Сострадание — психология

Психотерапия состраданием | Саморазвитие, Социум | Наша Психология

Сострадание - психология

Какие ассоциации возникают у вас при слове «сострадание»? Часто это бывает жалость, снисхождение – или, например, святость, служение, как будто сострадание доступно только монахам или сестрам милосердия. Но пришло время развенчать эти мифы и посмотреть на сострадание иначе, потому что именно оно способно изменить нас самих и весь мир к лучшему.

Храбрость и мудрость

Начать рассказ о сострадании стоит с того, что это не слабость, не потакание и не роскошь. Это основа для развития моральной и душевной храбрости, которая позволяет пойти навстречу трудностям, начать работать со сложными и болезненными переживаниями и их причинами.

Понимать сострадание можно по-разному в зависимости от контекста: скажем, в некоторых духовных традициях сострадание рассматривается иначе, чем в научной психологии. Но важно не спорить о терминах, а взять на вооружение полезный инструмент, который бы помогал людям чувствовать себя лучше. Это и сделала современная психотерапия.

Что же понимают под состраданием психологи? Сразу отметим, что сострадание – это не чувство, а поведение, для которого требуются два навыка:

  • способность понимать и вступать в контакт со страданием (своим или чужим), чувствительность к дискомфортным переживаниям и причинам дистресса – храбрость;
  • желание и намерение устранить страдание, добраться до его причин и постараться предотвратить его в будущем – преданная мудрость.

С научной точки зрения, сострадание может протекать в трех направлениях:

  • Другой → Я
  • Я → Другой
  • Я → Я

Как показывают исследования, сострадания катастрофически мало в нашем мире завышенных стандартов и гонки за успехом, в обществе, наполненном стыдом и самокритикой. И если помогать другим и делать им добро (поток «Я – Другой») – это еще как-то согласуется с распространенными ценностями, то уж сострадание к себе («Я – Я») часто кажется излишеством и эгоизмом. В том-то и беда.

Но преимущество модели трех потоков сострадания как раз в том, что каждый из них можно развивать и усиливать, в результате чего будет меняться наше состояние сознания и социальное поведение.

Нейробиология сострадания

Как же так сложилось, что нам порой легче проявить сострадание к другому, чем к самому себе? Современные технологии позволяют нам увидеть, что эти два процесса протекают по-разному с точки зрения работы мозга. Когда мы сострадаем другому человеку, у нас включаются три системы мозга:

  • 1. Система эмпатии (передняя поясная кора, инсула, амигдала): когда мы видим, что кому-то плохо, мы распознаем чужую боль, можем сами будто ощутить то же, что и этот человек, и от этого начинаем ощущать заботу, желание помочь.
  • 2. Система социальной когниции (префронтальная кора, височно-теменной узел, задняя теменная кора): когда мы видим, что кому-то плохо, мы все-таки понимаем, что это отдельный от нас человек, делим ощущения на «свои» и «чужие» и способны более объективно понимать, что происходит с человеком.
  • 3. Система мотивации сближения и вознаграждения (базальные ганглии вблизи ствола мозга, в переднем мозге, включая префронтальную кору): мы знаем, что, когда поможем другому, нам от этого станет приятно. Когда наше внимание привлекают значимые объекты и люди, происходит выброс нейромедиаторов, отвечающих за реакцию удовольствия, и от этого у нас появляется желание с ними взаимодействовать – то есть оказывать помощь.

Загвоздка в том, что, когда нам самим плохо, у нас работает первая система, а вот вторая и третья оказываются недоступны.

Мы часто не способны посмотреть на себя со стороны и тем более получить удовольствие от своих страданий.

Более того, система социальной когниции работает за счет эволюционно более новых структур мозга («новый мозг»), а они отключаются в ситуации боли и сильных эмоциональных переживаний.

Так мозг дает место примитивному защитному поведению («старый мозг»), которое обеспечивает выживание: борьбе, бегству, замиранию или заискиванию. Тем не менее, природа наделила нас хитрым умением, которое позволит обойти стороной устаревшие защиты и проявить к себе сострадание ради достижения более ресурсного состояния.

Наблюдающее Я

Человеческое сознание – удивительная штука, способная заворачиваться само в себя, как змея, кусающая себя за хвост. В отличие от животных, человек способен так же эмоционально реагировать на мысль или фантазию, как если бы это происходило на самом деле.

Представьте себе, что вы держите в руке лимон, разрезаете его, чувствуете запах сока, кладете ломтик лимона в рот. Скорее всего, слюнные железы не заставят долго ждать и поведут себя так же, как если бы лимон был настоящим, а не плодом воображения.

К сожалению, то же происходит со страданием.

Волнение о предстоящих неприятностях или болезненные воспоминания вызывают столь же яркие эмоции, как если бы эти события разворачивались прямо сейчас у нас перед глазами.

Когда мы застреваем в тревожных мыслях, в гневе на виновных, в страхе за последствия, мы можем поддаться иллюзии, что это реально, – тогда как на самом деле это лишь игры разума.

Чтобы суметь вытащить себя из этого порочного круга, можно обратиться к навыку, которым обладает каждый из нас, даже если вы пока не пробовали им пользоваться: метакогнитивная позиция – то есть размышление о самом процессе размышления. Можете проделать такой эксперимент:

  • 1. Произнесите про себя или даже вслух фразу, которая донимает вас достаточно часто. Например, «я никому не нравлюсь».
  • 2. Теперь добавьте к этой фразе другое вступление: «У меня есть мысль, что я никому не нравлюсь» – и постарайтесь прислушаться, как теперь эта фраза влияет на ваше состояние, какие вызывает чувства и ощущения.
  • 3. Наконец, в третий раз произнесите эту же фразу так: «Я замечаю, что у меня есть мысль, что я никому не нравлюсь». Как вам такой вариант? Насколько довлеет эта мысль над вами теперь?

Такая формулировка помогает нам внутри себя дистанцироваться, словно бы отступать на шаг назад, чтобы со стороны смотреть на эту змею, кусающую себя за хвост, не запутываясь в ее извивающихся кольцах.

Если вы когда-нибудь занимались практиками осознанности, то знаете, что именно стороннее наблюдение и безоценочность ко всему, что удается заметить, тренируют нашу выносливость к любым хитросплетениям ума. Потому что на самом деле это только ум. Только мысли. А мысли – не факты.

Сам себе друг

Включение наблюдающего Я позволяет нам посмотреть на себя, как если бы это был другой человек. Для этих же целей можно использовать и совсем простые приемы.

Например, в трудной ситуации, когда вас переполняют чувства или потоки самокритики, остановите себя вопросом: «Что бы я сейчас почувствовал(а), сказал(а) или сделал(а), если бы мне такое сказал мой близкий друг (ребенок, партнер, родственник)?»

Как правило, сам этот вопрос сразу позволяет изменить точку обзора и включить систему социальной когниции, которая открывает дорогу более здравому и мудрому взгляду на ситуацию и переживания.

Чтобы эффективно обратить сострадание на себя, попробуйте сформулировать хотя бы три – четыре конкретные фразы, которые бы можно было сказать близкому человеку, который горюет или переживает не лучшие времена. После этого, оказавшись в трудной ситуации или вспоминая о ней, попробуйте те же фразы произнести себе, глядя в зеркало.

Исследования показывают, что это один из наиболее эффективных способов активации системы социальной когниции в процессе самосострадания. Менее действенно, но все равно полезно будет произнести эти фразы вслух без зеркала или хотя бы про себя.

Нужные слова

Иногда из-за жизненного опыта и травм привязанности у человека просто нет понимания и навыков сострадания. Бывает совершенно непонятно, что же себе или кому-то другому такое произнести, чтобы не обесценить их чувства и оказать поддержку.

Гораздо легче сказать: «Не плачь, все же нормально!» или «Возьми себя в руки, вон дети в Африке голодают, а ты тут на пустом месте устраиваешь истерику». Но это будет жестким проявлением инвалидации, то есть обесценивания чувств. К сожалению, сами чувства никуда от этого не деваются – просто обрастают слоями самокритики, стыда и избегания.

Вместо этого можно выбрать одну из сострадательных фраз, которые можно произнести, чтобы поддержать близкого человека или даже самого себя:

  • «Грустить (злиться, стыдиться, волноваться, бояться) – нормально».
  • «Это действительно тяжело для тебя».
  • «Я рядом. Я с тобой».
  • «Расскажи мне об этом».
  • «Я тебя слышу».
  • «Это было действительно страшно (грустно, больно, несправедливо)».
  • «Давай помогу тебе в этом разобраться».
  • «Я понимаю, что тебе нужно побыть одному (одной). Я хочу быть рядом, чтобы тебя поддержать. Поэтому когда я тебе понадоблюсь, ты всегда можешь ко мне обратиться».

Хвалить себя

Чтобы закрепить новый вид поведения, то есть навык самосострадания, нужно себя за него хвалить. В следующий раз, когда вы вспомните, что можно быть себе другом, и сможете отнестись к своим переживаниям по-доброму и с заботой, придумайте себе за это награду.

Проговорите слова благодарности себе, подарите себе приятные впечатления или лишний час сна, позвольте себе желанную вещь. Чем приятнее вам будет проявлять к себе сострадание, тем быстрее такое отношение к себе станет привычным.

Когда поток сострадания «Я – Я» становится доступным и полноценным, это позволяет легче принимать поддержку от других и просить их о помощи. И никто вам при этом не запрещает продолжать проявлять сострадание к окружающим – чем больше, тем лучше. Но начинать стоит, как всегда, с себя.

Источник: https://www.psyh.ru/psihoterapiya-sostradaniem/

Сострадание — это… Что такое Сострадание?

  • сострадание — выражать сострадание, чувствовать сострадание.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сострадание гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие,… …   Словарь синонимов
  • СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком нибудь.… …   Толковый словарь Ушакова
  • Сострадание —  Сострадание  ♦ Miséricorde    Добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает глаза на чужую вину – это невозможно и неправильно; он не позволяет себе ненавидеть провинившегося. Путь к состраданию лежит через познание причин… …   Философский словарь Спонвиля
  • СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что н. из сострадания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • СОСТРАДАНИЕ — инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему. Философский… …   Философская энциклопедия
  • сострадание — см. Ионы 4:2 глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами людей А. Прокомментированные темы 1. ЗАБОТА как тема: Неемии: Неем 2:2 первого послания к Фессалоникийцам: 1Фес 2:17 2. ЗАБОТА О МАЛЫХ МИРА СЕГО как тема: Второзакония: Втор… …   Библия: Тематический словарь
  • Сострадание — Слово С. передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби (греч. сюмпатейн, сочувствовать ) и соучастие в страданиях, переносимых другим лицом (греч. сюмпасхейн,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза
  • сострадание — • бесконечное сострадание • глубокое сострадание …   Словарь русской идиоматики
  • сострадание — Греческое слово sympathia двояко проникло в русский язык: как калька (sym – со, pathos – страдание, ia – ие) и как заимствование (симпатия), и теперь в современном языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия …   Этимологический словарь русского языка Крылова
  • сострадание — • жалость, сочувствие, сострадание, участие Стр. 0327 Стр. 0328 Стр. 0329 Стр. 0330 Стр. 0331 Стр. 0332 …   Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17555/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Сострадание | Журнал Психология Сегодня

Сострадание

6 декабря 2017

174

Автор: Станислав Маланин, клинический психолог, экзистенциально – гуманистический психотерапевт.

Какое стремление является основным из всех человеческих стремлений? Конечно же стремление к счастью.

Некоторые находят удовлетворение в материальном удовольствии, другие находят его в духовной практике и созерцании, третьи находят его в интимных отношениях или семье, в творчестве, в путешествиях, изучении чего-то нового. Во многих духовных учениях, особенно в буддийской философии, настаивают на том, что истинное и прочное счастье возможно только благодаря культивированию сострадания не только для себя, но и для других.

Вот об этом я и хотел бы немного поразмышлять, о сострадании.

Некоторые люди могут чувствовать сострадание гораздо легче, чем другие. Возможно, они более чувствительны и эмпатичны от природы или же специально практиковали для развития этого навыка.

Тем, кто по своей природе не склонен испытывать сострадание к себе или другим, придется достаточно тяжело, чтобы развить его.

Ведь для этого требуется выход за пределы своей индивидуальности и общего психического и эмоционального пространства, который может оказаться сложным для некоторых людей.

Если к примеру ежедневно пытаться признавать и принимать личные мыли и чувства, то это будет являться достаточно хорошим началом. В идеале, это должно привести к более глубокому чувству принятия и жалости, которые в свою очередь влияют на увеличение эмпатического осознания.

У каждого есть своя история жизни с ее взлётами и падениями, и у каждого свой набор боли и страданий, которая выпала на их долю. Мне кажется, что желание оставаться свободным от боли и страданий, может послужить отличным помощником в развитии чувства сострадания к другим.

Люди, которые практикуют сострадание, как известно, испытывают меньше стресса. По статистике тревога, стресс и депрессия являются одними из самых распространенных причин, почему люди обращаются за помощью к психотерапевту. Сейчас, методы психотерапевтического лечения, которые подчеркивают важность сострадания находятся на подъеме и являются одной из основ психотерапевтического процесса.

Буддийская философия говорит, что жалость имеет важное значение для того чтобы по-настоящему любить и заботиться о себе. Несмотря на это, многие люди находят что легче испытывать сострадание к другим, чем к себе, особенно если «другие» – это близкие люди, например ребенок, сексуальный партнер, близкий друг.

Читайте также:  Рольфинг - психология

Тем не менее, факт остается фактом, что без любви к себе и принятии себя, человек может заботиться о другом, но забывая о своих собственных потребностях, и в итоге это приведет к выгоранию.

Культивирование более сострадательного отношения к себе и другим является неотъемлемым компонентом осознанности движения в терапии.

Я осмелюсь утверждать, что у большинства потребителей психотерапии способность к самосостраданию развита очень плохо и это выражается в искажении образа самого себя, иногда выражается сильным, порой переходящим в абсурдность самобичеванием, а иногда и то и другое встречается одновременно.

Все же это чувство, этот важнейший ключевой навык, очень важный для психотерапевта, чтобы он или она могли почувствовать сострадание к человеку, который сидит напротив.

Без этого чувства, где человек находится на том же эмоциональном плане, будет очень трудно, практически не возможно оценить, что нужно сделать для истинной помощи клиенту, чтобы исцелить и восстановить.

Сострадание является жизненно важным элементом в терапевтической концепции, эмпатии, принятии и безусловной положительной связи.

История

Источник: http://fisherbux.ru/psihologiya/sostradanie-zhurnal-psixologiya-segodnya/

Сострадание

Сострадание

Сострадание — это способность сопереживать и сочувствовать другому человеку.

Это способность понимать переживания и чувства другого.

Карл Роджерс называл такую способность — эмпатия.

Сострадание можно развивать, пытаясь как бы встать на место другого человека, оказаться в «его шкуре», как если бы что-то произошло с Вами.

Сострадание помогает шире увидеть ситуацию, а также позволяет находить компромиссы в конфликтах, не обострять конфликтные ситуации, находить различные решения.

Многие люди часто с состраданием относятся к животным, что характеризует их доброту и великодушие. Сострадание помогает относиться к окружающему миру бережно и стремиться к сохранению отношений с окружающими.

Сострадание несет в себе созидательную функцию.
Сострадая другому человеку или животному, люди становятся более открытыми миру. Сострадание формирует доброту, искренность, желание помочь ближнему.

Важно развивать сострадание у детей по отношению к животным, растениям, другим детям, но важно в первую очередь замечать и развивать сострадание в себе.

Помочь в этом может следующее упражнение.

Упражнение «Дар Сострадания»

Сострадание – это переживания (эмпатического свойства) по поводу страданий человека, а также стремление оказать ему помощь и поддержку.

Сострадание проявляется в любом поступке, позволяющем нам выйти на более глубинный уровень нашего опыта, который мы разделяем со всей нашей культурой и со всем тем, что мы создаем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы освободить себя из тюрьмы обособленности, расширяя пределы собственного сострадания.

Просто каждый день вы должны изыскивать хоть какую-то возможность откликнуться на потребности другого так, как это подобает человеку. Какие-то небольшие акты доброты – это то, что может помочь вам так или иначе культивировать дара сострадания.

Таким образом, сострадание является важным аспектом жизнеспособности человека. Сострадание позволяет расширить горизонты самовосприятия и восприятия окружающего мира.

Сострадание, как правило, редкость в современном обществе. Чаще можно встретить безразличие, заинтересованность только в личном благополучие, еще и поэтому важно развивать сострадание. Часто люди хотят, чтобы к ним относились так же, как они относятся к другим, в связи с этим очень важно развивать доброту и сострадание.

Сострадание — это шаг к успеху, проявление доброты и гармоничное взаимодействие с окружающими. Развивайте сострадание у себя и своих близких. Это полезное качество, которое поможет Вам грамотно общаться и строить отношения, в которых будут оптимизм и жизнелюбие.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/4998

Сочинение «Что такое сострадание и сочувствие?» :

Сострадание – это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие – это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода.

В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается.

Сочинение «Что такое сострадание?» — хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание – это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания – ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить.

Способным к состраданию является духовно богатая личность.

Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них – это жалость.

Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни.

Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример – это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство – жалость.

И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения.

Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения – и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас.

Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить.

Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания.

Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» — человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно – самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций.

Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний.

И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав – ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него.

Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни.

Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение.

Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет – школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат.

А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения – все это может отразиться на оценке сочинения.

Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие – решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества.

Как это сделать? Самый простой способ – добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

Источник: https://www.syl.ru/article/328253/sochinenie-chto-takoe-sostradanie-i-sochuvstvie

К психологии сострадания и сорадования (стр. 1 из 3)

Абраменкова В. В.

Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

Послание к римлянам Aп. Павла, гл. 12, 15.

Гуманное отношение к сверстнику у детей может проявляться в различных формах действенного сопереживания: это сопереживание как сострадание в ситуации его наказания и сопереживание как сорадование в ситуации его награды. Надо отметить, что этим двум формам гуманного отношения в научной литературе уделялось несправедливо неодинаковое внимание.

Если «страдательность человеческого существования» (С.Л.

Рубинштейн) оказалась предметом рассмотрения подавляющего большинства философских и этических исследований, а также психологических работ в области гуманного (просоциального) поведения — это исследования эмпатии, кооперативности как helping behavior (помогающего поведения) и альтруизма, — то анализ форм содействия чужой радости не занимал внимания исследователей.

Достаточно бегло ознакомиться с работами по детской психологии по моральному развитию ребенка, чтобы убедиться в этом. Например, определяя эмпатию как «способность отзываться на переживания другого»[см. Гаврилова, 1975], авторы оставляли за собой право экспериментально исследовать лишь реакции ребенка на неблагополучие, дистресс.

дискомфорт, неуспех объекта восприятия (воображаемого или реального человека, животного, куклу). При этом реакции исследовались сами по себе, а не их причины, не мотивы, их побуждающие.

Такой крен исследований гуманного, просоциального поведения в «сострадательную» сторону был обусловлен несколькими обстоятельствами: во-первых, влияниями традиции исследований в этом направлении; во-вторых, более ясной и более детально исследованной феноменологией дистресса (неблагополучия); в-третьих, чисто практическими соображениями простоты создания подобных экспериментальных ситуаций; в-четвертых, необходимостью сострадания, с точки зрения его целесообразности, и как бы «ненужностью», избыточностью» сорадования и сорадости.

Подобная «избыточность» продиктована тем обстоятельством, что радость по поводу удачи, успеха, счастья ближнего, на первый взгляд, не является жизненной необходимостью человека, такой, как сострадание, от проявления которого зависит его благополучие, а иногда и жизнь. Социогенез гуманности нас в этом также убеждает, поскольку предполагает лишь сострадательные культурные формы, такие, как помощь, солидарность, адоптация (усыновление) и подобные им [Першиц. 1985; Милосердие, 1998 и пр.].

Все эти обстоятельства определили, вероятно, несправедливо малое обращение исследователей к проблеме сопереживания как сорадования.

Читайте также:  Дефицит любви - психология

Здесь мы, разумеется, имеем в виду специальное изучение этих проявлений, а не их рассмотрение в контексте других проблем, как, например, у Аронфрида, который пишет, что в ситуации выбора удовольствия для себя (конфета) и для взрослого (собственное действие, приятное взрослому) ребенок шести — восьми лет выбирает второе и активно содействует радости взрослого, разделяя ее[Aronfreed, 1968].

Между тем, по наблюдениям психологов и педагогов, положительные эмоции раньше, чем отрицательные, становятся поводом для коммуникации младенца со взрослым, хотя, с точки зрения биологической целесообразности, должно быть наоборот — угроза должна призывать к контакту для защиты.

Однако до 6 мес. малыш, испытывая, например, боль, не адресуется к взрослому, не «ищет» его, в то же время при положительных эмоциях уже с двухмесячного возраста младенец «подключает» взрослого к радости, получая удовольствие от совместности[Мещерякова.

1993; Авдеева, Мещерякова, 1996].

Сорадование как форма включения другого ребенка в собственное удовольствие наблюдается у детей достаточно рано, уже на втором году жизни, когда ребенок, испытывающий удовольствие от общения со взрослым, пытается приобщить к нему других детей вопросами, обращенными к взрослому: «А Вове? А Тане?» Ребенок более старшего возраста иногда привлекает сверстника к участию в каком-либо удовольствии, которым пользуется сам (сладости, игрушки), причем эта ситуация не предполагает утешения вследствие дистресса [Лысенко, 1952].

Такие формы сопереживания имеют место в жизни ребенка и являются генетически более ранними по сравнению с сострадательными, поскольку маленький ребенок склонен, скорее, избегать ситуацию неблагополучия сверстника и при этом способен активно подключаться к ситуации его веселия, радости [Изард, 1980]. Недаром говорят: «горе — разделяется, а радость — умножается».

Остается неясным вопрос о генезисе содействия радости, его социогенетических истоках. Известно лишь, что сорадование является, по всей вероятности, чисто человеческим явлением, и если аналоги сострадания, помощи, даже самопожертвования существуют в животном мире[Симонов, 1976], то фактов, подобных сорадованию, у животных зафиксировано не было.

Поскольку наша задача была сформулирована как задача изучения гуманного отношения в групповой совместной деятельности детей как в ситуации наказания, так и в ситуации награды, то наши методики были построены в соответствии с этими требованиями.

Методика «Тропинка», подобно «Железной дороге», моделировала совместную деятельность интерактивного типа, за успешную реализацию цели которой сначала вся группа, каждый ее участник получал награду (интегральное санкционирование), а затем лишь один из детей — «бригадир» — мог получить эту награду.

В методике «Тропинка» скорость выполнения задания, от которой зависело получение приза, являлась эмпирическим показателем стремления ребенка его выиграть (для себя или для другого), а ситуация работы «на себя» оказывалась контрольной по отношению к ситуации работы «на другого».

Сравнивая показатели обеих ситуаций, мы получали возможность судить об отношении каждого ребенка к сверстнику, как к себе самому, о его действенном сорадовании с ним.

Положительная (или нулевая) разность показателей свидетельствовала о наличии сорадования, отрицательная разность — об его отсутствии, об отчуждении от сверстника.

Количественные показатели — «индексы сорадования», полученные в группах дошкольников, говорили о том, что дети в процессе совместной деятельности содействовали получению награды сверстником в такой же степени (или более того), как и получению собственной награды.

Данные наблюдений позволяли констатировать увеличение общей активности детей в этой ситуации: они вскакивали с мест, размахивали руками, прыгали и топали ногами, хватались за голову: «Все! Не успеем!» В процессе выполнения задания каким-то одним ребенком все остальные внимательно следили за его работой, подгоняя его: «Чего ты, как старик! Давай быстрее!», «Давай, давай, а то мы из-за тебя не успеем!» После успешного завершения работы дети облегченно вздыхали, кричали «ура», обнимались. Почти каждая экспериментальная подгруппа (четверка) проявляла единодушие в стремлении выиграть призы как для всей группы, так и для «бригадира.

В ситуации положительного стимулирования («Тропинка») дети чаще и интенсивнее (особенно дети 5 — 6-летки) проявляют гуманное отношение по сравнению с ситуацией отрицательного стимулирования («Железная дорога»), т.е. дети гораздо охотнее работают ради награды сверстника, чем для того, чтобы уберечь его от наказания, т.е. сорадование выше, чем сострадание.

Парадоксальность этого факта, с точки зрения здравого смысла, очевидна, ибо сорадование оказалось выше, чем сострадание, т.е. в групповой игре удовольствие от получения приза сверстником для ребенка «дороже» собственного благополучия.

Может быть, сама игра и награда потеряли для ребенка «личностный смысл»? В таком случае предложение экспериментатора продолжить игру (второй кон) вызовет отказы.

Однако второй кон показал, что дети отказываются играть только в том случае, если приз получает «бригадир».

Те дети, которые по тем или иным причинам прямо не высказывались против своего участия в игре, в повторном II коне показывали полное отсутствие сорадования.

Это значит, что готовность детей содействовать получению приза «бригадиром» в I коне экспериментальной игры сменились на недоброжелательство, зависть, отчуждение во II коне: «Почему это опять ему? Мы тоже хотим»; «У него и так уже три картинки, а у нас две».

Почему же в I коне мы наблюдали яркие проявления желания детей содействовать получению заветного приза своим товарищем? При этом дети не только согласны работать «не на себя», но и выполняли задание по объективным показателям лучше, чем в ситуации работы «на себя», к тому же делают это с удовольствием, о чем свидетельствуют спонтанные высказывания детей в процессе опыта, подобные: «Я буду стараться, пусть Игорек получит картинку». Почему это происходит?

Все дело в игровой ситуации, она представляет собой, подобно «Железной дороге», модель интерактивной совместной деятельности, построенной по формуле «один за всех и все за одного».

Сам мажорный тон игры, совместное ожидание приза, активные проявления радости каждого участника актуализируют радость за другого, идентификацию с ним, способствуют тому, что дети работают для получения «бригадиром» награды так же, как для получения собственной награды.

Радостный эмоциональный настрой в группе, возникший благодаря совместной игре, как бы продлевается, иррадиирует, распространяясь на ситуацию «работы для другого».

Дети объединяют свои усилия, и коллективная деятельность опосредствует их гуманное отношение к своему товарищу, сорадование с ним.

При интегральном санкционировании, когда вся группа получает приз, дети очень бурно празднуют победу, а победители, как известно, щедры, поэтому при парциальном санкционировании «бригадир» может рассчитывать на получение награды.

Во II коне проявление сорадости разрушается, превращаясь в свою противоположность. Теперь они объединяются против «бригадира», иногда потихоньку договариваются работать так, чтобы он не получил приза. В вербальных проявлениях: взамен «мы» появляется «он и мы», в чем выражается разделение группы, ее отчуждение от одного.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204843/k-psikhologii-sostradaniya-i-soradovaniya

О мужском сострадании

О мужском сострадании

Я давно обещал написать эту статью. Но это очень и очень трудно сделать. Я пишу ее третий раз. Есть темы, которые нуждаются в обсуждении, но их поднятие — как поднятие толстого слоя давно налипшей грязи. Это трудно, но это нужно делать. Итак. О мужском сострадании.

Безусловно, сострадание является наиболее трудным аспектом мужского пути. Именно этот аспект сознания отделяет мужчину-зверя от мужчины-человека. У женщин другая энергетика — по природе своей объединяющая, и они никогда не вступают в такое мощное противоречие со своей душой. Пример.

Великий доктор Нифонт Долгополов на одной из конференций попросил выйти сторонников и противников смертной казни как наказания для преступников. То, что произошло после этого, было поразительно и показательно одновременно. В число противников собрались только женщины — там не было ни одного мужчины.

В число сторонников собрались только мужчины, туда затесалось всего лишь две женщины. Неожиданно обсуждение вопроса вылилось в противостояние мужчин и женщин. Женские аргументы были бесспорны: «Вы сначала выносите кого-то, родите его, а потом убивайте». Оказалось, что на это нечего возразить и тем двум женщинам с мужской стороны.

У них не было своих детей.Взрослая мужская энергетика зверя безжалостно-разделяющая по своей природе до того момента пока не пробуждается мужское сердце. Это пробуждение всегда сопровождается способностью чувствовать боль других живых существ как свою собственную. Если хотите — это неизбежная плата, цена способности любить как человек.

Юный мужчина в этот момент очень сильно нуждается в поддержке и сопереживании, поскольку чем больше он позволяет своему сердцу пробуждаться, тем с большей общечеловеческой болью он сталкивается. Ему в этот момент явно не до изучения физики или истории, ведь от того как пройдет эта инициация зависит вся его дальнейшая судьба.

Я помню как мой сын придя из школы спросил: «Папа, а почему когда я ударяю кого-нибудь, мне самому вот здесь больно?» — сказал он и приложил руку к середине груди. «Взрослеешь сынок!»

Многие мальчики встретившись с болью сострадания избегают отправляться в этот процесс дальше. Поскольку в человеческой полосе восприятия действительно очень много боли. Очень много боли. Не пройдя через эту инициацию, они либо становятся взрослыми самцами, отрезав себя от своего сердца, либо отрезав себя от своих звериных энергий — вечными детьми.

Осмеливавшийся сострадать мужчина теряет способность к насилию, и в чем-то оказывается беззащитным и парализованным, поскольку обнаруживает, что перенести собственную физическую боль и даже смерть легче, чем пережить боль душевную.

Пример из мирового киноискусства — главный герой фильма «Зеленая миля» явно обладал способностями защитить себя и освободиться, более того, ему предлагали такое освобождение. Но он от него отказался. «Я устал», — сказал главный герой и предпочел чтобы его убили. Такова история незавершенной инициации.

Историки войны во Вьетнаме описывают, что магазины автоматов многих американских солдат, шедших в атаку, находили полными патронов. Солдат-хиппи предпочитал встретить пулю противника, чем выстрелить сам. В интернет просторах бродит рассказ о матадоре не сумевшем убить быка, который отказался нападать на матадора, просто стоял и смотрел ему в глаза. И матадор сложил оружие.

Примеров множество. Что это малодушие, или душевная сила?Мужчина идущий в пробуждение своего сострадания оказывается беспомощным еще и потому, что прежде чем в его сердце пробудилась любовь, а в сознании мудрость в нем может возникнуть стремление помогать страдающим какими-то своими действиями из жалости.

«Обретя в своем сердце непреклонное стремление знать, я вступаю на Великий Путь и единственное, чего я здесь опасаюсь, так это помощи из сострадания» — сказал мудрец Лао-Цзы много тысяч лет назад. Это одно из моих любимых высказываний Лао-Цзы. «Помощь дурака — страшнее врага», — говорил мой папа о том же самом. Одна из болезней жалеющих — синдром революционера.

Это тяжкая болезнь, одержимый этим недугом неизбежно увеличивает число страдающих в этом мире. Все борцы за свободу и равенство неизбежно строят новые тюрьмы и эшафоты. Не менее трудна болезнь филантропа, поскольку пучина людского невежества подобно черной дыре способна поглотить неограниченное количество средств и энергии. Только любяще-мудрый способен помогать безжалостно-экологично.

Я уже писал о том, что форма внутриличностных отношений совпадает с формой межличностных. Это закон. Как внутри — так и снаружи. Источник страдания, который терзает сердце пробуждающегося мужчины-человека находиться не во внешнем мире. В этот момент звериное и человеческое учатся взаимодействовать между собой внутри самого мужчины.

И если инициируемый Вселенной идет в свое сострадание, соглашается с ним, проживает его, то обнаруживает что все большая любовь пробуждается в его сердце. Приручив собственного зверя мужчина-человек начинает уважать трудность такого процесса в других людях. Он обнаруживает, что единственное чем он по большому счету может помочь этому миру — любить его во всю душу.

Что это самое действенное и реальное лекарство. Все остальное от лукавого. Потому мудрые древние народы этой планеты не вмешиваются активно в процесс взросления «цивилизованных» людей. Каждая культура проходит этот путь или погибает.Вместе с безжалостной любовью пробуждается мудрость, как понимание, что страдание в этом мире неизбежный аспект взросления сознания.

Глядя на конфликты своих детей я обнаруживал, что нет никакого способа уберечь их от встречи с душевной и физической болью, и что я могу ограждать их от этой боли по мере своих сил, но они неизбежно будут с нею встречаться. И что единственное, что по большому счету я могу для них сделать это любить, сопереживать и поддерживать их в этой боли и делиться своей мудростью.

Я уже описывал, в книге «Средство от болезней» к чему приводили мои насильственные попытки вмешиваться в отношения своих детей. Боли и страдания становилось больше. Так они учили меня мудрости. В семьях, где по одному ребенку родителям и детям негде этому учиться.Я часто повторяю в своих публикациях фразу Берта Хеллингера: «В этом мире нет преступников, есть только жертвы».

Любое общество, верящее в то, что если наказать и победить всех «плохих», «хорошим» будет легче жить — ведет себя безумно. Пробуждение сострадания — абсолютно естественный этап мужского взросления. Естественная, природой созданная профилактика преступности. Любая культура, в которой не уделяется внимания развитию сострадания вынуждена бороться с преступностью.

Любое современное государство оказывается в неразрешимом противоречии: государству нужны мужчины-солдаты и не нужны мужчины-преступники. Но ведь в тех и других должно спать сострадание. Как отличить одного от другого, кроме как по стилю одежды? Весь интернет заполнен выражениями лиц омоновцев во время разгона демонстраций. Они растеряны.

Мой друг детства, отслуживший три года в ДШБ в Афганистане, через две недели после возвращения попал в тюрьму. Находясь в заключении он получил два дополнительных срока. Он был советский Рембо. Так и погиб парень в расцвете своих молодых сил. Выжил в Афгане — погиб в совке. Система которая его создала — его же и убила.

Читайте также:  Другие приемы аникса - психология

Мне пришлось в свое время как психотерапевту много работать с редкими психосоматическими заболеваниями бывших воинов-афганцев. «Нет нам прощения, после всего того что мы сделали», — сказал один из них. Он перестал идентифицировать себя как солдата и начал воспринимать себя преступником.

Те, кто встретился мне — прошли свою реабилатацию, а сколько их осталось, ранивших самих себя той войной? Их боль по прежнему наполняет биосферу и нуждается в исцелении.Мы когда-то делали исследовательскую работу об основной проблеме славян как этноса. Выглядело, что основная всенародная болезнь, которой страдает этот народ: не принято уважать тех, кого не надо бояться.

Последствий этой общенародной болезни множество. Одно из основных: в славянской культуре не принято слышать мудрых, принято слышать сильных. Чем гордиться современная Россия? «А зато у нас оружие самое лучшее». Христиане.В этом мире нет и не может быть бездушных и бессердечных наемников. Также как нет и не может быть бездушных и бессердечных правителей.

То, что мужчина-воин или правитель не соприкасается с этими аспектами своего сознания не означает, что его душа не болит и что эта боль не выплескивается в биосферу и рано или поздно не захлестнет его самого. Каменное сердце неизбежно будет нуждаться в коронарном шунтировании. Заболевания сердца — основная причина смертности в «цивилизованном» мире.

Вот странно, с чего бы это? Наверное от плохого питания.Женщине дарована способность взращивать в мужчинах те или иные аспекты сознания. То, что она поддерживает своей энергией — то и развивается на этой планете. Если женщина соприкасается со своей душой, она не может взращивать и поддерживать звериные аспекты в мужчине.

Более того именно ее душевная энергия вынуждает пробуждать мужские сердца. Красавица и чудовище — традиционное притяжение. Эрос и Танатос. Я уже писал о том, что по моим наблюдениям, женщины пробуждаются первыми. Но женщинам страшно и одиноко идти в свое пробуждение, когда вокруг все спят. Если женщины не будут это делать — мужчины никогда не проснутся.

Нет никакой разницы между эпидемиями и катастрофами. Лиз Бурбо одна из мастериц цивилизованного мира, обнародовавшая, что разрушительные энергии, которые обнаруживает в себе человек, являются отражением внутренних энергий планеты. Мы неразрывно связаны с Землей в единую энергетическую систему.

Задача человека не отрезать себя от этих жизненно важных энергий, и не подавлять их путем аппарата насилия над насилием. И в том и другом случае эти энергии начинают проявляться в виде природных катаклизмов: планетарной психосоматики, в которую пока что трудно поверить цивилизованным ученым, хотя эта связь всегда была известна древним народам. Задача человека преобразовывать эти энергии в любовь. Тем более, что это естественное природное стремление каждого из нас. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». Ниже я привожу древний икарос племени Хиваро. Моя личная запись.Содержание этой песни примерно следующее:Мы все дети одной Вселенной и нам нечего между собой делить. Мы все братья и у нас одна Земля на всех, нам стоит учиться жить на ней мирно. Когда между нами возникает конфликт это недоразумение, мы призываем великих учителей разных племен (перечисляются племена) прийти и помочь решить этот конфликт. Мы призываем мать Землю и отца Небо прийти и помочь решить этот кофликт, мы призываем силы Природы прийти и помочь решить этот конфликт.Припев этой песни следующий:

Племя, племя — приди к нам из своей колыбели.

Этой песне несколько тысяч лет, а мы все никак не придем из своей колыбели. Технологии. В космос летаем. Разбираться в собственном сознании не научились. Тысячи лет боремся с собственной Тенью. Варвары. Когда люди, считающие себя цивилизованными, в случае конфликта дерутся, вместо того, чтобы звать великих учителей — это странно.

Предания рассказывают, что когда первых христиан бросали на съедение хищникам — хищники начинали их защищать. Моя близкая подруга сказала, что животным этого мира очень не хватает любви Бога, они нуждаются в ней. И только человек может выступить проводником такой любви. Кевин Ричардсон один из таких примеров.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/psikhologija/o_muzhskom_sostradanii/128-1-0-15260

Что такое сострадание и его примеры в жизни

Что такое сострадание и его примеры в жизни

Приветствую вас, уважаемые читатели и гости моего блога! Сегодня я хочу поговорить с вами о таком важном человеческом качестве, как сострадание его примерах и отличительных особенностях.

Это одно из высших качеств человека, только при одном условии, что оно истинное, а не ложное. Его иногда путают с мирской благотворительностью, либо жалостью, чем они отличаются я расскажу немного позже.

Поэтому читайте статью до конца.

Понятие сострадания

В толковых словарях можно найти определение, что это  жалость к чужому горю, совместное страдание. На эту тему, конечно, можно долго рассуждать, но я считаю, что данное определение в корне не верно.

Сострадание — это способность человека чувствовать эмоции и переживания других людей. Это свет, который исходит от одного человека и смягчает или даже исцеляет боль другого.

У сострадания есть свои компоненты, без которого оно не может быть полноценным. Это доброта, милосердие, любовь, уважение и терпение.

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

Милосердие

Это двух-коренное слово буквально означает «милое сердце». Что же милосердие под собой подразумевает? В первую очередь — бескорыстная помощь. Например, помочь пожилому человеку донести сумки, накормить голодного уличного пса, просто кого-нибудь выслушать. Во-вторых, милосердие — это умение прощать.

Доброта

Это заботливое отношение к людям и миру в целом. Доброта не всегда бывает очевидной, порой ее не просто разглядеть.

В пример приведу двух родителей. Отец щедро кормит маленького сына конфетами, пирожными и прочими сладостями, о которых тот попросит. А мама, наоборот, не разрешает ему увлекаться сладким.

Конечно, на взгляд ребенка, папа в данной ситуации более добрый. Но так ли это на самом деле? Порой то, что принимается за доброту, это просто неумение отказать, обычная конформность.

Безусловно, в данном случае настоящая доброта и забота проявляется у мамы, хотя она спрятана за внешней строгостью.

Любовь

О любви сказано и написано очень много, ведь это такое широкое и всеобъемлющее понятие, о котором можно говорить бесконечно. Но сейчас мы рассмотрим любовь, как компонент сострадания.

Безусловно, намного проще сопереживать своим близким, любимым людям, ведь эмоции родственных душ резонируют на одной частоте. А как быть с посторонними или как сострадать врагу? Для того чтобы научиться любить и чувствовать весь окружающий мир и его обитателей, необходимо совершенствоваться и развивать свои духовные качества.

Уважение

К объекту сострадания нужно относиться с уважением. Даже если это маленький дождевой червячок, он такое же создание природы, необходимое этому миру. Без должного уважения и понимания, сострадание превращается в жалость и унижает того, к кому это чувство проявляется.

Терпение

Совершая какие-то поступки, бывает так, что их не ценят. Терпение в этом случае будет показателем искренности.

Проявление сострадания и сочувствия

Давайте разберем несколько примеров того, как проявляется сострадание. Начнем пожалуй с самого распространенного.

Мирская благотворительность

У знаменитых, богатых людей сейчас в моде благотворительность. Я ничего не имею против такой моды, совсем наоборот, пожалуй, это лучшая из всех существующих и я ее поддерживаю.

Только такие благие дела, совершаемые из корыстных мотивов (погоня за модными тенденциями, желание выглядеть лучше в глазах других, слава, признание), нельзя назвать искренним состраданием.

Оно не сможет очистить душу и наполнить ее светом.

Очень редкие личности не выпячивают напоказ свои благие дела. Если человеком движут такие корыстные мотивы, то скажем если их не оправдать, не прославить его как следует, то и непонятно совершил бы он такой благотворительный поступок.

Истинное сострадание

Истинное сострадание исходит из глубины сердца, оно вдохновляет человека на добрые поступки, не требуя ничего взамен.

О важности этого говорят многие философы, все учения и религии (Веды, христианство, буддизм и т.д.). Я хочу поделиться с вами цитатой из древнего писания Шримад Бхагаватам, в котором описывается истинные качества сострадания у человека.

тикшавах каруниках

сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями.

Садху — глубоко духовный человек, который посвятил свою жизнь Богу, стремится давать знания другим. И все качества сострадания, согласно этому стиху, проявлены у него в полной мере.

Он терпелив и милосерден. Он развивает дружбу ко всем живым существ — это значит, что он одинаково милосердно относится и к людям и к животным. Каждое живое существо в этом мире имеет право на жизнь.

Такая личность  не питает ни к кому вражды, даже если кто то враждебно относится к ней. Совершая благие дела, садху терпелив, так как часто люди не ценят его поступков. Истинная задача такого человека спасать души других, а не только тело.

Как говорится в одной из пословиц: “ Какой смысл в спасении одежды утопающего, если надо спасать его самого”.

Поэтому настоящее сострадание в полной мере может быть только у высоко духовных личностей, которые проявляют готовность пожертвовать всем ради того, чтобы дать истинное знание и счастье другим.

Приблизить других людей к Богу, дать им возможность духовного прогресса.

Бывает так, что человек желает показать свое сострадание, но стоит задеть его комфортную зону, как все благие намерения улетучиваются.

Вывод в такой ситуации очевиден.

Видео — история из древних Ведических писаний о сострадании

Сострадание к детям и животным

Многим людям гораздо проще испытывать сострадание к детям и животным, потому что их души чисты и невинны. К сожалению, невозможно помочь всем больным и бездомным, но все же многое в наших силах.

Например, можно отказаться от употребления мяса, таким способом вы проявите милосердие и спасете несколько невинных животных. Одна социальная организация подсчитала сколько примерно человек съедает мяса за свою жизнь: более 1000 кур, десяток свиней и коров. Я стал вегетарианцем 12 лет назад, тем самым спас уже более сотни животных.

Сострадание к другим людям

С состраданием и сопереживанием к себе подобным у многих возникают проблемы. На первый план выступает проекция, и в голову лезут неприятные мысли и аргументы: «Почему я должен помогать кому-то, у меня самого проблем хватает» и т.д.

Порой людям проще испытывать сострадание в том случае, когда на их жизненном пути была или существует такая же ситуация. Например, в сети есть один любопытный социальный эксперимент.

Два молодых человека подходили к людям, которые что — то ели и просили немножко поделиться с ними, потому что они очень голодны. Во всех случаях они получили отказ.

На втором этапе эксперимента один молодой человек купил пиццу и отдал ее бомжу, а другой подошел к этому бездомному с той же просьбой — поделиться кусочком. Нищий мужчина, не раздумывая, отдал ему половину своей порции.

Справедливое резюме из этой истории — сытый голодного не разумеет.

Как развить и сформировать сострадание

Для начала я попробую объяснить зачем нужно формировать в себе сострадание.

Сострадание делает наше сердце шире, а эгоизм наоборот — сужает.

Когда у нас «большое» сердце, тогда  у нас  и хорошие отношения  окружающими, мы чувствуем себя здоровыми и полноценными. И постепенно наше сознание приближается к Богу

В результате эгоизма сердце сужается, приходят болезни и несчастья.

Наша современная цивилизация завязывает узел на сердце, на любого если посмотреть все замученные и несчастные.

У людей без этого качества проявляются черствость и жестокость. В такую душу не могут войти искренние чувства — ни  радость, ни любовь. Когда мы сопереживаем другим, наша душа очищается и становится более восприимчивой к миру и духовным знаниям.

Как я уже говорил, проще посочувствовать чужому горю, когда на собственной шкуре ощутил схожее не приятное событие.

Основной ключ для формирования сострадания кроется в духовном самосовершенствовании.

Одна из преград на пути к состраданию — это эгоцентризм. Люди слишком зациклены на своем “Я” и на мыслях о своем благе.

Хотя бы раз в день попробуйте попрактиковать эмпатию.

Посмотрите на какого — нибудь человека и задайте себе вопрос “А что бы почувствовал я на его месте?” Лучше всего это делать во время конфликтной ситуации, тем самым вы выполните сразу 3 миссии:

  1. отвлечетесь от собственных негативных чувств;
  2. потренируетесь в эмпатии;
  3. смягчите конфликт.

Отличие жалости от сострадания

Сейчас я расскажу чем отличается жалость от истинного сострадания. Между этими понятиями есть существенная разница. Жалость — деструктивное и разрушительное чувство, а сострадание — светлое и созидательное. Жалость — это бездействие, а сострадание оказывает помощь. Жалость исходит из разума, а сострадание из сердца.

Разберем данные утверждение на примере. Представьте себе тяжело больного человека. Рядом с ним сидят родственники, плачут и жалеют его. Они уже обрекают больного и дают ему внутренний посыл, что он не сможет справится с трудностями. Тем самым они загоняют человека в еще большую пучину несчастья, и у него опускаются руки.

Сострадание несет в себе созидательную энергию и бодрость духа. Истинно проявляющий это качество человек не станет бездействовать, он будет оказывать всевозможную помощь и искать оптимальные пути выхода из ситуации. От таких людей исходят вибрации, наполненные светом и любовью, которые сами по себе благотворно влияют на окружающих и вызывают у них силу преодолевать трудности.

Надеюсь эта статья поможет вам на пути постижения Великих Знаний. А я рад поделиться с вами своим опытом, подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить ничего интересного.

Источник: http://veda108.ru/chto-takoe-sostradanie-i-ego-primeryi-v-zhizni/

Ссылка на основную публикацию