой науку о формах, способах и правилах умственной познавательной деятельности. Развитие логического мышления способствует усовершенствованию умения человека рассуждать и мыслить непротиворечиво и последовательно.

Логика необходима людям практически во всех жизненных ситуациях: начиная с простой беседы с оппонентом, выбора товаров в магазине, и заканчивая решением сложных технических или информационных задач. Мышление способствует нахождению обоснования определенным явлениям, осмысленно оценивать окружающий мир и грамотно выстраивать речь и суждения.

Развитие логического мышления — особенности

Наука логика изучает методы достижения истины, исключающие чувственный опыт, а основываются на процессе изучения и познания окружающих вещей на знаниях, которые были получены ранее.

Существуют интересные отличительные черты и особенности развития логического мышления:

  • Основанием для логических законов служат эмпирическое познание: конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.
  • Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей, человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.
  • Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.
  • Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков. Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное. Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда. Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».
  • Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.

Шесть аксиом логики

Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:

  • Необратимость времени. С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня», то есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.
  • Следственные связи, их последовательность.
  • Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.
  • Дедукция. Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.
  • Индукция. Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.
  • Последовательность действий: если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.

Человек – нелогичное существо

Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.

Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.

Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.

Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.

Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.

Функции логического мышления

Главная задача науки заключается в получении истинного знания о предмете размышления, основываясь на рассуждениях и разборе различных аспектов рассматриваемого явления и ситуации. Логика – это основной инструмент, используемый в каждой известной на сегодняшний день науки.

Две основных функции логического мышления:

  1. исследовать утверждения и вывести из них другие умозаключения;
  2. научиться грамотно мыслить, что поможет в самореализации и достижении целей.

Как развить логическое мышление

Люди, стремящиеся к внутренней гармонии, успеху и благополучию в основных сферах жизнедеятельности, задают вполне естественный и актуальный вопрос: как развить логическое мышление?

У каждого человека оно в определенной степени развито. Но для оптимального и наилучшего понимания действительности и получения способности использовать это в определенных ситуациях необходимо уметь быстро и грамотно логически мыслить. Каким образом можно научиться этому?

Необходимо регулярно тренировать мозг, не ленясь и не откладывая на потом. Многие ошибочно предполагают, что люди появляются на свет с предварительным конкретным умственным потенциалом, поэтому не могут стать умнее, мудрее или глупее, чем заложено генами и природой.

Это утверждение является неправдой, так как любой человек, регулярно тренируя свое мышление, развивается до конца своего жизненного пути. Эффективным методом самосовершенствования является постоянная зарядка для ума.

Советы экспертов, которые помогают развить память и мышление:

  • Рекомендуется в свободное время разгадывать любые логические задачи, созданные и для детей, и для взрослых. Необходимо решать ребусы, не стоит пренебрегать простыми загадками вида «найди отличия».
  • Регулярно необходимо проходить тесты на IQ. Результат при этом не очень важен, главное, процесс, во время которого происходит развитие мыслительных и умственных способностей.
  • Следует играть в логические игры с друзьями или знакомыми: шахматы, нарды и другие виды.
  • Рекомендуется заниматься самообразованием и изучением наук.
  • Необходимо учиться спорить, основываясь на факты и аргументируя свои умозаключения.
  • Нужно ввести в привычку чтение хороших детективов.
  • Специалисты утверждают, что в развитии логики большую роль играет интуиция. Как не парадоксально это звучит, но человеку необходимо научиться доверять ей. Ведь интуиция представляет собой итог умозаключений, сделанных на подсознательном уровне, когда люди неосознанно делают выводы из информации, которая некогда уже была получена мозгом.

Конкретные упражнения для развития логического мышления

Очень эффективны коллективные упражнения для логического мышления:

  • Кодирование известных фраз, куплетов песен и пословиц.

Группа людей делится на две компании. Каждая из них предлагает своим соперникам разгадать смысловую загадку, предающую содержание текста.

Пример: У служителя церкви в собственности находилось живое существо.

Несмотря на большие чувства к нему и привязанность, человек нанес насильственные действия над биологическим видом, что привело к летальному исходу последнего.

Причиной такого поведения стало то, что живое существо употребило в пищу кусок продукта животного происхождения, который ему не был предназначен. Алгоритм таких действий является бесконечным.

Ответ: «У попа была собака…».

  • Аргументы и причины. Один человек из команды начинает искать причины конкретного действия кого-либо, потом причины причин и так далее до тех пор, пока не будут выяснены аргументы поведения.
  • Убрать лишнее. Очень полезно выполнять упражнения, где из набора слов, чисел или картинок необходимо убрать лишнее, основываясь на логическом мышлении.

Пример: стул, шкаф, табурет, пуф.

Ответ: шкаф.

Тренировать мышление при помощи этого упражнения можно самостоятельно, прибегая к тематическим играм в социальных сетях, или в коллективе, где каждая команда самостоятельно придумывает задания для противников.

Упражнения для развития логического мышления помогут любому человеку в личностном росте, самоутверждении и решении спорных жизненных вопросов.

Логика – это сложная и очень интересная наука, для каждого человека она открывает свои секреты мышления.

 10 задач на логику — видео

Читайте далее «Развитие творческого мышления«

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-logicheskogo-myshleniya/

Что такое логическое мышление? Понятие и суть

Вы здесь

Понятие «логическое мышление» сегодня стало очень популярным, если не сказать модным.

Многие люди стремятся «мыслить логически», и научить этому своих детей, а от некоторых частенько можно слышать фразы типа «это нелогично», «где твоя логика» и другие.

Но если спрашивать у людей, то выяснится, что каждый человек дает понятию логическое мышление определение собственной формулировки. Итак, давайте разберемся, что же такое логика, и как это — мыслить логически.

Логическое мышление понятие и суть. Этимология

Для того чтобы понять, что представляет собой то или иное слово, можно попытаться вникнуть в его этимологию, то есть узнать, как и откуда оно появилось.

Термин «логика» пришел к нам из греческого языка от слова «логикос», которое означает «размышляю». Греки говорят «логикос», когда кто-нибудь размышляет, рассуждает или делает выводы.

Но если логика  это мышление, то в словосочетании «логическое мышление» получается тавтология?

Так кажется только на первый взгляд. Дело в том, что сегодня по общепринятым представлениям (согласно парадигме нашего времени), логическим называют не любое мышление, а только определенное.

Такое, которое позволяет делать правильные выводы, в котором можно быть уверенным, и на которое можно положиться.

Вообще логическое мышление — это понятие просторечное, поскольку наука не рассматривает нелогическое мышление, сразу отсекая его, как тупиковое.

Логика начинается с вопроса

Итак, ясно, что предметом логики является искусство мыслить правильно.  Но что такое правильное мышление, и чем оно отличается от неправильного? Для этого рассмотрим, что такое мышление вообще.

Принято считать, что существует три вида мышления, каждый из которых преследует свои цели:

  1. Хаотичная и беспорядочная прокрутка мыслей, возникающих помимо воли человека. Обычно такое происходит, когда мы ничем не заняты, и это не плохо, но сюда же можно отнести класс расстройств под названием «навязчивые мысли». Это тоже хаотичные сюжеты и образы, но только они, заставляют нас страдать.
  2. Целенаправленная прокрутка. Мы делаем это, когда хотим почувствовать что-то душой. Например, можно думать о любви, чтобы стало хорошо, можно прокрутить в голове старый анекдот, чтобы стало весело. Иногда мы представляем, как расправляемся с обидчиками, чтобы почувствовать себя победителями. Таким образом этот тип мышления преследует целью изменить состояние.
  3. Умозаключение. Это когда человек пытается познать неизвестное, опираясь на известное. В народе вместо процесса умозаключения часто говорят «пораскинуть мозгами», «пошевелить извилинами» и так далее. То есть, по сути, когда мы думаем, чтобы нам стало ясно, мы пользуемся искусством умозаключать. Логическое мышление в психологии это и есть поиск ответа на вопрос посредством рассуждений.

Смотрите видео о том, как работает логическое мышление.

Когда мы пользуемся логикой?

Поскольку логическое мышление  — это поиск ответа на вопрос, то ясно, что логикой, как инструментом для этого поиска, мы пользуемся, когда попадаем в ситуацию, в которой сталкиваемся с неизвестным, и не имеем возможности получить информацию из достоверных источников.

Пример использования логического мышления в психологии: нам требуется ответить на вопрос, любит ли нас определенная женщина или мужчина. Поскольку точно узнать мы не можем, так как спросить не у кого, нам остается лишь понять это, то есть воспользоваться логическим мышлением.

Другой пример: мы хотим узнать, как отреагирует тот или иной человек на определенное действие с нашей стороны. Например, преподаватель ВУЗа на бутылку коньяка. Но если узнать не у кого, остается только понять, и тут нам снова поможет логика.

Логическое мышление — определение в психологии

Современная психология и психиатрия рассматривают логическое мышление как признак психического здоровья человека, и определяет логическое мышление как единственно правильную форму рассуждений.

Считается, что нарушение правил в рассуждениях являются проявлением какого-либо из расстройств, что, в общем-то, неудивительно, так как началом всякого заблуждения, той же мании преследования, например, является неверное умозаключение.

Логика как искусство отвечать на собственные вопросы

Первым человеком в европейском мире, написавшим книгу (в форме свитка) об искусстве размышлять был древний грек по имени Аристотель. Именно он сформулировал законы, в соответствии с которыми нужно думать, чтобы прийти к верным выводам и создал науку, которую сегодня называют логикой.

Разумеется, логика существовала всегда, в том числе и задолго до Аристотеля, но владели ею лишь немногие. И только благодаря ему широкие массы получили возможность научиться мыслить правильно, а сегодня спустя более двух тысяч лет по трудам Аристотеля учатся думать в детских садах, школах и университетах. 

Законы логики и как ими пользоваться

Правильным или можно назвать то рассуждение, которое не противоречит 3-м фундаментальным законам, сформулированным Аристотелем. То есть логическое мышление характеризуется умением соблюдать и использовать законы. Рассмотрим их, и попробуем применить на примере вопроса о том, любят ли нас:

  1. Закон тождества. Он гласит, что любое слово на протяжении всего процесса размышления должно сохранять один и тот же смысл. Например, если мы говорим, что любовь — это половое влечение, а затем утверждаем, что это духовная связь, то мы нарушаем данный закон. Соответственно наше мышление становится нелогичным. Правильно будет заранее определить, что есть любовь в контексте данного рассуждения и не изменять смысл слова до конца.
  2. Закон не противоречия. Здесь говорится о том, что из двух утверждений, противоречащих друг другу, как минимум, одно ложно. Например, нельзя сказать, что некто нас любит и не любит одновременно. Либо любит, либо нет.
  3. Закон достаточного основания. Это положение гласит, что каждое утверждение должно вытекать только из истинного суждения.

Теперь попробуем использовать инструмент логики для ответа на вопрос «Любят ли нас?».

Пример логического мышления

Итак, мы задались вопросом.

  1. Первым делом, по закону тождества нужно определиться с понятиями. Что именно мы считаем любовью? Страсть, привязанность, взаимопонимание, а может всё вместе? И на протяжении всего размышления нельзя менять смысл слова любовь.
  2. Во вторую очередь следует определить, что нам точно известно, на какие знания мы можем опереться. Какие поступки совершал этот человек по отношению к нам, какой у него характер, как он поступал с другими, что мы сами видели, слышали и т.д. Далее мы смотрим, что когда человек любит, это характеризуется тем-то, тем-то и тем-то. Например, он не стремится причинить боль словом и делом и т.д. Это будет закон достаточного основания.
  3. Смотрим, согласуются ли между собой факты. Например, если мы точно знаем, что влюбленные не стремятся испортить друг другу настроение, а нам его портят, то можно предположить, что нас не любят (в нашем понимании, возможно, там просто задействованы другие чувства).

А можно ли классифицировать логическое мышление по видам? Можно, но только по целям, то есть по тому, зачем мы думаем. Существует также три вида умозаключений:

  1. Утверждающее, когда мы пытаемся доказать что-то (например, что нас любят).
  2. Отрицающее, когда мы доказываем, что нас не любят.
  3. Нейтральное, когда мы не знаем, но пытаемся узнать.

Как научить детей логическому мышлению?

О том, как развить логическое мышление у ребенка, написано немало книг. Но фундаментальный принцип здесь один — надо самим быть логичными, мыслить логически и вообще дружить с наукой и философией.

Тогда ребенок будет перенимать эти качества автоматически.

А если учить тому, в чем мы не разбираемся сами, это быстро забудется так же, как большинство людей после школы забывают основную часть школьной программы.

Делитесь своим мнением на тему недооцененности логического мышления в современном обществе в комментариях. А также смотрите видео о логическом мышлении для самых маленьких.

Источник: https://www.rutvet.ru/chto-takoe-logicheskoe-myshlenie-ponyatie-i-sut-10013.html

Ссылка на основную публикацию