Школы психологии — психология

Научные школы и направления в психологии

Школы психологии - психология

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии.

Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения.

Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие — либо не замечаются, либо получают более узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики.

Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.

Представители определенных научных направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

Каждый из представленных в науке теоретических подходов к пониманию психического имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую «копилку» психологической науки.

Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос: какой подход наиболее верный? Все подходы имеют свои достоинства и недостатки. Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход.

Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как «душа», «сознание», «поведение», «бессознательное», «психика» и др.

Самым первым предметом изучения психологии была душа.

И в наше время, и много лет назад для объяснения поведения других людей было принято ссылаться на проявления их души как некоторого фактора, значимого для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступного для непосредственного восприятия.

Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки, трактовавшие душу как: искорку, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); соединение атомов (Демокрит); результат смешения трех жидкостей — крови, желчи и слизи (Гиппократ); часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); форму живого тела и цель его существования (Аристотель). Период Средних веков характеризуется влиянием на представления о душе как бессмертной инстанции (Фома Аквинский, 1225—1274) религиозных учений — христианства и ислама.

В конце XVII в. с приходом в естествознание строго «причинного мировоззрения» душа как объяснительный принцип и первопричина всех движений была исключена из науки. Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было сознание.

Психологическое знание пытались построить на основе собственных переживаний ученого — явлений индивидуального создания.

Мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый человек знает по личному опыту, представлялись единственной несомненной реальностью, которую следует изучать, поскольку эти явления человек фактически наблюдает, находит в себе, изучая свою «внутреннюю душевную деятельность». Отсюда единственно возможным методом исследования была признана интроспекция — самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.

Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что явления сознания являются такими же бесспорными фактами внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Развитие идей о явлениях сознания находит свое продолжение в психологии ассоционизма (XVIII — сер. XIX вв.

), которая всю душевную жизнь представляла как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями (Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф.

Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.

В первой трети XX в. появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого проясняется благодаря самонаблюдению, утрачивает свое влияние.

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, — гештальтпсихология.

Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гештальты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Исследования, проведенные представителями данного направления (М.Вертгеймер, К. Коффка, В.

Келер) в области восприятия и мышления, позволили выявить ряд феноменов (например, инсайт как мгновенное схватывание ситуации) и законов (например, законы «фигуры и фона», «транспозиции», «хорошей формы» и пр.).

Эти данные активно используются военными психологами, разрабатывающими психологические аспекты маскировки, введения противника в заблуждение, создания контекста неопределенности в ходе боевых действий.

Преодолению ограниченности круга изучаемых психологией явлений рамками сознания способствовало выделение в качестве основного предмета изучения поведения. Это было сделано в бихевиоризме. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция».

Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Так, например, мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций — любых ответов организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта.

С 20-х гг. XX в. начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа).

Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных» как факторах (мотивация, состояния, когнитивные структуры), служащих опосредующим звеном между стимулом и мышечными движениями.

Объяснительными факторами формирования и модификации поведения человека выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения) и «подкрепление» (негативное и позитивное).

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Богатая медицинская практика позволила 3.

Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.).

На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные.

В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.Фрейд тем не менее склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное — бессознательное» в пользу последнего.

Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека.

Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии (Г.Олпорт, Ф.Перлз, К.Роджерс, А.Маслоу).

Представители гуманистической психологии признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческой самореализации, к достижению «идеального Я».

Одной из основ гуманистической психологии стал экзистенциализм — философское течение, ориентированное на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Сторонники этого направления убеждены, что поведение человека детерминируется не инстинктами, внутренними конфликтами или внешними стимулами, а личным восприятием реальности.

Люди сами себя контролируют, их поведение определяется способностью выбирать, как думать и поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира.

Таким образом, человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Важным направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, признающим ведущую роль общественно-исторического фактора в развитии психики, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей интегральной категории предметной деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я. Басов, А. Н.Леонтьев).

Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека.

Деятельность — это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели, связанной с познанием или преобразованием объекта.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своего поведения и действий, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений.

Читайте также:  Простые подсказки для руководителя - психология

При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельйости приводит к «перенесению внутрь» — интериоризации — внешних действий и социальных отношений.

А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся (в отличие от «натуральных» функций, имеющих природное происхождение) произвольностью и осознанностью (Л.С.Выготский).

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе сформированной психической функции строится «внешнее» социальное отношение.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основания для выделения отдельных отраслей и научных направлений психологии?
  2. Какую функцию выполняет общая психология в общей системе психологической науки?
  3. Что являлось исторически первым предметом изучения психологии?
  4. Какие научные направления возникли в первой половине XX в.?

Литература

  • Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.
  • Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Зинненко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
  • Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1998.
  • Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.
  • Шульц Д, Шульц С. История современной психологии. — СПб., 2002.

Источник: https://pro-psixology.ru/vvedenie-v-professiyu-voennogo-psixologa/680-nauchnye-shkoly-i-napravleniya-v-psixologii.html

Школы Психологии

Школы Психологии

В первой половине 20 в. возникло множество школ психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы.

Психоанализ, История возникновения этой школы психологии началась с того, как австрийский врач З. Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза, — едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека.

Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют «бессознательную» структуру.

Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и «норма», по Фрейду, — не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным.

Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.

Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К. Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству.

В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов — «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины — определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола.

Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов.

Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» — совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

Другой последователь Фрейда, А. Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности.

Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности.

Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В. Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека.

Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования.

Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Гуманистическая психология. Идеи этой психологической школы Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.

Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.

Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы психологии были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, Э.

Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности.

Другой важный принцип — необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т. е.

описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример — сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Гештальтпсихология. Сторонники этой школы психологии взяли на вооружение целостный (холистический) подход задолго до того, как гуманистическая психология заявила о себе как о новом направлении. История гештальтпсихологии (нем. Gestalt — структура, форма) берет начало в Германии в 1912, когда М. Вертгеймер исследовал т. н.

«фи-феномен» — иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение-выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки.

Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.

Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. К. Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф. Перлз — к психотерапии, Э. Маслоу — к теории личности. К. Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля.

Эта школа психологии была с успехом использована и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Среди других достижений этой школы психологии следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт — внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т. н. «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

Функционализм и бихевиоризм. В США психология с самого своего возникновения (в 1880-х годах) имела в основном функционалистскую и поведенческую ориентацию — в отличие от Германии, где преобладающим направлением был структурализм.

Если последний уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм пошел дальше функционализма и уничтожил все упоминания о психике и механизмах ее функционирования. В 1913 один из основателей бихевиоризма, Д.

Уотсон, заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь «метод обусловливания», сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К. Халл, Б. Скиннер и Н.

Миллер, утверждали, что нет принципиальных различий между процессом научения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания — подкрепления поведения с помощью награды или наказания

Когнитивизм. Это школа психологии, изучающая процессы познания (лат. cognitio — познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э. Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных.

В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т. е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания.

Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения).

Читайте также:  Ликвидация проблемной ситуации - психология

Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения.

С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма — ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.

Источник: http://syntone.ru/psy_dir/shkoly-psihologii/

История современной психологии

История современной психологии

В первые годы развития психологии как отдельной научной дисциплины — а точнее, в последней четверти XIX столетия — огромное влияние на нее оказал Вильгельм Вундт, немецкий физиолог, у которого были четкие представления о том, какую форму эта новая наука — его новая наука — должна обрести (см. главу 4).

Он определил цели, предмет, методы и темы исследований — естественно, под воздействием своего времени и господствующих в ту пору течений в философии и психологии. Но как бы то ни было, именно Вундт, как провозвестник духа того времени, объединил различные философские и научные направления мысли.

В течение некоторого времени психология формировалась, главным образом, под его влиянием.

https://www.youtube.com/watch?v=dbJEjzKUDRg

Вскоре ситуация изменилась. Среди все возрастающего числа психологов возникли противоречия. В других науках и культуре в целом выдвигались новые идеи.

Как отражение этих новых веяний, некоторые психологи выразили несогласие с концепцией Вундта и предложили собственное видение психологии Таким образом, к 1900 году между несколькими научными системами и школами мышления существовали непростые отношения. В сущности, речь шла о различных определениях природы психологии.

Термин психологическая школа5 в рамках психологии подразумевает группу психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления.

Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами.

Появление различных психологических школ, их последующий упадок и замена другими — одна из поразительных черт истории психологии.

5 психологическая школа — группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами: их имена связаны с определенной системой идей.

Та стадия в развитии науки, когда она еще разделена на отдельные школы, называется допарадигматической (Kuhn. 1970).

(Парадигма, то есть модель или образец, является общепринятым — в рамках научной дисциплины — способом размышления, который в течение некоторого времени для исследователей данной области определяет и основные вопросы, и основные ответы.

) Наука достигает зрелости, то есть высокой стадии развития, когда она больше не делится на различные школы: когда большинство ученых едины в вопросах принятия основных теорий и методов. На этой стадии развитие научной области определяется некой моделью, общей парадигмой — больше нет соперничающих фракций.

Действие парадигмы можно увидеть на примере истории физики. В течение примерно 300 лет физика носила имя Галилея и Ньютона, все физические изыскания того времени проводились фактически в рамках созданной ими системы.

Но парадигмы могут меняться, как только большинство теоретиков и практиков принимает новый взгляд на предмет и методы изучения. В физике это случилось, когда система Эйнштейна заменила модель Галилея/Ньютона.

Эту смену одной парадигмы другой можно назвать (Kuhn. 1970).

Психология еще не достигла парадигматической стадии. На протяжении всей истории психологии исследователи находятся в поиске — ищут, анализируют, отвергают разные научные определения. Ни одна из систем или точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.

Пионер когнитивной психологии Джордж Миллер (см. главу 15) заметил, что «в этой сфере нет ни единых приемов, ни стандартных методов.

И при этом, по всей видимости, нет никакого фундаментального научного принципа, сопоставимого с законами Ньютона или эволюционной теорией Дарвина» (Miller. 1985. P. 42).

Если психологи и могут быть в чем — то единодушны, так это в том, что «сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад, и кажется, будто мы как никогда далеки от того, что хоть сколько — нибудь напоминало бы согласие относительно характера психологии» (Evans, Sexton, Gadwallader. 1992. P. XVI).

Такую точку зрения разделяют многие психологи. «В конце [XX] столетия, нет никакой единой системы, никаких единых принципов для определения психологической дисциплины и ведения исследований» (Chiesa. 1992. P. 1287). «Психология… представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей» (Koch. 1993. P. 902).

«Американская психология разделена на враждующие фракции» (Leahey. 1992. P. 308).

Психологическая наука состоит из групп, каждая из которых «цепляется» за собственную теоретическую и методологическую платформу, и подходит к изучению человеческой природы, вооружившись собственными методами, пользуясь собственной терминологией, журналами и прочими атрибутами своей школы.

Каждая из ранних психологических школ была движением протеста, восстанием против господствующей системы взглядов.

Представители каждого течения громко заявляли об очевидной слабости старой системы и предлагали исправить ситуацию с помощью новых определений, концепций и стратегий исследования.

Когда новой школе мышления удавалось завладеть вниманием научного сообщества, предыдущая платформа тут же отвергалась. Обе стороны яростно отстаивали свои позиции: то и дело возникали конфликты между старой и новой школой.

Ведущие теоретики старшей школы редко становились убежденными сторонниками новой системы. Обычно это были седовласые мужи, умом и сердцем глубоко преданные своим взглядам; им было непросто, а то и поздно меняться.

Более молодые и менее горячие сторонники старшей школы, напротив, часто увлекались новыми идеями и становились последователями нового учения, оставляя «стариков» с их традициями и работой в почти полном забвении.

Немецкий физик Макс Планк писал, что «новая истина в науке одерживает победу не потому, что ее оппоненты «прозревают», а скорее потому, что все они в конечном счете умирают, а новому поколению знакома только новая система» (Planck. 1949. P. 33).

«Как было бы хорошо, — говорит Чарльз Дарвин в письме к другу, — если бы каждый, кто имеет отношение к науке, умирал в возрасте шестидесяти лет, ведь потом уже приходится только отбиваться ото всех новых доктрин» (цит. по: Boorstin. 1983. P. 468).

В истории психологии существовали самые разные школы, и каждая из них выступала против предшествующей. Новые течения использовали старших оппонентов как объекты для критики и импульс для собственного развития. Представители каждой школы громогласно отмежевывались от предыдущей теоретической системы.

По мере того, как новое течение крепло, обретало сторонников и влияние, уже вдохновлялась новая оппозиция, и процесс противостояния начинался заново. Что некогда было просто изысканиями, становилось агрессивной революцией, венчалось успехом, устанавливало традиции — и затем отступало под энергичным напором следующего молодого движения. Успех, состояние покоя ослабляют.

Прогресс питает противоборство. Как только оппозиция повержена, страсть и рвение некогда нового движения умирают.

Господство по крайней мере некоторых из психологических школ было лишь временным, но важную роль в развитии психологии сыграли практически они все. Это влияние прослеживается и в современной психологии, хотя сегодня раскол в ней мало напоминает предыдущие, так как новые доктрины вновь заменили старые.

Функцию психологической школы можно сравнить со строительными лесами (Heidbreder.1933). Нельзя возвести высокое здание без лесов, и все же по окончании строительства их разрушают — за ненадобностью.

Точно так же структура сегодняшней психологии была построена в рамках структуры и на основе руководящих принципов (лесов) предшествующих психологических школ.

Именно с точки зрения исторического развития различных психологических школ можно лучше всего понять прогресс психологии. Огромный вклад в нее внесли великие ученые — мужчины и женщины, — но значение их трудов более явственно, когда рассматривается в контексте идей, которые им предшествовали, их корней и тех исследований, которые за ними последовали.

План книги

В главах 2 и 5 рассказывается о философских и психологических системах, предшествующих экспериментальной психологии. На основе этих философских и психологических традиций были разработаны психология Вильгельма Вундта (глава 4) и так называемый структурализм6 (глава 5).

За структурализмом последовали функционализм7 (главы 6, 7 и 8), бихевиоризм8 (главы 9, 10 и 11) и гештальт — психология9 (глава 12) — направления, которые либо опирались на структурализм, либо противостояли ему.

Примерно в то же время из идей о природе бессознательного и на основе первых опытов в лечении душевнобольных возник психоанализ10 (главы 13 и 14) — наука с собственным предметом изучения и с собственной методологией.

6 Структурализм — система Титченера, согласно которой психология имеет дело с социальным, зависимым от индивида опытом.

7 Функционализм — направление в психологии, ориентированное на изучение роли разума в адаптации организма к окружающей среде.

Читайте также:  Духовные практики и тренинги духовного развития - психология

8 Бихевиоризм — сформулированная Уотсоном наука о поведении, исследовавшая только очевидные поведенческие акты, которые могут быть описаны объективно.

9 Гештальт — психология — направление в психологии, в значительной степени ориентированное на обучение и восприятие, выдвинувшее в качестве основного принципа тот факт, что объединение психологических элементов производит некое новое качество, которое не сводится к свойствам отдельных элементов.

10 Психоанализ — учение, разработанное З. Фрейдом, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психоанализ и бихевиоризм вдохновили на создание множества подшкол. В 50–х годах нынешнего столетия в качестве ответа на бихевиоризм и психоанализ появилось такое направление, как гуманистическая психология11; она включала в себя и принципы гештальтпсихологии.

Около 1960 года бихевиоризму бросило вызов движение когнитивной психологии12, и определение психологии было пересмотрено еще раз. Важная особенность новейших преобразований — это возврат к изучению сознания и психических, или когнитивных, процессов.

«Потеряв сознание» в ходе бихевиористской революции, психология теперь вновь смогла вернуться к этой теме. Эти процессы описаны в главе 15.

11 Гуманистическая психология — направление в психологии, подчеркивающее важность изучения сознательного опыта человека и признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему.

12 Когнитивная психология — направление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно обрабатываются его разумом.

Рассмотрение истории развития психологии мы продолжим в главе 16: попытаемся положить конец дискриминационным методам в психологии, а также подчеркнем вклад в психологию не столь широко известных ученых.

Вопросы для обсуждения

1. Что дает право утверждать, что психология — одна из старейших академических дисциплин, но одновременно и одна из самых молодых? Объясните, почему современная психология принадлежит XIX, и XX векам.

2. В чем ценность изучения истории психологии?

3. Чем данные истории отличаются от научных данных? Приведите примеры искажения исторических данных.

4. Расскажите о контекстных силах, которые повлияли на развитие современной психологии?

5. Опишите различия между персоналистической и натуралистической концепциями научной истории. Какой подход подтверждается случаями одновременного открытия?

6. Что такое Zeitgeist? Как Zeitgeist влияет на развитие науки? Сравните развитие науки с эволюцией видов.

7. Что понимают под термином «психологическая школа»? достигла ли психологическая наука парадигматической стадии развития? Почему «да» или «нет»?

Рекомендуемая литература

Boorstin, D. (1983) The Discoverers. New York: Random House, увлекательная книга о великих открытиях в истории человеческих знаний. Рассказ о том, как первооткрыватели и их сторонники борются за место в науке с догмами и мифами.

Buxton, C.E. (Ed.) (1985) Points of view in the modern history of psychology. Orlando, FL: Academic Press. Вопросы историографии (принципы и методы исторического исследования). О философских биологических и религиозных взглядах на силу контекстного воздействия (см. главу 14).

Cadwallader, T.C. (1975) Unique values of archival research. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 11,27–33. статья о роли архивных исследований (неизданные документы, дневники, переписка и записные книжки), раскрывающих воздействие личности ученого на его идеи.

Furumoto, L, (1989) The new history of psychology/ In S.Cohen (Ed.),The G. Stanley Hall lecture series (vol.9, pp,5–34). Washington DC: American Psychological Association. Основываясь на анализе исторических фактов, автор обосновывает влияние конкретных факторов и показывает, как такой подход ведет к новому пониманию роли психологов — женщин в развитии науки.

Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl7.shtm

Школы психологии

Школы психологии

Школы психологии.

Фрейдизм

В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.

Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций.

Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.

Представители

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет рассмотрения

Бессознательные психические процессы.

Теоретические положения

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» — определенная мотивационно — аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид»(оно) — носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) — следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) — носитель моральных стандартов.

Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Практика.

· Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

· Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

Существуют две категории инстинктов:

1. сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

2. противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад в психологию

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Свойства бессознательного по Фрейду Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга, процессы в бессознательном существуют вне времени, бессознательному не свойственны отрицание и сомнение…

Факторы формирования Эдипова комплекса Травмирующие события, бессознательная сексуальная любовь родителей к их детям, единственный ребенок страдает сильнее, отсутствие одного из родителей, споры родителей относительно ребенка, семейная мораль, социальный статус родителей.

Характеристики Ид Ид — источник инстинктивной энергии, служит удовлетворению либидных побуждений, аморально и алогично.

Бихевиоризм

Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями.

При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание.

Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в.

, где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Представители

Эдвар Торндайк (1874-1949)

Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Предмет рассмотрения

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Теоретические положения

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно действует в поисках выбора;

4) выучивается путем упражнения.

Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.

закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта —

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Коннексия – это элемент поведения.

Практика

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад в психологию

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

Источник: http://MirZnanii.com/a/201978/shkoly-psikhologii

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию