Перспективы семьи — психология

Современная семья: состояние и перспективы развития

Современное учительство и современная россиская семья..

бенка (1989). Сегодня, в условиях гуманизации и демократизации образования, каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность за обеспечение прав детей на достойную жизнь и развитие.

В психолого-педагогической практике используются многообразные традиционные формы и методы взаимодействия семьи и школы.

Вместе с тем в современных социокультурных условиях особенно актуальны инновационные механизмы такого взаимодействия, связанные, например, с использованием информационных технологий, позволяющих учитывать занятость многих родителей, поддерживать регулярный контакт со школой опосредованно, но быть всегда в курсе школьной жизни своих детей.

В качестве примера можно назвать такие технологии, как электронный школьный дневник, сайты классов и школ, интернет-форумы и интернет-конференции родителей и учителей по различным проб-лематикам, электронная почта, интернет-пейджеры (ICQ, Skype и др.), позволяющие субъектам образования дистанционно контактировать между собой.

Формирование современной системы педагогических знаний невозможно и без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала учителей, воспитателей, педагогов-организаторов, социальных педагогов.

Вопросы, связанные с особенностями развития отечественной общеобразовательной школы в современных условиях; с требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной деятельности учителя, с основными направлениями дальнейшей модернизации системы подготовки учителей, в том числе взаимодействия семьи и школы, были обсуждены на Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в России, которая проходила в этих стенах.

Таким образом, можно заключить, что потенциально заложенные в семье воспитательные возможности можно актуализировать и значительно обогатить посредством организации профессионально выстроенного многопланового взаимодействия семьи и школы.

Принимая во внимание, что семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в развитии общества и государства, в воспитании новых поколений, в обеспечении социальной стабильности и прогресса, несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, обсуждение проблем семьи, а также поиска эффективных путей взаимодействия и сотрудничества школы и семьи сегодня становится действительно важнейшей государственной задачей, успешное решение которой возможно только при тесном и долговременном взаимодействии различных государственных органов, общественных организаций, учительства, психолого-педагогической науки и родителей.

И. А. Хоменко,

заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах.

2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.

Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной, системой.

Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной.

Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.

В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.

Остановимся на факторах, определяющих наиболее значимые изменения семьи как микро- и макросистемы.

Социально-антропологический фактор. Изменение социально-экономической ситуации, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породило новые формы совместной жизни людей.

Гостевой брак — зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно.

Пробный (гражданский) брак — вид брачных отношений, не имеющих официальной регистрации. Этот тип брака второй по популярности среди россиян. Об этом говорят данные переписи населения в 2002 г.

Коммунальный (групповой) брак, или «шведская семья» — вид совместной жизни, когда в союз вступают одновременно несколько мужчин и несколько женщин. В нашем моногамном обществе официально не оформляется. Считается самой ранней формой брачных отношений.

Открытый (Free-love в рамках семьи) брак — вид брачных отношений, при кото-

ром муж и жена ведут автономный в интимном отношении образ жизни, предоставляя друг друг полную свободу в выборе сексуальных партнеров. К открытому браку относятся гаремы, все еще существующие на Ближнем Востоке.

Сезонный (или временный) брак — брак «на вырост», или ограниченная по времени семья. Супруги вступают в брак, точно зная, когда они его расторгнут. Встречается крайне редко; как правило, в данном случае брачный союз используется для определенных, не связанных с традиционными целями функций. Иногда такой брак закрепляется брачным договором.

Однополый брак — вид совместной жизни, при котором в качестве брачных партнеров выступают лица одного пола (мужчины или женщины).

Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария), а также в некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак или гражданские союзы. В России эта форма совместного проживания пока не стала нормативно закрепленной, однако в мире наблюдается тенденция к социальной толерантности в отношении подобных видов взаимоотношений. Так, по сообщению РИА «Новости» от 24 октября 2003 г., в Бельгии, например, еще в 2003 г. с июня по сентябрь зарегистрировано 139 гей-браков, что составило 4,7% от общего числа зарегистрированных в этих городах в указанный период браков. В двух из трех случаев в однополые семейные союзы вступали мужчины. Как сообщает Википедия, за последние 10 лет в англоязычном мире в наиболее авторитетных словарях в определении слова брак исчезла дифференциация по полу либо была добавлена статья о однополых союзах. В Оксфордском словаре английского языка понятие однополый брак появилось в 2000 г.

Помимо отношений, которые строятся в реальном мире, появились и так называемые виртуальные браки — форма постоянных отношений через международную компьютерную сеть Интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством и некоторыми мировыми религиями, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

Таким образом, сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или ген-дерного состава, ни в контексте родственных связей (например, приемная семья), ни с учетом места проживания ее членов.

У части современных детей тоже нет ясного представления о семье. Так, согласно недавнему опросу (май 2009 г.

), проведенному кафедрой педагогики и психологии семьи Герценовского университета в двух образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, от 12 до 27% детей к членам семьи относят и животных.

Сегодня основой для объединения семьи все чаще становятся общие цели людей, их психологическая потребность друг в друге. Семья из социоэкономической единицы становится своеобразной психологической лакуной, в которой люди могут расти и развиваться. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей.

Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.

Социально-политический фактор. Миграционные процессы, вызванные полити-

ческими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире.

Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.

Это значит, что национальные диаспоры будут оказывать существенное влияние на экономические и культурные процессы России, в то время как сама семья, благодаря законам, признающим право приватности частной жизни, будет все больше капсулироваться в обществе.

В контексте этой проблемы большую роль в снижении политической напряженности будут играть именно те ценности, которые воспитывают у подрастающего поколения их родители, а также какую идеологию будет транслировать семья своим детям, каким моделям отстаивания своих прав и обязанностей будут обучать детей взрослые.

Следовательно, для решения ряда политических вопросов, профилактики национального экстремизма и ксенофобии, воспитания гражданственности и патриотизма государство должно иметь четкое представление о политических, религиозных и национальных взглядах своих граждан, воспитание которых начинается в семье.

Перейдем к социально-экономическим изменениям семьи. Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функций семьи, ее экономической значимости для человека. Согласно интерактивному опросу, проведенному одним из местных телеканалов (выборка составила 3718 человек), лишь 6% респондентов

уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства.

Опросы ВЦИОМ и Фонда общественного мнения показывают, что в России начинается существенная трансформация ролевой структуры семьи, что влечет за собой и изменение семейных укладов.

Принятие законов, уравнивающих мужчин и женщин в трудовой деятельности и семейной жизни, а также конвенций, защищающих права детей, детерминирует переход от иерархичного к демократическому укладу семьи (см. рис. 1). Вместе с тем нужно отметить, в России этот процесс идет гораздо медленнее, чем в цивилизованных странах; причем дети осваивают этот уклад более активно, чем взрослые.

Следующий фактор, о котором стоит упомянуть, — социально-демографический.

По мнению специалистов Института демографических исследований, численность россиян к 2050 г. может составить около 70—80 миллионов человек. Многие ученые считают, что наметившийся рост абсолютных значений рождаемости, спровоцированный мерами стимулирующего характера со стороны государства, дело временное, и после 2012 г. нам грозит эффект снежного кома.

Представляется, что эти прогнозы не лишены серьезных оснований, так как простым увеличением материальных выплат решить проблему в долговременной перспективе вряд ли удастся: за годы перестройки изменились ценности людей и их репродуктивные установки.

Иерархичный Демократичный

Рис. 1. Изменение семейных укладов

По данным Росстата, на 1000 женщин в возрасте 15—49 лет в 1989 г. приходилось 59,8 рожденных живыми детей, а в 2005 — только 37,7.

То есть реально репродуктивные установки россиян за последние 16 лет (практически в следующем поколении) снизились более чем на треть.

Этому способствовали как объективные социально-экономические процессы (перестройка общества с конца 80-х гг. двадцатого столетия), так и отсутствие продуманной семейной и образовательной политики государства.

Снижение репродуктивных установок российской молодежи будет способство-

вать убыванию страны в геометрической прогрессии, так как сегодня практически не ведется системная государственная работа по формированию семейных ценностей и воспитанию ответственных родителей.

На рис. 2 представлена динамика брачных настроений россиян, которая показывает, что число браков и разводов снижается одновременно. Это свидетельство того, что значительная часть молодых людей не рассматривает семью как необходимую часть своей жизни.

К числу социальных рисков, в контексте демографической проблемы, можно также

^ Россия В СЗФО _ Санкт-Петербург

ЗС —1-1-г-|-I-1-!-г-г-I-1-I-I-1-1-1-I-г-

19® Й91 1Ж 13® ЦК 1Щ5 195Ь 1ИГ 1Я6 19В ЯЩ Кп ж Ж 2й Ж ЗСИ Ш? 1ВД гш 1ЫЫ

Рис. 2. Динамика браков и разводов с 1990 по 2009 г.

отнести старение населения и возрастание демографической нагрузки, а также увеличение доли россиян, ориентированных на бездетность. В настоящее время сознательный отказ от деторождения среди молодых людей становится нормой и не вызывает особого порицания в обществе.

Следующий фактор, о котором пойдет речь, — социально-педагогический. В России растет число безнадзорных детей и детей-сирот при живых родителях, увеличивается количество детей, подвергающихся разным формам насилия.

По данным МВД, в России около 700 тысяч детей сегодня живут в социально-опасных условиях; ежегодно в детские дома попадает более 125 тысяч социальных сирот; каждый год около 100 тысяч родителей лишаются родительских прав.

Читайте также:  Любовь и деловые люди - психология

Кроме того, деструктивное семейное воспитание порождает употребление наркотиков детьми младшего школьного возраста и распространение ВИЧ-инфекции. В насто-

ящее время в России насчитывается 4165 инфицированных ребенка, в том числе 2727 детей рождены от ВИЧ-инфицированных матерей с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. (Данные Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, 2009 г.).

Развитие деструктивных процессов, протекающих в современных семьях, детерминируется ослаблением внимания государства к семье как социокультурной и психолого-педагогической единице. В результате основной государственный ресурс тратится не на предупреждение, а на последствия разрушения семьи, в то время как здоровая семья могла бы стать стабилизатором социальной обстановки в обществе.

По нашему мнению, в России сегодня необходимо выделить три направления в решении проблем современной семьи (см. рис. 3).

Социально-демографическое направление связано с социальной поддержкой

Социально-демо графическое

Развитие института профессионального родительстаа

Социальная поддержка семьи

Создание

мекаедомстве иной системы помощи и сопровождения семьи

Мониторинг семьи

Разработке рекомендаций по работе с семьей

Научное Социально-образовательное

Развитие семейной педагогики и психологии

Создание новых ОП

Се н ье центр и рое а н и е ОП всех уровней

Введение новых специальностей

Подготовка к

родительстау

Рис. 3. Основные направления продуктивной семейной политики

семьи и развитием института профессионального родительства. Некоторые ученые предлагают в системе базовых отраслей экономики выделять особую «родительскую промышленность» (индустрию) — Parenting Industry, вплоть, возможно, до законодательного введения родительства как вида государственной службы. Здесь следует указать работы нобелевского лауреата Амитаи Этциони (Etzioni, 1998).

Второе направление — социально-образовательное, предусматривающее повышение психолого-педагогической и социально-юридической компетентности не только специалистов, работающих с семьей (медиков, юристов, работников правоохранительных органов и судебной системы, работников культуры и представителей СМИ), но и обучение самих родителей, в том числе приемных.

Многие современные родители не способны ориентироваться в многообразии окружающего мира, грамотно выстроить образовательный маршрут своего ребенка, вовремя помочь ему адаптироваться в меняющемся мире.

Кроме того, развитие разных форм семейного устройства детей требует от государства стимулировать не только социально-благотворительную деятельность в этой области, но и образовательную. Сегодня мало взять ребенка на воспитание в семью — нужно обладать необходимыми ресурсами (прежде всего — психолого-педагогическими) для его воспитания.

Но самое главное направление, которое необходимо развивать сегодня, — научное.

Все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности разных субъектов.

Необходимы систематизация научного знания о семье на междисциплинарной, меж-

конфессиональной и межэтнической основе, разработка диагностического инструментария, позволяющего изучать семью в целом и ее отдельных членов в частности.

С точки зрения научно-практической деятельности, в контексте проблем, связанных с семейным воспитанием, необходима разработка программ по работе с семьями разных типов, а также региональных и федеральных программ.

Они позволят отслеживать процессы, протекающие внутри семьи, формировать репродуктивные установки молодежи, адекватные интересам государства, нации и самого человека; необходима также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих с семьей и детьми.

Необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах се-мьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.

Как показал опрос, проведенный сотрудниками нашей кафедры в марте 2010 г. нынешнего года в школах и вузах Санкт-Петербурга (225 человек), абсолютное большинство населения поддерживает эту идею.

Пока наука и государственные структуры не обратят серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.

По нашему мнению, именно консолидация общества может быть сегодня тем решающим фактором, который позволит позаботиться о всех детях, которые живут в нашей стране сегодня и могут появиться на свет завтра.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-semya-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya

Проблемы и перспективы современной семьи

Проблемы и перспективы современной семьи

Семья принадлежит к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер.

Она является одной из важнейших ценностей любого общества, так как ее положение, взаимоотношения в семье формируют человека, его взгляды, нравственную ориентацию, раскрывают перспективы развития общества и культуры. В семье появляются определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.

Все чаще сейчас встречаются утверждения о кризисном положении семьи, призывы к ее спасению. И действительно, оснований для тревоги по поводу семьи очень много. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние противоречия и конфликты.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что здесь огромную роль играет родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и, что для нас еще важнее, коренным изменением своих эмоционально-психологических функций.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е.

определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, но для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Социальная активность семьи, ее структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует.

Среди этих обстоятельств — уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению.

Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

Культурологический смысл семьи чрезвычайно важен, он, может быть, даже более значим, чем социальный, экономический, политический именно потому, что первое, что дает человеку семья, это ценности.

Семья есть связующее звено между обществом и личностью.

Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом.

Первая и важнейшая ценность, которую дает семья, — это дом. Прежде всего, с понятием дома с давних времен связано представление о надежности, защищенности человека от внешней среды.

Дом не просто защищает человека от враждебности внешней среды, не только ставит барьер отрицательным эмоциям, но и порождает в человеке положительные эмоции. Человека тянет в дом, в нем он счастлив и тогда, когда внешний мир ему не враждебен.

Дом дарит уют, покой, тепло, и, между прочим, не только эмоционально, но и физически.

Дом привлекает человека, прежде всего потому, что в нем все привычное, родное, знакомое с детства, и это — важная составляющая уюта и эмоционального комфорта, так как обеспечивает человеку важнейшее культурное свойство — стабильность.

Дома, в семье человека окружают родные люди, которые любят его не за какие-то качества, но просто потому, что он свой, потому, что он принадлежит к той малой, но очень компактной группе людей, которые называются родными. Человек возвращается в дом с радостным ожиданием, потому что там он будет среди родных, потому что он любит их, а они его, потому что в доме царит совершенно особая атмосфера благожелательности всех ко всем, радость ничем не заменимого взаимопонимания.

Еще одна важная ценность, связанная с категорией семьи — это особые близкие семейные отношения. К сожалению, не во всех семьях это есть. И это — важнейшая психологическая, педагогическая проблема, требующая решения.

В сложной ситуации человек отправляется к родным за советом, помощью, сочувствием.

В кризисной ситуации даже надежные и преданные друзья не всегда могут заменить родных, беда родственника осознается эмоциональнее, чем беда друга.

К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы.

В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. Пьянство одного из супругов. Данная причина занимала первое место среди причин распада семей и в советский период.

Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.

  • Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)
  • Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.
  • Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений.
  • Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу.

Проблемы современной семьи налицо. Проблемы говорят о возможности (а некоторые исследователи уже открыто заявляют об этом как о реальности) кризиса института российской семьи.

Однако не стоит забывать, что изменения в институте семьи сегодня, его трансформация – это именно изменения, обусловленные реалиями современной жизни, сегодняшнего существования и функционирования человека, а не крах семейной сферы. Семья как социальный институт никогда не сможет кануть в лету.

Это подтверждается тем, что человек – существо социальное, а семья удовлетворяет многие социальные и не только социальные потребности индивида. Сегодня мы видим зарождение и развитие новых форм семейного общежития. И это как раз доказывает то, что члены общества не готовы жить поодиночке.

Современная семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи — рождения и воспитания детей, решение чисто бытовых вопросов приобретает особую значимость, семья все больше становится психологическим «убежищем» человека.

Автор материала: Мордасова Виктория Владимировна

Следующая статья Домашний кукольный театр — это просто! Предыдущая статья Мама, папа, я — ссориться нельзя!

домашнее воспитание

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Источник: https://www.prodlenka.org/domashnee-vospitanie/4312-problemy-i-perspektivy-sovremennoj-semi.html

Ценностные отношения в семье как объект психологического анализа

Ценностные отношения в семье как объект психологического анализа

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций современной российской семьи, обозначены категории ценностей современной личности, определена главная ценностная проблема современности – противоречие ценностных ориентаций.

Кроме того, рассматривается аспект ранних объектных отношений матери и ребенка как основы ценностной структуры и их влияние на передачу системы ценностей последующим поколениям.

Важным моментом в данной статье является факт трансгенерационной передачи системы ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, семейные ценности, система ценностей, объектные отношения, межпоколенная связь, трансгенерационная передача.

Введение

В современном обществе семья как единица психологического анализа находится в весьма удручающем состоянии. Влияние на семью макроэкономической, геополитической ситуации в мире и в стране очевидно. Внешняя нестабильная ситуация актуализирует внутренние проблемы населения, манифестируя наличие более глубоких пластов нарушений.

Для взрослых ситуация осложняется наличием ответственности за других членов семьи, в частности, детей. Необходимость выполнять одновременно несколько функций (материальное обеспечение семьи, ведение домашнего хозяйства, воспитательные функции, функции контроля за детьми и др.

Читайте также:  Счастье и типы личности - психология

) зачастую осложняет определение приоритетов, в маниакальном стремлении «успеть все».

Попытка стабилизировать собственное внутреннее состояние и обеспечить стабильность существования не только себе, но и членам семьи, зачастую приводит у взрослых к увеличению времени, проводимому на работе, изменению дистанции в отношениях с близкими людьми, в том числе с детьми, актуализации потребности восстановления с помощью дополнительных агентов (не всегда адаптивных, например – ПАВ). В свою очередь, дети и подростки также реагируют на нестабильность внешней ситуации и состояние родителей усилением патогенной симптоматики. Удовлетворяющие, поддерживающие, «достаточно хорошие» детско-родительские отношения являются опорой для детей и подростков в ситуации нестабильности и небезопасности, оказываясь «надежной базой» для преодоления возникающих трудностей.

Критерием благополучия семьи как матрицы являются семейные ценности. В свою очередь, благополучие общества как матрицы определяется благополучием семьи. Таким образом, система семейных ценностей отражает благополучие/неблагополучие общества.

Проблема семейных ценностей занимала и продолжает занимать психологов прошлого и настоящего. На сегодняшний день проблемой семейных ценностей занимаются многие науки: философия, социология, психология, культурология, этнография, история и др.

Особенностью рассмотрения проблемы семейных ценностей в данной статье, является определение фокуса локализации проблемы семейных ценностей на паре матери и ребенка, как базовой структуры семьи, передающей ценностную основу, в том числе и трансгенерационно (между поколениями).

На данный момент ни для кого не является секретом очевидность сходства ценностных основ у нескольких поколений одной семьи. То, что оказывалось ценным (в общечеловеческом контексте, в отличие от материальных и ситуативных ценностей) для бабушки, как правило является ценным и для внука.

Примером может являться отношение нескольких представителей разных поколений к животным, людям, межличностным отношениям.[1] Например, в семье, где у дедушки и бабушки, всегда была собака-друг, внук вырастет таким же собаколюбом, относящимся к животным по-человечески.

И наоборот, жестокость по отношению к собаке со стороны дедушки и бабушки, наверняка проявится у внука, даже не живущего с ними и редко общающегося с ними.

Такая передача поведенческих установок по отношению к базовым ценностям происходит посредством трансгенерационной передачи системы ценностей от дедушек и бабушек маме и папе, а уже от папы и мамы к настоящему поколению.

Также очевидно, что каждая семья будет обладать уникальной, только данной семье свойственной ценностной системой, которая, как уникальный код, будет бессознательно передаваться от родителей к детям.

Главной в этом пути, является диада мать-ребенок, потому что, именно в ранних (первые три года жизни ребенка) отношениях закладывается основа всех представлений, определяющих все ценностные и личностные установки ребенка в дальнейшем.

Именно поэтому, в данной статье будет рассматриваться аспект ранних объектных отношений матери и ребенка как основы ценностной структуры семьи и личности.

В современной психологии термин «семья» в самом строгом значении относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства.

В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица.

Второе более широкое значение этого слова – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. (Психологическая энциклопедия // Интернет ресурс: Энциклопедии и словари)

Таким образом, в данной статье семья понимается как открытая структура, состоящая из группы людей с близкими социальными и личными связями, как правило, имеющих кровное родство.

Под ценностями в данной статье понимаются – продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального созна­ния, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья. Ценности могут быть как общечелове­ческими, «вечными» и конкретно-историческими. (Волжина, 2001)

Система семейных ценностей формируются под влиянием общества (и еще шире – социума), культуры и имеет свой уникальный неповторимый ни в какой другой семье вид.

Кроме того, семья имеет способность аккумулировать в себе ценности, приобретенные предшест­вующими культурами, цивилизациями и поколениями.

Таким образом, семья является точкой соединения прошлого (опыт предшествующих поколений, культур, цивилизаций), настоящего (существующая система ценностей) и будущего (формирование системы базовых ценностей у будущих поколений).

Ценностными ориентациями современной российской семьи являются внутрисемейные ценности (супружества, родительства, родства) и внесемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями социума и культурными ценностями, в том числе профессиональной, творческой и личностной самореализацией.

Среди основных факторов, определяющих ценностную систему современной семьи, можно выделить факторы макроуровня и микроуровня. К факторам социального макроуровня можно отнести уровень и качество жизни людей, их уровень занятости и социальный статус.

Немаловажным фактором является актуальное состояние социальной инфраструктуры.

Факторы микроуровня делятся на объективные, которые включают: возраст, пол, образование, материальный статус; и субъективные (мотивы деятельности, актуальные потребности, интересы и предпочтения).

В процессе изменений в современном российском обществе, более явным оказывается противоречие между внутрисемейными и внесемейными ценностными ориентациями.

С одной стороны, семья была и остается главной ценностью российских людей, с другой, тенденции к индивидуальности и автономности человека не всегда находят реализацию внутри семьи, тем самым, осложняя эффективное выполнение семейных обязанностей.

Данное противоречие отражает не только ценностную проблему, но и более глубокую проблему – проблему нарушения объектных отношений.

Способность человека, а зачастую и его потребность, строить жизнь автономно, не поддерживая родственных связей, отражает существующую в современном обществе проблему – отрицание потребности в принадлежности к семье (шире, к референтной группе), страх взаимозависимости.

Изначально, именно благодаря функции взаимной зависимости в семье, ее члены были способны выжить, как в социокультурном, так и в витальном смысле. Обеспечение базовых физиологических потребностей (обеспечение пищей, жильем, материальное благополучие) и психологических потребностей (потребность в любви, поддержке, заботе, самореализации) происходило в семье.

На данный момент система ценностей современного общества изменилась, сместив функции обеспечения психологических потребностей в виртуальную сферу иллюзорных отношений.

Примерами таких отношений может являться гендерная парадигма с ее гостевыми или однополыми браками, возведением одиночества в статус нормы или сознательно бездетные браки как новая форма инфантильного партнерства. Стремление планирования семьи в современном обществе, изначально являясь мерой профилактики разводов не останавливает поток разводов в молодых семьях.

Сексуальное просвещение, главной идеей которого является попытка гармонизировать супружеские отношения, приводит к ранней половой жизни подростков, появлению преждевременного интереса к половой проблематике, извращенному сексуальному поведению, промискуитету и проституции.

Толерантность к альтернативным формам семейных отношений (в том числе, супружеских), повсеместно идеологизируемая как либеральная ценность, приводит к деформации образа традиционной семьи, распаду семьи как таковой с соответствующими следствиями как личностного, так и социального характера.

Очевидно обесценивание базовых ценностей семьи и семейных отношений взаимной зависимости как базовой психологической потребности.

Именно поэтому, семья на сегодняшний момент является колыбелью новой системы семейных ценностей, которые могут возродиться, трансформируясь в соответствии с актуальной внешней ситуацией, но сохраняя гомеостатический баланс между стремлением индивида к автономности (индивидуальные ценности) и потребность в отношениях (как индивидуальная, так и семейная ценность).

Данная проблема находит отражение в теоретическом рассмотрении ранних объектных отношениях младенца и матери.

М.Малер – венский педиатр и детский психоаналитик изучала эмоциональные связи между младенцем и матерью и рассматривала отношения мать-дитя как динамическое единство противоположных стремлений – потребность ребенка в привязанности к матери, с одной стороны, и стремлении ребенка к собственной автономии через установление четких границ своего «Я» в этих отношениях с другой.

Перспективы развития ребенка определяются качеством объектных отношений, в том числе, потребностью и способностью ребенка к самостоятельности, автономии, а также наличием эпистомофилического импульса и потребности в сохранении стабильных объектных отношений как ресурсной поддержки, так и надежной базы для дальнейшего развития.

В трудах отечественных психологов так же прослеживается линия, обозначающая значимость для ребенка отношений со значимым взрослым, его потребности в внешних впечатлениях как предиката его дальнейшего развития.

«Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т. д.

А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики.

Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка» (Божович, 1982).

Именно взаимодействие ребенка с первичным объектом (лицом, которое обеспечивает базовый уход за младенцем – как правило, матерью) позволяет ребенку сформировать собственный индивидуальный стиль контакта с миром и систему ценностей, которая являясь совокупностью многих факторов, определяет набор ценностей индивида, начиная от культурологического влияния и влияния предыдущих поколений и заканчивая внутрисемейными ценностями.

Таким образом, рассматривая диаду матери и ребенка как базовую единицу семейной матрицы, можно говорить о сохранении системы традиционных семейных ценностей, и семьи как главной ценности, посредством стабилизации и гармонизации ранних объектных отношений.

Концепция трансгенерационной передачи уходит своими корнями далеко в прошлое. Многие психотерапевтические направления рассматривают трансгенерационную передачу как основной путь получения знаний.

Культурно-историческая психология Л.С.

Выготского рассматривает развитие личности через призму социально-культурных знаний, аккумулируемых многими поколениями и актуальной социально-культурной ситуацией.

Трансгенерационная психология и психотерапия рассматривает связь поколений в контексте передачи родовой травмы. Гештальт-терапия констатирует наличие «интроектов» (образов, взглядов, мотивов, установок, бессознательно заложенных родителями), влияющих на жизнь индивида и определяющих мотивы его поведения.

Психоаналитическое направление рассматривало опыт взаимосвязи поколений, начиная с основателя психоанализа.

В начале прошлого века З. Фрейд в своих работах «Введение в психоанализ», «Новые лекции по психоанализу» и др. говорил о том, что индивидуальный опыт человека отражает опыт предыдущих поколений. (Фрейд, 1989). В работе «Тотем и табу» З.

Фрейд говорит об очевидности наличия межпоколенной связи: «Если психические процессы одного поколения не передавались бы другому, не продолжались бы в другом, каждому пришлось бы вновь учиться жизни, что исключало бы всякий прогресс и развитие».

(Фрейд, 1991)

Продолжая идею З.Фрейда о наличии трансгенерационной связи, его коллега К.Г. Юнг вводит в психологию понятие «коллективного бессознательного». Согласно К.Г. Юнгу, коллективное бессознательное существует вне всякого индивидуального опыта.

В нем аккумулирован весь опыт предыдущих поколений, который представлен в архетипических образах и моделях, передаваемых из поколения в последующее поколение. (Юнг, 1991).

Архетипы являются основой общечеловеческой символики, сказок, художественных текстов.

Ф. Дольто рассматривает проблему трансгенерационной передачи частично разрешенного конфликта, семейной тайны, и др. Ф.Дольто в работе «Дело детей» пишет: «Каждый ребенок вынужден… нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и отца».

И далее: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своём теле». Ф.Дольто говорит о наличии прочной связи между бессознательным матери и бессознательным ребенка в пренатальный период его развития.

Ребенок уже в этот период, по мнению автора, знает, угадывает и чувствует вещи, относящиеся к его семье на протяжении нескольких поколений. (Шутценбергер, 2001).

Таким образом, во взглядах З. Фрейда и его последователей прослеживается факт трансгенерационной связи, детерминирующей передачу предыдущими поколениями и принятие последующими поколениями мыслей, моделей поведения, переживаний, чувств и др. – «что получил, то и отдал».

Читайте также:  Задачник: «операция «колье» - психология

Таким образом, с точки зрения психоаналитической теории, можно говорить о наличии психологического механизма трансгенерационного воспроизводства паттернов родительского отношения.

Очевидно, что такой передаче подвержен не только патологический, травматический опыт, но и самый обычный, ежедневный, накопленный поколениями опыт межличностных взаимодействий (в том числе и опыт ранних объектных отношений), паттерны социального взаимодействия, и конечно, система ценностей.

Особенностью трансгенерационной передачи системы ценностей оказывается необходимость диады «мать-ребенок» как базы для воссоединения всех поколений: предков с их опытом и культурой, актуальных отношений как ресурса для накопления, структурирования и дальнейшей передачи ценностных ориентиров и потомков.

Заключение

Семья является одним из важных феноменов бытия че­ловека, она всегда была и остается объектом изучения психологов. Семья была и остается источником безопасности, духовности, стабильности, близости, терпимости. Кроме того, именно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, выступает «базой» для успешной социализации нового поколения.

Человеческая семья возникает под влиянием культурных факторов, в то же время в ней как в одной из форм социальной организации проявляется основная функция культуры («налаживание связи человека с окружающей средой»).

Семейные ценности всегда были и остаются базовыми составляющими человеческого бытия и залогом благополучного развития общества. В настоящее время ценность семьи определяется реализацией главных функций семьи – репродуктивной, воспитательной, ценностноформирующей.

Кроме того, функция формирования активного общественного сознания, определяет семью как приоритетную ценность общества. 
Следует заметить, что семья и семейные ценности оказываются специфическими для каждого времени, но всегда остаются главными в перечне общечеловеческих ценностей.

В семье происходит интериоризация культурных, социальных, религиозных, нравственных ценностей. Интересно, что семья находится одновременно и внутри, и снаружи системы ценностей, оставаясь наиболее устойчивой в социальной системе единицей и развиваясь вместе с обществом.

Семья находится в постоянном движении, изменяясь под воздействием внешних условий, при этом сохраняя свою динамическую структуру.

В современном обществе отмечается явное противоречие. С одной стороны, отмечается тенденция, направленная на увеличение степени автономии личности, расширение ресурсных возможностей личности и значимости внесемейной деятельности. Кроме того, значимость образования (в том числе, самообразования) и творческой самореализации, обусловливает влияние внесемейных ценностных ориентаций.

С другой стороны, актуальная политическая, экономическая и социальная ситуация в стране вызывает усиление социальной напряженности. И именно семья противостоит социальной напряженности, являясь для членов семьи «надежной базой», объединяющим ресурсным центром.

Семья была и остается для человека местом удовлетворения базовых физиологических и, что несомненно важно, психологических потребностей.

Именно поэтому, в современной российской семье, социальная и личностная значимость семейных ценностей оказывается напрямую связана с развитием самой семьи и индивида в семье.

Главной базовой единицей семейной матрицы является диада мать-ребенок, которая отвечает за формирование, сохранение и передачу индивидуальных и семейных ценностей как внутри семьи и обществе, так и последующим поколениям.

Таким образом, семья являясь общественный орга­низмом, сама по себе является важнейшей общечеловеческой ценностью, формирующей, сохраняющей и передаю­щей из поколения в поколение систему индивидуальных и семейных ценностей.

Value Family Relationships as an Object of Psychological Analysis

Annotation

In .postlight.com»>

Источник: http://psyjournal.ru/articles/cennostnye-otnosheniya-v-seme-kak-obekt-psihologicheskogo-analiza

Перспективы развития современной семьи

Перспективы развития современной семьи

Таким образом, можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика.

3. Перспективы развития  современной семьи

В настоящее  время, как утверждает известный  российский социолог С.И.Голод, можно  говорить о том, что семья в  своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена, безусловно, всегда составляли основу семьи и  были супругами.

Но это был либо союз экономический, либо репродуктивный, либо воспитательный, но не союз-супружество, Супружество же – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

Принципы, лежащие в основе супружества, реализуются  в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности  и автономии от социальных общностей) и распространением этих качеств  на женщин, что, конечно же, было бы невозможным  без их экономической и гражданской  эмансипации»[1, с. 79].

Семья-содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством.

Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

В последнее  время в семье отношения между  мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало  жесткое закрепление обязанностей.

Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери.

Это связано с двумя  моментами: во-первых, появившиеся в  обществе богатые мужчины могут  безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми  вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы.

Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогою, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

«Говоря о возврате традиционных ролей мужчине и женщине, необходимо отметить, что эта традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне.

Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше»[7, с. 90]. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака.

Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

Такая традиционализация носит зачастую вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества.

Поэтому в процессе общественного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выполнение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономических условиях.

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых  семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.

Среди семей, имеющих в  своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная  сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг.

Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня.

В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. «Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность.

Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания.

Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей»[6, с. 81]. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности.

Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт. По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются, на наш взгляд, участившиеся случаи убийства (рационального, сознательного или в момент раздражения, гнева) детьми своих родителей.

В семье  дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи – формирование гуманистических, нравственных начал  в ребенке. Семьи в силу своих  особенностей имеет эту возможность.

Именно семья имеет такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), в которой у ребенка формируется  способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому, способность «со-радоваться, со-веселиться и со-печалиться» с другим человеком, «со-присутствовать» ему.

«Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу.

Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал»[4, с. 26].

В семье  формируется способность любить другого человека, способность к  эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать. Отношение «мать – дитя» является первичной детерминантой человеческой нравственности, человеколюбия.

В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка.

Дефицит материнской любви, а тем более её отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление.

Что же представляет из себя современная мама? Какой характер носит отношение «мать – дитя»? Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми.

Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют детей на заработки, оставляют в роддоме, а иногда и убивают.

Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями.

Такой жертвенности, в самом лучшем смысле этого слова, не достает современным мамам. Для обозначения этого феномена появился специальный термин «уклоняющееся материнство», т.е. материнство не полноценное, частичное.

На основании будущего социологического исследования, выяснившего основные принципы отношений современной матери со своим ребенком, возможно предсказать некоторые особенности нравственного поведения будущей молодежи.

Таким образом, следует отметить, что последствия перечисленных особенностей функционирования современной семьи далеко не однозначны. Возможны как позитивные, так и негативные следствия.

Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики.

Чтобы создать эту систему прежде всего необходим теоретический анализ жизнедеятельности семьи на современном этапе.

Заключение

В заключении хотелось бы подвести итоги.

На современном  этапе своего развития, семья имеет  следующие основные проблемы: отсутствие материального обеспечения, сложные  экономические условия,  а как  следствие, и нежелание  иметь  не только несколько детей, но хотя бы одного ребенка.

Различие ценностных ориентаций, отсутствие общего досуга, неудовлетворенность друг другом зачастую приводит к разрушению брака, высокому уровню разводимости, повышению числа  неблагополучных семей.

      На государственном уровне семейная  политика имеет особое значение  в наше время, когда исторические  процессы трансформации семьи,  сами по себе протекающие болезненно  и противоречиво, переплетаются  с острейшими проблемами, вызванными  социально-экономическим кризисом.

Необходимость сильной государственной  семейной политики обусловлена,  прежде всего, общественными потребностями.

  Общество заинтересовано в активно  действующей семье, способной  выработать и реализовать собственную  жизненную стратегию, обеспечить  не только свое выживание, но  и развитие.

      Так же необходимо стремиться  к развитию духовного и культурного  уровня семейных отношений.  Важным  резервом укрепления семьи является  улучшение семейного воспитания  в школе. Частично этот резерв  задействован. В школах введен  специальный курс «Этика и психология  семейной жизни».

Практическое  значение его для будущих молодоженов  не вызывает сомнения, но он  затрагивает только верхний, видимый  план семейных отношений. Глубинных  же основ семьи, того, что составляет  ее духовную сущность, он не  касается, в то время как исходным  положением должно стать раскрытие  не столько частных моментов  семейных отношений, сколько фундаментальных  основ семьи.

Образно говоря, семья – это те ворота, через которые человек входит в большую жизнь.

Список использованных источников

    1. Бедный, М.С. Семья-здоровье-общество/ М.С. Бедный. – М., 1986. – 121 с.
    2. Давлиев, И.А. Я и моя семья/ И.А. Давлиев. – М., 1984. – с. 45 – 71.
    3. Сборник статей «Культура семейных отношений». — М., 1985. – 61 с.
    4. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы/ Харчев, А.Г., Мацковский М.С. – М., 1978. – 141 с.
    5. Маркович, Д. Психология семейной жизни/ Д. Маркович. – Ростов — на — Дону, 1993. – 201 с.
    6. Гребенников, Н. В. Основы семейной жизни/ Н.В. Гребенников. – М., 1991. – с. 79 – 110.
    7. Бородин, А. Семейные хроники/ А. Бородин. – М., 2000. – 102 с.

Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/perspektivy-razvitiya-sovremennoj-semi/52607-1459317-place2.html

Ссылка на основную публикацию