Развитие эмоциональной сферы личности — психология

Развитие эмоциональной сферы личности современного человека

Каждый человек проходит индивидуальный путь социального «эволюционирования». Психологическое становление индивидуума включает также развитие эмоциональной сферы личности, без которой невозможен современный образ человека.

Формирование эмоционально-волевого компонента является важным условием становления личности, опыт которой непрерывно обогащается.

Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.

Долгое время развитие эмоциональной сферы личности рассматривалось как один из проблемных вопросов психологии. До сих пор некоторые психологи полагают, что не существует целостной концепции в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые мнения представителей разных психологических школ.

Ряд психологов, таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают, что эмоциональная система дается человеку с момента рождения. А потому является самой зрелой в сравнении с другими психическими системами личности.

Другие же ученые утверждают, что человек рождается с абсолютно чистым, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем. Поэтому только в процессе взросления, общения, личного опыта это поле заполняется определенной информацией.

В любом случае необходимо развитие эмоциональной сферы личности, чтобы она достигла своей зрелой фазы. Под эмоциональным развитием понимается:

  • осознание своих чувств, переживаний другого человека;
  • постепенное разграничение эмоций, чувств;
  • расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • формирование способности регулировать, контролировать чувства.

Основная практическая значимость эмоций в том, что они могут выступать катализаторами активных действий. Так, пока жизнь протекает мирно, размеренно человек ничего не пытается менять, потому что его и так все устраивает. Но если происходит что-то, что раздражает, печалит, злит нас, то мы начинаем думать об изменениях. А все потому, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт.

Самосознание, саморегулирование, самостоятельной развитие эмоциональной сферы личности, чувств направлены на овладение ими и включены в процесс самосовершенствования человека.

Умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями, реакциями является показателем эмоционального развития.

Совершенствование высших эмоций, чувств происходит по мере социализации, развития человека, становления личности. Такое развитие имеет несколько направлений:

  • включение в сферу эмоциональных переживаний новых событий, предметов, людей;
  • повышение уровня сознательного управления эмоциями;
  • постепенное включение в нравственную регуляцию высоких ценностей, норм.

Психологи едины лишь в одном: развитие эмоциональной сферы личности имеет определяющее значение для становления личности в целом. Его закономерности могут указать механизм дальнейшего развития человека, потому что чувства выявляют важные аспекты внутреннего мира личности.

Эмоции можно использовать как отличный стимул в любой практически значимой деятельности, включая бизнес. Положительные эмоции заряжают позитивной энергией, а отрицательные – подстегивают для большого рывка, кардинальных изменений.

Правильно сформированный эмоциональный фон (атмосфера) компании может повысить результативность, продуктивность работы не только отдельно взятых сотрудников, но и всего предприятия. Но, как и любым «допингом», эмоциональным воздействием не стоит злоупотреблять.

Источник: https://berichnow.ru/stati/razvitie-emotsionalnoy-sferyi-lichnosti-sovremennogo-cheloveka

Роль эмоциональной сферы в формировании отношений личности

Статья опубликована в рамках:

Международной заочной научно-практической конференции

Выходные данные сборника:

Неволина  Виктория  Васильевна

канд.  психол.  наук,  старший  преподаватель  Оренбургской  государственной  медицинской  академии,  г.  Оренбург

E-mail:  nevolina-v@yandex.ru

Основное  внимание  автор  акцентирует  на  анализе  теоретических  подходов  к  пониманию  роли  эмоциональной  сферы  в  формировании  отношений  личности.  В  статье  раскрывается  значение  эмоций  в  процессе  социального  взаимодействия

Ключевые  слова  и  фразы:  эмоции,  эмоциональная  сфера  личности,  эмоциональный  отклик,  переживания,  отношения  личности,  взаимодействие.

Проблема  эмоций  была  предметом  интереса  представителей  различных  психологических  направлений  (Г.М.  Бреслав,  В.К.  Вилюнас,  Л.Я.  Гозман,  Б.И.  Додонов,  А.В.  Запорожец,  К.  Изард,  А.Н.  Леонтьев,  С.Л.  Рубинштейн,  П.М.  Якобсон  и  др.).

  В  психо­логическом  словаре  эмоции  определяются  как  особый  класс  психических  процессов  и  состояний,  связанных  с  инстинктами,  потребностями  и  мотивами,  отражающих  в  форме  непосредственного  переживания  (удовлетворения,  радости,  страха)  значимость  действующих  на  индивида  явлений  и  ситуаций  для  осуществления  его  жизнедеятельности. 

По  мнению  Л.С.  Выготского,  эмоции  являются  источником  взаимодействия  организма  со  средой  [2].  Эмоции  раскрывают  для  человека  значимость  окружающего  мира,  конкретных  предметов,  помогают  ориентироваться  в  той  системе  отношений,  в  которой  развивается  и  воспитывается  человек.  В.Н.

  Мясищев  отмечает  что,  благодаря  эмоциям  мы  лучше  понимаем  друг  друга,  можем  судить  о  состояниях  друг  друга  и  лучше  преднастраиваться  на  совместную  деятельность  и  общение.

  Особенно  богаты  эмоции,  которые  рождаются  в  общении  с  другими  людьми  —  это  сопереживание,  сочувствие,  ненависть,  жалость,  зависть,  гнев,  подозрение  [4]. 

Эмоции  являются  проявлением  переживаний.  Их  дифферен­циацию  и  обогащение  Я.Л.

  Коломинский  соотносит  с  общим  разви­тием  личности  ребенка,  расширением  круга  явлений,  вызывающих  эмоциональный  отклик  (от  врожденной  органической  потребности  до  взаимоотношений  с  другими  людьми,  оценки  собственных  поступков,  восприятия  событий  общественной  жизни).

  Содержание  эмоциональной  жизни  определяется  объективными  жизненными  отношениями,  в  которых  ребенок  находится  с  окружающими.  К.К.  Платонов  определял  чувство,  как  «особую  форму  психического  отражения,  при  которой  отражаемой  являются  объективные  отношения  феноменов  к  нуждам  личности».

  Чувства  —  это  одна  из  основных  форм  переживания  человеком  отношения  к  предметам  и  явлениям  действительности,  отличающаяся  относительной  устойчивостью.  В  исследованиях  А.В.  Запорожца  и  Я.3.  Неверович  отмечается,  что  эмоция  представляет  собой  особую  форму  отражения  субъектом  действительности,  при  помощи  эмоций  осуществляется  психическая  регуляция  общей  динамики  поведения. 

Отношения  —  это  связь  личности  с  различными  сторонами  объективной  действительности.  С.Л.  Рубинштейн  указывал  на  то,  что  в  эмоциях  представлено  целостное  отношение  человека  к  миру.  Отношение  всегда  несет  в  себе  эмоциональный  отклик  на  окружа­ющую  действительность  или  личность.

  Эмоции  как  форма  отношения  к  предметам  и  явлениям  действительности  обусловлены  соответствием  или  несоответствием  потребностям  человека.

  Выделены  два  аспекта  этих  процессов:  аспект  отражения:  эмоции  являются  формой  отражения  значения  объектов  для  субъекта;  аспект  отношения:  эмоции  являются  формой  активного  отношения  человека  к  миру  [5].

Эмоции  рассматриваются  как  формы  отражения  действитель­ности,  проявляющиеся  в  отношении  человека  к  окружающему  миру.  Эмоции  имеют  социальный  характер.  Смена  разных  эмоциональных  состояний  в  соответствии  с  выполняемой  человеком  деятельностью  образует  то,  что  можно  назвать  эмоциональной  жизнью  личности.

  Эмоции  имеют  значение  в  процессе  социального  взаимодействия.  По  мнению  А.В.  Запорожца,  к  социальным  эмоциям  относится  способность  сопереживать,  сочувствовать,  включаться  в  эмоцио­нальное  состояние  другого  человека.

  Социальные  эмоции  форми­руются  в  процессе  осмысленной  деятельности  субъекта,  в  процессе  которой  он  реализует  свои  взаимоотношения  с  окружающим  миром  и  под  влиянием  которой  он  начинает  по-новому  понимать  и  эмоционально  реагировать  на  происходящие  события  и  явления.  А.

  Валлон  подчеркивал,  что  именно  эмоции  соединяют  человека  с  социальной  жизнью,  с  окружающим  миром  ценностей.  Эмоция  проявляется  как  переживание,  имеющее  непосредственную  значимость  для  субъекта.

  Развитие  социальных  эмоций  предполагает  их  обогащение  содержанием,  усложнением  объектов  и  расширением  круга  этих  объектов.  Впоследствии  это  оказывает  влияние  на  формирование  ценностных  ориентаций  и  установок  личности,  которые  определяют  отношение  человека  к  внешнему  миру. 

Социальные  эмоции  формируют  адекватное  эмоциональное  отношение  к  социальным  нормативам,  что  способствует  освоению  социальных  норм.

  Социальные  переживания  опосредованы  социаль­ными  эталонами  и  понимаются  как  постоянное  эмоциональное  отношение  к  реалиям  социума:  нормам  и  правилам  поведения,  ценностям,  принятым  в  социуме,  значимым  историческим  событиям  и  персонажам,  произведениям  искусства,  традициям.

  Социальные  переживания  являются  одним  из  ведущих  механизмов  социализации,  играют  значимую  роль  в  развитии  эмоциональной  и  познавательной  сфер  личности.

  Они  также  представляют  собой  один  из  главных  факторов  в  процессе  формирования  ценностных  ориентаций  и  установок,  индивидуального  стиля  деятельности  и  общения  человека,  направляют  процесс  аккультурации.

  Специфика  форми­рования  социальных  эмоций,  появления  и  возможности  испытывать  высшие  переживания  и  чувства  связана  с  тем,  что  этот  процесс  происходит  в  социальном  обществе,  связан  с  присвоением  (интерио­ризацией)  и  дальнейшим  использованием  в  ходе  социального  взаимодействия  нравственных  и  этических  норм  опосредования  эмоциональных  реакций,  оценочных  категорий.  Социальность  эмоций  предполагает,  с  одной  стороны,  их  приобретение  детьми  в  процессе  вхождения  в  социум  под  влиянием  взаимодействия  со  взрослыми  и  сверстниками.  В  результате  приобретенные  индивидом  социальные  ценности,  требования,  нормы  и  идеалы,  соединяясь  с  его  эмоцио­нальной  сферой,  становятся  органической  частью  личности.  С  другой  стороны,  являясь  внутренним  достоянием  личности,  социальные  эмоции  становятся  содержательным  мотивом  ее  поведения.

Анализ  различных  сторон  эмоционального  развития  детей  показывает,  что  большинство  ученых  (А.  Адлер,  Л.С.  Выготский,  А.В.

Читайте также:  Денежный эквивалент - психология

  Запорожец)  в  качестве  основного  элемента  эмоционального  развития  выделяют  переживание,  которое  является  единицей  социальной  ситуации  развития,  соединяя  две  стороны  психического  развития  —  аффективную  и  интеллектуальную,  и  определяет  взаимодействие  внутреннего  мира  человека  с  внешней  средой.  Л.С.

  Выготский  констатирует,  что  «действительной  динамической  единицей  сознания  будет  переживание».  Переживание  является  динамичным  и  связано  с  сознанием  в  прямом  влиянии  на  него  [2].

В  исследованиях  Т.Д.

  Марцинковской  выявлен  ряд  законо­мерностей  развития  социальных  переживаний  ребенка:  сензитивным  для  формирования  у  детей  социальных  переживаний  является  старший  дошкольный  возраст;  специально  организованное  в  этом  возрасте  обучение  способствует  развитию  социальных  переживаний,  помогая  процессу  социализации  ребенка,  развитию  адекватного  для  данного  ребенка  стиля  общения  со  сверстниками.  Связь  социальных  эмоций  с  процессом  социализации  детей  проявляется  во  влиянии  социальных  эмоций  на  развитие  некоторых  качеств  личности,  таких  как  реалистичность,  ответственность,  общительность,  то  есть  тех,  которые  лежат  в  основе  общения  людей,  их  социального  статуса  [3]. 

В  работах  С.Т.  Дмитриевой  показано,  что,  чем  выше  уровень  социальных  эмоций,  тем  выше  статусное  место  и  тем  более  осознанный  и  адекватный  характер  носит  его  общение  со  сверст­никами.

  Взаимосвязь  социальных  переживаний  и  характера  взаимоотношений  становится  более  значимой  с  возрастом,  приобретая  более  выраженный  характер  в  старшем  возрасте  [3].  Исследования  М.

  Митру  показали  роль  социальных  переживаний  в  формировании  ценностных  ориентаций  и  установок  личности,  которые  служат  стержнем  «Я-концепции»,  регулируют  деятельность  человека,  опреде­ляют  его  отношение  к  внешнему  миру;  в  связи  с  этим  становление  личности  связано  с  развитием  социальных  переживаний,  с  формированием  у  ребенка  постоянного  эмоциональною  отношения  к  нормам,  принятым  в  данном  социуме  [3]. 

Таким  образом,  эмоциональная  сфера    представляет  собой  сложную  и  непрерывно  изменяющуюся  систему  своеобразных  откликов  личности  на  действительность  и  ее  воздействия.

  Эмоции,  как  переживание  личностью  ее  связей  с  миром,  отражают  отношение  человека  к  значимым  для  него  объектам  и  обеспечивают  селективность  восприятия:  из  бесчисленного  количества  объектов  среды,  влияющих  на  человека,  некоторые,  имеющие  для  него  важное  значение,  выделяются  и  усиливаются  эмоциями.

Список  литературы:

  1. Вилюнас  В.К.  Психология  эмоций  /  В.К.  Вилюнас  СПб.:  Питер,  2008.  496  с. 
  2. Выготский  Л.С.  Педагогическая  психология  /  Л.С.  Выготский  М.:  Педагогика,  1991.  —  480  с.
  3. Изард  К.  Психология  эмоций  /  К.  Изард  СПб.:  Питер,  2007.  —  464  с.
  4. Изотова  Е.И.,  Никифорова  Е.В.  Эмоциональная  сфера  ребенка:  Теория  и  практика  /  Е.И.Изотова,  Е.В.  Никифорова  М.:  Изд.  центр  «Академия»,  2004.  —  288  с.
  5. Мясищев  В.Н.  Психология  отношений  /  В.Н.  Мясищев.  М.,  1995.  —  156  с. 
  6. Рубинштейн  С.Л.  Эмоции  //  Психология  эмоций:  Тексты  /  под  ред.  В.К.  Вилюнаса,  Ю.Б.  Гиппенрейтер.  —  М.,  1984.  —  С.  152—162.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxiv/31524

Эмоциональная сфера личности

Считается, что в филогенезе любой живой организм был изначально обеспечен простейшими формами эмоционального реагирования (удовлетворенность, неудовлетворенность, страх, радость, гнев), связанными с его адаптацией к окружающей среде и регуляцией жизнедеятельности. Приоритет в таком выводе приписывают Ч. Дарвину.

Так, страх и гнев обеспечивали выживание первобытному человеку в опасных ситуациях через готовность дать отпор или бегство. Впоследствии эмоциональная сфера человека расширилась за счет приобретения таких эмоций, как чувства, страсти, настроения и т.п.

Эти эмоции приобретаются человеком в социальной среде как способность к переживаниям.

В онтогенезе современного человека сразу после рождения ребенок способен проявлять эмоции типа «удовольствие — неудовольствие», направленные на удовлетворение его органических потребностей в пище, сне и тепле.

Чуть позже появляются эмоции в форме гнева и страха, связанные со сферой его бессознательного.

Далее в играх со сверстниками, в контактах с родителями и взрослыми развиваются более сложные, социально обусловленные эмоции, такие, как переживания чувств (сострадание, привязанность и, естественно, обратные им), связанные с сознанием.

Какую приоритетную направленность получают эмоции (положительную или отрицательную), обусловлено особенностями окружающей социальной среды (поведение родителей, воспитателей детского сада и др.). От этого во многом зависит, будет ли человек оптимистом или пессимистом, великодушным или мстительным, тревожным или уверенным, любознательным или безразличным.

Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Конечно, это требует прежде всего волевых усилий.

Вместе с тем имеется ряд психологически оправданных приемов для снижения эмоционального напряжения: — релаксация (снятие мышечной напряженности); — позитивное стимулирование хорошего настроения за счет периферических изменений (если встал «с левой ноги», то прими активную осанку, улыбнись себе); — «загон страстей в мышцы» (по И. Павлову): плохое настроение можно «затоптать», пройдя несколько километров средним темпом; — искусствотерапия («Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» — так оценил влияние музыки на личность В. Сухомлинский); — смехотерапия, или гелотология (имеются данные, что каждому человеку следует смеяться как минимум 10 минут в день, причем женщине это время надо «набирать» за 13-16 раз, а мужчине — не менее чем за 17 раз);

— медитация и др.

Человек, умеющий управлять своими переживаниями, считается эмоционально зрелой личностью. Это качество относится к его способности контролировать и подавлять чрезмерно интенсивные эмоциональные проявления. Отсутствие навыков управления эмоциями приводит к различного рода нарушениям.

В народе известна истина: «Люди умирают не от старости, а от болезней». Статистика же показывает, ЧТО более чем в 70 % случаев причиной заболеваний служат психоэмоциональные факторы. Некоторые эмоции создают основу для определенных видов заболеваний.

Так, зависть опасна заболеваниями печени, желчного пузыря, сердечно-сосудистой системы. Ревность приводит к снижению зрения, слуха, появлению диабета и рассеянного склероза. Агрессивность и злобность грозят облысением, ожирением, болезнями легких, поражением зубов, кожными заболеваниями, варикозным расширением вен.

Чрезмерное себялюбие («гордыня») может вызвать бесплодие, эпилепсию, псориаз.

Список наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека довольно велик.

Эмоциональная анестезия — состояние, характеризующееся снижением эмоциональной чувствительности к внешнему миру, оцепенением как следствием посттравматических стрессовых расстройств.

Идеосинкразия — крайняя степень невыносимости к конкретным раздражителям (скрежет трамвайных тормозов, запах свежей рыбы).

Эмоциональная депривация — проявляется в отсутствии эмпатии или эмоциональных реакций на эмоции, исходящие от других людей (равнодушие при виде страданий, неумение разделить радость и др.).

Эмоциональная неадекватность — отстраненность от реальности и погружение в себя (аутизм), несоответствие мимики эмоциональному состоянию (парамимия), несоответствие переживаний текущей ситуации (паратимия), реагирование полярными переживаниями относительно одного и того же объекта Ф> (амбивалентность) и др.

Гипомимия — малоподвижность или полная неподвижность лицевой мускулатуры.

Невротические страхи (фобии) — боязнь абстрактных или конкретных объектов, ситуаций, явлений и процессов (острых или больших предметов, темноты, высоты, малого или большого пространства и др.).

Аффективная ригидность — чрезмерная злопамятность, обидчивость, мстительность.

Какое полушарие должно взять на себя большую часть «вины» за расстройства и нарушения эмоциональной сферы личности? Ответ на этот вопрос до сих пор разделяет психологов. Одни призывают во время телефонного разговора слушать собеседника только правым ухом, чтобы не задействовать в активную работу правое, по их мнению «эмоциональное», полушарие.

Другие, наоборот, предупреждают о том, что опасность бурного эмоционального реагирования угрожает независимо от того, каким ухом идет прием информации. Тем самым они уравнивают оба полушария мозга в правах на возбуждение эмоционального процесса.

Существует гипотеза и о том, что левое полушарие как полушарие здравого смысла и строгой логики ответственно за позитивные эмоции, а правое — за негативные.

Установление истины требует глубоких экспериментальных исследований. Сложность проблемы же заключается в том, что полученные на текущий момент данные свидетельствуют о чрезвычайно сложном межполушарном взаимодействии, не позволяющем выстроить последовательную разорванную цепь автономных процессов.

Источник: https://psyera.ru/razvitie-i-narusheniya-emocionalnoy-sfery-lichnosti-247.htm

Эмоционально волевая сфера личности

Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют очень важную роль в жизни человека.

Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции.

По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя.

Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.

Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания.

Читайте также:  Беседа - психология

Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий.

Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности. Например, первобытный человек, чтобы добыть еду совершал определенное количество действий

.

Характеристика волевой сферы личности

Волевые действия можно разделить на две группы:

  1. Простые – действия, которые не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации.
  2. Сложные – действия, которые подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения.

Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:

  • импульс;
  • мотив;
  • способ и средство деятельности;
  • принятие решения;
  • выполнение решения.

Развитие эмоционально волевой сферы личности

Этот процесс достаточно сложный и происходит он за счет влияние различных факторов. К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, например, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода и его можно разделить на определенные этапы:

  1. От рождения и до 3-х летнего возраста преобладает сомато-вегетативный тип. Какие-либо недовольства проявляются увеличенной эмоциональной возбудимостью.
  2. В возрасте от 3 до 7 лет эмоциональная и волевая сфера личности проявляется психомоторным типом реагирования. В этом периоде у ребенка часто проявляется негативизм, оппозиционность, а также формируются такие реакции, как страх и испуг.
  3. Следующий этап развития – возраст от 7 до 11 лет. В этом периоде у ребенка преобладает аффективный тип реагирования, который проявляется впечатлительностью и тревожностью. Чувство тревоги становиться более стабильным. В этом возрасте у ребенка формируется самооценка и такие волевые черты, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и др.
  4. В возрасте от 12 до 15 лет волевая сфера личности в психологии проявляется доминированием эмоционально-идеаторного типа поведения. Ребенку в таком возрасте характерны такие черты: обидчивость, неуравновешенность, раздражительность, смена настроения, конфликтность. Все это затрудняет адаптацию в обществе.
  5. Последний этап развития воли – возраст от 16 до 18 лет. В этот период наблюдается стабилизация эмоционального состояния. У подростков в этом возрастепроявляются такие черты: самостоятельность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, хорошая концентрация, умение выходить из сложных ситуаций.

Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:

  • неуверенностью в себе;
  • неадекватной самооценкой;
  • увеличенной тревожностью;
  • проблемами во взаимодействии с другими людьми;
  • эмоциональным напряжением;
  • нежеланием что-либо делать;
  • увеличенной импульсивностью.
Вопрос мотивации личности интересует многих желающих добиться серьезных результатов, в каком-либо деле. При помощи каких не хитрых действий можно повысить уровень мотивации мы расскажем в этой статье.
Как правильно целоваться с девушкой?

Поцелуй играет очень важную роль во взаимоотношениях, вернее, в их развитии или же, наоборот, прекращении. Если целуясь девушка будет испытывать не самые приятные ощущения, то на этом все может и закончиться.

Как научиться быстро писать?В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов тренировки скорости написания текстов, набора их на клавиатуре или же просто при помощи ручки.Скрытые возможности человекаКаждый человек, сам того не осознавая, обладает скрытыми возможностями, однако искусственно вызвать эти возможности, которые нередко граничат с фантастическими, практически, невозможно.

Источник: http://kak-bog.ru/emocionalno-volevaya-sfera-lichnosti

24.2. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности

Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей связана с тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Є.І. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста приводят к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них есть высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта успешных соответствует средним значением по тесту Векслера.

Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.

Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.В. Шулейкина обнаружила, что эмоциональные реакции удовольствие и неудовольствие наблюдаются уже в пяти-шестимесячного человеческого плода.

Меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к близкого человека (матери, отца, сестры, брата).

Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальной окраски. Поэтому в подростка бегство от опасности ассоциируется с чувством стыда.

Вследствие этого он выбирает другой способ борьбы со страхом — пытается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.

Как отмечает К. Изард, с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций.

В частности, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того, как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у нее раздражение.

Лицо матери, которая удаляется, не вызовет особой реакции у трехмесячного ребенка, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это гневным протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться тому, что остается в доме один, без родительской опеки.

К. Изард, Ю.А. Макаренко и другие психологи обнаружили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с предубеждением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции.

Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие дает не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени в старших детей возникает ожидание удовольствия в начале игровой деятельности.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии как средство общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавания эмоций по выражению лица.

С возрастом также происходит расширение и усложнение знаний о эмоции. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первобытных обобщенных понятий «приятное-неприятное».

Пределы эмоциональных понятий становятся более четкими. Маленькие дети применяют тот же термин для обозначения широкого круга эмоциональных явлений.

Увеличивается количество параметров, по которым характеризуют эмоции; сначала их два — «нарушение-умиротворения» и «удовольствие-неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и др.

Если в пять лет дети тесно связывают ее с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представление о причинах эмоции и внутренние состояния, которые связывают ситуации с эмоциональной реакцией.

Итак, вопреки мнению некоторых ученых, можем говорить о развитии эмоциональной сферы личности в онтогенезе.

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Я.

Дембовский отмечает, что младенец оперирует тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать — испугом), что проявляется во время сильного звука; гневом, как реакцией на ограничение движений, и удовольствием, которое возникает в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание тела. Что же касается выражения этих эмоций, то в первую очередь у младенца возникает плач. Но у него бывает и выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на различные стимулы.

Если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенную к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а потом или улыбаются, или отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, очевидно, универсальные и отражают процесс созревания нервной системы. Даже в сліпонароджених детей наблюдают одну и ту же последовательность.

Примерно в два с половиной месяца у ребенка появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческого лица. Малыши охотно улыбаются и реагируют движениями всего тела на человека, который приближается к ним.

Читайте также:  Конкретика в просьбах - психология

От этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего возникает новый вид эмоционального реагирования — формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие в нее выразительных средств.

В начале ребенок выражает свои аффекты беспокойными движениями или недвижимостью. Затем присоединяются мимика, звуки и телесные движения.

Источник: https://banauka.ru/821.html

Психология

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е.

отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции.

Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций.

Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений.

Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» – сила).

Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.

), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.

Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер.

Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к чувствам.

Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.

Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации и т. д.

Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица; пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Общие характеристики эмоций легли в основу создания ряда шкал эмоциональных состояний.

Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.

Нет единого мнения среди ученых, занимающихся проблемой эмоций, относительно вопроса об их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античной философии высказывались мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.

На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную.

Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека.

Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям.

Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д.

Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям.

Один из самых ранних подходов к пониманию роли выразительных движений был предложен У. Джемсом и К. Ланге, сформулировавшими так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним.

По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию.

Они свели эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратили сознательные процессы центрального характера во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и ее не определяющий акт.

Однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч.

Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных», привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционного процесса.

Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков – обезьян.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию.

Психология bookap

Почти с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.

Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl70.shtm

Ссылка на основную публикацию