Люсьен леви-брюль — психология

Леви-Брюль Люсьен | Мир Психологии

Люсьен Леви-Брюль - психология

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Леви-Брюль Люсьен (Lucien Lévy-Bruhl, 1857-1939) — фр. философ и психолог, представитель фр. социологической школы. Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.

-Б. пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления «современного, цивилизованного». Главной особенностью первобытного мышления является его пралогический характер, т.е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия) и др.

По Леви-Брюль, логическое и пралогическое мышления являются не различными стадиями развития мышления в социогенезе, а 2 типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного, а у современного человека Пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т.п.).

Работы Л.-Б. сыграли большую роль в критике концепции англ.

антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в утверждении исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Леви-Брюль Люсьен (1857–1939) — французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.

), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «коллективные представления», утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления.

На этой основе создал теорию первобытного мышления («Умственные функции в низших обществах», 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта.

В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), наделяющему предметы и явления свойством «единосущности» (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). 

Терминами «пралогическое» и «логическое» Л.-Б. обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, Пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий.

В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т.д. («Первобытное мышление», 1922); («Первобытная душа», 1927).

Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Леви-Брюль от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.

Литература

  • на русском языке: Первобытное мышление. М., 1930; СПб., 2002 (под названием «Первобытный менталитет»), М., 2012.
  • на русском языке: Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937; М., 1999; М., 2010, М., 2012.
  • на русском языке: Первобытная мифология. М. 2010; М., 2012.
  • 1900 — Философия Огюста Конта / La Philosophie d’Auguste Comte
  • 1910 — Мыслительные функции в низших обществах / Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures
  • 1922 — Первобытное мышление / La mentalité primitive
  • 1927 — L'âme primitive
  • 1931 — Сверхъестественное в первобытном мышлении / Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive
  • 1935 — Первобытная мифология / La mythologie primitive
  • 1938 — L’expérience mystique et les symboles chez les primitifs
  • 1949 — Les carnets de Lucien Lévy-Bruhl

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/levi-bryul-lyusen

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

1857-1939) – французский философ, социолог и этнограф, примыкавший к школе Э. Дюркгейма, но занимавший по ряду проблем самостоятельную позицию. Основные религиоведческие работы: “Первобытное мышление” (1922), “Сверхъестественное в первобытном мышлении” (1931), “Мистический опыт и символы первобытных людей” (1938).  

Источник: Религиоведческий словарь

род. 10 апр. 1857, Париж — ум. 13 марта 1939, там же) — франц. психолог и этнолог; профессор Сорбонны с 1899. Находился под влиянием учений Канта, Рибо и особенно Дюркгейма.

Написал важные для развития психологии масс работы о мышлении первобытных народов, которое он назвал «дологическим» и считал магически тесно связанным с предметами внешнего мира. Осн. произв.: «Les functions mentales dans les societes inferieures», 1910 (рус. пер.

«Первобытное мышление», 1930); «La mentalite primitive», 1922; «L&дme primitive», 1927.

Источник: Философский энциклопедический словарь

1857-1939) -французский философ и психолог, исследователь первобытной культуры. Он выдвинул теорию первобытного «дологического» мышления. Леви-Брюль считал, что человек первобытного общества мыслил принципиально иначе, чем современный человек.

«Дологическое» мышление основано на специфических, отличных от современных, логических законах. Первобытный человек осмысливает мир, считает Леви-Брюль, согласно закону сопричастия.

В соответствии с этим законом предмет находится в магической взаимосвязи с самыми различными явлениями.

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

французский социолог (Париж, 1857 — там же, 1939). Известен своими работами «Примитивный менталитет» (1922) об африканских и австралийских неэволюционировавших обществах.

В действительности понятие «примитивный менталитет» сегодня совершенно исчезло из реестров социологии, изучающей более понятным и непредвзятым образом разнообразие человеческих культур (Леви-Строс будет говорить уже о спонтанной или «дикой» мысли, а не о форме примитивной мысли).

Кроме того, им написаны: «Германия после Лейбница: очерк о развитии национального сознания в Германии» (1890), «Философия Якоби» (1894), «Философия Огюста Конта» (1900), «Мораль и наука о нравах» (1903).

Читайте также:  Обучение, центрированное на учащемся. опыт его участника - психология

Источник: Философский словарь

фр. социолог и этнолог. Социологические взгляды Л.-Б. сформировались под влиянием Дюркгейма. Занимаясь изучением первобытных народов, Л.-Б. пришел к выводу, что различным социальным типам соответствуют различные формы мышления.

Мышление первобытного человека отлично от логического мышления совр. человека: оно “дологично” (в нем игнорируется закон противоречия) и не различает естественного и сверхъестественного. Л.-Б.

утверждал, что в представлении первобытного человека первоначальная причина и окончательное следствие находятся в непосредственной связи; промежуточные связи игнорируются. Здесь, по Л.-Б., действует закон сопричастности (партиципации). Несмотря на определенный схематизм, взгляды Л.-Б.

представляют интерес для исследования первобытного мышления. Осн. соч.: “Функции мышлении в низших обществах” (1910), “Первобытное мышление” (1921).

Источник: Философский энциклопедический словарь

1857-1939) — франц. философ, социолог и этнограф, примыкавший к позитивист, школе Э. Дюркгей-ма, но занимавший самостоят. позицию. Л.-Б. пришел к выводу, что различным соц. типам соответствуют различные формы мышления. По отношению к мышлению первобытн. человека Л.-Б.

употребляет понятие «коллективные представления». Эти представления принципиально отличаются от «индивид, представлений», т. к. они заимствованы не из личного жизнен, опыта, а из окружающей человека соц. среды. Они передаются из поколения в поколение и принудительно навязываются каждому члену общества.

Таковы религ. верования, мифология, моральные правила и прежде всего — язык. Элемент, логич. законы — закон тождества, противоречий и др. — для «коллективных представлений» недействительны: вместо них действует «закон сопричастности» (партици-пации), идея мистич. связи явлений и т. п.

«Коллективные представления», по мнению Л.-Б., не исчезают и на поздних стадиях историч. развития (в «высш. обществах»), но здесь их удельный вес гораздо меньше, чем в «низш. обществах»: это различные проявления мистицизма и пр. Несмотря на нек-рый схематизм его теоре-тич. построений, Л.-Б.

внес определенный вклад в исследование первобытн. мышления.

Источник: Атеистический словарь

1857 — 1939. Франц. философ-позитивист, этнолог. Осн. обл. науч. интересов — развитие духовной культуры человечества. Подход Л.-Б. к этой теме складывался в известной мере под впечатлением от «Историч. записок» Сыма Цяня (в пер. Э. Шаванна). Там он обнаружил отличные от совр. законы логич.

построений и установления причинно-следственных связей. Создал концепцию «пралогич.» (или «дологич.») мышления как определенного этапа в развитии мыслительной деятельности человека. Такое мышление управляется не логич.

законами (прежде всего законом противоречия), но «законом сопричастия»: один и тот же предмет может восприниматься как находящийся одновременно в разных местах, изображение — как тождественное оригиналу и т.п. Ныне этот тип ментальности присущ, «отсталым» народам и проявляется в нек-рых обл. совр. жизни (религия, мораль и т.п.).

Под воздействием школы Э. Дюркгейма Л.-Б. разработал в подкрепление своей концепции ряд методологич. положений и схем для применения преимущественно в обл. этнологии и социологии (напр., понятия духовной «коллективной сопричастности», «коллективных представлений» и др. обозначения факторов, формирующих этнич.

характер на разных уровнях развития об-ва). *Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении. М., 1937; «Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Источник: http://terme.ru/termin/levi-bryul-lyusen.html

Люсьен Леви-Брюль — Сверхъестественное в первобытном мышлении

Люсьен Леви-Брюль - Сверхъестественное в первобытном мышлении

Люсьен Леви-Брюль

Сверхъестественное в первобытном мышлении

Предисловие автора к русскому изданию

«Первобытное мышление» — выражение, которым очень часто пользуются с некоторого времени. Работы, предложенные русскому читателю в настоящем издании, в известной мере содействовали привлечению внимания к этому предмету. Быть может, не бесполезно будет напомнить в нескольких словах, что я разумею под «первобытным мышлением».

Выражение «первобытное» — чисто условный термин, который не следует понимать в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, последние еще не знали металлов и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века.

Таким образом, европейцы столкнулись с людьми, которые казались скорее современниками наших предков неолитической или даже палеолитической эпохи, нежели нашими современниками. Отсюда и взялось название «первобытные народы», которое им было дано. Эта «первобытность», однако, весьма относительна.

Если принять в расчет древность жизни человека на земле, то люди каменного века отнюдь не более первобытны, чем мы. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы продолжаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, оно удобно и его трудно заменить.

Этим термином, однако, мы обозначаем просто то, что немцы называют «естественные народы» (Naturvolker).

Но если это так, то существует ли достаточно устойчивое «первобытное мышление», четко отличающееся от нашего мышления, и вправе ли мы изучать его самостоятельно, как нечто обособленное? Мне представляется бесполезным спорить по этому поводу.

Факты, изложенные в настоящем труде, достаточно полно отвечают на поставленный вопрос, если только анализ, который я попытался здесь дать, действительно верен и за этим мышлением можно признать характер пра-логического и мистического мышления.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против недоразумений, появлению которых до сего времени не смогли помешать мои оговорки и которые, несмотря на мои разъяснения, часто возникают вновь.

Слово «пра-логическое» переводят термином «алогическое», как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т. е. что оно чуждо самым элементарным законам всякой мысли, что оно не способно осознавать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное.

Читайте также:  Мудрый человек - психология

Первобытные люди весьма часто дают доказательства поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в произведениях искусства, они говорят на языках, подчас чрезвычайно сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и быстро, как и дети белых. Кто может закрывать глаза на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Его процессы протекают абсолютно иным путем.

Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может одновременно пребывать в двух или нескольких местах.

Оно подчинено закону партиципации (сопричастности), оно в этих случаях обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашем, пра-логическим.

«Все эти факты, — могут сказать, — наблюдаются также и в нашем обществе». Я и не думаю это оспаривать. Тем не менее бесспорно то обстоятельство, что наши мыслительные навыки отличаются от мышления австралийцев или даже негров банту в большом количестве случаев, а изучение «первобытного мышления» законно в принципе и полезно на деле.

Это доказывается хотя бы следующим наблюдением. До тех пор пока мы изучали только привычные процессы человеческого ума, характерные для западных народов, не удавалось выявить ту мыслительную структуру, которую я попытался описать, а также пролить свет на результаты закона партиципации.

Лишь анализ первобытного мышления выявил существенные черты этой организации.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду.

Не существует двух форм мышления у человечества, одной — пра-логической, другой — логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, быть может всегда, в одном и том же сознании.

Париж

Люсьен Леви-Брюль

1

Представления, называемые коллективными, если определять только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, — тем не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений. Язык навязывает себя каждой из этих личностей, он предсуществует ей и переживает ее.

Отсюда непосредственно вытекает весьма важное последствие, которое вполне основательно подчеркивалось социологами, но ускользало от антропологов.

Для того чтобы понять механизм социальных институтов, особенно в низших обществах, следует предварительно отделаться от предрассудка, заключающегося в вере, будто коллективные представления вообще и представления в низших обществах в частности повинуются законам психологии, базирующейся на анализе индивидуального субъекта.

Коллективные представления имеют свои собственные законы, которые не могут быть обнаружены, особенно если речь идет о первобытных людях, изучением белого взрослого и цивилизованного индивида.

Напротив, лишь изучение коллективных представлений, их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов. Уже Дюркгейм1 и его сотрудники дали несколько примеров того, чего можно достигнуть на этом пути. Последний, несомненно, приведет к новой и позитивной теории познания, основанной на сравнительном методе.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/372973-lyusen-levi-bryul-sverhestestvennoe-v-pervobytnom-myshlenii.html

Леви-Брюль Люсьен

Леви-Брюль Люсьен

Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г в Париже После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа После получения в 1884 г докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали В 1899 г у него вышла книга «История современной философии во Франции», в 1903 г — «Философия Огюста Конта», а в 1905 г — «Этика и наука о нравах» Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений .

Читайте также:  Аутогенное состояние - психология

 Со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития   Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка Кроме этого, он называл и еще одно сходство дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.

В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г , Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления По его мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, еста исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда.

Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе Пралогическое мышление — одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно — чутья, интуиции, предположений.

Мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляются по совершенно иным принципам, чем это делается человеком из цивилизованного мира Существование причинно-следственных связей осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме В этом случае все природные и социальные ситуации воспринимаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил.

Пралогическое сознание мыслит не понятиями, а образами, а потому оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия) Этот закон наделяет все предметы и явления свойством единосущности, т е они объединяются не по качественным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других.

Источник: http://psyfaq.ru/persons/132_LEVI-BRYUL_LYUSEN.html

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Люсьен Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г в Париже После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа После получения в 1884 г докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в т.ч.

проблема морали В 1899 г у него вышла книга ʼʼИстория современной философии во Францииʼʼ, в 1903 г — ʼʼФилософия Огюста Контаʼʼ, а в 1905 г — ʼʼЭтика и наука о нравахʼʼ Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений .

Со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

В одной из первых своих работ Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка Кроме этого, он называл и ещё одно сходство дикарь и ребенок, по ᴇᴦο мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.

В работе ʼʼУмственные функции в низших обществахʼʼ, изданной в 1910 г , Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления По ᴇᴦο мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, еста исходить из данных, полученных на основании исследования психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании исследования психологии невротика Таким образом, Леви-Брюль полемизировал с теорией психологического эволюционизма Спенсера, с теориями анимизма Вундта и Боаса, а кроме того, с психоанализом Фрейда.

Ученый утверждал, что мышление первобытного человека относится к дологической (или пралогической) фазе Пралогическое мышление — одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал ᴇᴦο суть в различных своих работах По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование ᴇᴦο основных логических законов ещё не завершено Прежде всего отсутствуют законы противоречия, главную роль играют ассоциации Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, являются плодом не размышления и рассуждения, но преимущественно — чутья, интуиции, предположений.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/278141_levi_bryul_lyus_en

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию