Нлп: название и история — психология

История развития НЛП. Статья. НЛП. Самопознание.ру

НЛП: название и история - психология

Недавно, на одном из сайтов, попалась на глаза очень интересная статья. Не то, что бы я не знал всего изложенного в ней, очень понравилось то, как всё описано. И определённым образом приятно то, что я и НЛП родились в один год. Вот её текст:

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — околопсихологическая дисциплина, появившаяся в 70-е годы в США и до сих пор популярная как у себя на родине, так и в Европе, по другую сторону океана.

Основатели НЛП с самого начала поставили себя в оппозицию к академической психологии, немедленно снискав неоднозначную репутацию — но, тем не менее, это направление продолжает расти и развиваться вот уже более 30 лет.

Что же представляло и представляет собой НЛП? Не устарело ли оно? Что произошло с ним за столь немалый срок? Цель этой статьи — помочь читателю сориентироваться в мире НЛП и понять, чем эта область может быть интересна, с чего можно начать обучение и чем продолжить.

Родина НЛП — город Санта-Круз в Калифорнии. Именно там находилось отделение калифорнийского университета, в котором один из основателей НЛП, Джон Гриндер, работал профессором на кафедре лингвистики, а Ричард Бэндлер — второй основатель НЛП, обучался математике и программированию. Бэндлер был увлечён работой Фрица Перлза, одного из столпов гештальт-терапии.

Он редактировал его книги, смотрел видеозаписи, и, весьма успешно копируя методы его работы, проводил сессии с клиентами и даже семинары. На один из таких семинаров в 1972 году был приглашён Джон Гриндер, увлечённый лингвистикой психолог, бывший ассистент Джорджа Миллера, отца когнитивной психологии.

Цель его прихода была проста: понять, как Бэндлер делает то, что он делает, и попытаться воспроизвести это.

Гриндер попробовал объяснить работу Бэндлера на языке трансформационной грамматики и общей семантики. А помог ему в этом Грегори Бэйтсон — всемирно известный антрополог, кибернетик и лингвист, проживавший по соседству. Вместе они создали дисциплину, основным направлением которой стало моделирование — изучение и воспроизводство поведения «гениев», людей обладающих уникальными способностями.

Кстати, организатором тех семинаров по гештальту был Френк Пьюселик — впоследствии ставший одним из лучших тренеров НЛП, сейчас живущий в Одессе и регулярно проводящий тренинги в Москве. В 1975 году вышла основополагающая книга по НЛП, «Структура магии».

В ней были описаны лингвистические паттерны Перлза, а также других известных психотерапевтов того времени: Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир. Кроме лингвистики — искусства задавания вопросов и изменения отношения к ситуациям, был описан ряд моделей, позволявшие терапевтам «читать» своих клиентов, словно открытую книгу, и помогать им в разрешении сложных ситуаций.

Так появилось классическое НЛП, основной фокус внимания которого — эффективная коммуникация и помощь другим.

Около 1980-го года между основателями НЛП произошёл «развод», в результате которого каждый из них стал двигаться в своём направлении. Бэндлера заинтересовали субмодальности — тонкие различия в структуре нашего восприятия.

Как яркость вспоминаемой «картинки» зависит от интенсивности переживаний? Как, управляя этими вещами, мы можем менять наше восприятие и отношение к ситуациям? Такими вопросами задался Бэндлер, и его дальнейшие исследования вертелись вокруг этой темы.

Сейчас Ричард ведёт тренинги по Design Human Engineering (DHE), что примерно можно перевести как «инженерное моделирование человека». Это способ «встраивать» себе внутрь различные «приборы»: часы, компасы, регуляторы пульса — и таким образом управлять собой.

Кроме того, Бэндлер ведёт семинары по Neuro-Hypnotic Repatterning — «нейро-гипнотическому перепрограммированию», модель, которая представляет собой рафинированные паттерны гипноза Милтона Эриксона.

Джон Гриндер пошёл другой, хотя в чем-то очень похожей дорогой. В середине 80-х он, по его словам, «оглядел мир НЛП и обнаружил, что многие люди, преуспевшие во влиянии на других явно не способны помочь сами себе».

Тогда он создал подход, известный как «Новый Код НЛП», предназначенный для самоприменения. Основная идея Нового кода — работа с состояниями и доверие бессознательному, использование его ресурсов для принятия решений.

В конце 1980-годов из НЛП выделились ещё несколько групп со своими, оригинальными подходами. Среди них можно назвать Тони Роббинса, отца лайф-коучинга, Тодда Джеймса, развивающего подход под названием «терапия на линии времени» и, конечно же, Роберта Дилтса. Изрядно разбавив НЛП теорией систем и другими аналитическими методами, Дилтс создал школу, известную как «Системное НЛП».

Примерно тогда же, в конце 1980-х, НЛП попало в Россию. Первые российские НЛП-Практики из Новосибирска проходили обучение у Джона Гриндера в Калифорнии. Они создали базис — площадку для «заезжих звёзд» и последующее поколение российских тренеров училось уже в России. Пожалуй, самые известные и частые гости — Энн Энтус и Мерелин Аткинсон, коллеги Роберта Дилтса.

Соответственно, большая часть российского НЛП — это «Системное НЛП». Кроме того, два раза в нашей стране проводил семинары Джон Гриндер: в 1997 и 2004 году. У него учились практически все российские тренера Нового кода.

Ричард Бэндлер в России не бывал — однако, несколько тренеров (их число измеряется единицами) обучались у него в Великобритании и даже прошли сертификацию.

С чего начать обучение НЛП? Если вас интересуют коммуникативные навыки и консультирование, то лучший выбор — это базовый, стандартный курс «НЛП-Практик». Он может продолжаться до 20 дней и проходит в нескольких вариантах: выходные раз в месяц, два-четыре раза в месяц и непрерывно (интенсивный курс).

Ожидайте много разговоров — лингвистики, много работы в тройках: клиент-консультант-супервизор. Если вам понравится, и вас заинтересуют более «продвинутые» лингвистические паттерны, работа с убеждениями и моделирование — добро пожаловать на курс «НЛП-Мастер». Если вы хотите скорее помочь себе и научиться общаться с собой — вам подойдёт Новый код НЛП.

Как правило, это короткий двухдневный семинар, который предусматривает последующую самостоятельную работу.

Начав заниматься НЛП, вы можете получить множество позитивных результатов. Но НЛП — не «волшебная таблетка». Нельзя сказать, что НЛП подойдёт всем.

Это довольно специфический подход, где многое основано не на строгих научных выкладках, а на блестящих догадках и ощущении, что «это работает».

В ряде областей, таких как коммуникативная компетентность, личностное развитие и консультирование, НЛП имеет заслуженную репутацию «технологии успеха». И если вы откроете книгу по НЛП или придёте на тренинг — возможно, у вас будет шанс понять это для себя.

Действительно, бытует такое довольно распостраненное мнение, что НЛП только для этого и нужно. И в подтверждение этому пару дней назад мне позвонил мужчина из Москвы. Он сказал следующее: «Хочу овладеть НЛП, научите меня. Я хочу понять — получится у меня или нет. Мне кажется, что во мне есть какие-то… Читать дальшеКо мне довольно часто, как к сексологу, психотерапевту и психологу обращаются мужчины с синдромом тревожного ожидания сексуальной неудачи с просьбой помочь им решить свою проблему. После вопроса о стоимости приёма, возникает, как я считаю, не совсем корректный вопрос: «Сколько мне сеансов потребуется… Читать дальше
Зачастую у тех женщин, которые имеют такой страх, он и воплощается в жизни. Но, к счастью моей клиентки из Москвы, девушки 28 лет, это не успело воплотиться в реальность, так как мы смогли, как говорится, «пресечь этот страх на корню», вовремя вмешавшись в ситуацию. И теперь она сможет строить гармоничные… Читать дальшеЭта проблема касается большинства из нас.Если учесть, что абсолютное большинство людей имеет заниженную самооценку, а остальная часть имеет фрагментарно (я бы так сказала) заниженную самооценку — только в какой-то области реализации себя, то на первое место работы психолога, психотерапевта и сексолога… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/istoriya_razvitiya_nlp/

Нлп — нейролингвистическое программирование

Нлп - нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин. Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания.

Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека.

Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела.

В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Содержание

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование) – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

https://www.youtube.com/watch?v=1r-ueS4vmxc

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы.

Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию.

Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

  • Вирджиния Сатир — семейная терапия
  • Милтон Эриксон — эриксоновский гипноз
  • Фриц Пёрлз — гештальттерапия

Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976).

Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии.

Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Подробнее про историю НЛП можно прочитать в Википедии.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления, как:

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку.

Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении.

Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Как этому научиться

В соответствии с главными принципами НЛП, практически любой человек способен освоить все техники этой теории. Как правило, популярные тренинг-центры выделяют три основных ступени обучения нейролингвистическому программированию:

  1. Курс НЛП-практик: изучение навыков НЛП и умение применять их на практике.
  2. Курс НЛП-мастер: углубленное изучение техник НЛП.
  3. Курс НЛП-тренер: умение работать с аудиторией и знание особенностей преподавания НЛП.

Часто тренинги могут длиться по несколько недель и стоить достаточно дорого, однако очные курсы не являются единственным способом освоения азов нейролингвистического программирования.

Исследовав опыт обучения данному навыку, мы пришли к выводу, что всем техникам НЛП (или, по крайней мере, большинству из них) можно научиться самостоятельно.

Читайте также:  Субъективность представлений об отвратительном - психология

Мы подготовили ряд уроков, которые помогут вам развить полезные компетенции для полноценного овладения приёмами этого психологического направления.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки НЛП

Цель нашего онлайн-курса состоит в том, чтобы научить вас использовать основы нейролингвистического программирования, которым обучают на базовых занятиях НЛП. В нашем тренинге вы не найдете полного курса гипноза и «высшего пилотажа» НЛП, однако мы постарались представить все ключевые приемы и понятия, которые лежат в основе гипноза и продвинутых концепций.

Если вы пока просто хотите познакомиться с основами НЛП, тогда можете пройти уроки представленные ниже. Уроки 1 и 2 посвящены языковым моделям, уроки 3 и 4 содержат материал о невербальных техниках коммуникации, а урок 5 расскажет об эффективных методах саморазвития.

Урок 1. Модель языка или метамодель НЛП. Одной из самых первых и популярных концепций НЛП является модель языка или, как ее называют, метамодель. Эта модель помогает лучше понять смысл речи человека.

Всё дело в том, что высказывая свои мысли, мы не можем абсолютно точным образом передать собеседнику то, о чем думаем. Что-то мы упускаем, считая, что это и так понятно, что-то неумышленно искажаем.

Но может ли нас правильно понять собеседник, коллега, подчиненный? Не всегда, если вы не хороший психотерапевт или психоаналитик. Чтобы правильно понять человека, профессиональные психотерапевты задают ему специальные вопросы, которые помогают им войти в глубинную структуру человеческих мыслей.

Метамодель нейролингвистического программирования, описанная в данном уроке, поможет вам лучше понимать человека, а в некоторых случаях даже менять его собственное восприятие путем применения специальных техник психотерапии.

Урок 2. Фрейминг и позиции восприятия. В этом уроке вы познакомитесь с двумя полезными НЛП-техниками.

Первая из них, фрейминг, научит вас обрамлять свои мысли в различные рамки (frame, в переводе с английского — рамка), что, несомненно, поможет вам развить коммуникационные способности.

Вторая техника, позволит вам работать пятью позициями восприятия и репрезентации действительности. Обе эти модели способны активно воздействовать на вашу речь, делая ее более гибкой.

Урок 3. Репрезентативные системы. В двух предыдущих уроках вы познакомились с ключевыми лингвистическими техниками НЛП. Однако не менее важными в нейролингвистическом программировании являются модели понимания нейропроцессов и их воздействия на психику человека. В данном уроке речь пойдет о влиянии органов чувств на интерпретацию получаемого человеком опыта.

Урок 4. Рапорт, калибровка, подстройка. Физиологические процессы, сопровождающие момент коммуникации не менее важны, чем сама речь.

Известно, что невербальные приёмы являются существенной составляющей любого акта общения.

Техники этого урока позволят вам влиять на свои физиологические характеристики во время коммуникации, что поможет вам быть «удобным» собеседником при общении с разными людьми.

Урок 5. Результативность, работа с состояниями, якорение. В данном уроке будут рассматриваться техники НЛП, направленные на повышение эффективности человека, а также на его воздействие на собственные нервные процессы.

Не многим известно, что популярные сегодня методы улучшения результативности, например, SMART, появились именно в рамках НЛП.

В уроке будут представлены базовые модели, помогающие людям управлять своей мотивацией и эмоциональными состояниями.

Как проходить занятия

Для успешного освоения базовых техник НЛП вам потребуется:

  1. Изучать теорию, а не только стремиться запоминать последовательность действий.
  2. Тренироваться самостоятельно, выполняя упражнения курса.
  3. Стараться аккуратно использовать выученные техники на практике.

Именно постоянное применение полученных знаний в жизни позволит вам по-настоящему овладеть нейролингвистическим программированием. Также важно отметить, что применение знаний НЛП повысит вашу внимательность во время коммуникации и научит вас самостоятельно моделировать (создавать) успешные приёмы и техники.

Кроме того, для изучения НЛП рекомендуется освоить несколько общих правил, так называемых пресуппозиций нейролингвистического программирования.

Пресуппозиции – базовые принципы НЛП

Во время моделирования техник известных психотерапевтов разработчики НЛП вычленили несколько общих простых правил, которые использовали эти специалисты в своих трудах. Ученые объединили исследованный материал в общую систему пресуппозиций.

Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании (НЛП) — это аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий достижение максимально эффективных результатов от применяемых техник.

Суть применения пресуппозиций состоит в том, что для наиболее эффективного обучения НЛП, их необходимо принять априори (как аксиому). Основными пресуппозициями НЛП являются:

  • Карта не есть территория (the map is not the territory). Также как самая подробная карта никогда не будет точным отображением территории, так и используемые нами слова не заключают в себе абсолютно точного отображения нашего опыта, репрезентацией которого они являются. В НЛП есть два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя субъективная реальность. Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности («картами»).
  • Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе. В любой системе человек, обладающий наиболее гибким поведением, способен рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении.
  • Не бывает поражений, есть только обратная связь. Эта пресуппозиция заимствована у Уильяма Росса Эшби из принципа важности петель обратной связи в теории информации. В нейролингвистическом программировании ничто не рассматривается в рамках понятий «успеха» и «неудачи». Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод для разочарования и отчаяния, а ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете.
  • Разум и тело неизбежно влияют друг на друга. Это происходит потому, что в теле человека содержится примерно 100 миллиардов нервных клеток. Большинство этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. И, следовательно, в нас всё взаимосвязано, особенно, разум и тело.
  • Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение. В различных ситуациях мы можем совершать разные поступки, и часто делать это ненамеренно. Таким образом, поведение людей не определяет самих людей.
  • В основе любого поведения человека лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир. Ее суть заключается в том, что даже кажущееся отрицательным поведение человека рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое он может не осознавать).

Это далеко не все основные принципы, которые выделяются в учебниках по НЛ программированию. Если собрать воедино все пресуппозиции знаменитых авторов НЛП, можно составить следующий список:

Исходные предпосылки, касающиеся ментальной обработки:

  1. «Карта» – не «территория».
  2. Реакции людей соответствуют их картам.
  3. Значение зависит от контекста.
  4. Разум и тело неизбежно влияют друг на друга.
  5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.

  6. Мы уважаем модели мира других людей.
  7. Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение.
  8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте.
  9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.

Коммуникативные пресуппозиции:

  1. Мы не можем не общаться.
  2. Способ коммуникации влияет на наше восприятие.
  3. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

  4. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.
  5. Не бывает поражений, есть только обратная связь.
  6. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе.

  7. Сопротивление указывает на отсутствие .

Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения:

  1. Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами.
  2. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.
  3. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив.

  4. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.
  5. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.

Подробнее прочитать о пресуппозициях в НЛП вы сможете в учебнике «НЛП-практик», а также в Википедии.

Дополнительный материал

В рамках одного онлайн курса невозможно описать все возможные модели и техники нейролингвистического программирования.

Это связано и с тем, что данное исследовательское направление продолжает развиваться, моделируя новые психологические и лингвистические техники. Многие из этих техник достаточно специфические, поэтому они будут интересны далеко не всем читателям 4brain.

Чтобы вам было легче найти нужную информацию, мы решили дать ссылки на дополнительные материалы (книги, видео, статьи), которые не вошли в наш курс.

Книги

В магазинах можно встретить множество учебников по НЛП, но часто эти книги содержат мало полезной информации. Чтобы вы могли лучше ориентироваться в литературе по нейролингвистическому программированию, мы подобрали список наиболее популярных и проверенных книг. В него вошли:

  • Фокусы языка. Роберт Дилтс
  • Из лягушек — в принцы. Джон Гриндер
  • НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. Боденхамер Б., Холл М.
  • Искусство убеждать. Ричард Бендлер
  • 77 лучших техник НЛП. Майкл Холл
  • И некоторые другие.

Видео

В силу того что многие техники НЛП представляют собой конкретные речевые приёмы и способы поведения, всему этому сложно научиться, только лишь читая текстовое описание.

Важной составляющей обучения являются наглядные примеры людей, которые уже освоили нужную технику, а также мастер-классы и лекции ведущих специалистов.

Видеоролики с такими примерами и выступлениями мы тоже постарались включить в наш тренинг и дополнительные материалы.

Другие материалы

Кроме того, обратите внимание на другие наши онлайн-тренинги, которые дополняют знания НЛП:

А теперь предлагаем вам познакомиться с первым уроком по нейролингвистическому программированию: «Модель языка».

Желаем вам успешного обучения основным техникам НЛП!

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/nlp/

История НЛП

История НЛП

История НЛП

История создания НЛП не одна. Она есть и у Джона Гpиндеpа, и у Ричарда Бендлера. А так же у многих других более и менее известных в этой области последователей и авторов собственных методик.

На наших тренингах НЛП мы рассказываем следующую историю…

Санта круз, калифорния, 1972

НЛП (Нейро — Лингвистическое Программирование) возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бендлера — студента психологии в том же университете. Ричард Бендлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией.

Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов:
Фрица Перлза — новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии.

 Вирджинии Сатир — необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона — всемирно известного гипнотерапевта.

Читайте также:  Стоики - психология

Бендлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться.

Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны.

 Бендлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни.

Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975-77 годах: 

«СТРУКТУРА МАГИИ» (том I) и 

«СТРУКТУРА МАГИИ» (том II),а так же 

«Наведение транса» 1 часть и 

«Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона » 2 часть (две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона)

Количество публикуемой литературы по НЛП и Гипнозу увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.

Вклад Грегори Бэйтсона в создание НЛП

В то время Джон и Ричард жили неподалекуот Грегори Бэйтсона, английского антрополога, автора работ по коммуникации и теории систем.

Научные интересы Бэйтсона были чрезвычайно широки: биология, кибернетика, антропология и психотерапия. Он хорошо известен как автор теории двойной связи в шизофрении. Его вклад в НЛП был чрезвычайно велик.

И наверное, только сейчас становится совершенно очевидным, насколько он был глубок.

Начиная с этих первоначальных моделей НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях:

Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности.

Во-вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми. Эти паттерны и умения могут быть использованы сами по себе, но кроме того могут служить обратной связью в процессе моделирования, чтобы сделать его еще более могущественным.

В 1977 году Джон и Ричард провели серию весьма успешных публичных семинаров по всей Америке. НЛП распространяется быстро: в Америке к настоящему времени около 100 тысяч человек в той или иной форма прошли тренинги НЛП.

Санта круз, 1976

Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку красного калифорнийского вина и спросили сами себя: 

«Как это будет называться?»

В результате получилось

НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование) 

— громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи.

Н — часть «Нейро» 

Она отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств (ВАК), мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им.

Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.

Л — «Лингвистическое» 

Эта часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение, чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми.

П — «Программирование» 

Эта часть указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.

НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. 

НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем — намеренно или ненамеренно — чтобы получить результат.

История нлп — значимые даты с 1972 по 2010 год

1972 год.

Джон Гриндер – доктор, преподаватель лингвистики, математики и экономики встречает Ричарда Бендлера – студента кибернетического факультета.

1975 год.

Выходит в свет основополагающая книга по НЛП – «СТРУКТУРА МАГИИ»(том I) скачать бесплатно.

1978 год.

Состоялся 1-й сертификационный курс «НЛП-Практик».

1980 год.

Ричард Бендлер ссорится с Джоном Гриндером и разводится со своей женой Лесли Камерон-Бендлер (которая впоследствии вышла замуж за Майкла Лебау и ввела свой бренд — императивный самоанализ).

1986 год.

Ричарда Бендлера обвинили в убийстве проститутки Корины Кристен. Спустя 3 месяца его оправдали, т.к. не могли отличить от любовника.

1987 год.

В Пентагоне заслушали доклад по результатам 4-летнего изучения НЛП, которое проходило в рамках программы «ДЖИДАЙ».

1988 год.

НЛП стало доступным широкому кругу иностранцев. Это относится к направлению Гриндера (особенно его нового направления Нового Кода НЛП), так как Бендлер уходит в тень и о нём ничего не известно.

1989 год.

Роберт Дилтс и Джудит Делозье отделились с новым брендом – Системное НЛП.

1989 год.

Появление НЛП в СССР (России).

1996 год.

Ричард Бендлер подал в суд за использование бренда НЛП, требуя по 10 млн. долларов с каждого: 

Джона Гриндера;Кармен Бостик Сент — Клер;

Стива и Кониру Андреас.

2000 год.

Верховный Суд США вынес решение, что НЛП нельзя запотентовать.

2001 год.

Совместное заявление Джона Гриндера и Ричарда Бендлера, опубликованное в книге «Шепот на ветру», в котором оба признают соавторство и общее усилие, и вклад друг друга в создание и раннее развитие НЛП.

2006 год.

В России был зарегистрирован вариант написания НЛП и NLP вместе.

2010 год.

Джон Гриндер и Ричард Бендлер (отдельно друг от друга), проводят открытые тренинги по НЛП, Новому Коду НЛП, DHE (Design Human Engineering) и Эриксоновскому Гипнозу.

История НЛП:  когда , где, кто и как создавали НЛП

История НЛП от Ричарда Бендлера

История НЛП от Джона Гриндера

История НЛП (дело Корины Кристен)

История НЛП от Майкла Холла

История НЛП от Вольфанга Волкера

История НЛП (появление НЛП в России)

История НЛП (регистрация бренда НЛП в России)

Киевский Центр НЛП и тренингов –
много полезного и интересного
для себя и своего развития.

Источник: http://www.kcnlp.com.ua/pages/obuchenie-nlp/istoriia-nlp/

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (Psyarticles.ru)

Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

Это бесплатно->

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

Подробнее->

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Дальше->

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Подробнее->

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Дальше->

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

Подробнее->

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

Дальше->

100-дневная системная программа личностного роста для женщин

Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

Подробнее->

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Дальше->

Скайп-консультации

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

Тогда жду вас здесь->

«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…»

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

Дальше->

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

НЛП — одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шаманы, целители, а также некоторые властители и полководцы использовали «магическую» силу слова, способного в соответствующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физиологов, психологов и психотерапевтов.

Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими «закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условного рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его современном виде можно говорить как о самостоятельном направлении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий канал приема информации: модальность. То есть, хотя любой нормальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого — слуховое (а другие — дополняют их).

Читайте также:  Реактивные эмоции - психология

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивидуальные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и особенностей приема информации в НЛП большую роль играет анализ типов сканирующего движения глаз.

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезентативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.

Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (наглядных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево — зрительный эйдетический образ; 2) вверх-направо — зрительный конструируемый образ; 3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем объекте) взгляд — представляемый зрительный образ; 4) глаза на среднем уровне направо — слуховое конструирование; 5) глаза на среднем уровне налево — слуховые образы; 6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя — внутренний диалог; 7) глаза вниз и налево — слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо — кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы способствует контент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употребление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репрезентативной системы.

Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны такие слова: трогать, теплый, мягкий — жесткий, гладкий — шершавый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: громкий — тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сенсорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему, то есть сенсорную систему восприятия, которая используется данным человеком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущественно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной первичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репрезентативной системе клиента и только после этого начинает внедрять в установившийся контакт стратегию необходимых изменений поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонимания и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), переживание клиентом соответствующего состояния.

Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз закрепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением).

При таких повторах устанавливается условно-рефлекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальнейшем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевта НЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их поведенческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Первый этап

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Второй этап

Закрепление этого состояния якорем.

Третий этап

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновременно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти, вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелательные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Четвертый этап

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени — убедиться, что вы точно локализовали нежелательное поведение или внешний симптом нежелательного состояния клиента или неконтролируемый им физиологический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психологической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникновение в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» Прислушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроизвольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их поведенческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть, ответственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведения.

Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психологическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе вступать в сексуальные отношения», вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это?»

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть — психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспоминания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво.

Как только такую ситуацию удается возродить в памяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помогать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удовлетворения потребности.

Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи.

В этих случаях (и только в этих случаях) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувствовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, принимает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным поведением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые модели поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спросить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реализацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возможности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я.

В этом нет ничего странного — ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструктивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творческой части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая согласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей.

Если согласие частей достигнуто, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше.

Если же какая-то часть не удовлетворена этими переговорами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройденным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осуществлению данного процесса от каких-то частных возражений, определить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее типичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое количество вариантов в зависимости от конкретно сформулированных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репрезентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сигналы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, — легче преодолевать.

Источник: Романин А.Н. Основы психотерапии
7486

Все материалы из данного источника: Романин А.Н. ->

А вот тут про отношения:

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=292

Ссылка на основную публикацию