Отвращение — психология

Отвращение

Отвращение - психология     Отвращение — это проявление глубокой неприязни. Вкус чего–то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже просто мысль о необходимости съесть что–то подобное способны вызвать у вас отвращение. Запах, который заставляет вас зажимать нос, также вызывает у вас отвращение. Отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным является такой запах.

Вам может быть отвратителен внешний вид чего–то. Вы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируются с ненавистным вам событием. Также и прикосновение чего–то противного, например, скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращения.      Вкусы, запахи, прикосновения, которые вы можете считать неприятными для себя, не обязательно будут неприятными для всех.

То, что является отталкивающим для людей одной культуры, может быть привлекательным для людей другой. Проще всего проиллюстрировать этот тезис на примере пищи: собачье мясо, яички быков, сырая рыба, сырые телячьи мозги кажутся аппетитными далеко не всем людям. Даже внутри одной культуры нет единого мнения по поводу того, что считать отвратительным.

В нашем обществе кто–то любит есть сырых устриц, а кто–то не выносит даже одного этого зрелища. Разногласия могут существовать и в семье: дети часто «терпеть не могут» какие–то продукты, которые позднее находят очень вкусными.

     Отвращение обычно подразумевает проявление реакций отталкивания и уклонения, целью которых является удаление объекта от индивида или уклонение индивида от контактов с объектом. В случае проявления самого крайнего, примитивного и неконтролируемого отвращения у человека возникают тошнота и рвота.

Такая реакция может быть вызвана не только отвратительным вкусом, но и отвратительным запахом или внешним видом. Разумеется, тошнота и рвота могут возникать и при отсутствии отвращения, а отвращение может проявляться без тошноты и рвоты.      Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи.

Случается, что люди имеют отвратительный внешний вид. Есть люди, испытывающие отвращение при виде калеки или человека с уродливой внешностью. Отвращение может вызывать пострадавший в аварии человек с многочисленными открытыми ранами. Вид крови или работа хирурга, выполняющего операцию, также вызывают у некоторых людей эмоцию отвращения. Есть отталкивающие поступки людей.

Человек, мучающий свою собаку или кошку, может быть отвратителен своим соседям. Отвращение может вызывать человек, занимающийся тем, что другие называют половыми извращениями. Жизненная философия или способ обращения с людьми, унижающие человеческое достоинство, также могут вызывать отвращение.

     Отвращение может различаться по интенсивности — от отвращения, вызывающего тошноту и рвоту, до умеренной неприязни, вызывающей желание избегать любых контактов с объектом антипатии. В случае умеренной неприязни импульсы отталкивания или уклонения могут сдерживаться или не вызывать реальных действий, но антипатия к источнику отвращения все равно будет ощущаться.

Вы можете демонстрировать умеренную реакцию отвращения на запах нового блюда, которым вас угощают, но все равно найти в себе силы проглотить хотя бы кусочек. Человек, от которого исходит неприятный запах, может заставить вас испытать легкое чувство отвращения; вам неприятно контактировать с ним, но вы способны подать ему руку.

Когда вы слышите, как ваш друг наказывает своего ребенка, вы также можете испытать легкое чувство отвращения, если не одобряете подобных методов воспитания, но ваша дружба способна выдержать такое испытание, и вы продолжаете поддерживать с этим человеком прежние отношения.      Презрение во многом родственно отвращению, но имеет и свои отличия.

Презрение можно испытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновениям. Наступив на собачьи экскременты, вы можете испытать отвращение, но не презрение; идея употребления в пищу сырых телячьих мозгов также может вызвать отвращение, но никак не презрение.

Однако вы можете с презрением относиться к людям, поедающим такие неаппетитные продукты, поскольку в презрении имеется элемент снисходительности по отношению к тем, кто это презрение вызывает. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное).

Их поведение отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно порываете отношения с ними. Насмешка — это разновидность выражения презрения, позволяющая высмеять человека за его промахи и недостатки; обычно она содержит порцию едкого юмора, который доставляет удовольствие тому, кто насмехается, и страдания — объекту насмешки.

     Нередко отвращение и презрение испытываются одновременно с гневом. Вы можете быть разгневаны на кого–то за то, что он вызывает у вас отвращение. Например, если муж выпил лишнего на вечеринке и начал непристойно себя вести, то жена может испытывать и отвращение, и гнев; при этом ее гнев будет обусловлен вызывающим всеобщее отвращение поведением мужа.

Или если какой–то человек совершит развратные действия в отношении ребенка, то сам сексуальный акт может вызывать отвращение, а гнев вызывается аморальностью такого поступка.

Если чьи–то поступки вызывают у вас скорее отвращение, чем гнев, то это обычно происходит потому, что они не создают для вас угрозы, — вы просто отворачиваетесь от этого человека, а не пытаетесь защищаться или нападать на него. Часто отвращение используется для маскировки гнева, потому что в отдельных группах общества существует табу на проявление гнева.

Как это ни парадоксально, но некоторые люди предпочитают вызывать к себе гнев, а не отвращение. Если вы вызываете отвращение, то ваш проступок воспринимается как омерзительный. Предпочитаете ли вы вызывать отвращение или гнев, зависит от интенсивности этих чувств и от того, рассматриваются ли они как направленные на конкретное действие или лично на вас.

     Отвращение может смешиваться не только с гневом, но и с удивлением, страхом, печалью и радостью. Здесь мы обсудим и покажем каждую из этих реакций. Люди могут наслаждаться испытываемым отвращением, хотя это, вероятно, является не самым распространенным способом получения удовольствия.

Есть люди, специально вдыхающие неприятные запахи или ищущие неприятных вкусовых ощущений, «флиртуя» таким образом со своим отвращением и стремясь испытать удовольствие от его получения. Во многих культурах детям запрещают проявлять любопытство к тому, что способно вызвать у них или у других людей отвращение.

Этих детей приучают стыдиться получать удовольствие от ощущения антипатии, вызываемой ими у окружающих. Взрослые, которые находят какое–то удовольствие в испытывании отвращения, могут вести себя по–разному: скрывать это от других, ощущать свою вину за то, что они рассматривают как извращение, или даже не понимать, что они получают удовольствие от того, что испытывают отвращение. Гораздо более распространенным и социально более приемлемым, чем удовольствие от испытываемого отвращения, является удовольствие от испытываемого презрения. Люди, полные презрения к окружающим, часто вызывают уважение и восхищение из–за той силы, которая, как предполагается, проявляется в их надменности, неприязни к другим. У некоторых людей открытое пренебрежение к людям становится главным элементом их стиля межличностного общения: оно проявляется по отношению к каждому, кто его заслуживает. Высокомерные, самодовольные и уверенные в своем превосходстве, они смотрят на мир сверху вниз и, возможно, наслаждаются своим статусом, служащим основанием для такой надменности. Многие люди, разумеется, не могут получать наслаждение от презрения к окружающим. Для них будет опасно даже признаться себе в таком высокомерии. Некоторые люди не выносят чувства отвращения. Опыт переживания этого чувства настолько пагубен для них, что малейший признак возникновения отвращения способен вызвать у них сильную тошноту.

     Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени — брови и нижние веки. Верхняя губа приподнимается, в то время как нижняя может быть поднята или опущена; нос сморщивается; нижние веки поднимаются, а брови опускаются.
Рисунок 1
     На рис. 1 Патрисия показывает, что в случае испытываемого отвращения ее верхняя губа приподнимается (1), это приводит к изменению внешнего вида кончика носа. Приподнятая верхняя губа может дополняться, а может и не дополняться деформацией крыльев носа и сморщиванием на переносице (2). Чем сильнее отвращение, тем выше вероятность того, что сморщивание носа также станет заметным. Нижняя губа может быть приподнята и слегка выдвинута вперед (3) или опущена и слегка выдвинута вперед (4). Щеки приподняты, что вызывает изменение внешнего вида нижних век, сужение раскрытых глаз и появление под глазами многочисленных складок и морщинок (5). Хотя на лице, выражающем отвращение, брови обычно опущены, эта подробность является несущественной. На рис. 1 Патрисия выглядит испытывающей отвращение даже несмотря на то, что ее брови и нижние веки скопированы с нейтральной фотографии. Сравните рис. 1 с рис. 2, на котором брови опущены вниз, и вы увидите, что выражение отвращения кажется более законченным и несколько более сильным, но различие между рис. 1 и рис. 2 не слишком велико.
Рисунок 2     Состояние лица, показанное на рис. 2, может возникнуть, когда человек в действительности не испытывает отвращения, а использует эмблему эмоции, имея в виду что–то неприятное. Например, если бы Патрисия сказала: «Когда на прошлой неделе я обедала в этом ресторане, я видела таракана», то одновременно она могла бы продемонстрировать одну из эмблем эмоции отвращения. Но она использовала бы свое лицо таким образом, чтобы другим стало понятно, что сейчас она никакого отвращения не испытывает. Она могла бы быстро сморщить нос и слегка приподнять щеки и верхнюю губу или же просто поднять верхнюю губу, не морща нос. Имеются два указания на то, что здесь мы имеем дело с эмблемами эмоции, а не с выражениями эмоции на лице. Во–первых, Патрисия не испытывает отвращения в данный момент, и, во–вторых, она не хочет, чтобы смотрящие на нее подумали, что она его испытывает. Здесь наблюдается лишь частичная вовлеченность элементов лица: либо сморщенный нос — приподнятые щеки — слегка приподнятая губа, либо поднятая губа — не сморщенный нос, а возможно, ни то ни другое. Кроме того, это выражение сохраняется в течение короткого мгновения, а не нескольких секунд. Для выражения притворного отвращения может быть полностью задействовано все лицо (рис. 2), но такое выражение придется сохранять довольно долго — пока Патрисия будет разыгрывать свое притворное отвращение.

     Некоторые люди используют, хотя и не всегда, либо сморщенный нос, либо слегка приподнятую верхнюю губу в качестве разговорного «знака препинания» для акцентирования внимания на каком–то слове или предложении.

Мы уже отмечали, что в других случаях в качестве разговорных «знаков препинания» используются быстро поднятые удивленные брови или быстро открытые удивленные веки. Позднее мы увидим, что опущенные, гневно сведенные брови и сведенные, печально приподнятые брови также нередко служат разговорными «знаками препинания».

В обоих случаях функции движения лица напоминают функции движения рук при подчеркивании значения какого–то слова или фразы.

Нам мало известно о том, почему некоторые люди используют лицо вместо рук или совместно с руками для расстановки разговорных «знаков препинания» — Также нам мало известно о том, имеет ли каждый такой «знак» — удивленные брови, сморщенный от отвращения нос или печальные брови — какой–то психологический смысл.

Такой «знак препинания» может отражать какую–то информацию об особенностях личности человека или быть результатом его непреднамеренного стремления подражать, например, отцу или матери, идущего из детского возраста, когда он только учился говорить, или может определяться особенностями его нейроанатомии.

     Отвращение может различаться по интенсивности — от легкого до крайнего. В случае легкого отвращения нос морщится слабее, а верхняя губа поднимается менее заметно, чем на рис. 2. При более сильном отвращении и сморщивание носа, и поднятие верхней губы проявляются сильнее, чем показано на рис. 2. Складка между носом и губой и морщины, идущие от ноздрей к уголкам рта, могут стать глубже и заметнее. В случае крайнего отвращения язык может выдвинуться вперед и показаться между зубами или даже высунуться наружу.
     Презрение проявляется на лице через изменение положения сомкнутых губ выражающего отвращение рта. На рис. 3 показаны три варианта выражения презрения. Джон демонстрирует асимметричный презрительный рот со слегка сжатыми губами и приподнятым левым краем рта. Выражение лица Патрисии на рис. 3B в основном такое же, как и у Джона, с той лишь разницей, что ее приподнятая с одного края верхняя губа позволяет увидеть зубы. Это добавляет к ее выражению презрительную насмешливую нотку. Лицо Патрисии на рис. 3C с едва заметно поднятой с одного края верхней губой демонстрирует более мягкую форму презрения. Рисунок 4 показывает комбинацию элементов презрения и отвращения: презрение проявляется в плотно сжатых, слегка приподнятых уголках рта и плотно сомкнутых губах. Это лицо очень похоже на лицо с рис. 3А, за исключением того, что выражение является симметричным, а не асимметричным: оба уголка рта Патрисии плотно сжаты. Указание на то, что на рис. 4 лицо Патрисии выражает отвращение, дают немного выдвинутая и приподнятая нижняя губа и слегка сморщенный нос. Сравните это лицо Патрисии с ее лицом на рис. 2B, и вы увидите сходство.Рисунок 5

Читайте также:  Упражнение: если бы я любил - психология

     Отвращение может сочетаться с удивлением. На рис. 5 показаны лицо, выражающее отвращение во всех трех областях (5А), удивленное лицо (5B) и лицо, выражающее комбинацию отвращения (рис. 5А — нижняя часть лица, нижние веки) и удивления (брови — лоб, верхние веки). Такое выражение могло бы возникнуть, если бы Патрисия почувствовала отвращение к чему–то неожиданному для нее, а удивление еще не сошло полностью с ее лица. Гораздо чаще выражение, представленное на рис. 5C, фактически не является выражением смешанного чувства отвращения и удивления; такое удивленное поднятие бровей должно добавляться скорее в качестве эмблемы для подчеркивания выражения отвращения. Вы можете представить, как на рис. 5А Патрисия произносит что–то наподобие «Ффуу», в то время как на составной фотографии на рис. 5C она может говорить: «О боже, как отвратительно!»
Рисунок 6
     Элементы отвращения и удивления объединяются в другом выражении, которое не является простой суммой двух сообщений, а создает совершенно новое сообщение. На рис. 6 показаны удивленные брови — лоб и выражающая отвращение нижняя часть лица и нижние веки. У Патрисии также слегка опущены нижние веки, а ее рот выражает комбинацию презрения и отвращения (рис. 4). Нижняя часть лица Джона выражает отвращение — чего мы не видели прежде, при этом верхняя губа и щеки у него приподняты, нос слегка сморщен, нижняя губа немного приподнята, выдвинута вперед, а брови не опущены. Такая нижняя часть лица Джона представляет собой вариацию нижней части лица Патрисии, показанной на рис. 1В. Оба лица на рис. 6 выражают недоверие. Сравните эти лица с лицом на рис. 5В). , имеющим удивленные брови на нейтральном фоне; на таком лице отображен вопрос. За счет добавления выражающего отвращение рта, как это сделано на рис. 6, мы наблюдаем недоверие и скептицизм. Очень часто такое выражение лица сопровождается покачиваниями головы из стороны в сторону.Рисунок 7
     Отвращение может смешиваться со страхом. На рис. 7 Джон проявляет страх (7А), отвращение (7В) и смесь отвращения (нижняя часть лица — нижние веки) и страха (7С) (брови — лоб и верхние веки). Это смешанное выражение возникает в случае угрозы возникновения чего–то отвратительного.

     Чаще всего отвращение смешивается с гневом. Такое сочетание будет показано далее. Комбинации отвращения и радости, отвращения и печали будут показаны на страницах, посвященных этим эмоциям.

     Отвращение выражается главным образом нижней частью лица и нижними веками (рис. 8).Рисунок 8

  • Верхняя губа приподнята.
  • Нижняя губа также приподнята и придвинута к верхней губе или же опущена и слегка выдвинута вперед.
  • Нос сморщен.
  • Щеки приподняты.
  • Проявляются морщинки на коже под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены.
  • Брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

     Для эмоции отвращения вы не можете создавать вариации выражений лица, заменяя одни части лица другими, как вы могли это делать для эмоций страха и удивления. Причина этого заключается во взаимосвязанности мускульных движений в разных областях лица при выражении отвращения.      Мускулы, поднимающие верхнюю губу, поднимают также щеки, мешочки и складки кожи под веками. Поэтому наложение части B на лица на рис. 8 создаст нечто такое, что в действительности не может допустить анатомия человека. Глаза, показанные на частях B, не могли бы смотреть таким образом, если бы область рта выглядела так, как на рис. 8.      Мускулы, участвующие в сморщивании носа, поднимают также и щеки, слегка приподнимают нижнюю губу, мешочки и складки кожи под нижними веками. Поэтому наложение частей D на лица на рис. 8 создаст выражение, невозможное с точки зрения анатомии. Если бы нос сморщился, как это показано на рисунке, то верхние веки должны были бы приподняться, а кончик носа должен был бы изменить свою конфигурацию.

     Мускулы, опускающие брови, опускают также и верхние веки, частично прикрывая глаза. Следовательно, если вы наложите части А на рис. 8, то возникнет нечто несуразное. Изображение будет по–прежнему иметь опущенные веки даже несмотря на то, что вы удалили опущенные брови.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Источник: http://psyly.net/disgust

Отвращение, почему чувствую к нему

Отвращение, почему чувствую к нему

10091

02 марта 2017 г.

Поделиться статьей с друзьями

Отвращение — это ваше глубинное отношение к чувствам (если вы — рациональный человек).

Отвращение — это крайняя форма проявления отвержения.

Отвращение — это выражение страха и защита от опасности, которую представляют для человека зависимые отношения.

Я не пойму, что со мной. Познакомилась с парнем. Вначале он мне очень сильно понравился. Ждала его звонков, встреч с ним, много думала о нем.

Но однажды, без видимых причин, я стала испытывать к нему неприязнь.

Ничего не изменилось в его облике, но меня стал раздражать его запах, а когда в его отсутствие я представляла нашу близость, то испытывала самое настоящее отвращение, аж до физической тошноты.

Умом я понимаю, что это очень хороший человек и, может, лучше я больше не встречу. Хороших мужчин не так уж и много. Но ничего не могу поделать с возникшим отвращением. Каждая наша встреча превращается в ад для меня. Я не хочу его обижать, понимаю, что это мои «тараканы». Только не могу понять, откуда они взялись и почему так резко изменились мои чувства.

Очень часто на групповых занятиях, да и во время индивидуальных приемов, я слышу истории о том, как мужчины, которые тянутся к женщине, вызывают у нее неприязнь, доходящую до отвращения. Зато другой тип кавалеров — женатые или эмоционально закрытые — притягивает ее к себе, как магнит.

Почему возникает отвращение к мужчине?

…И заметьте, именно к тем, которые готовы вас любить и носить на руках.

Ведь, по сути, каждая из нас стремится к любви и желает быть рядом с заботливым и нежным партнером. Так почему же тогда, когда на пути женщины встречается мужчина, готовый подарить ей любовь, у нее возникает чувство отвращения? Почему оно вообще появляется в душе женщины?

Неприязнь может возникать как реакция на близкие отношения, как страх перед взаимной любовью. Дело в том, что очень часто к настоящим чувствам некоторые из нас, не осознавая, могут испытывать отвращение.

Так бывает, когда очень чистоплотные и опрятные мамаши, «повернутые» на аккуратности и порядке, могли с отвращением менять подгузники собственному ребенку, а уж если, не дай Бог, если его вырвало…

И у малыша сформировалась брезгливость к любым нечистотам и запахам.

У функциональных мам хорошо работает механизм «думать — делать», в отличие от способности чувствовать и интуитивно понимать. И любое проявление, выбивающиеся из сферы логики и разума, может вызывать у них отвращение — как к чему-то бесконтрольному, а соответственно, грязному и противному. По сути, это и есть их отношение к чувствам.

Чувства — это иррациональная сфера, и она пугает людей, у которых преобладает логические подход к жизни. Чувства — это мир, в котором правят свои законы, отличающиеся от законов разума и правильно устроенного мира рациональных людей. Их мир предсказуем, каждое действие запланировано и рассчитано на определенный результат.

Люди, живущие таким образом, постоянно пытаются вывести формулу любви. Для этого они и посещают психологов — чтобы разобраться в механизме психики.

Они глубоко уверены в том, что как только поймут причины происходящего и установят причинно-следственные связи, то обретут власть над чувствами другого человека и смогут, при правильном поведении, управлять им.

Они не догадываются, что есть другой мир — абсолютно спонтанный, непрогнозируемый, без гарантий и результатов. Он просто есть здесь и сейчас, как часть момента жизни. В этом мире невозможно планировать и тем более влиять на что-либо или кого-либо.

Нельзя заставить ребенка не плакать, если он не в настроении. Невозможно предсказать, какое у него будет настроение через 30 минут, и крайне сложно повлиять на это.

Рядом с ребенком у матери часто возникает чувство связанности по рукам и ногам, и осознание полной зависимости малыша вносит в ее жизнь сильный дискомфорт.

Это связано с невозможностью планировать свой день и отсутствием маломальского времени для себя самой. Всё это вызывает у некоторых молодых мам ощущение бессилия и усталости.

И еще — тайные сожаления об ушедших беззаботных днях без ребенка.

Если вам когда-то были знакомы эти чувства, а они могут касаться не только ребенка, но и ваших отношений с мужчиной, то вы явно относитесь к логическому типу женщин, с преобладанием механизма психики «думай — делай».

И поэтому неудивительно, что в любых отношениях с партнером, который привязывается к вам и рассчитывает на вашу любовь и внимание, у вас могут возникать чувства, отталкивающие вас от него.

Это отвращение как крайняя форма проявления отвержения.

Именно по этой причине женщины, имеющие проблемы с балансом логики, разума и чувств, очень часто испытывают отвращение по отношению к чувственным мужчинам, которые искренне влюбляются и становятся прилипчивыми. Это чувство возникает не сразу, а по мере развития связи, когда у обоих партнеров оживают потаенные страхи и активизируются негативные внутренние сценарии.

В таком мужчине женщина узнает то, что тщательно пыталась спрятать в себе. Она не переваривает и не принимает прилипчивую и зависимую часть себя. Она тщательно скрывает ее за семью печатями — мощными защитами. И соответственно, чувство отвращения к этой внутренней части автоматически переносится на мужчину. Но он — лишь зеркало ее собственного мира.

Как формируется негативное отношение к своей внутренней части?

С учетом всего выше сказанного могу добавить, что, скорее всего, ваша мама так относилась к вашим детским проявлениям: прилипчивость, зависимость, постоянное требование внимания и любви маленькой девочки вызывало у нее реакцию отвержения и желание отделиться.

Материнское отношение записалось в вашей психической матрице, и по истечении времени оно таким образом проявляет себя в отношениях.

В этом случае отвращение — это форма страха и защита от опасности, которую представляют для человека чувства и близость. Причем это реакция на нездоровую любовь, а любить по-настоящему вы не умеете.

Это реакция на зависимые отношения, на любовь-слияние, когда один из партнеров стремится раствориться в другом.

А вот еще одна история.

Мы с мужем вместе уже 5 лет. У него есть сын от первого брака. И он часто навещает первую жену, чтобы проведать ребенка. Иногда он приглашает его к нам, но это случается редко. Недавно я стала замечать одну странную вещь.

Когда супруг проводит время с сыном у нас дома, то всё нормально. Но если он идет к ним, то после его возвращения у меня появляется отвращение к мужу. Я не могу его обнимать. Реально становится противно его тело. И мне нужно 2–3 дня, чтобы это прошло.

Почему так происходит?

Действительно, почему после того, как муж возвращается из дома бывшей жены, у его настоящей супруги возникает отвращение?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в далекое детство, в мир детских фантазий и желаний, когда ребенок был привязан к матери, зависим от нее и горячо любил ее. Единственным его желанием было слиться с мамой и заполучить всю ее в свою собственность.

Он хотел владеть ею, ее душой и телом. И любые материнские действия, неудовлетворяющие это желание, вызывали у него яркие, но негативные чувства — ненависть, ярость, отвращение.

И если эти переживания были сильны, а у души не было возможности их изолировать и «переварить», она закрывалась и прекращала диалог с другой душой.

Если ребенок замечает, что материнское тело принадлежит кому-то еще, у него может возникнуть такая реакция боли: невозможность прикоснуться к телу, порождает восприятие его как грязного. И в результате возникает отвращение — как следствие «измены» и «предательства» близкого человека.

Очень часто женщины, пережившие измену, чувствуют отвращение к мужу. Или это чувство может быть вытеснено настолько глубоко, что для того, чтобы до него добраться, потребуются годы внутренней работы.

Резюме

Отвращение может возникать в случае:

  • • страха близких отношений:
  • • когда вы чувствуете, что партнер очень вас любит;
  • • когда оно проявляется как форма изощренного отвержения и унижения;
  • • боязни предательства и измены.

***

А теперь давайте отойдем от психологических размышлений и попробуем посмотреть на отвращение с другой стороны — житейской.

Отвращение — это «рвотный рефлекс», защищающий организм от попадания в ненужные или опасные ситуации. У каждой женщины есть интуиция и вполне вероятно, что ее тело подает сигнал душе, что этот мужчина — не ЕЕ. Может, стоит прислушаться к своему телу и интуиции?

Читайте также:  Неправильное воспитание - психология

Так в первом письме (приведенном в начале статьи) женщина писала, что умом она понимает, что этот партнер — хороший вариант и лучший ей вряд ли выпадет. Выходит, что внутри нее идет борьба между чувствами и разумом. Ум говорит, что кавалер подходящий, а душа не принимает его.

Тело же всегда отражает то, что происходит в сердце. А оно отвергает мужчину, и давление разума лишь усиливает это отвержение. Не мудрено, что на физическом уровне у женщины возникает отвращение — как сигнал о том, что этот мужчина ей не подходит. При этом страх одиночества и логичные доводы заглушают голос души.

Но ведь слушать имеет смысл только его!!!

И все-таки, как отличить страх любви от ощущения того, что этот мужчина не ваш? Об этом мы поговорим чуть позже — в следующей части нашей статьи или моя 6-ти месячная программа:»Дорога Домой» поможет заглянуть в самые глубины вашего бессознательного.

С любовью,

Ирина Гаврилова Демпси

Источник: http://www.irinagavrilovadempsey.ru/articles/psychology-of-relations/disgusted-why-do-you-feel-to-him/

Психология ненависти

Психология ненависти

Ненависть к людям – выражение крайней степени их непонимания. Это чувство возникает в результате резкого контраста между ожиданиями индивида и тем, что представляет собой мир в реальности.

Ненависти свойственно глубоко заседать в человеке, деформировать его психику и разъедать внутренний мир. Зачастую она свидетельствует об общей неудовлетворенности жизнью и близким окружением.

С точки зрения психологии, ненависть объясняется стремлением индивида убрать со своего пути главное препятствие – другого человека, который якобы мешает достичь желаемого.

При этом любые поступки объекта ненависти, попытки объяснить что-то, как-то оправдаться будут только подливать масла в огонь. Доводы здравого рассудка в такой ситуации оказываются бессильными: они лишь укрепляют ненавидящего во мнении, что все делается как раз ему назло.

Истоки ненависти к людям

В качестве первопричин ненависти может выступать ряд факторов:

  1. Резкая неприязнь со стороны окружающих – так рождается ненависть в ответ на ненависть.
  2. Элементарная зависть, соперничество, переходящее в бескомпромиссную конкуренцию.
  3. Слепая уверенность в своей правоте.
  4. Деструктивное влияние предрассудков, искажающих картину мира индивида.
  5. Мнительность и подозрительность, приводящие к таким размышлениям: «Ненавижу друзей: они двуличны, в глаза улыбаются, а за спиной строят мне козни».

Почти всегда при виде объекта своего ярого неприятия человек испытывает целую гамму негативных эмоций, сдержать которые ему всегда дается нелегко:

  • невольное ощущение «закипания» внутри, желание высказать объекту ненависти все, что накопилось в душе;
  • злобу, перерастающую в ярость;
  • брезгливость, граничащую с отвращением;
  • осознанное стремление каким-либо образом оскорбить человека, унизить его достоинство, причинить ему боль, в том числе и физическую.
  • Крайняя ненависть подобна бурлящей лаве вулкана, готовой вырваться наружу. Выход на волю кипящего негатива сродни вулканическому извержению. Это тоже катастрофа, только не стихийная, а социальная, способная привести к преступлению.

  Психология невротика

Ненависть к себе – истоки и возможные последствия

Психика человека устроена таким образом, что он является по отношению к себе и наблюдаемым, и наблюдателем. Он регулярно выносит вердикт своим действиям в той или иной ситуации. Часто эта оценка имеет негативную окраску, что может привести к зарождению такого феномена, как ненависть к себе.

Начиная с раннего детства, родители выдвигают к ребенку требования, которые он часто не в силах выполнить. В результате на неокрепшую психику обрушивается настоящая лавина критиканства и негатива. Ребенок постоянно ощущает свое несоответствие родительским ожиданием.

Убеждаясь изо дня в день в том, что он «не такой, как все», человек становится изгоем в собственных глазах. Да к тому же перед его взором все время мелькают образы успешных и состоятельных людей, активно продвигаемые глянцевыми средствами массовой информации. Сравнивая себя с ними, индивид приходит к неутешительным выводам.

Крайним следствием ненависти к себе может стать суицид. Для предотвращения трагического финала необходимо вовремя остановить ход разрушительных мыслей и ощущений, стремящихся полностью подчинить человека. Лишь осознанно «свергнув» эту губительную власть, можно снова зажить полноценной жизнью.

Как избавиться от ненависти?

Ослепляющая ненависть не приговор. Главное, что нужно сделать, — понять первоисточник возникновения этого отравляющего жизнь чувства. Вернейший путь к этому – тщательный самоанализ.

К примеру, человек размещает в соцсетях пост следующего содержания: «Ненавижу друзей». Значит ли это, что он действительно испытывает ненависть к товарищам? Вовсе нет: проблема, скорей всего, в нем самом. Просто он выставляет счет миру, до конца не разобравшись в себе.

Шаги на пути освобождения из-под ига ненависти:

  1. Скрупулезный анализ собственного «Я». Нужно предоставить самому себе отчет с честными ответами на вопросы: «Что мешает мне жить? Как мне от этого избавиться?».
  2. Переход на позитивное мышление. После разбора собственной личности необходимо составить перечень положительных метаморфоз, ожидающих после сброса оков негатива.
  3. Отдых. Усталость не способствует гармонизации отношений с окружающими. Освеженное, окрепшее сознание куда лучше справится с этой задачей.
  4. Понимание людей. Заинтересованность внутренним миром тех, с кем приходится общаться, проявление к ним эмпатии помогут относиться к окружающим более снисходительно.
  5. Здоровый образ жизни. Занятия спортом, пребывание на свежем воздухе, сбалансированное питание позволят не отступать от принципа: «В здоровом теле – здоровый дух».

  Признаки и причины дисморфофобии

Заключение

Ненависть – одно из наиболее деструктивных эмоциональных состояний. Медленно, но верно оно подтачивает душевные силы, способствует очерствению сердца.

Чтобы искоренить это чувство, нужно кардинально пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям, понять, что они настроены вовсе не так враждебно, как может казаться.

Избавьтесь от груза прежних предрассудков, обид и необоснованных претензий – и ненависть навсегда уйдет из вашей жизни.

Источник: http://rostduha.ru/psixologiya-nenavisti/

психологические тренинги

психологические тренинги

Отвращение во мне вызывают насильники. Это бич моей жизни. Первый раз меня изнасиловали в 5 лет, потом в 19, 23, 35. Это не люди, это дьяволы. Была бы моя воля — без суда и следствия отрубала бы им все под корень.

Конечно, мне при этом и страшно, и больно, и стыдно, и обидно. И гнев! Сильный гнев.

Отвращение может вызвать у меня пища, тогда меня даже передергивает.

Помню, какое сильное отвращение я испытала, когда одна знакомая делала себе укол в пах. Я тогда увидела это в первый раз.

Отвращение во мне вызывают люди, которые не следят за своей гигиеной, не моются, не чистят зубы, не стирают одежду. От них отвратительный запах.

Конечно, если это какая-нибудь старушка, которая стоит с протянутой рукой, я никогда не пройду мимо, если есть хоть какая-нибудь копейка, обязательно дам. И испытаю только сожаление и поддержку. А если это здоровый молодой мужчина, не бомж — обойду как можно дальше.

Я видела много бомжей, которые по мере своих сил все-таки следили за собой. К ним у меня и отношение совсем другое, сразу помочь хочется.

Отвращение — это какой-то «тухляк».

Наверное, его испытывать больше не хочу, чем хочу, так как отвращение даже пахнет как-то мерзко. Хотя иногда это часть процесса какого-то, и за отвращением приходит принятие и прощение. Для меня отвращение — это последняя стадия перелома обычно.

Не могу сказать, что не хочу его переживать.

Не хочу, наверное, обижать людей, когда чувствую отвращение, мне тяжело себя проконтролировать и не сделать больно, ведь, понятное дело, что это всего лишь моё чувство, и порой даже может быть не очень адекватным. Верно сказано, что человек, например (если брать отвращение к человеку), даже может не иметь никакого отношения к моему чувству. Может, не очень понятно…

Думаю, иногда не очень хочется признаваться себе в своего рода лицемерии самой себе. Это касается конкретно меня. Я просто помню в начале выздоровления своё отвращение к себе, я реально просто игнорировала это чувство, боялась и убегала с помощью иллюзий и, можно сказать, какой-то серенькой грани, между чёрным и белым.

Себе в этом чувстве признаюсь всегда, да и есть у меня человек, которому я могу спокойно проговаривать свои переживания. Я как раз уже понимаю: чем быстрей проговорю, тем быстрей отпустит и я смогу увидеть любую ситуацию более трезво.

Хочу, наверное, чтобы в моменты, когда я чувствую отвращение, не важно к чему и к кому, это не отражалось на людях, которые меня окружают.

Отвращение — это защитная реакция подсознания на определённые опасности. Отвращение (брезгливость) есть разновидность страха. Страха презрительного, перед опасностями, считающимися «низшими». Страх и отвращение перед змеями и пауками, способными ужалить ядом.

Страх и отвращение перед крысами, способными заразить инфекцией. Страх и отвращение перед самой инфекцией и её проявлениями и так далее. Хочу испытывать, потому что это защитная реакция. Отвращение действительно защищает от многих опасностей.

Не хочу испытывать отвращение (брезгливость, презрение) — к людям, ибо я им не судья. Как говорится: «Ненавидь грех в человеке, но человека — люби!» Я хочу жить и поступать так. Как убегаю или глушу? Бывает, чищу туалет на даче — думаю, что и дерьмо на пользу. Там, где ему место — в земле.

В природе нет «грязи» — всё на пользу.

В этом чувстве я признаюсь, но не драматизирую. Именно так — разумно — я и желаю это чувство проживать.

Отвращение для меня — чувство, схожее с пренебрежением, в любом случае, переплетается с ярко выраженным осуждением.

Всячески стараюсь избегать, не раз в жизни были такие ситуации, когда приходилось переживать на своей шкуре то, за что осуждала, опять же, после четвертого шага — не мне судить, что нормально, а что нет…

В повседневной жизни иногда приходится говорить детям, что тот или иной поступок отвратителен, — говорю прямо.

Отвращение — это тошнотворная неприязнь.

Да, хочу это чувство испытывать, оно дает мне понять, что что-то не так, как отвращение к плохой еде, например, или к человеку.

Не убегаю от отвращения и не глушу его. Для меня в проживании отвращения главное — выяснить, не ошибаюсь ли я.

Источник: http://www.psyha.net/index.php/spisok/otvraschenie

Журнал «Психология». Про отвращение

Журнал «Психология». Про отвращение

Этот текст родился по просьбе одного моего друга, который сказал: «Валя, от тебя я узнал слово отвращение, а ведь я его не чувствую и ничего в этом не понимаю, напиши об этом».

Мне прекрасно известно, что это чувство заставляет людей от тебя отходить, и реакция в моего друга в виде обесценивания меня и моей деятельности после прочтения этого текста вполне прогнозируема. Ведь от человека, на которого ты откликаешься отвращением хочется отойти.

Особенно, если не можешь понять, что именно ты чувствуешь. Тем не менее, это чувство есть, оно имеет право на существование и помогает нам понять, что для нас хорошо, а что вредно.

Тема неприятна. Когда пытаешься с людьми просто поговорить об этом, тема быстро уводится в сторону, ну, или если человек более чувствителен к этому чувству, то он совсем уходит, конечно, странно стоять рядом «какашкой».

Отвращение считается одним из таких «запретных» чувств. По отношению к людям, так точно.

Чаще всего мы либо его терпим, либо быстренько исчезаем с того места или от того человека, рядом с которым мы его почувствовали.

Ну, а уж, если не дай бог, кто-то выказал отвращение по отношению к нам, то это самая что ни на есть трагедия. Ведь я такой пирожок, все, что я ни сделаю, все прекрасно и пахнет розами, а тут мне говорят, ФУ!

Даже вот сейчас сижу, пишу этот текст и думаю, «ну что ты пишешь, люди же скажут, ФУ, Валя! И не будут читать и дружить с тобой перестанут». Во как. Нельзя вызывать в человеке чувство отвращения, а то дружить не будет.

И часто сопровождает отвращение чувство стыда. Он этакий регулятор, чтоб не прогнали.

И что же мы делаем? Мы стараемся не чувствовать это самое отвращение, пока организм не начнет травится на физическом уровне. Что аж тошнит.

У каждого, наверное, была ситуация, когда слушаешь собеседника, и вроде он все по делу говорит, а как-то резко тошнит, мутит и хочется сбежать. А это значит, что вас «кормят» чем-то, что вам не подходит.

И единственный способ не травиться — это перестать «есть то, что дают».

Мы же учимся подавлять отвращение еще в детстве. Когда не хотим мы есть эту манную кашу с комочками, а в нас пихают и пихают, еще преподнося это как заботу. А если заботятся, значит любят, как же я могу отвергнуть любовь?! Ну никак и давимся, давимся, давимся этой кашей.

Здесь все-таки, на мой взгляд, происходит путаница между отвращением как отвержением того, что вредно для меня и отвращением, как отвержением того человека, которого я люблю. Они как будто находятся в связке. И тогда я отвергаю не мерзкую кашу, а такую любящую маму.

Ну, и во взрослом возрасте это может перерасти в то, что когда мне говорят: «не ругайся матом — это отвратительно», я слышу это как: «Ты отвратительна». А ведь тут большая, существенная разница.

Читайте также:  Мария монтессори - психология

А ведь не нас отвергают, и даже не часть нас, а только какую-то форму выражения. И потом, давайте не будем ханжами, как часто мы проглатываем свое собственное чувство отвращения из страха обидеть или потерять человека? До тех пор, пока оно из ушей не польется и человек уже весь становится для нас отвратителен, без раздела.

Поэтому чувствовать отвращение это не хорошо и не плохо — это сигнал, что вы или с вами делают что-то, что вас травит, не только в физическом, но и психологическом смысле.

Разрешить чувствовать себе отвращение — это значит постараться найти хорошую форму в заботе о себе и во взаимодействии с окружающими. Хорошая чувствительность к себе помогает адаптации в этом переменчивом мире.

Автор — Валентина Анисимова 

Практикующий психолог,  гештальт -терапевт,  специалист по работе с зависимостями. 

Контакты:

  • valentina-anisimova.ru
  • Телефон: 8-917-540-68-66
  • E-mail: anisimovaval@bk.ru 

Источник: https://golos.io/ru—psikhologiya/%40process/zhurnal-psikhologiya-pro-otvrashenie

Глава 8. Отвращение и презрение . Часть 1

Глава 8. Отвращение и презрение

Он наблюдал за тем, как я ел из жестяной банки консервы, привезенные мной в эту далекую деревню, населенную людьми племени форе.

Когда я заметил, что он наблюдает за мной, и увидел выражение его лица, то я отложил вилку и взялся за фотоаппарат, который всегда висел у меня на шее.

(К счастью, люди племени форе еще не знали, для чего предназначен фотоаппарат, и быстро привыкли к тому, что я прикладываю к глазу этот странный предмет без каких–либо видимых причин; поэтому обычно они не смущались и не отворачивались, когда я их фотографировал.)

История, лежащая в основе получения этого снимка, говорит о важности, которую имеет для возникновения у человека отвращения наблюдение за тем, как кто–то другой поглощает нечто, оскорбляющее вкус наблюдателя.

Человек племени форе даже не попробовал мои консервы; одного лишь вида того, как я их ел, было достаточно, чтобы вызвать его негативные чувства.

Тридцать лет тому назад я описал отвращение как:

…проявление антипатии. Вкус чего–то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже сама мысль о необходимости съесть что–то подобное способны вызвать у вас отвращение. Запах, который заставляет вас затыкать нос, также вызывает у вас отвращение.

И вновь отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным является такой запах. Отвращение может вызвать у вас вид чего–то, что вы можете счесть для себя оскорбительным пробовать на вкус или обонять. Вы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируются с ненавистным вам событием.

Также и прикосновение чего–то противного, например скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращения.

Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи. Иногда люди могут иметь отвратительный внешний вид, и смотреть на них бывает просто противно.

Некоторые люди испытывают отвращение, когда видят калеку или человека с уродливой внешностью. Отвращение может вызывать пострадавший в аварии человек с многочисленными открытыми ранами. Вид крови или работа хирурга, выполняющего операцию, также вызывает у некоторых людей чувство отвращения.

Некоторые поступки людей также выглядят отталкивающе. Человек, мучающий свою собаку или кошку, может быть отвратителен своим соседям. Отвращение может вызывать человек, занимающийся тем, что другие называют половыми извращениями.

Жизненная философия или способ обращения с людьми, унижающие человеческое достоинство, также могут вызывать отвращение.

С тех пор мои наблюдения получили подкрепление и развитие благодаря исследованиям фактически одного–единственного ученого, занимавшегося изучением отвращения.

Психолог Пол Розин, человек, прекрасно умеющий ценить хорошую еду, уверен, что в основе отвращения лежит ощущение появления во рту чего–то такого, что считается отвратительным или распространяющим заразу; в соответствии с моей терминологией это называлось бы темой отвращения.

Однако в разных культурах имеются разные представления о том, что считать отвратительным. Фотография жителя Новой Гвинеи прекрасно иллюстрирует эту мысль: отвращение вызывают у него внешний вид и запах еды, которую я нахожу аппетитной. Но подобные различия могут наблюдаться и внутри одной культуры.

Например, моя жена любит есть сырых устриц, а я их просто не выношу. В некоторых областях Китая собачье мясо считается деликатесом, а у большинства европейцев перспектива отведать такого деликатеса не вызывает восторга. Но есть также и общие закономерности в том, что вызывает отвращение.

Розин обнаружил, что самыми мощными универсальными триггерами являются продукты функционирования нашего организма: кал, рвота, моча, слизь и кровь. В 1955 г.

выдающийся американский психолог Гордон Олпорт предложил «мысленный эксперимент» с отвращением, эксперимент, который вы выполняете в вашем сознании, чтобы проверить, действительно ли происходит то, что он предлагает. «Сначала подумайте о том, чтобы проглотить слюну, накопившуюся у вас во рту, или просто ее проглотите.

Затем представьте, что вы сплевываете ее в стакан, а затем выпиваете! То, что казалось естественным и «своим», внезапно становится отвратительным и чужим». Розин действительно провел этот эксперимент, предлагая людям выпить стакан воды, после того как они в него плевали, и обнаружил, что Олпорт был прав.

Даже несмотря на то, что слюна была у них во рту мгновением ранее, они не соглашались пить воду, содержащую их собственный плевок. Розин утверждает, что как только продукт деятельности нашего организма покидает наше тело, он становится для нас отвратительным.

Отвращение не возникает как самостоятельная эмоция до достижения ребенком возраста от четырех до восьми лет. До этого возраста наблюдается неприязнь, отказ есть то, что имеет неприятный вкус, но не отвращение.

Розин просил детей и взрослых потрогать или съесть шоколадную конфету, которая выглядела как собачьи экскременты. Детей в возрасте от четырех до семи лет это задание совершенно не смущало, но большинство взрослых отказывались его выполнять.

Подобным образом дети в возрасте до четырех лет спокойно будут пить сок или молоко, если вы намеренно бросите в него продезинфицированного кузнечика.

Дети и подростки часто бывают очарованы предметами, вызывающими отвращение.

Розин напоминает нам, что магазины новинок продают весьма реалистичные имитации рвоты, слизи и экскрементов и основными покупателями таких товаров являются мальчики–подростки.

Существует целая серия анекдотов, посвященных разным формам проявления отвращения. Некоторые популярные телепередачи для детей и подростков часто показывают ситуации, в которых главные герои демонстрируют свое отвращение.

Профессор права Уильям Миллер в своей увлекательной книге «Анатомия отвращения» ( ) отмечает, что отвращение очаровывает не только детей: «[Отвращение]… имеет свою прелесть, свое очарование, которое проявляется в том, что нам бывает трудно отвести глаза от тяжелых катастроф… или в том, насколько привлекательными оказываются для нас фильмы ужасов… Наши собственные сопли, моча и кал воспринимаются как что–то вредное и вызывают у нас отвращение, но мы проявляем в отношении них трогательное внимание и любопытство…

Мы смотрим на наши выделения чаще, чем признаемся в этом… ведь многие люди внимательно рассматривают свой носовой платок, после того как высморкаются в него». Кассовый успех таких грубых фильмов, как «Здесь есть что–то о Мери» ( ) был достигнут не только за счет аудитории подростков.

Розин проводит различие между тем, что он называет межличностным отвращением, и базовым отвращением. Он перечисляет четыре группы усвоенных межличностных триггеров: незнакомый, больной, несчастный и морально испорченный.

Исследование, проведенное мной вместе с Маурин О'Салливан, позволило получить несколько результатов, подтверждающих правильность предположений Розина. Мы просили студентов колледжа записать наиболее сильные ощущения отвращения, которые, по их представлениям, мог когда–либо испытать человек.

Предложенная Розином тема заражения от пищи, попадающей в ротовую полость (например, вы вынуждены съесть то, что у другого человека вызывает рвоту), действительно упоминалась, но только у 11% респондентов.

Наиболее часто называемый триггер крайнего отвращения (упоминавшийся 62% респондентов) возникал в результате реакции на предосудительное с моральной точки зрения поведение (например, реакции американских солдат, увидевших следы зверств нацистов в концентрационных лагерях).

Почти половина называвшихся действий, вызывавших отвращение и моральное осуждение, была связана с актами сексуального насилия, в особенности над детьми. Последнюю группу случаев, упоминавшихся примерно 18% респондентов, составляли истории физического отторжения, не имевшие отношения к еде, например обнаружение трупа с копошащимися в нем червями.

Ранее я отмечал, что базовое отвращение, по Розину, является темой эмоции и что, если он прав в том смысле, что четыре формы межличностного отвращения — к незнакомому, больному, несчастному и морально испорченному — являются усвоенными, то тогда они были бы вариациями темы.

Однако мне кажется возможным, что эти четыре межличностные формы отвращения также являются темами, которые можно найти в любой культуре со своими специфическими особенностями, обусловленными научением, которые будут разными у разных индивидов, социальных групп и культур.

Например, каждый может проявлять реакцию отвращение на морально испорченного человека, но то, что является признаком моральной испорченности, может изменяться. То, что является незнакомым и знакомым и что является несчастьем, также зависит от обстоятельств, и лишь отношение к болезни, возможно, везде одинаково.

Те, кто имеют физические изъяны, гноящиеся раны и прочие дефекты, могут вызывать отвращение в каждой культуре.

Миллер указывает на то, что культуры имеют больше свободы с точки зрения включения объектов или действий в область вызываемого отвращения, чем с точки зрения исключения их из нее.

Это наблюдение в точности соответствует идеям, рассмотренным в главах 2, 3 и 4, где я утверждал, что базы данных эмоциональной готовности людей являются открытыми, а не закрытыми.

Эти базы данных совместно с программами, которые направляют наши реакции на наши изменяющиеся эмоции, не бывают пустыми, когда мы появляемся на свет; эволюция уже написала свои инструкции о том, как нам следует реагировать и какую чувствительность мы должны проявлять при каждой реакции. Как отмечает Миллер, эти базы и инструкции трудно изменить, но поскольку базы данных являются открытыми, то мы можем усваивать новые триггеры и новые эмоциональные реакции.

Хотя и японцы, и американцы проявляют реакцию отвращения на испорченные продукты питания или на попадание чего–то неприятного в рот, Розин обнаружил у них различия в проявлении социального отвращения.

Человек, который не вписывается в общественное устройство или несправедливо критикует других, вызывает отвращение у японцев. Американцам внушали отвращение расисты и люди, проявляющие чрезмерную жестокость.

Однако не все социальное отвращение в целом варьируется от культуры к культуре. Розин установил, что во многих культурах людям противны политические деятели!

В дополнение к четырем типам межличностного отвращения, описанным Розином, существование еще одного типа отвращения, который я называю отвращением от пресыщения, вытекает из результатов исследования, проведенного психологами Джоном Готтманом, Эрикой Вудин и Робертом Левенсоном.

Их исследование заслуживает особого внимания, поскольку они оказались единственными учеными, которые точно измерили выражение эмоции во время одного из самых эмоционально насыщенных и наиболее важных социальных взаимодействий в нашей жизни — взаимодействии между мужем и женой.

Удивительно, что выражения отвращения у жены, адресуемые мужу в ходе беседы, начатой с целью разрешения конфликта, позволяли предсказать количество времени, которое они в течение ближайших четырех лет проживут порознь. Готтман обнаружил, что выражения отвращения у жены обычно возникали в ответ на попытку мужа отгородиться от нее «каменной стеной» (о чем я рассказывал в главе 6), т. е.

игнорировать ее эмоции. Говоря простым языком, она получала то, чего добивалась; она оказалась сытой по горло. Отметьте, как хорошо к этой ситуации подходит метафора приема пищи. Если ваш супруг вызывает у вас неприязнь, то неудивительно, что будущее ваших отношений выглядит безрадостно.

(Мы еще вернемся к результатам, полученным Готтманом, в конце этой главы, когда будем говорить о презрении.)

Миллер отмечает, что при близких отношениях мы снижаем чувствительность к тому, что обычно вызывает у нас отвращение. Самым первым примером является «перемена пеленок, вытирание выплюнутой пищи, другие действия по уходу за больным ребенком.

Родители — это те люди, которые будут проявлять заботу в любых обстоятельствах; они будут убирать экскременты, рискуя испачкать ими руки и одежду; страдать, когда окажутся облитыми мочой.

Преодоление естественного отвращения к подобным веществам является характерной чертой безусловной родительской любви».

Источник: https://psibook.com/library/3719/44.html

Ссылка на основную публикацию