Осмысленное состояние — психология

Осмысление (Осмысленность)

Осмысленное состояние - психология

13.06.2014 by petr8512

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»

Автор афоризма: Ницше Ф.

Разум, если даже его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете,

 всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно.

Автор афоризма: Франс А.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый.

Автор афоризма: Конфуций

     Осмысление (Осмысленность) как качество личности – способность постигать смысл, значение чего-либо, осознавать что-либо, добиваться полного понимания и ясности чего-либо; наполнять смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.

      Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы. После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать.

Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом. Прошли века.

Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.

       Осмысление – одна из важнейших ступенек принятия нового знания. Человек осмысленный пользуется этой ступенькой. Человек бессмысленный даже не подозревает о наличии такой ступеньки, останавливается на обработке входящей информации на уровне не разума, а ума, что свидетельствует о поверхностности восприятия материала.

       Осмысление  — функция разума. В силу разных причин разум может быть заблокирован. Человек уже не в состоянии воспринимать новое знание. Самая распространенная причина – эгоизм.

Ложное эго эгоиста считает, что оно  всё знает, разбухает от важности и полностью перекрывает доступ информации к разуму Она, как Цербер, стоит на страже, чтобы не пропустить никакого знания в разум. Человек довольствуется услугами ума.

Прочитал желтую газетенку, посмотрел телевизор, поучаствовал в пустопорожних беседах – информация в одно ухо влетела, прогулялась по поверхности ума и спокойно вылетела в другое ухо. Знание в разум не попало. Осмысления не произошло.

        Осмысление – отработанный навык принятия в себя нового знания. Оно предполагает серьезное, уважительное отношение к новому знанию. Человек осмысленный осознает, что знание может изменить его жизнь, может полностью переменить судьбу, поэтому относится к его восприятию крайне серьезно и ответственно.

  Он понимает, что следовать новому знанию, можно только после глубочайшего его осмысления. Только фанатики и легковеры, услышав первую понравившуюся мыслишку, не осмыслив ее, слепо следуют ей.

Человек осмысленный семь раз отмерит, проанализирует, разберется, как знание работает на практике и только потом сделает его частью своего жизненного опыта. Это и есть осмысление.

Советую почитать:  Обожание

        Как нужно работать с новым знанием? Какое знание можно считать авторитетным? Каковы критерии его истинности? Олег Торсунов пишет: «Если вы слушаете знание какое-то и чувствуете, что само слушание приносит радость — раз. Что оно вдохновляет вас менять свою жизнь — два.

Что плохие черты характера и привычки отпадают сами, даже не нужно напрягаться — три. Это знание должно идти из древних авторитетных источников — четыре. И оно должно даваться человеком, который сам следует своим наставникам в пути, идет по пути, т.е.

он, у него есть духовные наставники — пять? То есть если все это совпадает, значит, вы можете слушать дальше… человек не просто слушает, он слушает с глубоким почтением и очень внимательно, т.е. он реально вживается в звук. Это именно такое слушание дает изменение в сердце.

В сердце, означает в разуме, в данном случае».

     Итак, восприятие знания на первом этапе предполагает активное слушание. Знание авторитетное – значит, слушание будет смиренным, бес споров, вскриков, доказываний своей правоты, разрывания тельняшек на груди. Человек осмысленный превращается в послушника.

Он и слушает и слышит. Слышит, ибо превратился в олицетворенное послушание. Новое знание полноводным потоком протекает через разум. Услышать новое знание – означает пропустить его энергию в разум. Но  на одном активном слушании не выедешь.

Нужна следующая стадия – осмысление.

     Осмысление предполагает умение удерживать информацию в уме, то есть запоминать. Запомнив входящую информацию, человек допускает ее в разум и начинает анализировать, как новое знание можно применить в жизни, работает оно или нет.

      Существует два типа людей, не способных на осмысление. Первый тип людей называется бесплодный читатель, а второй — поверхностный критик. Бесплодный читатель или бесплодный изучатель.

Это начетчик — человек, который прочитал много, считает себя эрудитом, знатоком, интеллектуалом, но от его чтения пользы, как от козла молока.

Он не осмысливает новое знание, не пытается сделать его частью своего опыта, не желает его проверить на своей жизни.

Советую почитать:  Оптимизм Оптимист Оптимистичный

      Мудрец, человек осмысленный может прочитать какой-то афоризм  и, если он ему понравился, захочет испытать его на практике. Это дорого стоит. Если б каждый проверял на практике одну мысль в день, люди были бы сплошь мудрецами.

Бесплодный читатель вроде принял то, что прочел, но принял дешево – ну, услышал и ладно, приму к сведению и на этом финальная черта. До осмысления дело не дошло.

Серьезного, уважительного и ответственного отношения к новому знанию не получилось.

      Осмысление как функция разума дает возможность осознать, как жить правильно, что делать можно, а что категорически нельзя, оно дает человеку доступ к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Для этого нужно включить разум и не быть бесплодным читателем.

      Поверхностный критик – другой  тип людей, не способных на осмысление. В таких людях забродила, как брага, гордыня, тщеславие, эгоизм.  Они не способны ничего усвоить. Ведут себя, как боевые петухи. Такой сидит на лекции уже нахохленный, готовый к драке.

Он еще не знает, о чем будет идти речь, но уже готов всё опровергать и спорить до хрипоты. Он заранее ни с чем не согласен, и лектора воспринимает в штыки.

Это означает, что человек украл у себя осмысление, стал инвалидом осмысленности, превратился в жалкого, поверхностного критика.

      Настроенный на антагонизм, он не способен активно слушать и слышать. Став рабом гордыни, он перекрыл доступ нового знания к разуму. Гордец не пропускает звук внутрь. Он слышит только себя.

Им руководит желание показать всем, какой он значительный и важный. Его интересует не знание, а чувство собственной значимости.

В итоге поверхностный критик проходит мимо процесса осмысления, как прогульщик мимо кассы.

Советую почитать:  Отзывчивость Отзывчивый

     Один человек ловил рыбу. За ним исподтишка наблюдала обезьяна. И захотелось ей тоже, по его примеру, забросить в реку сеть. День был жаркий, и рыболов забрался в пещеру, чтобы отдохнуть в тени, а сети свои оставил на берегу.

Тогда пришла обезьяна и попыталась, подражая рыбаку, забросить сеть. Но, не зная, как с нею обращаться, она в ней запуталась. Стараясь высвободиться, обезьяна всё туже затягивала петли и, в конце концов, задавила себя этой сетью.

Когда вернулся рыболов, он сказал, обращаясь к издыхающей обезьяне: — Тебя погубило твоё скудоумие и отсутствие осмысленности.

Источник: https://podskazki.info/osmyslenie-osmyslennost/

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Проблема субъективного благополучия является актуальной на современном этапе развития общества, так как переживание личностью состояния собственного благополучия является основой ее успешного функционирования в социуме.

Изучение проблемы субъективного благополучия имеет глубокие корни в философии, психологии, социологии и других науках.

У понятия «благополучие» есть достаточно ясное значение, его трактовки в значительной степени сходны в науках и обыденном сознании людей.

Благополучие рассматривается как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь социальных, культурных, экономических, психологических, физических и духовных факторов.

Понятие благополучия рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, удовлетворенности жизнью (Life Satisfaction), качества жизни (Quality of Life), субъективного благополучия (Subjective Well-Being).

Вместе с тем понятие «субъективное благополучие» личности вошло в аппарат психологической науки сравнительно недавно, и современная психология не располагает его общепризнанным определением.

В психологических исследованиях можно встретить расположенными рядом понятия «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью», «счастье», «психологическое благополучие», «оптимизм», которые часто рассматриваются как синонимы.

Однако, на наш взгляд, следует согласиться с учеными, считающими данные понятия близкими, но не тождественными.

Использование понятия «субъективное благополучие» мы считаем наиболее перспективным, так как в нем подчеркивается, что внешние факторы действуют на переживание благополучия через субъективное восприятие, субъективную интерпретацию и субъективную оценку, обусловленные особенностями личности.

Поскольку субъективное благополучие – бинарное понятие, то его смысл может быть понят лишь с учетом содержания каждой из составляющих. Для осознания термина необходимо обратиться к понятиям: «субъективное» и «благополучие». Понятие «благополучие» определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения» [4].

«Субъективное» характеризуется как принадлежащее человеку как субъекту; не соответствующее объекту познания [3, c. 189]. Таким образом, согласно семантическому анализу под субъективным благополучием следует понимать определяемое человеком как субъектом состояние удовлетворения, связанное с достижением  необходимых благ, но не всегда совпадающее с объективными условиями.

В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия.

Анализ данных позиций приводит к выводу, что достижение субъективного благополучия происходит в результате воздействия различных факторов. Большинство ученых (М. Аргайл, Э. Динер, Р. Эммонс, Джидарьян И. А., Л. В. Куликов, М. В. Соколова и др.

) выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на субъективное благополучие

В конкретно-научных исследованиях широко используются факторы, имеющие объективную основу, поддающиеся точному количественному замеру и обнаруживающие статистически значимые связи с уровнем субъективного благополучия.

К таким объективным факторам относятся различные социально-экономические и демографические показатели, влияние которых на уровень субъективного благополучия достаточно подробно изучено современной психологической наукой. М.

Аргайл отмечает, что важнейшими источниками субъективного благополучия являются такие объективные факторы как доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование [1, с.68]. Однако объективные характеристики жизни лишь отчасти выступают источниками субъективного благополучия.

На наш взгляд, для психологического анализа проблемы субъективного благополучия большую значимость представляют субъективные факторы: свойства личности, отношения личности к себе и окружающему миру. Субъективные факторы в современной психологической науке еще не достаточно структурированы и требуют более подробного изучения.

В настоящее время в психологии выделились два основных подхода к пониманию природы благополучия: гедонистический и эвдемонистический, получившие свое название благодаря основным концепциям счастья, зародившимся в античной философии. В психологии они получили распространение в связи с классификацией теорий благополучия R. Ryan и E.

Deci, которые разделили все имеющиеся подходы к пониманию благополучия на гедонистическое и эвдемонистическое течения. Характеристика данных подходов применительно к проблеме психологического благополучия достаточно полно рассмотрена отечественным ученым А. Е. Созонтовым [5].

В рамках гедонистического подхода, разрабатываемого главным образом в когнитивной и поведенческой психологии, благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, выступая как результат социального сравнения [5, c. 106].

Эвдемонистический подход основывается на идеях гуманистической психологии и рассматривает благополучие как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни.

При этом отмечается, что события, не соответствующие удовольствию, могут способствовать достижению человеком психологического благополучия в связи с осознанием своих жизненных целей, повышением осмысленности жизни, появлением способности к сопереживанию [5, c. 109].

Несмотря на то, что субъективное благополучие в психологической науке в большей степени изучалось в рамках гедонистического подхода, мы в данной работе считаем возможным ориентироваться на идеи эвдемонизма. На наш взгляд, это значимо еще и потому, что в современной психологии намечаются пути для интеграции гедонистического и эвдемонистического подходов в исследовании благополучия.

Осознание себя субъектом собственной жизни, осмысленность жизни – одна из ключевых идей эвдемонистического подхода.

Многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривают осмысленность жизни в качестве фактора субъективного благополучия.

По мнению В. Франкла «нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее сопутствующее явление, сопровождающее процесс достижения смысла» [7, с. 30].

К. Рифф, выделила 6 аспектов благополучия; среди них – внутренняя гармония, цель в жизни и независимость [9].

По данным М. Аргайла, субъективное благополучие коррелирует с жизненной ориентацией и индексом осмысленности жизни [1, с. 178]. С этим соглашается М. Фридмен, сообщающий, что люди более счастливы, когда уверены в своих базовых ценностях и ощущают, что жизнь имеет смысл [1, с.184].

Читайте также:  Клайв льюис - психология

Исследователи отмечают, что наиболее существенное значение в осмысленности жизни имеет осознание целей. Так, М. Аргайл отмечает, что ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели [1, с. 184].

Причем субъективное благополучие усиливается при сосредоточении на достижении реальных и важных целей, которые являются частью личности и способствуют повышению самооценки. [1, с.266]. По мнению Р.

Эммонса, наибольшую ценность имеют духовные цели: они достижимы, инструментальны, гармоничны и связаны с обретением субъективного благополучия [1., с. 194].

С представленными положениями соглашается Л. В. Куликов, отмечающий, что благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей [2, c. 123].

В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

Согласно П. П. Фесенко осмысленность жизни напрямую связана с психологическим благополучием: чем выше осмысленность жизни, тем выше психологическое благополучие [6].

Таким образом, изученные нами подходы и теории к пониманию субъективного благополучия показали неоднозначность в трактовке данного феномена. Прежде всего это проявляется в использовании различных психологических понятий при трактовке феномена субъективного благополучия, а также в недостаточной изученности психологических факторов, влияющих на его достижение.

Наше исследование было посвящено изучению осмысленности жизни как фактора субъективного благополучия.

В исследовании принимали участие студенты филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Кемерове и Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 89 человек.

Для изучения осмысленности жизни нами использовался тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО). Тест смысложизненных ориентаций включает наряду с общим показателем осмысленности жизни пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации (цели, процесс и результат жизни) и два аспекта локуса контроля (локус-контроль – Я и локус контроль – жизнь).

Результаты исследования показали, что данную выборку составляют 64% студентов со средним уровнем, 27%  с высоким уровнем и 9% с низким уровнем осмысленности жизни.

С целью изучения субъективного благополучия нами применена шкала субъективного благополучия, созданная Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche, адаптированная М. В. Соколовой. В результате исследования получены следующие результаты.

Очень высокий уровень субъективного благополучия (1 стен) отмечен у 1% студентов.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (2-3 стена), выявлены у 34% студентов, средние оценки (4-7 стенов) – у 61% студентов.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), свойственны 3% студентов. Очень низкий уровень субъективного благополучия (10 стенов) отмечен у 1% студентов.

В ходе экспериментального исследования нами были выделены 4 группы студентов по критерию субъективного благополучия: с высоким, средним и низким уровнем данного показателя.

Студентов, имеющих средние оценки субъективного благополучия, мы условно разделили на две группы: умеренного субъективного благополучия с отклонением в сторону благополучия (4-5 стенов) и умеренного субъективного благополучия с отклонением в сторону неблагополучия (6-7 стенов).

Условно выделенные группы были проанализированы с точки зрения осмысленности жизни (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты диагностики осмысленности жизни в группах с разным уровнем субъективного благополучия

группаосмысленность жизни
высокий (%)средний (%)низкий (%)
первая4258
вторая22753
третья115633
четвертая7525

Первая группа (35% общей выборки) характеризуется высоким уровнем субъективного благополучия. В данной группе выявлено 42% студентов с высоким уровнем осмысленности жизни. Низкого уровня осмысленности жизни в рассматриваемой группе не отмечено.

Анализ составляющих осмысленности жизни показывает, что 50% данной выборки характеризуются высоким уровнем постановки целей, 39% — высоким уровнем насыщенности жизни, 45% — высоким уровнем результативности жизни, 39% — высоким уровнем «локуса-контроля – Я» и 26% — высоким уровнем «локуса-контроля – жизнь».

Низких показателей по отдельным субшкалам теста смысложизненных ориентаций не обнаружено.

Вторая группа (41% общей выборки) рассматривается с точки зрения умеренного субъективного благополучия с отклонением в сторону благополучия. Высокий уровень осмысленности жизни в этой группе выявлен у 22%, низкий – у 3% опрошенных.

19% данной выборки характеризуются высоким уровнем постановки целей, 22% — высоким уровнем насыщенности жизни, 14% — высоким уровнем результативности жизни, 17% — высоким уровнем «локуса-контроля – Я» и 17% — высоким уровнем «локуса-контроля – жизнь».

У 3% представителей данной группы выявлен низкий уровень постановки и осознания целей, у 6% — низкий уровень результативности жизни, у 6% — низкий уровень «локуса-контроля – Я» и «локуса-контроля – жизнь».

Третья группа (20% общей выборки) определяется с точки зрения умеренного субъективного благополучия с отклонением в сторону неблагополучия. Высоким уровнем осмысленности жизни обладают 11%, низким уровнем – 33% представителей рассматриваемой группы.

Для 17% опрошенных данной группы свойственен высокий уровень постановки целей, 17% — высокий уровень насыщенности жизни, 11% — высокий уровень результативности жизни, 11% — высокий уровень «локуса-контроля – Я» и «локуса-контроля – жизнь».

Низким уровнем постановки целей обладают 17%, низким уровнем насыщенности жизни – 22%, низким уровнем результативности жизни – 17%, низким уровнем «локуса-контроля — Я» — 17% и низким уровнем «локуса-контроля – жизнь» — 22% представителей выделенной группы.

Четвертая группа (4% общей выборки) характеризуется субъективным неблагополучием. Низким уровнем осмысленности жизни обладают 25% опрошенных, высокого уровня в данной выборке не выявлено.

Анализ составляющих осмысленности жизни показывает, что высокие показатели по субшкалам теста СЖО отсутствуют.

Низким уровнем постановки целей характеризуются 25%, низким уровнем насыщенности жизни – 75%, низким уровнем результативности жизни – 25%,  низким уровнем «локуса-контроля – Я» и «локуса-контроля – жизнь» — 25% опрошенных группы.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что субъективное благополучие связано с осмысленностью жизни: чем выше уровень осмысленности жизни личности, тем выше ее субъективное благополучие.

Анализ отдельных показателей теста смысложизненных ориентаций позволяет сделать вывод, что для людей с высоким уровнем субъективного благополучия характерны наличие и осознание своих жизненных целей, восприятие процесса жизни как эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, удовлетворенность самореализацией, представление о себе как сильной личности, способной строить жизнь в соответствии со своими целями и управлять ей, принимать решения и воплощать их в жизнь.

Итак, субъективное благополучие определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения, оказывает влияние на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Его ценность заключается также в накоплении раз разного рода ресурсов и налаживании социальных связей.

Субъективное благополучие является сложным психологическим феноменом, испытывающим влияние большого числа факторов, одним из которых является осмысленность жизни.

Литература

1.Аргайл М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2003. — 271 с.

2.Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст]: Учебное пособие / Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

3.Общая психология. Словарь [Текст] / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л. А. Карпенко. Под общ ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

4.Ожегов С. И., Шведова Н. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов – М.: Изд-во «Азъ», 1992. – 955 с.

5.Созонтов А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию [Текст] / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. — №4. — С. 105 – 114.

6.Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис… канд. психол. наук / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

8.Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни [Текст] / В. Э. Чудновский  // Мир психологии. – 1999. — №2. — С.74 — 80.

9.Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. — V. 69. — p. 719-727.

Источник: https://moluch.ru/archive/2/160/

Измененные состояния сознания: цель поисков в океане бессознательного

Измененные состояния сознания: цель поисков в океане бессознательного

Для чего же мы ищем измененные состояния сознания? Почему нам не думается «на светлую голову»? Неужели ясного сознания недостаточно для осмысления наших глубинных вопросов?

0 2771 20 Октября 2016 в 04:42

Наши поиски длятся несколько тысячелетий. От шаманов с бубнами и древних собирателей особых грибов мы дошли до гипноза и медитации. А запрос на измененные состояния сознания у человечества только растет. В чем причина? Что на самом деле ищут эти люди, и почему далеко не у каждого возникает устремление изменить состояние своего ума?

Если в своих поисках измененных состояний сознания вы набрели на эту статью, то держу пари, что у вас накопился еще целый ряд вопросов:

  • Откуда мы все пришли и куда идем? В чем замысел существования человечества?
  • Каково мое предназначение в этом мире, и почему я вообще «не такой как все»? Почему задаюсь вопросами, которые чужды большинству людей?
  • Почему остальных не волнует состояние, в котором пребывает человечество? Почему их разум будто спит, и они, словно биороботы, заняты только потреблением и воспроизводством самих себя?

Добро пожаловать в наш тесный круг людей «не от мира сего»! Нет, мы не клиенты психиатрической клиники. Мы просто люди со звуковым вектором.

Таких как мы около 5%. И подозрения в собственной вменяемости для нас не случайны. Природный страх обладателя звукового вектора – это именно страх сойти с ума. Наш разум – главный инструмент, данный звуковикам природой для осмысления цели существования человечества. И состояние этого инструмента заботит нас вполне оправданно.

Звуковику задан мощный абстрактный интеллект, способный рождать гениальные идеи, продвигающие человечество в будущее семимильными шагами. Такие обладатели звукового вектора как Эйнштейн или Пуанкаре навсегда изменили нашу реальность.

Для чего же мы ищем измененные состояния сознания? Почему нам не думается «на светлую голову»? Неужели ясного сознания недостаточно для осмысления наших глубинных вопросов?

Да, недостаточно. Нас толкает вперед стремительно растущее желание человечества к познанию самих себя (все еще нередко остающееся до конца неосознанным).

Современный звуковик уже не способен наполнить это желание с помощью сублиматов — литературы, философии, религии, музыки или поэзии, как это было прежде. Даже наука исчерпывает свою способность наполнить этот интерес.

Мы строим коллайдеры и отправляем спутники на Марс, а «воз и ныне там». Ответа на вопрос, в чем замысел существования, не находят даже в космосе. 

В поиске изменения сознания мы устремляемся за грань этого мира, в бессознательное. Наше внутреннее чутье безошибочно подсказывает, что все ответы находятся именно там.

Мы ищем изменение состояния сознания, прибегая к доступным средствам — медитациям, холотропному дыханию и даже наркотическим веществам.

Создается иллюзия, что иное состояние сознания позволит выбраться из плена собственной головы, своего ограниченного восприятия, найти потайную дверь в другие миры, постичь то, что скрыто за гранью физического мира, чтобы, наконец, обрести желаемое. Полное и безграничное осознание. 

Не зная, как добиться этого наверняка, порой даже не понимая до конца, чего же он, собственно, ищет, звуковик выбирает самый легкий путь — пытается обойти свое сознание. Выключить его. Голод постижения толкает его в самую глубь себя, ввергает в хаос, состоящий из образов, ощущений и обрывков мыслей, которые он пытается собрать воедино. 

Я надеюсь, что иное состояние сознания позволит мне, наконец-то, постичь то, что скрыто от меня. Я надеюсь, что найду потайную дверь в другие миры, выйду за грань реальности и наконец обрету то, чего желаю. Полного и безграничного осознания.

И как успехи? Смысл жизни найден?

Если хвастаться нечем, то, видимо, что-то идет не так. Измененное состояние сознания до сих пор не принесло вам ответ на глубинные сокровенные вопросы? Тогда давай разбираться:

Почему подобные методы не работают?

Читайте также:  Понимание собственных чувств - психология

Для начала стоит посмотреть, какие пути-дорожки успели истоптать наши предшественники-звуковики на этой тернистой тропе в попытках добиться особого состояния, выйти за пределы своего разума, достичь расширенного сознания.

Способы достичь особого состояния можно условно разделить на 2 группы.

В первом случае применяется гиперстимуляция наших природных сенсоров (органов чувств).

То есть с помощью искусственного воздействия (например, на особо чувствительное ухо звуковика – с помощью шаманского бубна), человек входит в особое состояние.

Сюда же можно отнести всевозможные ритуальные «пляски до упаду», песнопения, температурные воздействия, кровопускания и причинение физической боли, методы преодоления сна (бдения), а также сексуальные оргии.

Особую «изюминку» забавам придает использование различных психоделических веществ, которые содержатся в ядовитых грибах или растениях.

С помощью всех этих средств человек пытается добиться особого состояния сознания.

Во втором случае используется гипостимуляция органов чувств.

Чтобы достичь особого состояния, человек в этом случае не усиливает, а наоборот, полностью ограничивает воздействие на собственные сенсоры. Например, сутками сидит в замкнутом помещении в абсолютной темноте и тишине. Или, на худой конец, сосредотачивает свое внимание на одной-единственной коряге, цветочке, камушке.

В результате он тоже испытывает особое состояние сознания.

Современные методы предлагают целую палитру методов гипноза и самогипноза, медитаций. Приносят ли они состояние измененного сознания звуковику? В некотором смысле, да. Приносят ли они ему счастье и осмысление жизни? Нет.

И немудрено. После пребывания в «блаженном Ничто» приходится возвращаться из этого состояния обратно в реальный мир. И мы возвращаемся, увы, вовсе не обогащенные какими-то откровениями.

Почему? Какие бы усилия мы ни прилагали, какие бы методы ни использовали – внутри себя мы не сможем найти ответов на вечные вопросы. Осмыслить общее, замыкаясь в частице, невозможно.

Часто кажется, что, изменив свое сознание, можно выйти за рамки своего тела, через себя «проникнуть» в это общее и осознать его. Но это вход в бессознательное через черный ход. В лучшем случае он не дает результата, в худшем – получаем серьезные повреждения.

Желание изменить сознание в звуковом векторе – врожденное. Но его неверная реализация может причинять звуковику тяжелейшие страдания.

От этого обладатели этого вектора страдают бессонницей и головными болями, подвержены депрессиям и суицидальным мыслям.

И тогда уже использование наркотических веществ становится способом бегства от реальности и возможностью на время притупить невыносимую боль души с помощью иного состояния сознания.

Выход из звукового тупика находит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, впервые точно определяя роль и предназначение человека со звуковым вектором:

ОСОЗНАТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Да-да, именно осознать. Состояние сознания человека должно быть абсолютно адекватным, чтобы анализировать наше бессознательное, изучать его и затем привносить в мир осмысление жизни человеческого вида. Как это возможно? Разве отдельность моего сознания не помеха? Как я могу, испытывая состояние отдельности, постичь нечто неизмеримо большее, чем я сам?

Это становится возможным через изучение математически точного строения нашей психики, нашего коллективного бессознательного, раскрытого в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Эта наука описывает строение человеческой психики и всей Вселенной через восемь базисных элементов или восемь векторов, составляющих единое бессознательное нашего вида.

Приносит ли это некое изменение в мое индивидуальное или наше коллективное состояние сознания?

Да. Сосредоточение звуковиков на устройстве человеческой психики объединяет наши индивидуальные островки сознания в единое коллективное сознание. Это изменение и делает возможным проникновение в сокровенные глубины замысла существования человеческого вида. Я не способен сделать это один. Но на это способен коллективный разум.

Мы получаем возможность сделать это с сохранением здравого и трезвого состояния сознания, через призму критического ума, с применением нашего гениального абстрактного интеллекта.

Это приносит состояние радости, счастья и максимального наслаждения человеку со звуковым вектором. Ведь таким образом он становится способен выполнить роль, возложенную на него самой природой. Осознать бессознательное. Осмыслить цель существования человеческого вида и свои индивидуальные задачи в нем. И внести свою позитивную лепту в изменение жизненного сценария человечества в целом.

Хочешь обрести состояние нового восприятия реальности без издевательств над собственным телом и получить ответы на самые сокровенные вопросы? Такой результат уже стал достоянием тысяч звуковиков:

Регистрируйся на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/izmenennye-sostojanija-soznanija-cel-poiskov-v-okeane-bessoznatelnogo

Осмысленность в психологии

Осмысленность в психологии

Всегда ли мы наделяем свои действия смыслом? Во всем ли сказанном нами можно отыскать смысл? Давайте разберемся с этими вопросами, чтобы понять, что такое осмысленность восприятия.

Семь раз отмерь – один отрежь

Осмысленность мышления – это не что иное, как количество и качество смыслов, полученных посредством мышления. Различают следующие виды мышления:

  • Бессвязное (бред).
  • Связное.
  • Логическое.
  • Разумное.
  • Мудрое.

Большая часть людей обладает связным мышлением. Разумное мышление дано меньшей части человечества. О мудром мышлении даже говорить не стоит, поскольку оно является редким даром.

Все знания, полученные нами путем изучения окружающего мира и себя самих, должны пройти процесс осмысления. Другими словами, все новое – будь то мелодия, или же прочитанная книга, или услышанная информация – должно быть пропущено через наш разум.

Люди, которые обладают такой чертой, как осмысленность, относятся к любому новому знанию почтительно. С уважением принимая информацию, человек анализирует ее, старается понять, как он может применить это знание в своей жизни, впоследствии сделав его полезным для себя.

Смоделируем ситуацию. На время вернемся за школьные парты и переместимся на урок истории. Педагог вдохновенно повествует о монголо-татарском нашествии (тема может быть любой).

Рекомендуем: Восприятие как психический процесс

Класс сразу делится условно на несколько категорий. Первые – «в одно ухо влетело, в другое вылетело», то есть не способные осмысливать. Ученики не пропускают в свой разум того, что им пытаются донести, и сидят, уставившись безразличным взглядом в какое-то пространство.

Вторые – бесполезные читатели. Они делали все: читали, слушали, считали себя высокоразвитыми эрудитами, но действия эти были неосмысленными, а значит, чтение теряет смысл. Важно понять: ценно не количество прочитанных книг, а объем понятого и осмысленного самостоятельно.

Третьи – поверхностные критики. Для них не важны ни тема, ни учебный предмет, они всегда готовы все опровергать и спорить с пеной у рта, такие люди тоже лишены осмысленности.

Четвертая группа – люди осмысленные. Их процент не превышает численности остальных, что является поводом для грусти. Их легко отличить в этом классе. Слушают и слышат. Сидят, словно завороженные, ловя каждое слово, как глоток свежего воздуха. Они позволяют новому знанию протекать потоком через разум, в результате чего происходит осмысление.

Из этого вытекает следующий вопрос: как понять, что знание для нас авторитетно? Это делается по нескольким критериям:

  • Принимать знание вам приятно, вы как будто внутренне наполняетесь радостью.
  • Новое, свежее знание вдохновляет вас на новые начинания, перемены.
  • Дурные черты характера, а также привычки знанию не помеха!
  • Источником знания должны быть заслуживающие доверия источники.
  • Знание нужно получать от того, кто сам идет этим же путем (Зачем слушать того, кто не умеет сам слушать и слышать?)

Конфуций сказал, что путь мышления – самый благородный из всех. Человек, который умет мыслить, анализировать, обладает по крайней мере каплей мудрости и никогда не «наступит на грабли». Остальные со временем могут прийти к таким же решениям, «избитые» опытом.

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке. Наверное, у всех бывало такое: человек на вид умный, интеллигентный ровно до тех пор, пока он не заговорит. Чего только порой не услышишь! А ведь осмысленная речь – один из важных критериев разумности.

Все мы относимся к виду «человек разумный» – так окрестили нас биологи, но всех ли так могут назвать исследователи в области психологии? Возможно, вы думаете: «Говорить осмысленно? Что может быть проще?» – на самом же деле это весьма непросто.

Осмысленная речь является сложной конструкцией, в которой принимают участие оба собеседника. Их взаимодействие должно быть крайне тонким и внимательным. Беседа летит в тартарары, если ваш тезис был проигнорирован или попросту не понят собеседником.

Нельзя налететь на человека вдруг и начать «вываливать» всю информацию. Правильное построение разговора – тоже искусство. Говорить осмысленно – это красиво.

Для начала нужно обозначить свои намерения, определить контекст (о ком или о чем вы хотите поговорить или узнать). Затем – краткое изложение своей мысли, так делают осмысленные люди! Нет нужды сразу же битый час рассказывать о том, что собеседнику, возможно, неинтересно!

Увидели заинтересованность? Прекрасно! Даем развернутый ответ, обосновываем все тезисы, подводим свою речь к развязке – к тому, ради чего, собственно говоря, вы и затеяли этот разговор.

Рекомендуем: Что такое побуждение?

Именно по такой схеме строится речь осмысленного индивидуума. Нельзя назвать разумной речь, когда человек начал об одном, перескочил на другое, закончил третьим, вообще не относящимся к первым двум. Следует следить за собой, за тем, что мы говорим, как это делаем.

Бокал или амфора

Женская речь и логика зачастую дают повод для шуток. Для психологов же этот вопрос является поводом для изучения. Как строится осмысленная речь у девушек, а как – у мужчин?

Речь девушки похожа на бокал: начала издалека, подвела к итогу, к выводам, затем снова вернулась к решению каких-то вопросов. Речь мужчин, скорее, как амфора: по делу, разумно и четко. Осмысленность есть и там, и там.

Всегда ли действует эта схема? Нет. В наше время женщины могут делать карьеру, становясь бизнес-леди, а вот для мужчин в домашней обстановке такая схема не будет осмысленной. Поэтому кто бокал, а кто амфора, зависит от жизненной ситуации!

Разум и чувства в одном флаконе

Согласитесь, если рассказчик добавит в свою речь красок, таких как выразительность, жесты, изменение выражения лица, то сказанное засияет всеми своими гранями. Такую речь хочется слушать и слушать! Осмысленность будет красивой.

Монотонное зачитывание параграфа вслух, например, скорее погрузит слушателей в сон, а не вызовет желание мыслить, пропуская через свой разум информацию. Даже если это выступление будет осмысленным, его пропустят мимо ушей.

Но тут необходимо сделать оговорку: эмоции эмоциям рознь. Давайте представим такую ситуацию. Текст речи идеален – ни сучка, ни задоринки, оратор выглядит презентабельно. Только во время своего выступления, например, на собрании начинает вскрикивать, делать какие-то лишние, довольно странные жесты, краснеть и надуваться. Такое натолкнет на мысли о сумасшествии, а не об осмысленности.

Рекомендуем: Как развить память?

Чрезмерное чувственное и эмоциональное окрашивание сделает любое выступление неосмысленным. Необходимо уметь выбрать нужный тон, стиль, уметь сдерживать порывы чувствительности, чтобы не выставить себя в невыгодном свете.

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Осмысленная, правильная и выразительная речь – одна из важных ступенек в развитии человека. Тот, кто сможет подняться на эту ступень, станет выше остальных во всем.

Допустим, вы подходите познакомиться к девушке. Внешне она очень миловидная, осанка королевская, улыбка обворожительная. Вы завязываете разговор, и достаточно пары минут, чтобы понять, с кем вы имеете дело – слушать бессвязную, неосмысленную речь вам будет неприятно.

Досадно, правда? Девушке стоит задуматься, поработать над осмысленностью своей речи. Какие действия предпринять?

Скажем сразу, работа предстоит кропотливая. Чтобы стать более осмысленным и разумным человеком, необходимо проделать большой труд.

Следует запастись не только терпением, но и диктофоном. Внимательно слушайте других, ведь слушать других людей легче, чем самого себя. Детально разбирайте разговоры – есть ли в них структура, тезисы, или же говорящий «скачет» с темы на тему, нелогичен и непоследователен. Учитесь выявлять неосмысленную речь.

Рекомендуем: Определение понятия инсайт

Следите за собой. Пропускайте слова через разум, проверяя, есть ли в них смысл.

Другие упражнения, которые могут вам помочь:

  • Разбирайте письменную речь – в наш век достаточное количество блогеров, вот и ищите среди них людей осмысленных.
  • Смотрите кинофильмы, телепередачи – работать с ними удобно, ведь есть возможность отмотать назад, вникнуть в суть дела.
  • Следите за собой, за собеседниками в живом общении.
Читайте также:  Любовь и деловые люди - психология

Больше практики, упорства – и через некоторое время вы увидите результат. Вы станете центром внимания. Окружающие будут стремиться к общению с вами.

Быть человеком осмысленным, думать и постигать новые грани этого мира и себя самого – есть самая высокая ступень в человеческом развитии. Следует тянуться к этому, дабы стать настоящей целостной личностью. Поэтому мы и разобрали сегодня, что такое осмысленность восприятия. Вера Иванова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/osmyslennost.html

Взаимосвязь осмысленности жизни и личностных особенностей студентов

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2

УДК 159.9 (045)

Р.К. Махмутова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются подходы психологов разных школ к изучению смысла жизни, функции смысла жизни. Обсуждаются проблема утраты людьми смысла, последствия экзистенциальной фрустрации. Представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования личностных особенностей студентов с различным уровнем осмысленности жизни.

Ключевые слова: смысл, смысловая сфера личности, экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум, осмысленность жизни, личностные особенности.

Для современной психологии характерен рост интереса к смысловой сфере личности, к понятию «смысл жизни». Растет и частота использования этого понятия в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов.

В отечественную психологию, как утверждает Д. А Леонтьев, понятие личностного смысла было введено А.Н. Леонтьевым еще в 40-е годы ХХ века. Сегодня данный термин продуктивно используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в смежных научных дисциплинах.

Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чём состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным.

В современной социологии П.А. Сорокиным, Т.Г. Стефаненко, Е.П. Авдуевской, С.А. Баклушинским, В.С. Собкиным и др.

рассматриваются эмпирические вариации вербально формулируемых смыслов жизни у разных индивидов, в разных культурах и социальных группах, их связь с макросоциальными переменными.

Интерес к изучению понятия «смысл жизни» свойственен психологам разных школ и направлений (Б.В. Зейгарник, В.В. Столин, А.У. Хараш, А.Г. Асмолов, Е.Е. Насиновская, В.А. Петровский и др.).

По мнению А.Г.

Ас-молова, понятие смысла может претендовать на роль центрального понятия в новой, неклассической или постмодернистской психологии, психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1].

Активную разработку единой общепсихологической концепции смысла, его природы, форм существования и механизмов функционирования в структуре деятельности, сознания, личности и межличностной коммуникации ведет Д.А. Леонтьев.

Им проанализированы условия и механизмы актуалгенетиче-ского развития и критических перестроек сложившихся смысловых структур и динамических смысловых систем; проведен анализ развития смысловой сферы личности в онтогенезе; выделены механизмы аномального развития смысло-

вой сферы; разрабатываются методы исследования и воздействия на смысловую сферу.

В понимании Д.А. Леонтьева, смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Смысловая сфера личности, по определению Леонтьева, «…это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [2. С.154].

В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. По мнению Д. А. Леонтьева, «смысл жизни ответственен за общую направленность жизни субъекта как целого» [2. С. 250].

Функцию смысла жизни как психологического механизма, существенно обуславливающего поведение человека и становление его личности, рассматривает в своих трудах и В.Э. Чудновский [5].

Тема смысла жизни занимает центральное место в теории личности В. Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни.

Отсутствие смысла означает экзистенциальную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциональным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, по убеждению В. Франкла, является причиной таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, самоубийство, преступность [4].

Ощущение отсутствия смысла детерминирует появление специфических невротических заболеваний, которые В. Франкл обозначил как «нооген-ные неврозы». Ноогенные неврозы, разъясняет В.

Франкл, проистекают не из комплексов и конфликтов в традиционном смысле слова, а из угрызений совести, из ценностных конфликтов и не в последнюю очередь — из экзистенциальной фрустрации, проявлением и воплощением которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика.

По словам Д.А. Леонтьева, проблема утраты людьми смысла жизни является актуальной для современного российского общества.

Одним из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, является юношеский возраст.

Проблема смысла жизни значима для юношеского возраста, так как сама реальная действительность ставит человека перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути.

Связанные со смыслом жизни новообразования юношеского возраста — жизненное, личностное и профессиональное самоопределения — определяют дальнейший путь развития и существования юноши.

Становление смысла жизни обусловлено, по мнению В.Э. Чудновско-го, в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа [5]. Обращенные к себе вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” — ставит юноша, у которого само-

анализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы.

Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Таким образом, стремление к смыслу выступает важнейшей потребностью юношеского возраста. Ключевым показателем наличия смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как наличие цели в жизни, как переживание онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития личности.

Изучение взаимосвязи осмысленности жизни и личностных особенностей стало предметом проведенного эмпирического исследования.

В исследовании были использованы следующие методы: организационный — сравнительный; эмпирические методы — наблюдение, психодиагностический метод; методы математической и статистической обработки данных; интерпретационный метод.

Кроме того, были использованы следующие психодиагностические методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; личностный опросник БРГ

В исследовании приняли участие 102 студента младших курсов дневной формы обучения ИГМА, из них 27 юношей, 75 девушек.

Обработка результатов методики СЖО позволила выделить в выборке опрошенных: юношей с завышенным уровнем осмысленности жизни — 67%, с заниженным уровнем — 33%; девушек с завышенным уровнем осмысленности жизни — 81%, с заниженным уровнем — 19%. Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) у юношей выше, чем у девушек (М=108,8 и 107,1 соответственно). Подобные результаты были получены и в исследовании, проведенном Д. А. Леонтьевым [3].

Эмоциональность, как в научном дискурсе, так и в обыденной жизни, рассматривают как один из существеннейших моментов женственности, как правило, противопоставляя ее мужской рациональности, осмысленности.

Такое противопоставление можно встретить и в работах великих философов прошлого, и в современных психологических исследованиях. Так, Г.

Хофстед на основании проведенных кросс-культурных исследований показал, что по сравнению с людьми из феминных культур люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе, способны много и напряженно работать [6].

Для оценки различий средних величин показателей личностных особенностей в группах юношей и девушек с завышенным и заниженным уровнем осмысленности жизни (ОЖ) был использован 1 — критерий Стьюдента.

При сравнении показателей групп обследованных юношей получились следующие результаты:

• показатель застенчивости у юношей с завышенным уровнем ОЖ значимо ниже, чем у юношей с заниженным уровнем ОЖ (1=2,305);

• выраженность маскулинизма выше в группе юношей с завышенным ОЖ по сравнению с юношами с заниженным ОЖ (1=-2,349).

Сравнение показателей групп обследованных девушек выявило следующие результаты:

• значения депрессивности в группе девушек с заниженным уровнем ОЖ выше показателей в группе девушек с завышенным уровнем ОЖ (1=2,247);

• показатель раздражительности ниже в группе девушек с завышенным уровнем ОЖ (1=2,02);

• уравновешенность выше в группе девушек с завышенным уровнем ОЖ (1=-3,766);

• застенчивость выше у девушек с заниженным уровнем ОЖ (1=2,018);

• эмоциональная лабильность выше у опрошенных девушек с заниженным уровнем ОЖ (1=1,958).

Иные изученные посредством БР1 личностные свойства по уровню выраженности в группах юношей и девушек с различной осмысленностью жизни значимо не различались.

Для продолжения изучения взаимосвязи между осмысленностью жизни и личностными особенностями испытуемых были использованы параметрические критерии обработки данных с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. Были получены значимые связи:

• обратная корреляционная связь между осмысленностью жизни и невротичностью ( г =-0,277);

• обратная корреляционная связь между осмысленностью жизни и де-прессивностью (г =-0,467);

• обратная корреляционная связь между осмысленностью жизни и раздражительностью (г =-0,371);

• прямая корреляционная связь между осмысленностью жизни и общительностью (г =0,291);

• прямая корреляционная связь между осмысленностью жизни и уравновешенностью (г =0,432);

• обратная корреляционная связь между осмысленностью жизни и застенчивостью (г=-0,435);

• обратная корреляционная связь между осмысленностью жизни и эмоциональной лабильностью (г =-0,496);

• прямая корреляционная связь между осмысленностью жизни и маскулинизмом (г =0,375).

Применение коэффициента линейной корреляции Пирсона к данным, полученным на выборках девушек и юношей, позволило выделить гендерную специфику связи осмысленности жизни и личностных особенностей. Так, в

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2

группе девушек были выявлены те же корреляционные связи, что и во всей выборке, а в группе юношей не обнаружено корреляционных связей между осмысленностью жизни и невротичностью, осмысленностью жизни и раздражительностью, осмысленностью жизни и уравновешенностью. Это позволяет предположить наличие у юношей иных, менее эмоциональных стратегий осознания смысла жизни.

Итак, можно заключить, что неспособность юношей и девушек найти смысл в общей направленности жизни связана с такими их личностными особенностями, как депрессивность, раздражительность, застенчивость, эмоциональная лабильность, феминность. Причем в данных связях необходимо рассматривать личностные свойства следствиями переживаний отсутствия смысла.

Кроме того, проведенное эмпирическое исследование позволяет заключить, что с повышением уровня осмысленности жизни повышается общительность, уравновешенность. В данном случае возможно рассмотрение указанных свойств способствующими построению смысла жизни.

Да, смысл жизни индивидуален, уникален, но «истинность» его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (трансцендированием себя).

Общительность и уравновешенность в связи с этим позволяют служить общему делу, ставить цели, соответствующие духовным и культурным ценностям общества, то есть социальная активность человека, умение его владеть собой способны обеспечить нормальную и продуктивную жизнь человека -жизнь, в которой личностные смыслы совпадают с коллективными.

Представленные результаты исследования поставили новые вопросы: какова роль других в самоопределении и самореализации студентов, возможно ли разработать систему воспитательного воздействия, ориентированную на обеспечение максимально достижимого личностного здоровья через формирование механизмов порождения и производства смыслов жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности (принципы общепсихологического анализа). М.: Смысл, 2001. 416 с.

2. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 19 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.

5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ, 2006, 768 с.

6. Hofstede G. Culture's consequences: Intern Differences in work-related values. California, 2001. P. 502.

Поступила в редакцию 02.02.09

R.K. Makhmutova, candidate of psychology, associate professor

The interrelation between the understanding of the purport of life and the personality peculiarities of students

The paper is concerned with the approaches of psychologists of various schools to studying the purport of life and considers the functions of the purport of life.

It discusses the loss of purport by people, the consequences of existential frustration.

The paper also presents the results an empiric investigation carried out by the author into the personality peculiarities of students with different levels of understanding the purport of life.

Махмутова Роза Кашифовна, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Е-шаП: kafedra104@mai1.ru

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osmyslennosti-zhizni-i-lichnostnyh-osobennostey-studentov

Ссылка на основную публикацию