Мария монтессори — психология

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Мария Монтессори - психология

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/metodika-marii-montessori

Принципы Марии Монтессори и стереотипы, которые она разрушила

Принципы Марии Монтессори и стереотипы, которые она разрушила

«Помоги мне сделать это самому!» – не просто красивая фраза. Это главный принцип воспитания по системе Марии Монтессори. Эти слова полностью и точно передают суть автора их сказавших. Сама Мария Монтессори прошла трудную школу становления себя как личности.

Она всю жизнь смело рушила стереотипы и, что самое интересное, всегда была предана себе, своим целям и идеям. Возможно, поэтому и тот метод воспитания, который она несла в массы, не случайно так популярен во всем мире.

Прийти к цели благодаря собственным усилиям и знаниям, что может быть ценнее для каждого из нас?

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье католиков родилась девочка, которую назвали Марией. Отец – Алессандро Монтессори был крупным чиновником, а мать Ренильде – из рода ученых и священников.

Сама настойчивость

Девочка была долгожданной и любимой. Ее образованием с раннего детства занималась мама, прививая любовь к новым знаниям. Учеба ей давалась легко, особенно Марию увлекала математика. Когда пришло время поступать: выбор девочки пал на техническую школу, но посещать ее лицам женского пола в то время было запрещено.

Это нисколько не смутило Марию. Сложно представить, но 12-летней девчушке удалось поступить в школу, где учились только мальчики. Это была своего рода ее первая победа над системой образования. Ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды.

Что интересно, она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.

В 20 лет Мария принимает еще одно нестандартное решение стать… детским врачом. Казалось бы, что в этой благородной цели может помешать девушке. Оказывается, в конце ХIХ в Италии это было невозможно.

Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины! Обидно, но в данной ситуации Марию не поддержали даже родители. Хотя они всегда и во всем соглашались со своей дочерью, но только не в этот раз. Отец не одобрил выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней.

Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, учитывая успехи, перевели в число студентов.

Учеба для Марии не была легкой по многим причинам. У нее не было поддержки родителей, ей приходилось терпеть насмешки студентов-парней, также она столкнулась с финансовыми трудностями.

Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Молодую студентку поразило, что дети были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их развиваться или к чему-то стремиться.

Наблюдая за этими несчастными малышами, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через основные достижения человеческой мысли. А ребенку важно пройти путь человека в цивилизацию еще в дошкольном возрасте.

Мария Монтессори и ученица

Выбор пути

Несмотря на преграды, Мария Монтессори все-таки стала первой женщиной врачом в Италии! Когда ее успехи увидел отец, он примирился с дочерью. После окончания учебы Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой.

Она наблюдала за детьми, продумывала до мельчайших подробностей условия их развития и спустя какое-то время первые ее воспитанники были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме.

И, кто бы мог подумать, ее воспитанники не только сдали экзамены, но и показали высокие результаты. После этого случая правительство создало специальный институт во главе с Марии Монтессори по подготовке учителей для умственно-отсталых детей.

Она продолжила заниматься экспериментальной психологией и была уверена, что истинное обучение – помочь, а не осуждать. «Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его», говорила она.

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо Монтессори открывает первый «Дом ребенка». Это была школа для нормальных, хотя и запущенных, детей. С тех пор и до конца жизни Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материалов. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием проявляли интерес к занятиям.

Она искренне считала, что «выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому ребенку в поводыри его психического роста.

Руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».

Читайте также:  Установка на данность и установка на рост - психология

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная среда, любовь и уважение к детям, а также подача материалов, которые преподносились в форме презентаций, принесли результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у Марии Монтессори появились последователи и ученики…

Ученики

Интересно, но в адрес Марии Монтессори звучат не только положительные отзывы. Ее обвиняют в том, что она отдала своего собственного ребенка на воспитание по одной версии чужим людям, а по другой – дальним родственникам. Но факт остается фактом, долгое время ее единственный ребенок воспитывался не в семье. Свет на эту историю проливает следующая информация.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она познакомилась в психиатрической клинике Рима после окончания института. Союз молодых людей не был официальным. В 1898 году у пары родился сын, которого назвали Марио. Поскольку ребенок был незаконнорожденным, мать молодого человека не дала согласия на брак.

В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой для Марии, ее карьеры и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом Мария смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой, а позже стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв значительную роль в распространении идей М.

Монтессори по всему миру.

Признание

Мария Монтессори и ее сын Марио

Интересно, что в 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию, а в 1934 году она навсегда покидает Италию.

Она считала себя человеком мира и не хотела надолго привязываться ни к одной стране. Мария Монтессори живет сначала в Испании, Голландии, Индии. В Индии она остановилась на 7 лет. Читала лекции во многих городах этой страны. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу.

В возрасте 82 лет Мария Монтессори умерла в Голландии. Спустя некоторое время дело всей ее жизни продолжил сын Марио.

Основные пункты системы Марии Монтессори:

– ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий;

– дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;

– занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями);

– ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

– система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец;

– в системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя;

– отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени;

– после демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

 Автор Вера Пустовидко

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/principy-marii-montessori-i-stereotipy-kotorye-ona-razrushila/

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей:

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы.

Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод.

Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Сайт питерских родителей. — » Система Монтессори: мнение детского психолога

Сайт питерских родителей. - » Система Монтессори: мнение детского психолога

В последнее время о системе Монтессори говорят все больше и больше. Чтобы разобраться, что же это такое, мы публикуем интервью Ирины Долгополовой с детским психологом и по совместительству монтессори-мамой Еленой Ленной.

Когда моя дочка была маленькая, к моему большому сожалению, я не смогла понять, что методика Монтессори это то, что действительно нам нужно. А как было у тебя?

У меня был сложный путь к пониманию этой методики. Первая книга «Упражнения с Монтессори-материалом» у меня появилась, когда я заканчивала школу. Ее как раз тогда впервые издали. Я ее честно прочитала и ничего не поняла, как и ты. Когда родился старший сын я ее еще раз перечитала.

И никак не могла понять: зачем это все нужно? Зачем заниматься специальными упражнениями по уходу за срезанными цветам, если можно их просто красиво поставить в вазу и сын это любит.

Зачем полировать металл? И главное – чем это делать?  И где взять этот самый металл? Те же цветовые таблички – есть же масса простых способов как разобраться с цветами. Зачем что-то специально делать?

 Математика и язык – сын сам по себе двигался гораздо быстрее. То есть он к 4 годам уже успешно решал задачки и умел читать.Причем без каких бы то ни было особенных усилий с моей стороны. Мы просто жили, играли, гуляли и разговаривали. А он как-то всему учился сам. 

И только когда родилась дочка – я внезапно поняла, что все куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Нет металла – можно чистить ложки содой.  Нет соды, но есть деревянный столик – можно натирать его маслом для дерева. Или помыть окно. Не потому, что я сама не могу. Могу, разумеется.

Более того, я это сделаю лучше, быстрее и качественнее, чем это может сделать трехлетка.  Но если я не позволю мне помочь, отправлю играть – я разрушу что-то очень важное, какой-то кусочек самоуважения и веры в свои силы в этом растущем человеке.

 И вдруг выяснилось, что и оттенки цветов, и размеры, и счет, и язык – это все вовсе не так просто, как мне казалось 10 лет назад.

 И даже тот самый уход за цветами – он не про букеты, как я думала раньше. А про умение создать гармонию, порядок и красоту вокруг себя. Это было настоящим открытием.

Какие сложности возникают у родителей при первом знакомстве с методикой и как их можно преодолеть?

Эта методика очень глубокая. И сами по себе упражнения – они значат много, разумеется. Но они, в какой-то степени, вторичны. На первом месте – это взаимоотношения с ребенком – это принятие его свободного выбора, это четкое понимание что можно делать, а что нельзя, это полный отказ от идеи наказаний и прямой похвалы.

Читайте также:  Речевое поведение - психология

И прочие, их не много, но они есть. И без них нельзя. Без них сами по себе упражнения рискуют превратиться в дрессировку, когда ребенок пересыпает крупу с 9.15 до 9.35, обводит шершавые буквы с 9.40 до 10.00. И вот эти принципы – а нас самих воспитывали и учили совсем иначе – их не всегда легко принять.

Когда вникаешь – понимаешь, насколько они честные и правильные. Но вот принять их внутри себя, сделать их частью себя, довериться тому, что путь к результату может быть совсем не тот, что мы привыкли и знаем как правильный – вот это действительно сложно.

Эта методика хороша для тех родителей, кто готов меняться, кто готов смотреть на мир открытыми глазами. И, в какой-то мере, готов ждать чудес.

С чего бы ты посоветовала начать знакомство с методикой?

Можно начать с чтения англоязычных родительских блогов. Все движение под девизом «Монтессори – в каждый дом» началось, по большому счету, именно с них.
 Там многие вдохновлялись и продолжают вдохновляться.

То есть сначала вдохновение и понимание как это вообще может быть здорово и увлекательно, затем прочитать книгу Константина Сумнительного про Монтессори игры в домашних условиях. И потом – к нам.

А мы поможем все систематизировать и разложить в голове по полочкам.

А за вдохновением и пониманием без книги Сумнительного возьмёте на тренинг?

Конечно возьмем.  Лучше, если есть хоть какая-то база, пусть даже самая минимальная. Но если её нет, а есть большое желание смотреть открытыми глазами и пробовать – то да.

Все начинается с первого шага. Он может быть и таким.Книга «Мой метод» Марии Монтессори написана научным языком и довольно нудная, перевод сложный.

Я не представляю, какой должна быть мотивация мамы, чтобы осилить эту книгу.

Да, эта книга действительно непростая. Я и сама прочитала ее лишь с третьего или четвертого захода. И мне было местами сложно, хотя я привыкла к чтению научной литературы. Причем я ее читала в электронном виде.

А сейчас купила ее в бумажном и почитываю потихоньку отдельными главами. В оправдание книги могу сказать,  что когда вчитываешься в текст, вникаешь и начинаешь его воспринимать как рассказ – читать становится легче.

Посоветуй, что можно почитать по методике Монтессори. Есть ли более увлекательные книги, чем оригинал? И не потеряем ли мы что-то ценное, предпочитая других авторов?

Мне очень нравится книга Константина Сумнительного «Домашняя школа Монтессори». Она как раз отлично подходит для тех, кто начинает знакомиться с системой. В ней есть и немного принципов, и немного упражнений. Причем если читать внимательно, начинаешь замечать те мелочи, которые и делают эту методику особой.

Очень нравится книга Елены Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика». Сейчас на русском языке вышло еще несколько книг про методику Монтессори. Все они вполне достойные и интересные. И они действительно больше ориентированы на родителей, чем книги самой Марии Монтессори.

Потеряется ли что-то? Скорее всего да, особенно то, что связано с сами отношением Марии Монтессори к детям. Она ведь не только описывала упражнения, но и в какой-то мере объясняла откуда что берется. У последователей же больше описания именно упражнений и адаптации упражнений.

Для начала, когда мама без специальной подготовки хотела бы начать что-то делать вместе со своим ребенком – этого достаточно. Потому что нужно втянуться, нужно почувствовать, что все возможно,

 что это не сложно. А уже потом можно прочитать и книги самой Марии Монтессори. Когда придет понимание, что это интересно. И захочется понять что-то на более глубоком уровне.

Ради чего стоит заниматься с ребёнком по Монтессори?

Если честно, то ради собственного удовольствия. Удовольствия видеть сосредоточенную мордашку своего непоседы. Ради удовольствия слышать «Ой, у меня хлопья рассыпались.
 Сейчас я все сама соберу и будет порядок». А какое это удовольствие просто жить рядом с ребенком, без груза чувства вины за то, что время уходит, а ребенок «не развивается»!

Это так здорово – никуда не спешить, наслаждаться каждым днем и быть уверенной в том, что ребенок получает все, что ему сегодня было нужно. А про то, что ребенок получает очень крепкую основу и базу в области сенсорики, в области моторных навыков, в математике и других областях – про это даже и говорить наверно не стоит.

Потому, что тут у методики Монтессори просто нет равных. Дети, которые не имели возможности вдоволь упражняться в таких фундаментальных вещах – их все равно потом видно. Я вот по своему старшему сыну вижу, к сожалению. Хотя он и прошел школу раннего развития, если ее можно так назвать, но все равно, кое-что мы упустили.

 То, что было легко научиться делать в 3 года, в 13 дается совсем не так просто.

Пример сможешь привести?

Например, он до сих пор не умеет аккуратно складывать майки и носки. Почти всегда просыпает сахар. Это если из бытовой жизни. Вроде и мелочи, да. Но хотелось бы,
чтобы почти взрослый человек как-то уже научился этому. Младшая дочь, которая прошла вот эту школу упражнений из практической жизни – она это все это делает играючи.

Что в этой методике такого, чего нет больше ни у кого?

Она существенно отличается от других методик. Во-первых в ней нет главенствующей и обучающей роли взрослого. Взрослый – это помощник и наставник, но не педагог в общепринятом смысле.

Во-вторых в ней отсутствует оценочная сторона – целиком и полностью.

И еще один момент – большинство методик стремится как можно быстрее убрать из обихода манипуляции с предметами и перевести обучение детей на уровень абстракции.

В методике Монтессори все происходит ровно наоборот. Мы как можно дольше стимулируем детей заниматься конкретными вещами – в той же математике или письме – дети на уровне рук и мышечной памяти знакомятся с таким понятием, например, как тысяча или тем, как выглядит буква «ш».

Тогда как в традиционной методике никто никогда не показывает ребенку сколько это – тысяча. И тем более сколько это – 10 тысяч. И буква «ш» – это маленькая закорючка в тетради, а не буква размером с детскую ладонь, которую так хорошо пощупать и почувствовать где именно у нее ответвления. Это вроде и мелочь, на первый взгляд.

Но именно эти мелочи и помогают ребенку формировать очень прочный фундамент знаний. Дети ведь моторные существа. У них познание мира идет через практическую деятельность, а не из книжек и тетрадок. Тот, кто хоть раз сам вырастил подсолнухи из семечек – он уже никогда не будет сомневаться в том, как происходит рост растения.

   Свою систему Мария Монтессори разрабатывала для групп детей, которые находятся без родителей. Насколько можно адаптировать то же самое для детей дома.Когда вместо группы максимум сестра или братик, и рядом мама, папа, бабушка, дедушка?  В полной мере дома использовать методику дома не получится, как бы нам ни хотелось.

Увы, но это факт. То, что получится дома – это всегда адаптация.

В Монтессори-классе дети учатся друг у друга, наблюдают друг за другом – мы можем это обеспечить дома, но не в полной мере. И какие-то вещи нам нужно будет организовывать для ребенка специально.

То есть, например, мы можем привлекать ребенка к домашним делам и, показывая как мы делаем то ли иное действие, учить ребенка нужным для его выполнения шагам. Но есть действия, которые мы, взрослые не делаем никогда. Например, мало кто из нас по собственной воле возьмет математические бусины и займется счетом.

Просто так, ради самого счета и для себя. Или возьмет подвижный алфавит и будет писать слова. А дети в классе так делают. И учатся этим действиям друг у друга.Естественно, что дома нам придется эти вещи обеспечивать как-то искусственно.

Вот это и будет та самая адаптация, то самое предпочтение упражнений некоторым

принципам системы.

Может ли быть мама Монтессори-педагогом для своего ребенка?

И да, и нет, мне кажется. Она может принять для себя принципы системы и начать жить следуя этим принципам. Это не сложно, т.к. они логичны и понятны,естественны и зачастую отвечают родительским желаниям и представлениям о нормальных отношениях.

Но при этом у мамы еще много разных других дел, тогда как педагог в классе настроен на наблюдение за детьми. Он не отвлекается на стирку, на мытье полов, на общение с мужем или мамой. А полностью сосредоточен на ребенке.
 Мама тоже так может, если хочет.

Но нужно ли это делать? Особенно, если это будет в ущерб другим областям жизни. Я не уверена.

Елена, ты сейчас применяешь систему Монтессори со своей младшей дочерью Машей. Много ли на это уходит сил, времени?

Откровенно говоря, не много. Но у меня очень самостоятельный ребенок. И мы не используем систему в чистом виде, скорее именно адаптацию. Поэтому от меня требуется наблюдать за ее самостоятельной деятельностью, думать и подбирать ей такую деятельность, которая будет ей во-первых интересна, а во-вторых будет для нее именно развивающей. Всегда можно придумать что-то, что займет ребенка.

Но хотелось бы при этом, чтобы это занятие ребенка продвигало вперед. И еще от меня требуется терпение и спокойствие – когда Маша делает ошибки. И когда мы осваиваем с нею что-то новое для нее. Я уже знаю,  как примерно у нас может выглядеть такое знакомство и совершенно спокойно отношусь к тому, что будет какой-то скрытый период, пока она будет где-то внутри себя переваривать информацию.

Третье, что требуется – не спешить, особенно, когда Маша приходит ко мне учиться чему-то, особенно в бытовых вещах.

А в финансовом плане насколько затратно, ведь пособия Монтессори – это дорогое удовольствие?

Даже стыдно признаваться, но на данный момент совсем не затратно. Многие пособия мы делаем сами, что-то заменяем предметами из обычной жизни. Да, наверно это не так красиво и не так идеально, как если бы я купила материалы у известного голландского производителя.

Но при этом я знаю, что некоторые вещи Маша перерастет очень быстро и поэтому верю, что иногда бывает достаточно просто хорошей вещи. Не идеальной, а хорошей. Сделанной моими руками. Разумеется, когда я делаю что-то сама, я делаю аккуратно и так тщательно, как могу. Все-таки эстетически привлекательные вещи – это один из принципов системы.

 Но я думаю, иногда, когда речь идет не о группе, а о доме – это правомерно заменить, к примеру, деревянные шероховатые буквы картонно-наждачными.

И еще относительно к дороговизне. Если посмотреть на стоимость занятий в монтессори-классе и на стоимость самих материалов, вполне правомерно говорить о том, что дешевле купить домой некоторые необходимые материалы. Да, класс это всегда класс, но, скажем прямо, классы есть не везде и не везде, где они есть, их качество соответствует тому, что хотелось бы видеть.

Можешь ли ты на данном этапе сказать о Машиных результатах, связанных с вашей Монтессори-жизнью.

Маша очень самостоятельная. И это сильно бросается в глаза всем, кто с Машей общался. Она сама одевается, сама ест, сама умывается, сама ложится спать и засыпает.

 Она очень многое умеет делать из обычных домашних дел – накрывает на стол, готовит салат, включая нарезку овощей, разбирает посуду после мытья по своей инициативе. Помню у нас был забавный случай. У Маши в гостях был ее друг. Мы накормили детей обедом, мальчик поел и просто вышел из-за стола.

А Маша взяла его тарелку, поставила в свою и обе отнесла на кухню мыть. Мама мальчика была сильно удивлена. Маша может постирать свои носочки или трусики. То есть все, что связано с обычной бытовой жизью – это максимум из того, что можно ожидать от ребенка в 3,5 года.

Это не значит, что она это всегда делает, но она может, если нужно. С другими областями все-таки сложнее понять что откуда. Но однозначно у нее есть огромный интерес к миру, она очень любознательна. При ее холерическом темпераменте

 она может немного сосредоточиться, обычно это проблема для таких детей как она. Ну и последний сюрприз, который Мария мне преподнесла – оказывается она немного читает.

Причем как именно она научилась, для меня осталось загадкой, т.к. мы не учились читать специально. Маша писала слова при помощи подвижного алфавита, но не очень много и не очень активно.

И вот – чтение откуда-то взялось само.

Ирина Долгополова

Обзоры интересных событий

Детский психолог

Источник: http://doy.pitermama.ru/2016/04/sistema-montessori-mnenie-psixologa/

Мария Монтессори. Биография

«У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование — оружие мира». Мария Монтессори

Мария Монтессори – доктор медицинских наук, педагог, ученый, гуманистка, автор педагогической системы. В 1988 году ЮНЕСКО назвал Марию Монтессори в ряде четырех педагогов, изменивших способ педагогического мышления в XX веке.

Мария Монтессори родилась в провинциальном городке Кьяровалле на юге Италии (провинция Анкона) 31августа 1870 г. и прожила долгую жизнь до весны 1952 г., пережив войны и революции, победы и потери.Отец Алессандро Монтессори происходил из знатной болонской фамилии.

В молодости военнослужащий, затем успешный государственный деятель – управляющий финансами на государственной табачной фабрике. Мать Ренильда Монтессори – племянница религиозного философа и профессора Антонио Стоппани, для своего времени была хорошо образована, занималась воспитанием единственной дочери.Родители воспитывали Марию в строгости.

Позднее они вспоминали, что дочь отличалась упрямым целеустремленным характером, играла больше с мальчиками, любила математику и биологию.В 1875 году семья переезжает в Рим, в 1876 Мария поступает в городскую начальную школу. В школе она прилежно училась, мечтала стать инженером.В 1883 поступила в техническую школу им. Микеланджело Буонаротти.

В 1886 продолжила обучение в Техническом институте им. Леонардо да Винчи.

Читайте также:  Жизненное время - психология

Первая женщина-врач в Италии

В 1890 году Мария Монтессори поступила в Римский университет на факультет математики и естественных наук. Отец не одобрял выбора дочери, но поддержал и предоставил сопровождение, без которого Мария не могла появляться на лекциях.

По правилам тех лет женщина не имела права находиться в одиночестве в обществе мужчин.

В 1892 году Монтессори, добившись аудиенции у Папы Римского Льва 13, получила право изучать медицину в Римском Университете, став первой в Италии студенткой медицины. В 1896 году защитила диссертацию по психиатрии.

Диплом позволил ей работать ассистентом в университетской больнице.

Доктор Монтессори начала активную борьбу за права женщин. В 1896 году на Международном Конгрессе женщин в Берлине она выдвинула предложение о гендерном равенстве в оплате труда. Ее выступление было принято с воодушевлением. Марии Монтессори 26 лет.

Монтессори на международном конгрессе женщин в Берлине, 1896 г.

В 1897 году Монтессори продолжила работу и исследования в психиатрической клинике Сан-Джиованни Римского университета. Работая с умственно отсталыми детьми, Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает основные вопросы по теории воспитания.

Не заключая брака со своим коллегой доктором Джузеппе Монтесано, 31 марта 1898 года родила от него своего единственного ребенка – сына Марио. Мария была вынуждена считаться с мнением общества и скрыла от всех факт рождения ребенка, отдав его на воспитание в деревенское предместье Рима.

Воссоединение с сыном произойдет только в 1913 году. С тех пор они всегда были рядом, Марио сопровождал Марию в поездках, был переводчиком на ее лекциях и продолжил ее дело.

На одной из личных встреч с Клаусом Дитер Колем Марио с горечью сетовал на то, что Марию Монтессори многие считают плохой матерью, сам сын так никогда не считал. По словам Марио, он всегда знал, кто эта женщина, что навещает его каждую неделю, и эти долгожданные встречи приносили ему радость.

Выбор в пользу педагогики

Мария Монтессори, 1898

В 1898 году Монтессори выступает на национальном педагогическом конгрессе в Турине с заявлением, что проблема слабоумных детей – больше педагогическая, нежели медицинская. Помочь больным детям можно не только с помощью медицины, но и с помощью педагогики, утверждала она.

Мария Монтессори становится директором открытого медико-педагогического института для обучения учителей воспитанию и лечению душевно неполноценных детей (институт психического здоровья).

В учреждении организуется модельная школа (римская ортофреническая школа) для проведения экспериментальной работы с дидактическими материалами. Успехи детей превосходят все ожидания!

Занятия медициной, которым Монтессори посвятила 5 лет жизни, уходят на второй план. Она видит свое призвание в педагогической деятельности и обращается к идеям Сегена, который еще в 1866 году предлагал перенести свой метод и на воспитание здоровых детей. Монтессори продолжает работу по созданию специальных дидактических материалов для детей по моделям Итара и Сегена.

1900 год. Покинув по личным обстоятельствам школу, поступает на философский факультет Римского Университета. Начинает обучение по второму образованию – в области экспериментальной психологии, антропологии на философском факультете Римского университета.1904-1908 гг.

– Мария Монтессори назначена лектором по антропологии в Королевском университете Рима, где в течение 4х лет руководила кафедрой антропологии. В 1910 году по материалам своих лекций опубликовала книгу «Педагогическая антропология».

Монтессори продолжала заниматься общественной деятельностью, выступала за права женщин и против детского труда.

Она приобрела известность как успешный коррекционный педагог, но ей не удавалось получить практику работы с нормальными детьми. Все изменилось в 1907 году.

Для решения проблемы беспризорных детей в квартале Сен-Лоренцо в Риме правительство обратилось к Монтессори. Ей выделили помещение на втором этаже одного из домов квартала.

Там вскоре Мария открыла свой первый «Дом ребёнка» (Casa dei Bambini). Как ученый-исследователь Мария много экспериментировала и наблюдала за детьми.

В стенах дома бедного римского квартала рождался метод Монтессори, основанный на научном наблюдении.

«Был конец 1906 г., когда я только что вернулась из Милана, где заседала в комитете международной выставки по присуждению наград за работы по научной педагогике и экспериментальной психологии.

Эдоардо Таламо, генеральный директор римского Института дешевых квартир, предложил мне заняться организацией младенческих школ (детских садов) в его только построенных домах.

Сеньору Таламо пришла в голову счастливая мысль собрать в большом помещении детей жильцов этих домов в возрасте от трех до семи лет».

Мария Монтессори

«Дом ребенка. Метод научной педагогики»

Первый детский сад для детей от 3 от 6 лет «Сasa dei bambini» (Дом ребенка) был открыт в Риме 6 января 1907 года. Новые фотографии сделаны на улице дей Марси Еленой Хилтунен летом 2010 года.

Первый курс для монтессори-учителей, 1909 г.

Барон Леопольд Франкетти – один из самых богатых итальянцев того времени, организовал первый курс по монтессори-педагогике в 1909 году.

Его жена Алисия активно поддерживала

Марию Монтессори, она напечатала статью о новом педагогическом методе в «Лондонском образовательном журнале», благодаря которой множество учителей из Англии и Америки приехали в Рим, чтобы увидеть эксперимент итальянского педагога.

Барон Франкетти благоволил Марии Монтессори. Он сказал ей: «Но ведь Вы можете умереть, и никто не узнает о замечательном методе, который вами придуман! Вы должны написать книгу!». Франкетти потребовал от Монтессори сесть за написание текста о работе в «Сasa dei bambini».Параллельно он созвал для нее учебный курс для 100 учителей.

Этот курс знаменовал начало работы Марии Монтессори как учителя для других педагогов.Одна из немногих книг, которую Мария Монтессори написала собственноручно, была создана именно в эти дни. Книга называлась «Метод научной педагогики, применяемый к обучению детей в домах ребенка», содержала 66 страниц, и была издана в 1909 году при поддержке семьи Франкетти.

Первоначально эта книга была посвящена Алисии Франкетти.
1913 год. Первая поездка Марии Монтессори в США. Ее поддержали известные американские деятели: Александр Белл, Томас Эдисон, Маргарет Вильсон (дочь президента США Томаса Вильсона).

Начиная с 1913 года материалы Монтессори производит в Лондоне фирма «Philip& Tracey», откуда известный в то время физик В.В.

Лермантов привез материалы в Россию и показал Юлии Ивановне Фаусек.

1915 год. Вторая поездка Монтессори в Америку. На Панамско-Тихоокеанской всемирной выставке в Сан-Франциско (в Калифорнии) был организован «стеклянный класс», где дети работали с материалами, а посетители выставки могли наблюдать за ними.

В 1917 году Мария Монтессори познакомилась с голландским биологом Хуго де Фризом. Она заинтересовалась его работами, связанными с проживанием сенситивных периодов животными и растениями. У нее родилась теория о сенситивных периодах жизни у детей.

Монтессори изучала труды Жана Пиаже и на практике убедилась в правильности идеи – ребенок учится в процессе деятельности, манипулируя предметами, задействуя все органы чувств.Наблюдая за детьми и пробуя свои материалы в работе с ними, Монтессори приходит к выводу, что дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Тогда у нее рождается идея о «впитывающем разуме ребенка».

Монтессори обращает внимание на особые потребности ребенка, на специфические цели, которые он достигает самостоятельно, независимо от воли взрослого. Эти идеи Монтессори опередили открытия в области нейрофизиологии 20 века.

По приглашению министра образования Монтессори становится инспектором всех детских садов Италии.

В 1922 году ей присваивают ученую степень доктора наук в одном из английских университетов. А в следующем году Монтессори удостоена звания Почетного доктора наук в университете Durham (Великобритания).

В 1924 году Муссолини лично встречается с Монтессори и дает указание своим посланникам наблюдать за деятельностью ее школ во всем мире. Он переименовывает Общество Монтессори Италии в «Оpera nationale Mоntessori» и делает Марию Монтессори почетным председателем этой организации. А два года спустя Муссолини сам сменяет ее на этом посту.

Бенито Муссолини не чужды были вопросы образования, так как он несколько лет работал учителем в младшей школе. Руководство Италии понимает, что авторитет Марии Монтессори в мире, особенно в США, поднимает и авторитет Италии в целом. В середине 20-х годов ей покровительствует даже Королева Италии Маргарита.

1929 год в биографии Марии Монтессори был отмечен как год создания Международной ассоциации Монтессори (AMI). Она становится Президентом этой Ассоциации, а ее сын Марио Монтессори – секретарем. Меценатами AMI были в том числе Зигмунд Фрейд, Робиндранат Тагор и Жан Пиаже.

Значительным событием этого года был Первый международный конгресс Монтессори-педагогов, который проходил в Дании в рамках конференции Международной федерации за обновление воспитания.

1933-34 год. Фашистский режим наступает. Муссолини требует носить в школах Монтессори форму «Гитлер-Югенд» и петь фашистские гимны. Монтессори отказывается стать «посланницей детей» для итальянского режима Муссолини.

В Германии сжигают ее книги. В Италии и в других странах фашистский режим закрывает ее школы. Мария Монтессори уезжает в Испанию, в Барселону.

Но что бы ни происходило на политической арене, наперекор всем жестоким режимам и войнам ежегодно монтессори-педагоги разных стран собирались вместе и обсуждали проблемы детства.

В 1939 год Монтессори вместе с Марио едет в Индию, как им тогда казалось на несколько месяцев. Но в поездке двух итальянских подданных застала Вторая мировая война. Индия тогда все еще подчинялась Британии и формально оказалась в состоянии войны с Германией и союзников.

Марио и Мария были на некоторое время разлучены и находились под домашним арестом. После воссоединения с сыном в 1940 году, Мария Монтессори живет в поместье Адьяр (Тамил Наду) и вместе с Марио проводит в Индии 28й международный учебный курс.

За 7 лет эмиграции они вместе обучили своему методу работы с детьми более 1000 индийских учителей. Научный интерес Монтессори в эти годы лежит в области воспитания детей раннего возраста. В 1943 году в Ахмедабаде она читает курс из 30 лекций по воспитанию детей до 3-х лет.

Позднее на основе этих лекций будет на многих языках мира издана книга «Впитывающий разум».
В Индии Мария Монтессори неоднократно встречается с Робиндранатом Тагором, Ганди, Неру и Радхакришнан. Ее увлекают восточные философские учения.

В те годы она задумывается о космической сути происхождения человека и впервые применяет астрономические понятия horme (силы жизни) и nebule (туманности) к своей теории развития человека.

Закончилась война и Мария Монтессори вместе с сыном вернулась в Европу, в Голландию. Но она вскоре еще раз посетит Индию, так как движение монтессори-учителей там неуклонно растет.

В августе 1949 года Монтессори выступает на Восьмом международном конгрессе в Сан-Ремо.

Ее выдвигают на награждение Нобелевской премией мира, и ректор Сорбонны от имени Французской Республики вручает ей Крест ордена Почетного Легиона.

Мария Монтессори на международном конгрессе в
Сан-Ремо

За год до ухода из жизни Мария Монтессори прочла на Девятом международном конгрессе в Лондоне доклад «Воспитание как помощь в естественном развитии психики ребенка от рождения до университета». Возможно, это была главная тема всей ее земной жизни.

В 1952 году ее не стало. Мария Монтессори похоронена в Голландии в маленьком городке Нордвейк.

Монтессори-педагог Елизавета Тилли и ее итальянская коллега приводят в порядок могилу Марии Монтессори. 2010 год.

Авторы статьи: Елена Хилтунен, Оксана Иванова, Вика Виноградова

Линия жизни Марии Монтессори

1870

Мария Монтессори родилась 31 августа в итальянском городке Кьяравалле.

1896

Стала первой женщиной в истории Италии, получившей докторскую степень в медицине. Изучает работы французских докторов

Итара и Сегена.

1900

Работает в психиатрической клинике в Риме.

Назначена директором Ортофренического института, модельной школы для подготовки учителей, работающих с умственно отсталыми детьми. Два года Монтессори экспериментировала с сенсорными материалами. В результате некоторые воспиатнники института достигали тех же успехов в обучении, что и сверстники из обычных школ.

1901

Начинает изучать педагогику, прикладную психологию и антропологию в Римском университете.

1907

Открывает первую школу Дом ребенка (Casa dei Bambini) в Сен-Лоренцо (район Рима).

1909

Проводит первый обучающий курс по своему методу для 100 студентов. Пишет свою первую книгу «Метод научной педагогики, применяемый к обучению детей в домах ребенка». Книга переведена на 20 языков.

1912

Английская версия книги «Метод научной педагогики…» триражом 5000 экземпляров распродается в США за несколько дней. В этом году книга займет втрое место в списке бестселлеров.

1933

Нацисты уничтожают монтессори-движение в Германии, закрывая школы.
Третий монтессори-конгресс проходит в Амстердаме.

1939-1946

Военные годы проводит в Индии в сместе с сыном Марио.

1949

Первая номинация на нобелевскую премию (снова была номинирована в 1950 и 1951). В этом году проходит восьмой монтессори-конгресс в Сан-Ремо (Италия).

1952

Мария Монтессори умерла 6 мая в Нидерландах на 82 году жизни.

Фотографии Монтессори разных лет

Монтессори М. – Дом ребёнка: метод научной педагогики – М.: Астрель: АСТ, 2006. Монтессори М. – Дети – другие (перевод с нем. Н. Нефедововой, c комментариями К. Е. Сумнительного) – М.: Изд-во Карапуз, 2004. Монтессори М. – Мой метод – М.: Астрель: АСТ, 2006. Монтессори М. – Помоги мне это сделать самому – М.: Изд-во Карапуз, 2006. Монтессори М. – Впитывающий разум ребёнка – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2009. Монтессори М. – Как развить внутренний потенциал человека – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2011. Монтессори М. – Научная педагогика. В 2-х томах. Том 1. Дом ребёнка – Народная книга, 2014 Монтессори М. – Научная педагогика. В 2-х томах. Том 2. Элементарное образование – Народная книга, 2014 Монтессори М., Фаусек Ю. – Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет – Народная Книга, 2013. Стэндинг Э. М. – Жизнь и творчество Марии Монтессори – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2010. Сухотина-Толстая Т., Фаусек Ю., Тихеева Е. – Три путешествия в Рим к Марии Монтессори – СПб.: Образовательный центр «Участие», Лема, 2012.

Источник: http://projects.mma-montessori.ru/maria-montessori

Ссылка на основную публикацию