Стоики — психология

История психологии — Психологические взгляды стоиков

Стоики - психология

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.

Между древней и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности.

Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Все явления Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного.

Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли.

Разнообразие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов под влиянием деятельности пневмы.

Весь Космос представлялся стоикам состоящим из четырех уровней. Первым уровень неживой природы, при котором имеет место слабое проявление пнев-мы.

На втором уровне – уровне растений – пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов.

На третьем уровне – уровне животных, пневма также проявляет себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Высшее свое выражение пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. В основе своей душа едина, на части нечленима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы.

Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, волевые и побудительные акты.

Источник: https://cribs.me/istoriya-psikhologii/psikhologicheskie-vzglyady-stoikov

Три принципа стоицизма, которые помогут вам вести радостную жизнь

Три принципа стоицизма, которые помогут вам вести радостную жизнь

Стоицизм — одна из самых непонятных для людей философских школ. Но стоики были среди самых рациональных и практичных людей своего времени, и мы все еще многому можем у них научиться.

Сегодня, к сожалению, слово «стоик» часто используют в несколько негативном ключе — например, для описания человека, который отказывается жаловаться или демонстрировать свои чувства.

Стоики определенно выступали за достаточно аскетический образ жизни — но разве только в этом смысл стоицизма?

В этой статье я хочу поделиться с вами тремя принципами стоиков, которые вы сможете применить в своей повседневной практике, чтобы жить не скучной «стоической» жизнью, а испытывать больше радости.

Стоики ценят, что имеют, и не принимают ничего как должное

Один из главных источников нашего несчастья — наша неспособность быть благодарными за то, что у нас есть. Стоики прекрасно понимали это и учили ум сопротивляться этой естественной склонности. Один из их методов — негативная визуализация.

Они не сосредоточивались на том, чего хотят, не пытались живо вообразить это себе, чтобы приблизить это желаемое к реальности — они сосредоточивались на том, что у них уже есть, что они ценят больше всего, и представляли, как это потеряют.

Попробуйте вообразить, как вы себя будете чувствовать, если ваши дети, ваш партнер или ваши родители умерли сегодня. Что бы вы захотели сделать для них сегодня? Действительно ли вы показали им, как вы их цените, рассказали им, как их любите?

Эпиктет советовал: всегда, целуя своего ребенка, молчаливо напоминайте себе, что он или она завтра может умереть, а расставаясь с другом или подругой, всегда говорите себе, что это может быть последний раз, когда вы их видите.

Если вы в состоянии в полной мере ценить все, что у вас есть сейчас, регулярно осмысляя вероятность, что вы это потеряете, тогда и сама потеря потом окажется не столь болезненной — у вас будет меньше сожалений о несделанном.

Стоики защищают себя самоуничижительным юмором

Как вы реагируете, когда люди оскорбляют вас или смеются над вами? А как вы думаете, отреагировал бы древний стоик? Один из ответов — он бы посмеялся сам над собой.

Смех над оскорблением — один из самых сильных способов отреагировать на него. Так вы показываете обидчику, что не воспринимаете его всерьез — вы не даете ему власть над собой.

Я лично обожаю этот прием и использую его при необходимости. Если вы в состоянии посмеяться над собой сильнее, чем ваш обидчик, вас перестанут тревожить, а ваш обидчик испытает бессилие.

А вы? Можете вы смеяться над собой? Если нет, что вас останавливает?

Стоики сосредоточиваются на том, что могут изменить

Они отказывались тратить время на размышления о том, чем они не могли управлять. Они думали, что наше время и энергия должны тратиться лишь на то, что мы в состоянии контролировать.

По этой причине они считали, что нужно полностью принять прошлое и настоящее — бессмысленно переживать о прошлом, которое нельзя изменить, или отказываться принять настоящее, которое разворачивается прямо сейчас перед нами.

Они запрещали себе употреблять фразы вроде: «Если бы только я сделал тогда то-то и то-то…» или «Хотелось бы мне сказать ей, как я люблю ее, до того, как она погибла в аварии…»

Они тщательно отделяли то, чем могут управлять, от того, чем не могут. К примеру, мы полностью контролируем наше отношение к жизни и наши ценности. Мы также контролируем цели, которые ставим перед собой. Но мы совсем не контролируем большинство тех вещей, что происходит во внешнем мире.

Эпиктет говорил, что мы должны ставить цели, которых легко добиться или даже в достижении которых мы уверены, над которыми мы имеем власть. Ставя цель, стоик сосредоточивается на процессе, а не на результате.

С точки зрения стоика гораздо осмысленнее проявлять себя с лучшей стороны в том, что вы можете сделать, чем добиваться повышения по службе, победы в игре или пытаться стать миллионером — здесь у вас нет никакой гарантии, что вы добьетесь этих целей.

На чем сосредоточены вы — на результате или на том, чтобы наслаждаться процессом и просто делать все возможное для достижения своих целей?

Тибо Мерюс — основатель проекта whatispersonaldevelopment.org.

Оригинал — www.pickthebrain.com/blog/3-stoic-principles-help-live-joyful-life/

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Источник: http://ideanomics.ru/articles/4147

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки.

Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом.

Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. Об этом статья Лари Уолласа.

Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты.

Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния. Что-то подобное произошло и со стоицизмом.

Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.

Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен.

Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен.

В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.

Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности.

Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики.

«Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):

Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные.

Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя.

Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).

Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.

Если за объяснениями, что есть стоицизм, не всегда можно обратиться к философам, то тогда к кому? Для начала можно посмотреть определение слова «стоик» в Urban Dictionary — краудсорсинговом онлайн-словаре английского сленга:

Cтоик — человек, который не заморачивается по поводу всякой ерунды, происходящей в этом мире, из-за которой парится большинство людей. Стоики испытывают эмоции, но только по отношению к действительно значимым вещам.

Пример: Компания подростков сидит на крыльце. Мимо проходит стоик.

Один из компании: Эй ты, придурок и упырь, ты вообще извращенец! Стоик: Молодец, тебе повезло!

Идет дальше.

Интересно, что автор использует в этом анекдоте именно слово «крыльцо» (porch), ведь слово «стоицизм» произошло от греческого слова «stoa» — а это как раз греческое название для сооружения, которое мы сегодня называем крыльцом (портиком — прим. ред.). Древние стоики собирались в таких галереях, проводили там время и говорили о просвещении и всяких других вещах.

Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.

Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета.

Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).

Среди «непрямых» учеников Эпиктета — целая плеяда великих людей, выдающихся во всех сферах и областях. Один из них — бывший адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл. Во время войны во Вьетнаме он находился в заключении 7 лет, у него были переломаны кости, он голодал, сидел в одиночной камере и переносил другие всевозможные лишения и испытания.

Его психологической опорой в ту пору было учение Эпиктета, с которым он познакомился после окончания колледжа, когда попал в ВМС. Параллельно он изучал философию в Стенфордском университете.

Во Вьетнаме он всегда обращался к идеям стоицизма и не забывал о них даже в самые ужасные моменты. В особенности в такие моменты.

Он понимал значение этих уроков и научился применять их на практике лучше, чем кто-либо другой.

Стокдейл много писал об Эпиктете, упоминал его в речах, мемуарах, сочинениях. Но если вам не хочется забивать голову (а ведь именно этого пытается избежать стоик), то лучшее из всего этого — его речь 1993 года в Королевском колледже Лондона, опубликованная под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (1993).

Подзаголовок здесь важен. Однажды Эпиктет сравнил лекторий философа с больницей, из которой ученик должен выйти с ощущением небольшой боли.

Читайте также:  Как формулировать правила о конфликтогенах на форуме - психология

«Если лекторий Эпиктета — это больница, — пишет Стокдейл, — то моя тюрьма была лабораторией. Лабораторией человеческого поведения.

Я решил проверить постулаты Эпиктета на примере реальных жизненных трудностей, которые творились в моей лаборатории. Как вы видите, он победоносно выдержал это испытание».

Стокдейл отвергал ложный оптимизм, который проповедует христианство, потому что знал из собственных наблюдений, что ложная надежда сводит в тюрьме с ума. Сами стоики верили в богов, но тот, кто не приемлет религиозных верований, может воспринимать стоицизм так же, как буддизм, если не могут поверить в карму и реинкарнацию.

Если избавиться от всей лишней «шелухи», то все в конечном счете сводится к выбору. Выбор — это действительно все, что у нас есть, и об остальном не стоит даже и думать.

«Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».

Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность.

Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен.

Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам».

Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше.

Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Вильяма Ирвайна «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация».

По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию.

Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное.

Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля.

Как же могло возникнуть такое огромное недопонимание в такой в высшей степени понятной философии? Как мы могли забыть, что темный узкий проход на самом деле ведет к превосходству?

В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию.

Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как рационально-эмоциональная терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах».

«Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по когнитивно-поведенческой психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».

Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями.

В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах.

Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету.

Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, ну вы знаете, такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».

Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных.

Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы.

Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.

Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице».

Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвайн в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни».

Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:

Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей».

Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым.

Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?

Источник

Источник: http://www.selfcreation.ru/zhizn/sila-ravnodushiya-kak-filosofiya-stoicizma-pomogaet-zhit-i-rabotat.html

Перестать беспокоиться и начать жить: рецепты стоицизма

Перестать беспокоиться и начать жить: рецепты стоицизма

То, о чём писали и думали участники важного, но полузабытого философского направления Древней Греции и Рима, сегодня не потеряло, а только прибавило в актуальности.

К счастью, многие это понимают: философия стоиков уже собирает тысячи людей в интернет-сообществах, служит ориентиром для современных психологов, психотерапевтов, педагогов, бизнес-консультантов, писателей и людей с менее заметными профессиями.

Дело в том, что стоики и сами были превосходными психологами. Принципы, которые они выработали, помогают устранить источники напрасного беспокойства и лучше подготовить сознание к более существенным вещам — среди которых важное место занимает собственное развитие, обучение и выполнение общественных обязательств.

Со времен Сенеки и Марка Аврелия многое сильно изменилось, но только не человеческая психология. Принципы и упражнения (или «практики себя») античного стоицизма так же хорошо работают сегодня, как и пару тысяч лет назад.

Линия преемственности от античных стоиков тянется через Монтеня, Спинозу и Декарта к таким неожиданным персонажам как адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл, и — Спок из сериала Star Trek.

Источник: afisha.ru

Мы выделили 7 принципов стоической философии, которые имеют отношение к образованию и обучению.

1. Поглощайте информацию целенаправленно

Информационные перегрузки — не какое-то новейшее изобретение. Стоики хорошо понимали, что в стремлении к знаниям невоздержанность может быть так же вредна, как и во всём остальном. Уже тогда необходимо было себя ограничивать, чтобы факты и утверждения не проносились мимо внимания со скоростью 25-го кадра, а приносили какую-то пользу.

В любом деле важно уметь сосредоточится на самом важном — на задаче, которая стоит перед тобой сейчас, ведь «многое доставляет удовольствие, но немно­гое при­но­сит побе­ду».

2. Подумайте о плохом

Обычно мы быстро становимся равнодушными к тому, чем обладаем. Нас прельщает ещё недостигнутое, а старое воспринимается как само собой разумеющееся. От этого возникает постоянное стремление выпрыгнуть из текущего момента в светлое завтра.

Чтобы почувствовать ценность настоящего, стоики предлагают представить, что всего, что у нас есть, нас лишили — это называется «негативной визуализацией»:

Может показаться, что следствием такой установки станет пессимизм, но на деле всё наоборот: она приведёт к ощущению ценности момента и уверенности, что самое главное у нас всё равно не отнять.

В пресловутом споре оптимистов и пессимистов о том, наполовину пуст стакан или наполовину полон, стоик занимает самую выгодную позицию: для него достаточно уже и того, что есть такая замечательная и удобная вещь, как стакан.

Источник: alexandria-company.ru

3. Следуйте внутренним целям и обращайте меньше внимания на других

Стоики могут быть хорошими учителями по развитию внутренней мотивации. Следует обращать все свои силы и внимание на то, что находится в нашей власти, и отрешиться ото всего остального.

Делай всё настолько хорошо, насколько сможешь, и этого будет достаточно — ведь всегда найдутся недовольные тобой и твоей работой, поэтому нельзя всё время рассчитывать на чужие аплодисменты или высокие оценки.

«Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, и сам же ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».

4. Смена активности лучше пассивного отдыха

Наш мозг не может постоянно перебирать одни и те же нейронные связи, время от времени ему нужно переключаться, «менять пластинку». Даже если весь день завален делами, нужно находить небольшие промежутки свободного времени. Но вместо беспорядочного поглощения контента своей новостной ленты в это время лучше заняться чем-то более полезным — к примеру, пойти прогуляться.

Стоики признают важность отдыха, но он должен придавать сил, а не просто служить пассивному расслаблению.

5. Следуйте достойным образцам

Стоики понимали важность ролевых моделей в человеческом поведении. Наше окружение постоянно влияет не только на наши привычки, но и на способы восприятия мира, самооценку и самоопределение. Чтобы оно не увело в ненужную сторону, нужно брать за образец тех, кого ты считаешь наиболее достойным.

Хорошо, если позитивной ролевой моделью для своих учеников станет педагог. Но, — возвращаясь к предыдущим советам — главной его целью должно быть его собственное дело, а не впечатление, которое он производит на окружающих.

6. Будьте честными с собой и признавайте свои недостатки

У каждого из нас есть свои слабости. Единственный способ жить с ними в мире — признать те из них, что исправить не можешь, и исправлять то, что поддаётся исправлению. А чтобы признавать свои ошибки, необходимо спокойствие и уверенность — этому и учит философия стоиков.

Практика, известная не только в стоицизме, но и во многих других традициях — в конце дня размышлять о своих поступках. Точно так же полезно подумать о том, что ты узнал за день, составить «карту знаний» — и мысленно отметить для себя пустые места, которые ещё нужно заполнить.

7. Превратите трудности в полезные испытания

Трудности делают нас сильнее — в этом стоики полностью сходятся с народной мудростью и здравым смыслом. Только благодаря трудностям мы можем проявить и усовершенствовать свои лучшие качества.

Не нужно самому искать трудностей, но не нужно их и бояться. Если заранее готов к неприятностям, то встретишь их гораздо спокойнее, и даже сможешь извлечь из них какую-то пользу.

Источник: scorpiondagger.tumblr.com

Дальнейшее чтение

3 психологических эксперимента, которые многое объясняют

О применении стоических принципов в повседневной жизни уже написано немало книг. К примеру, прославившийся своими бестселлерами экономист-эссеист Нассим Талеб трактует стоицизм как философию антихрупкости, которая помогает справиться с непредсказуемостью и переменчивостью судьбы.

А врач-психотерапевт Дональд Робертсон в 2010 году написал книгу-руководство, в которой рассматривает философию стоиков как когнитивно-поведенческую психотерапию. В англоязычном интернете также есть целая группа сайтов и сообществ, посвященных современному стоицизму.

STOIC WEEK 2015 from Alex de Valcarcel on Vimeo.

Уже четыре года подряд проводится Stoic week — открытое мероприятие, к которому может присоединиться каждый, кто хочет прожить неделю по принципам стоической философии.

Источник: vimeo.com

Легко и увлекательно изложенная современная трактовка стоицизма есть в книге американского философа Уильяма Ирвайна. И конечно же, стоит обратиться к первоисточикам: в первую очередь это «Размышления» Марка Аврелия и письма Сенеки.

Стоики были одними из создателей когнитивной модели эмоций, суть которой выражает следующее высказывание Эпиктета: «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них».

Стоицизм — это практическая, а не умозрительная философия, — философия как искусство жить среди людей и заниматься своим делом. Делать это так же, как все остальные, но без лишнего беспокойства, смятения и напрасных сожалений.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/stoic-philosophy-in-everyday-life

Стоики и их концепция человека

Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Она получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» – портик храма), где ее основатель Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций.

Под пневмой (исходное значение слова – вдыхаемый воздух) первые натурфилософы понимали единое природное, материальное начало, которое пронизывает как внешний физический космос, так и живой организм и пребывающую в нем псюхе (т.е. область ощущений, чувств, мыслей). стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состоит.

Но если прежде существовал образ гармоничной личности, в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отношение к эмоциональным потрясениям – аффектам – изменилось.

Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них «порчу разума», поскольку возникают они в результате «неправильной» деятельности ума. Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно «с корнем вырывать из души».

Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

Учение Плотина.

Плотин (205, Римская империя — 270) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе.

Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»).

В своем учении Плотин исходит из Триады, которая встречается во всех религиях и является тем общим, что их объединяет.

Единое (Единый Абсолют) эманирует (то есть «излучает», «изливает», не убывая при этом, «рождает от переполненности») Триаду: Бытие, Ум и Творение. Единое, также называемое Плотином Благо, Свет, Отец, является началом и причиной всего существующего в мире.

Оно не имеет какой-либо формы, но все формы происходят из него. Это состояние абсолютной потенциальности. Бытие — это энергия, вдохновляющая и движущая все потенциальные возможности Единого.

Единое, переполненное самим собой, эманирует Ум, который Плотин называет Демиургом, то есть Творцом, и Первообразом. Этот Ум соответствует умопостигаемому миру Платона (Платон в своем учении говорит о существовании двух миров: мира Идей, или умопостигаемого мира, и мира форм.

Идеи представляют собой идеальные модели, первообразы, сущности всех проявленных вещей и существ). По аналогии с Идеями Платона Ум представляет собой совокупность Идей, «эйдосов». Далее Ум воплощается в Творении. Через процесс эманации он рождает весь остальной мир.

Но непосредственно из него рождаются не материальные формы, а то, что Плотин называет Мировой Душой. Подобно тому, как человеческая душа оживляет и одушевляет тело, Мировая Душа является источником жизни и движения всей Вселенной.

Она представляет совокупность душ всех живых существ и, подобно тому, как свет освещает воздух и доходит до земли, Душа проникает в материю и освещает ее.Эманация Мировой Души приводит к появлению материального мира. Материя сама по себе есть нечто, не имеющее формы, но способное воспринимать всевозможные формы, в которые воплощаются эйдосы, или Идеи, содержащиеся в Уме.

Плотин говорит, что существует множество различных, разделенных друг от друга, вещей — это материальные вещи. Им противостоит другая сущность, не допускающая никакого разделения, — Первоначало (Единое). Еще есть сущность третьего порядка — это Душа (или Мировая Душа).

По своей сути она едина, но дробится, чтобы образовать множество отдельных душ, которые, в свою очередь, входят в материальные вещи и одушевляют их. В мире мысли души существуют неразделенными, в единстве. Их разделение означает удаление из мира мысли и воплощение.

Это не означает, однако, что они окончательно порывают с миром мысли, души продолжают оставаться его частью и связаны с ним невидимыми нитями.

У души есть два вида движения: восходящее и нисходящее. В процессе нисходящего движения рождается мир материальных вещей. Восходящее движение ведет к восстановлению нашей утерянной природы, к возвращению к подлинному Бытию.

Задача и проблема, стоящая перед человеком, заключается в том, чтобы вернуться из мира творения к Сущему. Это возможно, если человек направляет свои усилия на духовные потребности.

Если же он направляет свою энергию и усилия на мирские дела, в земной мир, где всех разделяет ненависть, душа так и не узнает сама себя и окажется отделенной от других душ.

В поисках своей подлинной сути душа выполняет две работы: организацию и созерцание.

Организация – это путь очищения души через приобретение внутренних добродетелей. Что касается созерцания, то оно означает великую внутреннюю сосредоточенность и устремленность на Божественное, на Благо и способность отгородиться от мира материальных вещей, возвысить свое сознание над ними.

Источник: http://studopedya.ru/2-58587.html

Вклад школы стоиков в психологию

Вклад школы стоиков в психологию

Стоическое учение было самой популярной философией в эллинистических государствах, а затем в Древнем Риме. На протяжении нескольких веков оно сильно изменилось и приобрело под конец ярко выраженную идеалистическую окраску. Различают древний, средний и поздний периоды в истории этого учения.

Наиболее важные для психологии идеи сложились в первый период, когда подъем естествознания определил преобладание материалистических тенденций.

Пневма как первоначало

Стоики представили космос как единое целое. Этот космос состоит из модификаций огненного воздуха — пневмы. Душа — это один из компонентов пневмы.

Пневма стала первоосновой. Цельность мира была восстановлена. Но какой ценой? Физическое и психическое представлялись построенными из одной материи, однако материи одушевленной, наделенной всеми признаками, свойственными человеческому, более того, сверхиндивидуальному разуму, ибо мировая пневма, по учению стоиков, идентична мировой душе.

Философия стоиков складывалась на крайней границе гилозоизма, от которой был один шаг до идеализма. Поздняя Стоя его и сделала.

Стоики ввели понятие о степенях «напряженности» или «тонуса» пневмы.

Оно позволяло разграничить и объяснить несходные модификации бытия, не утрачивая их единой основы, и тем самым разрушить воздвигнутую Аристотелем стену между неорганическим и органическим.

Чтобы снести стену на другом краю аристотелевской системы — между одушевленным телом и сверхприродным разумом, нужно было исследовать преемственность в развитии души, пути перехода к сложным, чисто человеческим явлениям психики.

Пути превращения образа в мысль

Самым важным вкладом стоиков в психологию являлось формулировка и изучение интеллектуальных форм и операций, благодаря которым происходит переход от чувственных впечатлений к логической мысли. Это было подготовлено учением Аристотеля о фантазии, но его же учение о разуме превращало мысль в противостоящее чувственности начало.

Два момента в учении стоиков заслуживают особого внимания. Прежде всего, стремление доказать, что преобразование чувственных образов на всем пути от ощущения к высшим формам абстрактного мышления носит закономерный и необходимый характер.

Тем самым идея детерминизма распространялась, пусть в самом общем виде, не только на возникновение непосредственных впечатлений, но и на их последующую переработку. Во-вторых, область представлений снабжалась всеми атрибутами понятийного знания.

В этом плане понятие «фантазия» в школе стоиков имело ряд преимуществ перед аристотелевским. Ощущение и мышление, согласно Аристотелю, познают хотя и принципиально разные, но реальные объекты.

В противоположность им фантазия субъективна и произвольна. У стоиков же фантазия дает достоверное знание. Ее образам свойственна непогрешимость непосредственных восприятий.

Она может быть даже более достоверной, чем мышление, в особенности если последнее искажается аффектами, как у человека.

У животных же, где такого искажения не происходив, чувствования заменяют сознательный разум, позволяют, в силу устройства их организма находить нужный путь. Такое предположение привело стоиков к представлениям, из которых в дальнейшем вышла теория инстинктов.

Умственное развитие

Стоики стремились утвердить, генетический подход к мышлению. Умственное развитие рисовалось ими следующим образом: рождаясь на свет, ребенок поучает через дыхание внешнюю пневму, под влиянием которой его внутренняя душа приводится в движение, начинает превращаться в психическую. Последняя в свою очередь постепенно развивается путем переработки новых впечатлений.

В возрасте около 14 лет происходит перелом — возникает сознательное, рассудочное мышление.

В этой схеме много примечательного: и положение об отсутствии психических качеств до контакта с внешним миром, и идея развития этих качеств на чувственной основе и, наконец, гипотеза о фазах умственного развития — переходе от чувственного мышления к рассудочному, даже датируемом определенным возрастом.

Учение об аффектах

Важную часть стоической доктрины составляло учение об аффектах. Своей предпосылкой оно имело положение о том, что все психические процессы в своей основе разумны. В человеческой душе нет двух частей — рациональной и иррациональной. Аффективная сторона вопреки Платону по своей сущности не отличается от рапдональной (разумной). Аффекты появляются при неправильной деятельности мышления.

Страсти или желания — это болезненные состояния души, возникающие, в результате «порчи разума». Чтобы избавиться от аффектов, нужно получить правильное знание о том, что является благом.

Источник: https://GoldVoice.club/%40eqq/vklad-shkoly-stoikov-v-psihologiyu-12-28/

Книга История психологии. Содержание — 10. Психологические взгляды стоиков

Книга История психологии. Содержание - 10. Психологические взгляды стоиков

10. Психологические взгляды стоиков

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.

Между древней и поздней стоей имеются существенные различия. Объединяют же всех представителей этой школы идеи всеобщей неотвратимости событий, предопределенности.

Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, божественному огню, который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Все явления Космоса связаны единством своего происхождения. Стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал – пассивного и активного.

Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли.

Разнообразие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов под влиянием деятельности пневмы.

Весь Космос представлялся стоикам состоящим из четырех уровней. Первым уровень неживой природы, при котором имеет место слабое проявление пнев-мы.

На втором уровне – уровне растений – пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов.

На третьем уровне – уровне животных, пневма также проявляет себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Высшее свое выражение пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершенных проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. В основе своей душа едина, на части нечленима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы.

Всего стоиками выделялось восемь способностей души: свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, речь, пять видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, волевые и побудительные акты.

11. Эпикур и Лукреций Кар о душе

Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса.

Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами.

Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что иное, как отсутствие страдания.

Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после него.

Единой субстанцией всех вещей являются атомы. Они находятся в постоянном движении, они вечны и неделимы. Вещи возникают путем столкновения атомов, движущихся в пустоте. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе, по законам необходимости и причины.

Все живое возникает из неживой материи. Сложные организмы происходят из простейших.

С материалистических позиций подходил философ и к области психических явлений. Одушевленность присуща только высокоорганизованной материи. Душа возникает вместе с рождением организма, развивается и усложняется вместе с его ростом и погибает вместе с его смертью. Душа имеет телесную природу.

Ее материальным носителем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе атомы не образуют души, если они не связаны с телом. Лишь соединяясь между собой и сцепляясь с телом, эти атомы образуют чувствительность, или душу.

Соотношение в душе огненных и воздушных атомов определяет общую ее активность.

Душа человека в своем основании неоднородна. Одну из ее сторон образует anima, т. е.

такая ее часть, которая рассеяна по всему телу, отвечает за растительные функции организма и управляется более совершенной частью души, названной Лукрецием animus – «духом».

Дух представляет собой самые тонкие атомы, сосредо – точенные в области груди и выступающие материальной основой психических функций – чувствительности и разума.

Сфера побуждения чувств и аффектов рассматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Идеал счастливой жизни он видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Только через преодоление страхов и суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт.

12. Александрийская школа врачей

Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат.

В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было запрета на анатомирование трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщательно исследовать строение различных частей организма.

Врачей больше всего интересовали нервная система и головной мозг.

Все перечисленные исследования привели александрийских врачей к твердому убеждению, что действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация в локализации психических функций.

Герофил функции животной или чувствующей души, т. е. ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывал двигательные функции.

Кроме того, им было обнаружено, что от этих двух названных структур мозга отходят разные нервные волокна.

Установленная связь каждого из нервных путей с различными участками мозга, несущими разные функции, позволила сделать предположение о том, что и эти два рода нервов должны выполнять различные функции.

Установив анатомическую основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские врачи попытались выявить механизмы тех изменений в нервной системе и мозге, которые стоят за многочисленными функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введенному стоиками.

Пневма рассматривалась в качестве материального носителя жизни и психики. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце.

Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг.

В мозге растительная пнев-ма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них – к органам чувств и мышцам, приводя и те и другие в действие.

Представители Александрийской школы врачей сделали множество открытий в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Также их труды оказали серьезнейшее влияние на выделение анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями.

4

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/filosofiya/book/istoriya-psihologii/content/2154602-10-psihologicheskie-vzglyadyi-stoikov/

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоя Пекиле (букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.

Учение стоиков

Стоики считают частями философии , физику и . Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.

Также свою систему классификации, стоики сравнивали и с животным, и с яйцом.

В первом случае: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором: скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Логика

Наряду с формально-логической теорией, стоическая содержит исследование теоретико-познавательных и лингвистических проблем.

Силлогистику стоики дополняют 5 гипотетическими, а точнее дизъюнктивными формами вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. При этом переменными заменяются не , а высказывания:

  1. Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B.
  2. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.
  3. A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, B не существует.
  4. Существует либо A, либо B. A существует. Следовательно, B не существует.
  5. Существует либо A, либо B. B не существует. Следовательно, A существует.

Философия языка стоиков занимается проблемой возникновения слов (этимологией). Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они производят от «дзен» («жить»).

В стоическом учении о значении различаются обозначающее, обозначаемое и реальный . Обозначающее представляет собой звуковой образ, связанный с голосом и его телесной функцией. Объект также относится к физической сфере. Значение же (лектон) не телесно.

Оно — продукт духовной деятельности, потому как лишь содействию разума звук голоса становится осмысленной речью.

Исходным пунктом стоической является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Возникающее при этом «впечатление» связывается с другими.

Таким образом, понятия могут складываться естественным образом в качестве обобщения различных восприятий — стоики называют это пролепсис (предвосхищение). Представления переходят в понятия также благодаря деятельности (логос). Им, как и восприятиям, нужно одобрение логоса. Лишь таким образом возможно достичь понимания.

Таким образом, действительное понимание объекта предполагает его точное запечатление в душе, подтверждаемое деятельностью здравого рассудка:

Физика

В своей физике стоики признают «сущим» лишь то, что действует или претерпевает, то есть тело. Пассивному началу соответствует материя (хюле), активному же — логос. Логос есть мировой разум, пронизывающий дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляющий ее развитие. Во всех вещах содержатся «семенные логосы», в которых и заложено их планомерное развитие.

Первоэлементом является огонь. Из огня развиваются другие элементы (земля, вода, воздух) и конкретный мир. Он пронизывает все своим теплом, образуя жизненное дыхание каждой вещи. Тем самым он выступает также душой и силой, разумно приводящей все в движение.

Стоики учат о цикличности космоса: мир родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей.

В центре теологии стоиков находится логос. Бог рассматривается как творческая первичная сила, первая причина всякого бытия. Он — логос, который несет в себе разумные семенные энергии всех вещей. Для стоиков космос, порождающий всякую жизнь и мышление, и сам есть живое существо, чья душа божественна.

С разумностью логоса связаны целесообразный и планомерный порядок вещей и событий. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно.

Этика

Главная идея стоической этики — казуально и телеологически предустановленный ход мировых событий. Поскольку внешние блага всегда недоступны, внутренняя позиция — единственное, что во власти человека. Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой. Сенека говорит:

Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии.

Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой , который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость.

Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность.

Стоический идеал — , свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: , , вожделение и .

Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением(ортос логос), поскольку влечение становится аффектом лишь тогда, когда разум одобряет ценность его объекта.

Понимание истинной ценности вещей препятствует стремлению к ложным благам или гасит страх перед мнимыми бедами. Понимающему свойственно знание о том, что никакие внешние блага не имеют ценности с точки зрения счастливой жизни.

Все вещи стоики делят на благо, , безразличие (адиафора). Благими являются добродетели, к злу относится противоположное им. Безразличны все остальные вещи, поскольку они ничего не значат для достижения счастья.

Они либо совершенно безразличны, либо «предпочтительны» или «непредпочтительны». Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками.

Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

— самое важное для счастья. Она заключается главным образом в нравственном понимании значимости вещей. Из этой добродетели следуют другие (справедливость, мужество и т. д.

) Добродетели можно научиться, тогда она становится неотъемлемой. Между добродетелью и пороком нет ничего среднего, поскольку можно действовать либо с пониманием, либо без него.

На правильном суждении базирутся правильное отношение к вещам и к влечениям. Достигнутая — это и есть счастье.

Центральная для этики стоиков идея выражена в учении о присвоении (ойкейосис), благодаря которому нравственное стремление человека уже содержится в его природной предрасположенности.

Оно состоит в обращении к тому, что в самосознании переживается как относящееся к нему. Человек присваивает себе сообразные для него с природой вещи и различает полезное для себя и вредное. Поэтому любое живое существо и стремится к самосохранению.

Созревая, человек постепенно познает, что разум — его сообразная с природой сущность.

Периодизация стоицизма

  • Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Основатель школы — Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.), его ученик Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.), придавший классической системе законченный вид.

  • Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли стоические идеи в Рим, смягчив присущий им этический ригоризм.

  • Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II век н. э. Прежде всего это Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). В центре их интересов — независимость от условий жизни и вопросы морали.

    К этому времени к стое начинают уже относиться как к своего рода популярной философии.

Ссылки

  • А. Ф. Лосева

Источник: https://psy-space.ru/?page=stoiki

Ссылка на основную публикацию