Позиции восприятия — психология

Позиции восприятия — Психологос

Позиции восприятия - психология

Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.

Чтобы что-то увидеть, надо посмотреть, но посмотреть — это значит посмотреть всегда на что-то, направив свое внимание, а главное, откуда-то, с какого-то места, с какой-то позиции. То, что человек видит, зависит от точки зрения, от позиции, откуда человек смотрит. Меняя позиции восприятия, человек изменяет свое восприятие происшедшего.

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации), первая позиция (Личный взгляд), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвёртая (системный взгляд), пятая позиция: позиция Ангела. См.→

Позиции восприятия и осмысление ситуации

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например, ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит? По позициям восприятия:

  • Шаблон. Соответственно, как правило, взгляд эгоиста: Забыл — значит не уважает. Не поцеловал — значит, не любит.
  • Первая позиция (мои интересы): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлек — ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела — и я его поцелую, когда он придет.
  • Вторая позиция (интересы партнера): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
  • Третья позиция (объективка): Мир — это поток нейтральных событий. Ничего серьезного не произошло: муж просто торопился.
  • Четвертая позиция: (системный взгляд): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
  • Позиция Ангела: Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем!

Или, вот печальная и очень житейская история: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.

С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия) проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля.

Далее: как человеку понимающему, ему совсем не трудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем некуда.

Более того: если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция), то увидите ситуацию очевидно некрасивую.

Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать ее на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.

Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pozicii-vospriyatiya

Три позиции восприятия в общении

Три позиции восприятия в общении

Психология общения. Техника нлп 3-х позиционного восприятия позволяет не только увидеть причины конфликтов, которые возникают в ходе общения, но и разрешать их. Использование данной техники является неотъемлемой нормой делового общения, впрочем, как и любого другого вида межличностноого взаимодействия.

Суть данной техники нлп заключается в развитии способности видеть коммуникативную ситуацию с трех позиций восприятия, т.е — со своей точки зрения (1-я позиция «я сам»), с позиции вашего собеседника (2-я позиция «Другой») и стороннего наблюдателя (3-я позиция «Наблюдатель»).

  • Я сам. Любое событие воспринимается и вспоминается как бы из своих глаз. Доступны собственные чувства и ощущения. В этой позиции человек ассоциирован.
  • Другой. Взгляд на себя глазами вашего собеседника. Я становлюсь как бы им. В раппорте это легко достижимо. Эта позиция должна быть также ассоциированной, чтобы вы понимали чувства собеседника.
  • Наблюдатель. Взгляд на ситуацию со стороны, как будто вы совершенно посторонний человек, случайный и беспристрастный свидетель. Диссоциирован. Вы все видите и все слышите, но чувств нет (представьте, что вы смотрите реалити шоу по телевизору.

Во время беседы, в своем воображении вы перемещаетесь в каждую из позиций и  проигрываете воображаемый диалог, прежде чем осуществите какое либо реальное действие (произнесете слово, сопроводите нужной интонацией, жестами и т.п.).

Очень часто, в момент общения люди «застревают» в одной из позиций, что нарушает коммуникацию и ведет к нежелательным эффектам – конфликты, раздражение, недопонимание, уход от целей общения к выяснению отношений и т.п..

ПозицияНегативные проявленияПозитивные проявления
1-яУжасный эгоистСпособен отстаивать себя и свои интересы
2-яМарионетка, находится под влиянием чужих точек зренияУмеет учитывать интересы окружающих
3-яБесчувственный, сторонний наблюдательРассуждает трезво в кризисной ситуации

Упражнение на перепросмотр и решение коммуникативной ситуации
с помощью 3-х позиций восприятия и других техник нлп.

  1. Разместите в пространстве соответствующие позиции и используйте якоря для качественного отождествления с каждой из 3-х позиций.
  2. Как в театре разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочерёдно ассоциируясь с каждым из партнёров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении.
  3. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).
    1. Просмотрите внимательно со стороны ещё раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношений).
    2. Определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.
    3. Определите мета-результат (намерения) каждого из партнёров коммуникации. Найдите общий более высокий логический уровень, который бы объединял мета-результаты (намерения) обоих партнеров.
  4. Находясь в 3-ей позиции, дайте сенсорно-обоснованные советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению коммуникации (минимум 3-4 выбора).
  5. Перейдите в 1-ую позицию. Выслушайте «советы эксперта» и придумайте, как бы вы лично могли бы реализовать эти рекомендации в вашей коммуникации.
  6. Разыграйте диалог между 1-ой и 2-ой позициями ещё раз, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
  7. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнёров и дайте новую метафору.
  8. Повторите шаги 4-7 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.
  9. Экологическая проверка с 1-ой позиции. Ничего ли позитивного вы не потеряете, изменив вашу коммуникацию? если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 4.
  10. Подстройка к будущему из 1-ой позиции. Представьте три-четыре различных контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-tehniki/103-3-pozicii-vospriyatiya

Позиции Восприятия

Позиции Восприятия

Позиции восприятия вместе со Способами жизни — основной способ оперативной этики, практикуемый в Синтоне.

Нулевая позиция восприятия
Шаблоны и автоматизмы — позволяют привычно жить, не включая мозги, видеть то, что объяснили, хотеть и думать те мысли и желания, которые тебе вставили (например, последней рекламой из телевизионного ящика). «Прожил жизнь, не приходя в сознание». Слепота шаблонов — это просто и привычно. И столь же глупо, тоскливо и недостойно.

Но помимо автоматизмов, которые помогают «отбывать срок этой жизни», есть и другие — полезные и нужные. Всё, что вы умеете делать естественно и «на автомате» — ваши навыки.

От чтения текста и ходьбы (воспринимая слова целиком, а не складывая из отдельных букв, не задумываясь, что делает правая нога, а что левая, как перемещается центр тяжести), до навыков вождения автомобиля, слепой печати и скорочтения. Когда-то вы ничего ничего этого не умели, но со временем научились.

А чему-то научиться ещё предстоит. Любой навык — это прежде всего иструмент. Когда он нужен — используем, не нужен — убрали «на полку».

Вместе с этим полезно развивать (и активно использовать) следующие пять позиций воспрития:

Первая позиция восприятия
Личная позиция: Мои интересы, «Я хочу!». Ты всегда должен знать, что хочешь ты, что тебе подходит, что тебя устраивает, что тебе нужно. Ты должен быть заряжен энергией «Я хочу!», и это окажется твоим лидерским потенциалом.

Когда все вокруг «спящие» в привычных шаблонах, а ты вдруг имеешь свои глаза и свои хочу, кто окажется впереди и лидером? — Ты! Для окружающих такой человек с развитой личной позицией — человек инициативный, а для себя — он творчески проживает свою собственную жизнь.

Я-уверенность, проактивность: ощущение своей уникальности, уверенность в собственных силах, инициатива, смелость думать и жить по-своему, развитость личной позиции и своих интересов. Одна из самых приятных привычек, которую можно себе подарить.

Те, кому дорога самоактуализация, имеют в виду именно эту первую, личную позицию восприятия. Но когда человек ограничивается лишь самоактуализацией, получет в итоге кривую личную позицию — центропупизм. И поэтому самоактуализация должна дополняться другими, следующими за нею позициями восприятия.

Вторая позиция восприятия
Партнерская позиция восприятия: Интересы партнера, «Он хочет!». Я в позиции Другого.

Внимание к ожиданиям и потребностям партнера рядом, понимание его позиции и взглядов, принятие его позиции и чувств.

Очень эффективно везде, и любой бизнесмен знает: «Лучшая сделка та, которая учитываются интересы обеих сторон». Для других такой человек — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».

Третья позиция восприятия
Позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Спокойная объективка, взгляд эксперта, умение видеть себя со стороны, давать себе оценки те, которые дадут тебе люди посторонние — те, которые будут оценивать твой диплом или внешность, брать тебя на работу или замуж, предлагать интересные проекты.

Дополнительно — в любой ситуации видеть прежде всего интересы дела. Для делового человека это нужно всегда. Для других такой человек — «объективный», для себя — «понимаю ситуацию, создаю успех».

Четвёртая позиция восприятия
Системный взгляд: «Я и ты — часть системы» Тут будет анализ взаимосвязей, учет перспектив, интересов коллег и задач Системы.

(Слово Система пусть никого не пугает, это может быть и твоя семья, и твой дружеская компания, и твой коллектив коллег на работе — все это системы, и иногда очень симпатичные). Человек строит будущее свое и тех, кто будет после него.

Для других такой человек — «взрослый», а самому человеку это дарит мудрость, статус и уверенность в перспективах.

Пятая позиция восприятия
Позиция Ангела: «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

Это человек — умеющий любить, с радостью заботиться, а параллельно это же дает великолепную душевную неуязвимость.

Когда это сочетается с предыдущими позициями восприятия (то есть с хорошей головой), то таких людей очень ценят и берегут — и в личной жизни, и в деловых отношениях.

Ситуация и взгляд на нее из разных позиций восприятия
Соответственно, когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям. То, что хорошо по шаблону (если не думать), окажется печально с первой или второй позиции.

То, что забавно с первой позиции, может оказаться неприемлемым со второй. А двое влюбленных, у которых все классно с первой и второй позиции, будут очевидно неадекватно себя ведущими с третьей и четвертой позиции.

Здорово, если вы привыкли к системному взгляду, и мы рады за тех, кто освоил жизнь с позиции Ангела.

Читайте также:  Игра «машина» - психология

Резюме: Какие простые вещи!

Я вижу так.

Ты видишь это по-другому.

Со стороны это видится следующим образом.

А если посмотреть на перспективы и отдаленные последствия, то картина будет уже следующей…

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/pozitsii-vospriyatiya/

NLP. Полное практическое руководство

NLP. Полное практическое руководство

В этой главе:

  • Позиции восприятия
  • Какую позицию занять

В немалой степени искусство НЛП связано с умением увидеть обстоятельства иначе, с другой точки зрения. Это позволяет нам выявлять чужие карты действительности и обогащать свою собственную. Благодаря этому мы добиваемся большего взаимопонимания, устанавливая более непосредственный раппорт и делая общение более свободным и продуктивным, что и способствует достижению нужных результатов.

На седьмом уроке были введены такие понятия, как «ассоциированность» и «диссоциированность». При ассоциированных переживаниях вы видите все «от первого лица», собственными глазами, и воспринимаете происходящее так, словно это действительно происходит именно с вами.

При диссоциированной же точке зрения вы занимаете роль внешнего наблюдателя и следите за собой со стороны. Эти две точки зрения отражают субъективный и объективный способ мышления. Соответственно в языке они связаны с грамматическими категориями первого лица («я») и третьего лица («он, она, они»).

Такие точки зрения» мы будем называть позициями восприятия.

Позиции восприятия

Любые обстоятельства можно воспринимать как минимум с трех позиций.

Первая позиция восприятия

Первая позиция, или «ассоциированная точка зрения», отражает субъективную точку зрения от первого лица: «Какое влияние все это оказывает лично на меня?» При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вы видите все «как в жизни», словно смотрите вокруг собственными глазами, запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения.

Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событие своей жизни — например, первую встречу с каким-то человеком или первый день на новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя все модальности (см. шестой урок).

При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: «я чувствую», «с моей точки зрения» и т. п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному «сознанию».

Как вы думаете, воспринимают ли «красный» цвет другие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельности привыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняется крайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении).

Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать.

Вторая позиция восприятия

В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения «другого», то есть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одного заинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, что чувствует собеседник.

В любом общении и в любых совместных переживаниях вообще люди воспринимают происходящее по-разному, — в этом мы убедились, обсуждая пресуппозицию первого урока: «карта — не территория».

Проецируя себя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной, не менее значимой точке зрения.

Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазами другого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь к этому новому «себе» и обратите внимание на реакции.

Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием, умением «оказаться в чужой шкуре».

Способность переходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует другой человек.

Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или во взаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станет более очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этом чувствует, — скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения.

Такое изменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствовать укреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведении соучастника общения.

Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможность более глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого.

«Переключение» позиции восприятия может послужить точкой отсчета удачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которые прежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл.

Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себя правильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, то есть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаете обоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей.

Кроме того, вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками и словами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытые побуждения).

Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильному общению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов.

Разумеется, нам никогда не удастся во всей полноте выявить субъективное сознание другого человека.

НЛП не приносит «сверхъестественных» способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути, научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласны вы с ними или нет.

Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позицию восприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый.

Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживать братьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность занимать вторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться от зашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда со временем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественную способность к сопереживанию.

Третья и последующие позиции восприятия

Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения. Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

Какую позицию занять

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.

Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления.

Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции.

Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.

Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.

Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети.

Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия.

Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.

Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске».

Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия.

Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Обучение — это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением.

К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются.

Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.

Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что-то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным). Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.

Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно — мы просто не можем не учиться.

Домашнее задание.

Вспомните человека, с которым вам трудно наладил» отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.

Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства.

Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия. Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее. Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.

Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе.

Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»).

Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.

Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы.

Читайте также:  Нлп: название и история - психология

Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы.

Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.

Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах.

Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем. Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки.

Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний.

Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.

Психология bookap

Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние?

Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?

Источник: http://bookap.info/nlp/rucovodstvo/gl14.shtm

Сила 4-й позиции восприятия

Первое, что хотелось бы обозначить в этой теме, это то, что любая коммуникация (если вы преследуете в ней какие-либо цели), это манипуляция.

Ведь согласитесь, что если вы вступаете в коммуникацию, имея какие-то цели, вы так или иначе что-то делаете, чтобы этих целей достичь. И хотите вы того или нет, вы влияете на своего собеседника. А он на вас.

И вы не можете не влиять друг на друга, если вы вообще сообщаете друг другу какую-либо информацию, и уж тем более, если вы просите или предлагаете ему что-то сделать или что-то принять.

Любая продажа — это манипуляция. Соблазнение — манипуляция. Рассказ о том, как вам плохо — тоже манипуляция, с неявно выраженной целью, чтобы вам посочувствовали.

Даже слово «Спасибо», это тоже манипуляция, потому что если оно сказано от души, оно обязательно вызовет в человеке позитивные эмоции, которые свяжуться в сознании человека с вами, и оставят о вас впечатление, как о благодарном и приятном человеке. Согласитесь, это вам выгодно? 🙂

Поэтому если говорить об этичности манипуляции, нужно говорить об этичности целей, стоящих за манипуляцией. Впрочем, об этом мы уже говорили в статье «НЛП и манипуляция».

Теперь, когда над некоторыми «и» точки расставлены, мы можем перейт к разговору о позициях восприятия.

Классические три позиции восприятияО первой и второй позиции восприятия мы с вами уже говорили неоднократно («Манипуляция личностью с помощью сдвига позиций восприятия» и «Программирование успешного поведения»).

Если коротко, то первая позиция, это ваша личная точка зрения, представляющая ваши интересы, ценности и цели; она, как правило, в речи соответствует местоимению «Я». Вторая позиция восприятия, это точка зрения вашего собеседника, это его интересы, ценности и цели; ее проявление в речи мы можем услышать в рамках местоимения «ты».

Навык нахождения в этих позициях дает объемное видение обсуждаемого вопроса и позволяет заметить ключевые выгоды всех сторон в обсуждаемом вопросе. Так, например, переход во вторую позицию с клиентом позволяет продавцу заметить, чем мотивируется этот клиент и что ему нужно, что бы сделать покупку.

Вторая позиция с начальником позволяет увидеть, что он ценит в подчиненных, и что ему важно, а что нет в данной работе.

Как это можно использовать, думаю, понятно 🙂 Ну а навык перехода во вторую позицию с объектом соблазнения дает вам всю информацию, которая вам нужна для его быстрого соблазнения 🙂 Подробнее о том, как осуществляется переход во вторую позицию восприятия в статье «Программирование успешного поведения»

Третья позиция восприятия еще интереснее. Это точка зрения, независимая от первых двух, из которой вы наблюдаете за самим взаимодействием двух замечательных людей — вас и вашего собеседника.

Третья позиция совершенно беспристрастна (как только появилось пристрастие — вы уже либо в первой, либо во второй позиции), и позволяет объективно оценить саму коммуникацию — куда она катиться, проще говоря :).

Отсюда вы видите в чем 1-я и 2-я позиции совпадают по интересам, а в чем еще нет, и это ценнейшая информация! Чем? Тем, что как только вы откорректируете свою первую позицию так, чтобы ее интересы совпали с интересами второй, вам останется только щелкнуть пальцами и получить желаемый результат!

Легко сказать «откорректируете»! Как? Ущемить свои интересы ради чужих? Ну уж нет!!!
Знакомо? Обычно на этом моменте и рушиться вся коммуникация, и спасти ее может только чудо. Или четвертая позиция восприятия.

Четвертая позиция восприятия

О четвертой позиции восприятия упоминают редко. Почему-то так повелось. Хотя используют ее практически всегда, когда работают с первыми тремя и достигают успеха в коммуникации. Что же это за позиция восприятия?

Четвертая позиция восприятия включает в себя все три предыдущие, а в речи выражается местоимением «мы». Это позиция всей системы большего масштаба, в которую включены эти люди (команды, фирмы, общества и т.д.).

Самое интересное, что формально команды может и не быть. Однако, всегда есть нечто, что может объединить любых людей в команду, действующую в одном направлении. Это и есть главный секрет четвертой позиции восприятия, в котором и заключается ее могущество. В чем он ?

Вы будете удивлены, насколько все просто. Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается в единой цели. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен команду «Мы». 

Причем, напрямую, общая цель команды может и не являться частными интересами объединенных в нее людей. Но, тем не менее, она будет для них актуальна, если через реализацию этой общей цели каждый видит путь удовлетворения своего частного интереса.

Например, освоение нового рынка компанией не так важно отдельному продавцу этой компании, как ее директору. Но вытекающее из этого увеличение объемов продаж, и, как следствие, увеличение зарплаты продавцов, будет мотивировать их на достижении этой цели компании. И главное для директора — это суметь донести это до продавцов.

Еще один пример. Повышение общего уровня интеллектуального развития всего человечества для каждого из нас может казаться не таким важным, как, например, повышение нашего личного уровня развития. В какой-то мере, это может казаться даже не выгодным нам, как появление лишней конкуренции.

Однако, если задуматься о том, сколько всего интересного мы можем узнать от других людей, когда их уровень развития станет выше… И сколько всего уникального могут создать эти люди, чем мы все потом сможем пользоваться (например, интернет)…

Начинаешь понимать, что чем больше будет уровень развития других людей, тем лучше будет нам всем.

Таким образом, четвертая позиция восприятия позволяет системно рассмотреть интересы всех членов команды «Мы» сквозь общий камандный интерес. А если мы можем эти выгоды увидеть, значит мы можем их и создать.

Позиция «Мы» — это особенность лидерского мышления. Только тот может увлечь людей за собой и получить их искреннюю веру в свою идею, кто способен мыслить в рамках коллективных интересов. А тот, кто может еще и показать другим людям, как в коллективных интересах реализуются их частные интересы, способен воодушевить массы на воплощение любой своей идеи.

Именно это качество во все времена было свойственно самым успешным общественным лидерам: руководителям крупнейших корпораций, популярнейшим политикам, и любимым народом ораторам. И так же стоит отметить, что навык мышления в рамках позиции «Мы» даже на начальном уровне делает из человека первоклассного манипулятора.

Источник: http://www.inomir.ru/psyhology/nlp/910.html

Позиции восприятия

Позиции восприятияПринятие различных перцептивных позиций

?

Ваше восприятие любых переживаний, любого опыта зависит от позиции восприятия. Опыт показывает, что особенно полезны три определенные позиции. Они известны в НЛП как первая, вторая и третья.

► При первой позиции вы воспринимаете из собственного тела, смотрите через собственные глаза, видите вещи с собственной точки зрения.

► Вторая позиция означает нахождение в чужой шкуре: вы представляете, как бы это было для другого, смотрите на мир его глазами.

► Третья позиция предполагает восприятие событий, в которые вы вовлечены, с точки зрения заинтересованного наблюдателя, — будучи «мухой на стене», вы имеете доступ к видению и комментариям собственного «внутреннего мудреца».

Принятие различных перцептивных позиций позволяет вам преодолеть ограничения своего моментного переживания.

Оно дает вам возможность видеть вещи с разных точек зрения и получать различную информацию. С помощью этой техники вы также в состоянии оценить потенциальное влияние вашего поведения на других людей и их возможные чувства по поводу вас.

Подобно трехмерной компьютерной графике, различные перцептивные позиции помогают вам посмотреть на ситуацию под разными углами.

Они помогают вам получить доступ к информации, которую вы на самом деле уже имеете, но не сознаете или игнорируете вследствие актуальности или интенсивности своих чувств, обусловленных первой позицией.

► Сознавание своих чувств и желаний, «видение изнутри собственных глаз» (первая позиция).

► Размышление о том, как воспринимал бы ту же ситуацию кто-то другой (вторая позиция).

► Восприятие себя и других извне, с позиции заинтересованного наблюдателя (третья позиция).

► Когда на работе или в отношениях имеется конфликт.

► При планировании времяпровождения в выходные дни или какого-нибудь другого проекта.

► При оценке ситуации — например, поведения партнера или коллеги.

► Когда вы чувствуете себя в тупике или излишне эмоционально.

► Когда вы чувствуете, что над вами довлеют ваши обязательства или нужды и желания других людей, — вы могли воссоединиться со своими собственными переживаниями.

Они очень полезны при установлении контакта. Они дают вам возможность оценить результаты ваших выборов и действий еще до их реализации. Принятие различных перцептивных позиций также может помочь вам при переговорах или в случае разногласий понять мотивы и побуждения других. Наконец, они помогают вам воссоединиться с собственными чувствами и потребностями.

Источник: http://metacoach.ru/pozicii-vospriyatiya.html

Психология восприятия

Психология восприятия.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.

Физиологические основы восприятия.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие.

Основные виды восприятия.

Восприятие пространства: восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления. Зрительные иллюзии.

Восприятие времени и движения.

Подпороговое и экстрасенсорное восприятие.

Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира.

Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОТЛИЧИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОТ ОЩУЩЕНИЙ. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Читайте также:  Психосинтез: используемые техники - психология

Термин “ощущение” относится к первоначальному опы­ту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изуче­ние ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы.

С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретиру­ющие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы “пережива­ем” нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуля­цию.

Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте на­ших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью.

Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характер­ный для восприятия его в отличие от ощущений, называется объективацией.

Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.

), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечес­ким сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферичес­кие органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае­мых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Физиологические основы восприятия.

Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона.

На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е.

ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы.

Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.

Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель.

При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. И.М.

Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений.

К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. всегда ассоциируются чисто зрительные ощущения с мышечными.

Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ.

При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира.

Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира.

Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е.

отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения.

Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица.

А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-vospriyatiya/vse-stranitsi

Ссылка на основную публикацию