Память сенсорная, кратковременная и долговременная — психология

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий

Память сенсорная, кратковременная и долговременная - психология

Обзор по интегративным функциям мозга

Простые формы научения: привыкание (габитуация) и сенситизация.

Научение — это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта

Любой новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. Это направление взгляда в сторону источника раздражителя, изменение мышечного тонуса, чсс и тд. Это врожденный рефлекс. Если раздражитель не значим для организма, то ориентировочная реакция на него исчезает. Это называется привыкание или габитуация.

Усиление реакции на непривычно сильный стимул — сенситизация. Нейронные механизмы процессов научения исследовал Эрик Кендел на морском брюхоногом молюске аплизии (мало нервных клеток-все изучены и картированы). Аплизия рефлекторно прячет жабу в мантийную полость В ответ на раздражение мантии или кожи.

При повторении раздражения через небольшие промежутки времени этот защитный рефлекс угасает — это называется габитуация. Механизм габитуации. Габитуация у аплизии обусловлена инактивацией тока ионов кальция В пресинаптические окончания сенсорных нейронов.

Следствие — уменьшение выделения медиатора в синаптическую щель, уменьшение впсп и снижению вероятности возникновения пд на постсинаптической клетке. Значит, мышца не сокращается, действия не происходит. Если на фоне габитуации использовать сильный раздражитель, то привыкание сразу исчезнет — дегабитуация.

После болевого стимула у аплизии развивается реакция сенситизации. Она выражается повышенным реагированием Даже на безобидный тактильный стимул. Механизмы сенситизации.

Реагирующий на булавочный укол сенсорный нейрон возбуждает интернейрон, который действует с помощью серотонина на пресинаптическое окончание другое сенсорного нейрона, передающего возбуждение от механорецепторов. Серотонин вызывает повышение концентрации цАМФ через метаботропные сератониновые рецепторы.

Следствие-активация цамф зависимых протеинкиназ, которые фосфорилируют кальциевые каналы пресинаптической терминали, увеличивая их «пропускную способность» для ионов кальция. В результате в терминаль входит больше кальция, в синаптическую щель выделяется больше глутамата, который действует на мотонейрон. Это приводит к увеличению впсп и формированию пд на мотонейроне, в результате мышца сокращается.

Болевой стимул или действие серотонина срабатывают не зависимо от совпадении во времени с действием раздражителя. Поэтому габитуация и сенситизация являются неассоциативными формами научения.

Условные рефлексы и их разновидности: классические (павловские) и оперантные (инструментальные), условия и механизмы их образования.

Рефлекс — реакция организма на раздражители, реализуемая нервной системой. Безусловный рефлекс генетически детерминирован, поэтому они одинаковы у всех представителей вида. Условные вырабатываются в течение жизни индивида в зависимости от окружающих условий. Генетически запрограммирована только возможность их формирования.

Павловский условный рефлекс.
Возникает при совпадении во времени условного раздражителя с действующим сразу после него био значимым раздражителем (безусловным).

После многократных сочетаний усл с безусл раздражителем, организм начинает реагировать на условный раздражитель, также как и на безусловный раздражитель.

В памяти ассоциируется совпадение во времени 2 стимулов, поэтому данная форма научения — ассоциативная.

Механизм образования условного рефлекса состоит в том, что при одновременном действии двух раздражителей (условного и безусловного) каждый из них возбуждает свой нервный центр, и между центрами формируется временная связь.

Условия для возникновения условного рефлекса:
Безусловный раздражитель должен быть актуален, условный раздражитель должен быть средним, комфортным, чтобы вызвать ориентировочную реакцию. Действие условного предшествует безусловного раздражителя. Посторонние раздражители должны быть исключены. Необходимо периодическое подкрепление (может произойти торможение).

Инструментальный условный рефлекс (оперантный). Возникает в результате совпадения определенных действий с определенным результатом.

Если эти действия привели к желаемому результату (добыча пищи) или же сопровождались приятными ощущениями, то они повторяются (Положительное подкрепление).

Если действия сопровождались неприятными ощущениями, то они в дальнейшем избегаются (отрицательное подкрепление).

Образование устойчивой связи между действиями и достигнутым результатом (подкреплением) называется оперантным рефлексом.

Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий.

Память — это способность мозга сохранять полученную информацию для приобретения и использования поведенческого опыта. Научение — это стойкое изменение поведения в результате приобретаемого опыта.

Классификация Формы памяти и научения: 1. Имплицинтная (процедурная) память. Она не требует участия сознания. Возникает в результате повторения каких либо действий. А) неассоциативное научение: габитуация и сенситизация.

Б) ассоциативные формы научения: классический условный рефлекс (павловский) и инструментальный (оперантный) условный рефлекс. 2. Эксплицитная (декларативная). Требует участия сознания.

А) эпизодическая память (географические сведения)

Б) семантическая память (общие знания об устройстве мира и общества)

Память и ее механизмы.

Структуры мозга, необходимые для образования памяти.
В механизмах долговременной памяти участвуют: гиппокамп, обонятельный мозг, миндалины мозга, базальный передний мозг.

следы памяти Хранятся во вторичных проекционных зонах коры б полушарий и соответствуют специализации отделов коры. Вторичные зрительные области хранят зрительную память, слуховая кора — слуховую и тд.

Гиппокамп необходим для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Сенсорная память. В течение нескольких миллисекунд сенсорные сигналы сохраняются в сенсорной памяти. Там происходит их кодирование для передачи в кратковременную память, либо стирание и замещение новой информацией.

Механизмы сенсорной памяти связаны с рецепторными потенциалами органов чувств. Если информация не важна для организма, то она передается в кратковременную память. Кратковременная память хранит вербально закодированную информацию.

Емкость этой памяти 7 единиц информации.

Механизмы кратковременной памяти. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция потенциала действия по замкнутым цепям неоронов (ревербирация). Это неустойчивый процесс.

Долговременная память. Биологически важная информация поступает сюда. Ее объем не ограничен. Длительность ограничена жизнью мозга.

Механизмы долговременной памяти: синапсогенез и их миелинизация. Электрическая активность нейронов гиппокампа может долго сохраняться, даже после раздражения (долговременная потенциация — ДВП). Длительное поддержание ДВП приводит к усилению экспресии в ранних и поздних генах памяти.

Это приводит к синтезу белков; в окончаниях пресинаптических нейронов. Возрастает количество активных зон для выделения медиатора, появляются дополнительные веточки аксонов.

На дендритах постсинаптических нейронов вырастают дополнительные шипики, с которыми и соединяются новые веточки аксонов (формируются новые синапсы). Все вместе это синапсогенез.

Виды амнезий.

1.Ретроградная амнезия – утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.

2.Антеретроградная амнезия – неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдельные события сохраняется, а недавние быстро забываются(хронический алкоголизм, поражения гипокампа).

Источник: https://megalektsii.ru/s55145t1.html

Виды памяти в психологии

Виды памяти в психологии

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности.

Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить.

Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов.

Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти.

А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен.

Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания.

Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации.

А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти.

В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания.

Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить.

Читайте также:  Психотерапевтическая беседа - психология

А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман.

Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью.

Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного.

Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности.

Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти.

Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже.

Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события.

Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием.

Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то.

Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации.

К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания.

В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями.

Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса.

Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник: https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html

Сенсорная, кратковременная и оперативная память человека

Сенсорная, кратковременная и оперативная память человека

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия.

В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.

Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается.

Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2.

Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8).

Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются.

Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы).

Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной.

Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач.

Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться.

Читайте также:  Хотение - психология

Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается.

Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Источник: http://psi-idea.com/pamyat-cheloveka/

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти.

Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память – это одна из важнейших функций нашего сознания.

Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память – это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия.

Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали.

Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации.

Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу.

В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее.

Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен.

Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Читайте также:  Аристотель - психология

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию.

Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом.

Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти.

Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память.

Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии.

Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы.

В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания.

Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия.

Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна.

Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации.

К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти.

Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти.

Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

Источник: https://www.syl.ru/article/167785/new_vidyi-pamyati-v-psihologii-dolgovremennaya-i-kratkovremennaya-pamyat

Виды памяти. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Компьютерная модель памяти

Виды памяти. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Компьютерная модель памяти

Для ориентировки человека в окружающем мире требуется наличие связи между прошлыми и нынешними образами восприятия. Наш прошлый опыт постоянно используется в нашем поведении.

Таким образом, мы нуждаемся в памяти, которую можно определить как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память обеспечивает целостность личного опыта и целенаправленность нашего поведения.

Потеря, разрушение памяти в результате болезни воспринимается человеком как серьезная психологическая травма.

Можно выделить различные виды памяти:

по характеру психической активности, которую сопровождает память, — двигательную, образную (зрительную, слуховую и т.п.), эмоциональную и словесно-логическую.

по наличию/отсутствию цели запоминания – произвольную и непроизвольную.

по времени хранения/этапу переработки информации – сенсорную, кратковременную (оперативную) и долговременную память.

Последняя классификация описывает компьютерную модель памяти (Бродбент, Аткинсон и Шифрин). В самом общем виде эту модель можно представить следующим образом:

раздражитель

сенсорная

память

Здесь входной стимул непосредственно кодируется в сенсорной модальности. Далее он либо теряется, либо проходит дальнейшую переработку

кратковременная

память. В среднем затухание информации в кратковременной памяти происходит в пределах 20 секунд, однако время ее хранения может быть увеличено за счет повторения

долговременная

память

Согласно данной модели, переход информации из одного хранилища в другое может контролироваться самим человеком. Участок кратковременной памяти мы контролируем в наибольшей степени.

Хранилище сенсорной памяти служит для первичной записи информации, полученной от органов чувств. Информация находится в данном хранилище до нескольких секунд, затем она переводится в кратковременную память. Лучше всего изучены сенсорная зрительная и слуховая память.

Можно сказать, что в этом хранилище содержится точный образ объекта, однако еще не включенный в фокус внимания. Наиболее важная в данный момент информация кодируется (автоматически или произвольно) и переходит в хранилище кратковременной памяти.

Одной из причин забывания является отсутствие кодирования.

Кратковременная память служит в качестве промежуточного хранилища, позволяющего удерживать ограниченный (5-9 элементов) объем информации, перерабатывать ее и использовать для организации поведения.

Если во время нахождения в кратковременной памяти информация не повторяется, она постепенно исчезает из данного хранилища.

По некоторым данным, время хранения не переработанной информации в кратковременной памяти не превышает 20 секунд.

В кратковременной памяти информация перерабатывается на основе зрительных, слуховых и семантических кодов.

В долговременной памяти информация хранится в виде семантических сетей. Это действительно долговременная память – информация может храниться в ней неограниченное время (у здорового человека) и в неограниченном количестве. Однако это не означает, что человек в состоянии вспомнить все, что угодно, по своему желанию.

Большинство людей, предъявляя жалобы на память, имеют в виду именно невозможность воспроизвести информацию. Однако они мало обращают внимание на то, как происходил процесс запоминания.

Многое зависит от способа кодирования информации, от степени ее организации, от эмоционального состояния, от правильно поставленной цели припоминания и т.п.

Далее, можно выделить семантическую и эпизодическую память (разделение предложено Тульвингом). Целенаправленное запоминание информации с целью ее перевода в долговременную память связано прежде всего с работой семантической памяти. Эпизодическую память еще называют автобиографической.

И эпизодическая, и семантическая память, согласно Тульвингу, относятся к системе долговременной памяти. Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных во времени эпизодах и событиях, о связях между этими событиями (например, первая встреча с каким-то человеком).

Она составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Семантическая память – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Согласно Тульвингу, это умственный тезаурус, который организует знания человека.

Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере поступления новой информации.

Собственно процесс воспроизведения подразумевает поиск информации в эпизодической памяти. Если спросить человека, как перевести какое-то слово на иностранный язык, который он изучал, сначала придется ввести эти вопросы на воспроизведение в качестве «событий» в эпизодическую память.

Например, когда мы запоминаем ряд слов (методика «10 слов»), то семантическая память не играет здесь большой роли. Нам нужно сохранить информацию об этом задании в эпизодической памяти (особым образом закодировать ее эпизодическими маркерами).

В исследованиях показано, что у больных с расстройствами памяти отсутствует эпизодическая маркировка сохраненной информации.

Поэтому у них грубо нарушено произвольное ее воспроизведение (после паузы, превышающей временные резервы кратковременной памяти), однако возможны спонтанные реминисценции – хорошее отсроченное воспроизведение того, что первоначально невозможно было воспроизвести произвольно. Также показано, что у больных с нарушениями памяти сначала нарушается эпизодическая память, и лишь затем кратковременная и семантическая.

Данные исследований мозга позволяют хотя бы частично подтвердить теорию Тульвинга. Показано, что активация коры больших полушарий является основой для сохранения новой информации. Однако для оценки того, когда и где новая информация накапливается в коре, требуется активизация особой подкорковой структуры – гиппокампа.

Индивидуальные особенности памяти, так же, как и индивидуальные пути ее развития, связаны с выявлением преобладающего типа памяти (образная или логическая, зрительная или слуховая и т.п.) и с правильной организацией информации на его основе. Тренировки памяти – постоянное к ней обращение, также могут оказать существенное влияние на легкость воспроизведения.

Источник: https://vunivere.ru/work69228

Ссылка на основную публикацию