Меломан — психология

Кто такой меломан — опасна ли меломания?

Меломан - психология

Музыка является незаменимой частью жизни человека в современном мире. Она способна улучшить настроение, заставить задуматься и просто расслабиться. В большинстве случаев человек предпочитает какое-то одно направление в музыке, но есть и те, кто может слушать любые композиции.

Что значит «меломан»?

В мире можно встретить истинных ценителей музыки, которые не могут представить свою жизнь без нее, их и называют меломанами. Такие люди любят слушать разные направления, и особых предпочтений у них нет.

Настоящий меломан хорошо разбирается в музыкальной истории и знает биографии и особенности многих исполнителей. Впервые это определение появилось в XIX—XX веках в Европе, и тогда оно означало, что человек просто увлекается музыкой.

Многие музыкальные фанаты имеют обширную коллекцию дисков, кассет и пластинок.

Чтобы разобраться, кто такой меломан, стоит сказать о том, что многие люди, часто искажают смысл этого слова. Истинные любители музыки на первое место ставят ее качество, а не направление.

Если трек чем-то зацепил, то он навсегда войдет в ТОП любимых композиций.

Правильно зная свои вкусы и понимая музыкальное восприятие, подобрать хорошие композиции будет просто, учитывая многочисленные страны и временные периоды.

Признаки меломана

Истинные музыкальные ценители часто становятся перед выбором, какие же композиции достойны его внимания. Они знают наизусть даты выпуска огромного количества альбомов.

В его хранилищах хитов идеальный порядок, чему бы позавидовал даже требовательный перфекционист. Реальный меломан аудиофил может легко определить стиль, просто взглянув на обложку диска.

Часто такие люди проводят охоту на редкие диски и готовы за них отдать многое.

Как стать меломаном?

Нет инструкции, которая бы научила любить разные музыкальные жанры, поэтому это либо есть, либо нет. Попробуйте сделать подборку любимых композиций, но только они должны быть из разных направлений.

Расширяйте свой музыкальный кругозор, интересуясь творчеством разных исполнителей, причем они не должны быть обязательно мировыми звездами.

Для тех, кто интересуется – меломан это плохо или хорошо, стоит сказать о том, что в увлечении музыкой нет ничего плохого, если это не вызывает дискомфорт у окружающих и не превращается в манию.

Психология меломанов

Благодаря тому, что человек хорошо разбирается в разных стилях, ему просто находить общий язык с окружающими людьми. Часто он настолько увлекается своим хобби, что немного отстраняется от реального мира.

Продолжая разбираться в теме – что такое меломан, стоит заметить, что редко когда человек сразу начинает слушать разные композиции, отдавая предпочтение нескольким направлениям.

Только через определенный промежуток времени возникает понимание, что качество композиции намного важнее стиля, к которому она относится.

Меломания – это болезнь?

В психологии любовь к разной музыке рассматривается как один из видов слуховой пассивности личности, которая порой выражается даже в некой зависимости.

Проявляется она не только в регулярном прослушивании любимых композиций, но и желании расширять и обновлять собственную музыкальную коллекцию.

Для тех, кого интересует, кто такой меломан, стоит заметить, что в современном мире меломания часто сочетается с зависимостью от интернета, поскольку в сети можно найти и скачать любое произведение.

Общепризнано меломанию не считают болезнью или психическим расстройством, поскольку она не имеет ярко выраженных негативных последствий. При этом, как и другие виды маний, она имеет несколько отрицательных моментов.

Доказано, что при длительном прослушивании музыки на высокой громкости, возникают нарушения слуха. Покупка редких композиций часто требует серьезных вложений, что также является минусом.

Еще меломания опасна тем, что при частом прослушивании грустной музыки возможно появление психических расстройств.

Как избавиться от меломании?

Уже упоминалось, что любовь к музыке не является заболеванием, поэтому если зависимость не вызывает никаких негативных последствий, то и нет поводов, чтобы с ней бороться.

Рекомендуется просто следовать некоторым простым правилам и в большей степени это касается дозированного прослушивания музыки на большой громкости.

При сочетании меломании и интернет зависимости, необходимо ограничивать время нахождения перед компьютером, чтобы не ухудшилось зрение. Если хобби превратилось в психическую болезнь, меломан должен обратиться за помощью к психологу.

Что такое анархия и в чем ее пюсы и минусы?Что такое анархия в современном мире — известно не каждому из нас. Под этим термином понимают идею отсутствия власти над обществом и человеком. Данное популярное течение называют формой правления, которое имеет и преимущества, и недостатки.
Кто такой гангстер — самые знаменитые гангстеры в истории

Многие заморские слова являются неизвестными для широкой публики, например, многие не знают, гангстер – кто такой. В 20-ом веке были распространены бандитские группировки, которые занимались разной деятельностью вне закона. Главари популярных банд стали известными личностями.

Мейнстрим — что это в политике, экономике и литературе?Что такой мейнстрим знает не каждый современный человек. Данный термин возник еще в сороковых годах и охватил практически все сферы жизни. Направление обрело популярность в искусстве, экономике и политике, а также нашло своих сторонников среди людей разных поколений.Дауншифтер — кто это такой и как им стать?Дауншифтер — человек, как правило, достигший определенных высот в карьере или имеющий высокое положение, неожиданно отказывающийся от имеющихся благ и меняющий образ жизни на размеренный, что порой сопровождается сменой места жительства.

Источник: http://kak-bog.ru/kto-takoy-meloman-opasna-li-melomaniya

Кто такой меломан?

Краткое содержание статьи:

Что говорит человек, если ему лень перечислять названия всех своих любимых групп и песен? Я меломан – универсальная отговорка, которая избавит от дальнейших нудных расспросов. Особо дотошные люди на этом этапе не отстанут, они и дальше будут пытаться выяснить имена «самых любимых» исполнителей. Но на самом деле оба участника очень расплывчато представляют, кто такой меломан.

Любители разных направлений в музыке

В сознании большинства утвердилась идея, что это человек с разноплановыми вкусами:

  • Хип-хоп.
  • Рок.
  • Блюз.
  • Джаз.
  • Техно.
  • Электронная музыка.
  • Фольк.
  • Кантри.
  • Поп.
  • Фанк.
  • Панк.
  • Шансон.

Настоящий меломан готов слушать любое из перечисленных направлений и в каждом из них способен найти что-то по вкусу для себя – качественные треки, заслуживающих внимание исполнителей, интересные сообщества фанатов. Такой вот всеядный «монстр», в представлении большинства окружающих.

Но так ли это на самом деле? Если у вашего товарища в плеере сотни песен от разных исполнителей, это ещё не значит, что он меломан. Возможно, у человека просто развит кругозор, он интересуется творчеством многих исполнителей. Или не может найти в творчестве одного певца или группы достаточно достойных композиций, такое тоже бывает.

Исторически правильное определение меломана

Но если описная личность не меломан, кого тогда вообще можно назвать этим словом? Фаната музыки, увлечённого энтузиаста обладающего большим набором знаний о многих направлениях. Самому определению чуть меньше двух столетий, изначально упор делался непосредственно на любовь к музыке.

Абсолютно неважно было, имеет ли человек профессиональное музыкальное образование или является любителем-самоучкой. Главным критерием оставалось влечение к мелодиям и ритмам, обычно без теоретической базы.

Прослушивание музыки стало доступно широкой аудитории только во второй половине двадцатого века. До этого наши предки обходились при помощи живой музыки и первых граммофонов. Технические новинки стоили слишком дорого, чтобы каждая семья могла позволить себе по вечерам наслаждаться музыкой. Что уж говорить о походах или поездках куда-то.

Просто одеть наушники и слушать любимого исполнителя по дороге на работу – что может быть проще и обыденней в наше время? А лет сто назад это было чем-то из области фантастики. Вот и приходилось поклонникам этого искусства занимать своё свободное время сбором информации о музыкантах, их творчестве и всём направлении в целом.

Преимущества и недостатки поверхностных знаний

В светском обществе такой человек всегда мог поддержать разговор, когда он заходил о музыке. Ведь он знал практически всё о творчестве того времени, пусть знания и не были слишком глубокими.

Впрочем, аристократия редко когда с головой уходила в музыку, изучая её теоретические основы. Людей больше интересовали сплетни и интрижки, касательно личной жизни талантливого пианиста или нового придворного музыканта. За прошедшие столетия в этом плане практически ничего не изменилось, как вы можете заметить.

Но вернёмся к нашей теме. Меломан был желанным гостем на любом приёме, благодаря обширности своих познаний.

В более узких кругах, над таким человеком могли и подшутить, указав на его незнания основ, отсутствие музыкального слуха или что-то ещё.

Несмотря на выгодное положение в обществе, какой-то новой моды или массового движения в те времена не возникло. Может потому что музыке действительно нужно уделять слишком много времени и отдавать всего себя, если на самом деле любишь её.

«Музыка шагает по планете»

Прогресс не стоял на месте всё это время. Уже в начале прошлого века почти в каждый дом пришли радиоприёмники. Развитие радио помогло сделать музыку более доступной для слушателей. Отпала нужда в дорогостоящем оборудовании или живых выступлениях. Понизилась цена, которую необходимо было платить за возможность насладиться первоклассными творениями.

В это же время стало появляться всё больше людей, которые готовы были слушать музыку любых направлений.

Им было абсолютно неважно, в каком стиле исполняет тот или иной музыкант. Главное – мелодия и ритм, больше ничего. Вот таких людей мы стали называть меломанами в наши дни.

Но с определением немного ошиблись и отошли от начальных рамок, когда меломанами называли любого любителя этого искусства.

Ни о какой неразборчивости не шло и речи, хотя, человек интересовался сразу множеством направлений.

Читайте также:  Зона безопасности - психология

Три категории любителей музыки

Но мы ведь люди современные, привыкли к куда более значительным переменам, чем искажение смысла одного слова. Давайте рассмотрим сегодняшних «меломанов»:

  1. Некоторым просто лень подробно рассказывать о своих музыкальных вкусах, собеседник не поймёт с первого раза. Такие люди меломанами и не являются.
  2. Часть слушает всего несколько строго заданных направлений, но из-за их несовместимости причисляет себя к списку людей с очень разнообразными вкусами.
  3. И небольшой оставшейся группе действительно важно лишь качество музыки, а не её направление и стиль. Если трек «цепляет», нельзя просто так от него отмахнуться.

Начиная слушать музыку, мы перенимаем вкусы наших родителей, сверстников и знакомых чуть постарше. Услышав один трек, начинаем искать что-то похожее того же исполнителя или в этом же направлении.

Редко когда человек сразу отправляется в «свободное плавание», поначалу мы строго придерживаемся одного или нескольких музыкальных направлений.

Но со временем приходит понимание, что качество композиции куда важнее стиля исполнения.

Если человек способен перестроить своё восприятие и изменить вкусы, он всегда найдёт для себя по-настоящему хорошую музыку. Беря в расчёт любую страну и любой период времени.

Плюсы и минусы для меломанов

А вообще, полезная это затея – регулярно слушать музыку в наушниках, особо не обращая внимания на окружающую действительность? Надо сравнить все преимущества и недостатки.

Плюсы в этом следующие:

  1. От мира действительно можно слегка отгородиться. Это может быть полезно в трудные времена жизни и на определённых этапах.
  2. Музыка всегда формирует настроение – весёлое, задорное, меланхоличное, задумчивое. В зависимости от ваших пожеланий.
  3. Всегда можно что-то посоветовать друзьям, если они попросят.

Теперь пройдёмся по минусам:

  1. Невнимательность – этим грешит любой обладатель наушников. Переходя дорогу можно и не заметить проезжающую машину. Поплатиться жизнью или здоровьем за любовь к музыке, звучит романтично. Но на деле – перспектива сомнительная.
  2. Ещё пару слов о здоровье, ухо человека не рассчитано на такие нагрузки. Постепенно наушники «садят» наш слух, восстановить его либо очень сложно, либо уже невозможно.
  3. И не последний по значимости аргумент, перед знакомыми всегда формируется образ отрешённого человека, который где-то себе там витает со своей музыкой.

По большому счёту преимущества и недостатки примерно компенсируют друг друга. Но слепо увлекаться чем-то одним и отдавать этому всё своё свободное время – слегка не разумно. Даже если вы считаете себя творческим человеком, не сошёлся ведь свет клином на одной только музыке, есть ещё живопись, кинематограф, литература.

Во всём можно найти что-то прекрасное и разнообразить свои развлечения.

Даже узнав, кто такой меломан на самом деле, мы всё равно будем употреблять это понятие не совсем правильно. И в этом нет ничего страшного, раз его стали употреблять именно в таком ключе.

Видео о меломанах

Далее забавное видео о том, как сложно путешествовать в машине с человеком, очень любящим музыку:

Источник: http://1-vopros.ru/274-kto-takoj-meloman.html

Характер человека по музыкальным предпочтениям

Характер человека по музыкальным предпочтениям

Музыка – это не просто звуки в определённой последовательности, это «спасательный круг» для людей. В разное время года, под разное настроение (грусть — веселье, траур – счастье и т.д.) музыка всегда сопровождает нас. Все люди уникальны, следовательно, музыкальные предпочтения у всех разняться.

Как утверждают британские ученые: существует тесная связь между личностью человека и его музыкальными предпочтениями. Исследование на тему: «Характер по музыкальным предпочтениям» проводил профессор Адриан Норт, глава кафедры прикладной психологии университета Хэриот-Уотт, Эдинбург.

Он опросил более 36000 людей.

Результаты этого исследования поразили его руководителей. Норт утверждает, что это не просто масштабное исследование, но и очень полезное. Ведь его результаты можно применить в маркетинге. «Зная музыкальный вкус человека – можно предложить ему подходящий товар».

В кратком виде результаты можно представить так (направление музыки- качества характера):
Поп-музыка: не творческие, уверенные в себе, общительные, добрые, преимущественно экстраверты.

Рок (сюда относят и поклонников хэви-металла): низкая самооценка, утонченный характер, недостаточно трудолюбивые.
Классическая музыка: преимущественно интроверты, замкнутые в себе люди, раскованные, утонченные и творческие.
Блюз и джаз: творческие люди, непринужденные, общительные.

Рэп: высокая самооценка, независимые, общительные, умеющие отстоять свою точку зрения.
Опера: высокая самооценка, уверенные в себе, творческие люди.
Кантри и вестерн: трудоголики, оригинальные люди.
Меломаны: незаурядные личности, любящие перемены в жизни.

Танцевальная музыка: коммуникабельные, с завышенной самооценкой, могут быть жестоки к другим.
Электронная музыка: флегматики, спокойные и уравновешенные люди. Часто её предпочитают программисты.
Регги: общительные, не очень трудолюбивые, с высокой самооценкой.

Инди: низкая самооценка, творческие, жесткие.
Музыка Болливуда: общительные, интересные.
Соул: непринужденные, творческие и общительные.
Дабстеп: импульсивны, непостоянные, сильные.

Наиболее низкий уровень IQ исходя из проведенных исследований у поклонников R’n’B и хип-хопа. Недалекими считают слушателей репа. На первом месте по уровню IQ у поклонников тяжелой музыки. На втором месте – слушатели классической музыки.

Не принимайте эту информацию слишком близко к сердцу, ведь она достаточно усреднённая.

А каждый человек – это уникальная личность, состоящая не только из музыкальных предпочтений, а еще из множества вещей, какие формирует возрастная психология и не только.

Источник: http://psychology-for-me.ru/2013/08/xarakter-cheloveka-po-muzykalnym-predpochteniyam/

Аудиофилы или меломаны? Статья. Журнал «АудиоМагазин»

Проведя соответствующую математическую обработку материалов исследований , ученые пришли к выводу, что всю социальную общность людей, интересующихся аудиотехникой и использующих ее, можно разделить на три условные группы: аудиофилы (самая многочисленная группа), меломаны и филофонисты.

Сохранить и прочитать потом —         

Фил (philos) — друг, любящий. Мания —страсть, безумие. Сначала все было просто — существовала музыка культовая, трудовая, военно-патриотическая… На определенном этапе развития цивилизации появились жанры развлекательной музыки, звукозапись, а вслед за ней Hi-Fi и загадочный High End с гримасами на его призрачном лице.

Все это породило множество разных мнений и подчас бурную реакцию со стороны музыкантов и слушателей. Показательно мнение, высказанное Игорем Стравинским в «Диалогах» (с Крафтом).

Стравинский утверждал, что «музыка — это не то, что ласкает слух, а то, что хватает за горло» и что «музыку в современных домашних условиях можно воспринимать гораздо глубже и ярче, чем в лучших концертных залах мира».

Попытки сравнивать звучание современной высококачественной аудиоаппаратуры со звучанием музыки в концертных залах кажутся в лучшем случае наивными. Конечно, как было сказано выше, семантика понятий «аудиофил» и «меломан» имеет аморфно альтернативный характер.

Немало посетителей филармонических концертов слушают музыку с партитурами в руках, и они испытывают удовольствие, если замечают ошибку или неточность исполнителя. Эти люди аудиофилы или меломаны? Известный наш музыковед А. А.

Гозенпуд называл подобного рода удовольствие «музыкальным мазохизмом».

Итак, кто они такие, аудиофилы, меломаны, филофонисты: фанатики звука, рабы аудиосистем, люди, увлеченные музыкой, собиратели фонограмм? Этот отнюдь не праздный вопрос давно и разносторонне изучается как у нас, так и за рубежом.

Уже несколько десятилетий ведутся научные изыскания в Страсбургском институте социальной психологии под руководством Абраама Моля. В Санкт-Петербургском НИИ комплексных социальных исследований доктор наук В. Е. Семенов делал опыты в области социальной психологии.

В научной секции социальной синергетики Академии гармонии при Санкт-Петербургском Доме ученых проводил оригинальные исследования и автор этих строк. К этой работе привлекались профессора Санкт-Петербургской консерватории: композитор В. П. Чистяков (анализ творческих процессов) и А.

П. Милка (системно-структурный анализ музыкальных произведений).

Проведя большое количество прослушиваний музыкальных записей при помощи разнообразной аппаратуры в различных аудиториях, наблюдая за «немой» (мимической) реакцией слушателей и анализируя результаты бесед и обсуждений, мы существенно приблизились к пониманию нашей публики и составили обобщенные портреты разных групп потребителей Hi-Fi-аппаратуры. Хочу заметить, что, хотя российское общество несколько отличается от европейского социума, результаты отечественных исследований хорошо коррелируют с выводами зарубежных ученых.

Активное участие в исследованиях принимали сотрудники Института искусствознания Российской Академии наук под руководством А. Комеча.

На основании многих субъективных экспертиз были разработаны методы гармонизации звуковых трактов.

Скажем, теперь уже всем известно, что излишняя четкость звучания может помешать восприятию художественного содержания музыки и вызвать у меломана в лучшем случае аудиофильский эффект, а в худшем раздражение.

Человек — это сложная синергетическая система с многоцелевыми положительными (возбуждающими) и отрицательными (тормозящими) обратными связями, и строго делить людей на группы по каким-то обобщенным свойствам и признакам было бы весьма опрометчиво. Вместе с тем у каждого из нас есть ведущие волевые свойства-доминанты, определяющие интуитивное и осознанное поведение. В первую очередь именно доминанты формируют наши впечатления и эмоции.

Проведя соответствующую математическую обработку материалов исследований , ученые пришли к выводу, что всю социальную общность людей, интересующихся аудиотехникой и использующих ее, можно разделить на три условные группы: аудиофилы (самая многочисленная группа), меломаны и филофонисты.

Аудиофилы — приверженцы чистого, комфортного звучания и модного дизайна компонентов звукового тракта. Они гордятся своей аппаратурой, знают и ценят ее технические параметры. Любят приглашать друзей и знакомых на совместные прослушивания.

Используют эффектные демонстрационные записи, нередко применяя различные трюковые устройства: эквалайзеры, ревербераторы, экспандеры, регуляторы ширины стереобазы и т. п. Они слушают музыку по преимуществу фрагментарно и в любой момент могут прерваться, чтобы заняться чем-то другим.

Имеющаяся техника со временем перестает их устраивать, особенно если в ее звучании обнаруживаются какие-то формальные огрехи. С ними аудиофилы не в силах мириться, и, как следствие, в них нарастает раздражение и они пускаются в поиски другой аппаратуры.

Читайте также:  Мужская и женская ревность - психология

Если же нет возможности сменить систему на лучшую (в их понимании) или более модную, то аудиофилы вообще перестают ее включать — музыка как таковая не является их насущной жизненной потребностью, а играет лишь служебную роль, предоставляя материал для демонстрации звуковых возможностей аудиотехники.

Они воспринимают музыку рассудочно и дискретно: слушают, как передаются «верха», «низы», как воспроизводятся колокольчики, щеточки и т. д. Но именно их страсть к высококачественной аппаратуре является движущей силой индустрии Hi-Fi и High End.

Для меломана художественное и творческое восприятие музыки — неотъемлемая часть его жизни. Он предпочитает слушать музыку в одиночестве, зачастую отключая дверной и телефонный звонки. Музыкальное произведение он прослушивает целиком, случайный перерыв ему неприятен. Такие люди адаптируются к звучанию своей аппаратуры, перестают замечать ее недостатки.

Это происходит благодаря особой вовлеченности, которую способны испытывать только меломаны. Они редко меняют аппаратуру, даже когда могут себе позволить подобные расходы. Существует немало меломанов, владельцев прекрасных систем класса High End, не расстающихся со старинными граммофонами и пластинками.

Они слышат, что интонационное богатство старых акустических записей теряется в современном «супераналоге» и тем более на компакт-диске. Если аудиофильство (любовь к звуку)основано на интеллектуальном анализе звучания (работает кора мозга), то меломания, как и другие мании, — на подсознательных (подкорковых) процессах.

Такой человек помимо своей воли подпадает под власть музыкального образа, который может вызывать у него широчайшую гамму эмоций вплоть до эйфории.

Современная теория эмоций считает, что в подкорковых структурах мозга постепенно формируется устойчивый образ-шаблон эстетического восприятия, медленно эволюционирующий по мере накопления и развития слухового и эмоционального опыта. В рамках этого процесса по внутренней петле обратной связи идет непрерывное спонтанное сравнение музыкальной информации с внутренним образом.

Наивысшее эстетическое наслаждение и эмоциональная вовлеченность достигаются в случае, когда подносится как последовательность и чередование ожидаемого и неожиданного. Если все легко предугадывается, то музыка становится скучной, а если, напротив, все неожиданно, то она воспринимается как случайный раздражающий набор звуков.

Примерно такое же раздражение вызывает плохое исполнение музыкальных произведений. Круг жанровых и исполнительских пристрастий меломанов сравнительно узок. Однако этот круг может эволюционировать, изменяться качественно. Вместе с тем он редко расширяется, а если и обновляется какими-то жанрами, то, как правило, за счет прежних.

Новые композиторские приемы, такие как додекафония, алеаторика, пуантилизм и т. д., редко нравятся меломанам старой закалки.

Аудиофилы же, наоборот, любят современную музыку за ее эффектность, за способность удивлять — ошеломлять слушателя неожиданными языком и структурой. Следует сказать несколько слов о присущих нашим меломанам особенностях, привитых им отечественными искусствоведами советского периода. У нас музыка всегда была тесно связана с политикой, массы нужно было держать в строгих рамках идеологии.

По этой причине в стране налагался запрет на музыку ряда композиторов, на определенные жанры и произведения. Слушать лекции о музыке стало модой, а для некоторых людей (как правило, «глухих») — потребностью. Тогда и родились серии воспитательных абонементных концертов, часто с посредственными исполнителями и небрежно скомпонованными программами.

Появилась и публика, регулярно посещающая навязанные ей абонементные концерты и лекции. В культурном сознании произошла подмена музыкального образа образом семантическим, сознательным, в лучшем случае литературным.

Тем самым подавлялось непосредственное эмоциональное восприятие музыки слушателями, которых необходимо было оградить от музыки нежелательной и идеологически опасной, созданной талантливыми, а подчас выдающимися и гениальными композиторами.

Подготовлено по материалам журнала «АудиоМагазин», №5 2012 г. www.audiomagazine.ru

Поделитесь статьёй:        <\p>

Источник: https://www.audiomania.ru/content/art-2995.html

Музыка: восприятие и осознание. Часть 2

В результате разницы личных душевных качеств меломанов, черт характера, способностей интеллекта, сочетания внешних условий формируется любитель и, главное, чувствующий поклонник тех или иных групп и направлений.

Более-менее цельная группа меломанов первого уровня разбивается на отдельные кланы, многим из которых уже не доведётся обрести прежнее единство взглядов на музыку. По мере накопления информации слушатель начинает формулировать вопросы о любимом занятии, делать выводы, давать оценки, т.е.

в любом случае, осознавать творчество, так появляется второй уровень меломана.Среди них, я бы выделил две большие группы, те, которым удалось почувствовать духовное содержание произведения и тех, кто получает только эстетическое интеллектуальное удовольствие от прослушивания.

Однако навыки, получаемые обеими группами на этом этапе становления, довольно схожи.Основное содержание во втором уровне меломана — обретение некоего необходимого технического уровня, что в аппаратуре, что в восприятии, что в оценке.1. По аппаратуреМеломан становится критичен к аппаратуре: требуется повысить качество звучания материала.

Дело в том, что замысел ряда записей может раскрыться только на аппаратуре представляющей какой-то минимальный технический уровень, главнейшими показателями, на первом этапе которого, будут стереозвучание, диапазон воспроизведения, формат носителя.

Стереозвучание

Большинство современных музыкальных записей выпущено в стерео (или 2.0). Это означает, что все исходные партии инструментов соединены (смикшированы) в студии особенным образом, рассчитанным для воспроизведения на стереоаппаратуре.

И хотя современная компьютерная аппаратура, насколько мне известно, вся стерео, расположение колонок играет значимую роль.Так множество музыкальных записей используют стереоэффекты (т.е.

источник звука словно перемещается из канала в канал), делая этот, в общем-то, технический приём частью передачи художественного замысла.

Пример Pink Floyd «Money»:Соответственно для полноценного восприятия этого замысла аппаратура должна обеспечивать возможность услышать этот приём, в частности расстояние между колонками должно позволять его правильно воспроизвести. Или приходится использовать наушники, что является довольно таки универсальным и недорогим методом во множестве ситуаций при прослушивании.

Диапазон

Как известно слышимый человеком диапазон 20-20 000 Гц. Средние частоты – примерно от 200 до 5 000 Гц. В них расположены по звучанию почти весь вокал и подавляющее большинство инструментов. И именно этот диапазон (даже где-то 300 — 8 000 Гц, в лучшем случае) и воспроизводят домашние бытовые аппараты.

Причём в техническом паспорте у них может быть написано, что воспроизводимый диапазон составляет от 50 до 20 000 Гц. Тут, есть свои маленькие хитрости, связанные с тем, как и по какой системе мерить.Так вот, не вдаваясь в многочисленные нюансы, могу привести самый яркий пример – запись органа.

Диапазон некоторых органов располагается в коридоре от 8 до 20 000 Гц, поэтому правильное воспроизведение органа в домашних условиях – это грандиозная задача по размерам сопоставимая с ним самим.

Отсюда попытка учителей музыки в школе вдохновить учеников проигрыванием органной записи на дешёвом школьном монофоническом проигрывателе, который и диапазон средних-то частот выдавал срезанным, была заранее обречена на провал.

Ничего кроме мучений такое проигрывание доставить слушателю второго уровня не может (а любитель первого уровня просто не заинтересуется), какие бы великие произведения не исполнялись. Получается что партии инструментов, которые расположены на грани диапазона аппаратуры или за гранью, будут воспроизводиться или с большими искажениями или просто не будут слышны.

Так в музыкальной группе из пяти-шести человек при таком воспроизведении будет слышен голос, инструмент, ведущий мелодию, солирующий (исполняющий отдельную партию) инструмент, только часть барабанов, а бас-гитарист и допустим, ритм-гитарист обречены на то, что их просто не будет слышно. Кроме того, резкие звуки будут, в силу особенности человеческого слуха, заглушать более тихие и большую часть аранжировок услышать тоже будет невозможно. Замысел авторов будет искажён.

Третье качество – формат

Технология переноса музыки на носитель многообразна и служит разным задачам. Не упоминая носители доцифрового периода, в целом можно сказать, что стандарт компакт-диска и беспотерьного формата в Интернете даёт хорошее качество для представления замысла музыкантов, тогда как с понижением битрейта качество снижается до уровня, на котором опять таки невозможно услышать заложенное в произведении.

Инструменты меняют тембр звучания, нюансы исчезают, композиция превращается в плохой рингтон.2. По восприятиюНа втором уровне огромные изменения происходят в интеллектуальном восприятии записи. По технике игры: начинают обращать внимание на приёмы игры, отмечать тонкости, детали. Обращают внимание на звукоизвлечение, т.е. как именно исполнитель сыграл мелодию, какие ставил акценты.

Santana – «Samba Pa Ti»
Ricky King «Samba Pa Ti»Восприятие музыки начинает уходить с мелодии к гармонии, с ритма к ритмическому рисунку, от голоса к фразировке (Black Sabbath – «She's Gone», Rainbow – «Rainbow Eyes»), от хуков и эффектных черт стиля к аранжировкам. Воспринимается вся композиция как целое от простого к сложному и отдельно по партиям от простых к сложным.

Black Sabbath – «She's Gone»
Rainbow – «Rainbow Eyes»Восприятие становится всё более «музыкантским». В музыке кроме ярких броских элементов: напевов, хуков, отдельных ярких партий в музыкальной картине проступают детали аранжировки, партии инструментов остальных музыкантов. Появляется неброская эстетическая красота, интеллектуальное удовольствие.

Этот этап играет в жизни любителя музыки наиважнейшую роль. По мере накопления опыта прослушивания качественных записей на качественной аппаратуре у меломана «становится слух», он начинает различать в полифоничном (когда различные партии в композиции играют несколько инструментов одновременно) музыкальном произведении отдельные партии, отмечать тончайшие приёмы исполнения.

Меломан становится чувствителен к мельчайшим оттенкам голоса и инструментов. Без этого умения правильно воспринять произведение невозможно, нюансы, а именно они и придают индивидуальный характер произведению, останутся вами незамеченными. Слепой человек не воспримет живопись, глухой — не услышит музыку.

Так мне было хорошо видно на примере, когда повышался уровень своей музыкальной аппаратуры, что люди с музыкально тренированным слухом отмечали все изменения звучания, а люди без большого опыта в прослушивании не могли точно отметить изменения.

И в повседневной жизни, люди с тренированным слухом (а на самом деле мозгом) отмечают в голосе собеседника сочетания оттенков, говорящих о настроении, тогда как раньше это прошло бы незамеченным. 3. По оценкеПо мере прослушивания музыки у меломана волей-неволей возникают сравнения, задаются вопросы. Слушатель приходит к определённым выводам по умению музыкантов исполнять и писать музыку.

Читайте также:  Мужчины и женщины - психология

Так к оценке «нравится — не нравится» добавляются вопросы «Чем?», «Что?» и, возможно, «Почему?». Задаются банальнейшие вопросы, без которых немыслимо любое сообщество меломанов: «Кто лучший гитарист?», «Какая лучшая группа?». Подбираются аргументы, находятся первые ответы.

Становится осознание меломана: он отвечает, прежде всего, на вопрос, почему ему нравится та или иная группа, а не вся вообще вся музыка, и в чём её превосходство над той, что ему не нравится. Что такого особенного в выбранном им конкретном исполнителе, чем он отличается от других.

В поисках аргументированных ответов на эти вопросы прорабатывается значительная по объёму информация: начитывается литература, просматривается Интернет, слушатель стремится к общению с себе подобными, вступает в обсуждения, отстаивает свою точку зрения в процессе, отчего всё лучше осознаёт взаимосвязь себя и полюбившейся музыки.

Слушатель интересуется историей возникновения и развития любимой группы, историей творчества, прослеживает влияния, оказанные на исполнителя и, в свою очередь, влияние которое оказал исполнитель. Здесь распределяются места по уровню техники, по чувственности подачи материала, по многоплановости композиций, по природным данным и наработанному мастерству.

На этом этапе формируется вся техническая база, которой впоследствии будет оперировать слушатель. Огромную пользу всем любителям музыки приносит формирующееся на этом этапе умение изложить свою точку зрения, с аргументами, с конкретикой, с выводами. Дать анализ творчества, показать мотивацию. Здесь становятся критиками, журналистами, писателями.

Большую помощь на этом этапе оказывает то, что речь ведётся о том, что можно выразить материально: написать нотами, дать описание приёмов исполнения, подвести научную основу под построение композиций. Совершенствоваться по второму уровню восприятия музыки можно бесконечно. * * *В итоге, овладевший вторым уровнем меломан становится тонким ценителем выбранного им любимого стиля или группы.

Он способен понять тонкости, особенности творчества своих любимых музыкантов, владеет информацией раскрывающей «тёмные» для неподготовленного слушателя моменты творчества исполнителя. Меломан способен провести аналогии и различия музыканта с деятельностью коллег по жанру и дать объективную оценку умениям и таланту.

Он способен структурно изложить свои мысли и тем помочь другим лучше понять сложные моменты музыкального искусства.В заключении надо сказать и о том, что, как обычно, каждое положительное достижение грозит переходом адекватной меры.

Для чувствующих меломановС постижением начального технического минимума любители музыки, чувствующие духовный уровень произведения, снимают акцент с информационной интеллектуальной стороны постижения творчества, переходя непосредственно к восприятию душою сути произведения, считая именно такое восприятие исчерпывающим.Техническая сторона воспринимается ими как удобный, но необязательный элемент в процессе восприятия музыкального творчества. Зачастую пребывание на втором уровне проходит для таких слушателей мимолётно, бессистемно и невнимательно, многие чувствующие просто игнорируют изучение умений второго уровня. Всё это приводит к тому что, во-первых, из-за недостатка опыта прослушивания произведения не раскрываются во всех тонкостях, во-вторых, осознанность живописует образами, сравнениями при отсутствии чёткости и логики изложения своих впечатлений. Меломан всё понимает (насколько понимает), но выразить не может. Для эстетов

Аппаратура

Есть опасность возникновения аудиофилии. Стремление добиться максимально возможного в домашних условиях качества, при котором будут слышны малейшие нюансы исполнения, слышен весь диапазон. В принципе, достижимое дело для меломанов второго уровня, требующее только финансовых затрат.

Восприятие

Здесь происходит радикальное расхождение любителей музыки второго и третьего уровней. Простые по композиции произведения, пусть даже ранее любимые наскучивают. Меломан запоминает все партии инструментов, все структуры в построении композиции и все нюансы.

Начинают цениться наиболее сложные по форме и по технике исполнения «завёрнутые» произведения, так как они дают нагрузку уму, не вызывают привыкание (или вызывают далеко не сразу).

Постепенно выделяются наиболее сложные технически и композиционно группы и жанры, которые становятся для меломана вершителями композиторской мысли: это группы арт- и прогрессивного рока (Gentle Giant – «In a Glass House»), представители стиля фьюжн (джаз-рок), исполнители высокотехничного скоростного метала прогрессивных направлений. Особенно ценятся в этом периоде сложные по композиции произведения джаза и классической музыки.
Gentle Giant – «In a Glass House»

Оценка

Соответственно складывается и оценка музыкальных произведений, достигающая у некоторых исследователей уровня законченных теоретических систем.

В ней, вся рок музыка рассматривается как возрастающая от инфантильно-примитивной формы рока: (рок-н-ролл, блюз, хеви-метал, треш) к наивысшей форме развития рок-музыки (арт- и прогрессив-рок) с выходом на классику. Соответственно и оцениваются любители «примитивных» жанров, как «недалёкие» невежественные, неспособные к интеллектуальному труду люди.

При этом некоторые из них фантазёры, напридумывавшие себе какого-то смысла произведений, которого там нет. Так может состояться фанатичный приверженец второго уровня меломана, человек, чьё понимание музыки построено на глубоком осознании при низком восприятии.

Часто встречаю работы таких людей в книгах выпускников консерваторий, музыкантов таких, из тех же консерваторий, бездушных как автоматы, НАУЧЕННЫХ музыке, неспособных «почувствовать» свинг, блюз, как было принято говорить в таких случаях.

Такие специалисты не могут понять, в чём прелесть чисто атмосферных композиций, простых по технике, но богатых по выражению эмоций. И вообще, отличительной чертой становится превозношение технической и композиционной сложности.

Благо под второй уровень можно подвести научно-материальную базу: диапазон, кол-во нот, сложность аккорда, скорость игры и проч.

Кроме того, большую опасность представляет пропагандистская деятельность таких музыковедов, так как они обладают частью полной картины и могут запутать начинающего меломана, заставить его поверить не собственной душе, а технократизированным пособиям. Получается мучительное чувство прикосновения к правде, но не обретения душевного удовлетворения. К счастью, хотя бы раз прикоснувшийся к истинному смыслу музыки меломан, уже не поддается уводам в сторону, хотя не всегда готов противостоять напору.

С другой стороны развитие музыки во многом обязано именно меломанам второго уровня. «Рабочие лошадки» музыкальной индустрии, создатели технологий и параметров, научные работники институтов все они позволяют музыке существовать на конкретной научной базе.

вернуться назад     

Источник: https://yaunikum.ru/475-muzyka-vospriyatie-i-osoznanie.-chast-2.html

Музыка и интеллект

Музыка и интеллект

Пока другие ученые исследуют правильное питание для похудения, загадочные «британские ученые» уже сделали сенсационное заявление о том, что коэффициент развития интеллекта (IQ) напрямую зависит от того, какой стиль музыки нравится человеку.

Всем известно, что уровень интеллекта, который давно придумали измерять при помощи коэффициента IQ (intelligence quotient) зависит от музыкальных пристрастий.

Ученые подобрали испытуемых, с которыми провели ряд тестов и опросов. Основная суть исследований заключалась в том, чтобы определить, какие стили музыки негативно влияют на умственные способности человека.

Скорее всего, британские ученые вступили в заговор с родителями мятежных подростков, поскольку в список потенциально опасных для интеллекта вошли самые распространенные и горячо любимые молодежью направления.

Кстати, ученые довольно быстро при помощи тестов определили любопытнейшую тенденцию.

Самые низкие результаты в тестах на определение IQ показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Таким образом, рэперов назвали самыми «недалекими» среди всех испытуемых.

Для тестов использовали классический опросник для определения IQ, так и по традиционный тест по школьной программе, туда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку.

К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок – обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта.

  Puscifer feat.

Mila Yovovich — The mission

Существует очень тесная связь между музыкальными предпочтениями людей и разными типами личности, утверждают британские психологи, которые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира.

Это исследование считается самым крупным из всех когда-либо проводившихся. Судя по его результатам, любители классической музыки — робкие и застенчивые, а поклонники хэви-метал — добрые и непринужденные.

В процессе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Они должны были разместить 104 музыкальных стиля в порядке личного предпочтения и ответить на вопросы, позволяющие определить их характер.

Некоторые результаты исследования стали для ученых неожиданными: «Один из фактов, который нас удивил больше всего, тот, что люди, любящие классическую музыку и хэви-метал, очень похожи. И те, и другие — личности творческие и непринужденные, но не очень общительные», — говорит один из профессоров.

«В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры», — добавляет ученый.

Музыкальные стили и свойственные черты характера их поклонников:

* БЛЮЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный. * ДЖАЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, спокойный. * КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — Высокая самооценка, творческий, замкнутый, спокойный. * РЭП — Высокая самооценка, коммуникабельный.

* ОПЕРНАЯ МУЗЫКА- Высокая самооценка, творческий, мягкий. * КАНТРИ — Трудолюбивый, коммуникабельный. * РЭГГИ — Высокая самооценка, творческий, не труженник, коммуникабельный, мягкий и спокойный. * ТАНЦЕВАЛЬНАЯ — Творческий, коммуникабельный.

* ИНДИ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, неспокойный.

* РОК/ХЭВИ МЕТАЛ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, не общительный, мягкий и спокойный.

* ПОПСА — Высокая самооценка, не созидательный, трудолюбивый, коммуникабельный, мягкий и спокойный.

* СОУЛ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный.

Источник: http://www.berdof.com/muzyka-i-intellekt/

Ссылка на основную публикацию