Структура эмоции — психология

Психологическая структура эмоций

Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Трехмерная теория чувств Вундта. Долгое время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний — удовольствия или неудовольствия. Выдающийся немецкий психолог XIX века В.

Вундт нашел, что такое деление не отражает всей сложности психологической структуры эмоций. Он выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются тремя качествами или «измерениями» — удовольствием или неудовольствием, возбуждением или успокоением и напряжением или разрешением (освобождением от напряжения).

Каждое из этих трех «измерений» наличествует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности — от эмоционального нуля (состояние безразличия) до высших степеней интенсивности данного качества.

Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.

Заслугой Вундта следует признать то, что он отошел от традиционного взгляда на структуру эмоций, как состоящих только из вариаций одного «измерения», выдвинул вопрос о сложности психологической структуры эмоций и указал на наличие в эмоциональных процессах и состояниях важных для жизни и деятельности человека особенностей, кроме удовольствия и неудовольствия.

Удовольствие и неудовольствие.

Эти непосредственно известные каждому человеку субъективные переживания составляют психологическую основу эмоциональных процессов: без удовольствия или неудовольствия не может быть эмоции.

Они могут быть разной степени — от очень большой радости до слабого чувства приятного и от легкого неудовольствия до сильного горя, но они обязательно должны быть, в противном случае эмоция перестанет быть сама собой.

Удовольствие и неудовольствие испытываются человеком в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей и интересов. Они выражают положительное или отрицательное отношение человека к явлениям окружающей действительности, а также к собственным поступкам и деятельности.

Именно благодаря элементам удовольствия или неудовольствия эмоции выступают как сильнейшие побуждения к действию.

Например, удовольствие от выполняемой деятельности сопровождается уверенностью в собственных силах и способностях и побуждает человека к еще более энергичной и успешной работе.

Неудовольствие вызывает стремление избежать того, что связано с этим чувством, часто оно вызывает усиленный прилив энергии и побуждает человека на борьбу с обстоятельствами, доставившими ему неудовольствие.

Не всегда, однако, удовольствие и неудовольствие играют положительную роль. Нередко чувство удовольствия вызывает самоуспокоенность и ослабление энергии, а неудовольствие побуждает к уходу от трудностей, к прекращению борьбы.

Возбуждение и успокоение. Многие эмоции характеризуются большей или меньшей степенью нервного возбуждения. В одних эмоциях, например в состоянии гнева, это возбуждение проявляется интенсивно и ярко; в других, например при слушании мелодичной музыки, в слабой степени, иногда снижаясь до состояния спокойствия.

Состояния возбуждения и успокоения не только придают характерный отпечаток выполняемой человеком деятельности, но и необходимы для ее лучшего выполнения. Эти качественные особенности эмоций имеют большое значение и при занятиях физической культурой и спортом.

Все физические упражнения связаны с эмоциями, характеризующимися различными степенями возбуждения и успокоения. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением.

Во время урока физической культуры преподаватель может предложить учащимся игру и тем не только доставить им определенное удовольствие, но и вызвать у них требуемую степень эмоционального возбуждения.

Во время игры учащиеся возбуждаются, ведут себя шумно, оживленно, их глаза блестят, лица румянятся, движения становятся более быстрыми и энергичными.

Когда же урок физической культуры подходит к концу, после чего должны наступить занятия другими предметами, преподаватель предлагает учащимся спокойные, размеренные движения, чтобы снять излишнюю степень эмоционального возбуждения и привести их организм в спокойное состояние.

Напряжение и разрешение. Эти состояния характерны для эмоций, испытываемых в сложных видах деятельности, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий.

Эмоции напряжения и разрешения часто проявляются в спортивной деятельности, обнаруживаясь наиболее ярко в спортивных соревнованиях. Они переживаются как напряженное ожидание определенных событий и действий. Например, на старте, ожидая сигнала к бегу, спортсмен переживает сильное эмоциональное состояние напряжения.

Внешне это состояние выражается в собранности, как бы в скованности всего тела, в отсутствии резких движений, в замедленном дыхании и т. д., хотя внутренне спортсмен находится в состоянии очень большой активности.

Эмоция напряжения в этом отношении противоположна состоянию возбуждения, во время которого человек внешне проявляет себя очень бурно, совершает резкие, порывистые движения, громко говорит и т. п.

Обратными чертами характеризуется эмоция разрешения от напряжения. Когда напряженно ожидавшийся сигнал к бегу подан, напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения.

Эмоция разрешения внешне выражается в усиленной активности: в момент сигнала спортсмен делает резкий энергичный рывок вперед, только что наблюдавшаяся скованность движений мгновенно сменяется быстрыми движениями максимальной интенсивности, сдерживаемая до этого момента мышечная энергия освобождается и проявляется в движениях большой интенсивности.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=psyhologicheskaya-struktura-emociy

Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное агентство по образованию.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Реферат по психологии и педагогике

на тему: “ Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация. ”

Выполнил:

студент заочного отделения

Группа 2712.1 1 курса

Михайлов Константин

Проверил:

Санкт-Петербург 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение «Понятие об эмоциях»………………………………………………………………3

Виды эмоций……………………………………………………………………………………..8

Структура эмоций………………………………………………………………………………11

Эмоции и мотивация……………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………………..15

Введение «ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ»

Эмоция (от фр. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной

регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях.

«Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции — механизм непосредственной экстренной оценки уровня

благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный

эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические

или физические воздействия придают соответствующее своеобразие

жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей

жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная

поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-

вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют

внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает

преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса,

торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для

борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,

повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов

внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в

состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков —

оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и

всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу,

принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит

за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях

эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои

руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже

отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение,

чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в

окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное,

потребностно направленное, деятельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия

с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает

тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к

тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти

потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и

являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих

смыслов. «Познавательные процессы формируют психический образ,

эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения» .

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением

потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное

лишение положительных эмоциональных состояний может привести к

отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции

становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в

общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие

высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека,

общественными нормами, потребностями и установками. Исторически

сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека

нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство солидарности,

сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство возмущения, негодования и

ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические

чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его

интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной

деятельности — эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида

развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный

облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная

сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его

потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что

его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные

возможности индивида — происходит избыточное перевозбуждение его

эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие

уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие

регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным

срывам.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с

айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках

множество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмоций страха подавил их

жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих

из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные

эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же

эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически

организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может

вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со

стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого —

гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны

поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего

подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании

будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В

ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях — субъективно

значимостью его стороны. Познание дает знание — отражение объективных

Читайте также:  Дело и развлечение - психология

свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению

субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они

мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции — это механизм экстренного определения тех направлений

поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования

бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит

усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют

смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую

ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего

плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную

первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных

возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно

сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного

распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм

экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия,

механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Виды:

эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;

Источник: http://MirZnanii.com/a/204464/emotsii-struktura-emotsiy-vidy-emotsiy-emotsii-i-motivatsiya

Функции и структура эмоций

Функции и структура эмоций

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребности субъекта.

Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции (от лат. Emowere – возбуждать) у человека имеют два выражения: внутреннее – в виде субъективных состояний, и внешнее – в виде мимико-жестикулярных, голосовых и вегетативных реакций.

У животных эмоции также внешне отчетливо выражены в виде двигательных, вегетативных реакций, которые обозначаются как эмоциональные реакции.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям. А.Н.Леонтьев различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся специфическими двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются  как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными факторами. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции выражают оценочное личное отношение к складывающейся или возможной ситуации. В отличие от аффекта они имеют более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать события, которые реально еще не наступили.

Предметные чувства – обобщение эмоций, связанных с представлением или идеей о каком–либо объекте. Они проявляются  как устойчивые эмоциональные отношения.

Функции эмоций

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную.

В качестве ведущей функции следует выделить отражательную функцию, так как в эволюции высшей нервной деятельности эмоции предшествовали сознанию.

1.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на организм факторов и реагировать раньше, чем будет определена локализация вредного воздействия.

Оценочная функция более очевидна для таких переживаний как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины.

2. Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности.

Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Два класса эмоций – ведущие и ситуативные – несут функцию побуждения.

Ведущее эмоциональное переживание – то, которое направлено на объект, являющийся целью поведенческого акта, удовлетворяющего потребность и инициирующее само поведение.

Ситуативные эмоциональные переживания – возникающие как результат оценок отдельных этапов поведения или целых поведенческих актов, побуждают действовать по прежней программе или вносить в нее коррективы.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, выделяют класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппами:

  ·  Констатируемый успех-неуспех, при котором эмоции отвечают за смену проб в поведении.

  ·  Предвосхищающий успех-неуспех, имеет эмоции, которые формируются на основе результатов ассоциации, которая при повторном сталкивании с ситуацией воспроизводиться уже как эмоция.

  ·  Обобщенный успех-неуспех имеет эмоцию, которая возникает в результате оценки деятельности в целом. Она носит название эмоции предвосхищения.

Эмоции предвосхищения – переживания, догадки, появление возможного варианта выхода из проблемной ситуации, который еще не вербализован.

В целом все три группы эмоций успеха-неуспеха выполняют регулирующую функцию в отношении деятельности. На основе эмоциональных оценок они побуждают человека к завершению выбранных действий или к отказу от них и поиску новых.

3. Подкрепляющая функция эмоций выражается в том, что значимые события, вызывающие  эмоциональные  реакции, быстро и надолго запечатлеваются в памяти, принимая самое непосредственное участие в процессах обучения.

4. Переключательная функция эмоций обнаруживается в конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме.

По существу эмоции успеха-неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим, в чем, в частности, и выражается переключательная функция эмоций.

5. Коммуникативная функция эмоций выражается в способности человека передавать свои переживания другому человеку с помощью мимических и пантомимических движений.

Причины возникновения эмоций

Известны три основные теории возникновения эмоций.

1.

  Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

2.  Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения.

Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

3.  Представление, выдвинутое Г.И.

Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн)  и время (Вн): если, существующие у организма, информация (Ис), энергия  (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (Сн), которое  можно выразить эмпирической формулой: СН = fС(Ин * Эн * Вн – Ис * Эс * Вс), где Ц – цель, fС – функция цели.

Однако в реальной действительности ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения отрицательных или положительных эмоций.

Так, любое приятное или неприятное сообщение,  результаты собственного труда вызывают соответственно положительную или отрицательную эмоцию.

По-видимому, обобщающим фактором, вызывающим эмоции, является удовлетворение или, напротив, неудовлетворение любой потребности.

Развитие эмоционального поведения идет по следующей схеме:

  ·  Первая стадия напряжения – состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности.

  ·  Вторая стадия характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиения. Возникает стеническая отрицательная реакция.

  ·  Третья стадия – астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением сил организма, находящая свое выражение в состоянии ужаса, страха.

  ·  Четвертая стадия – стадия невроза.

Структуры мозга, участвующие в эмоциях

Наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к эмоциям, в совокупности называют лимбической системой.

Система эта известна также как «животный мозг», поскольку ее части и функции,  в основе своей сходны у всех млекопитающих. Лимбическая система находится выше ствола мозга, но ниже коры.

Ряд структур ствола и некоторые части коры тоже участвуют в порождении эмоций. Все они связаны друг с другом нервными путями.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга – гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса.

Эти области контролируют большинство физиологических  изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит миндалевидное ядро, которое ответственно за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству  с миндалиной находится гиппокамп, тесная связь которого с миндалиной позволяет предположить о его участии в процессе.

  Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти – к неспособности запоминать новую информацию. Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина. Около нее расположен свод – система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп и гипоталамус.

Еще одна структура – перегородка – получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в гипоталамус.

Проследив ход нервных путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с внешней средой имеют ту или иную эмоциональную окраску.

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур – миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса.

Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.

Важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация – структура внутри моста и ствола головного мозга.

Она получает сенсорные сигналы по различным путям и действует как фильтр, пропуская только ту информацию, которая является новой или необычной. Волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий, некоторые – через таламус.

Считается, что большинство этих нейронов являются «неспецифическими». Это означает, что в отличие от нейронов первичных сенсорных путей, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут реагировать на многие виды стимулов.

Эти нейроны передают сигналы от глаз, кожи, внутренних органов лимбической системе и коре.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями.

Таково, например, голубое пятно – плотное скопление тел нейронов, отростки которых образуют дивергентные сети с одним входом, использующие в качестве медиаторов норадреналин.

Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Недостаток его приводит к депрессии. Кроме того, норадреналин играет роль в возникновении реакций, воспринимаемых как удовольствие.

Другой участок – черная субстанция – представляет собой скопление тел нейронов, выделяющих медиатор дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений.

Областями коры, играющими наибольшую роль в эмоциях, являются лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяют ее.

Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.

При этом в первую очередь нарушаются эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. 

Поскольку мышление и эмоции не являются раздельными процессами, в создании эмоций, вероятно, участвуют и височные доли. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессивность. Повреждение височной доли, особенно  справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи.

Физиологическое выражение эмоций

Читайте также:  Короткое ясное требование - психология

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях, но и на уровне тонического напряжения мышц.

Лица, страдающие от различных конфликтов и, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений, чем другие.

Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменение сопротивления кожи, гормональный  и химический состав крови.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменение биотоков головного мозга. Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ в изменении соотношения ритмов: ά, β, θ и δ. Изменение ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

Источник: http://biofile.ru/bio/2477.html

Психологическая структура эмоции в контексте проблемы восприятия эмоций

Психологическая структура эмоции в контексте проблемы восприятия эмоций

При изучении восприятия эмоций другого человека необходимо создать теоретический конструкт, который можно положить в основу эмпирического исследования.

В качестве такой основы мы используем представление о психологической структуре эмоции, специфическое для изучения выбранного нами феномена восприятия эмоций.

Эмоция как психическое явление традиционно включает в свою структуру предмет эмоции (ее причину) и отношение (Тхостов А.Ш., Колымба И.Г., 1999). На наш взгляд, данный подход отличается некоторой механистичностью.

В нем игнорируется переживание как неотъемлемый компонент эмоции, а также в качестве составляющей психической реальности рассматривается объект внешней реальности — некий предмет, который «объективно» вызывает то или иное «отношение», к которому, по сути, и сводится многомерный феномен эмоции.

Другой взгляд на структуру эмоции предложен Е.П.Ильиным (2001), который называет в качестве компонентов эмоционального реагирования следующие: переживание как импрессивный компонент, физиологический компонент и экспрессивный компонент. Однако нам кажется возможным внести некоторые изменения в эти представления с тем, чтобы познать качественное своеобразие эмоциональных явлений.

Психологическая структура эмоции может быть представлена как составляющая из четырех компонентов: 1) эмоциогенной ситуации как совокупности субъективно воспринятых и интерпретированных внешних или внутренних условий, являющихся причиной возникновения эмоции; 2) импрессивного компонента как субъективного переживания эмоции; 3) экспрессивного компонента как совокупности эмоциональных проявлений (поведенческих и физиологических); 4) перцептивного компонента как восприятия трех вышеперечисленных компонентов.

Теперь разберем каждый из компонентов и попробуем обосновать правомерность данного подхода при изучении восприятия эмоций.

Эмоция как объект восприятия предстает, с одной стороны, как импрессивный феномен (субъективное переживание, недоступное прямому наблюдению извне, данное субъекту непосредственно) и экспрессивный феномен (эмоциональное выражение в поведении и физиологических изменениях, которые могут в большей или меньшей степени наблюдаться другими людьми).

Мы полагаем недостаточным выделение только данных компонентов эмоции, поскольку неотъемлемым сопровождением переживания и выражения эмоции является ее восприятие либо самим человеком, либо другими людьми.

Следовательно, оправданным, на наш взгляд, является включение в структуру эмоции также перцептивного компонента, то есть восприятия человеком собственно эмоционального переживания, либо ее экспрессивных проявлений.

Далее в структуру эмоции мы предлагаем включить вслед за восприятием этап осознания эмоции. При этом степень осознания субъектом эмоции может варьировать.

Если эмоция осознается в достаточной степени, то она поддается категоризации (обозначению, называнию).

Если же осознание эмоции является недостаточным для ее категоризации, то она предстает в сознании субъекта восприятия через отдельные проявления, через эмоциональный тон ощущения, которые человек не может обозначить каким-то определенным словом.

После этого мы полагаем возможность вербализации эмоции (при отсутствии алекситимии) как при категоризации, так и без нее. Различие будет лишь в предмете высказывания: в первом случае это будет более или менее конкретное обозначение испытываемого состояния, ощущения, переживания и т.п., для второго же случая будут характерны высказывания об отдельных ощущениях, проявлениях, состояниях.

В качестве отдельного компонента эмоции мы выделяем то, что прямо или косвенно является причиной эмоции — эмоциогенную ситуацию, под которой понимается не просто совокупность обстоятельств, сложившихся на момент возникновения эмоции, а их восприятие и субъективная интерпретация человеком. На ее формирование могут повлиять как предметы окружающей действительности и другие люди, так и процессы, происходящие в ментальной реальности человека без отнесенности к каким-либо воспринимаемым извне явлениям.

Таким образом, согласно описанной выше психологической структуре эмоций, познание эмоций другого человека осуществляется, с одной стороны, непосредственно — на основе наблюдения за эмоциональными проявлениями, с другой — опосредованно — через знание причин возникновения эмоции, личностные характеристики человека, чьи эмоции воспринимаются, предположения относительно его субъективного переживания, через опору на собственный опыт переживаний или представления о содержании эмоциональной сферы другого человека.

Бергфельд А.Ю., Вакурова А.Н

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2073

Заложник эмоций

Заложник эмоций

Эмоции реальны.

Мы все их испытываем, и они постоянно производят впечатляющие изменения в нашем поведении и психологии Но откуда берутся эмоции? Из воздуха? Испытываем ли мы страх или радость ни с того ни с сего или все же чувствуем их в определенных обстоятельствах? Мы часто приписываем наше эмоциональное состояние внешним обстоятельствам.

Например, вам отказали в свидании, и вы чувствуете себя униженным, или вы получили работу и радуетесь этому, или вы взялись подготовить презентацию для начальника и тревожитесь по этому поводу. Нередко кажется, что эмоции нам диктует именно ситуация.

Но если мы присмотримся, то увидим, что есть люди, которые, получив отказ в свидании, ощущают не унижение, а пренебрежение или принятие; некоторые при получении новой работы чувствуют тревогу, а не радость; иным при подготовке презентации для начальника свойственно испытывать сомнение, а не тревогу. Ваши эмоции, таким образом, определяются не обстоятельствами, а тем, что происходит внутри вас в связи с этими обстоятельствами.

То, что происходит внутри вас, – это конкретные перцептивные и мыслительные процессы, которые на данный момент определяют ваши чувства. Допустим, что ваши эмоции аналогичны атмосфере на вечеринке.

В зависимости от компании вечеринка приобретает определенные черты: она протекает либо спокойно, либо вяло, со скрипом, в интимном духе, в прохладном и т. д. Когда кто-то уходит или приходит и состав людей меняется, общий ход вечеринки может резко измениться.

Всякий раз, когда на вечеринке появляется мистер Рубаха-Парень, когда, наконец, убирается восвояси миссис Зануда или утихомиривается семья Горлопанов, атмосфера на празднике некоторым образом преобразуется. Ваши перцептивные и мыслительные процессы подобны людям, пришедшим на вечеринку.

Подвергаясь разного рода влияниям (вроде уходящих и приходящих гостей), ваши эмоции изменяются (как и атмосфера на вечеринке).

Точно так же изменятся отдельные характеристики молекулы, если изменится организация образующих ее атомов, добавятся новые или какие-то атомы выпадут. Например, если вы перестроите молекулы, которые придают специфический аромат семенам тмина, так, чтобы атомы оставались теми же, но выстроились в зеркальном порядке, то получите молекулу с ароматом перечной мяты.

Хлороформ легко воспламеняется, но если добавить к нему атом хлора, то получится четыреххлористый углерод, способный погасить пламя. А прибавление молекул кислорода к алкоголю, содержащемуся в вине, даст нам уксус.

Как характеристики молекул определяются построением и видом атомов, так и наши эмоции определяются конкретной смесью перцептивных и мыслительных процессов, имеющих место в отдельно взятый момент времени.

Эмоции состоят из компонентов, в точности напоминая вечеринку (гости) и молекулу (атомы). Для каждого из нас любая эмоция несет отпечаток нашей индивидуальности; но верно и то, что некоторые компоненты являются общими для всех людей, испытывающих данную эмоцию.

Общие компоненты эмоций отвечают за насыщение эмоции конкретными характеристиками и эффектами (подобно атмосфере на вечеринке или особенностям молекулы).

Культурное единообразие компонентов эмоций позволяет понимать и колировать то, что мы чувствуем, так, чтобы вооружиться эмоциональным выбором.

Вот вам эмпирический пример того, о чем идет речь. Представьте себе какую-нибудь очень неприятную эмоцию, которую вы испытывали в этом году. Просто подумайте о ней, не надо переживать ее вновь.

Теперь понадейтесь, что больше никогда не испытаете этой эмоции. Прочувствуйте эту надежду целиком, затем обратите внимание на источник, из которого вы знаете, что «надеетесь». Другими словами, как вы узнаете, что испытываете именно надежду?

Теперь отступите от переживания и начните предвкушать, что вы уже никогда не испытаете эту эмоцию. Прочувствуйте это предвкушение во всей полноте. Затем отметьте, на что похоже «предвкушение» и по каким признакам вы узнаете, что испытываете именно это чувство.

Вот несколько примеров предвкушения и надежды: вы предвкушаете, как ваш ребенок или супруг(а) вернутся домой, или как вы положитесь на социальные службы после выхода на пенсию, или как займетесь любовью вечером.

Затем понадейтесь, что ваш ребенок или супруг(а) Скоро придут домой, что социальные службы вам помогут, когда вы выйдете на пенсию, или что вы займетесь любовью вечером. Обратите внимание, как будут меняться ваши переживания при переходе от предчувствия к надежде.

Теперь попробуйте понадеяться, что не будет ядерной войны или что ваш брак продлится долго; а затем предчувствуйте, что не будет ядерной войны или что ваш брак будет долгим. Как переход от надежды к предчувствию влияет на ваши переживания?

В чем для вас разница между надеждой и предчувствием? Люди всегда находят между ними значительные различия. Типичным ответом бывает: «Если я предвижу событие, то оно наверняка произойдет, а если только надеюсь, то еще ничего не известно. И еще: когда что-то предвкушаешь, ты активнее занимаешься делом».

Как же получается, что предвкушение кажется более надежным и вовлекающим в то или иное занятие, тогда как надежда кажется неопределенной и пассивной? В чем качественное отличие одного от другого? На фоне многочисленных различий между этими эмоциями самыми значительными субъективными компонентами надежды и предвкушения являются следующие (скоро вы подробнее познакомитесь с этими компонентами).

Предвосхищение

Надежда

Ощущение активного приближения

Ощущение пассивного ожидания к ожидаемому исходу или объекту воображаемого исхода предвосхищения

Предполагает только одну

Предполагает и тот результат, возможность или исход на который человек надеется, и тот, которого, как он надеется, не будет

При создании эмоции предвкушения или надежды перечисленные в этом списке характеристики подобны конкретному составу гостей на вечеринке или конкретной организации атомов в молекуле.

Уникальный состав гостей задает структуру вечеринки, а особая организация атомов задает структуру молекулы.

Точно так же перечисленные выше компоненты (другие мы опишем в следующих главах) создают структуру эмоций предвкушения и надежды.

Вышеперечисленные компоненты при дифференциации предчувствия от надежды наиболее значимы. Когда мы надеемся на что-то, мы поддерживаем двойной образ того, что может произойти: образ, в котором отражается и возможность желательных происшествий, и возможность нежелательных. Однако когда мы предчувствуем, перед нами стоит образ только одного возможного исхода – желательного или нежелательного.

Если вы выполнили упражнение и не почувствовали разницы, то вот вам еще один способ ее ощутить. Начните думать о чем-то, что вы предвосхищаете в настоящий момент: например повышение по службе.

Как только у вас в сознании сложился четкий образ этого события, представьте одновременно, что того, что вы предвосхищаете, не будет: например вообразите повышение и параллельно – его отсутствие.

Читайте также:  Кеттел, рэймонд бернард - психология

Что происходит с вашим предчувствием? А теперь подумайте о том, на что вы надеетесь в данное время, а затем исключите все предусматриваемые вами возможности, кроме одной. Что происходит с вашей надеждой?

Надежда и предчувствие субъективно и структурно отличаются друг от друга. И, как вы сами себе сейчас продемонстрировали, включение в переживание этих характерных структур создает у вас чувство надежды или предвкушения.

Поведение, диктуемое этими эмоциями, также различается. Субъективной реакцией на предчувствие является знание того, что в будущем что-то произойдет «наверняка». Такая эмоция ориентирует вас на подготовку к будущему.

Неабсолютная природа надежды, однако, заставляет вас беспокоиться о том, что делать в будущем. Например, многие надеются на мирную жизнь, но мало кто что-то делает для ее установления. Надеясь на мир, люди оставляют возможность и для мира, и для войны.

Когда оба варианта будущего кажутся одинаково возможными, человек не знает точно, работать ли ему на мир или готовиться к войне.

Точно так же, возможно, у вас есть знакомые, которые надеются на повышение и в то же время ничего не делают, чтобы убедить начальника согласиться на это. С другой стороны, те люди, которые предчувствуют повышение, уверены в результате и активно преследуют этот результат или готовятся к нему.

Так как в этом случае представляется лишь одна возможность, – неважно, повышение ли это по службе, получение больших процентов от вклада или выигрыш приза, – некоторые умудряются заранее растратить воображаемый выигрыш, часто – с печальными последствиями.

Надежда и предвосхищение различны по структуре, и именно в силу этого различия различно и поведение.

Как вы думаете, сколько людей будут прибирать квартиру, красить стены или клеить обои, покупать кровать, в которой они никогда не смогут спать, и запасаться пеленками и детской присыпкой, если они лишь надеются на рождение ребенка, а не предвидят этого?

Другим примером скрытой структуры эмоций может послужить различие между фрустрацией и разочарованием.

Чтобы ощутить эту структурную разницу на собственном опыте, подумайте о каком-нибудь недавнем разочаровании (вы не получили повышения, не заметили улучшений в поведении своего ребенка или свидание прошло ужасно) и почувствуйте разочарование в настоящий момент. Ощутив это разочарование, пожелайте того, чего желали вначале, как будто вы все еще можете это получить. Как меняются ваши эмоции?

Теперь подумайте о том, что вас фрустрировало (например отказ в повышении, отсутствие улучшений в поведении вашего ребенка или плохо прошедшее свидание), и почувствуйте эту фрустрацию. Охраняя это чувство, представьте, что сейчас уже невозможно получить то, что вы хотели. Каким образом изменились ваши эмоции в процессе выполнения этого задания?

Фрустрация и разочарование – эмоции, которые вы можете чувствовать, когда не получаете чего-то, чего хотели. Чувствуете ли вы одно или другое, зависит от того, сохраняется ли у вас образ будущего, в котором все еще остается возможность получения того, что вы хотели.

Если вы продолжаете желать «этого» и продолжаете верить в то, что «это» можно получить, то испытаете фрустрацию и сделаете что-то, чтобы получить желаемое.

Если же вы исключите возможность получения желаемого, то в этом случае будете разочарованы – возможности получить желаемое больше не существует.

Разочарованием что-то «заканчивается», и вы стремитесь освободиться от того, что хотели, в то время как фрустрация основывается на вере в то, что вы все еще можете получить желаемое, и тогда вы продолжаете борьбу за достижение цели.

Источник: http://bookap.info/nlp/lebo_zalozhnik_emotsiy/gl14.shtm

Эмоции и чувства в психологии (кратко) :

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи… Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко…

Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами… Все эти переживания – эмоции и чувства.

В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона.

Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы.

Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому.

Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие.

Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют.

Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод.

Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция.

Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути).

Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин.

Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине.

Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений.

Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации.

Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость.

Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение.

Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других – страх, у третьих – ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению.

Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции – явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо.

И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине.

Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии – это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет.

Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить.

Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери.

С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Источник: https://www.syl.ru/article/168761/new_emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-kratko

Ссылка на основную публикацию