Сократ — психология

Античная психология. Софисты и Сократ

К 4 в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имевших хорошего начального образования.

При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели — преимущественно философы — обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» — софистами.

Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение.

За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых. Можно сказать, что их деятельность положила начало платному обучению науке.

Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики.

Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей».

Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.

В то же время Протагор говорил о том, что с точки зрения общества существуют понятия блага и зла, хорошего и плохого поведения. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни.

При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет.

С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия оптимальны для формирования социально активной и адаптированной личности.

Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других.

В условиях греческой демократии одним из значительных условий такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали софисты.

Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому владение ораторским искусством считалось одним из главных критериев одаренности. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусного места. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.

Примерно с 3 в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека.

На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ.

В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Начиная с Сократа человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.
Сократ (470 — 399 гг. до н. э.).

По Сократу ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может.

Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений.

Из положения о несводимости общего к единичным проявлениям Сократ пришел к пренебрежению единичным и признанию объективности общего.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо.

Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчеркивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям.

Поэтому прежде всего надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему положению своей теории, к переносу исследовательского интереса с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении Сократа: «Познай самого себя».

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим.

Важность этой мысли объясняется острой полемикой Сократа с софистами, которые отрицали наличие абсолютной для всех истины, подчеркивая относительность наших представлений о мире, добре и зле. Против положения софистов о субъективности и относительности истины, их мнения о том, что «человек есть мера всех вещей», и выступал Сократ.

В своей теории, в разрабатываемых концепциях познания и этики, он стремился доказать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины нравственной.

Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться от одного человека к другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.

Сократ утверждал, что знание — это понятие о предмете. Достижение знания есть определенное действие, имеющее частную цель. Однако есть общая для всех знаний цель — понимание высшего блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конечный источник всех действий — это формирование и развитие самого разума, который, в свою очередь, вырабатывает новые общие понятия.

Однако абсолютное знание хотя и существует объективно, но не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе каждого, т. е.

, по мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом процессе.

Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремлет в душе, необходимо сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение.

Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека.

Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.

Этот метод, открытый Сократом и применявшийся им в его размышлениях, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию.

Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное — привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам.

Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться.

Сам Сократ говорил о себе, что он является «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.

Разрушая ходячие представления, которые люди повторяют без достаточного понимания, Сократ настаивал на возможности точного знания нравственных добродетелей, доказывал, что истинное благо человека состоит не в удовлетворении случайных желаний, а в жизни сообразно с добродетелью.

За свои проповеди он был обвинен в том, что подрывает веру в богов и развращает юношество, и приговорен афинским судом к смертной казни. Обвинение было ложное, но он не стал оправдываться. Деятельность Сократа увенчалась его доблестной смертью.

Составленная Платоном от лица Сократа «Апология» (защитительная речь) воссоздает образ бесстрашного мудреца, свободного от страха, всецело преданного истине.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души.

Именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он говорил о том, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека, который подчиняется и другим законам, законам разума.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату — самосовершенствованию человека, в образовании которого он выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов.

О его взглядах нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона.Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.Источник:

А.Н. Ждан История психологии

Т.Д. Марцинковская История психологии

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/550355.html

Клуб Здорового Сознания

​​Сократ, греческий философ, родился в Афинах в 469 г. до н. э. в семье скульптора. Сам ничего не писал, а о его жизни и учении человечество узнало из трудов Ксенофонта и .

Философ вел беседы с людьми разных социальных слоев, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий.

Делал вид, будто сам желает учиться у того, с кем разговаривает, и что предмет беседы для него самого не ясен.

Беседы со всеми желающими закончились для Сократа плачевно — его обвинили в антигосударственной деятельности, в поклонении новому божеству — демону. Он был помещен в темницу, откуда отказался бежать, несмотря на просьбу друзей.

В мае 399 г. до н. э. выпил кубок с ядом, парализующим дыхание. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в диалоге Платона «Фэдон».

Главным критерием в философии Сократа была . Философ отождествлял ее со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания. Сократ защищал объективный характер , придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник и .

Сократ требовал от людей уважения к физическому труду, обосновывал необходимость человеку властвовать над своими , но не чурался наслаждений. Сам никогда не позволял страстям брать верх над , потому и стал мудреца. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания.

Источниками учения Сократа могут служить «Диалоги» Платона, «Воспоминания» Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена, «О Демоне Сократа» Плутарха и др.

Высказывания и афоризмы Сократа

  • Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
  • Хороший советчик лучше любого богатства.
  • Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
  • Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
  • Я знаю только то, что ничего не знаю.
  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
  • Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
  • Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
  • Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
  • В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  • Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
  • Высшая мудрость — различать добро и зло.
  • Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
  • Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
  • Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?
  • Когда слово не убьет, то палка не поможет.
  • Красота — это королева, которая правит очень недолго.
  • Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
  • Мудрость — царица неба и земли.
  • Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
  • Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
  • Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
  • Расплавляется пламя ветром, а влечение — близостью.
  • Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
  • Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
  • То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.
  • У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
  • Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Источник: https://psy-space.ru/?page=sokrat

Идеи сократа связанная с психологией, Психология — Реферат

Содержание

Введение

1 О Сократе

2 Особенности психологических концепций античного периода. Идеи Сократа.

2.1 Материалистический взгляд

2.2 Роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения

3 Психологические аспекты философско-этической концепции Сократа

4 Метод сократической беседы

5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

Преподаватель вопрошает, подвергает сомнению уже имеющиеся у коллег представления, концепты преподавания, методологию и т. д. Сам он не дает готовых ответов, но от него требуется большое искусство обнаружения «зон незнания», вовлечения своих собеседников в пространство рефлексии.

5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона

В развернутом виде идеи Сократа были представлены в трудах его ближайшего ученика Платона.

Сократ оказал глубокое влияние на Платона, испытавшего настоящий шок после казни своего духовного учителя.

Разочарованный в современных ему политических реалиях, он сохранил сократовскую веру в рациональность; Платон был убежден в возможности познания глубоких истин о мире и человеческой природе и применения этого знания на благо человеку.

Сократ не оставил после себя никаких сочинений; он оказал влияние исключительно устными выступлениями. Да и сам Платон скептически высказывался о ценности книг, соглашаясь с Сократом, что живой диалог — лучший способ заставить людей думать самостоятельно и тем самым реально изменять их сознание.

Вместе с тем Платон очень много писал, нередко с большим литературным мастерством; его работы — первые большие трактаты в истории философии. Они построены в форме диалогов, в которых Сократу обычно отводится ведущая роль.

Сократа называли «дедушкой философии» не столько за полученные им конкретные результаты, сколько за новаторское применение метода непредвзятого и недогматичного анализа и использование рациональной аргументации. Знаменита мысль Сократа о том, что он превосходит бездумных людей лишь знанием собственного невежества, которое у них отсутствует.

Ранние диалоги Платона (особенно Апология) показывают, что это было для Сократа не просто интеллектуальным искусством, а образом жизни, призванием, состоящим в том, чтобы заставить своих сограждан афинян задуматься о собственной жизни, убедить их, что «без такого испытания и жизнь не в жизнь для человека». С почти религиозным жаром Сократ ощущал, что призван нарушать умственную самоуспокоенность, невзирая на последствия — и совсем не удивительно, что в обстановке политической нестабильности он вызывал враждебность, что в итоге и привело его к смерти.

Многие исследователи полагают, что в ранних диалогах, таких как Апология Сократа, Критон, Евтифрон и Менон, Платон главным образом разъясняет сократовские идеи, тогда как в поздних диалогах (обычно более объемных и сухих) излагает собственные теории.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовском внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название «интериоризация» (от лат. internus — внутренний).

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием.

Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает. Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции.

Заключение

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления, по которым шел поиск тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосмос индивидуальной человеческой души.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями (Сократ, Платон), до сих пор остается стержневым в психологической теории.

Только после того как были осмыслены производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым — и необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт и раз мышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических.

Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед.

Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению, как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно — от понятий, идей, этических ценностей.

Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. «гнозис» — знание).

Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью — природной и культурной.

Эта реальность преобразуется соответственно устройству психического аппарата субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов — будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.

Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог (какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен).

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием.

Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знала.

С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений — материализма и идеализма.

Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

Список литературы

Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965

Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М.: Искусство. -1992

Кессиди Ф. Х. Сократ: биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: «Искусство», 1969

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лучинин А. С. История психологии: учеб. пособие / А. С. Лучинин. — М.: Экзамен, 2005

Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа: Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997

Мыслители Греции: От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998

Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984

Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998

Платон Собрание сочинений / Платон. -М.: Греко-латинский кабинет. -2000Т. 1 (1): Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. — 2000

Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. — М.: Республика, 1995

Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006

Суд над Сократом: Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. — СПб.: Алетейя, 1997

М.Г.Ярошевский «История психологии». М., 1976г

Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, psylib.org.ua/books/stevl 01/index.htm

Шохов А.С. Структура ментального мира классической Греции,

SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html

Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/

Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: «Искусство», 1969

22

Список литературы

1Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965

2Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М.: Искусство. -1992

3Кессиди Ф. Х. Сократ: биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

4Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: «Искусство», 1969

5Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993

6Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

7Лучинин А. С. История психологии: учеб. пособие / А. С. Лучинин. — М.: Экзамен, 2005

8Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа: Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997

9Мыслители Греции: От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998

10Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984

11Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

12Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998

13Платон Собрание сочинений / Платон. -М.: Греко-латинский кабинет. -2000

Т. 1 (1): Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. — 2000

14Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. — М.: Республика, 1995

15Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006

16Суд над Сократом: Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. — СПб.: Алетейя, 1997

17 М.Г.Ярошевский «История психологии». М., 1976г

18Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, psylib.org.ua/books/stevl 01/index.htm

19Шохов А.С. Структура ментального мира классической Греции,

SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html

20Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/referat/idei-sokrata-svyazannaya-s-psihologiey/

СОКРАТ

СОКРАТ

Сократ (469–399 до н. э.) происходил из бедной афинской семьи. Был сыном каменотеса (или скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Его первые общественные выступления приходятся на начало эры Перикла, т. е. на время, непосредственно предшествующее началу Пелопоннесской войны.

Конфликт, который зрел между рабовладельческой демократией и аристократией, во второй половине V в. до н. э. перерастает границы отдельных полисов и становится «межгосударственной» проблемой. Демократическая партия, представленная Морским союзом, возглавляемым Афинами, противостоит Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Этот конфликт в 431–405 гг. до н. э.

выливается в открытое столкновение Пелопоннесскую войну. Она со всей очевидностью показала, что классовая детерминация была для многих политических представителей более определяющим фактором, чем «государственная принадлежность».

Ряд афинских аристократов и тех, кто н симпатизировал, могли в ходе войны в любое врем предать демократические Афины и с помощью аристократической Спарты восстановить власть собственной партии.

Сдвиг центра тяжести философских интересов о чем уже говорилось в связи с софистами, был в значительной мере обусловлен именно интенсивностью политической жизни в Афинах.

Если софисты переносят направленность философских интересов из области познания природы и окружающего мира на человека, на науки, касающиеся непосредственно человеческой деятельности, то Сократ идет в этом направлении еще дальше. Софисты наряду со своими основными проблемами занимаются еще и физикой, астрономией математикой и т. д.

как близлежащими вопросами что же касается Сократа, то он отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнюю». В цент своих философских интересов он ставит проблему субъекта — человека.

Проблемы добродетели, морали, права, гражданских законов, войны и мира, проблемы политики вообще тем или иным образом касались подавляющего большинства афинских граждан.

В большинстве случаев Сократ на них реагировал иначе, чем софисты которые были, собственно, сторонниками рабовладельческой демократии, ориентировали и формировали сознание народа в пользу демократической партии. Будучи сторонником и «идеологом» афинской аристократии, Сократ исходил из полностью противоположной позиции.

Уже перед началом Пелопоннесской войны вокруг него образуется кружок слушателей имевших такую же, как и он, политическую ориентацию. Со временем значение этой сократовской «групп» возрастало.

Среди ее членов был, например, Алкивиад который во время Пелопоннесской войны предал афинскую демократию и открыто перешел на сторону Спарты, или Критий, который в период временного поражения демократической партии в Афинах стал во главе архиреакционной власти (в 404–403 до н. э.).

Один из виднейших учеников Сократа — Ксенофонт тоже покинул Афины и, как начальник спартанских подразделений, перешел на службу к персидскому царю Киру. В двадцатилетнем возрасте членом кружка Сократа становится и Платон, ставший после смерти Сократа одним из выдающихся идеологов рабовладельческой аристократии.

Когда на переломе V и IV вв. до н. э. к власти в Афинах вновь приходит демократическая партия, Сократ предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество».

Обвинители подчеркивали и тот факт, что он критиковал некоторые существенные стороны афинской демократии, в частности практику выбора государственных чиновников путем жеребьевки. Сократ был признан виновным и присужден к смертной казни.

И хотя он мог избежать судебного процесса и даже после вынесения приговора имел возможность убежать, он добровольно принял вынесенный приговор и выпил чашу цикуты.

Подлинные воззрения Сократа можно реконструировать с очень большим трудом. Сократ никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия).

Одно из известнейших его изречений — «знаю, что ничего не знаю» — является, собственно, объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний.

Поэтому он не оставил никаких трактатов. О его воззрениях мы узнаем прежде всего из работ его учеников. Ценнейшим источником являются труды Платона, в частности диалоги из так называемого первого периода творчества Платона.

При этом, однако, следует допустить возможность, что Платон не всегда точно и правильно приводит мысли Сократа. В определенной степени выяснению воззрений Сократа помогают и работы Ксенофонта, в частности его «Воспоминания о Сократе».

Мы уже говорили, что центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или к богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения.

Считал излишним и принципиально невозможным изучении природы и объяснение природных явлении. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира — «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова.

Говоря современными терминами, основной вопрос философии Сократ решает идеалистически.

Однако это была уже не форма наивного идеализма (идеализма, который не допускал вопроса о взаимоотношении материи и духа), но одна из начальных версий рационального идеализма, который в античности обретает свою классическую форму в трудах Платона.

Основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии Сократ считал именно последовательное познание «себя самого».

В отличие о предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали «прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Однако речь не идет о некоем выражаясь по-современному, субъективно-идеалистическом элементе. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Именно посредством этого «даймониона» боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире, по Сократу, является человек.

Вместе с материализмом Сократ отвергает натурфилософию, ее причинно-следственные закономерности. Он противопоставляет ей примитивную, но весьма определенную концепции целесообразности — телеологию. Последняя тесно связана с его этическими принципами.

В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели.

В этой связи он ставит весьма «понятный» вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели.

Так, для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность, по Сократу, — знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

Добродетели, т. е. познания того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь «благородные люди».

«Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя… Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему… А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания».

В этом рассуждении четко проявляется классовый характер религиозно-этического учения Сократа. Добродетель, равно как и знания, согласно Сократу, является привилегией «неработающих».

Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

Добродетели, равно как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными н неизменными.

Именно только наличие этих добродетелей предопределяет выполнение общественных или государственных функций и дел полиса, но ни в коем случае не жребий, как это повсеместно практиковалось в период власти демократической партии в Афинах.

Поэтому Сократ и критиковал эту практику демократии в своих разговорах и беседах не только с членами своего кружка, но и на улицах, рынках н перед храмами. Он приводил такой аргумент, что кормчего на корабле, плотника или флейтиста нельзя выбрать по жребию, но только по способностям и знаниям.

Сократ в своих социальных воззрениях ориентировался на идеал «наидревнейших и наикультурнейших народов». Он высоко ценил цивилизации и общества, опирающиеся прежде всего на земледелие и военные действия.

Земледелие он противопоставлял ремеслу и торговле, которые, по его мнению, разрушают «порядок общины» и губят души.

В этих взглядах отражается консерватизм Сократа и его уважение к традиции (аристократической), которая была сильно нарушена развивающейся торговлей и мореплаванием.

У Сократа мы встречаемся также с первой попыткой классификации форм государства. И здесь он опирается на свой религиозно-этический рационализм.

Сократ называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Эти его идеи развивает в своих трудах Платон.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника.

При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью.

Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана маевтика (повивальное искусство).

Этим термином, который он выбрал по аналогии с профессией своей матери — помогать ребенку появиться на свет, Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.

Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция.

Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще.

Весь процесс заканчивался дефиницией.

Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.

Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию.

Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.

Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле «систематизатором» его воззрений был Платон. Именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень.

Источник: https://psibook.com/library/1227/27.html

Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа

Анаксагор выдвинул учение об уме «нус» как причине всего, как принципе космоса, движения, целесообразности, признавая в то же время и причины эмпирического естественнонаучного характера.

Против этой непоследовательности Анаксагора, а также против движения софистов с их положениями об относительности знаний, понятий добра и зла, снижением интереса к вопросам натурфилософии и критериям поведения выступил Сократ (470 — 399 гг. до н.э.).

Сократ посвятил свои силы борьбе за существование философии и связанной с ней нравственной истины и создал для нее фундамент. Именно особенности личности Сократа обусловили успех его учения и учения его учеников, в первую очередь Платона. Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл.

Получил разностороннее образование. Был женат на женщине Ксантиппе. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э.

ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Интересовался натурфилософией, но вскоре отказался от нее, т.к. она не могла объяснить вопросы о причинах поведения человека.

По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — главное, чем должна заниматься философия. Исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Создал свою философию, непохожую ни на чью другую, ни по методологии, ни по методу. Его деятельность — поворотный момент античной философии.

Цель философии Сократа – сделать людей лучше, но такую же цель преследовали и софисты, с которыми он спорил. Софисты (Горгий, Протагор и др.): людей можно сделать лучше, если обучить их определенным практическим социальным навыкам; это – умение управлять своим домом, умение жульничать, мнемотехники, ораторское искусство и т.д.

Сократ: прежде чем сделать человека лучше, надо понять, что есть человек. Девиз Сократа: «Познай самого себя».

Нет относительного понимания, что есть добро и что есть зло; есть абсолютное знание этого! И это знание дано изначально, и цель – сделать человека лучше – может быть реализована только посредством поиска в себе самом этого знания. Поэтому основанием нравственного поступка является знание блага.

Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Храбр тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности и так поступает. Знание обладает активной силой. Оно хранится в тайнике души каждого человека. Средством этого служит метод, введенный Сократом.

Сократ называл свой метод повивальным искусством – майевтикой – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов.

В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию чаще всего о каком-то нравственном явлении. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знания в конечной форме, считая, что самое главное – привести человека к самостоятельному открытию истины.

Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы Сократа.

Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречие и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине (диалектика, искусство диалектического спора — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия).

Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, — всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Сократ — «акушер мысли». В «Апологии Сократа» он говорит, что долг оратора – говорить правду; у него речь простая, состоящая из первых попавшихся слов (отличие от софистов); он ходил к мудрым людям, поэтом, ремесленникам и оказывалось, что он мудрее их, так как они думают, что что-то знают, а мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего не стоит его мудрость..

Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. Из положения о несводимости общего к единичным проявлениям Сократ пришел к пренебрежению единичным и признанию объективности общего.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела. Душа невидима в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным.

Он защищал бессмертие души. Так постепенно наметилось движение античной мысли а направлении идеалистического понимания души.

Источник: https://cyberpedia.su/12x8bc1.html

Сократ и сократические школы

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в ᴇᴦο творения.

Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других.

Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер.

Как упоминалось, человек, ᴇᴦο душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В корне душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные ᴇᴦο учениками˸ Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, — спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

  • — Софисты. Сократ и сократические школы

    Философское движение эпохи зрелых рабов — демократий. (У – VI в. д.н.э.) В V в. д.н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшего… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/263048_sokrat_i_sokraticheskie_shkoly

    Сократ — это… Что такое Сократ?

    • Сократ — Σωκράτης Портрет Сократа работы …   Википедия

    • СОКРАТ — (Socrates) из Афин (469 399 до н.э.) антич. философ, учитель Платона. Учение С. было устным; все свободное время он проводил в беседах о добре и зле, прекрасном и безобразном, добродетели и пороке, о том, можно ли научиться быть хорошим и как… …   Философская энциклопедия

    • Сократ — и основание философии западной морали Жизнь Сократа и проблема источников     Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Впрочем, за …   Западная философия от истоков до наших дней

    • СОКРАТ — (ок. 470/469 399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были скульптор (или каменотес) Софрониск и Фенарета. Отец, вероятно,… …   Энциклопедия Кольера

    • Сократ —     Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты (по словам Платона в Феэтете 2 19), афинянин, из дема Алопеки. Думали, что он помогает писать Еврипиду; поэтому Мнесилох говорит так:          Фригийцы – имя драме Еврипидовой,… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    • Сократ — (470 399 гг. до н.э.) философ, ученик Анаксагора, из Афин Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится. В молитвах он (Сократ) просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро. (Сократ)… …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • СОКРАТ — (470 399 до н. э.) Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    • СОКРАТ — (470 399 до н. э.) Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским …   Список древнегреческих имен

    • СОКРАТ —     СОКРАТ (Σωκράτης) из Афин (469 399 до н. э.), др. греч. философ, учитель Платона; был признан образцом истинного философа и праведника в большинстве философских школ Античности. С именем С. связано распространенное в литературе кон. 19 сер.… …   Античная философия

    • Сократ — (Socrates, Σωχράτης). Великий афинский философ, род. в 469 г. до Р. X. Он был сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. Сократ был очень некрасив и, по отзыву Зопира, походил лицом на… …   Энциклопедия мифологии

    • Сократ — (469 399 до нашей эры) великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческих философов (главным образом в книгах его гениального ученика… …   1000 биографий

    Источник: https://psychology.academic.ru/3900/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82

    Ссылка на основную публикацию