Социальная психология — психология

Социальная психология

Социальная психология - психология

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящен изучению поведения человека в группе, восприятию человеком других людей, его общению с другими людьми и умению влиять на них.

Можно еще сказать, что социальная психология пытается понять и объяснить, как поведение человека, а также его мысли и чувства зависят от реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей.

Так что, как видите, это достаточно интересный раздел психологии и весьма практичный, ведь мы все окружены людьми и в определенной степени зависим от них. Поэтому нам полезно знать о том, как другие люди влияют на нас и как мы влияем на них, и как мы можем влиять на них, преследуя те или иные цели.

В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о социальной психологии, с точки зрения ее практичности. Это поможет вам понять, чем социальная психология может быть вам полезна в повседневной жизни.

По словосочетанию “социальная психология” можно догадаться, что данный раздел психологии находится как бы посередине между психологией и социологией.

Но при этом психологи чаще изучают социальные ситуации и внутриличностные аспекты, тогда как социологи уделяют больше внимания внеличностным аспектам и социальным процессам, которые определяют поведение человека и микроуровень социальных взаимодействий.

В любом случае, и психология, и социология дают нам много полезных знаний о людях и обществе, поэтому сочетая их, можно многому научиться.

Социальная психология имеет несколько разделов – это политическая психология, психология рекламы, организационная психология, историческая психология, этнопсихология и гендерная психология. Направления, как видите, весьма практичные, застрагивающие важные аспекты нашей жизни. Углубившись в некоторые из них можно добиться в жизни больших успехов.

Давайте сосредоточим свое внимание на самом интересном в социальной психологии, а именно, на том, как наше поведение зависит от других людей и как мы сами можем влиять, как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом.

Не стану рассказывать вам об известных экспериментах социальной психологии, а лучше сразу перейду к тем выводам, которые мною и не только мною были сделаны на их основании.

Так вот, было выяснено, что если человек занимается творческой и интеллектуальной работой, то он справляется с ней намного лучше если нет свидетелей, то есть, “зрителей”, которые на него смотрят.

А вот если речь идет о механической работе, которая требует от человека больше энергии и сил, нежели интеллекта, то она выполняется им намного лучше в присутствии “зрителей”, то есть людей, которые за ним наблюдают.

Что это значит? Это значит, что мы придаем значение вниманию к нам со стороны других людей и действуем в их присутствии иначе, чем без них, то есть, когда мы остаемся наедине с собой.

Почему так происходит? Потому что мы в определенной степени от других людей зависим, пусть даже в некоторых случаях это в большей степени воображаемая или даже можно сказать, инстинктивная зависимость, не имеющая отношения к реальной жизни, а находящаяся только в нашей голове.

И тем не менее, мы ведем себя так, как надо, чтобы казаться в глазах других людей такими, какими мы хотим казаться. Отчасти мы ждем одобрения своих действий другими людьми, порой совершенно этого не осознавая, а отчасти имеем четкие, ясные цели, и стараемся произвести на людей нужное нам впечатление для достижения определенного результата. Ну, к примеру, политики ведут себя так, как им надо себя вести, чтобы заручиться поддержкой избирателей, а не так, как они привыкли себя вести в повседневной жизни. В целом, мы все хотим определенным образом преподнести себя обществу, чтобы оно нас приняло, по достоинству оценило, оказало нам определенную поддержку и так далее. Так что от общества мы зависим. Мы не можем, живя в обществе, быть свободными от него. Помните да, кому принадлежат эти слова? Я считаю, к ним нужно прислушаться.

Из вышесказанного я делаю вывод, что нам всегда, независимо от того, в каком обществе мы живем, необходимо учитывать мнение этого общества о нас. А говоря еще более точно – нам нужно это мнение грамотно формировать.

А для этого нам необходимо уметь правильно влиять на общество, чтобы оно видело в нас такую личность, которую большинство членов этого общества будет ценить и уважать. Это позволит нам занять в обществе определенное, наиболее выгодное для нас место.

И чем лучше мы себя обществу покажем, с точки зрения нашей полезности для него, тем более почетное место оно нам определит, или во всяком случае не будет против того, что мы то или иное место займем.

Помните, общество тоже в определённой степени зависит от нас, и мы можем оказывать сильное влияние, как на отдельных его представителей, так и на все общество в целом. Мы можем быть успешными и уважаемыми людьми, а можем иметь статус слабака и неудачника или статус антисоциальной личности, которую люди ненавидят.

Поэтому важно не только следить за своей репутацией, но и придерживаться того поведения, которое тем или иным обществом признается, как правильное, справедливое, адекватное, нужное обществу поведение, за которое одни люди уважают и ценят друг друга.

Конечно, одно дело следить за своей репутацией в небольшом обществе, живя, скажем, в маленькой деревне, где все хорошо друг друга знают и где любой твой поступок сразу всем становится известен и соответствующим образом оценивается большинством людей, имеющим возможность повлиять на тебя.

Живя в таком обществе волей-неволей нужно следить за своим поведением, чтобы не быть наказанным обществом за, к примеру, антисоциальность и аморальность. И совсем другое дело, жить в большом городе, где много людей и далеко не со всеми из них твоя жизнь может тем или иным образом пересекаться, и когда многие твои поступки остаются неизвестными большинству людей, которые к тому же, не всегда имеет возможность на тебя повлиять. Поведение человека в таком обществе будет совсем другим. Поэтому разное общество, как с точки зрения его количества, так и с точки зрения качества – по-разному влияет на человека.

Вместе с тем в большом городе у человека возникает другая потребность – потребность во внимании к себе, потребность в том, чтобы выделиться из толпы, потребность в известности, в признании.

А обратить на себя внимание можно разными способами, в том числе и с помощью плохих поступков, антисоциальных поступков, чем кстати, некоторые люди и промышляют – привлекая к себе внимание не самыми лучшими способами. С одной стороны, они добиваются своей цели – привлекают к себе внимание, а с другой – настраивают общество против себя.

Но это их не смущает, ибо внимание общества важнее для таких людей, чем его мнение о них. Так что, как видите, в разном обществе поведение человека может быть разным. В небольшой общине – оно может быть одним, а в большом городе другим. Хотя от человека тут тоже, конечно, многое зависит.

Не всем хочется иметь дурную славу в обществе, лишь бы ее иметь, не все готовы ради внимания других людей настраивать их против себя. Но для нас важно другое – для нас важно понимать желание человека повлиять на общество с помощью плохих поступков из-за своей зависимости от него.

Вы только подумайте – человек может причинять вред другим людям только для того, чтобы они обратили на него внимание.

Что здесь первично, а что вторично? Кто на кого влияет первым и в какой степени? Думаю, вы понимаете, что от того, как устроено общество, по каким правилам и законам оно живет, каких ценностей придерживается и какие цели преследует, зависит то, из каких индивидов оно будет состоять.

А цели и ценности общества, а также те правила и законы, по которым оно будет жить – зависят от отдельных его представителей – от сильных, умных и волевых личностей, которые способны влиять на это общество. Так что активное и сильное меньшинство влияет на большинство, именно от такого меньшинства зависит жизнь в обществе, а не от большинства. А большинство в свою очередь оказывает влияние на тех, из кого оно состоит, на так называемых, среднестатистических граждан, в том числе и на тех, кто пытается привлечь к себе внимание не самым лучшим образом. Вот, социальная психология позволяет выявить и понять все эти многочисленные взаимосвязи. А понимая их – мы можем на них влиять.

Очень интересным выглядит зависимость мнения человека от мнения других людей, а точнее, от мнения большинства.

Не знаю, знакомы ли вы с теми экспериментами в социальной психологии, в которых было показано, как человек идет на поводу у мнения большинства и сам склоняется к абсолютно абсурдной позиции, лишь бы быть солидарным с большинством, но эти эксперименты говорят о многом.

Например, они говорят о том, что по своей природе человек склонен стремиться к тому, чтобы быть как все. Это необходимо ему для того, чтобы быть признанным обществом, принятым им, так как он от общества зависит. Причем, чем слабее человек, тем сильнее он зависит от других людей и тем больше хочет быть на них похожим.

Также эти эксперименты показывают нам, что так называемое – свое мнение, которое стремятся иметь многие люди, далеко не всегда оказывается своим.

Обычно среднестатистический человек придерживается такого мнения по многим вопросам, которого придерживаются большинство окружающих его людей, а также такого, которое ему навязывают различные, наиболее популярные и влиятельные в обществе источники информации, например, телевидение.

Поэтому мнение большинства людей можно формировать искусственно, а следовательно, и манипулировать таким образом людьми, вынуждая их, скажем, хвалить и поддерживать одно и критиковать другое. Что и происходит, как с помощью политической пропаганды, так и с помощью рекламы.

Общественное мнение очень легко сформировать с помощью так называемых социальных опросов, которые не отражают, а именно формируют общественное мнение. На самом деле – мало кого интересует, что думают люди, разве что только для бизнеса это важного, так как он часто вынужден подстраиваться под желания, потребности и настроения людей.

А вот что касается политиков, то для них гораздо важнее сформировать общественное мнение нужным им образом, чем узнать, что на самом деле думают люди. Социальная психология им в этом помогает. Вы же, уважаемые читатели, уясните для себя, что никакого общественного мнения не существует, в том понимании, в котором нам его преподносят. Существует мнение, которое навязано или еще можно сказать, внушено обществу или которое преподносится, как общественное, как якобы, мнение большинства. Это делается с расчетом на стремление человека быть частью этого самого большинства. Поэтому к любому общественному мнению следует относиться скептически и присоединяться к нему только по необходимости.

Еще очень интересные выводы можно сделать из экспериментов, которые показывают нам, как люди склонны подчиняться авторитетам. Большинство из нас, конечно, этому учат с детства, когда говорят нам о величии других людей и принижают нашу собственную значимость в наших же глазах.

Но и от природы человек склонен к подчинению, если пробудить в нем соответствующий инстинкт. Вообще, для устойчивости общества и даже для его выживания важно, чтобы люди придерживались вертикальной или, как ее еще называют – иерархической консолидации, чтобы они подчинялись друг другу в зависимости от статуса.

Читайте также:  Мораль и человеческая психология - психология

Но иногда уместен вопрос – с какой стати именно вы должны кому-то подчиняться? И сразу же появляется простой и очевидный ответ на него – подчиняются всегда тому, кто сильнее. Кто сильнее, тот и прав.

В наше время сила определенным образом трансформировалась и выражается в самых разных формах, начиная с умения манипулировать людьми и заканчивая умением использовать законы государства себе во благо. Но суть, все равно не изменилась – сила определяет, кто прав, а кто нет, и кто кому должен подчиняться.

Я считаю, что из этого нам всем важно сделать очень полезный вывод – каждый из нас должен знать свои возможности и рассчитывать свои силы в противостоянии с другими людьми. Нужно уметь хорошо исполнять свою роль, находясь на определенном месте, и уже затем стараться взобраться повыше по социальной пирамиде, чтобы расширить свои возможности.

Можно и вне системы действовать – можно не признавать социальную иерархию и самому быть себе хозяином. Но это не всегда безопасно и не всегда выгодно, ибо любая система сильнее любого отдельно взятого человека, а жить в лесу, вдали от цивилизации, тоже не самый лучший вариант.

Поэтому в этой жизни, а точнее, в нашем обществе, высоко взбираются чаще те люди, которые умеют прислуживать вышестоящим, нежели те, кто бунтует и сопротивляется системе. Природа не случайно наградила нас способностью подчиняться авторитетам, ибо весь мир иерархичен, Вселенная иерархична, и поэтому мы должны уметь жить в рамках этой иерархии, чтобы, как минимум, выжить, а как максимум – занять в существующей иерархии почетное место. Таковы законы жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, что социальная психология более подробно объясняет все то, что большинство из нас понимает на интуитивном уровне.

Все мы [большинство из нас] постоянно взаимодействуем с другими людьми, все мы в той или иной степени зависим от других людей, всем нам приходится время от времени активно или пассивно влиять на других людей и самим подвергаться такому же влиянию, которая сказывается на нашем поведении и наших поступках.

Поэтому изучая социальную психологию, человек в некоторой степени дополняет и совершенствует свои житейские знания и начинает лучше понимать те вещи, с которыми ежедневно сталкивается в своей жизни.

Специалистом в области социальной психологии становиться необязательно, но понимать свою зависимость от общества, свою роль в нем и свое влияние на него – нам, я считаю, необходимо. Ведь чем лучше человек понимает общество, в котором он живет, тем успешнее он с ним взаимодействует, а значит и пользы от такого взаимодействия получает намного больше.

Источник: https://psichel.ru/sotsialnaya-psihologiya/

Социальная психология как отрасль психологии

Социальная психология как отрасль психологии

Социальная психология как отрасль психологии возникла в двадцатых годах ХХ века, хотя социально-психологические знания накапливались и формировались в стройные теории на протяжении многих веков задолго до этого.

Предмет социальной психологии

Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания. Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и другими науками.

От социологии социальная психология отличается тем, что изучает не социум, а человека в социуме, а от общей психологии тем, что изучает не отдельно взятые психические явления и личность как таковую, а человека в системе общественных отношений.

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и психологические особенности этих самых групп.

Общение и совместная деятельность – вот те две формы вовлеченности человека в общественную систему, которые изучаются и исследуются различными методами в рамках социальной психологии.

Упрощая, можно сказать, что социальная психология – это отрасль психологии, объясняющая как именно на мысли, чувства и поведение человека влияет реальное или предполагаемое им присутствие рядом других людей.

Отсюда и два основных проблемных вопроса социальной психологии:

  • Как соотносятся сознание индивида и сознание группы?
  • Каковы движущие силы социального поведения человека?

Однако социальная психология изучает не только личность в группе, но и психологию самих социальных групп.

Социальная группа – это общность людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Но для того, чтобы группа была сформирована, достаточно и одного объединяющего фактора, например, общей цели.

Лидерство, руководство, сплоченность коллектива, агрессивность, конформизм, адаптация, социализация, предрассудки, стереотипы и многие другие групповые процессы и явления изучаются социальной психологией.

Методы и отрасли социальной психологии

Методы социально-психологического исследования принято разделять на два класса:

  • методы исследования,
  • методы воздействия.

К исследовательским методам относятся:

  • наблюдение,
  • изучение документов,
  • опросы (анкетирование, интервьюирование),
  • тесты,
  • социометрия,
  • лабораторный и естественный эксперименты.

Основной метод воздействия – это активное групповое обучение в форме социально-психологического тренинга. Подробнее о социально-психологическом тренинге читайте в статье https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskij-trening.

За свой относительно короткий срок существования социальная психология успела превратиться в самую обширную и востребованную отрасль психологии. В ней выделилось немало больших подотраслей, являющихся прикладными:

  • конфликтология,
  • этническая психология,
  • политическая психология,
  • психология религии,
  • психология управления,
  • психология общения,
  • психология межличностных отношений,
  • психология семьи,
  • психология масс,
  • социальная психология личности и ряд других разделов.

Областью практического применения социальной психологии и ее подотраслей является абсолютно вся система общественных отношений.

Развитие социальной психологии

Социальная психология начала очень активно развиваться в послевоенные, 50-ее годы ХХ века по причине того, что Вторая мировая война оставила очень много остросоциальных вопросов без ответа.

Это были вопросы о социальной природе человека, о том, почему люди ведут себя так или иначе, оказываясь под гнетом невыносимых обстоятельств, к которым и не хотелось бы приспосабливаться, а нужно, чтобы выжить.

Начиная со второй половины ХХ века за рубежом и в Советском Союзе, часто проводились эксперименты, направленные на изучение различных социально-психологических феноменов.

Можно вспомнить серию экспериментов о подчинении авторитету американского психолога С. Милгрэма (1933-1984), которые показали, что взрослый и разумный человек готов пойти на многое (в эксперименте – причинить другому человеку сильную боль), слепо следуя указаниям авторитетного лица. Подчинение и соглашательство большинства людей не знает границ.

Интересно, что С. Милгрэм также экспериментально обосновал теорию «шести рукопожатий». Именно этот психолог доказал, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых, то есть каждый человек опосредовано знаком с любым другим жителем Земли (будь он звезда телеэкрана или нищий на другом конце света) в среднем через пять общих знакомых.

Люди в прямом и переносном смысле не так уж и далеки друг от друга, как кажется, но, тем не менее, готовы навредить ближнему, по первому же “указанию свыше”. Все люди связаны между собой и близки друг другу. Всякий раз, забывая об этом, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования.

Нельзя не упомянуть о ряде экспериментов, проводившихся с целью изучения конформности и иных социальных качеств личности советским психологом-педагогом В.С. Мухиной (1935 г.р.). Эти эксперименты можно увидеть в документальном фильме «Я и другие» (фильм Вы сможете посмотреть, перейдя по ссылке https://ourmind.ru/razvitie-psixologii-v-rossii).

В.С. Мухина продемонстрировала ту готовность человека соглашаться с мнением толпы или авторитетным утверждением, которая порой доходит до смешного. Ее эксперименты были проведены повторно в 2010 году, но результаты все те же: люди скорее верят тому, что говорят другие, чем собственным глазам.

В ХХ и в начале нашего века было проведено еще множество других разнообразных экспериментов, в процессе которых изучались:

  • влияние средств массовой информации на личные установки – К. Ховланд;
  • то, как давление группы формирует у ее членов одинаковое поведение – С. Аш;
  • обучение без осознания – Дж. Гринспун;
  • диффузия ответственности – Б. Латане и Дж. Дарли;
  • общение как единство трех процессов (социальная перцепция, коммуникация, интеракция) – Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев;
  • межгрупповые отношения – В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко;
  • межличностный и межгрупповой конфликт – А.И. Донцов, Н.В. Гришин, Ю.М. Бородкин и другие;
  • и так далее, перечислять можно долго.

Все эти многочисленные и интересные социально-психологические эксперименты сформировали научно-практическую базу для понимания социальной природы человека и поспособствовали развитию общества.

К сожалению, есть и негативный аспект популярности социальной психологии. Ценные знания, получаемые в результате исследований общества, используются в политике, экономике и рекламе нередко с целью манипуляции сознанием масс с дальнейшим программированием их поведения.

Сегодня власть имущие не обходятся без имиджмейкеров, PR-менеджеров и иных специалистов, обладающих психологическими знаниями, а также спонсируют социально-психологические исследования, так как знают, что получаемые данные помогают еще более умело манипулировать сознанием граждан.

Случалось ли Вам ранее принимать участие в социально-психологическом исследовании?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/socialnaya-psixologiya-kak-otrasl-psixologii

Социальная психология‎

Социальная психология‎

Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий взаимосвязи поведения и психологического состояния человека и его социальной принадлежности, а также психологические характеристики больших и малых социальных групп. Развитие личности во многом обусловлено социальным окружением.

Некоторые психологи даже определяют социальный фактор в становлении личности как доминирующий. Каждый человек входит в различные социальные общности, которые влияют на него, в то время как он оказывает влияние на них.

Социальная психология, как и прочие виды наук, имеет теоретическую, эмпирическую и практическую составляющие.

Задачи социальной психологии

Вот некоторые задачи современной социальной психологии:

  • исследование феномена человеческого взаимодействия;
  • психические явления, свойственные большой или малой группе людей;
  • описание социальных групп с психологической точки зрения;
  • исследование механизмов соц.воздействия на индивидуума;
  • формирование теоретической и практической базы для гармонизации отношений между людьми в группах (малых и больших);
  • поиск инструментов воздействия на массовое сознание.
Читайте также:  Распоряжения вместо разборок - психология

Разделы социальной психологии

Условно социальную психологию можно поделить на такие крупные разделы:

  • Социальная психология групп;
  • Социальная психология общения;
  • Социальная психология личности.

Социальная психология возникла из философии, общей психологии и социологии.

Отправной точкой в развитии современной социальной психологии стали публикации в 1908 г двух работ: «Введение в социальную психологию» Мак Дугалла и «Социальная психология» Росса.

На сегодняшний день психология имеет множество прикладных направлений.

Социальная психология сегодня состоит из многих разделов, различных по объекту исследования:

  • организационная психология – применяется для процессов менеджмента (отбора, обучения, мотивации персонала);
  • политическая психология – находится на стыке психологии, социологии и политологии, занимается выявлением закономерностей политических взглядов, предпочтений, активности населения;
  • психология восприятия – ищет закономерности субъективного восприятия объективных предметов окружающего мира;
  • историческая психология имеет предметом изучения психологические особенности личности и общества в зависимости от исторической эпохи;
  • семейная психология – изучает влияние семьи на личность, ищет способы гармонизировать семейные отношения;
  • этнопсихология – одновременно относится к психологии и антропологии, изучая особенности людей в зависимости от их этноса;
  • гендерная психология – отыскивает различия в психологии человека в зависимости от его половой принадлежности.

Имена в социальной психологии

Габриэль Тард (1843-1904 гг, Франция) – имитация, подражание есть основной механизм взаимодействия в обществе. Люди копируют нормы поведения друг друга, это и служит «цементом» сохранения общества. Лишь немногие независимые личности способны изменить манеру поведения, либо меняя таким образом общество, либо становясь его изгоями.

Гюстав Лебон (1841-1931 гг, Франция) – писал о наступлении «эры масс», о снижении интеллекта, ответственности и способности к анализу ситуации у человека в толпе. По сути, весь 20 век стал доказательством верности его догадок – революция в России, приход Гитлера к власти. Работа Лебона «Психология народов и масс» была настольной книгой Ульянова-Ленина.

Уильям МакДугалл (1871-1938 гг, Великобритания-США) – ввел термин «социальная психология», определил 12 инстинктов социального поведения индивидуума, стал создателем «гормической психологии».

Эдвард Олдсворт Росс (1866-1951, США) – видел источники социального поведения в группе, а не особенностях индивида. Указывал на наличие социальных течений.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг, Франция) – один из основоположников социологии. Изучал феномен суицида. Ввел термин «коллективное сознание», указал на то, что действия индивида определены коллективным сознанием. Базой общества определял его социальные ценности.

Вальтер Мёде (1888-1958 гг, Германия) – исследователь в области п. труда, производственной п. Описал феномен влияния группы на деятельность: монотонный труд эффективнее в присутствии других людей, творческий – в их отсутствие, и т.п.

Гордон Олпорт (1897-1967 гг, США) – считал, что социум в большей мере определяет формирование личности, нежели врожденные данные человека. Для доказательства своих теорий проводил экспериментальные исследования.

Якоб Леви Морено (1889-1974 гг, Румыния-США) внес в социальную психологию значительный вклад, разработав метод социометрии, прием психодрамы для разрешения конфликтов и принципы групповой психотерапии.

Современая социальная психология сегодня

На сегодняшний день социальная психология – один из наиболее интересных и востребованных разделов психологии. Ежегодно публикуется множество работ по этой теме, рассчитанных как на научное сообщество, так и на широкий круг читателей.

Книги по социальной психологии становятся бестселлерами. Примеры: книга Дж.Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» или «Поступай как женщина, думай как мужчина» С.

Харли, описывающие особенности гендерной психологии, «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна и прочие.

Выводы соц. психологии активно используются на практике. Например, психология толпы применяется при постройке стадионов, станций метро – учитываются выводы психологов о том, как люди могут вести себя в экстренной ситуации.

Без знания политической психологии невозможно построение ни одной избирательной компании. С нюансами этнопсихологии вынуждены сейчас разбираться политики европейских стран.

Ну а о практической пользе психологии рекламы знают абсолютно все.

Факторы разрушения любви и дружбы

На протяжении всей жизни мы зависим друг от друга, и потому отношения с окружающими оказываются в центре нашего существования. Для каждого из нас все начинается с взаимного влечения совершенно…. Читать далее….

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/socialnaya-psixologiya

Социальная психология

Социальная психология - психология

Статьи по психологии Социальная психология

— это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.

Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма.

По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого.

В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха.

 Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов.

Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция).

Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.

Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В.

Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.

Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США).

Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы.

Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Читайте также:  Озадачивание проблемой - психология

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций.

В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека.

Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др.

первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др.

Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму.

В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов.

В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya

Социальная психология

Социальная психология - психология

Здравствуйте!

Я создал этот сайт чтобы раскрыть суть дисциплины «социальная психология» в том виде, в котором она преподаётся в высших учебных заведениях России.

Здесь не будет готовых рефератов или дипломных работ, а также учёных статей. Я собираюсь выкладывать конспекты лекций и дополнительные материалы.

Сайт «социальная психология», прежде всего, предназначен для студентов, изучающих дисциплину, а также закончивших курс обучения (для закрепления материала). Если вы изучаете социальную психологию самостоятельно, я  рекомендую найти грамотного преподавателя или практика, чтобы ваши знания были более актуальными и полными.

Пожалуйста, оставляйте комментарии и делитесь находками со своими друзьями. Если информация на странице устарела или у вас есть дополнения, я могу опубликовать вашу информацию. Пишите в комментариях.

Желаю приятного прочтения.

Мы опубликовали статью про типы организаций в России. Статьи, которые описывают текущее состояние бизнес-культуры в России пишутся не так часто, потому как зачастую быстро устаревают. Однако, эта статья актуальна уже несколько десятилетий.

Читать далее Российские типы организаций

Стресс — возбуждение или напряжение нервной системы (международное понятие).

Читать далее Стресс

Социальная психология общества или Общественная психология — целостная системная  совокупность социально-психологических явлений присущих населению, проживающему на  определённой территории, организация жизнедеятельности на которой осуществляется  государством.

Читать далее Социальная психология общества

Слухи носят отрицательный характер, от них возникает напряжённость, чувство неуверенности, нагрузки на людей нарастают до предела.

Слухи необходимо предупреждать и эффективно с ними бороться. Для этого разрабатываются специальные профилактические программы.

Факторы, влияющие на распространение слухов: Читать далее Слухи

Гендерные группы — это группы объединяющие лиц отличающихся по социальному полу. Вхождение в эту группу обозначает социальных  аспект отношений между мужчинами и женщинами который проявляется во всех сферах общественной жизни.

Одна из  ключевых идей гендерного подхода в определение половой принадлежности субъекта, а так же в акцентировании социально-значимых различий между мужчинами и женщинами.

Гендер — это совокупность социальных презентаций конкретного пола или культурная маска пола. Гендерная социализация — это процесс усвоения гендерных ролей то есть ожидаемых образцов поведения для мужчины и женщины. Отечественные специалисты считают, что социально психологический климат, для развития одаренности женщин и мужчин разный, для девочек он более суров.

Это добровольные политические организации объеденяяющие лиц с общими интересами ценностями и идеалами. Деятельность данных социльных групп направлена на завоевание политической власти, существуют различные типы партий, типы зависят от системы существенных политических признаков в которых выражаются социальная ориентированость, идейная основа и социально ролевые функции.

  1. Прагматическая партия
  2. Патриархальная партия
  3. Социально профессиональная — партия пенсионеров
  4. Идеологические партии

Дети от 0 до 10 лет.

Подростки от  11 до 17

Юношеский 18 до 21

Молодежь 22  до 35

Зрелые люди 35 — 60

Пожилые от  60 до бесконечности

Классы — это большие социальные группы, различающиеся по их месту в исторически-определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, а также по роли в общественной организации труда.

Особенностью классовой психологии являются:

  • Специфические потребности челнов класса
  • Набор социальных ролей, выполняемых личностью в процессе взаимодействия с социальной средой.
  • Социально-типичные ценностные ориентации и нормы поведения

В настоящих условиях социальная психология выделяет большие классово-подобные социальные группы:

  1. Интеллигенция
  2. Специалисты
  3. Работники гос. Аппарата
  4. Служащие

К большим социальным группам мы будем относить такие общности члены которых не имеют непосредственного общения между собой, они опосредованно связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. Наибольшую сложность представляют, исследования проводимые в больших социальных группах.

Большие в количественном отношении образования могут возникать как слученное или стихийно возникшие, но кратковременно существующие, а так же группы сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в истории, в системе общественных отношений и являющиеся долговременными, для всех больших социальных групп некоторые общие признаки отличающий их от малых. Читать далее Большие социальные группы

В  процессе развития социальной психологии научные поиски нашли свое воплощение в так называемой теории черт.

В соответствует  с этой теорией лидером или руководителем может быть лишь человек обладающий определенным набором качеств или совокупностью психологических черт.

Ряд ученых предполагали , что черты должны быть врожденными, но практика показала, что основная часть лидерских черт приобретается в процессе, наблюдения так же показали, что есть лица не обладающие набором этих черт, но успешно справляющиеся с лидерскими функциями это обусловило возникновение ситуационной теории, которая предполагает, что лидерство возникает в ответ на требования конкретной ситуации, на современном этапе в западной психологии является  синтетическая концепция, данная концепция предполагает, что лидерство это процесс организации межличностных отношений к группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. На характер осуществления роли лидера оказывает влияние взаимосвязь трех переменных

  1. Качества лидера
  2. Качество ведомых
  3. Характер ситуации

Концепции лидерства зависят от того какой конкретный механизм влияет на функционирование лидера, древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц: жрецы, духовные лица и политики.

В средневековой Европе роль лидера основывалась на способности к руководству конкретной общностью.

  В современном обществе — лидерство представляет собой способ построения власти основанный на интеграции различных социальных слоев населения вокруг выдвигаемой лидером программы общественного развития в соответствии с учением Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на

  1. Традиционных лидеров (вожди племен, монархи)их авторитет построен на традициях и обычаях.
  2. Регионально легальный лидер, рутинный(лидеры избранные демократическим путем)
  3. Харизматические лидеры(лидеры наделенные особой способностью к руководство)

Мак Грегар Бернс разделяет лидеров на две категории:

  • Преобразователи это лидеры имеющие определенные взгляды на общество и пытающиеся его изменить в связи с собственными принципами.
  • Лидеры дельцы фокусируют свое внимание на деталях в конкретный момент времени.

Существует деление лидеров на

  1. Обычных или реальных
  2. Великих  или героев

На основе характера лидеров разделяют

  1. Активно позитивных
  2. Активно негативных
  3. Пассивно позитивных
  4. Пассивно негативных

В современной психологии выделяются четыре собирательных образа лидера.

  • Лидер знаменосец имеющий собственное видение жизни и наличие идеи.
  • Лидер служитель он служит своим сторонникам
  • Лидер торговец — выгодно преподносит свои идеи
  • Лидер пожарный появляется в критических ситуациях в жизни общества

Американский социолог Стоун отметил, что политическое лидерство является лидерством более высокого уровня, по этому он выделил два типа:

  1. Лидерство лицом к лицу, осуществляется в небольших группах.
  2. Отдаленное лидерство.  — лидерство вождей за которыми идут массы населения,

Контекст лидерства это те параметры в которых конкретный представитель уделяет внимание своим окружающим и решает для себя в каких отношениях он будет с ведомыми в социально психологической литературе выделяются лидеры,

  • Авторитарные
  • Демократические
  • Нейтральные

Стиль поведения лидера зависит от его убеждений  и интерпретации действительности.

В организациях различают

  • Формальное
  • Неформальное лидерство.

Лидерство  предполагает в своем основании большое количество различных критериев практика показывает, что не существует чистых типов лидеров в большинстве случаев встречаются различные модификации и комбинированные типы.

Источник: http://socialnaya-psihologiya.ru/

Ссылка на основную публикацию