Список грехов — психология

Читать

Грех не есть непослушание или формальное нарушение воли Божией. Грех есть, прежде всего, испытание человека свободой.

Николай Бердяев

Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение.

Однако если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать.

Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок – хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным.

Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует, что совершает грех.

Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает и что здесь истинно, а что – ложно? Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое – праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет.

Некоторые люди говорят: «Понятие “греха” дано в Библии. Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано».

Было бы здорово, если бы все было так просто. Но… во-первых, у каждого народа есть свои священные книги.

То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов.

Но даже если мы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: в священных книгах этой религии можно найти противоречивые указания на «правильный» образ жизни.

Предположим, на улице вас обидел, или того хуже – ударил какой-то хулиган. Как вам себя вести? Вы смотрите в Библию (с которой, возможно, не расстаетесь ни днем ни ночью), видите призыв к мести: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб»[1] и бьете в ответ своего обидчика.

Потом дома, стараясь удостовериться в правильности своего поведения, снова открываете Библию, попадаете на другую страницу и в Евангелии от Матфея находите прямо противоположный совет: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».[2] Вы начинаете сомневаться в правильности своего поступка.

Неужели вы должны были простить наглому хулигану его оскорбления, да еще отдать ему свое имущество? В смятении вы находите другое Евангелие – от Луки, и там написано: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».

[3] Получается, вроде бы, праведно действуя по принципу Ветхого Завета, вы на самом деле согрешили против Завета Нового.

В подобную тупиковую ситуацию попал в 1718 году царь Петр I, когда попросил высших священников страны вынести приговор его сыну царевичу Алексею, восставшему против родного отца. Духовенство вместо четкого ответа вынесло уклончивое решение, переложив ответственность обратно на царя.

Выписав разные места из Священного Писания об обязанностях детей повиноваться родителям, оно предоставило на волю Петра действовать или по Ветхому или по Новому Завету. Хочет руководствоваться Ветхим Заветом – может казнить сына, а если захочет предпочесть учение Нового Завета – может простить ему, по образцу евангельской притчи о блудном сыне.

«Сердце царево в руце Божией есть, да изберет тую часть, амо же рука Божия того преклоняет» – так сказано было в конце приговора духовных владык.

Ге. Петр I допрашивает своего сына (фрагмент картины)

Как мы знаем, Петр после долгих и тяжелых раздумий предпочел ветхозаветный вариант, предложенный Моисеем, и приказал тайно задушить в тюрьме непокорного сына.

Так что же такое «грех»?

Грех – поступок, нарушающий Заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.

Совершение греховного поступка создает вину человека и влечет за собой воздаяние (в виде того или иного наказания). Грех не обязательно проявляется в поступке.

Он может проявляться в бездействии (там, где человек должен был действовать согласно законам Бога) или в желании игнорировать предписания Бога. То есть человек может согрешить мысленно, в реальности не сделав ничего плохого.

Однако, согласно религиозным представлениям, Богу это не нравится, и он все равно накажет человека за такой «виртуальный грех», даже если мысли человека не привели к нежелательным последствиям.

По мнению евангелиста Матфея, именно так учил апостолов Иисус Христос во время Нагорной проповеди, осуждая не то что сексуальные поступки, но даже сексуальные мысли: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».[4]

Кара за подобные греховные мысли должна быть такой ужасной, что добрый Христос (со слов Матфея) предлагал людям скорее лишиться части тела, нежели согрешить:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».[5]

Слово «грех» не всегда носило столь негативный и фатальный смысл. Первоначально в русском языке этот термин соответствовал понятию «ошибка» (близкие слова – «погрешность», «огреха»).

У греков в дословном переводе слово «адосртш» означало «промах, погрешность, провинность», а у иудеев слово «хэт» имело значение «непреднамеренный грех» или «промах».

Лишь потом, по мере ужесточения религиозных правил грех, стал более серьезным явлением, за которое можно было лишиться жизни (в этом мире) или быть обреченным на вечные муки (в мире потустороннем).

В христианстве грех – это не просто случайный проступок или ошибка, а нечто большее. Ведь грех противоречит человеческой природе (раз Бог создал людей по своему образу и подобию).

Соответственно, служители церкви полагают, что нормальный, здоровый человек не может грешить, а если он так поступает, значит, он во власти болезни или врага человеческого – Сатаны, и задача церкви – излечить его от духовного недуга.

«Лечение» грехов в разные эпохи проходило по-разному – молитвой, постом, а когда-то огнем и пытками. Бывало, что больной отдавал при этом Богу душу, но это считалось лучшим, чем если бы человек остался жить, а душой завладел бы Дьявол.

Излечиться от греха может и сам человек, если покается – то есть признает свою вину, и будет стремиться искупить свой грех.

Поэтому во многих версиях христианства широкую практику получила исповедь, во время которой человек мог получить прощение грехов от самого Бога (при участии и посредничестве священника).

Человек, который покаялся в своих грехах, должен в дальнейшем избегать греховной жизни и за это получает прощение.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203822&p=1

Перечень наиболее распространенных грехов и страстей

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедую Господу преступления мои»,

и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5)

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглу6же рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней.

Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, что бы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них.

Неверие. Атеизм. Несохранение обетов Святого Крещения. Непочитание икон, неношение нательного креста.

Маловерие. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Ненадеяние на спасение, отчаяние, помыслы и попытки самоубийства. Недоверие к Промыслу Божию. Неупование на Господа. Опасение старости, бедности, болезней, будущих скорбей.

Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

Суеверие и ересь. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам.

Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. («Белых» колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре).

Участие в сеансах кодирования, снятия «порчи и сглаза», спиритизма. Контактирование с НЛО и «высшим разумом». Подключение к «космическим энергиям». Изучение теософии, восточной философии и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, следование системе Порфирия Иванова.

Изучение «живой этики» Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), «церкви «Слово Жизни», мунитов («церковь объединения»), «свидетелей Иеговы», «богородичного центра», «белого братства» и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверы-беспоповцы, униаты (греко-католики) и прочие («Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат», «Свободная Православная Церковь», «Истинная Православная Церковь» и т.п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, «церквей» и организаций.

Кощунство и божба. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям.

Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: «Ах, ты, Господи», «Бог с ним», «Все у нас не слава Богу» и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека.

Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление непристойных слов.

Немолитвенность. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы.

Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию.

Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

Эгоизм и эгоцентризм. Самолюбие. Непочитание родителей, непочитание старших. Неимение любви к ближнему, нетерпение, немилосердие, мнительность, ревность, подозрительность нрава, непостоянство в отношении к ближним. Чрезмерная забота о своем здоровье.

Гордость и тщеславие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего.

Небрежение к своему духовному состоянию, с желанием поучать и «спасать» других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие).

Человекоугодие, хитрость, лесть. Обидчивость. Зависть. Упрямство.

Духовная прелесть. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные «откровения». Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений. Желание видеть ангелов, сподобляться откровений Божиих, исцелять людей, совершать чудеса.

Уныние. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов.

Хладность и теплохладность к духовному, нерадение о спасении. Лень. Любление телесного покоя, пустая мечтательность. Пустое времяпровождение, «убивание времени». Излишний сон. Телевизионная всеядность.

Пристрастие к компьютеру. Чтение пустых книг.

Празднословие. Многословие. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Пение страстных песен. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты, анекдоты.

Ложь. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Лукавство. Подхалимство. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане. Утаение грехов на исповеди.

Читайте также:  Задачник: «операция «колье» - психология

Сребролюбие. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей скупости. Желание богатства. Любовь к подаркам. Зависть. Не милосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объядение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд, так называемый «гражданский брак». Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

Гнев. Раздражительность. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов. Вынашивание в помыслах отмщения и гнева, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Грубость. Непристойный крик, спор, бранные и жестокие слова. Памятозлобие. Ненависть, вражда, непримиримость, мстительность, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Убийство. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (убийство во чреве). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой.

Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере.

Издевательство, насмешка над чужим горем.

Источник: http://ozersk.prihod.ru/tainstva/sovety-gotovyashhemusya-k-ispovedi/perechen-naibolee-rasprostranennyx-grexov-i-strastej/

Список грехов — DRIVE2

Спасо-Прилуцкий монастырь.

Рядом с церковной лавкой висит интересный документ — «Памятка Исповеднику» в котором приведён подробный список грехов.

ПАМЯТКА ИСПОВЕДНИКУ

Грехи против Бога— Отрицание суща (атеизм)— Сомнения в существовании загробной жизни— Сомнение в существовании ада, вечных мук.— Неверие в Бога как в Промыслителя, Попечителя о нашей жизни— Неверие в Бога, как в Вездеприсутствующего, Всевидящего.— Сомнение или неверие каким-либо другим истинам Православной веры.— Нежелание иметь истинного познания о Православной вере.

— Непосещение храма в воскресенье и праздничные дни.— Разговоры в храме.— Длительное неучастие в таинствах Исповеди и Святаго Причащения.— Поспешность в молитве.— Вытеснение Бога из ума и сердца различными пристрастиями и житейскими, суетными попечениями.— Святотатство (пренебрежительное отношение, глумление над храмом, крестом, иконой и другими священными предметами).

— Игра в карты— Кощунство (осмеивание каких-либо религиозных истин).— Упоминание имени Божия, святых угодников Божиих в суетном разговоре.— Упоминание без нужды нечистой силы; чертыхание.— Суеверие (вера приметам, снам; вера в сглаз, порчу; боязнь перед колдунами).— Исповедание ложных религий (неправославных).

— Обращение за помощью к служителям сатаны (колдуны, ворожеи, экстрасенсы, гипнотизеры, биоэнергетики, кодировщики и т.п.).— Участие в пионерских, комсомольских, партийных и других организациях, отрицающих бытие Божие.— Участие в демонстрациях. Празднование Нового Года (приходится на Рождественский пост).— Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции.

— Неумеренное разговение в Рождество, Пасху (пьянки, гулянья, хождение по гостям).

— Уклонение от службы в Вооруженных силах.

Грехи против ближнего— Халатное выполнение своих обязанностей на работе и дома.— Непочитание родителей, отказ помогать им.— Непочтительное отношение к гос. властям, начальникам, блюстителям общественного порядка, военнослужащим, старшим по возрасту.

— Невоспитание детей в Православной вере.— Оскорбить, разгневать ближнего, причинить ему досаду, недовольство.— Нанесение побоев. Убийство.— Аборт.— Худо говорить о ближнем.— Проклинать ближнего, желать ему смерти, несчастий.

— Разглашение чужих слабостей, скверных поступков.— Клевета.

— Соблазнение ближнего на грех (расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую, нескромную одежду и т.п.)

Грехи против самого себя
1) Плотоугодие— Непрестанное объядение.— Привычка угождать себе вкусною пищею.— Несоблюдение постов.— Изнеженная жизнь (отсутствие труда телесного, привычка к многоспанию, привязанность к компфорту и т.п.)

2) Любодеяние

— Блудные помыслы, мечтания. Соуслаждение этим помыслам.— Чтение книг на эту тему, просмотр телепередач, фотографий.— Танцы.— Незаконные связи до брака.— Измена супружеской верности.— Сожительство в браке, не освященном Таинством Венчания.— Невоздержанность супругов в период поста, накануне воскресных, праздничных дней.— Блуд противоестественный (рукоблудие, или онанизм, совокупление однополое, скотоложство).

3) Любостяжание

— Пристрастие к деньгам, имуществу.— Страстное желание обогатиться.— Скупость, жадность.— Бесцельное коллекционирование.— Воровство.— Грабёж.— Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза, и т.п.)— Немилосердие к нищим, нуждающимся.— Мшелоимство (приобретение предметов роскоши).— Изнурение себя дополнительной работой с целью заработать побольше денег.— Обман с целью наживы.

4) Гнев

— Вспыльчивость.— Возмущение сердца яростью.— Спор, переходящий в скандал, возмущающий сердце гневом.— Бранные, жестокие, колкие слова.— Толкание в гневе. Побои. Убийство.— Памятозлобие (питать злобу за нанесенную обиду).— Ненависть.— Вражда.— Жестокое отношение к животным.— Поломка вещей в гневе.— Проклинать человека в гневе, желать ему смерти, несчастий.

5) Печаль.

— Огорчение души, утрата хорошего настроения по различным поводам (мало поел, или невкусно, потерял вещь, деньги; нет возможности отдохнуть; не уважают, ругают и т.п.)— Неблагодарность Богу за всё случающееся.— Нетерпеливость в любом деле.— Несамоукорение (не считать себя виновным, когда постигают неудачи, несчастья, скорби).— Ропот (сетовать на свою худую судьбу, обвинять ближних в своих неудачах; считать все неприятности незаслуженными).— Проклинать себя, желать себе смерти, несчастий.— Малодушие.

6) Уныние

— Удрученное состояние души, бессилие, апатия.— Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитве.— Невнимание, рассеянность в молитве.— Небрежность.— Неблагоговейное отношение к святыням.— Излишнее успокоение сном.— Празднословие, шутки, кощуны, сплетни.— Праздномыслие (пустые фантазии, воспоминания, мысленные диалоги).— Частые, ненужные прогулки, посещения друзей.— Праздное препровождение времени (турпоездки, рестораны, дискотеки, концерты, азартные игры, спортивные состязания и т.п.).— Отчаяние (отсутствие надежды на Бога в постигших несчтастиях).— Курение, пьянство, наркомания.— Потеря смысла жизни.— Мысли о самоубийстве.

7) Тщеславие

— Искание славы человеческой (уважения, похвалы, почестей, известности).— Хвастовство— Враньё для хвастовства.— Стремление выглядеть не хуже других, приобретение для этого модной одежды, вещей, богатой мебели, посуды, автомобиля и т.п.— Внимание к красоте своего лица, внешности, использование косметики.— Внимание к другим качествам своего тела (осанка, стройность, атлетичность).— Расположение к мирским наукам, стремление преуспеть в них для приобретения земных почестей.— Стыд исповедывать свои грехи, сокрытие их на Исповеди.— Склонность к спорам.— Прекословие.— Самооправдание:a) после совершенного греха оправдывать себя, забывая о покаянии;b) когда кто-либо обличает – пытаться оправдываться, изыскивать причины, слагать вину с себя.— Лицемерие (разыгрывание из себя благочестивого человека, делать добрые дела напоказ).— Человекоугодие, лесть, комплименты; воздавать похвалы, почести людям ради своих целей или из страха перед начальником.— Зависть (огорчение, желание зла ближнему по поводу его благополучия).— Злорадство (радость, ликование по поводу неудач, бедствия ближнего).— Зложелательство.— Ложь.— Лукавство, хитрость, бессовестность.— Коварство.— Склонность унижать ближнего.— Склонность обращать на себя внимание (шутить, острить, оригинальничать; броско одеваться).

8) Гордость

— Высокое о себе мнение, Самоценность.— Самолюбование.— Считать себя необыкновенным человеком, наделенным какими-то способностями, умом, знаниям, силой, красотой и т.п.— Считать себя перед Богом праведным, достойным — Царствия Небесного ради собственных добродетелей.— Жажда похвал.— Нетерпение обличений, вразумлений, упрёков.— Трудность просить прощения.— Искание лёгких путей.— В присутствии посторонних постоянная игра как на сцене, с целью обратить на себя внимание.— Высокомерие.— Предпочтение себя всем.— Склонность к лидерству, желание повелевать.— Стремление учить других, указывать, давать советы.— Привычка вмешиваться в разговор.— Презрение ближнего.— Фамильярность (вольное обращение с окружающими).— Наглость, хамство.— Дерзость.— Смехотворство.— Упрямство (нежелание уступить, когда это возможно).— Неповиновение начальникам, гос. властям и др.— Подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем.— Малодушная боязливость.— Беспричинные страхования.

— Предчувствие чего-то ужасного.

Я так понимаю, все православные это знают?
Лично я немного в шоке =)

Источник

Источник: https://www.drive2.ru/b/4062246863888395389/

Список смертных грехов в православии и их описание

Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался над таким понятием, как «грех». И, несмотря на то, что этот термин у всех на устах, далеко не каждый понимает, что на самом деле он означает.

Ведь очень часто толкование этого слова неправильно интерпретируется и употребляется не по прямому назначению.

Более того, некоторые индивидуумы, совершая тот или иной проступок, который противоречит писаниям Библии, гордятся им, поскольку плохое действие, а в нашем случае – это грех, позволяет обрести «значимость» среди знакомых или сформировать вокруг себя скандальную популярность.

Но это временное явление, поскольку даже самый незначительный грех, совершённый человеком, требует искупления. И если оно не последует, грешник, не осознавший своей вины и вовремя не покаявшийся в своих действиях, обязательно понесёт соответствующее наказание как при жизни, так и после смерти.

Так что же такое грех

Если углубиться немного в историю, можно увидеть, что термин «грех» берёт своё начало с древней Греции и означает буквально «неправильный поступок, некую ошибку или оплошность».

Библия интерпретирует совершение греха как отступление от истинной природы человека, полностью противоположное его совести и морали. Совершая тот или иной нехороший проступок, человек идёт вразрез не только со своей природой, но и заповедями Бога, нанося тем самым непоправимый урон своей душе.

Что представляет собой смертный грех

В православии самыми страшными злодеяниями, согласно писаниям богословов, являются смертные грехи.

Причём многие неправильно понимают это словосочетание, поскольку «смертный» вовсе не означает физическую гибель человека.

Смертный грех означает гибель души человека, которая может излечиться только после полного раскаяния и исповеди в церкви. В противном случае душа грешника после физической смерти попадает не в Рай, а в Ад.

Несмотря на то, что в православном учении насчитывается только семь основных смертных грехов, о них нельзя прочитать в Библии или в прямых Божьих откровениях, так как список страшных грехов появился в богословии гораздо позже.

Смертными грехи называются не потому, что человека ждёт после их свершения неминуемая гибель, а потому, что при систематическом занятии ими человек углубляется всё дальше и совершает всё более тяжкие и необратимые поступки, которые однозначно ведут к разрушению духовности, уничтожению души и отдалению от Бога.

Самые страшные грехи по Библии

Итак, самыми страшными, согласно церковному учению, являются именно смертные грехи, которых традиционно всего семь.

При этом важно отметить, что Библия их не описывает, так как перечень этих деяний был составлен немного позже, причём изначально в него входило не семь, а намного больше смертных грехов.

Впоследствии в 590 году список был сокращён святителем Великим Григорием лишь до семи основных позиций.

В православии самые страшные грехи представляют собой проступки человека, в результате свершения которых человек сознательно отступает от Бога, при этом он не испытывает угрызений совести и покаяния, а также утрачивает связь с Всевышним. В результате этого грешник вступает на путь земной радости, а его духовные потребности отходят на последний план – душа постепенно черствеет и утрачивает способность после смерти человека попасть в Рай и быть ближе к Богу.

Единственное, что может вернуть такого человека на путь истинный – искреннее покаяние и исповедь в церкви. Только так можно искупить свои неправедные поступки.

Семь самых страшных грехов согласно учениям православия

Итак, в православии выделяют список из семи грехов, которые считаются смертными для души грешника и влекут за собой её гибель и отстранение от Бога:

  1. пожалуй, самым страшным может считаться такой грех, как гордыня – чрезмерно завышенная самооценка, тщеславие и высокомерие, а также незыблемая вера в свои силы и превосходство над Богом и другими людьми. Конечно же, свои таланты нужно развивать и без веры в себя это невозможно сделать. Однако, превознося своё собственное «Я» до небывалых высот, человек попросту начинает неоправданно себя переоценивать, что в последующем ведёт его на путь свершения многочисленных ошибок по жизни. Всё таланты, которые человек имеет, он получил от Бога, а проявление такого греха, как гордыня, заставляет грешника забыть об этом и отстраниться от Всевышнего. В итоге, грешник начинает постоянно думать только о себе любимом и своих мнимых или подлинных достижениях;
  2. такой смертных грех, как алчность тоже является страшным для любого человека. Проявляется в чрезмерном желании иметь много материальных благ: деньги, социальный статус, дорогие вещи, престижная работа, причём чем больше, тем лучше. Человек, который поглощён алчностью, со временем перестаёт думать о духовном, его единственная забота – накопление и преумножение капитала, даже если ему это совершенно не требуется. Кроме этого, алчность также может проявляться и в таких слабостях, как корыстолюбие, жадность и постоянная потребность в приобретении новых материальных благ. Приумножая то, что уже есть, и гоняясь за наживой, грешник превращается в жадного, зацикленного на себе человека с накапливаемой внутренней злобой и недовольством. Самое страшное для алчного человека – потеря финансов и утрата нажитого благосостояния;
  3. не менее страшный порок человека – это зависть. Если грешник постоянно огорчается из-за благополучия и достижений других людей, если его нервируют и вводят в уныние чужие заслуги и успехи, значит, он просто ему завидует. Такое состояние проявляется в чётком осознании грешником несправедливости по отношению к нему и к тому, кому он сильно завидует. А это свидетельствует лишь о том, что грешник недоволен порядком, установленным Всевышним. Злясь на успехи окружающих, зачастую завистник начинает строить им разные козни, не гнушаясь методами – лишь бы насолить. Это приводит к неминуемому разрушению души и негативным эмоциям. Следует помнить, что чужие успехи и благополучие – это от Бога, а завидуя другим людям, грешник подвергает себя неминуемому наказанию и если он вовремя не осознает неправильность своего поведения и отношения к ситуации и не покается перед Богом, его душа зачерствеет и отдалится от Всевышнего. Самое страшное, до чего может довести этот порок – убийство грешником того, к кому у него присутствует чувство зависти;
  4. наравне с остальными смертными пороками страшным может считаться и такой грех, как чревоугодие (обжорство) – это жадность и чрезмерность в потреблении вкусной пищи. Прислуживание своему телу и насыщение организма при малейшем желании многими людьми и вовсе не воспринимается как какой-то страшный порок. Именно поэтому от этого порока страдают миллионы людей по всему миру. Как это выглядит: грешник без зазрения совести постоянно набивает своё брюхо до отвала различными яствами и тратит на них уйму денег, лишь бы удовлетворить свои потребности, в то время как большой процент населения Земли умирает от голода. Следует всегда помнить о том, что еда – это средство для поддержания жизни, а не средство для удовлетворения своих низменных потребностей и набивания брюха. Проще говоря, обжорство – это рабство своему собственному желудку. А если человек раб своему телу, значит, он идёт в противодействие с Богом;
  5. прелюбодеяние или блуд – очередной смертный порок, который представляет собой распутную и похотливую жизнь вопреки настоящим чувствам, преданности и верности. Проявляться может по-разному: измена, половая жизнь до скрепления отношений узами брака, инцест, частая и хаотичная смена половых партнёров, сладострастные мысли или неприличные разговоры. Все эти и многие другие аналогичные поступки человека ведут к прелюбодеянию и толкают к аморальным действиям, даже если они происходят только в мыслях;
  6. такой порок, как гнев, не менее опасен для души человека, поскольку вспыльчивость, агрессия, постоянная раздражительность, возмущение, желание отомстить и ярость могут омрачить ум любого человека. Сюда же можно отнести желание осрамить, оклеветать, задеть, осудить и многое другое. Все эти негативные чувства и эмоции вызываются гневом и способны заставить человека делать резкие и необдуманные поступки, которые могут привести к необратимым последствиям. Этот порок страшен ещё и потому, что гнев заставляет грешника терять самоконтроль, а это может вылиться в убийство или избиение человека, на которого была обрушена злость. С этим пороком следует бороться всеми силами, и единственный ключ к этому – ответ добром даже на несправедливость и зло, а также сдержанность и смирение;
  7. уныние или лень – это последний грех из списка семи страшных смертных пороков человека. Нежелание заниматься добрыми делами, апатия, депрессия, отсутствие страха перед Всевышним, беспечность, физическое и умственное ослабление, отчаяние и пессимизм только способствуют тому, что человек просто не желает преодолевать трудности и идти вперёд. Лень и уныние тянет человека на дно, превращая его в источник несбывшихся целей и желаний, и тем самым трансформирует его из личности в амёбу. Душа, как и тело, постоянно обязана трудиться.
Читайте также:  Православная психология - психология

Все эти страшные пороки, которым подвержены люди, можно искоренить, а для этого требуется постоянная работа над собой и своими духовными качествами.

Если человек столкнулся со сложной жизненной ситуацией и по какой-то причине согрешил, не стоит впадать в панику и совершать ещё больше необдуманных поступков.

Следует разобраться в себе и причинах, которые привели к греху, и постараться своими силами вставать на путь исправления.

Если же самостоятельно справиться не получается, лучше всего в борьбе с пороками поможет исповедь и покаяние.

Классификация других страшных грехов, нередко совершаемых человеком

Кроме того, что существует семь самых страшных смертных пороков, грехи в православии также ещё делятся на две основные группы:

  1. которые направлены на вред себе или ближнему;
  2. которые направлены непосредственно против Бога.

В первом случае смертными злодеяниями считаются такие страшные поступки, как убийство, унижение чести и достоинства, рукоприкладство, побои, отказ помогать нуждающимся, невыполнение данных обещаний, лицемерие, злословие, насмешки, неверность и т.д. Ведь Бог учит, чтобы люди относились к ближним своим так же, как и к самим себе. Бог учит прощению и смирению. Поэтому никогда нельзя осуждать других людей, всегда нужно прощать, не таить зло и не заниматься оговорами.

Во втором случае подразумеваются такие пороки, как отказ от соблюдения заповедей Божьих, сознательное отдаление от Всевышнего, вера в приметы и суеверие, обращение к гадалкам и медиумам, произношение имени Божьего в суете и без резкой на то необходимости, идолопоклонничество, неверие в существование Всевышнего и иные аналогичные грехи. Чтобы не сойти с пути истинного, требуется читать Библию, постоянно молиться и стараться обогащаться в духовном направлении.

Как искупить свои грехи

Здесь сразу же нужно оговориться: искупить своими силами совершённые грехи человек не может, поскольку они прощаются не нами, а искупителем, в роли которого может выступить только священник. Лишь искупитель способен помочь полностью избавить грешника от груза порока, а для этого он должен по своей доброй воле согласиться выслушать, исповедовать и принять на себя чужие пороки.

  • Посещение священнослужителя для отпущения грехов необходимо для проведения исповеди, которая позволит согрешившему человеку осознать причины, приведшие его к совершению греха. Если человек после нехорошего деяния постоянно испытывает угрызения совести, у него наблюдается бессонница, а мысли по поводу содеянного не дают покоя – значит, он испытывает душевные муки. Избавиться от них и искупить грех можно лишь в том случае, если на момент прихода на исповедь человек полностью осознает свой поступок и раскается в его совершении. Желание и полная готовность меняться и встать на путь искупления является важным моментом, который требуется для исповеди.
  • Также потребуется провести очищение души, а для этого необходимо будет принять причастие. Перед тем, как провести этот ритуал, следует хотя бы три дня попоститься.
  • Для искупления содеянных грехов человеку придётся пересмотреть своё отношение к привычному образу жизни. То, что ещё недавно казалось очень важным, на момент искупления уже должно отойти на последний план. Несмотря на то, что изменить своё греховное прошлое невозможно, в силах каждого раскаивавшегося человека поменять своё будущее, не допуская в свою жизнь проникновение грехов. Искупить содеянное можно не только раскаивавшись, но и совершая хорошие и благочестивые поступки.

Таким образом, искупить свои греховные поступки можно при помощи покаяния и добросердечных поступков по отношению к окружающим.

Человек, не испытывающий мук совести и раскаяния от совершенного злодеяния, никогда не сможет избавиться от прошлых грехов, а его душа никогда не попадёт в Рай. Следует помнить, что отсутствие связи души с Всевышним способствует умерщвлению души, её зачерствению.

Человек в таком состоянии никогда не сможет долго испытывать земные радости, а со временем его начнут угнетать душевные муки и терзания.

Для любого согрешившего человека всегда есть путь, позволяющий выбраться из ловушки – просто следует отказаться от такого страшного чувства, как отчаяние. Смирение, покаяние и исповедь у священнослужителя – путь к полному духовному исцелению и сближению с Всевышним.

Источник: https://devochki.guru/religiya/spisok-smertnyh-grehov-v-pravoslavii-i-ih-opisanie.html

Готовимся к исповеди: нужен ли список грехов из книг

Нужно ли готовиться к исповеди по книгам, выписывая список грехов? Отвечает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Духовная жизнь так устроена, что с одной стороны, в ней могут быть моменты, которые похожи на технологию. С другой стороны, она, конечно, не технологична. То есть в самых разных ситуациях можно советовать разные подходы. И к исповеди тоже.

Вообще напечатанные списки грехов к исповеди являются своего рода нотами или, точнее, гаммами, для начинающих играть на фортепьяно или на каком-то другом музыкальном инструменте.

Для многих людей, которые впервые приступают к исповеди или, например, никогда не видели этих книжек, некоторые вещи являются самым настоящим откровением. Человек вдруг понимает, что он раньше исповедовался в том, что любит поесть, а на самом деле у него куча грехов.

Выходит, что люди очень многое, происходившее в их жизни, многие поступки, мысли и действия, и чувства не квалифицировали для себя как грех. В этом смысле эти книжки на каком-то этапе могут помочь.

При этом иногда в очень похожей ситуации эти же книжки могут иметь некоторое обратное действие. То есть человек начинает совершенно ничего не понимать в духовной жизни, чувствовать, что он вообще кругом грешен, настолько, что чихнуть нельзя.

К тому же книга книге рознь. Есть распространенная брошюра как раз о подготовке к исповеди с перечислением и классификацией грехов. Это даже, скорее, руководство для священников.

Я, например, стараюсь со своими прихожанами два раза в год перед исповедью всю эту книжку прочитать.

То есть напомнить людям, помочь им привести в память, в умы, в чувства, в сердце всё громадное количество грехов, которые у нас есть.

Мне кажется, это важно, чтобы человек, который привык часто исповедоваться, напоминал себе иногда, что у него есть не только текущие грехи, которые он держит в голове и с которыми он борется, но вообще грехов достаточно много и по-хорошему надо обо всех о них помнить.

С другой стороны, как раз если человек исповедуется часто, ему подобная книжка нужна очень редко.

В основном же, мне кажется, ему следует руководствоваться принципом конкретно грехов, с которыми он сейчас борется. По принципу слабого звена.

То есть приходить на исповедь с теми проблемами, которые именно сейчас очевидны в его духовной жизни. А не перечислять регулярно всё многообразие грехов, которые у него есть.

Первоначально человек шел на исповедь, когда он совершил что-то страшное, тяжелое, ужасное. Ведь не случайно таинство исповеди называется тайным крещением: когда человек отпал от Церкви через какие-то тяжкие грехи, то через исповедь он возвращается.

В современной церковной практике, когда многие люди, если и не раз в неделю причащаются и исповедуются, то хотя бы раз в две-три недели, раз в месяц, исповедь начинает играть уже другую роль, она имеет другое значение в жизни христианина.

Она где-то приближается к откровению помыслов и действий, и чувств, которые практиковались и практикуются в некоторых монастырях, когда человек, это может быть либо монах, либо послушник, буквально каждый день или каждый вечер, что с ним происходило, что он думал, что он чувствовал – открывал своему духовному руководителю.

В современной исповеди, конечно, не стоит искать такого внимательного руководства, тут можно и серьезных ошибок наделать.

Я привел этот пример, чтобы подчеркнуть регулярность современной исповеди, когда она – не глобальное возрождение жизни духовной, а исповедь в текущих грехах, рассказ о текущих проблемах, получение текущих советов. И в этой ситуации, мне кажется, никакие книжки не нужны.

То есть садиться выписывать подробно, может быть, не стоит. Это всё-таки подходит либо для какой-то генеральной исповеди, либо для тех людей, которые действительно очень редко исповедуются.

Понятно, что большинство этих книжек появлялось, когда практика причащения была раз в год Великим постом. Тогда, конечно, человек, отговев первую неделю, в пятницу внимательнейшим образом по книжке вспоминал прошедший год и так далее.

Потому что если у нас сейчас весна 2016-го, а мне предстоит исповедоваться в том, что у меня было весной 2015 года, то это требует специального напоминания и приведения себе в память.

И здесь нужны и книжки, и всё прочее, что советует практика подобного говения, чтобы человеку как-то сконцентрироваться на своем духовном состоянии.

Читайте также:  Обустройство разборки - психология

В свое время мне попалась книжка «Лекарство от греха» – толстый фолиант, состоящий только из перечисления грехов – там их сотни, если не тысячи, с различными нюансами. Мне кажется, это перебор и вряд ли поможет в духовной жизни. Главное, чтобы не помешало.

Источник: http://www.pravmir.ru/gotovimsya-k-ispovedi-nuzhen-li-spisok-grehov-iz-knig/

Какие грехи бывают у человека

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают у человека, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Грехи в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.
  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.

Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

  • За какие грехи какие болезниПочему человек болеет, за какие грехи нам даются те или иные заболевания
  • Что такое карма, методы очищения кармы человека и кармы рода
  • Виды девиантного поведенияЧто такое девиантное поведение, его характеристика
  • Основные правила оптимиста
  • Источник: http://webdiana.ru/jenskoe-zdorovye/psihologia/5104-kakie-grehi-byvayut-u-cheloveka.html

    Психология греха — ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ

    является сложной и тонкой темой, поэтому при ее анализе мы будем опираться на святоотеческий опыт (как древнехристианский, так и современный):

    – «Психология греха: душа грешника грехом моментально поражается, как духовным параличом, – омрачается, теряет мир, радость, свет умный, правоту и дерзновение…» /Иоанн Кронштадтский. 1997, с.80/; это является результатом и личного нерадения человека, и усвоенного им первородного греха;

    – по еп. Феофану Затворнику грех есть яд, омрачающий всю душу; он писал: «Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у души живость, сообразительность, быстроту, у воли – крепость и стойкость, у сердца –вкус и такт» /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.205/;

    – «лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.

    14/; и далее: «После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников» /христ.

    : Макарий Египетский. 1998, с.272/.

    Но зло и грех не являются изначальными для человека, ибо человек был сотворен в начале без зла и греха: «Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого» /христ.: Диадох. 1900, с.9/.

    Из этого следует и метод борьбы человека с грехом: «Как порок есть нечто странное для нашей природы, – он вкрался в нас вследствие преступления первого человека, и мы приняли его, и со временем сделался он для нас как бы природою: так сим необычайным для нашей природы (разумею дар небесного Духа) надлежит нам опять изгнать порок из естества нашего, и восстановить себя в первобытную чистоту» /Макарий Великий. О возвышении ума. 1998, с.405/.

    В святоотеческой психологии греха, зло и грех метафорически описываются в виде змея (ведь змеем были соблазнены еще Адам и Ева). Неоднократно об этом пишет такой авторитетнейший христианский подвижник как Макарий Египетский:

    – «Как скоро Адам преступил заповедь, – змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа. И Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лк.

    14, 26); и: любяй душу свою погубит ю (Ин. 12, 25). Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов» /христ.: Макарий Египетский.

    1998, с.127-128/;

    – «войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, – этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей» /Макарий Великий.

    О возвышении ума. 1998, с.416-417/; «если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех, то похвались о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих» /там же, с.

    417/;

    – Макарий Великий о языческих художниках: «обладаемые поселившимся внутри их змием, и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы, и никакой не получили пользы от своего знания и искусства» /христ.: Макарий Великий. 1998, с.289/.

    всех сил души: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, т. е. ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в трех частях души – мысленной, раздражительной и пожелательной. Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может желать, но желает несмысленно; может раздражаться… но раздражается неразумно. По сей причине, все что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.136/.

    В грехе человек теряет свою связь с Богом и церковью: «По окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «примири и соедини его [то есть кающегося] Святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…». Как это примирить с Церковью?..

    Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви» /христ.: Иоанн (Крестьянкин).

    1997, с.8/.

    Связь и целостность нарушается от греха и в каждой человеческой душе, и по отношению ко всем силам души: «в человеке грешнике, отпадшем от Бога и пребывающем в сем падении, как представляет опыт, силы сии являются как отпадшие от его лица…» /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.190/.

    И дальше: «силы сии перестали быть во власти человека, но или управляются сами собою, или надлежат влиянию сторонней силы. Отпадши же от лица человека, они потеряли взаимную точку соединения, а вместе с тем перестали получать и взаимную друг от друга помощь и не имеют уже того, чем одна обыкновенно пользуется от других.

    Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому что не правится волею; воля своенравна… сердце неудержимо, слепо и блажно…» /там же, с.191/. Интересно и важно следующее психологическое наблюдение: «Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление…

    Оттого преобладание сердца имеет с собою в связи слабость ума и непостоянство воли, как бы бесхарактерность; преобладающее стремление к познаниям ведет за собою ослабление деятельности или беспечность воли и нечувствие или холодность сердца; преобладание воли всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не вникающим никаким доводам.

    .. Таким образом мир человека грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения» /там же, с.191/.

    Подобные процессы сказываются и на всем человеке: «Вслед за изменением соотношения состав и главных его способностей не могут не меняться и существенные свойства его лица, ибо сие лицо есть центр и частей, и способностей» /там же, с.196/.

    То есть происходят изменения в личности человека. Гипертрофия отдельных сторон личности над другими проявляется в так называемых акцентуациях характера. Крайней же степенью личностной аномалии является феномен деперсонализации, т. е.

    полной или частичной потери ощущения себя как личности.

    Грех – момент разлада, распада и развала духовной жизни. Душа теряет свое субстанциональное единство, она теряется в хаотическом вихре в хаотическом вихре своих же состояний переставая быть субстанцией их /христ.: Флоренский. Столп… 1990, с.174/.

    В другой своей работе Павел Флоренский пишет: «если у души отрицают субстанциальность, то это – вовсе не выдумка психологов, а действительное само-познание, содержание которого сводится к тому, что не бывает переживания себя, как субстанции, при современном распаде души» /христ.: Флоренский. 1909, № 3, с.289/. То же относится и к самим психологам: «И если современная психология все твердит, что она не знает души, как субстанции, то это только весьма скверно выставляет нравственное состояние самих психологов» /христ.: Флоренский. Столп… 1990, с.174/.

    И, наоборот, единство и целостность души имеет прямое отношение к таинству обóжения человека: «Чтобы достичь единства с Богом, следует сперва при помощи благодати Божией достичь единства души» /христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.31/.

    :

    Источник: http://www.xpa-spb.ru/slov/2-14.html

Ссылка на основную публикацию