Психология жертвы: обвиняй себя и наказывай (Часть 1)
Когда за нашей спиной никто не стоит,
мы просто вынуждены искать опору в себе…
и вот тогда мы сворачиваем горы
(Джулиана Вильсон)
Приветствую вас,
уважаемые читатели и гости блога!
Эта статья и идущая вслед за ней для людей мнительных, застенчивых и неуверенных. Для тех, кто чувствует, что он жертва в отношениях с другими людьми.
Они также для тех, кто силен и уверен в себе, но часто несознательно винит себе я в чем-то, а через это притягивает к себе жуткие неприятности и неудачи.
Эти публикации – прямое продолжение предыдущей статьи про синдром жертвы.
Кроме того, указанные проблемы я уже начал разбирать в статье про жизненный сценарий, ведущий к счастью или неудачам.
В статье о том, какие 13 демонов живут внутри нас.
И в статье о том, является ли сценарий жизни, актом нашего личного выбора или же это навязанная, чужая программа.
Содержание этих публикаций:
Часть 1. Психология жертвы
Часть 2. Жертва в отношениях (Читайте Здесь)
Итак,…
Большинство из нас искренне полагает, что многие неприятные происшествия, несчастные случаи и неудачи – это результат случайного стечения обстоятельств.
Или, наоборот, — кто-то думает, что это необходимый результат закономерного течения жизненных событий.
Правы и те и другие, ведь мир – это упорядоченный хаос случайностей и закономерностей.
Но не нужно все сваливать на события внешнего мира.
Очень часто то, что происходит в жизни человека – это результат работы внутренних, психологических факторов.
Причин, берущих свое начало в психологии человека, в событиях его внутренней жизни.
Соответственно, в этой статье и в ее продолжении мы вместе увидим связь между психологией человека и неудачами, провалами и несчастьями в его жизни.
Итак, …
Психология жертвы и самобичевания
(анализ случая из моей практики)
С любезного разрешения одной из моих клиенток, расскажу ее историю, которая очень хорошо демонстрирует тему данных публикаций.
(Все факты сильно изменены, любые совпадения случайны).
История о том, что:
«Я плохая, вечно со мной что-то происходит!
Поделом мне!»
Ее зовут О.
Она – добросовестный и ответственный сотрудник, заботливая мать, любящая жена и примерная дочь.
Если не считать того, что с детства она несколько мнительная и застенчивая, и что ее постоянно преследует неуверенность в себе, то в целом, все в порядке, и не было бы никаких проблем, но…
Время от времени, окружающие люди очень недовольны ею.
Они выплескивают на нее свои гнев и агрессию, часто критикуют и выражают недовольство.
Бывают дни, когда она не ладит со своим начальством, с мужем, ею недовольны дети, ее родители и родители мужа.
Время от времени с ней случаются и другие неприятности: то подвернет ногу, то вовремя готовки сильно порежет руку, то сделает ошибку в документе, то попадет в ДТП и т.п.
Что происходит? В чем причина?
Если обратиться к содержанию прошлой статьи, то становится ясно, что О. неосознанно следует сценарию жертвы.
Эта история показывают, что ее героиня словно бы несет какое-то наказание, несет ущерб и страдает по неведомой никому причине.
Ведь даже сама она хоть и смутно, но понимает, что все эти неприятные происшествия отнюдь не случайны.
Что каким-то образом она сама их создает и притягивает, что в ее жизни подозрительно часто происходит
негативная материализация мыслей и чувств.
Очевидно, — это синдром жертвы.
Прежде чем продолжить анализ этой истории и найти объяснение причин, того, что происходит с О., и какая неведомая сила подспудно руководит ею в жизни, давайте немного полистаем теорию.
Треугольник судьбы
или как становятся жертвами в отношениях
Представители трансактного анализа – одного из направлений современной психологии и психотерапии, полагают, что в своем поведении мы попеременно реализуем такие роли, как:
Жертва, Преследователь и Спаситель.
Это специфические сценарии или алгоритмы поведения и мышления, а также позиции, которые мы в зависимости от ситуации неосознанно занимаем по отношению к другим людям и самим себе в повседневном общении.
Все хитросплетения коммуникаций между людьми могут быть представлены множеством треугольников, образованных этими ролями.
Вот пример:
Муж в очередной раз задержался на работе.
Жена встречает его на пороге критикой и упреками, мол, ты совсем не бываешь дома, а дети растут без отца.
Муж, естественно, обижается, ведь он берет подработки, чтобы обеспечивать семью.
Уходит в подъезд и звонит своей матери.
Та успокаивает сына, поддерживает и советует, как быть в такой ситуации.
Очевидно,
что муж неосознанно играет роль Жертвы,
жена роль Преследователя, свекровь роль Спасателя.
Продолжение семейной драмы:
На следующий день свекровь, не выдержав тревоги за сына и его семью, приезжает к ним домой.
Защищая и спасая сына от сварливой жены, она набрасывается с критикой на невестку.
Теперь жена из Преследователя превращается в Жертву.
А свекровь, кроме роли Спасателя сына, по отношению к невестке начинает играть роль Преследователя.
Вечером возвращается с работы муж. Видит, что его жена очень расстроена и подавлена.
Разобравшись в чем дело, он вновь звонит матери и начинает отчитывать ее за давление на жену.
Теперь он перестал быть Жертвой, а стал Преследователем по отношению к матери и Спасателем по отношению к жене.
А его мать теперь играет роль Жертвы.
Примерно по такой схеме происходят семейные ссоры скандалы.
Именно разыгрывание этих ролей и мешает помириться после ссоры, а выводит на новый круг конфликта.
Еще один пример:
Муж потерял работу, и вот уже 4 месяца не может найти новую (это роль Жертвы).
Жена его всячески и помогает ему пережить жизненный кризис (Спасатель).
Он начинает пить. Жена все прощает, понимая, что у него очень тяжелая ситуация.
Она спасает мужа, взяв на себя его функции кормильца семьи, оплачивая долги, кодируя его и занимаясь его пошатнувшимся здоровьем.
Проходит время. Муж все сильнее уходит в иллюзорные миры алкоголя, становится чужим для жены и детей.
Жена, уставшая от такой жизни, от помощи и заботы переходит на скандалы. Таким образом, из Спасателя она превращается в Преследователя.
В это время старшая дочь, жалея отца, неосознанно принимает на себя роль Спасателя
Поддерживает и жалеет отца, иногда даже дает ему деньги на выпивку.
Вскоре муж становится очень агрессивным. Его окончательно достают скандалы жены, и он сам начинает их устраивать.
В одной из таких ссор он избивает ремнем дочь-спасателя и жену-преследовательницу.
Так он перестает быть Жертвой, а становится Преследователем, а они, наоборот, — жертвами.
Через некоторое время, муж остается совершенно один.
Понимая, что скандалами отношения не наладить и не вернуть заботу и внимание со стороны родных, раскаивается, на коленях просит прощения и клянется «завязать» навсегда.
Теперь он опять в роли Жертвы. Его прощают. Жена опять становится его Спасателем, к ней присоединяется дочь.
В семье на время устанавливает иллюзорный мир.
Через 3 недели муж уходит в очередной запой, и драматический треугольник разыгрывает новый круг своего бесконечного вращения.
Важно понимать, что все эти роли и эти позиции, которые занимают люди в повседневном общении, не являются проявлениями здоровых отношений.
Это способы манипуляции, часто используемые в быту и на работе. Посмотрите на свою жизнь!
Наверняка найдете пару-тройку таких вот треугольников в отношениях с окружающими.
Теперь вы понимаете, откуда в вашей жизни столько конфликтов и непонимания?
Подробнее об этом конфликтном треугольнике и о его персонажах я напишу в одной из следующих статей.
А сейчас возникает закономерный вопрос:
Отвечу: самое прямое!
Дело в том, что конфликтные ролевые взаимодействия Преследователя, Жертвы и Спасателя происходят не только в межличностном и групповом пространстве, но и внутри многих людей, в определенной степени даже в каждом из нас.
Причем, происходит чаще всего незаметно для нас, т.е. в бессознательной части нашей личности.
Забегая вперед, скажу, что данные роли укоренены в психике человека в виде неких внутренних фигур или субличностей, которые за него решают, как ему поступать в той или иной ситуации.
Мы думает, что мы свободны, но для многих людей свобода – это чистой воды иллюзия, так как ими давно уже правят призраки прошлого.
Для того, что бы это понять, в следующей статье мы возвратимся к истории О. и продолжим искать ответы на вопрос:
«Что такое психология жертвы?» и «Как перестать быть жертвой?»
Продолжение будет опубликовано уже через сутки.
Вот оно: «Жертва в отношениях…(Часть 2)»
Следите за обновлениями блога
и берегите себя!
© Денис Крюков
Вместе с этой статьей читайте:
Денис Крюков
Источник: http://formaetsensum.ru/psikhologiya-zhertvy-obvinyay-sebya-i-nakazyvai-chast-1.html
Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей
Психология обвиняемого (подозреваемого). Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения.
В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком.
Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.
Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого (иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях).
Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные.
Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.
Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда.
Первая ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой «защитной доминанты».
Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.
Защитные механизмы начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.
Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость позиции обвиняемого. Возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.
Психология обвиняемых (подозреваемых) определяется и теми общими характерологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений.
Например, насильникиотличаются крайним эгоизмом примитивно-анархическими устремлениями, эмоционально-нравственной асинтонностью, жестокостью и агрессивностью. Возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты.
Наряду с этим пониженная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю. Психические особенности: как бесстыдство, крайняя вульгарность, разнузданная чувственность, аморальность.
«Случайные» убийцы, как правило, имеют неблагоприятные бытовые обстоятельства.
Лица, обвиняемые в корыстно-насильственных преступлениях (грабежи и разбои), как правило, с крайней антисоциальной и антиправовой ориентацией. Для них характерны глубокая аморальность, пьянство. Наряду с этим они во многих случаях отличаются повышенным самоконтролем, способностью к устойчивому тактическому противодействию.
Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц.
Преступники уходят от признания своей виновности, внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью.
Формируя механизм психологической защиты преступники становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки. Не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Личность обвиняемых, как правило, противоречива — одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные,— на окружающих лиц.
Психология потерпевшего. Психические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его «обвинительной доминантой», отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом.
Показания многих потерпевших перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения.
Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.
В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2—3 раза).
Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психической деятельности. Возникает сложный устойчивый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодействиями чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности.
У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении венерическими заболеваниями.
Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.
Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого — дестабилизация личной психической активности, нарушенность социальной адаптированности, адекватности поведения. Повторное обращение к аффектогенным обстоятельствам может вызвать напряженное психическое состояние, непроизвольный уход от психотравмирующих обстоятельств.
Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления.
В этих условиях у потерпевших может непроизвольно сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения, их иррадиация могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений.
Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предложениями следователя.
Психология свидетелей. Направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития.
При взаимодействии со следователем свидетель придерживается определенной линии поведения, дает свои оценки сообщаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки.
Они могут быть обусловлены различными побуждениями — боязнью мести, жалостью, стремлением избавиться от свидетельских обязанностей и др.
Наряду с этим свидетельские показания сами по себе затруднены рядом психологических обстоятельств — фрагментарностью первоначального восприятия событий, мнемическими и речевыразительными трудностями.
Мнемическая помощь- содействие лицу по восстановлению в памяти забытого материала.
Билет 10.
Потребности личности
1. Предпосылкой, источником деятельности человека является потребность.
Потребность — испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека — его чувств, мышления, волн и сенсорных систем.
2. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.
Потребность можно разделить по основным видам человеческой активности:
♦ потребности, связанные с трудом, — потребности созидания;
♦ потребности, связанные с развитием, — потребность в игре, познании, научении, самореализации;
♦ потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, — нравственные и духовные потребности.
Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.
В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные уровни — высшие и низшие. Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофированные потребности низших уровней.
Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными, витальными (от лат. vita — жизнь). К ним относятся:
♦ потребность в безопасности, самосохранении;
♦ потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности;
♦ потребность в подготовке к преодолению препятствии (одна из сфер реализации этой потребности — научение и физическая игра);
♦ потребность и продолжении рода.
3. Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от уровня жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.
Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей — «расползание» вширь потребностей низших уровней.
Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабьте потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для се удовлетворения имеются пли могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразное средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организуют психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.
40. Психология деятельности прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Психология деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. Прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества.
Обвинение включает в себя основанную на фактических обстоятельствах правовую оценку деяния (квалификацию) и указание на лицо, которому обвинение вменяется.
Основные критерии его деятельности и речи в суде — объективность и фактическая обоснованность.
Речь прокурора состоит из следующих частей: 1) вступление; 2) изложение фактических обстоятельств и фабулы дела; 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) предложения о мере наказания; 7) вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению; 9) заключение.
Прокурор призван убедительно «спаять» разрозненные факты в единый блок доказательств, раскрыть их доброкачественность, достоверность и процессуальную допустимость. Особенно тщательное исследование должно быть проведено в случаях, когда обвинение основано на косвенных доказательствах.
При характеристике личностных особенностей подсудимого и потерпевшего прокурор должен показать себя мастером психологического анализа. Характеризуя антисоциальную, десоциализированную личность, прокурор должен видеть и возможности ее ресоциализации.
При характеристике личности подсудимого прокурором нередко наблюдается тенденция крайнего «сгущения красок» вплоть до унижения человеческого достоинства. О любом человеке следует судить осторожно и бережно.
Прокурор вправе анализировать лишь те качества личности, которые обусловили преступление и проявились в его совершении.
Стиль речи прокурора должен соответствовать его высокому назначению — осуществлять обвинение от имени государства.
Доказательства по делу систематизируются и должны обеспечить правильность выдвигаемого обвинения.
При этом ни очевидность дела, ни признание вины подсудимым не снимает с прокурора обязанность доказывания обвинения.
На основе совокупности доказательств у прокурора должно сформироваться внутреннее убеждение в обоснованности и законности обвинения. В противном случае он обязан отказаться от обвинения.
Особенно тщательно прокурор должен анализировать оправдательные версии, выдвинутые в судебном следствии защитником и подсудимым.
Тонкую, психологически обоснованную тактику должен избрать прокурор в полемике в защитником с тем, чтобы не утратить своей стратегической позиции.
В целях объективности прокурором должны быть отмечены и все не подтвердившиеся обстоятельства, подлежащие исключению из обвинения.
Анализируя ключевые обстоятельства дела, прокурор не должен ограничиваться общим утверждением, что они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а обязан привести все эти доказательства, проанализировать их и дать им оценку. По делам с косвенными доказательствами необходимо проанализировать все возможные версии по делу и показать, что кроме версии обвинения ни одна другая не подтверждается.
Во всех случаях последовательно анализируются все элементы состава преступления.
Обосновывая правильность предлагаемой квалификации рассматриваемого деяния, прокурор анализирует и неправильность всех других предлагаемых или возможных в данном случае квалификаций.
Юридическая оценка преступления осуществляется не только ссылкой на соответствующую статью УК. Квалификация состава данного преступления должна быть доказана и обоснована.
В заключительной части речи государственный обвинитель призван произнести несколько весомых фраз, придав всей речи оттенок государственной значимости. Неудачные заключительные слова прокурора снижают авторитет правосудия.
Профессионализм прокурора проявляется не только в его ораторском искусстве.
Не менее важны его искусство ведения допроса в судебном следствии, способность охватить схему рассматриваемого дела, увидеть в нем существенные взаимосвязи, поставить целенаправленные вопросы.
Его будущая речь готовится уже в этой части судебного разбирательства. Бессодержательное же судебное следствие не может завершиться блестящей речью в судебных прениях.
Психология деятельности прокурора в гражданском процессе.
Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры.
Он наделен полномочиями надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами и должностными лицами, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, дает заключение по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, предъявляет иски, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам.
Специфика деятельности прокурора в гражданском процессе определяется предметом его деятельности, ее направленностью. Прокурор может выступать или как предъявитель иска (обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц), или вступать в дело для дачи заключения.
В первом случае прокурор участвует в судебных прениях, подчиняется требованию равенства сторон. Во втором случае речь прокурора носит итоговый, обобщающий характер, его оценки даются от лица государства.
Эти оценки должны быть всесторонне обоснованными и убедительными, иметь общесоциальное значение, давать основание для частных определений.
В случаях, когда иск предъявлен прокурором, в судебных прениях он выступает первым. Поддерживая иск, прокурор обосновывает необходимость его удовлетворения. В заключении он оценивает доказательства, приводит установленные, факты, делает вывод о необходимости применения соответствующей правовой нормы.
Если же прокурор не возбуждает иска, а вступает в дело лишь для дачи заключения, то он не участвует в прениях.
В заключении прокурора в этом случае даются итоговые оценки, формулируется возможное и необходимое решение, обусловленное позицией государственного представителя.
Прокурор акцентирует внимание суда на информации, являющейся основой для вынесения частного определения, анализирует причины данного гражданского правонарушения.
Заключение прокурора должно отличаться убедительностью аргументации, объективностью, полнотой и всесторонностью. Речь прокурора в гражданском суде должна содействовать установлению объективной истины по делу. Она должна быть образцом судебно-профессиональной этики, правовой и общей культуры.
Все поведение прокурора как представителя государства должно быть подчинено строгой нравственной самодисциплине. Всем должно быть очевидно, что его интересы — интересы общества. Категорически недопустимы пренебрежительное, насмешливое, а тем более издевательское отношение к кому бы то ни было, пререкание с членами суда или адвокатами.
Сверхзадача прокурора — укреплять престиж суда, всех судебных институтов.
Социальная ответственность выступления прокурора исключительно высока. Под ее впечатлением суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.
Билет 11.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/20151.html
Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии
Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения.
Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образующие его фактические признаки соответствуют составу преступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.
Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемому его прав.
В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и его подтверждение, что он понимает предъявленное ему обвинение.
После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого у следователя возникает ряд процессуальных прав.
Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого уклониться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество.
Учитывая поведение обвиняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следователь может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.
Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях обвиняемого и в его текущих психических состояниях. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.
Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию.
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).
Противодействие обвиняемого правосудию ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой защитной доминанты.
Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.
Защитная доминанта противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого или подозреваемого ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие) — основной психический феномен, ориентация в котором особенно существенна для тактики расследования.
Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов.
Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.
Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями.
Но в этом и основная слабость позиции обвиняемого. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно относятся обвиняемым к всему тому, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.
Преступники обычно уходят от признания своей виновности. Убийцы, разбойники, грабители, насильники, воры, расхитители в своей массе внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью.
Большинство преступников выводят себя за рамки социальной ответственности, формируют у себя механизм психологической защиты.
В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.
Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.
Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чувства вины.
Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит.
Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.
Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу — оно свидетельствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.
В ряде случаев следует идти на поводу легенды обвиняемого, с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого (см. § 5 гл. 14).
Источник: http://bookap.info/book/enikeev_yuridicheskaya_psihologiya_s_osnovami_obshchey_i_sotsialnoy_psihologii/gl80.shtm
Психология допроса подозреваемого и обвиняемого (стр. 1 из 2)
Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию.
Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет.
В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.
Если процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого имеет существенные различия, то в психологическом аспекте эти различияпредставляются значительно менее важными.
В частности, у подозреваемого происходит частая смена состояний, сопровождаемая то появлением уверенности в себе, стремлением к активному противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то, напротив, возникновением подавленного, депрессивного состояния, растерянности, безволия.
В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состояния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.
Психические состояния, мотивы действий, личностные качества допрашиваемых определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных, тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может испытывать самые разнообразные чувства.
Совершивший преступление боится изобличения и, конечно же, наказания.
Это обычно действует на психику угнетающе, может в значительной степени подавить волю допрашиваемого, снизить возможности правильной оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное, депрессивное состояние.
Страх обычно возникает у лица, совершившего преступление, задолго до привлечения его к уголовной ответственности. Такие психологические состояния затрудняют установление с допрашиваемым психологического контакта, снижают эффективность тактических приемов допроса.
На допросе обвиняемый может быть в состоянии душевного потрясения, стыда, опасаясь, что о случившемся узнают родные и близкие, друзья, сослуживцы, соседи. Моральные оценки и суждения окружающих небезразличны даже для людей с устоявшимися антиобщественными взглядами.
Нежелание огласки является весьма сильным мотивом, во многом определяющим поведение обвиняемого. При выявлении такого мотива задача следователя — убедить допрашиваемого в необходимости дать правдивые и полные показания.
Только это хоть в какой-то степени поможет сохранить понимание близких ему людей.
Следователю иногда приходится встречаться и с -обвиняемыми (чаще рецидивистами) для которых мнение других людей ничего не значит. Они руководствуются принципами «не пойман — не вор», «деньги не пахнут» и т. д.
Для отдельных обвиняемых типична боязнь утраты достигнутого им социального, служебного и материального положения. Поэтому на допросе такой обвиняемый чаще всего уклоняется от дачи правдивых показаний.
Здесь следователь, чтобы преодолеть указанное психологическое состояние обвиняемого, должен убедить его в возможности честным и добросовестным трудом восстановить социальное положение, стать полноправным членом общества.
Сильным психологическим состоянием, формирующим мотивы поведения обвиняемого, является страх лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников.
Такое чувство, особенно присущее лицам, впервые совершившим преступление и привлеченным к уголовной ответственности, обычно приводит их в состояние глубокой депрессии.
В такой ситуации обвиняемый полагает, что избежать задержания, ареста, содержания под стражей, приговора, связанного с лишением свободы, можно, только отрицая свою вину, давая ложные показания, у него возникает соответствующее психологическое состояние, формируется позиция, которую следователю необходимо преодолеть.
Для этого требуется убедить обвиняемого, что доказывание вины мало зависит от его признания, а в решающей мере — от всей совокупности доказательств. Здесь требуется разъяснить обвиняемому, что чистосердечное раскаяние… а также активное способствование раскрытию преступления является для суда обстоятельством, смягчающим ответственность.
Практика показывает, что в преступлениях, совершаемых группой, обвиняемый по-разному относится к соучастникам. Если кому-то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого человека, надеясь на его помощь и поддержку.
Гораздо чаще система психологических отношений в преступной группе построена на подчинении силе, страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются.
У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности.
Следователь вправе использовать подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса. Однако следует помнить о необходимости очень осторожного их выбора с учетом психологических взаимоотношений участников преступной группы, поскольку недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных чувств и побуждений.
Для обвиняемого на предварительном следствии очень характерно психологическое состояние тревоги, неопределенности, невозможности
правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею.
Часто подозреваемому неизвестно, какими доказательствами располагает следователь, какая мера пресечения может быть избрана, какие следственные действия, в том числе и носящие принудительный характер, будут проведены и т. д.
Такое психологическое состояние является основой для разработки и применения тактических и психологических приемов. Однако при этом недопустимы нарушения законности, нравственных, этических норм и принципов уголовного законодательства.
Хочется отметить, что допрашиваемые могут испытывать одновременно целый комплекс чувств, тесно связанных между собой.
Особое место занимают психологические состояния, переживаемые невинным человеком, который в силу стечения обстоятельств оказался в положении подозреваемого или даже обвиняемого.
Безусловно, он испытывает чувства возмущения, гнева, обиды, стремится скорее избавиться от необоснованных, с его точки зрения, подозрений, доказать свою невиновность; он также может ощущать беспомощность, невозможность опровергнуть имеющиеся против него улики, преодолеть предубеждение окружающих.
Эффективность допроса во многом зависит от того, в каком психологическом состоянии находится допрашиваемый, от осознания обвиняемым своей вины, от готовности дать правдивые показания. Следователь должен тактически умело ослабить или нейтрализовать отрицательные психологические состояния и усилить, поддержать положительные.
Поведение человека в значительной степени определяется воздействием на него доминанты[1] — господствующего в данный момент очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, который обладает повышенной чувствительностью к раздражению и способен оказывать тормозящее влияние на работу других нервных центров.
В очаге при этом происходит концентрация возбуждения. Доминанта, как правило, возникает у человека в связи с более или менее серьезными событиями в его жизни, за исход которых он переживает, в связи с которыми испытывает чувство страха, неуверенности, беспокойства. Зачастую доминанта воздействует и на преступника.
Испытывая чувства тревоги, сожаления, страха, раскаяния и т. д., правонарушитель мысленно многократно возвращается к событию преступления, обдумывает возможные неблагоприятные последствия. Этот процесс приводит к еще большему усилению переживаний, к постоянному подкреплению очага возбуждения — доминанты.
Замечено, что чем тяжелее преступление, тем ярче изменения в поведении преступника.
Родственники К., подозреваемого в убийстве, сообщили на допросе, что начиная с весны (времени совершения преступления) он постоянно находится в очень подавленном состоянии, кричит во сне, вскакивает по ночам. Товарищи по службе на допросе показали, что К. пытался повеситься, заявляя, что он недостоин быть среди них.
Среди юристов и психологов в последнее время проявляется интерес к исследованию защитной доминанты правонарушителя[2] . Под воздействие доминанты преступник стремится к совершению поступков, которые, как он думает, обеспечат ему Психология следственных действий.
безопасность, помогут избежать изобличения и последующего наказания. Его действия носят своеобразный защитительный характер. В то же время именно эти действия преступника зачастую привлекают к себе внимание органов следствия, дают основания для предположений о его причастности к совершенному преступлению.
Такие действия получили название «улики поведения».
Улики поведения бывают самых различных видов.
Наиболее распространенными являются: подготовка инсценировок, создание ложного алиби, немотивированный и внезапный отъезд, попытки направить следствие по ложному пути; проявление повышенного интереса к процессу расследования преступления; распространение заведомо вымышленных слухов о личности преступника, мотивах преступного деяния; нарочитость, демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, отрицание даже точно установленных фактов («не видел», «ничего не слышал» и т. д.); попытки уговорить, подкупить потерпевших, свидетелей; поиски лиц, которые бы дали ложные показания; изменение привычных стереотипов поведения после совершения преступления; осведомленность о таких деталях, которые мог знать только виновный, возвращение, порой неоднократное, на место совершения преступления[3] .
Источник: http://MirZnanii.com/a/187824/psikhologiya-doprosa-podozrevaemogo-i-obvinyaemogo
Обвиняется психология !
Уважаемые господа присяжные и заседатели!
Перед вами дама средних лет, которая обвиняется сразу по нескольким статьям Кодекса Эволюции. Имя: Психология
Возраст: неопределенный, по официальным документам не более двухсот лет
Родители: магия, эзотерика, мистика, оккультизм, алхимия
Дети: родных нет. Есть приемная дочь — Парапсихология
Взгляды: очень-очень-очень неопределенные
Психическое состояние: да как сказать … С какого угла посмотреть…
На основании проведенного дознания и исследования доказательств следствие считает виновной Психологию за следующие проступки против Эволюции:
- Эгоистка: забыла и полностью чурается как своих родителей, так и приемную дочь
- Бесплодна: не хочет рожать новых направлений в науке
- Обманщица: как только эмпирически находит эффективные техники и методики, действительно помогающие человеку, тут же наворачивает на них причудливые, никому не понятные и не нужные объяснения
- Бредовата: склонна «улетать» в область иллюзий (архетипов и проч.), смыкаясь там с шизофреническим бредом
- Эгоистична: полностью отвергает мысль о том, что в каком-то другом направлении можно добиться аналогичных результатов проще и быстрее
- Лицемерна: адаптирует людей, желающих вырваться из окружающей действительности, к этой самой действительности. Саму же действительность при этом понимает как устоявшееся мнение большинства людей. Таким образом наработала массу эффективных способов сделать нормального человека в сумашедшей среде полностью умалишенным
- Проститутка: за деньги ложится под любого клиента
- Сонлива: Постоянно отстает от жизни на десятилетия.
Общий вывод следствия: тормозит Эволюцию, хотя и может еще поддаться принудительному исправлению.
Следствие просит в ходе заседания заслушать мнение сторон, как со стороны обвинения, так и защиты, а также просто заинтересованных лиц, и вынести непредвзятый и справедливый вердикт.
———————————————————-
//ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Администрация будет вносить сюда поступившие предложения о распределении ролей.
Любовь Цой (доцент, ГУ ВШЭ), Информация на 27.05.10г. в 08:39 час.
Предлагаю занять роли:
- Судья — Галим Мухитдинов.
- Обвинитель — Сергей Сидельников
- Подсудимая — Психология
- Прокурор — Давид Ш Гройсман
- Адвокат (защитник) — Цой Л.Н.
- Пострадавшие — Анна Левинсон
7 Суд присяжных- Юлия Чертищева, Тимур Тимофеев, Николай Рымарев, - Следователь — Иван Карнаух
9 Свидетели — Татьяна Жилина
Список можно дополнять и вносить изменения.
Пока роли не распределены, суда не будет, будет Воронья слободка:-) Роли нормированы.
Сложно вести линию защиты в отсутствие норм.//
Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/obvinyaetsya_psixologiya_/
Как реагировать на обвинения
Всем нам приходится время от времени становиться мишенью, в которую дротиками летят чужие обиды и обвинения. Регулярно нас обвиняют в черствости, эгоистичности, невнимательности, неаккуратности, грубости. Да мало ли в чем. Просто когда у человека плохое настроение, он обвиняет всех вокруг. Но что если «вокруг» — только вы. Как реагировать на обвинения?
Во-первых , обвинения могут быть справедливыми. Признайте это и покайтесь. «Да, я был не прав. Да, я ошибся, это моя вина». Сказать это очень тяжело, но полезно.
В конце концов, карательная речь имеет своей целью направить вас на путь истинный, а если вы и так уже на нем стоите, то в этой патетической речи вроде и смысл пропадает. Но не думайте, что после ваших слов обвинитель тут же замолкнет.
Нет, ступившему на тропу обвинений жизненно необходимо выпустить пар. Поэтому приготовьтесь покаянно слушать и кивать. А затем не забудьте-таки исправить свою промашку.
Прислушивайтесь к критике. Если вас регулярно обвиняют в одном и том же, наверное, это неспроста. Значит, надо что-то менять в себе. Или хотя бы стараться исправлять какие-то личностные качества. Каждый человек, без сомнения, индивидуален, но приноравливаться к требованиям окружающих все же необходимо. Чтобы не было обид с их стороны.
Во-вторых , обвинения могут быть несправедливыми. Когда вы просто попали под горячую руку. С одной стороны, зачем спорить, если вы ни в чем не виноваты, зачем оправдываться? С другой, ваше покровительственное молчание (мол, я выше этого) может подействовать, как красная тряпка на быка. Поэтому принимать на себя напрасные обвинения не стоит.
Попытайтесь понять, что на самом деле так разозлило вашего обвинителя. Если ответ на поверхности, например, начальник на работе отчитал, а зло срывается на вас, так и сообщите об этом «прокурору».
Здравомыслящий человек и сам знает (и уж во всяком случае догадывается) об истинных причинах своей раздражительности, а услышав их от вас, устыдится. Может, расстроится. Но перестанет возводить на вас напраслину.
Если ответа на поверхности нет, то предложите человеку спокойно рассказать вам о своих неприятностях, потому что вы знаете, что его обвинения — просто сброс негативных эмоций.
Еще один вариант, когда вас обвиняют в неком неблаговидном поступке, который вы не совершали. Если у вас есть твердые доказательства вашей невиновности — предоставьте их и закончите на этом разговор.
Если весомых доказательств нет, то не стоит нервно дергаться и рвать на себе волосы: «Ты мне веришь или нет!?» .
Достаточно уверенно, глядя в глаза, заявить о своей невиновности, и пусть обвинители, зная вас, сами решают, верить вам или нет. Или ищите твердые доказательства.
Еще один способ защиты от обвинений, наиболее часто используемый, — «обвинение — лучшая защита». Это когда мы в ответ начинаем кричать, припоминать старые промахи и огрехи нынешних обвинителей. Не очень-то действенный способ, потому что по большому счету он ведет к обыденному скандалу, во время которого можно наговорить много лишнего.
Если чужие необоснованные обвинения вас очень задевают, постарайтесь побыстрее забыть свою обиду. Хотя и считается, что во время ссоры мы говорим все, что думаем, это не совсем так.
Часто мы просто хотим обидеть человека и специально «сыплем соль на раны», а потом сами переживаем. Очень важно это понять, простить и не обижаться. И стараться не обвинять окружающих напрасно.
Чтобы не обиделись они.
Интересное на сайте<\p>
Источник: http://kladovochkasovetov.ru/psihologiya/kak-reagirovat-na-obvineniya.html