Патриотизм — психология

Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

4 9958 22 Марта 2013 в 23:56

— А ты любишь свою Родину? — вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить — подарили, на парад сходить — сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Для понимания явления первый шаг — это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране — это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание — это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства.

Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением.

На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова — с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств — понятие патриотизма наполняется новым содержанием.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание — это составная часть школьного и семейного воспитания.

Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду.

В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание — это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова — «Самодержавие. Православие. Народность» — воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

  • Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)
  • А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)
  • Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию — хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни.

Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм — это свойство, присущее людям, которые обладают анальным вектором. Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором.

Анальные люди, развитые в своих свойствах, — это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества — гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого — нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу.

В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги.

В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов.

После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме — любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных обид анального вектора, не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/patrioticheskoe-vospitanie

Системно-векторная психология. Воспитание чувства патриотизма как основа формирования личности

Автор: Виктория Винникова, учитель математики

Воспитание чувства патриотизма поставлено сегодня одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса. В национальной доктрине образования государством дан социальный заказ на воспитание чувства патриотизма, на формирование личности с активной жизненной и гражданской позицией.

Фундамент чувства патриотизма закладывается еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем методы воспитания чувства гражданственности и патриотизма усложняются в зависимости от возраста детей и подростков.

В нашем календаре много знаменательных дат, способствующих воспитанию чувства патриотизма. День Победы – это апофеоз, ежегодная кульминационная точка всей воспитательной работы. В этот день по главным площадям страны идет Бессмертный полк. День Победы – самый яркий праздник, он по праву вызывает особое чувство гордости и прилив чувства патриотизма у всех граждан нашей необъятной Родины.

При работе с такой тонкой субстанцией, как детские чувства, педагогам необходим весь арсенал новейших методик, в том числе психологических. Как проводить мероприятия, направленные на воспитание чувства патриотизма? Как точно выявить баланс между формой и содержанием? Как не превратить праздники в формальность, ведь в воспитании чувства патриотизма любая фальшь недопустима.

Психологический подход при воспитании чувства патриотизма

Самые передовые и точные методы воспитания чувства патриотизма предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Эта прикладная методика приходит на помощь педагогам и воспитателям, давая универсальные знания, применимые к детям любого возраста.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у ребенка – это сложный многоступенчатый педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Педагогами наработано множество методов воспитания чувства патриотизма, в том числе уникальных творческих подходов. Досадно, что эти методы не всегда срабатывают.

Иногда сами педагоги чувствуют: «что-то пошло не так», надеялись вызвать одни чувства, а получилось иначе.

Почему так происходит? Ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцируя людей по векторам – врожденным психическим свойствам, чувствам и желаниям.

Итак, вектор – это совокупность бессознательных желаний, мыслей и чувств, с помощью которых человек адаптирует воздействие окружающего мира. Свойства вектора в сумме отражают особенности личности. Всего векторов восемь.

Каждый вектор задает свои особые желания, мысли и чувства его обладателю.

Читайте также:  Про завоевание женщины - психология

Именно знания бессознательных желаний позволяют педагогам проникать в самую глубь детского сердца и настраивать его чувства и ощущения на особый патриотический лад.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма начинается с колыбели

Главные ростки чувства патриотизма начинаются с первых впечатлений, восхищения тем, что видит перед собой карапуз, чему он радуется, изумляется и что вызывает улыбку и отклик в его душе. Прежде всего это, конечно же, мама и семья.

Чувства и ощущения еще не осознаны, но, пропущенные через непосредственное детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.

Как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, основой формирования будущей личности является именно это чувство защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы.

Именно через маму происходит формирование нравственных основ личности, накопление опыта правильного поведения и гармоничных взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте качество воздействия усложняется, ребенок попадает в детский сад, где проходит первичную социализацию: начинается общение с другими детьми и взрослыми, первые чувства, коллективная подготовка к первым патриотическим праздникам. Воспитатели дошкольных учреждений всегда стараются создать в детском коллективе атмосферу дружбы и взаимопомощи, что всегда способствует развитию нравственно-патриотических чувств.

Уже с раннего возраста видно, что все дети разные: одни шустрые и подвижные, другие медлительные и более обстоятельные, третьи задумчивые, погруженные как бы «в себя», а четвертые – это просто фонтан эмоций, чувств и артистизма. Так проявляются врожденные качества (вектора), каждое свойство стремится вырваться наружу и выразить себя.

Задача родителей и педагогов – помочь детям развить их врожденные таланты и ощутить вкус от реализации своих свойств на благо группы, действуя через принцип удовольствия.

Воспитание патриотизма: отношения, качество, чувства. Младшая школа

В младшей школе диапазон методов воспитания чувства патриотизма расширяется. К средствам патриотического воспитания добавляется множество новых инструментов: это окружающая природа, знание своего края, города, страны. Выстраиваются новые отношения с друзьями, ребенок начинает еще глубже осознавать свое место и роль в коллективе. Качество отношений, чувства и эмоции углубляются.

Следует учитывать, что у нас общинный коллективистский менталитет. Поэтому гордость всегда возникает не только за свои успехи, но и за общие достижения.

Даже в небольшом поселке есть чем гордиться, есть свои замечательные личности, герои труда, да и просто добрые, мудрые люди. Здесь же учителя начинают активно использовать весь широкий арсенал литературы, искусства, фольклора и вводят обязательную практическую деятельность.

На простых примерах педагоги показывают ребятам, что в сложных испытаниях, которых наша Родина прошла немало, людям всегда помогала взаимовыручка, чувство общности, сплоченности и небывалого патриотизма.

Когда мы действуем согласно нашему менталитету – коллективистскому, общинному, – формирование личности идет очень гармонично. Когда же мы пытаемся подстроиться под особенности чуждого нам менталитета, возникает огромное внутреннее бессознательное противоречие. И вместо формирования чувства патриотизма и гордости за свою Родину возникает критиканство и обесценивание заслуг своего народа.

Разобравшись в хитросплетении таких разных желаний и чувств, педагоги и воспитатели получают своего рода секретный ключ к шкатулке бессознательных желаний ребенка. И в сложных ситуациях помогают ему выправиться в лучшую сторону его природных задатков.

Педагогам необходимо самим хорошо ориентироваться в этой теме, тогда будет легко находить аргументы и обращаться именно к тем чувствам, которые пробуждают сердце конкретного ребенка.

Знания системно-векторной психологии позволяют очень точно и практически безошибочно использовать все ранее наработанные методы воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения.

Воспитание чувства патриотизма. Маленькими шагами к большому чувству

Педагоги мастерски показывают зависимость между деятельностью одного человека и коллектива.

Демонстрация того, как через ежедневные усилия, маленькими шагами общество приходит к глобальным достижениям. Это и прорывы в космос, и великая победа над фашизмом, и трудовые подвиги нашего народа.

Показывать большое через малое – это один из ключевых моментов воспитания патриотических чувств у наших детей.

На каждом этапе педагоги и воспитатели делают акцент на том, что в любой деятельности человек не одинок. Патриотизм многолик: он проявляется и в результатах труда человека, которые необходимы стране и обществу, и в его отношении к природе, родному краю, людям.

На противоположностях очень четко видно, что если действия человека способствуют прогрессу и развитию общества, они и являются проявлением патриотизма, и человек при этом испытывает законное чувство патриотизма, гордости и радости за себя и свой вклад в общее дело.

Если же по каким-то причинам человек действует наоборот, то он тормозит всеобщее развитие и, следовательно, его поступки далеки от патриотизма.

Примерами пронизана вся наша жизнь, и каждый ребенок при должной подсказке взрослых способен взвесить свои поступки на воображаемых весах «что такое хорошо и что такое плохо».

Чувство патриотизма — основа для формирования личности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что чувство патриотизма, гордости и радости за свою страну – это всегда нечто большее, чем сам человек.

Когда у человека есть такое ощущение, он всегда более устойчив в жизни, ему есть на что опереться даже в самые сложные времена. Чувство патриотизма дает человеку особую силу духа, способствует формированию здоровой психики. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма – приоритетная задача во все времена.

Особое внимание педагогам и воспитателям следует уделить детям из неполных семей.

Ведь основа их чувства защищенности и безопасности несколько подорвана, его можно усилить и дать ребенку опору и мощный фундамент для развития личности через воспитание чувства патриотизма, осознание своей уникальности, нужности обществу и государству. Таких ребят необходимо обязательно привлекать к участию в патриотических мероприятиях, учитывая их таланты и способности, обусловленные их векторами.

Методы воспитания чувства патриотизма. Таланты каждого для общего дела

И здесь как раз и проявляется разнообразие методов воспитания чувства патриотизма. Когда ребенок действует согласно своей природе, он испытывает наслаждение, его чувства положительны. Создание творческой, воодушевляющей, увлекательной атмосферы при проведение различных мероприятий патриотической направленности и есть главная задача педагогов и воспитателей.

Для подвижных, шустрых детей с кожным вектором подойдут любые соревнования и военно-спортивные игры.

Детям с анальным вектором, чьей сильной стороной является сбор и анализ информации, можно поручить исследовательскую работу о людях, чьи дела и чувства гражданственности и патриотизма оставили глубокий след в нашей истории.

Эти же ребята с удовольствием исследуют традиции и наведут исторические справки из достоверных источников о событиях в далеком прошлом своего края.

Эмоциональных и чувственных деток со зрительным вектором лучше всего привлекать к участию в спектаклях, театрализованных представлениях, посвященных любым праздничным датам.

В такой обстановке, где таланты каждого ребенка максимально использованы во имя общей цели, возникает общая волна подъема и воодушевления, что способствует формированию и воспитанию чувства патриотизма.

В итоге такой воспитательной работы отношения между детьми складываются наилучшим образом, качество проводимых мероприятий растет, чувства гордости, радости и патриотизма укрепляются.

Воспитание чувства патриотизма – презентация для подростков. Креативные подходы

Педагоги знают, что в подростковом возрасте ребятам свойственно проявлять самостоятельность, пробовать на деле свои таланты и способности. Их желание выразить себя можно с успехом использовать в подготовке мероприятий по воспитанию чувства патриотизма у младших школьников.

Особой популярностью среди молодежи пользуются различные квесты. Подростки уже могут сами помогать взрослым в организации такого патриотического мероприятия для младших школьников или малышей.

Создавая, например, интересный маршрут или помогая в составлении вопросов, согласно возрасту участников квеста.

Ясно, что и здесь мы стараемся использовать таланты и способности ребят, заданные их врожденными векторами.

Таким образом, они уже вовлекаются в эмоционально-действенную форму занятости, что выводит их на новый уровень и, безусловно, способствует воспитанию чувства патриотизма. Ведь поделиться усвоенными знаниями и даже попробовать организовать игру, пробуждающую чувства патриотизма, – это совершенно новая ступень.

Методы и подходы системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют естественным образом вплести элементы воспитания патриотических чувств в обыкновенные житейские действия. Мягко направляя ребенка в сторону развития его природных задатков.

Согласитесь, когда ребенок знает и понимает свое место среди других людей, прикладывает свои таланты и способности для улучшения жизни коллектива, он испытывает гораздо больше удовольствия от жизни. В дальнейшем вырабатываются позитивные привычки, ребенок чувствует свою нужность и его патриотические чувства естественным образом всегда находятся на высоте.

Приглашаем вас узнать больше об особенностях психики разных детей и практических возможностях их оптимального развития, в том числе воспитания чувства патриотизма, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записывайтесь здесь.

Автор Виктория Винникова, учитель математики

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Источник: http://svp.expert/pedagogika/vospitanie-chuvstva-patriotizma-kak-osnova-formirovaniya-lichnosti/

Патриотизм — почему так важно прививать чувство патриотизма?

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем.

Кто такой патриот — личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций.

Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм — что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов.

Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма.

Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм — разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской.

Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть.

Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный. Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен. В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный. Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный. Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.
Читайте также:  Аутизм - психология

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого.

Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества.

Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов.

Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм — книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия». Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве». Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир». Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Источник: https://womanadvice.ru/patriotizm-pochemu-tak-vazhno-privivat-chuvstvo-patriotizma

ПАТРИОТИЗМ

— чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов.

Вы уже прочитали, вероятно, очерки В. Пескова, В. Травинского об Отечестве; о чувстве Родины, этом главном чувстве человека. А теперь поговорим о патриотизме, о советском патриотизме.

Вспомним Пушкина:

Границы человеческого восприятия не так уж велики, если говорить о каждом из нас в отдельности. Что вспоминаем мы, думая об Отечестве? С чего начинается Родина для каждого из нас, людей с непохожей на другие судьбой?

С очень конкретных и малых вещей. С запахов отчего дома и красок леса. С плеска волн малой речки и журавлиного курлыканья в глубоком осеннем небе.

Образ Родины не может быть слишком расплывчатым, общим, неконкретным. Тогда и не задевало бы нас это сложное чувство так глубоко и горячо, тогда и не называли бы мы Родину другим дорогим словом «мать».

В сорок первом году, когда нам выпало такое страшное испытание, каждый представлял Родину такой близкой, будто смертельный бой разворачивается именно у твоего порога и враг угрожает жизни, свободе и чести самых дорогих тебе людей.

Все тут правильно и закономерно.

Но… Но в рядах защитников Москвы, например, были и украинцы, и сибиряки, и уроженцы нашей Средней Азии, многие из которых воочию так никогда и не увидели кремлевских звезд (многие соединения на оборону столицы выдвигались прямо из воинских эшелонов, минуя город, и тысячи бойцов полегли в заснеженных полях, не пройдя ни по одной из московских улиц). Что же вело их в бой? Почему двадцать восемь гвардейцев-панфиловцев у разъезда Дубосеково сражались как коренные москвичи, чьим домам угрожает пламя, и почему там, на кровавом разъезде, родились слова: «Велика Россия, а отступать некуда — за нами Москва»?

Но такой уж, честно говоря, и простой вопрос. Полистаем страницы. В первые месяцы после революции 1917 года на первых порах у многих еще не сложилось понятие нового Отечества — революционного, общего всем угнетенным.

И партизаны, лихо и храбро воевавшие «у своего порога», не всегда охотно соглашались на переброску, на защиту соседних краев и городов. Напомню вам очень живую и драматическую сцену из книги Д.

Фурманова «Чапаев»: бунт в партизанском эскадроне, ядро которого как раз и составляли уроженцы тех мест, где воевала дивизия: «Не пойдем от своих домов! Хватит, пусть повоюют другие…»

Такие настроения были не столь уж редкими, и их можно понять, вспомнив, как русские и украинские мужики, одетые в серые шинели царской армии, не могли взять в толк, зачем нужны им Мазурские болота? Земля? Но дома ее больше и она щедрее! Вот только распределить бы ее по-новому…

Как раз на это большевики и сделали главный политический расчет. Отменили помещичью собственность на землю, дали наделы (без всякого выкупа) миллионам мужиков.

Дали мужику возможность понять, что без защиты Красной Армии, городского рабочего, новой власти он снова попадет под ярмо помещиков и кулаков, потеряет землю. Уроки проходили быстро и наглядно.

Каледин и Колчак действительно несли на своих штыках восстановление старых порядков, кнут и виселицы, реквизиции и унижение человеческого достоинства.

Так, в открытом «хождении по мукам» зарождалось в народе чувство нового, социалистического патриотизма; понимание того, что защищать надо не только свои «пятихатки», но и Москву, и Петроград, и хлебный Царицын, и нефтяной Баку: без них не выживет молодая Республика Советов, а стало быть, не утвердятся и начала новой социальной справедливости.

Комиссары, коммунисты, комсомольцы сцементировали новую армию новыми чувствами. Да и как нагляден был пример! На русской земле умирали за народную свободу и идеалы социализма венгры, сербы, французы — коммунисты-патриоты, знавшие, что защита РСФСР есть защита нового будущего и их собственных народов тоже.

Родилась монолитная Красная Армия, терпевшая нужду во всем, необходимом для войны, но превосходившая противника в ясном сознании долга, в истинном патриотизме, в боевой сплоченности. Так родились подвиги Перекопа и Каховки, Волочаевки и Уральска, Мурманска и Туркестана. Рождался патриотизм новой, советской пробы.

Прошли годы и годы упорнейшей, большевистской созидательной работы: пятилетки, стройки, культурная революция. Миллионы людей меняли места, меняли свою «социальную кожу», по меткому выражению польского писателя-коммуниста Бруно Ясенского.

Социализм вовлек в свое движение и центр и окраины, самые запущенные и глухие углы бывшей царской империи.

И социализм предложил жителям этих уголков вместо прежних унизительных отношений эксплуатации, нужды и неравенства отношения свободы, дружбы и товарищеской бескорыстной взаимопомощи.

Многие народы страны только революция спасла от неизбежного физического вымирания — народы Севера, малые нации Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии. Да и только ли малые? Армяне с их глубокой и древней культурой были близки к той же грани народной смерти (геноцид — массовое истребление в результате подогретой национальной розни, болезни, малоземелье и т. д.).

Созидание новых отношений и новых ценностей — от строительства Магнитогорска до открытия национальных театров, от «транспустынной» железной дороги Турксиб до введения азбук и письменности для прежде безъязычных народов — такое созидание стало настоящей базой для роста советского патриотизма, чувства удивительного по своей общественной силе. Уходила в прошлое национальная неприязнь, расширялись контакты, основанные на равенстве и взаимном уважении.

…Рано, слишком рано, исторически рано обрушилось на нас смертельное испытание войной. Не успели достроить того, что уже было заложено, не довели и до середины того, о чем мечтали.

Но у советского патриотизма хватило запаса прочности на все бесконечно долгие четыре военных года. Не надо скрывать того, что было трудным и драматическим: нашлись люди, одурманенные прежним духом национализма, нестойкие перед демагогией, из них гитлеровцы вербовали своих холуев и карателей.

Но в отличие от других стран (Франции, Норвегии, ранее — Испании) эта «пятая колонна» не подорвала народного единства, не привела нас ни к национальной катастрофе, ни к потере независимости — настолько мизерными были «силы» предательства по сравнению с силой всенародного морально-политического подъема.

Советский патриотизм выдержал самые тягчайшие испытания.

Более того: именно стойкость и мужество нашей армии, наших народов послужили толчком к возрождению здоровых и гордых национальных чувств в странах Европы.

Патриотизм — это «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В. И. Ленин). Входят в это чувство и воспоминания о детстве, и любовь к родным песням и сказаниям, к памятникам истории и к творениям национальных поэтов, художников, зодчих, музыкантов.

Немыслим русский патриотизм без глубокой признательности Пушкину и Мусоргскому, Рублеву и Сурикову, Воронихину и Маяковскому. А грузин с детства знает чеканные строки поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и до старости не расстается с ними.

Любовь к Отечеству предполагает глубокую культуру и умение знать и гордиться всем тем, что внес твой народ в общечеловеческую сокровищницу культуры.

Но патриотизм, живая любовь к Родине может принести и боль, великую скорбь развитой души, мыслящему уму.

Истинный патриот своей Родины никогда не смирится с тем дурным, античеловечным, что омрачает судьбу его Отечества.

Грузинский писатель-патриот Илья Чавчавадзе с гневом обрушился на паразитический образ жизни своих соотечественников-князей, поправших высокие идеалы рыцарства и справедливости.

Клянусь высоким именем картвела —

Вот каким сложным и противоречивым историческим содержанием обладает, казалось бы, такое простое и естественное понятие — патриотизм. Но разве только историческим, то есть отнесенным от нас в ушедшие времена? Наше собственное время требует от нас новых размышлений о сущности патриотизма, о содержании любви к Отечеству.

От двух березок, от простого и конкретного патриотизм поднимается ко все более сложному, включает в себя все более многообразное содержание. Можно сказать, что сегодня это чувство — одно из самых глубоких, требующих постоянной работы души и ума.

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/239-patriotizm.html

Коллекция гуманитарных исследований

Невенчанный С.В.Невенчанная М.В.

При самом поверхностном рассмотрении воинского служения, как модели поведения военнослужащего, становится очевидно, что это понятие прямо связанно с понятиями любовь к Родине и патриотизм.

Такие ассоциации, скорее всего, связаны с тем, что в основе воинского служения лежит особый мотив.

Рассмотрение понятий: любовь к Родине и патриотизм позволят нам понять психологическую мотивацию воинского служения. 

Аристотель писал, что цель человеческого существования – прожить жизнь определенным образом [1]. Понимание целесообразного образа жизни человека в течение истории в различных научных направлениях и школах менялось неоднократно. И сейчас мы не имеем универсального набора правил, по которым прожить жизнь целесообразно.

Однако, при осмыслении этого вопроса мы неизбежно приходим к понятиям «ценность» и «цель». Сущностный анализ этих понятий позволит приблизиться к пониманию «целесообразного образа жизни».

Итак, под «целью» мы понимаем – моделирование потребного будущего (Н. Бернштейн), а под «ценностью» – определение значения для субъекта чего бы то ни было, в том числе и «целей» [2].

Таким образом, приходим к выводу, что «цель» характеризует процесс деятельности технологически, а «ценность» – содержательно, идеологически. А значит идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей.

В этом смысле политика современного Российского государства по патриотическому воспитанию граждан представляется непоследовательной, так как важность данного направления работы повсеместно подчеркивается, вместе с тем, в Конституции Российской Федерации наложен запрет на государственную идеологию.

Отсутствие государственной идеологии приводит к появлению большого количества самостоятельных, часто противоречивых ценностных наборов. В таком виде патриотизм как бы растворяется во всем многообразии ценностных подходов к пониманию Отечества.  

Читайте также:  Как успевать много и не уставать - психология

Говоря о ценностных основаниях воинского служения, необходимо уточнить, что его объектом, как правило, является не официальная структура в лице государства, а более возвышенные, надгосударственные понятия – Отечество, Родина [5,6].

Таким образом, психологический анализ воинского служения, полагаем целесообразным свести к рассмотрению переживания, как психологической формы ценностного отношения к Отечеству, любви к Родине, как деятельности составляющей психологическое содержание воинского служения и патриотизма, как качества военнослужащих.

Под переживанием понимается особый эмоциональный процесс, который зарождается на уровне обыденно-практического сознания и восходит на уровень осознаваемого чувства, духовного чувства [2].

Поскольку переживание ценности Отечества является не физиологической реакцией человека, а  духовным переживанием, оно имеет социально-психологический характер.

Следовательно, переживание определяется не природными, а социокультурными потребностями, а значит, оно может быть доступно не только военнослужащему, но и воинскому коллективу, как совокупному субъекту.

В этом смысле переживания, лежащие в основе воинского служения могут усваиваться как военнослужащим от коллектива, так и в обратном порядке.

Рассматривая любовь к Родине, как деятельность, определяющую содержание воинского служения, следует отметить, что в современной психологии нет достаточно четкого определения собственно понятия любви.

Несмотря на это, ряд исследователей предприняли довольно продуктивные попытки определить содержание любви, которое даст нам возможность приблизиться к пониманию этого понятия применительно к Отечеству.

Эрих Фромм выделяет четыре формы любви, независимо от ее объекта и интенсивности. Это забота, ответственность, уважение и знание [7]. Забота и ответственность означают, что любовь к Родине –  это деятельность, а не страсть, захватывающая человека.

Ключевой составляющей здесь является ответственность. Этимологический анализ показывает, что быть ответственным – значит быть готовым отвечать. Именно ответственность полагаем центральным понятием в основе любви к Родине.

К проявлению переживания ценности Отечества и любви к Родине способен военнослужащий, который является носителем качества, которое мы и определяем, как патриотизм. При таком подходе патриотизм является характеристикой военнослужащего, его качеством, свойством.

Рассматривая патриотизм со стороны внешнего его проявления, и сознательно в исследовательских целях упрощая его, приходим к краткому и точному его определению, как бескорыстному оказанию услуг государству (Оговоримся, что патриотизм может быть ориентирован не только на государство. Однако, мы говорим именно о государственном патриотизме, так как рассматриваем его в контексте воинского служения).

Современные ученые патриотизм рассматривают с позиций философского, политологического, педагогического знания. Сколь-нибудь серьезного психологического анализа данного понятия не предпринималось.

При рассмотрении любого понятия в психологии, в том числе и патриотизма, целесообразно примерить его к экзистенциально-гуманистическому и эволюционно-биологическому знаниям.

Итак, если рассматривать патриотизм с позиций эволюционно-биологического объяснения, то можно сказать, что в его основе лежит инстинктивное стремление к сохранению и развитию рода.

А если мы будем настаивать на том, что патриотизм имеет социальное происхождение, тогда подходы к его происхождению разделим на две группы: корыстные и бескорыстные.

Рассматривая корыстное объяснение патриотизма, приведем две теории.

Если говорить о патриотизме в рамках теории социального обмена, под ним будет пониматься обмен «психологическими услугами» между людьми и государством: признанием, любовью, уважением и т.п. Поступая патриотично, человек это делает расчетливо – рассчитывая на такое же ответное отношение к себе со стороны государства.

Вторая теория, через которую так же рассмотрим патриотизм, теория замаскированного эгоизма. В этом случае будем утверждать, что человек проявляет патриотизм, чтобы получить самоудовлетворение, гордиться собой, заслужить расположение окружающих, повысить самооценку и другие личные потребности.

Две следующие теории позволят нам взглянуть на патриотизм с бескорыстной точки зрения.

Теория эмпатии, говорит о том, что поведением человека может руководить естественная способность сочувствовать, сопереживать людям. Правда при этом подходе нам необходимо свои рассуждения довести до максимума и сказать, что патриотичный человек проявляет эмпатию по отношению сразу ко всем людям Отечества – по отношению к народу.

Если рассматривать патриотизм в рамках социально-нормативной теории, мы скажем, что люди ведут себя патриотично, потому что они усвоили социальную норму, которая предписывает всем людям всегда вести себя подобным образом.

Строго говоря, нельзя ограничиваться только этими теориями при рассмотрении патриотизма, просто, по мнению авторов, освещение этих подходов является исчерпывающим. Вместе с тем, надо понимать, что эти теории не являются альтернативными, а наоборот взаимно дополняют друг друга.    

В заключении необходимо отметить, что разведение понятий любовь к Родине и патриотизм в данной статье не случайны. По мнению авторов, любовь к Родине, как выше уже отмечалось – это процесс, деятельность, а патриотизм – это качество, тех людей, которые реализуют вышеуказанную деятельность.  

Источник: http://j-chr.com/ru/site/journal/10/article/54

Статья Патриотизм как психологический феномен

М.А. Еремина

Барнаул, АлтГПУ

Патриотизм как психологический феномен

В современном российском обществе воспитание молодежи осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания через формирование гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Многообразие подходов к определению сущности понятия «патриотизм» позволяет нам рассматривать и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание.

Доказательством тому служит многообразие определений, которые мы находим в словарях, в частности:

— «Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [1, с. 544];

— «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2, с. 457];

— «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [3, с. 411];

— «Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»;

— «Чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» [4, с. 328];

— «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [5, с. 185];

— «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям»;

— «Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [6, с. 238].

Наша задача рассмотреть вопрос патриотизма как чувство через призму психологии. Изучением этого феномена занимались В.А. Кольцова и В.А.

Соснин, выделяя самосознание, в качестве основы формирования здорового чувства  патриотизма, отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей.

Этот процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей национальной/этнической общностью происходит по общим признакам: происхождению, культуре, языку, территории.

Национальному самосознанию характерно стремление к сохранению этих общих признаков (и через них — своей самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время — способность ассимилировать полезное новое (на почве своей культуры). При таком типе национального самосознания его носители признают право всех «других» на их самобытность, ценность и т.п [7, с. 93].

Сформированное чувство патриотизма одно из базовых составляющих национального самосознания. Оно имеет выражение в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.

Безусловно, говорить о чувстве патриотизма без формирующего его фактора не представляется возможным, которым выступает воспитание.

Психологический аспект воспитания и роль национальной культуры ярко выражены И.А. Ильиным в развитии чувства патриотизма у ребенка, в формировании личности, определяет воспитание детей как пробуждение их к национальному духовному опыту.

Всему вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие, понятие о чести) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига, желание быть национальным.

Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и принять  любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей.

Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей» [8, с. 127].

Синонимом понятия патриотизм через аспект психологии является осмысление национализма.

Такой национализм выступает как осознание общности со своим национальным целым и как естественная любовь к Отечеству с одновременным уважением и признанием права на национальную самобытность других национальных сообществ. В ином случае национализм выступает как извращенная форма национального самосознания в претензии на исключительность. 

 В этих двух подходах к чувству национализма следует разводить два понятия — «национализм» и «шовинизм», отражающие формы национального сознания, но существенно различающиеся по своему содержанию, проявлениям и последствиям.

Таким образом, национализм и патриотизм имеют общий исходный пункт — преданность своей социальной общности (этнической, национальной), привязанность к ней.

Но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях, развиваются две системы социально-психологических установок, которые по-разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями различных сообществ.

В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом — определяющими являются враждебность, стремление к превосходству. В связи с этим при формировании чувства патриотизма следует учитывать ряд важных составляющих патриотизма и условий его воспитания.

Патриотизм как сложное интегральное психологическое и социально-психологическое явление включает три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

В когнитивной области необходимо ориентировать систему образования и воспитания, СМИ, пропагандистский аппарат государства на формирование у российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России, самоотверженной борьбе ее народа за сохранение государственной независимости страны, о подвигах патриотов-соотечественников. В эмоциональной области необходимо способствовать формированию чувства  любви к Родине, гордости за ее богатейшую культуру и историческое прошлое, оптимизм относительно перспектив развития России. В поведенческой сфере необходимо формирование общественно ориентированных форм поведения, готовности учитывать интересы общества, государства. Критерием сформированности патриотизма выступает способность действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания о достоинствах объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного позитивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычки через их призму оценивать социальные события и реагировать на них [7, с. 96].

 Таким образом, патриотизм следует определить как чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности.

Поэтому угасание патриотизма выступает признаком кризиса общества, а его разрушение — это путь уничтожения народа.

Патриотизм — это та духовная сила, которая поддерживает единство народа, национальную культуру и религию, историческую традицию, неприкосновенность территории.

Библиографический список

Источник: https://www.InfoUroki.net/statya-patriotizm-kak-psihologicheskiy-fenomen.html

Ссылка на основную публикацию