Нравственные ценности и регулятивы — психология

Нравственные ценности

Нравственные ценности и регулятивы - психология

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное внимание нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши.

Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье.

Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами — правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощатьих в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье.

В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой.

Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.

Каким должен быть настоящий мужчина?Употребляя сочетание слов «настоящий мужчина», скорее всего, каждый вкладывает в то понятие что-то свое. В этой статье мы расскажем об основных качествах характера настоящего мужчины и его жизненных принципах.
Что должен уметь делать настоящий мужчина?

Для того чтобы называться настоящим мужчиной, необходимо обладать целым рядом необходимых качеств, знаний и навыков, о которых расскажет наша статья.

Настоящий мужчина, какой он?Настоящий мужчина должен обладать качествами, которые ценятся не только женщинами. О таких качествах расскажет наша статья, а также о том, что нужно настоящему мужчине, какие у него жизненные приоритеты и ценности.Как выработать силу воли?Сила воли — качество, которое требует немало приложенных усилий, к его развитию. В этой статье мы расскажем о способах развить и укрепить силу воли.

Источник: http://kak-bog.ru/nravstvennye-cennosti

Нравственные ценности личности

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны.

Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех.

Такие регулятивы являются нормами морали. Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения.

А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность.

Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны.

То есть на вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им.

Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Смысл человеческого бытия

Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п.

В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу — человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья.

Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр).

В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах — символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

Читайте также:  Воля и эмоции гипертима - психология

Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики — о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.

Свобода и ответственность. Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности.

В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим.

Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия — рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е.

необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.

Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне — другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.
Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

Источник: https://megalektsii.ru/s161292t5.html

Нравственная оценка и нравственные ценности

Нравственная оценка и нравственные ценности

Поиск Лекций

Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро — одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло — одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними.

Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества.

Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям.

Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п.

Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.

Самооценка — это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков.

Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг — ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, в далеком прошлом у скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю.

В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках, забота о достойной оплате своего труда.

Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и изменившегося нашего морального сознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народов моральные ценности и нравственные оценки.

Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в «перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения).

Общечеловеческие моральные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению таких глобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранение самой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодоление отсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологической катастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографической катастрофы.

Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей.

От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях.

Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо.

В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него.

Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех.

Такие регулятивы являются нормами морали.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения.

А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность.

Читайте также:  Как пользоваться подкреплением - психология

Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным.

Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики)

Источник: https://poisk-ru.ru/s6747t1.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Нравственная культура

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ήθος – нрав, характер, обычай. Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образовано от лат. mores, что означало нравы, обычаи.

Цицерон образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».

Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль». Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели смысловые оттенки, отличающие их друг от друга.

Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два базовых аспекта: 1) ценности (идеалы) и 2) регулятивы (нормы).

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями», главными из которых считая благоразумие, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога.

В качестве нравственных ценностей у всœех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди не всœегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Эти ценности, представляемые в их совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — ϶ᴛᴏ правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него.

Среди них бывают и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определœенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всœех.

Такие регулятивы являются нормами морали (10 заповедей Моисея, 7 заповедей, указанных Иисусом в Нагорной проповеди).

Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацелœенного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. В случае если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен».

И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение.

И те и другие, вместе взятые, обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Высшая нравственная ценность – добро. Делать добро – главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, ᴛ.ᴇ. нечто несовместимое с нравственным поведением.

Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него.

Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всœемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность (безусловная обязательность) нравственных регулятивов.

Οʜᴎ самоценны, и на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» – нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит просто в том, чтобы следовать им.

Читайте также

  • — Нравственные ценности и нормы

    Нравственная культура Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. &… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/kultura/view/293477_nravstvennye_cennosti_i_normy

    Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности

    Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности

    Мораль – форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле.

    Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых.

    Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения.

    На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравах, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.

    Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

    Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

    1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

    2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти.

    Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее.

    Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

    3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

    4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

    Из данного сравнительного анализа нетрудно вывести следующие особенности морали:

    1. Всеобъемлющий характер морали.

    2. Внеинституционнальность морали.

    3. Императивность морали.

    Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

    Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой моральный срез, который позволяет проверить действия участников на человечность.

    Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия), она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

    Императивность состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то, и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

    Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную

    Главная функция морали – регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.

    Следующая функция морали – оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло».

    С помощью этих основополагающих категорий морали дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни.

    А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

    Читайте также:  Рефлекторные эмоции - психология

    Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе, историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека.

    Мораль выполняет и множество других функций: воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную.

    Основными моральными ценностями являются – совесть, справедливость. Совесть – категория, стоящая в центре духовной жизни человека. Истинно нравственный человек ценит «чистую совесть» превыше всего и страдает, если на ней появляются пятна. Такое

    Совесть – это самооценка человеком своих поступков с точки зрения общепринятой или корпоративной этики. Проснувшуюся в человеке совесть можно сравнить с судом, где индивид выступает сразу в роли подсудимого, прокурора, судьи и защитника. Решения этого «суда» могут быть различными, и не всегда они подчиняются формуле.

    Совесть тесно связана с другими моральными ценностями и прежде всего с честью, в содержание которой входит безупречная честность, умение держать слово и выполнять свой долг, доблесть, благородство души и т. п.

    Честь – это осознание индивидом своей значимости и признание его значимости окружающими. Понимание чести определяется положением человека в конкретной среде, историческими особенностями этой среды.

    Поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести.

    Важнейшая моральная ценность – нравственный долг – требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде. Личность должна не только сознавать свой нравственный долг, а прилагать все усилия для его воплощения в реальность. Нравственный долг выражает необходимость поступать в соответствии с совестью и всеми нравственными принципами.

    Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость

    Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний и чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах – государстве, правосудии, законности.

    Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор.

    В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: — обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.); — религиозные нормы; — нормы общественных объединений (корпоративные нормы); — нормы морали. Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм.

    Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

    К общим свойствам социальных норм относится то, что все они: — являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения; — служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью; — выполняют организующую роль в поведении людей;

    — служат инструментом социального контроля.

    Предыдущая123456789101112Следующая

    Источник: https://lektsia.com/7x3eba.html

    Морально-нравственные регулятивы — Психология и этика делового общения

    Этическими регулятивами, в значительной мере определяющими поведение, являются, прежде всего, этические теории, которые составляют мировоззренческую базу морали, разъясняя ее происхождение, сущность, формируют концепции моральных идеалов как высших моральных ценностей и целей. Эти концепции весьма разнообразны, возникли в разное историческое время и выражают различные нравственные установки. К ним относятся:

    а) гедонизм (от др.-греч. ἡδονή – наслаждение, удовольствие). Согласно этой широко распространенной в этической мысли концепции ОГЛАВЛЕНИЕ моральных требований сводилось к получению наслаждения и избеганию страданий.

    Эта цель и ее достижение рассматривались как движущие силы поведения человека, заложенные в его природе. Принцип гедонизма в Древней Греции активно отстаивали Демокрит, Эпикур, в Новое время – Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, в XX в. – Дж.

    Сантаяна;

    б) эвдемонизм (от др.-греч. ευδαιμονία – процветание, блаженство, счастье) – концепция, близкая к гедонизму.

    Ее сторонники рассматривали достижение счастья как высшее проявление добродетели и основу моральных поступков человека. При этом одни из них не связывали счастье (духовное) с наслаждением (материальное, чувственное) и даже противопоставляли их (Цицерон); другие (Аристотель) рассматривали счастье как особое проявление наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие;

    в) адепты аскетизма (от др.-греч. ασκεσις – упражнение) нравственную цель и идеал жизни связывали с самоограничением чувственных устремлений и удовольствий.

    Создателями этой концепции были Антисфен и его ученик Диоген.

    Последний, по рассказам, не только проповедовал аскетизм, но и в жизни довольствовался очень малым, живя в глиняной бочке (пифосе) и отрицая общественные условности и комфорт;

    г) стоицизм (греч. στοά – портик храма, место сбора философов) – концепция, основателем которой стал древнегреческий философ Зенон. Наиболее широко идеи стоицизма были раскрыты в трудах римских мыслителей – Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

    Они не только разделяли взгляды сторонников аскетизма, но и отстаивали следующее моральное кредо: «Коль человек не в состоянии изменить что-либо в окружающей действительности, то ему останется покориться судьбе и стойко переносить ее удары».

    Такая нравственная установка, по их мнению, помогает человеку не сломаться и выжить в этом непростом мире;

    г) теологическая концепция (от др.-греч.

    θεολογία – учение о Боге) утверждает (начиная с Августина Блаженного и заканчивая современными представителями философии неотомизма) высшим нравственным идеалом любовь и служение Богу, придающие человеческой жизни нравственное наполнение и определяющие ее смысл. В то же время этика протестантизма (ветвь христианской религии) ставила на пьедестал нравственной цели такие ценности (добродетели), как добросовестный труд, бережливость, скромность, расчетливость;

    д) прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело, действие) – концепция, родоначальниками которой стали американские мыслители Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, выдвинувшие в качестве высшего нравственного критерия и нравственной цели достижение конечного практического результата (ради чего разрешенными считаются любые средства);

    е) утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) близок прагматизму и, по мнению Дж Бентама, состоит в том, что моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью;

    ж) перфекционизм (от фр. perfection – совершенствование) утверждает, что высшей моральной ценностью является совершенство, которое включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований (учения Платона, Августина, Спинозы,

    В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева). Стремление к совершенству является не только нравственной задачей человека, но и смыслом всей человеческой истории;

    з) гуманизм (от лат. humanus – относящийся к человеку) признает высшей ценностью человека. Беря свое начало в трудах Протагора, она нашла свое отражение у Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э.

    Фромма, в философии марксизма, трудах русских философов Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева.

    Гуманизм в форме альтруизма представлен и в рассуждениях и опыте 50-летней практической деятельности немецко-французского мыслителя и врача А. Швейцера.

    Перечисленные и другие этические подходы носят теоретически обоснованный, собственно-моральный характер и играют роль рациональных регулятивов, воздействующих на мировоззрение и практические действия людей. Но наряду с ними, продолжая и развивая их, действуют выработанные нравственным опытом человечества и поддерживаемые силой общественного мнения собственно-моральные регулятивы. К ним относятся:

    • нравственные нормы запретительного (нормы-табу), разрешительного и побудительного характера;

    • нравственные идеалы – портреты «лучшего Я», к достижению которых надо стремиться, они могут носить как обобщенный (сумма качеств), так и персонифицированный характер;

    • нравственные ценности – общечеловеческие, профессиональные, этнические, семейные, обусловливающие нравственные ориентации людей;

    • нравственные поступки, выступающие как образец, пример морального или аморального поведения людей;

    • нравственные традиции, соблюдение которых носит обязательный характер, а отступление от которых грозит нарушившему их серьезными общественными санкциями;

    • нравственные оценки, даваемые авторитетными людьми, группами, коллективами, в том числе и самооценки, которые отражают уровень развития самосознания личности.

    Источник: http://4-i-5.ru/text-1/text-18544.php

    Ссылка на основную публикацию