Православная психология — психология

православная психология – что это?

Православная психология - психология

Русская православная психология – что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!

Православная психология

Нужно ли со своими «болячками» идти к психологу? Особенно если ты — верующий православный христианин? Если есть священники, Церковь, Евангелие и святоотеческое наследие, зачем еще нужна психология?

Все мы знаем, что в вопросах веры ничто так не ценно, как опыт. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос «Нужна ли православному психология?», в первую очередь оглядываешься на реальный опыт своих близких. А он разный.

У одной из моих верующих, православных подруг была невыносимого характера и нрава сестра-подросток. Не получая от матери или сестры желаемого, кидалась утюгами, будильниками, громила мебель.

В том, что подруга не преувеличивает, мы и сами убедились, когда однажды она привезла ее в нашу подмосковную общину при храме, куда мы съезжались на субботу-воскресенье под крыло своего духовника.

До метания утюгов и будильников дело не дошло, но по речам и мелким поступкам, по увлеченному передразниванию взрослых было заметно, что подросток явно без тормозов. «Для меня нет авторитетов» — сквозило в бесшабашном ее тоне.

Дело дошло до того, что чрезвычайно умудренный, хорошо нас знающий священник однажды даже благословил Машу в период особо неукротимого буйства сестры… вызывать домой милицию.

Маша уходила от родных, чтобы не сталкиваться с сестрой, жила у друзей.

Потом наше общение стало не таким тесным, а когда спустя какое-то время, встретившись, мы поинтересовались у Маши, в каком состоянии сестра, оказалось, что метательница утюгов и будильников — отличница юридической академии и уже давно не тиранит семью.

«Что же произошло?!» — ахнули мы. «Я сводила ее к психологу в православный центр. Она с ней, видимо, точно и убедительно поговорила, и — как отрезало. Сестре вдруг стало все понятно и про себя, и про последствия своего поведения».

«Может быть, девочка «переросла» свое буйство, вышла из трудного подросткового возраста?» — не доверяли мы Машиному рассказу. «И это могло сказаться, — отвечала Маша, — но именно разговор с психологом оказался для нас тем самым ключом, который открыл ей дверь понимания — и себя, и других».

А вот совсем другая история. Еще одна моя знакомая, верующий человек, без особой нужды, ради любопытства к внутреннему миру стала ходить к давно знакомому и когда-то сыгравшему хорошую роль в ее жизни психологу на что-то вроде психоаналитических сеансов.

Над нею посмеивались даже неверующие — смотрите, она и на исповедь ходит, и к психоаналитику. Подруга поясняла: исповедь — целительное Таинство, а встречи с психологом — что-то вроде перестройки душевной архитектуры. Ей казалось, что они с ее знакомым психологом хорошие «прорабы» этой перестройки.

Спустя три года после начала этого интеллектуального и душевного приключения я встретила ее в состоянии мучительного кризиса. Она попала в тяжелые испытания, несчастья преследовали ее и ее родных, и она забыла обо всем на свете, кроме молитвы, постов, Церкви. На мой вопрос о психологе замахала руками: «Все это игрушки. И я не уверена, не опасные ли».

Прочитав удивление в моих глазах, уточнила: «Я передоверилась тому психологу, он сказал, что мы занимаемся с ним “психодрамой”, а на поверку оказалось — чем-то непонятным.

Похоже, он применял ко мне полугипнотические практики, а след этих практик я, несмотря на университетское образование и всегдашний интерес к гуманитарным текстам и практикам, сейчас не могу “считать”».

Та плотность боли и тот мучительный опыт реальных событий и переживаний, через которые моя подруга прошла потом, не оставил камня на камне от интереса к такого рода практической психологии, а подозрение к ней — оставил.

«Мне кажется, я развинтила себе душу этими странными самокопаниями и фантазиями, а когда пришли реальные испытания, встретила их в ослабленном состоянии, и чуть не погибла. В конце концов, Господь дает каждому то устроение души, которое дает. Надо терпеть в том числе и свои психологические слабости», — такую позицию заняла она в итоге.

Она не согласилась даже с моим соображением, что опасны, скорее всего, вот такие психоаналитические методы смутной духовной этимологии, ну а уж обычный-то разговор с хорошо образованным психологом — дело полезное. «Все нам дано, все у нас есть — в духовном опыте святых отцов. А психология — это “лабиринт, из которого нет выхода”».

Почему для кого-то психология становится нитью Ариадны, выводящей из лабиринта трудностей, а для кого-то — самим лабиринтом?

Сказать ли психологии решительное православное «нет»? Но не поскальзываемся ли мы тут на том самом обскурантизме, на который много раз указывала русская интеллигенция, говоря о церковном опыте?

Ведь у психологов в арсенале немало практических навыков. Недаром же на всех пресс-конференциях в дни напряженного поиска решений «что же делать с сидельцами пензенского оврага?» рядом со священниками сидела психолог и говорила дельные вещи. И из сект, все знают, людей лучше вытаскивать, опираясь на помощь профессионального психолога.

Ну и в конце концов: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Психология как идея фикс, как нечто формирующее предельный мировоззренческий горизонт — вот это уже, может быть, «превышение полномочий».

А психология как опыт, как умное профессиональное знание — почему нет? Было бы большой гордостью пренебрегать и психологической культурой. Если, конечно, это не попытка вогнать в культурный слой нашей жизни бетонный раствор хамства и эпатажа.

Но всячески «снимая шляпу» перед психологической культурой, я бы, честно говоря, медлила восторги, когда речь заходит о психологии как таковой.

Конечно, любой предмет во всем великолепии своих глубоких смыслов предстает отнюдь не в учебниках. Честь всякой науки составляют авторы, первооткрыватели законов.

И вот тут надо, мне кажется, заметить еще одну ахиллесову пяту психологии как науки — отсутствие жестких законов, если речь не идет о рефлексах и собаках Павлова. И присутствие авторов — часто ярких, но очень субъективных.

В вершинах своих психология — это как раз набор ярких и противоречащих друг другу в позициях и взглядах фигур. Мне кажется, неискушенному легко оказаться в дебрях, может быть и весьма соблазнительных.

Спор одного из психологических столпов века Зигмунда Фрейда с религиозными основаниями наших мировоззрений меня лично и не страшит, и не отталкивает. Не страшит, потому что всякие системные наезды такого рода внутри нашей души и головы быстро рушатся. Это как интеллектуальная закалка.

А не отталкивает, потому что, например, из лекций известного современного христианского философа Владимира Бибихина, ученика Лосева, я знаю о последнем развороте Фрейда в сторону религии.

Просто этот разворот не успел отлиться в тексты, но все, что говорит о его духовном итоге Бибихин, цитируя Фрейда, мне кажется убедительным.

Однако молодой зеленый ум, руководимый страстью к оригинальности и ниспровергательству, склонный к шоку и эпатажу, вполне может вписать позиции Фрейда в число излюбленных постулатов.

И тут, конечно, встает вопрос о том, не приготовляют ли такого рода позиции человеческую душу, ту самую, которая, как мы любим повторять вслед за Тертуллианом, по природе своей христианка, — к инфицированию грехом?

Вопрос о соблазнах — духовных, мыслительных — почти всегда будет вставать, когда речь будет заходить о постижении психологии, ее теориях и теоретиках.

Елена ЯКОВЛЕВА

Источник: http://www.pravmir.ru/k-chemu-pravoslavnym-psixologi/

Православная психология

Православная психология

Почти у каждого человека наступает такой период, когда привычное поведение начинает вызывать у него лишь раздражение, появляются проблемы и душевные расстройства, человек впадает в депрессию. Именно в такое время ему необходима помощь специалиста. Помочь может православная психология.

Психология — это наука, изучающая психическую сторону жизни человеческой или животной. Психология же православная затрагивает проблему души и духа.

Что такое православная психология?

Православная психология — это разновидность психологии, занимающаяся анализом греховных страстей, лекарем в котором выступает пастырь. В ее основе лежит православная церковь.

Психологи изучают человека и его проблемы только с душевно-плотской стороны, что полностью отрицает существование другой жизни, некого потустороннего мира, в котором царит полная свобода мысли.

Именно рассмотрением дел, связанных с духом, перешедшим за грани материального, и занимается православная (святоотеческая) психология.

Современные люди полностью прикованы к материальному миру, поэтому не способны видеть того, что находится за его гранью.

Святоотеческая психология постоянно развивается, она динамична. Она изучает чувства и настроения, которые неподвластны большинству людей. Страсти, гордость и тщеславие — самое простое, что есть на Земле. Этим занимается православная психология, это некое откровение новой жизни, проникновение в самые потаенные уголки человеческой жизни.

Ни один, даже самый опытный психолог не сможет с помощью своих инструментов проникнуть так далеко, как делает это святоотеческая психология. Она изучает мир бездонный, полный духовных сияний и откровений.

Люди видят в уме и воле лишь греховное деяние, тогда как святые отцы — учителя православной психологии — учат видеть в разуме силу человеческой души, не просто его плотскую натуру, а душу, способную чувствовать и страдать.

Православная психология гораздо более полная, чем обычная: она изучает человека с трех разных сторон — духовной, душевной, и только потом — плотской.

Но большинство людей относится к православной психологии настороженно, считая ее скорее псевдонаукой.

Ни один психолог никогда не станет вмешиваться в религиозную жизнь человека, ведь его задача — находить травмы и вылечивать их.

Душа человека до тех пор будет закрыта ото всех, пока тот не раскроет своей психологической травмы специалисту. До тех же пор в каждом его жесте, каждой исповеди будет сквозить неестественность.

Обычно именно люди, остро нуждающиеся в помощи, яро отрицают необходимость ее как таковой и опровергают любой намек на психологию. Они боятся расшатать то, что уже почти зажило и забылось, пряча свои душевные травмы и выставляя лишь надежды на то, что все пройдет само собой.

Люди скрывают свои проблемы за религиозными заповедями, тем самым оставляют проблему в своей душе на длительный срок. Человек оказывается неспособен исповедаться, в результате чего вся его духовная жизнь начинает приобретать форму извращений. Для того чтобы этого избежать и нужна православная психология.

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Методы православной психологии

Два основных метода, используемых в православной психологии — самонаблюдение (самоанализ) и диалог. Самонаблюдение — способность человека самостоятельно оценивать свои поступки и их последствия, способность к самопознанию. Когда человек начнет понимать, что является наиболее важным при решении его проблем, он осознает, что источником всех бед является он сам.

Православный человек каждую минуту должен бороться со своими страстями, греховными привычками. Если страсть не прекратить в самом начале, человек станет ее рабом, как алкоголики или наркоманы. Каждая страсть дает начало следующей, куда более страшной и греховной. Только уничтожив одну страсть, можно избавиться от другой.

Православный психотерапевт может помочь в решении вопросов греховных, во внутриличностных и межличностных конфликтах, в воцерковлении. Святоотеческая психология — психологическая помощь для каждого православного верующего.

Большую популярность сейчас набирают православные ценности.

Ценность — это некий объект, обладающий значимостью в отношении человеческих потребностей, стремлений. Православная ценность — абсолютное благо, ценное для каждого из людей. Богооткровенная истина перед богом считается высшим благом. Важное место отводится и личности, как существу бессмертному, созданному по своему образу творцом.

Источником православных ценностей для каждого человека должен стать его дом.

Для православного человека главная цель жизни заключается в блаженстве в Царстве Небесном, в спасении и совершенствованию.

Каждая православная ценность — великое достояние человечества, благодатное сокровище. Но лишь тем, кто идет к спасению, они открывают свою настоящую сущность. Человек должен сделать правильный выбор.

Православная психология старается соотнести уже существующие психологические знания с православной концепцией человека. Это ее главное отличие от других разновидностей психологии, связанных в первую очередь с личностью человека. Но, несмотря на то, что у святоотеческой психологии другой подход к изучению человека, она все же использует методы психологии традиционной.

Читайте также:  Впечатлительность - психология

С древности считалось, что люди — это существа богословские, поэтому их проблемы никогда широко не освещались и не изучались подробно. И современная психология изучает не душу человека, а его психическое состояние. И проблема состояния человеческой души полностью отошла к православной психологии.

Православная психология was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/psihika/psihoanaliz/pravoslavnaya-psihologiya.html

Что такое «православная психология», и зачем она нужна?

Что такое «православная психология», и зачем она нужна?

Роман Торчагин

Помнится, в одной из статей на сайте «Антимодернизм.ру» о. Владимир Переслегин указал на существование в современном мире болезни смешения Божественного и земного.

Он справедливо говорил о том, что не надо трогать и употреблять Святыню – слово Православие – в связи со специфически земными сторонами жизни. В том числе о. Владимир говорил и о «православной психологии». Хотелось бы подробнее остановиться на взглядах о. Андрея Лоргуса, являющегося ректором «Института христианской психологии».

Итак, каковы же задачи «православной психологии» в понимании о. Андрея Лоргуса?

Он говорит: Церкви приходится проповедовать и работать среди нехристианского мира, среди людей, которые еще только идут к Церкви. А человеку неподготовленному аскезу как способ жизни предложить невозможно, для этого надо дорасти, созреть.

Тогда что это — как бы «облегченный вариант» аскетики? Или ее дублирование под другим именем? Непонятно. Тем более, что в другом месте того же интервью о.

Андрей говорит: Так что, конечно, аскеза могла бы обойтись без психологии — для уже сформировавшихся христианских личностей, но большинство людей таковыми не являются.

Поэтому знания и способы практической христианской психологии очень востребованы.

Следующая задача — оказание помощи психически больным христианам. Из того же интервью: А в случае психического заболевания? Ведь заболевают на только неверующие люди, заболевают и христиане.

А для людей психически слабых, для детей, подростков? Однако здесь происходит смешение понятий о психологии и психиатрии. Душевные заболевания лечит именно последняя.

На психиатров учат в медицинских ВУЗах, на психологов — в совершенно иных учебных заведениях. Так что вопрос опять повисает в воздухе.

Еще одна задача (из того же интервью): В традиционной культуре роль психолога выполняли бабушки, дедушки, дядюшки, тетушки…Вглядитесь — каково количество одиноких людей?! А ведь одинокие люди — это потенциальные клиенты психотерапии, потому что человек не предназначен Господом жить в одиночку.

То есть, по сути, «православной психологии» уготовляется роль некого «костыля» и заменителя душевного общения при отсутствии такового в быту. Проблема такая есть. Однако зачем для этого иметь образование психолога, если с этим с успехом может справиться бабушка или тётушка?

Некоторые «задачи» с первого взгляда вызывают недоумение: Бывает, что у священника нет сил и времени объяснить человеку, что тот сам себе лжет. Он приходит на исповедь и говорит то, что не соответствует правде. А я вижу, что он сам себя обманывает. И, стало быть, лжет и Богу.

Я хотел бы, чтобы ему психолог помог себя понять, найти свою правду, увидеть, кто он есть на самом деле. Потому что на исповеди очень часто люди уклоняются от правды. Уклоняются не потому, что они хотят обмануть, а потому, что они не обладают нужным механизмом самоанализа.

То есть труд пастыря перекладывается на психолога. Однако пастыри прошлых веков не прибегали к помощи каких-нибудь «психологов» того времени, даже в лице упоминавшихся выше «бабушек и тетушек». Не его ли это прямая задача — приводить человека к покаянию? Кажутся странными слова о том, что люди на исповеди лгут потому, что «не обладают механизмом самоанализа».

Чтобы знать заповеди Божии и виды их нарушений, не надо быть семи пядей во лбу. Надо лишь знать учение церковное, хотя бы на уровне Катехизиса. Если человек настолько страдает слабоумием, что не может осознавать значение своих действий, то он невменяем. Вряд ли этих людей имел в виду о. Андрей.

Если же человек не хочет каяться и придумывает отговорки, то насильно его никто не исправит.

Похоже, зыбкость и неопределенность задач «православной психологии» понимает и сам о.

Андрей: Возникает вопрос: где проходит черта, разделяющая представления о двух служениях? В чем их самобытность и необходимость для современной церковной жизни? Кто может сказать: «Вот эта линия! Здесь, пожалуйста, работайте психологи, а здесь – место пастыря». Для меня этот вопрос остается безответным пока.

Итак, получается, что нет никакой нужды в «православном психологе» как таковом, так как он по сути дублирует задачи духовника (или другого собеседника в духовных вопросах), психиатра или просто душевного собеседника.

Конечно, «православный психолог» может принести и определенную пользу в духовном плане, но просто как православный человек. Для этого нет смысла становиться психологом. Чтобы вести благочестивые беседы на духовные темы, достаточно быть православным верующим, знающим хотя бы основы веры.

Может «православный психолог» принести пользу и тем, что просто по-человечески выслушает и утешит кого-то. Опять-таки, для этого не требуется специального образования. И еще. Заподозрить душевную болезнь и рекомендовать сходить к психиатру сможет и «неправославный» психолог.

Все это говорилось о практической стороне. Но есть также и опасения насчет «теоретических обоснований».

Для обоснования «православной психологии» берутся зачастую модернистские писания, появляются высказывания о возможности каких-то «открытий» в аскетической области. Слова о.

Андрея Лоргуса: Современная психология, вся целиком, во всем видимом многообразии и многоцветии, вырвалась гораздо далее, в понимании внутренних механизмов психики и личности, чем богословское понимание личности. Нужно было дождаться учения В.Н. Лосского, Х. Яннараса, вл.

Каллиста (Уэра), чтобы осмыслить путь, пройденный психологией в ХХ веке. Да, психология забежала вперед, как когда- то астрономия, в лице Джордано Бруно и Галилео Галилея [Выделено мной.- Р.Т.].

Его слова оттуда же: Действительно, учение о молитве (например) разработано в православии так глубоко и достоверно, что едва ли кто будет искать иного, однако оно чаще всего касается высот духа.

Начальная же практика удержания внимания, смысла внутренней речи, условий внутренней тишины, значения смысла и работы сознания в молитве – святоотеческие тексты практически не касались… Однако, самые глубины человеческой психики, в которых скрываются обиды, раздражение, зависть, гнев – в аскетике не поднимались.

В первой цитате, по сути, говорится о возможности каких-то «открытий» в аскетике и о том, что психология якобы как-то «дополнила» или «исправила» аскетику, а поняли это только авторы модернистских концепций.

Уже не говорю о примере с Джордано Бруно, который никакого вклада в науку не сделал и был казнен латинянами за откровенно еретические взгляды.

Во второй цитате также говорится о том, что психология может что-то дополнить в аскетике.

Также в некоторых цитатах виден «антиюридизм»: Прежде всего, самый широко распространенный иудео-ветхозаветный образ Божий как образ праведного судии, который справедлив в своем суде, то есть, безусловно, карает грешника и награждает праведника. Именно такое отношение чаще всего встречается среди верующих, но не глубоко знающих православное богословие и православное вероучение.

С учетом всего этого возникают опасения, что «православная психология» станет вывеской для различных модернистских идей, которые будут выдаваться за «научные открытия» и таким способом выводиться из-под богословской догматической оценки, будет происходить вторжение в область пастырского душепопечения, перекладывание пастырских обязанностей на психологов.

Воздержусь от того, чтобы обвинять о. Андрея в сознательном построении модернистской системы. Думаю, что он этим занимается для того, чтобы найти применение своему светскому образованию, чтобы принести Церкви какую-то пользу. Вот только делать это надо, видимо, как-то по-другому.

Скажу несколько слов и о том, как психолог или психиатр православного вероисповедания должен вести себя по отношению к своей профессии.

Хорошо, если психолог или психиатр — человек православный: он не будет по-фрейдистски пытаться объяснить духовную жизнь, не будет трактовать веру больного человека как «бред» (если, разумеется, это действительно православная вера, а не его личный бред на религиозную тему).

Также, если психиатр принадлежит к Православной Церкви, то он должен постараться уяснить для себя, где болезнь от естества, а где одержимость бесовская и не переходить пределы своих полномочий. (Неверующие психиатры, естественно, не признают одержимости бесами).

Но даже с учетом всего этого психиатрия (или психология) и религия не могут смешаться как бы в нечто среднее, так как лекарствами не исцелишь от греха и душу не спасешь, а религия не занимается измерением уровня интеллекта или памяти и прочими вещами, ей не свойственными.

Православная вера и знания по психологии/психиатрии должны сосуществовать в человеке этой профессии, не противореча друг другу, но и не смешиваясь в нечто аморфное и неопределенное.

Хотелось бы в заключение снова привести слова о. Владимира Переслегина из его комментариев после его же вышеупомянутой статьи:

Если психология не лженаука, то она не может спорить с Православием ни в чем, так как знает свое место. Восстает мифология. Ее должны отбрасывать психологи, если они только есть.

А не творить новые мифы, приводящие к потере страха Божия и веры… Неужели это так трудно… что в противовес этому пошлому гнозису, этому низкому материализму, претендующему на большее, чем он есть, науке, чтобы остаться самой собою, недостаточно просто быть честной и не делать необоснованных выводов?

Почему, чтобы просто не быть вшивой, голове надо называться: православная?.. Ведь отсутствие вшей – отнюдь не святость. А Православие – Свято!

Конечно, в наши дни само открытое отсечение этой мифологии будет мужественным поступком, это будет «против течения». Однако этого недостаточно для того, чтобы называть психологию или психиатрию «православной».

Еще по теме:

03.06.2011 Последователи о. Петра (Мещеринова) издали «первую откровенную книгу об интимной жизни верующих»

Источник: http://antimodern.ru/psychology/

Православная психология: возможности, специфика и уникальность

Православная психология: возможности, специфика и уникальность

В последнее время в православной среде отмечается все более возрастающий интерес к психологии. И это закономерно. Ведь многие верующие через какое-то время начинают замечать, что, вот, ходят они более-менее регулярно на исповедь, «чистят» свою душу, а некоторые грехи никуда не уходят, а иные проблемы не разрешаются.

Понятно, что изначальная природа человека несовершенна, и мы можем  каяться в одном и том же до конца своих дней. Но всё же иногда можно услышать от  священника: «А это уже вопрос не к духовнику, а к психологу».  И хорошо, если вам посчастливится найти такого психолога, а ещё лучше, если специалист будет тоже православным.

О том, что такое православная психология, как узнать, можно ли доверится тому или иному «врачевателю душ» и о многом другом говорилось на лекции кандидата психологических наук, практикующего психолога Дарьи Семёновны Халаджиевой «Православная психология: возможности, ограничения, перспективы», которая состоялась 13 мая в Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи. 

Прежде всего Дарья Семеновна постаралась дать определение православной психологии и  объяснить слушателям, что она представляет собой сегодня:  «Православная психология как направление практической психологии возникла относительно недавно – в 90-е годы ХХ века в нашей стране, однако, предпосылки для ее возникновения появились гораздо раньше – как в самой России, так и за рубежом. В настоящее время под православной психологией понимается направление психологии, которое основано на христианской антропологической методологии, христианском понимании человека».

Далее присутствующие узнали, в чём специфика христианской психологии, её уникальность и ограничения. Также была затронута тема мифов и предубеждений против психологии, иногда бытующих в православной среде.

В качестве примера лектор привела следующую ситуацию: человек недавно пришёл в Церковь, он с рвением неофита старается полностью измениться, отсечь от себя всё, что, по его мнению, не пускает его к «святости»,  но вместе с тем он может «выплеснуть с водой и ребёнка», избавляясь от того, что является частью его личности. Изменение и преображение себя – процесс тонкий и деликатный, и у каждого – свой путь. И если обратиться к житиям святых, то можно увидеть, что они жили не под копирку, каждый пришёл ко спасению своим путём. Можно предположить, что наш путь ко спасению во многом индивидуален и уникален, связан с нашими личностными особенностями. Другой вопрос, что тут есть много разных нюансов. Грамотное, сбалансированное соотнесение земного и небесного помогает продвижению по пути внутреннего преображения, по которому идёт православный человек.

Тема, затронутая Дарьей Халаджиевой в лекции, была настольно интересна слушателям, что монолог плавно перетёк в диалог с вопросами и ответами. Вот лишь некоторые из них.

Прежде всего слушатели хотели понять: как не ошибиться в выборе специалиста, чтобы вред от встречи с таким психологом не превысил предполагаемую пользу от терапии.

— Как вы относитесь к популистской литературе типа «Психология для «чайников», которая в последнее время наводнила полки книжных магазинов?

— Какая разница между практической православной и светской психологией?

В завершение встречи Дарья Семеновна отметила, что христианско ориентированная психология пока ещё находится на этапе становления, и очень хочется, чтобы она состоялась как полноценная научная и практическая дисциплина.

Автор Светлана Григоришина

Читайте также:  Ценность человеческой жизни - психология

Источник: http://pravtaganrog.ru/pravoslavnaya-psikhologiya-vozmozhnosti-specifika-i-unikalnost/

Православная психология

Православная психологияРассуждать публично на религиозные темы — не моя епархия. Такой вот каламбур. Поэтому религии в этой статье я постараюсь касаться минимально, насколько это возможно…

Наука не может иметь конфессиональной принадлежности, поскольку в основе науки лежит сомнение, а в основе любой религии — вера.

Поэтому как наука психология не может быть ни православной, ни католической, ни мусульманской, ни буддистской, ни марксистско-ленинской.

Кстати, я вполне допускаю, что психолог-исследователь может черпать гипотезы для своих исследований в том числе из религиозных книг, например, из книг, описывающих эмоциональную жизнь человека (страсти), но проверяться такие гипотезы должны в строго научном режиме с экспериментами и статистической обработкой полученных данных.

Могут религиозные книги являться и объектом историко-психологических и философских исследований…

Конечно, когда говорят «православная психология», в основном, подразумевают не науку, не научные исследования, а психологическую помощь.

Но психологическая помощь, психологическое консультирование должны быть основаны на науке (как медицинская помощь, юридическая помощь, финансовое консультирование), следовательно, и они не могут иметь конфессиональной принадлежности.

Вообще, на мой взгляд, если и можно ставить рядом религию и психологическую помощь, то, преимущественно, если речь идет о психологическом консультировании верующих православных, и вообще верующих.

Дело в том, что психолог-консультант должен применить свои познания в области научной психологии, чтобы помочь обратившемуся к нему человеку. И при этом психолог должен учитывать социальную ситуацию, в которой находится его клиент.

Да что там учитывать! — нужно опираться на социальную ситуацию клиента! Именно это и следует из психологической науки. А членство в религиозной общине, наличие устойчивых религиозных убеждений — это важные составляющие социальной ситуации клиента.

Конечно, вопрос о том, как консультировать истинно верующих — это вопрос сложный, и он выходит за рамки данной статьи.

Если же речь идет о замене научно-обоснованных рекомендаций рекомендациями религиозного характера (вида «Вам надо молиться, поститься, исповедоваться, причащаться, терпеть и нести свой крест»), то такая практика наносит вред прежде всего самой религии. Ведь человек ждет, что рекомендации психолога решат его проблемы, улучшат его жизнь, и если рекомендации не приведут к этим результатам, то человек скорее всего, получит стойкое предубеждение в отношении религии, которую ему порекомендовали принять.

Оттолкнет человека от религии и ситуация, когда он пришел за помощью, а ему, к полному его недоумению, не помогают, а лишь стараются обратить его в веру, катехизировать.

В этом смысле и верующие миряне, и церковные иерархи должны скорее выступать против «православной психологии».

Есть и еще один сложный вопрос, связанный с «православной психологией». Должен ли священник, учитывая специфику его работы и положения (в частности, к нему ведь прихожане обращаются и с жалобами психологического, даже психического характера), быть психологом, получать соответствующее образование?

Мой ответ на этот вопрос однозначен и прост: нет не должен. Но в семинариях учебные курсы психологии и психопатологии должны быть достаточно продолжительными, а читать их должны преподаватели высокого профессионального уровня.

Это необходимо для того, чтобы священник, столкнувшись с проблемой, лежащей вне его компетенции, например, с фобиями, галлюцинациями, мог смело посоветовать прихожанину обратиться к психологу, а в тяжелых случаях — к психиатру.

В этом смысле, на мой взгляд, прав был Достоевский, когда описывал поведение старца и его ответ на жалобы прихожанина по поводу видений, галлюцинаций. Старец, как помнит всякий, кто прочитал «Братьев Карамазовых», порекомендовал прихожанину принимать соответствующие лекарства.

Конечно, если сегодня прихожанин на исповеди говорит священнику, например, так «бесы нашептывают мне в левое ухо подлые мысли», то священник не должен сам лекарства рекомендовать, а должен отправить прихожанина к психиатру. При этом, конечно, никто не может запретить религиозным организациям иметь собственные клиники, персонал которых должен соответствовать тем требованиям, которые религиозная организация предъявляет.

Если же мы относим психологическое консультирование к категории неких общественно полезных практик, которые могут не опираться на науку (даже не знаю, имеют ли сегодня такие не опирающиеся на науку практики право на существование, учитывая что научно-техническая революция давно произошла), представляем его как нечто, основанное на житейском опыте, отеческом выслушивании, добром кивании, мягком журении за аморальные поступки, то этим мы открываем дорогу уже совсем иррациональным подходам к психологическому консультированию, таким как психоанализ, гештальт-терапия, трансперсональщина и иже с ними.

Кстати, помимо консультации психолога, психиатра прихожанину ничто не мешает получать такого рода отеческие наставления от духовника. И это, кстати, гораздо больше соответствует самой природе религиозной жизни.

Еще один аргумент в пользу «православной психологии» я слышал от митрополита Иллариона (не лично, конечно). Суть аргумента: психологическое консультирование стремится освободить человека от чувства вины, привить ему уверенность в себе, тогда как «православная психология» оставляет за собой право все же дать клиенту морально-этическую оценку.

Давайте рассмотрим этот аргумент.

Ну, прежде всего, следует заметить, что, приводя рассматриваемый аргумент, митрополит Илларион полемизирует как раз с иррационалистическими подходами типа психоанализа, гештальта, трансперсональшины.

Если же психолог консультирует человека, опираясь на достижения науки, он вполне может (и даже должен, если это связано с проблемой клиента) объяснить человеку, что в обществе существуют моральные нормы и им лучше подчиняться, о том, что целостная личность (вообще личность) — это прежде всего нормальный член общества, социально-полезный субъект и пр.

Кроме того, не стоит ставить знак равенства между «православностью» психолога и тем, что человек, которого этот психолог проконсультирует, станет более моральным.

Действительно, вполне возможно, что клиент «православного психолога» станет и менее моральным, например, подпав под влияние ингруппового фаворитизма, станет в той или иной форме и степени ксенофобом, религиозным, половым и/или просто шовинистом.

Впрочем, логично рассуждать о том, что делает человека более моральным, а что снижает его моральный уровень, можно много и долго, но научных данных по этому вопросу у меня нет. Если кто-то владеет этой информацией — поделитесь, скажу Вам за это «спасибо».

Подытожим.

Я считаю, что такое явление как «православная психология» — это одно из тех явлений современной России (к ним относятся, в том числе, деятельность целого ряда эпатажных и экзальтированных «миссионеров» и откровенных религиозных шовинистов; церковная магия типа записок об упокоении живого человека; уголовные преступления и стяжательство церковных иерархов), которые скорее дискредитируют церковь, чем помогают людям найти к ней дорогу.

Вместе с тем «православная психология» играет свою роль и в обезнаучивании психологии, в иррационализации психологической помощи, в превращении такой помощи в шаманство и алхимию.

Источник: https://neveev.livejournal.com/29840.html

Православный психолог: «Чаще всего я работаю с людьми, у которых искажена ценностная иерархия»

Православный психолог: «Чаще всего я работаю с людьми, у которых искажена ценностная иерархия»

Клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин рассказал читателям «Православия.фм» о зависимостях. Профессиональный врач поведал о том, в какие виды зависимости […]

Клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин рассказал читателям «Православия.фм» о зависимостях.

Профессиональный врач поведал о том, в какие виды зависимости может впадать человек, почему это случается, как лечатся подобные психические недуги, а также рассказал чем здесь помогают вера и Церковь и бывает ли «православная психология»:

— Никита Сергеевич, вы уже несколько лет ведёте в Новосибирске профессиональную практику в сфере психологической помощи. У вас даже есть собственный сайт, посвящённый психологической помощи. Расскажите немного о себе: как и где вы росли, где получали образование, что подвигло вас встать на стезю помощи человеческой душе?

— Родился и вырос в городе Мирном (Якутия). В 2009 году, окончив Томский Государственный Университет, переехал жить в Новосибирск. С раннего детства мне была интересна тема человеческой души, поэтому сомнений относительно выбора профессии практически не было. Благодаря родителям, которые вовремя направили и подсказали путь, я стал тем, кем стал — клиническим психологом.

— Бывают психологи-теоретики, которые любят рассуждать об устройстве человеческой личности и движущих ею мотивах, но не занимаются врачебной помощью. Вы же, судя по грамоте, вручённой вам как медицинскому психологу, являетесь больше практиком и стремитесь деятельно участвовать в судьбе пациентов. Это так?

— В настоящий момент я работаю в Новосибирском областном клиническом наркологическом диспансере. Мы помогаем подросткам, взрослым мужчинам и женщинам, страдающим теми или иными наркологическими проблемами. Уверен, чтобы понять эту тему необходимо окунуться в её практическую область.

— Вы говорите, что в своей работе ориентируетесь на Православие и придерживаетесь направления «православной психологии», но как это следует понимать? Вы консультируете человека совместно со священником? Рассматриваете его проблему через призму православного мировоззрения? Может быть, используете в работе какие-нибудь особенные выработанные Церковью методы или, напротив, отвергаете способы воздействия на личность, которые Церковь не приемлет?

— Если очень кратко, то православная психология основана на христианской антропологии. Она понимает человека как Образ и Подобие Божие, единство духа, души и тела.

Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы стать святым, богоподобным существом, что возможно в результате соединения с Богом, через развитие добродетелей и борьбу со страстями.

В фундаменте православной психологии заложены христианское мировоззрение и аскетика.

Обычно в работе с людьми передо мной стоят две задачи общая и частная.

Общая — выяснить явные или скрытые психопатологические корни недуга, объяснить их страждущему, довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить и преодолеть, прийти к внутренней свободе и радости.

Частная задача — оказать помощь человеку в решении его насущных жизненных ситуациях. Очень важно при этом не забывать о «духовной вертикали».

Здесь возможно применение психотерапевтических и психокоррекционных методов и психотехник, не противоречащих православному мировоззрению.

Современный православный психолог обязан исключать методы, связанные с насилием над личностью, лицедейством, ложью, механистических, оккультно-мистических психотехник (программирование, гипноз, кодирование) и иных уничтожающих душу воздействий.

— Каковы источники православного опыта, который вы используете оказывая помощь? Вы просто воцерковлённый человек, серьёзно изучаете святоотеческое наследие или, может быть, имеете и духовное образование?

— Я имею одно светское образование, церковного пока нет. Будучи крещенным, воцерковленным человеком, мне присущ в некоторой степени личностно-нравственный аскетизм, который непосредственно влияет на моё отношение к жизни и к профессии.

Я исследую психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога Троицу. Поэтому важным аспектом в моей деятельности является личное воцерковление.

— Помимо психологической помощи вы участвуете и в работе новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей. Насколько вы считаете это важным?

— С 90-х годов над Россией проводится «либеральный эксперимент», он совершенно не совместим ни с её ментальностью и культурой, ни с её духовностью. Особенно сегодня наша страна испытывает мощное внешнее давление, в том числе на духовно-нравственные основы. Борьба за традиционные ценности, семью, культуру — это борьба за наше будущее.

— Перейдём к вопросам психологии. Вам часто приходится иметь дело с различными видами зависимости. Мне, как дилетанту в этой сфере, приходят на ум наркотическая, алкогольная, табачная, игровая и адреналиновая зависимости. Я что-нибудь упустил? В какие ещё зависимости человек впадает?

— Из всех форм отклоняющегося поведения самой опасной, пожалуй, является зависимое поведение (или аддиктивное, от англ. addiction — «навязчивая привычка», «страсть к чему-либо»).

Зависимое поведение возникает как попытка убежать от невыносимой реальности, от накопившихся проблем. Часто неудовлетворенные страстные желания подвигают человека «спрятать голову в песок». Аддиктивная личность ищет свой универсальный способ выживания — уход от проблем.

Изменение психического состояния удается за счет аддиктивных агентов. Это могут быть химические вещества: алкоголь, наркотики, табак, токсичные вещества и т.д. Также, агентом могут выступать сильные эмоциональные состояния: ритмичная музыка, гемблинг (игромания), азартные игры, интернет, другой человек (любовная зависимость), шопоголизм, трудоголизм.

— Предположим, человек попробовал наркотики и обнаружил, что не может без помощи со стороны от них отказаться, или же ему сопереживают его близкие и друзья. Куда обращаться, что им может помочь или помешать в избавлении от зависимости, какую помощь в том или ином случае оказывают вера и Церковь?

— Многие люди полагают, что пройдя курс детоксикации в наркодисапансере, можно вылечиться от наркомании или алкоголизма.

Алкогольная и наркотическая зависимость уничтожает все четыре сферы человека: биологическую, психологическую, социальную и духовную.

Поэтому для эффективного лечения необходим комплексный подход, охватывающий воздействие на все четыре сферы. Медикоментозная терапия — это лишь начало долгого и трудного пути.

Не следует посещать никакие общества анонимных наркоманов или алкоголиков (АН – оздоровительная сектоподобная протестантски-ориентированная международная организация, окормляемая «пастырями» из-за границы). Совершенно неприемлемо для крещенных православных людей обращаться за помощью в наркологические центры оккультной ориентации.

В Русской Православной Церкви накоплен богатейший опыт помощи зависимым людям. Система церковной реабилитации включает в себя весь цикл помощи — от входящего звонка, до основного этапа реабилитации, ресоциализации. Опыт работы с наркоманами в православных медицинских центрах свидетельствует об их высокой эффективности.

— Современные синтетические наркотики многие специалисты считают более опасными, чем «традиционные». Почему?

— К сожалению, на сегодняшний день в России до сих пор продолжается смертельная спайсовая пандемия.

По своему личному опыту работы с этой проблемой, приходится констатировать ужасающий факт — в последнее время возраст употребления значительно помолодел.

Если всего несколько лет назад спайс употребляли юноши и подростки, то сегодня среди курильщиков нередко можно встретить представителей младшего школьного возраста.

Читайте также:  Глубина и свобода мышления - психология

По опыту могу сказать, что расстройства мышления в таких случаях достаточно часто необратимы. Человек, употреблявший курительные миксы, перестает адекватно оценивать свое состояние. Фактически он инвалидизируется.

«Соли» имеют схожую клиническую картину и те же губительные последствия, что и спайсы. Их часто колют внутривенно, человек «сгорает» очень быстро. Вычислить дозу очень сложно, поэтому встречаются частые передозировки. Психика рассыпается на глазах.

Соли и спайсы — это современное химическое оружие, по сравнению с другими наркотиками очень быстро разрушающее мозг, нервную систему и личность.

Я глубоко убежден, что без общих усилий родителей, учителей, врачей, специальных служб, общественных организаций, Церкви и всего общества в целом, проблему синтетических наркотиков победить невозможно.

— Игровая и компьютерная зависимость — это разные или тождественные понятия? Как они возникают и как от них избавиться?

— Компьютерная зависимость или кибермания относится к психическим зависимостям по типу наркоманической: неудержимое желание получить «дозу», необходимость в её увеличении, потеря контроля над поведением, абстинентный синдром (ломка) при потере доступа к компьютеру, деградация личности и развитие деструктивного поведения.

При компьютерной зависимости, происходит масштабное изменение душевной жизни человека — развиваются гордость, равнодушие к окружающим, эгоцентризм.

Подвержены игромании те, у кого искажена система ценностей, часто человек не умеет контролировать эмоции. Наибольшее число потенциальных игроманов отмечают среди мальчиков-подростков 12-16 лет.

Подростки нуждающиеся в самовыражении, обращаяются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности и безграничных возможностей, при этом лишенную всякой ответственности. Такая иллюзия убивает человека.

Родители обязаны проявлять интерес к жизни ребенка, интересоваться его делами и проблемами, пытаться помочь развить таланты и способности. И очень важно организовать для него высокую занятость.

Безделье — самая лучшая почва для возникновении зависимостей. Чтобы победить зависимость необходимо, чтобы в основу семьи был положен закон любви.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна 4:7-21).

— Спасибо!

Беседовал Андрей Сегеда

Источник: https://pravoslavie.fm/interview/pravoslavnyy-psikholog-chashhe-vsego-ya-rabotayu-s-ludmi-u-kotorih-iskajena-cennostnaya-ierarhiya/

Русский Православный Институт Культуры — ПСИХОЛОГИЯ

Русский Православный Институт Культуры - ПСИХОЛОГИЯ

 

Декан факультета  —                                              кандидат психологических наук, профессор Евдокимова Ольга Григорьевна.

Заведующая кафедрой психологии религии —      кандидат исторических наук, доцент факультета  Психологии Метелица Анна Сергеевна,

Ректор РПИК   —                                                      преподаватель теологии,философии и психологии,
Бондарчук Вадим Алексеевич.

Старший преподаватель                                       преподаватель психологии,бизнес тренер,
Новотроицкая Мария Юрьевна.

Преподаватель психологии                                  Гоголева Елена Александровна.

В настоящее время в состав факультета психологии входят 7 кафедр:

  1. Православной антропологии;
  2. Психологии религии.
  3. Православной и Социальной психологии;
  4. Приходского Психологического консультирования и психотерапии;
  5. Методологии психологии;
  6. Клинической Психологии;

Кроме того, при факультете действуют:

Научно-Методический Центр Православной Психологии и психотерапии «ПРОСОПОН»
Курсы повышения квалификации Православная психологическая школа «Основы православной практической психологии»;

Православно-психологический лекторий «Святоотеческая психология и духовно-нравственное воспитание».

 Организация учебной деятельности на факультете строится на основе требований Государственного стандарта профессионального образования, в учебных планах учтен опыт работы отечественных психологических центров, используется информация о работе зарубежных университетов, прежде всего Англии, США, Германии.

Ежегодно в январе на факультете  проводится Ежегодная Рождественская Научно-практическая Конференция, на которую собираются ведущие психологи нашей страны, а также ученые из-за рубежа. По результатам проведения конференции издается Сборник Института РПИК.

Обращаем внимание слушателей!

Длительность курсов:

  • от 18 до 200 ч. — это повышение квалификации с целью освоить новую компетенцию или ряд компетенций;
  • от 500 до 1000 ч. — это профессиональная переподготовка с целью освоить новый вид деятельности, но в рамках имеющейся квалификации;
  • свыше 1000 ч. — освоение нового вида деятельности с присвоением новой квалификации.

Учебный план программы профессиональной переподготовки
Скачать полный текст документа
 

Базовое образованиеФорма обученияСрок обученияСтоимость обучения в год11 классов, НПО,

СПО (не профильное)

 

СПО (профильное)

 

Высшее (соответствие направления подготовки ранее полученному ВПО)

 

Высшее (несоответствие направления подготовки ранее полученному ВПО)

 

Дневная (очно)4 года30000 руб.
Вечерняя (очно-заочно)5 лет30000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно)5 лет30000 руб.
Заочно
 
5 лет24000 руб.
Дистанционно5 лет24000 руб.
Дневная (очно)3 года30000 руб.
Вечерняя (очно-заочно)4 года30000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно)4 года30000 руб.
Заочно4 года24000 руб.
Дистанционно4 года24000 руб.
Дневная (очно)2 года24000 руб.
Вечерняя (очно-заочно)3 года24000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно)3 года24000 руб.
Заочно
 
3 года24000 руб.
Дистанционно3 года24000 руб.
Дневная (очно)3 года35000 руб.
Вечерняя (очно-заочно)4 года35000 руб.
Группа выходного дня (очно-заочно)4 года35000 руб.
Заочно4 года35000 руб.
Дистанционно4 года24000 руб.

«Православная психология и психотерапия» Педагогическая психология» «Социальная психология» «Психология личности»

«Клиническая психология»

Общий учебный план программы курса повышения квалификации:

«Православная психология и психотерапия»

 

 С 2015 года факультет  психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Православная Психология» (профпереподготовка-бакалавриат). Профессия психолога в современной России относится к числу наиболее популярных и востребованных.

Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, переживаемой в настоящее время российским обществом, обусловленной сегодняшним мировым финансовым и экономическим кризисом.

Размытость ценностей, падение авторитета науки, снижение культурного уровня и ослабление здоровья населения, в том числе молодежи, делают актуальной задачу подготовки психологов с университетским образованием.

Эти специалисты призваны оказывать разнообразные виды психологической помощи и поддержки населению, психологическое консультирование на приходах  православных храмов, осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности людей и трудовых коллективов, служебной деятельности воинских подразделений и подразделений органов МВД, ФСБ, МЧС, спортивных команд, образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях системы образования (от детского сада до вуза), лечебного процесса в медицинских учреждениях, способствовать повышению качества жизни людей посредством психологического просвещения, консультирования, обучения специальным способам и приемам решения психологических проблем, преодоления жизненных трудностей, оптимизации взаимоотношений в семье, на работе и т.д.

 Приоритетом в образовательной деятельности факультета  психологии в целом и кафедры,православной и социальной психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является подготовка специалистов, которые исповедуют православную веру, христианские ценности, опираются на духовный святоотеческий опыт и церковные традиции ,а также всех тех, кто желает повысить свою квалификацию, изучать и применять православный подход в психологической практике, высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Православная Психология», который накоплен профессорско-педагогическим коллективом РПИК факультетом и кафедрой.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (бакалавриат).

Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 759 от 21 декабря 2009 года.

Обучение осуществляется во всех формах обучения: очной (нормативный срок обучения – 4 года), очно-заочной (вечерней) для лиц, уже имеющих высшее образование (срок обучения – 3 года), заочной ( группы выходного дня) и дистанционной( с использованием Дистанционных Образовательных Технологий. ДОТ) Выпускники получают квалификацию «бакалавр».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 39% от всех аудиторных занятий, 20% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.

В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры православной и социальной психологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы и тренинги.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают междисциплинарный экзамен по психологии и защищают выпускную квалификационную работу).

Выпускники-психологи имеют возможность продолжать обучение по направлению 030300 «Психология», и одновременно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах повышения квалификации по дополнительным программам по педагогической психологии,  так и в аспирантурах по различным психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны (Психологического института Российской академии образования, Института психологии Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета и др.).

С 3 курса начинается профилизация в обучении студентов-психологов. Кафедра православной и социальной психологии как выпускающая кафедра реализует четыре профиля: «Православная и Социальная психология», «Психология личности», «Клиническая психология» и «Православная психотерапия»

Профиль «Православная и Социальная психология» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу в приходах православных храмов, с группами и коллективами людей, а также с другими православными  организациями.

По этому профилю изучаются такие дисциплины, как «Психология группы», «Психология общения», «Психология экстремальных ситуаций», «Юридическая психология», «Методы социально-психологического исследования», «Технологии социально-психологического развития группы», «Психология управления персоналом», «Организационная диагностика и организационное консультирование», «Методы активного социально-психологического обучения» и др. Выпускники этого профиля могут работать психологами на приходах, в сферах образования, здравоохранения, в семейных консультациях, психологических центрах, службах занятости населения и других православных организациях

Профиль «Психология личности» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу с отдельной личностью, ее внутренним миром, самосознанием, эмоционально-волевой сферой и пр.

По этому профилю изучаются такие учебные дисциплины, как «Психологическая экспертиза профпригодности», «Основы психотерапии», «Семейное консультирование и терапия», «Психология зависимости», «Психологические проблемы профессиональной карьеры», «Игровые методы в психотерапии» и др.

Выпускники этого профиля могут работать психологами в сферах образования, здравоохранения, в семейных консультациях, психологических центрах, службах занятости населения и т.д.

Профиль «Клиническая психология» ориентирует будущих психологов преимущественно на работу с личностью и ее внутренним миром в условиях воздействия на нее каких-либо патогенных факторов, в экстремальных и кризисных ситуациях и т.п.

По этому профилю изучаются такие учебные дисциплины, как «Психология здоровья», «Психология зависимости», «Основы психотерапии», «Перинатальная психология», «Семейное консультирование и терапия», «Введение в реабилитационную и коррекционную психологию», «Психологическая реабилитация детей средствами сказкотерапии» и др. Выпускники этого профиля могут работать клиническими (немедицинскими) психологами в учреждениях здравоохранения (лечебно-профилактических, реабилитационных, санаторных, медицинских учреждениях родовспоможения и детства), в семейных консультациях, психологических центрах, образовательных организациях и т.д.

Профиль «Православная психотерапия»  ориентирована , в первую очередь напсихологов и психотерапевтов, исповедующих православную веру, строящих свою практику на основаниях святоотеческого учения Православной Церкви, с учётом знания христианской антропологии, а также молодых специалистов,которые интересуются духовно-ориентированным подходом в практике психологического консультирования и психотерапии.

Особенностью реализуемых кафедрой профилей является то, что имеются их инвариантный и вариативный компоненты.

Инвариантный составляют общие для всех профилей спецкурсы  ( «Теология» «Организация психологической службы», «Частная психодиагностика», «Психология стресса», «Психология конфликта», «Психология девиантного поведения»), вариативный – специфические для конкретного профиля (указаны выше).

Эффективность такой концепции подготовки студентов-психологов подтверждается всем предшествующим опытом осуществления кафедрой ряда специализаций при обучении студентов по специальности «Психология».

Сочетание инвариантного и вариативного компонентов в профилизации обучения бакалавров-психологов позволит дать им не только узконаправленную, но и базовую специальную подготовку, сформировать у них достаточный для решения разнообразных задач круг и уровень профессиональных компетенций, что, безусловно, расширит возможности трудоустройства выпускников-психологов.

Помимо этого, независимо от профиля, все студенты направления «Православная Психология» проходят солидную психолого-терапевтическую практику и получают право, согласно образовательному стандарту данного направления, осуществлять психологo-терапевтическую деятельность в качестве немедицинского психотерапевта.

Существенным компонентом образования будущего психолога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВПО направления «Психология» предусмотрено проведение ряда практик. При их реализации самым активным образом используется опыт успешно осуществляемой на факультете системы практик специалистов-психологов.

В течение четырех лет обучения в Институте бакалаврам-психологам предстоит пройти следующие практики: учебная (2 курс – 2 недели и 3 курс – 2 недели; всего 4 недели), производственная «Практическая психология в образовании» (4 курс – 4 недели), педагогическая (4 курс – 2 недели), научно-исследовательская (4 курс – 1,5 недели).

Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессиональных задач.

Главная цель учебной практики (2 и 3 курсы) – формирование и закрепление у студентов знаний, умений, навыков и компетенций работы психолога, знакомство с отдельными направлениями профессиональной деятельности практического психолога в различных организациях и учреждениях.

Основная цель производственной практики «Практическая психология в образовании» (4 курс) – формирование и закрепление у студентов профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций практической работы психолога образовательного учреждения, знакомство с системой работы практического психолога и в целом службы практической психологии в сфере образования как наиболее сложившейся и оформленной в России психологической службы.

В ходе педагогической практики (4 курс) студенты осваивают методику преподавания психологии в православных общеобразовательных школах, колледжах, средних специальных учебных заведениях и воспитательной работы с обучаемыми, приобретают опыт общения и взаимодействия с учениками, их родителями, а также коллегами-педагогами.

В ходе научно-исследовательской практики (4 курс) решаются научно-практические задачи, что позволяет студентам качественно выполнять выпускные квалификационные работы.

У кафедры общей и социальной психологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом организаций и учреждений городов Москвы и Тулы, являющихся базами для проведения названных видов практик:

Источник: http://www.xn--h1aend.xn--p1ai/index/psikhologija/0-14

Ссылка на основную публикацию