Системная семейная психотерапия — психология

Семейная Системная Терапия | Центр психологической помощи «Новое решение»

Системная семейная терапия, ССТ – это сравнительно молодой подход в психологическом консультировании. ССТ ищет причину проблем и психологических сложностей не в глубоких внутренних душевных процессах, а скорее – в том, как складываются сейчас и как складывались в прошлом взаимодействия человека со значимыми для него людьми, в том, как формируются его взаимосвязи с близкими.

С какими проблемами работает ССТ?

К системному семейному психотерапевту можно и нужно приходить с проблемами семейными, особенно теми, где в фокусе сразу несколько человек: супружеские ссоры, отношения с родителями, проблемы с детьми.

При этом к психологу может ходить один член семьи: все равно, его изменившаяся в ходе системной семейной терапии реакция на происходящее поменяет реакцию остальных. Потому что семья — это единый организм. Если одному из ее членов плохо, больно или с ним происходят какие-то резкие перемены, все остальные члены семьи тоже вовлекаются.

Вовлечением считается даже холодное игнорирование проблемы: это реакция, это сообщение окружающим, да еще какое: «Я ничего не хочу об этом знать».

На системную семейную терапию можно прийти и с «не-семейной» проблемой.

В любом случае, психолог будет обращать ваше внимание на то, как вы в рамках проблемы взаимодействуете с окружающими, как они отвечают вам, какова ваша реакция на их ответ — и так до бесконечности.

Оказывается, иногда достаточно изменить только свою собственную реакцию и проблема исчезнет! Именно поэтому работа в системной семейной терапии не бывает очень долгой и составляет, как правило, от 2-5 и до 15 встреч.

Почему семья так важна для решения наших проблем?

Мы все живые люди с живыми связями, и вы будете удивлены, узнав, как много в нашей жизни зависит от этих связей и насколько с этими связями можно по-разному обращаться. Их можно ясно видеть.

Их можно контролировать. Их можно менять. А какие-то, вы, возможно, решите прервать.

И тогда проблема либо перестает быть проблемой, либо градус ее резко снижается, благодаря чему и жить, и взаимодействовать, становится действительно легче.

Что бы ни произошло: смерть близкого, тяжелое расставание, размолвка с супругом, развод, проблемы с детьми, — всегда, рядом и вокруг этого есть кто-то еще. Люди, которые как-то отзываются об этом, как-то относятся к ситуации.

И мнение близких людей — это то, что невозможно не слышать и на что невозможно не реагировать.

Таким образом, порой, вся проблема или ее значительная часть — являются не «нашей проблемой», а проблемой нашего взаимодействия с дорогими нам людьми.

Семья — эта та первая «оболочка», в которой мы растем, прежде чем соприкоснуться с более широким миром: школой, институтом, работой… И внутри этой «оболочки» нас учат, как жить, чем дорожить, как зарабатывать, кого и за что любить, как любить, как воспитывать, как наказывать, как защищать себя и так далее.

Если у человека есть сложная ситуация, то очень многое в его реакции на нее зависит от того, чему его научила его «оболочка», не правда ли? А еще от того, что эта же «оболочка», то есть семья, думает о его проблеме и как она переживает ее сейчас.

В ССТ системный семейный терапевт эти связи, реакции, отношения «распаковывает», раскрывает и они становятся очевидными, благодаря чему человек может сам решить, что с ними теперь делать и как ему к ним относиться.

Источник: https://xn—-htbwcgbccn2g7a1b.xn--p1ai/o-nas/kak-my-rabotaem/semejnaya-sistemnaya-terapiya

Что такое системная семейная психотерапия

Системная семейная психотерапия – новый подход к психологическому консультированию по семейным проблемам. В качестве клиента берется целая семья как единый организм. Цель – наладить функционирование семейной системы в целом.

Содержание статьи

Системная семейная психотерапия рассматривает семью как самостоятельный организм со своей историей, ценностями и законами развития. Терапевт в достаточной мере включен в процесс терапии, он наблюдает или же выступает в роли тренера. Попутно он задает вопросы, контролирует, может создавать искусственно конфликтную или какую-либо другую ситуацию.

Системное направление на сегодняшний день является ведущим в семейной психологии. Более старые направления рассматривали одного человека как объект психологического воздействия, системное же принимает за такой объект семью и всю ее систему. Возникла такая теория не из каких-либо ранее существующих психологических знаний, а из кибернетики.

В кибернетике имеется общая теория систем. Она гласит, что целое больше суммы его частей. Все части и процессы целого взаимообуславливают друг друга. Семейная система представляет собой группу людей с общим местом проживания, соединенных определенными взаимоотношениями. Утверждается, что поступки членов семьи подчинены законам и правилам всей семейной системы.

Не всегда что-то происходит из-за желания членов семьи. Семейная система постоянно сообщается с окружающей средой. Психотерапевт дает высказаться каждому и обеспечивает остальным комфорт. Вместе с семьей он ищет возможность изменить функционирование семейной системы к лучшему. Задачи менять входящих в систему отдельных людей при этом не имеется.

Системная семейная психология имеет несколько течений, некоторые из которых не требуют присутствия всех членов семьи на психотерапевтическом сеансе. Работают с тем из них, чьи проблемы и поведение стали поводом для обращения всей семьи к психотерапевту. Через него устраняют негативные аспекты внутрисемейных коммуникаций.

Любые патологии психики расцениваются как проявления неадекватных отношений внутри семьи. В семьях есть свои правила, мифы, образцы поведения. Именно их специфика может спровоцировать психические заболевания у членов семьи. Ребенок в детстве накапливает в себе негативные образцы поведения, наблюдаемые у взрослых.

Впоследствии он начинает неосознанно воспроизводить их во взрослой жизни.

Методики терапии: циркулярное интервью. У одного члена семьи спрашивают, как относятся друг к другу двое других. Иногда терапевт прибегает к супервизорству, помещая за одностороннее зеркало своих коллег. Коллеги наблюдают за процессом и делятся своими соображениями.

Также терапевт пользуется таким приемом как позитивное переопределение проблемы, с которой пришла семья. Суть – не приуменьшить трудности, а представить их друзьями, которые помогут найти выход из ситуации.

Эффективность лечения шизофрении достигается при комплексном подходе. Помимо использования медикаментов, важно помочь человеку почувствовать себя не одиноким. Для этого используются такие методы лечение общением как семейная и групповая терапия, организация сообществ и групп поддержки.

Современные методы лечения шизофрении подразумевают не только использование медикаментов, но и психотерапевтических методик. Лечение общением является разновидностью психотерапевтического воздействия. Было доказано, что без него добиться результатов очень сложно, а иногда невозможно.

Оно может проводиться разными способами: сначала общение с пациентом происходит по индивидуальной схеме, а затем начинает использоваться групповая и семейная психотерапия, гипноз. Групповая психотерапия позволяет понять, что в этом мире есть люди, которые могут прийти на помощь.

На таких занятиях проводятся тренинги, позволяющие больным приобрести коммуникативные навыки, уверенность в себе, научиться творческому самовыражению.Эффективность семейной психотерапии была доказана американскими учеными. Ими было замечено, что в тех семьях, где есть больной, взаимодействие между членами семьи очень противоречиво.

Часто возникают конфликты, которые только усугубляют состояние больного. Семейная психотерапия направлена на то, чтобы вернуть взаимопонимание в семье, научить людей разговаривать на равных. Отзывы врачей и пациентов говорят о том, что общение с людьми, которые имеют общую проблему, помогает проще социализироваться в обществе, не замыкаться на себе.

Поэтому после вхождения человека в такую группу результат появляется достаточно быстро. В России существуют общества больных, открываются форумы, на которых люди делятся своими переживаниями и победами. В помощь им выпускаются различные аудио и видеоматериалы. Главной целью встреч является оказание поддержки, возвращение нормальной самооценки.

Больные шизофренией начинают понимать цель своего существования, принимать себя такими, какие они есть.Невозможно полноценно применять этот метод, не зная о синдромах протекания болезни и ее последствиях. Поэтому лечение общением может осуществлять только психиатр. Он может учитывать особенности течения болезни, темперамент больного и его индивидуальные черты характера.

После использования этого метода лечения, больные постепенно возвращаются в нормальную жизнь, начинают ходить на работу, расширять круг своих знакомств и интересов. Главное, происходит преодоление собственных страхов, ведь именно их испытывает человек, когда существует отвержение со стороны окружения.

Источники:

  • Психиатрический портал в 2018

Принято считать, что английское слово раппорт произошло от французского «rapport» – отношение, связь, в некоторых случаях принимается значение «rapporter» — приносить обратно, возвращать. Но сегодня это понятие используется и для обозначения процессов в психотерапии, гипнозе, НЛП, а также и в искусстве, как ни странно.

Искусство. Здесь раппорт используется как раз в значении rapporter — приносить обратно, поскольку означает повторяющуюся часть какого либо рисунка или орнамента. Это может быть раппорт каймы, вязания, рисунка на обоях, узора ковра или плетения ткани.

Использование раппорта в изготовлении различных предметов интерьера или одежды – современный и довольно распространенный прием. Однако он требует соблюдения максимальной точности повторяемого участка и использования дополнительных материалов, т.к. необходимо тщательное совмещение начала и конца раппорта, например, при оклейке обоями стен.

В психотерапии термин раппорт означает процесс установления доверия и взаимопонимания между пациентом и терапевтом. Именно раппорт может служить некоторой гарантией успеха в лечении депрессий, нервных расстройств. Пациент должен чувствовать, что его врач настроен на одну волну с ним.

Тогда уровень взаимопонимания поможет больному быть искренним, осознать, что его лечащий врач симпатизирует ему, хочет помочь и может это сделать.

https://www.youtube.com/watch?v=ebz_U6VaBcA

Раппорт в гипнозе означает взаимодействие гипнотизера с гипнотизируемым таким образом, что последний узко реагирует только на действия (словесные или вербальные) того, кто его загипнотизировал.

К другим источникам внушения такой человек остается нечувствительным, что объясняется наличием возбужденных зон в коре больших полушарий мозга во время гипнотического сна. Именно эти зоны и являются зонами раппорта.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) также широко использует термин раппорт. В данном случае он означает установление взаимодействия в группе людей, возникновение атмосферы доверия и благожелательности.

Сегодня НЛП применяется во многих сферах деятельности человека, в бизнесе, обучении, семейных отношениях. Раппорт позволяет полнее и глубже понимать друг друга, дает возможность незримо воздействовать на людей, добиваясь нужных результатов.

Простейшие приемы установления раппорта известны всем. Это копирование или подстройка интонации голоса, положения тела, движений. Человек тянется к подобному, и это позволяет не только привлечь к себе нужного индивидуума, но и, войдя в его образ мыслей, лучше понять и приспособиться к нему.

Распечатать<\p>

Что такое системная семейная психотерапия

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-897652-chto-takoe-sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya-

Семейная психотерапия — цели, методы, техники

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений.

При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие.

А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода.

С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования.

Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой».

Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы».

Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой.

Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре.

При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.

перейти наверх

Цели семейной психотерапии

Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет.

При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается.

В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.

Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

https://www.youtube.com/watch?v=cNmfZPcBRF0

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов: 1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата. 2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие. 3.

Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи. 4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим. 5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям. 6.

Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.

7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

перейти наверх

Методы семейной психотерапии

По ходу работы с определенной семьей, специалист может использовать совершенно различные методы семейной психотерапии. Во многом это зависит не только от специфики проблемы или даже особенностей самой семьи, но также и от этапа, который на данный момент осуществляется в терапии.

Таким образом поэтапность проведения данной техники в психиатрии должным образом структурирует процесс лечения вообще, обуславливает определенный подход, выбор того или иного метода, и даже продолжительность проведения терапии. Например, первым и начальным этапом всей терапии является так называемый «диагностический этап».

На его протяжении врач старается приобщиться ко всему семейному коллективу, буквально постепенно влиться в него, чтобы методом постановки и проверки различных гипотез в конечном счете поставить общий диагноз.

В дальнейшем происходит этап решения конфликта, во время которого психотерапевт прежде всего обнаруживает определенный источник, который является причиной возникающего конфликта. Устранение же его достигается посредством регулирования эмоциональных ответов со стороны всех семейных участников сформировавшегося конфликта.

Это состояние достигается посредством общения всех членов семьи с психотерапевтом, который заранее налаживает с ними контакт, чтобы иметь возможность выступать в роли своеобразного «посредника». Таким образом, буквально передавая сигналы между членами семьи, специалист приобщает их к тому, чтобы сформировать общий понятный для всех язык.

На следующем этапе, который считается этапом восстановления или же реконструкции, происходит уже общее, коллективное обсуждение семьей имеющихся проблем, а также принятие вариантов их решения. Также применяются различные тренинги, которые помогут всем участникам выработать необходимые положительные линии поведения и умение адекватного общения и взаимоуважения.

Последний поддерживающий этап использует более простые методики, задача которых заключается в закреплении или корректировке полученных на протяжении терапии навыков. Также проводится оценка результатов и осуществляется дальнейшая необходимая консультация.

перейти наверх

Групповая семейная психотерапия

Конечно, в данном направлении часто проводятся индивидуальные сеансы, однако по сути своей семейная психотерапия рассчитана на проведения одновременного сеанса с несколькими супружескими парами, вплоть до семи.

Разумеется, необходимо подбирать для одномоментного сеанса пары, которые схожи между собой по возрасту, социальному положению, образования, менталитету. Один из положительных моментов, которыми обладает групповая семейная психотерапия, является повышенная эффективность освоения различных коммуникативных способностей.

Кроме того, участники лучше осваивают возможности более мягкого и адекватного общения, учатся слушать собеседника. В большинстве своем, техники, что применяются при групповых сеансах, практически не отличаются от индивидуальных.

Разница в том, что во время групповых занятий у каждой пары есть возможность перенимать опыт, полученный при наблюдении за другими участниками лечения. К тому же, такой опыт положительно влияет на процессы общения и коммуникации, а также позволяет рассматривать альтернативные методы подходов к решению проблем.

Перед началом полноценной терапии, как правило, специалисты разделяют общую группу на две. В одной из них учувствуют только мужчины, а во второй, соответственно, женщины.

Такая тактика обусловлена тем, что позволяет подготовить обе стороны к дальнейшему лечению и тем самым уменьшить риск чрезмерного проявления привычных защитных реакций.

Это связано с тем, что весьма нередко люди приходят на сеансы психотерапевтического лечения лишь по причине своего нежелания до конца раскрыться своему партнеру и окружающим. К сожалению, бывают и такие случаи.

Когда после каждого сеанса лечения супруги по приходу домой в тот же день повторяют свою ссору. В связи с этим, большой популярностью пользуются методики, широко задействующие основы биохеверизма, направленного на организацию и оптимизацию умения позитивного мышления и адекватного, конструктивного диалога.

перейти наверх

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.

К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру.

Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом.

Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.

В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

Источник: http://PsyTheater.com/semeynaya-psihoterapiya.html

Системная семейная психотерапия

Фундаментальная идея системной семейной терапии состоит в том, что семья рассматривается как комплексная социальная система, включающая в себя перечень динамических связей и отношений друг с другом. Семья является неким «живым организмом» хаотичное движение пламени, нежели холодное спокойствие кристалла.

В процессе системной семейной терапии психотерапевт старается понять и исследовать основные причины семейных неурядиц и предложить оптимальный вариант изменения сформировавшейся семейной системы, направив ее в позитивное русло.

Особенно, необходимо подчеркнуть то, что семейная психотерапия не ставит своей целью изменить или «перевоспитать» членов семьи, а открыть ему перспективу болеесчастливой жизни в рамках уже состоявшейся семьи.

Основная линия терапии состоит в том, чтобы разубедить человека в том, что все люди, окружающие его, плохи и дать ему осознать то, что на самом деле сама семейная система «работает»неправильно. Однако, работу ее вполне успешно можно изменить.

В системной семейной терапии существует масса различных подходов, не требующих одновременного присутствия всех членов семьи. Создатель наиболее эффективного направления в системной семейной терапии Мюррей Боуэн зачастую проводил индивидуальные (дифференцированные) занятия, работая только с одним членом семьи.

Используя данный метод в своей практике, он смог добиться весьма высоких результатов. Применяя свой метод только на одном члене семьи, ему удавалось своеобразным способом изменить всю семью. Одним из преимуществ «боуэновского» метода является то, что в процессе терапии нет необходимости что-либо компенсировать.

В традиционных направлениях системной семейной терапии присутствуют также методы подключения всех членов семьи к терапевтическим занятиям. Как правило, семейные, в частности, супружеские конфликты и «конфликты поколений» оказывают довольно мощное влияние на психическое развитие ребенка, на формирование его личности и характера.

Взрослея, многие из нас не способны вспомнить травмирующие психику конфликтные ситуации в семье, однако, это вовсе не означает, что их совсем не было. Многие детские впечатления остаются на уровне подсознания, продолжая влиять на определенные психические реакции в нашей настоящей жизни.

Чаще всего — это реакции, кажущиеся нам неразумными и даже иррациональными, возникающими будто рефлекторно. Получив детскую психическую травму по вине «взрослых», мы подсознательно поступаем со своими детьми именно так, как ранее с нами поступали наши родители, хотя и отрицаем это.

К примеру, консультация семейного психолога помогает выяснить то, что мы выражаем свою обиду в ненавистной нам маминой манере, либо повышает тон в папиной, после чего чувствуем вину и презираем себя за это действие. Наша семейная жизнь практически всегда складывается не так, как мы того хотели бы. Этот фактор является большой проблемой, но и в этом случае можно найти психологический метод, способный разрешить данную дилемму. Среди огромного количества возможных вариантов психологической поддержки, психологическая помощь семье занимает отдельное место.

В основном, главной причиной семейных «аномалий» кроется в особенностях семейной системы. Для того, что произвести наиболее эффективное психологические изменения в семье, специалисту, прежде всего, необходимо глубоко проанализировать, а затем модифицировать устоявшуюся семейную систему, а не только лишь поведение отдельных ее представителей.

Источник: http://psi.moscow/sistemnaya-semeinaya-psihoterapiya/

Магистратура психология в Москве

Стоимость обучения: 45 000 руб. /семестр

Срок обучения: 2, 5 года (5 семестров)

Прием документов: до 22 марта 2018 г.

Начало обучения: апрель 2018 г. 

Гос. диплом Магистра психологии ведущего профильного вуза России
 

Звездный состав преподавателей
 

Станьте студентами востребованной и интересной магистерской  программы
«Психология семьи с основами психотерапии»

+7 (495) 933-26-83

+7 (499) 249-20-00

  8 (800) 555-80-04

За последние 10 лет институт семьи пережил несколько кризисов, обусловленных рядом факторов: нестабильностью социальной системы, экономическим неблагополучием, вынужденной трансформацией ролей внутри семей. В 2012-2017гг ситуация стала особенно острой в контексте не только микроклимата брака, но и детско-родительских отношений.

Считается, что процессом воспитания, помимо семьи, должны заниматься учебные заведения. Но это не совсем так. Цель детских садов, школ, вузов – обучить. И эта цель первична.

Воспитание и формирование личности ребенка – задача, прежде всего, семьи.

И если родители не справляются с межличностными конфликтами, то о каком благоприятном микроклимате в семье может идти речь? Здесь приходит на помощь семейный психолог.

Семейный психолог обладает всеми необходимыми знаниями о семье, ее развитии, сложностях в межличностном общении взрослых и детей, а также их преодолении.

Психология семьи объединяет огромное количество практик и методик из различных сфер психологической науки, которые способны изменить ситуацию в семье к лучшему, научить оптимальным способам решения возникающих конфликтов и их предупреждению.
 

Заочное или дистанционное обучение. Приезжайте на лекции 1 р. в неделю (сб. или вс.) или учитесь дистанционно на нашей электронной платформе Instudy
 

Преимущества прохождения программы

Практические занятия в специализированных психологических центрах
 

Сдача вступительного экзамена происходит дистанционно
 

Доступная стоимость обучения, гибкая система оплаты
 

TELL YOUR STORY

I'm a paragraph. Click here to add your own text and edit me. Let your users get to know you.

  • Методологические проблемы психологии
  • Планирование теоретического и эмпирического исследования
  • Качественные и количественные методы исследований в психологии
  • Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
  • Научные школы и теории в современной психологии
  • Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
  • Статистические методы в психологии
  • Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Актуальные проблемы общей психологии
  • Детская и возрастная психология
  • Психология индивидуальных различий
  • Теория и практика психодиагностики
  • Научные школы и теории социальной психологии

Карабанова Ольга Александровна

Руководитель программы, д.пс.н.

, профессор, член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО,  лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу,  заслуженный профессор МГУ.

Опубликовала около 130 научных и учебно-методических работ по вопросам развития личности в детском и подростковом возрасте, также 10 монографий и учебных пособий.

Алтунина Инна Робертовна
д.пс.н., профессор

Чижова Карина Игоревна
к.п.н., доцент, координатор программы

Мазурова Надежда Владимировна
д.пс.н., профессор

Аверьянов Алексей Иванович
к.п.н., доцент

Полеев Александр Моисеевич
к.м.н., доцент

Асанова Нина Кузьминична
к.м.н., профессор

Захарова Елена Игоревна

д.пс.н., доцент

Олешкевич Валерий Иванович
к.ф.н., доцент

Мельникова Ирина Васильевна
д.пс.н., доцент

Березина Александра Игоревна
к.пс.н., доцент

Молчанов Сергей Владимирович
к.пс.н., доцент

Маркина Ольга Сергеевна

к.пс.н., доцент

Психология семьи – не только активно развивающаяся практическая дисциплина, но и социально значимая профессия! Пройдя обучение на семейного психолога, вы станете не только востребованным специалистом, но и обретаете призвание, дело, по-настоящему наполненное смыслом. Ведь семейные психологи, по сути — маяки для тех, кто отчаялся найти путь в бушующем море семейного кризиса. 

С чем работают семейные психологи

оказание психологической помощи семье в разрешении конфликтов (кризисные ситуации, разводы);

консультативная работа  с приемными семьями;

работа с психосоматическими клиентами, планирующих беременность;

работа с родителеми одаренных или детей из «группы риска»;

диагностика и профилактика отклонений в развитии детей;

психодиагностическая  работа с семьей;

научно-исследовательская, педагогическая деятельность в области семейного консультирования

Московский институт психоанализа — 20 лет успешной истории

1/2

Московский институт психоанализа — ведущий профильный психологический вуз России, основан в 1997 г. 

Лауреат конкурса «100 лучших вузов России»

1 место в рейтинге рейтинге зарплат выпускников московских вузов в направлении «Психология»

5 лет подряд признается Минобрнауки эффективным вузом 

Имеет гос. аккредитацию всех направлений подготовки

83% преподавателей — кандидаты и доктора наук.  В институте регулярно проводятся семинары, мастер-классы и международные конференции с участием психологов мирового уровня: Ирвина Ялома, Нэнси Мак-Вильямс, Александра Баттиани, Оскара Бренифье, Э. Лукас и многих других. Работает открытый лекторий «Мастера психологии».

При институте существует Клинический центр психического развития и психоаналитического исследования детей, подростков и взрослых. Центр  оснащен самым современным оборудованием для проведения психодиагностики и психологического консультирования.

Оставьте заявку на обучение
по магистерской программе «Психология семьи с основами психотерапии»

Консультант перезвонит Вам, ответит на вопросы, расскажет о правилах поступления и вышлет пакет документов.

Подать документы в электронном виде (сканы или хорошо читаемые фото) — 
паспорт, диплом о высшем образовании с приложением, фотография, соответствующий документ, если меняли фамилию/имя
 

Пройти вступительное испытание — тест по общей и социальной психологии. Тест сдается дистанционно, приезжать в Институт не нужно. Нужен компьютер с веб-камерой (для идентификации личности). После того, как Вы отправляете пакет документов, мы присылаем ссылку на тестирование и подробную инструкцию.

Чтобы подготовиться к тесту, изучите программу вступительных испытаний

Выбрать форму обучения (дистанционная или заочная выходного дня). Предоставить оригиналы документов, заключить договор.
 

Оплатить обучение. Оплата производится сразу за семестр или по месяцам. 
Начало обучения — апрель 2018 г.

Источник: https://www.mip-masters.com/semejnaya-psihoterapiya

Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.Варга Анна (стр. 1 из 27)

СИСТЕМНАЯ

СЕМЕЙНАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ

ВВЕДЕНИЕ В

СИСТЕМНУЮ

СЕМЕЙНУЮ

ПСИХОТЕРАПИЮ

Краткий лекционный курс

А. Я. Варга, к. п. н. снс ЦПЗ РАМН, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов

РЕЧЬ

Санкт-Петербург

2001

Содержание

ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМНУЮ СЕМЕЙНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ……………………………………… 4

Первый параметр семейной системы — это стереотипы взаимодействия………………… 20

Второй параметр семейной системы — это семейные правила………………………………… 21

Семейные мифы — это третий параметр семейной системы……………………………………. 22

Четвертый параметр семейной системы — это границы…………………………………………… 30

Пятый параметр семейной системы — это стабилизаторы………………………………………. 31

Семейная история — это шестой параметр семейной системы………………………………… 33

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ БОУЭНА…………………………………………………………………… 41

Исторический экскурс……………………………………………………………………………………………… 41

Основные концепции теории……………………………………………………………………………………. 42

Дифференциация «Я»……………………………………………………………………………………………… 42

Треугольник…………………………………………………………………………………………………………….. 45

Ядерная эмоциональная система…………………………………………………………………………. 46

Процесс семейной проекции…………………………………………………………………………………. 47

Эмоциональный разрыв………………………………………………………………………………………… 47

Межпоколенческая передача………………………………………………………………………………… 48

Сиблинговая позиция……………………………………………………………………………………………. 49

Социумная регрессия……………………………………………………………………………………………. 50

Боуэновские техники семейной интервенции……………………………………………………………. 50

Методологические принципы системной семейной психотерапии…………………………….. 50

Циркулярность……………………………………………………………………………………………………… 51

Гипотетичность…………………………………………………………………………………………………….. 52

Нейтральность……………………………………………………………………………………………………… 55

Психотерапевтические воздействия……………………………………………………………………… 57

Этапы воздействия на семейную систему………………………………………………………………… 63

Предписания……………………………………………………………………………………………………………. 69

Парадоксальное предписание………………………………………………………………………………. 69

Прямое предписание…………………………………………………………………………………………….. 70

Общая схема работы с семьей………………………………………………………………………………… 73

ББК 83.3

В 24 Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

Книга включает две работы, объединенные общей темой: системная семейная психотерапия. Семья рассматривается здесь как социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом.

Такой подход обеспечивает в процессе психотерапии опору на семейную систему как на единицу воздействия. Излагаются правила функционирования семейной системы. Приводятся примеры составления генограмм и их анализа.

Многочисленные примеры из практики иллюстрируют и дополняют теоретические положения.

Книга написана доступным языком и будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблемами психологии и психотерапии.

ISBN 5-9268-0034-х

А. Я. Варга, Т. С. Драбкина, 2001 Издательство «Речь», оформление, 2001

Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она -объект психотерапевтического воздействия. Сначала я коротко расскажу вам об истории этого подхода, а потом — о семейной системе, как таковой, о ее законах, основных ее особенностях, параметрах и т. д.

Развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. «Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий» (SpiegelandBell, 1959). В своей монографии (Г. Эриксон и Т.

Хоган, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия «выросла» из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии. Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л.

фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, т. е.

комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья — это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» (Черников А. В., 1997).

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система — это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (там же).

Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное — взаимоотношениями.

То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы, как таковой.

В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это — так называемый принцип тотальности системы.

Представьте себе, что имеется шкала, на которой располагается некое измерение, называемое системностью. От начала этой шкалы к концу ее увеличивается опора в процессе психотерапии на семейную систему как на единицу воздействия.

Крайняя левая точка на этой шкале обозначает вклад психоанализа в семейную психотерапию.

Человеком, который провел работу, которую мы теперь считаем первым примером работы с семьей, был Зигмунд Фрейд.

Рассмотрим известный случай маленького Ганса. Что там было такого, что потом стало использоваться в системной семейной терапии в любом ее варианте?

У мальчика развилась боязнь выхода на улицу из дома в связи с тем, что он боялся встретить на улице лошадей в упряжке. Отец мальчика был одним из учеников Фрейда и рассказал о своем ребенке Фрейду.

Фрейд в основном имел дело с отцом, но два раза видел и самого мальчика. Маленький Ганс вырос, стал благополучным молодым человеком и абсолютно не помнил ни о каких своих встречах с Фрейдом, т. е.

произошло полное вытеснение этого эпизода из его жизни. Свою фобию он тоже не помнил.

Фрейд разговаривал с отцом и давал ему разные советы по поводу того, как разговаривать со своим сыном. И вот это опосредованное воздействие в конечном итоге привело к излечению ребенка.

Подробнее об этой работе 3. Фрейда как о варианте семейной психотерапии вы можете прочесть в статье М. Ю. Арутюнян, напечатанной в Московском психотерапевтическом журнале.

Итак, опосредованность воздействия — общение с одним человеком с тем, чтобы помочь другому, прием, который используется в семейной терапии с тех пор.

Случай маленького Ганса — своего рода преддверие семейной психотерапии. А вот непосредственно работой с семьей, хоть и в психоаналитической традиции, занимался классик современной системы терапии — Мюррей Боуэн.

У него на приеме присутствовал один человек, что теперь редко можно увидеть, потому что на прием приходит вся семья целиком; но разговаривал Мюррей Боуэн с этим человеком о том, как пережитое в его родительской семье переносится в его текущую жизнь.

Он создал технику ге-нограммы, которая используется до сих пор, и предложил некоторые принципы ее анализа. Генограмма — это система записи взаимоотношений людей в поколениях.

Анализируя семейные истории и семейные генограммы, Мюррей Боуэн пришел к некоторым интересным наблюдениям: он заметил, что существуют определенные стереотипы взаимоотношений, которые повторяются и воспроизводятся в поколениях.

Представим себе, что в некоторой семье существовал определенный конфликтный стереотип в отношениях матери и сына. По мнению Боуэна, если конфликты не изживаются в процессе жизни и взросления человека, в данном случае сына, то это есть признак семьи с низким уровнем дифференциации ее членов друг от друга.

То есть он считал это такой особенностью семейной жизни, которая тормозит все дальнейшее психическое развитие ребенка, растущего в подобной семье.

Так вот, если такой конфликт (даже если мать с сыном не живут вместе уже 10 лет и не видятся) остается неотработанным, неотреагированным в психическом содержании сына, то он обязательно воспроизведется в отношениях этого человека с его собственной женой.

Источник: http://MirZnanii.com/a/202246/sistemnaya-semeynaya-psikhoterapiya-kratkiy-lektsionnyy-kursvarga-anna

Что такое системная семейная психотерапия?

Aннa Якoвлeвнa Bapгa — виднeйший пpeдcтaвитeль cиcтeмнoгo ceмeйнoгo пoдхoдa в Poccии, пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, Члeн Meждyнapoднoй accoциaции ceмeйнoй тepaпии (International Family Therapy Association), Члeн Евpoпeйcкoй accoциaции пcихoтepaпeвтoв (European Association of Psychotherapists), Пpeдceдaтeль пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв, Зaвeдyющaя Кaфeдpoй cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии ИППиП, pyкoвoдитeль, пpeпoдaвaтeль и cyпepвизop пpoгpaммы cпeциaлизaции и пpoфeccиoнaльнoй пepeпoдгoтoвки «Сиcтeмнaя ceмeйнaя пcихoтepaпия» ИППиП.

Пcихoлoгичecкий Haвигaтop:Aннa Якoвлeвнa, oпишитe, пoжaлyйcтa,ocнoвныe пoлoжeния ceмeйнoй cиcтeмнoй пcихoтepaпии.

Aннa Bapгa: Ha тaкиe вoпpocы тpyднo oтвeтить cхeмaтичнo. Еcли ктo-тo зaхoчeт paзoбpaтьcя вcepьeз, нaдo бyдeт пoчитaть дoпoлнитeльнo мнoгo вceгo. Итaк, cиcтeмнaя ceмeйнaя пcихoтepaпия (ССТ) — этo чacть cиcтeмнoй тepaпии.

К cиcтeмнoй тepaпии, кpoмe тoгo, oтнocятcя тaкиe нaпpaвлeния кaк Happaтивнaя пcихoтepaпия, Opиeнтиpoвaннaя нa peшeниe кpaткocpoчнaя пcихoтepaпия, пpoцeccнoe cиcтeмнoe кoнcyльтиpoвaниe opгaнизaций. Cиcтeмнaя ceмeйнaя пcихoтepaпия caмaя дaвняя чacть cиcтeмнoй тepaпии, клaccичecкaя.

Oнa yтвepждaeт, чтo нeт oтдeльных индивидyaльных пpoблeм. Идeнтифициpoвaнный пaциeнт, т.e. нocитeль cимптoмa — лишь видимaя чacть aйcбepгa – диcфyнкциoнaльнoй ceмeйнoй cиcтeмы.

B пpинципe, любoй члeн ceмьи мoжeт быть нocитeлeм cимптoмa, чacтo cимптoм пpocтo пepeбиpaeтcя oт oднoгo чeлoвeкa к дpyгoмy, a cиcтeмa в цeлoм ocтaeтcя бeз пepeмeн.

ПH: B чeм пpинципиaльнoe oтличиe cиcтeмнoгo пoдхoдa oт тpaдициoннoгo, пcихoдинaмичecкoгo пoдхoдa?

AB: Oтличия oт пcихoдинaмичecкoгo пoдхoдa идeoлoгичecкиe и мeтoдичecкиe. Пepeчиcлю:

A) Чeлoвeк – элeмeнт cиcтeмы, пpaвильнee cкaзaть, нecкoльких cиcтeм.Сeмьи poдитeльcкoй, ceмьи coбcтвeннoй, coциaльнoгo кpyгa ( дpyзья, paбoтa, цepкoвный пpихoд, нaкoнeц), и coциo-кyльтypнoй cиcтeмы. Сиcтeмa пepвичнa пo oтнoшeнию к чeлoвeкy. B пcихoдинaмичecкoм пoдхoдe нeт пoнятия cиcтeмы вooбщe – вce нaчинaeтcя и зaкaнчивaeтcя чeлoвeкoм. Имeннo пoэтoмy в пcихoдинaмичecкoм пoдхoдe нeт oбъяcнeния ни фeнoмeнaм Зимбapдo, ни явлeниям тaких иcтopичecких гepoeв и злoдeeв кaк, нaпpимep, Moиceй, Aлeкcaндp Maкeдoнcкий, Кaльвин, Бoливap, Гитлep, Стaлин, ни пaccиoнapнocти и т.п. Сиcтeмнaя тeopия эти явлeния oбъяcняeт лeгкo.Б) B пcихoдинaмичecкoм пoдхoдe чeлoвeк видитcя кaк oблaдaющий ycтoйчивoй cтpyктypoй ( cyпepэгo, эгo, ид). B cиcтeмнoй тeopии чeлoвeк видитcя кaк динaмичнaя cтpyктypa, кoтopaя вo мнoгoм измeняeтcя в зaвиcимocти oт тeх кoммyникaций и кoммyникaтивных пaттepнoв, в кoтopыe oн включeн. B ССТ ecть cпeциaльный paздeл – тeopия кoммyникaций. Пpo этo мoжнo пoчитaть y Бэйтcoнa в eгo книгe «Экoлoгия paзyмa», y Baцлaвик c coaвтopaми в книгe «Пpaгмaтикa чeлoвeчecких кoммyникaций». B чacтнocти, тeopия кoммyникaций oбъяcняeт пaтoгeнeз пcихичecких зaбoлeвaний. B) Пcихoдинaмичecкaя тeopия в кaкoм-тo cмыcлe экcпepтнaя. Извecтнo, кaк пpaвильнo, ecть пpeдcтaвлeния o нopмe и пaтoлoгии. Сиcтeмнaя тeopия – пpoцeccнaя, нeт пpeдcтaвлeний o нopмe и пaтoлoгии, ecть пpeдcтaвлeниe o фyнкциoнaльнocти и диcфyнкциoнaльнocти. Г) Meтoдичecкиe oтличия. Пpaктики cиcтeмнaя ceмeйнaя пcихoтepaпия cтapaютcя paбoтaть co вceй ceмьeй, включaя дeтeй и пoжилых, пpeдcтaвитeли пcихoдинaмичecкoгo пoдхoдa paбoтaют c oдним чeлoвeкoм.

ПH: Bce ли пcихoлoгичecкиe пpoблeмы в cocтoянии peшить cиcтeмнaя ceмeйнaя пcихoтepaпия? He мoгли бы Bы пpивecти пpимep «типичнoгo» ceмeйнoгo cлyчaя?

AB: Пoнятнoe дeлo, любaя тeopия пpeтeндyeт нa шиpoтy, глyбинy и вceoхвaтнocть. ССТ – нe иcключeниe. Я cчитaю, чтo вce дeтcкиe пpoблeмы, cyпpyжecкиe диcфyнкции, нeпpoйдeннaя ceпapaция дeтeй и poдитeлeй, нeвoзмoжнocть coздaть ceмью – этo пpямo cпeциaльнo для cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии. Слyчaи oпиcaны мнoгo гдe. Кaк я гopдeливo и нaзидaтeльнo cooбщaю cвoим cтyдeнтaм:

ПH: Кoгдa ceмья пpихoдит нa пpиeм к ceмeйнoмy пcихoтepaпeвтy, нa чтo, пpeждe вceгo, Bы oбpaщaeтe внимaниe ?

AB: Еcть кpитepии oцeнки, нaпpимep, . Личнo я cмoтpю, пpeждe вceгo, нa клиничecки — бытoвыe пpoявлeния.

Пpo cтaтycнyю paccтaнoвкy в ceмьe paccкaжeт тo, кaк члeны ceмьи ceли, ктo кoгo пepeбивaeт, ктo зa кoгo oтвeчaeт.

Пpo пpoгнoз пcихoтepaпии — тo, ecть ли cпoнтaнныe тeплыe взaимoдeйcтвия, cмoтpят ли люди в глaзa дpyг дpyгy, пpикacaютcя ли дpyг к дpyгy, нacкoлькo лeгкo пepeхoдят oт oбвинeний и злocти к coчyвcтвию.

Этo для нaчaлa, нo в пpинципe диaгнocтикa пpoвoдитcя нa кaждoм пpиeмe, дaжe ecли cлyчaй в paзгape пcихoтepaпии.

ПH: Boзмoжнa ли ceмeйнaя пcихoтepaпия, ecли нa пpиeм пpихoдит тoлькo oдин чeлoвeк? Кaк «кoмпeнcиpoвaть» oтcyтcтвиe дpyгих члeнoв ceмьи?

AB: B cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии ecть пoдхoды, кoтopыe нe тpeбyют пpиcyтcтвия вceх члeнoв ceмьи. Mюppeй Бoyэн, coздaтeль мoщнoгo нaпpaвлeния в ССТ чaщe вceгo paбoтaл c oдним члeнoм ceмьи, кaк oн пиcaл, c нaибoлee . Кoгдa мeнялcя caмый выcoкo члeн ceмьи, мeнялacь и вcя ceмья.

Тaк чтo в Бoyэнoвcкoм пoдхoдe нe нyжнo ничeгo кoмпeнcиpoвaть. B клaccичecких нaпpaвлeниях ССТ ecть пpиeмы вoвлeчeния вceх члeнoв ceмьи.

Haпpимep, «Mилaнцы», пpeдcтaвитeли Mилaнcкoй шкoлы ceмeйнoй пcихoтepaпии, пиcaли пиcьмa oтcyтcтвyющим людям и пpидyмывaли cпeциaльныe pитyaлы oзнaкoмлeния oтcyтcтвyющих c тeм, чтo пpoиcхoдилo нa ceaнce.

ПH: Бывaeт ли тaк, чтo ceмeйнaя пcихoтepaпия, излeчивaя oдин cимптoм, oбнaжaeт дpyгиe, бoлee cepьeзныe пpoблeмы?

AB: К cчacтью, тaк и бывaeт. Haпpимep, кoгдa ceмья oбpaщaeтcя c энypeзoм y peбeнкa, этo oбычнo кoнчaeтcя ceкcyaльнoй пcихoтepaпиeй cyпpyгoв. Ho этo, кoнeчнo, вeдeт к yлyчшeнию cитyaции, a нe к yхyдшeнию.

Дeлo в тoм, чтo энypeз y peбeнкa — хopoший «хpaнитeль» ceмeйнoгo гoмeocтaзa, кoтopый пoзвoляeт ceкcyaльным тpyднocтям cyщecтвoвaть в ceмьe yютнo и cпoкoйнo. Кoгдa гoмeocтaз нapyшaeтcя, «иcтинныe» cлoжнocти внyтpиcиcтeмнoгo взaимoдeйcтвия вылeзaют нa пoвepхнocть, и тoгдa c ними мoжнo paбoтaть.

Еcли бы этoй вoзмoжнocти нe oбнapyживaлocь, тo oдин дeтcкий cимптoм cмeнялcя бы дpyгим, a ocнoвныe диcфyнкции пpocтo пpятaлиcь бы в тeни дeтcких пpoблeм.

ПH: Bcякaя ли ceмья «пoддaeтcя» тepaпии? Бывaют ли тaкиe ceмьи, кoгдa ничeгo yжe cдeлaть c ними нeльзя?

AB: Oптимизиpoвaть мoжнo любyю cиcтeмy. Дpyгoe дeлo, чтo бывaют тaкиe cиcтeмы, кoтopыe paзpyшaютcя пpи oптимизaции и вмecтo них вoзникaют нoвыe cиcтeмы, фyнкциoниpyющиe эффeктивнee и лyчшe.

Haпpимep, oбpaщaeтcя ceмья в пpeдpaзвoднoй cитyaции. B хoдe пcихoтepaпии cyпpyги пpихoдят к peшeнию зaвepшить бpaк.

Еcли yдaeтcя пpaвильнo пpoйти вce cтaдии paзвoдa, тo в peзyльтaтe пoлyчaeтcя двe нoвыe cиcтeмы, кaждaя из кoтopых бyдeт жить нa бoлee выcoкoм фyнкциoнaльнoм ypoвнe.

ПH:Пpиoбpeтaют ли клиeнты в пpoцecce тepaпии кaкиe-нибyдь пoлeзныe для жизни нaвыки?

AB: Oдин из нecпeцифичecких эффeктoв ССТ – этo нaлaживaниe кoммyникaций мeждy члeнaми ceмьи. Люди нaчинaют лyчшe cлышaть и пoнимaть дpyг дpyгa, яcнee выpaжaтьcя. Этo тo, чтo oни мoгyт пpимeнять нe тoлькo в ceмьe, a пpocтo вeздe, в oбыдeннoй жизни.

ПH: Еcли y чeлoвeкa нeт явных ceмeйных пpoблeм, мoжeт ли eмy, тeм нe мeнee, быть интepecнa ceмeйнaя пcихoтepaпия?

AB: Еcли y чeлoвeкa нeт явных ceмeйных пpoблeм, тo, мнe кaжeтcя, ceмeйнaя пcихoтepaпия eмy кaк клиeнтy нe нyжнa. Пpoблeмы пpeвeнтивнo нe peшaютcя. Heт пpoблeм, и cлaвa Бoгy.

Источник: https://psynavigator.ru/nashi-intervyu/8

Ссылка на основную публикацию