Особенности речи оратора — психология

Особенности ораторского искусства

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво. Речь – это лучший паспорт человека [1; 2].

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [3; 4].

Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика [5].

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции.

Ни одна другая древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества.

Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад [11].

Свойства ораторской речи. Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [6].

Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.

Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу с ораторской речью – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей [7; 8].

Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи. Между психикой и ым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно.

Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться.

По мнению Поля Сопера, главная задача оратора – иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это [9].

В заключение отметим, что мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе – ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни [10].

Источник: https://novainfo.ru/article/6812

Невська М. Риторика. Шпаргалки

n1.doc (16 стор.)
Оригінал
1   …   4   5   6   7     9   10   11   …   16

Ораторская речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.

Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т. е. рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающее ответной словесной реакции.

Однако если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог слушателя, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний (диалог).

Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1) наличие обратной связи (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь;

2) устная форма общения. Публичная речь представляет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем;

3) сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь.

Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей;

4) использование различных средств общения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации.

Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. В. Виноградова: « Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского “действа”».

Еще в античные времена аудиторией называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами audire (слышать) и auditor (слушатель).

В современной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого общения.

Это сложная социально-психологическая общность людей со своеобразными эмоциональными переживаниями.

Количественный состав аудитории – существенный признак. Оратору не может быть безразлично количество слушателей. В большой и маленькой аудитории поведение и реакция людей различны.

Необходимо иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные всем. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, которая вызывает у них «ораторскую лихорадку».

Маленькая аудитория не представляет ничего монолитного, целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих.

Читайте также:  Подначка - психология

Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления. Одной из характеристик аудитории является ее однородность. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция и тем легче выступать.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Влияние слушателей друг на друга особо остро ощущается при одобрении или неодобрении речи выступающего. В данном случае ритору надо научиться управлять настроением аудитории, уметь при необходимости изменить его.

Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания и прочее, руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделяют три группы мотивов :

1) мотивы интеллектуально-познавательного характера; 2) мотивы морального плана; 3) мотивы эмоционально-эстетического плана. Естественно, что изначально слушатели по-разному настроены на речь выступающего. Оратору необходимо выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступления. Следует учитывать и то, что люди, собравшиеся в зале, пока не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – оратор и его сообщение.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности.

Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е.

оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово.

В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение.

Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полным или неполным, охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления . Факторы, влияющие на установление контакта :

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления; 2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем; 3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.; 4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе; 5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Источник: http://ukrdoc.com.ua/text/61429/index-1.html?page=8

Особенности публичной речи

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи.

И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое.

Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определенными знаками препинания.

Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться.

Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.

Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умения оратора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Личность оратора

Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки

ораторского выступления?

Конечно, в первую очередь нужно отметить значение

природных данных. К ним относятся особенности нервной систе-

мы, функциональной деятельности мозга, строение ых

связок, двигательного аппарата. Будущему оратору необходи-

мо обладать развитым произвольным вниманием, хорошей об-

разной и логической памятью, сообразительностью, глубиной

и широтой мышления. Цицерон говорил: «Совершенство не дано

никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете прибли-

зиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».

Конечно, наличие природных данных весьма значительно,

но обратите внимание и на другую мысль Цицерона, которая

имеет едва ли не более весомое значение – это желание самого

человека добиться поставленной цели, внутренняя установка на

Читайте также:  Поставить себя на деньги - психология

успех. Ведь недаром говорится: «Дорогу осилит идущий!».

Кроме этого, в человеке, который хочет влиять на дру-

гих, должна ярко проявляться Личность. «Типичными лично-

стными качествами являются самостоятельность и оригиналь-

ность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность

в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, силь-

ная воля и активный характер.»1

Если оратор является такой личностью – сильной,

умеющей убеждать, влиять на поведение людей, – то очень

важным фактором становятся нравственные установки, кото-

рые он несет в массы. Как утверждают социологи, в нашей

стране сейчас господствует нравственный плюрализм: каждый

человек имеет свой моральный кодекс. Такое положение ве-

щей опасно, поскольку может привести к моральной нераз-

борчивости или вседозволенности. Уважая личное мнение

каждого, все же необходимо формировать и определенную

систему ценностей, руководствуясь которой человек, с одной

стороны, не теряет своих индивидуальных качеств, а с другой

– является представителем определенного социума. Поэтому

риторическое образование должно сопровождаться этическим

просвещением и нравственным воспитанием, формирующим

такие принципы социального взаимодействия людей, как от-

каз от монополии на истину, готовность к диалогу и компро-

миссу, позитивная критика, борьба со злом, любовь к ближ-

нему, порядочность и честность.

Знания, навыки и умения оратора.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию

наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

• навык отбора литературы;

• навык изучения отобранной литературы;

• навык составления плана;

• навык написания текста речи;

• навык самообладания перед аудиторией;

• навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

• самостоятельно подготовить выступление;

• доходчиво и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со
слушателями может

оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в

отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще

выступать.

Взаимодействие оратора и аудитории.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности.

Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е.

оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово.

В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение.

Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопониманиямежду говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полнымили неполным,охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта:

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.;

4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе;

5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача– заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/25946.html

Особенности публичного выступления: правила подготовки речи

Хотите стать успешным человеком и достичь больших высот в бизнесе? Тогда учитесь общаться с людьми! На пути к вершине карьерной лестницы вам не раз придется произносить речь перед большой аудиторией слушателей. Чтобы такое мероприятие прошло для вас максимально успешно, нужно предварительно изучить особенности публичного выступления.

Чтобы избавиться от лишних страхов и неуверенности в себе очень тщательно готовьте свою речь, учитывайте даже самые мелкие, на первый взгляд незначительные нюансы.

Как правильно подготовить речь?

Организация публичного выступления, как правило, начинается с подготовки текста речи. Вне зависимости от вашей специализации, речь должна быть четко сформулированной и правильно составленной.

Иногда выступление на публике занимает очень много времени и выучить наизусть длинный текст не представляется возможным. Мастера ораторского искусства утверждают, что делать этого и не нужно. Для правильного построения публичного выступления перепишите свой текст на бумагу, а затем кратко сформируйте план. Это поможет вам понять, насколько логична и последовательна ваша речь.

Чтобы выступать перед большой аудиторией без страха и сомнения, нужно досконально разбираться в теме своей лекции. Если вы уверенны, что знаете предмет дискуссии хорошо, то сможете рассказать о нем, используя только простой план речи.

Чтобы упростить себе задачу, во время подготовки выступления воспользуйтесь советами опытных ораторов.

  1. Начало любой речи – это одна из самых важных составляющих выступления на публике. С первых минут вы должны произвести на людей приятное впечатление, заинтересовать их своими словами. В качестве яркого вступления можно использовать какую-либо известную цитату или афоризм. Пообещайте слушателям рассказать в процессе выступления очень важный «секрет» и они будут слушать вас очень внимательно. Избегайте общих фраз, неуместного юмора, никогда не извиняйтесь за какие-то свои недочеты или забывчивость.
  2. Психологические особенности публичного выступления предусматривают использование в тексте речи специальных приемов для привлечения внимания слушателей. Ваш доклад или лекция будет считаться успешной только в том случае, если вы сумеете удержать внимание слушателей от начала и до самого конца выступления. Если вы будете «играть» с эмоциями зрителей, можете быть уверенны, что они обязательно запомнят вас, поймут смысл сказанного вами. Не нужно часто «якать» и заострять внимание на собственных достижениях. Идеальный оратор должен быть скромным, с чувством собственного достоинства.
  3. Выделите в вашей речи несколько важных ключевых слов, и повторяйте их время от времени. Тогда главная мысль выступления отложится в памяти слушателей.
  4. Финал речи не менее важен, чем вступление. В последней части своего выступления вы можете активно использовать цитаты, афоризмы, удачные шутки. Не забудьте поблагодарить слушателей за то, что они внимательно выслушали вашу речь.
  5. Чтобы конец вашего доклада не показался аудитории слушателей смазанным и неуверенным, ни в коем случае не показывайте окружающим свою усталость. Будет идеально, если последний блок вы прочитаете наизусть.
Читайте также:  Я младенца - психология

Оратор должен не просто читать доклад, но и активно взаимодействовать с аудиторией. Обязательно учитывайте реакцию публики на ваши слова. Заранее подготовьте несколько вариантов финала, и используйте тот или иной блок, в зависимости от настроения слушателей.

Психологические особенности

Даже идеально подготовленная речь не принесет результата, если вы сами не будете верить в то, о чем говорите. Во время процесса подготовки обязательно учитывайте психологические особенности публичного выступления.

Известные ораторы утверждают, что на слушателей действует не то что вы говорите, а то как вы это говорите. Всегда помните о том, что на вас устремлено множество глаз. Публичное выступление – это не обычная беседа между людьми в неформальной обстановке.

Чтобы научиться правильно себя держать на сцене, воспользуйтесь следующими полезными советами.

  • Тема вашего доклада должна быть вам интересна и близка. Если вы прочувствуете на себе всю важность того, что хотите донести до слушателей, то сможете сделать свою речь эмоциональной и интересной. Постарайтесь отыскать самую актуальную тему для обсуждения, которая затрагивает каждого слушателя в аудитории.
  • Имейте в виду, что зрители могут в любой момент задать вам очень неожиданный и сложный вопрос по теме лекции. Чтобы не растеряться и не впасть в ступор, нужно досконально изучить предмет, прочитайте тематическую литературу. Не используйте термины, значения которых вы не знаете.
  • Идеальный оратор должен быть предельно внимательным и уверенным в собственных знаниях. Чтобы выступление прошло «на ура» вы должны максимально успокоиться и расслабиться. Правильная одежда, багаж знаний и практического опыта – все это поможет оратору достичь желанной цели.
  • Донести свою мысль до слушателя можно не только при помощи слов, но и используя невербальные методы – жесты, интонацию, мимику.
  • У каждого публичного выступления должна быть своя конкретная цель. Если она актуальна и вы хотите ее достичь, то сможете сделать все, чтобы ваша речь была убедительной и запоминающейся.

Психология публичного выступления на самом деле не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Оратору для достижения успеха достаточно хорошо выучить речь, держаться на сцене свободно, говорить громко, внятно, правильно расставляя акценты.

Публичное выступление в суде

Судебная речь имеет несколько важных отличий от любого другого выступления на публике. Особенностями публичного выступления юриста можно считать:

  • Высокий профессионализм;
  • Краткость;
  • Подтверждение предположений фактами (процессуальная аргументированность).

Произнося речь в суде, юрист обращается к судье, а также ко всем присутствующим в зале. Рассмотрим основные нюансы такого мероприятия.

  • Вне зависимости от того, на какой стороне вы выступаете – обвинения или защиты, ваша речь должна быть направлена на поиск объективного и правдивого заключения, обоснованного фактами, аргументированного.
  • Главная цель выступления юриста на суде – формирование у судейской коллегии и присяжных полного убеждения в виновности или невиновности подсудимого.
  • В процессе выступления юрист должен задавать как можно больше провокационных вопросов, и анализировать ответы на них.

Чтобы добиться поставленной цели при помощи публичного выступления в суде, юрист должен предварительно проделать большую работу – собрать как можно больше информации о деле, найти свидетелей преступления, опросить понятых и т.д.

Язык жестов

По мимике и жестам оратора во время произнесения речи можно многое понять. Вы обязательно должны учитывать тот факт, что движения вашего тела могут рассказать даже больше, чем ваши слова. Если хотите выступить идеально, продумайте все до мелочей, постарайтесь делать только выверенные и осознанные жесты.

Движения тела человека могут быть условными и не условными. Второй вариант чаще всего используется профессиональными ораторами. Во время выступления вы можете задействовать следующие жесты руками:

  • Указывающие. Помогут обратить внимание аудитории на дополнительные наглядные примеры – слайды, диаграммы, таблицы и пр.
  • Подчеркивающие. При помощи таких жестов можно обратить внимание аудитории на важный тезис. Чтобы добиться желаемого эффекта, такое движение нужно дополнить изменением интонации.
  • Ритмичные – выражаются мимикой и движениями рук. Позволяют передать публике настроение оратора.
  • Передающие. При помощи простых движений рук можно показать размер предмета или его форму. Слишком часто использовать не рекомендуется, так как зрители могут решить, что у вас не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль до конца.

Когда выступает оратор, аудитория в основном воспринимает его речь на слух. Если же вы хотите активизировать еще и зрительное восприятие людей, используйте свой голос и жесты на полную. Так вы сможете взбодрить слушателей и привлечь их внимание. Если не знаете, как это сделать правильно, выполните дома во время подготовки к выступлению несколько простых упражнений.

  1. Станьте перед зеркалом и произнесите какую-либо фразу без движений. Затем попробуйте повторить эти же слова, сопроводив их эмоциональной окраской и жестами – просьбой, жесткостью, разочарованием.
  2. Выучите не менее 5 разных жестов и представьте как они будут выглядеть в контексте вашего выступления. Произнесите свою речь перед зеркалом. Движения вашего тела дополняют слова эмоциями. Такое выступление не останется незамеченным, и запомнится каждому.

Помните о том, что для достижения желаемой цели нужно много и упорно трудиться. У вас может не все получиться с первого раза. Это не повод расстраиваться и опускать руки. Если ваше неудачное выступление снималось на видео, просмотрите его в записи. Проанализируйте все ошибки, чтобы в будущем избежать обидных промахов.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/osobennosti-publichnogo-vystuplenija.html

Ссылка на основную публикацию