Суждение — психология

суждение — это… Что такое суждение?

  • СУЖДЕНИЕ — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… …   Философская энциклопедия
  • Суждение —  Суждение  ♦ Jugement    Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… …   Философский словарь Спонвиля
  • Суждение — Суждение  форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям… …   Википедия
  • суждение — Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… …   Словарь синонимов
  • СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои …   Толковый словарь Ушакова
  • СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля
  • суждение —         СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • суждение —     СУЖДЕНИЕ, предположение     СУДИТЬ, предполагать …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи
  • СУЖДЕНИЕ — 1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности …   Большой Энциклопедический словарь
  • Суждение — выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме …   Психологический словарь

Источник: https://psychology.academic.ru/2510/%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Суждение — это..

Суждение - это..

— форма отображения в мышлении связи между предметом (объектом) и его свойствами, выражающая либо истину, либо ложь. Видовые различия С. зависят от объема и содержания отображаемых предметов и от характера связи предметов и свойств. В соответствии с традиционными логическими представлениями структура простого атрибутивного С.

включает в себя следующие базовые компоненты: два термина и связку. Один из терминов обозначает понятиеобъекта С. и называется субъектом (лат. subjectum), другой — обозначает свойство или группу свойств, приписываемых данному объекту, и называется предикатом (лат. praedicatum).

Связка обозначает отношение приписывания или отрицания свойств объекту и определяет деление атрибутивных С. по качеству на утвердительные и отрицательные. Последние нельзя смешивать с отрицаемыми и отрицающими С., сущность которых определяется не их утвердительной или отрицательной формой, а характером взаимоотношения между данными С. Отрицающим называется такое С.

, которое указывает на ложность другого С., называющегося отрицаемым. Также в структуру атрибутивных С. могут входить кванторы, определяющие деление С. по количеству (объему) отображаемых в субъекте предметов. С., в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете, классе или агрегате предметов в целом, называется единичным С. С.

, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов какого-либо класса, называется частным С. Можно выделить две группы частных С.: в определенных частных С. имеется в виду только некоторая определенная часть предметов какого-либо класса, в неопределенных частных С. имеется в виду наличие хотя бы некоторых предметов какого-либо класса. С.

, в котором что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете какого-либо класса, называется общим С. Модальности определяют деление С. по степени существенности для предмета отображаемого свойства на проблематические (возможности), ассерторические (действительности) и аподиктические (необходимости). По характеру связи отображаемых предметов и их свойств С.

делятся на условные, разделительные и категорические. Кроме атрибутивных существуют реляционные С., т. е. отображающие отношения между предметами, и экзистенциальные С., сообщающие о существовании предмета. С. не следует смешивать с выражающими их в естественном языке предложениями и обозначающими их высказываниями. Наблюдается значительное сходство в строении С.

и предложения, т. к. группа грамматического подлежащего в предложении в большинстве случаев совпадает с субъектом (логическим подлежащим), а группа грамматического сказуемого предложения соответствует предикату (логическому сказуемому). Однако наряду со сходством имеются и существенные различия. Так, всякое С.

находит свое выражение в предложении, ко далеко не всякое предложение обязано выражать С. Даже повествовательные предложения, в которых что-либо сообщается, т. е. утверждается или отрицается, не всегда дают возможность определить соответствующее им С., вопрос же о логической структуре С., выраженных предложениями вопросительными, побудительными, оценочными и др.

, предполагает дальнейшее уточнение и развитие традиционных представлений о С. Еще Аристотель говорил, что не всякая речь заключает в себе С., а лишь та, в которой заключается истинность или ложность чего-либо. Так, например, оптатив (положение) есть речь, но не истинная и не ложная. Высказывание, в отличие от С.

, является элементом неинтерпретированного исчисления, тогда как С. обладает семантической интерпретацией. Высказывание в семантической системе определяется через синтаксические правила построения, которые задают правильные формы выражений; такое определение является формальным в том смысле, что указывает только на внешний вид (форму) выражений, а не их значение.

Высказывания — в некотором смысле базовые элементы логики, т. к. именно они принимают истинностные значения Отождествлять высказывание с повествовательным предложением наивно, т. к. сообщение об истинном положении дел можно получить без грамматического оформления, например, в деонтических (нормативных) контекстах. А. Г. Кислое

https://www.youtube.com/watch?v=g3Zzq_cWWnY

Словарь Логики

Суждение — мысль, выражаемая повествовательным предло­жением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психоло­гического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение…

Философский словарь

— мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение о том, что…

Философский словарь

— акт, выражающий отношение говорящего к чему-либо в форме утверждения или отрицания, заключающий в себе истину или ложь.

Философский словарь

— мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение о том, что…

Психологический словарь

— выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме.

Психологическая энциклопедия

Основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. С. имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношениесубъекта к объекту, С. насыщено эмоционально. С. — итог понятий и…

Психологическая энциклопедия

(англ.judgement) — общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма…

Психологическая энциклопедия

1. Наиболее широкое значение – все, о чем можно что-то утверждать, заявлять, настаивать, предполагать, рассказывать, подразумевать. То есть все, что может быть выражено в стандартной форме предложения в изъяснительном наклонении. Выделяются различные типы суждений: 2. Формальное…

Психологическая энциклопедия

1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение. 2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых…

Психологическая энциклопедия

— одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями — субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также — нарушения…

Источник: http://insai.ru/slovar/suzhdenie-2

Суждение, как форма мышления

Суждение, как форма мышления

Суждение – это логическая форма, которая используется для инициализации мыслительного процесса. Само понятие – это еще не мышление. Оно начинается тогда, когда что-то отрицается или подтверждается, когда происходит сопоставление и описание свойств, форм предмета или явлений. Именно эту роль и выполняет суждение как форма мышления.

Суждения чаще всего приобретают форму повествовательных предложений. К примеру: «Земля вращается вокруг своей оси» — это мысль, выраженная в форме суждения. Суждение может быть правдивым или ложным. Каково оно и как определить степень правдивости, дело логики.

Простые и сложные суждения

Суждение, как логическая форма мышления может быть простым и сложным. Простое суждение состоит из одного субъекта и его характеристики, либо оно может заключаться в сравнении двух субъектов. Главная опознавательная черта простых суждений – это факт того, что будучи разделенными, слова простого суждения не имеют сами по себе свойств суждений. К примеру:

«Грасс меньше Гренобля» — это сравнение двух субъектов, при этом, разделите его на две части и вы не получите смысла.

Сложные суждения – это комбинации нескольких суждений:

  • сложное + сложное суждение;
  • сложное + простое;
  • простое + простое.

Его части по отдельности имеют смысл, по крайней мере, смысловое значение должно быть у одного отрезка предложения. К примеру: «Если лето сухое, вероятность лесных пожаров повышается». В данном случае частица «вероятность лесных пожаров повышается» может выступать в качестве полноценного простого суждения.

Связки

Сложные суждения, как форма логического мышления содержат также и специфические грамматические связки, которые соединяют по два простых суждения. Это – «но», «и», «или», «если …, то», «и …, и ….» и т.д.

Различие суждения и других форм мышления

Суждения часто путают с понятием и умозаключением, которые являются родственными формами мышления. Простая характеристика поможет увидеть очевидную разницу.

Понятие – этот обобщающая форма мышления. Оно состоит из выражения единства систем, общих свойств, систем мыслей. Простой пример – это понятие «человек», которое одновременно говорит о человечестве в общем, о всех людях, а также дает понять отличие человека от всего остального мира.

Умозаключение – это вывод, естественный результат суждений. Этот процесс подразумевает наличие исходного суждения, из которого путем умственной деятельности человека рождается заключение – или новое суждение.

Источник: https://womanadvice.ru/suzhdenie-kak-forma-myshleniya

Суждение

Суждение

23. Суждение

Суждение— это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.

Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного предмета.

Например, суждениями являются следующие выражения: «Марс называется красной планетой»; «Человек есть млекопитающее»; «Москва — столица России».

Все эти высказывания утверждают что-либо о своем предмете, однако суждение может и отрицать. Например, «Платон жил не в Китае»; «Движущая сила троллейбуса — не горючее» и т. д.

Читайте также:  Доброта - психология

Суждения бывают как истинными, так и ложными, причем истинность либо ложность суждений зависит от объективности отражения окружающего мира. Если предметы, процессы, явления нашего мира отражаются в суждении верно, правильно, суждение называют истинным.

Если суждение отражает окружающий мир с искажениями, неправильно определяет место предметов по отношению друг к другу и вообще не соответствует действительности, его называют ложным. Ложные суждения могут возникать по недосмотрению человека или с его прямым умыслом. Ложность суждений не всегда бывает явной, но в большинстве случаев она очевидна.

Например, суждение «С Земли видна обратная сторона Луны» является ложным. Также ложным будет, например, суждение «Все транспортные средства оснащены двигателем».

Все сказанное выше относится к традиционной логике, которая характеризуется двузначностью суждений. Однако еще со времен зарождения логики известно, что некоторые суждения имеют неопределенный характер. На данный момент они ни истинны, ни ложны. Одним из самых известных таких суждений является суждение «Бог есть».

Не подкрепленное ничем, кроме веры, это выражение не дает возможности достоверно проверить истинность или ложность содержащейся в нем информации. Другими такими суждениями можно назвать следующие: «На Марсе есть жизнь» или «Вселенная бесконечна».

На сегодняшний день с достоверностью проверить и утвердить либо опровергнуть эти суждения не представляется возможным.

Такой подход к определению характера суждений присущ одной из разновидностей многозначной логики — логике трехзначной.

Суждения состоят из субъекта (обозначается латинской буквой S), предиката (обозначается как P) и связки. Также возможно наличие кванторного слова. Субъект суждения— это его предмет. А именно, это то, о чем говорится в суждении. Предикат дает понятие о признаках субъекта. Связка выражается словами «является», «есть», «суть».

Иногда она заменяется тире. Любой субъект суждения отражен в каком-либо понятии. Как мы помним, понятие характеризуется содержанием и объемом. Именно для определения части, которую занимает суждение в объеме понятия, отражающего его субъект (предмет), и предназначено кванторное слово.

В языке такой квантор может быть словами «все», «некоторые», «ни один» и т. д.

Источник: https://psibook.com/library/3221/23.html

Основы общей психологии

Основы общей психологии. . .

Понятие и связано многообразными взаимопереходами с представлением и вместе с тем существенно отлично от него. В психологической литературе их обычно либо отожествляют, сводя понятие к общему представлению, либо внешне противополагают, отрывая понятие от представления, либо, наконец, — в лучшем случае — внешне же соотносят друг с другом.

Первая точка зрения представлена в учении эмпирической ассоциативно-сенсуалистической психологии

Ещё Дж. Локк сформулировал этот взгляд. Особенную наглядность придаёт ему коллективными фотографиями Ф. Гальтон, в которых он на одной и той же плёнке делал один снимок поверх другого; накладывание их друг на друга приводило к тому, что индивидуальные признаки стирались и сохранялись лишь общие черты.

По этому образцу мыслил ряд психологов, придерживавшихся этой концепции на природу понятий и процесс их образования. Общее понятие, с их точки зрения, будто бы отличается от единичного наглядного образа только как коллективная гальтоновская фотография от портрета.

Но именно это сравнение очень наглядно обнаруживает и несостоятельность этой теории.

Результат механического наложения различных наглядных образов-представлений, выделяющего общие для них черты, никак не может быть отожествлён с подлинным понятием. В таком общем представлении сплошь и рядом не вскрыто существенное и утеряно единичное и особенное.

Между тем для общности подлинного понятия необходимо, чтобы оно брало общее в единстве с особенным и единичным и вскрывало в нём существенное. Для этого оно, не порывая с чувственной наглядностью представления, должно выйти за его пределы. Понятие гибко, но точно, общее же представление расплывчато и неопределённо.

Общее представление, образованное посредством выделения общих черт, является лишь внешней совокупностью признаков, настоящее же понятие берёт их во взаимосвязях и переходах.

Вторую точку зрения особенно заострённо проводила вюрцбургская школа и психология, находящаяся под влиянием её идей.

Третья реализуется в различных вариантах психологами разных школ.

В действительности понятие нельзя ни сводить к представлению, ни отрывать от него.

Они не тожественны, но между ними существует единство; они исключают друг друга, как противоположности, поскольку представление образно-наглядно, а понятие не наглядно, представление — даже общее — связано более или менее непосредственно с наглядной единичностью, отражает явление в его более или менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Тем не менее понятие и представление взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга, так же как взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга явление и сущность, общее и единичное в самой действительности. В реальном процессе мышления представление и понятие даны поэтому в некотором единстве. Наглядный образ-представление в процессе мышления обычно всё более схематизируется и обобщается. Эта схематизация не сводится к обеднению представления признаками, к простой утрате некоторых черт, — она обычно превращается в своеобразную реконструкцию наглядного образа, в результате которой в самом образе выступают на передний план те наглядные черты предмета, которые объективно наиболее характерны и практически существенны для него; несущественные же черты как бы стушёвываются и отступают на задний план.

В результате той обработки и преобразования, которой неизбежно подвергается образное содержание представлений, будучи включённым в мыслительную деятельность, образуется целая ступенчатая иерархия всё более обобщённых и схематизированных представлений, которые, с одной стороны, воспроизводят восприятия в их индивидуализированной единичности, а с другой — переходят в понятия. Таким образом, само представление имеет тенденцию к понятию, к тому, чтобы в единичном представить общее, в явлении — сущность, в образе — понятие.

С другой стороны, мышление в понятиях, реально протекающее в сознании людей, всегда связано с представлениями.

Экспериментальное исследование с полной очевидностью показало как то, что мышление в понятиях не сводится к течению представлений, так и то, что мышление в понятиях реально всегда связано с включающимися в него представлениями.

Представления в процессе мышления в понятиях даны в слишком отрывочном, фрагментарном виде, чтобы можно было к ним свести весь ход мысли в её внутренней связности; вместе с тем их наличие слишком закономерно связано с процессом мышления, чтобы их можно было считать совершенно случайным, не связанным с самой природой мышления, явлением.

При этом понятие и представление не просто сосуществуют и сопутствуют друг другу; они взаимосвязаны по существу, поскольку они выполняют различные, но взаимосвязанные функции. Представление, наглядный образ выражают по преимуществу единичное, понятие — общее. Они отражают разные, но необходимо взаимосвязанные стороны действительности.

Взаимосвязь понятия с представлением особенно явственно выступает в моменты затруднений. Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, испытывая потребность «сличить мысль и вещи», привлечь наглядный материал, на котором можно было бы непосредственно проследить мысль.

Принцип наглядности в преподавании является не просто внешним дидактическим приёмом; он имеет глубокие гносеологические и психологические основы в природе мыслительного процесса. Зрелая мысль, особенно в моменты затруднений, с внутренней закономерностью реализует этот принцип наглядности в своём протекании.

Она включает наглядные представления либо с тем, чтобы отдельные детали, данные в представлении и утраченные в абстрактном понятии, как бы натолкнули мысль на решение задачи, указали выход из затруднения, либо с тем, чтобы закрепить отдельные этапы и облегчить этим сознанию возможность следить за сложным ходом мысли.

Выполняя в мыслительной деятельности индивида эту двойную функцию, представления внутренне сочетаются с понятиями.116 При всём том понятие остаётся существенно, качественно отличным от представления.

Основное различие между ними заключается в конечном счёте в том, что представление является образом, возникающим в индивидуальном сознании, понятие же — опосредованное словом образование, продукт исторического развития.

116 По вопросу об отношении понятия и представления см. Ф. Н. Шемякин, О взаимоотношении понятия и представления, «Фронт науки и техники», 1937, № 2; I. Meyerson, Les images, «Nouveau Traite de Psychologie», par Dumas (ed.), t. III, 1932.

Методика экспериментального психологического исследования мышления в понятиях определялась в значительной мере общей концепцией понятия. В соответствии с этим основное внимание ряда исследователей было сосредоточено на процессе абстракции общих свойств или признаков в ряде данных предметов.

Наряду с методами исследования абстракции, значительное место в изучении понятий занял метод определений: природу понятий, которыми оперирует испытуемый, должно вскрыть определение, которое они этому понятию дают.

Основной недостаток метода определений заключается в том, что, взятый сам по себе, он не учитывает возможного расхождения между словесным определением, которое испытуемый в состоянии дать понятию, и тем реальным значением, которое приобретает это понятие у испытуемого в процессе его употребления, особенно в связи с наглядным контекстом. Можно относительно хорошо владеть понятием и испытывать затруднения при его словесном определении. С другой стороны, можно усвоить словесное определение понятия и тем не менее не уметь им оперировать. Метод определения, таким образом, исследует лишь одно, и притом не действенное, проявление понятия. Этот недостаток лишь ограничивает значимость, но не исключает возможности использования метода определения.

Суждение

Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить — это прежде всего судить.

Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог.

Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях. Отношение суждения к его предмету, т. е. истинность суждения, является проблемой логики.

В плане психологическом суждение — это некоторое действие субъекта, которое исходит из определённых целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять.

Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определённого отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида.

Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный аспект.

Социальный аспект суждения в значительной степени обусловливает структуру суждения: бОльшая или меньшая его усложнённость обусловлена, по крайней мере отчасти, отношением к чужой мысли.

Суждение первично формируется в действии. Всякое действие, поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии.

Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в том «чистом» виде, в каком оно фигурирует в трактатах логики. Выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью.

В суждении проявляется личность, её отношение к происходящему, как бы приговор её. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нём нечто утверждает или отвергает; «теоретические» акты утверждения и отрицания заключают в себе и практическое отношение.

Читайте также:  Адаптационная теория эмоций - психология

Это отношение к другим людям устанавливается в суждении на основе познавательного отношения к объективной действительности.

Поэтому заключающееся в суждении положение объективно истинно или не истинно; субъективно, как высказывание субъекта, оно обладает для него той или иной достоверностью.

Оно в сугубо психологическом плане правдиво или ложно, в зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждение субъекта в истинности или неистинности того или иного положения; оно истинно или неистинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением.

Рассуждение — это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение — и исходный и конечный пункт рассуждения.

И в одном и другом случае суждение извлекается из изолированности, в которой не может быть установлена его истинность, и включается в систему суждений, т. е. в систему знания.

Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.

Источник: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl75.shtm

Психология мышления. — Логические формы мышления

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление — эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” — опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия — сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).

Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте.

Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в сло­весной форме — устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности.

Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” — выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности.

Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно — путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”.

Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.

Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).

Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”.

В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты — отличники”.

В единичных суждениях — только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение — это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).

Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

ДедуктивнымАналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий.

называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение — это и есть основная форма опосредствованного познания действительности.

Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух).

Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода.

Следовательно, умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы — электропроводны. Олово — металл. Следовательно, олово — электропроводно”.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/logicheskie-formi-mishleniya

Формы мышления

Формы мышления

Формы мышления человека – это проявление интеллектуальной деятельности, последствие мыслительного процесса и результат операций мышления.

Выделяют три ключевых формы мыслительной деятельности, а именно понятия, умозаключения и суждения. Многие авторы относят к формам мыслительной деятельности теории, гипотезы, концепции, законы, аргументы, доказательства.

Однако они относятся, скорее, к производным категориям, хотя и обладают определенной спецификой.

Понятием называют воспроизведенную в мыслительных операциях целостность значимых качеств, связей, свойств и взаимоотношений объектов или явлений. Также еще понятием именуют размышление или систему размышлений, акцентирующую и обобщающую объекты определенного класса по конкретным общим и в совокупности для них специфическим признакам.

Суждением называется форма мыслительного функционирования, в котором нечто об объекте утверждается либо отрицается, например, его конфигурации, качества или взаимоотношения между объектами.

Умозаключение является подведением итогов или выводом.

Основные формы мышления

Итак, как уже писалось выше, различают три основополагающие логические формы мышления, а именно понятие, суждение и умозаключение. Любой мыслительный процесс завязывается с постановки вопроса, ставящего перед собой индивидом, которые не имеет на него готового ответа.

Формы мышления в психологии являются ничем иным как формальными структурами мысли.

Формы мышления в философии неизменно вызывают споры относительно их сути и смысла. Так, к примеру, с философской позиции «понятие» довольно не однозначно, оно не позволяет выстраивать формально-логические схемы или выводить умозаключения.

Понятие отображает общие и значимые свойства объектов или явлений. Множеством различных качеств, признаков и свойств обладает каждый объект или явление. Подобные качества и приметы подразделяются на две существенные категории: значимые и незначимые.

К примеру, каждый треугольник характеризуется наличием трех углов, конкретными размерами: определенной величиной углов, длиной отрезков и площадью, формой. Однако лишь первый признак из геометрической фигуры делает треугольник, что дает возможность отличить его от иных фигур, таких как прямоугольник, круг и др.

Прочие признаки призваны дифференцировать одну геометрическую фигуру от прочих аналогичных по форме. При изменении этих признаков треугольник все равно останется треугольником.

Понятие как форма мышления в себе содержит общие приметы и существенные признаки для огромного ряда предметов, характеризующихся однородностью. Понятие существует в качестве смысла слова и обозначается словом.

А функцией каждого слова является обобщение (кроме слов, представляющих имена собственные). Знания об объектах и явлениях реальности оформляются в категории «понятие» в обобщенном и абстрактном виде.

Именно этим категория «понятие» принципиально отличается от представления и восприятия, так как они характеризуются конкретностью, образностью и наглядностью.

Понятие как форма мышления обладает отвлеченной, обобщенной, и не наглядной направленностью.

Представление является образом конкретного объекта, а понятие – абстрактной мыслью о классе объектов.

Представления и восприятие всегда представляют отражение конкретного и единичного. Невозможно представить объект, лишенный абсолютно любых индивидуальных признаков. К примеру, нельзя представить книги вообще, а мыслить о них можно.

Поэтому понятие – это всесторонне развитая форма познания. Категория «понятие» значительно глубже и совершеннее воспроизводит реальность, чем представление.

Суждение как форма мышления отражает взаимосвязи и отношения, соединяющие объекты или явления окружающей среды и их свойства, признаки.

Суждением называется форма мыслительных процессов, охватывающая отрицание либо утверждение какой-нибудь позиции, относящейся к объектам, событиям или их качествам.
Примерами отрицательного суждения являются соображения, в которых у объекта отображается отсутствие некоторых свойств.

Например, этот предмет квадратный, а не круглый. Фраза «школьник знает урок» служит примером утвердительного суждения. Выделяют суждения единичного, общего и частного характера.

Общее суждение как форма мышления может отрицать либо утверждать что-то относящееся ко всем предметам и событиям, объединенным понятием. Так, например, «все металлические предметы проводят электричество».

В суждении частного характера описывается часть объектов и факторов, объединенных понятием (некоторые дети умеют играть в шашки). Единичное суждение представляет собой мысль, в которой обнаруживается какое-нибудь индивидуальное понятие (Париж – столица Франции).

Читайте также:  Мораль и человеческая психология - психология

Суждения призваны раскрыть сущность понятий. Поэтому для высказывания того или другого суждения, индивиду необходимо иметь сведения о содержании понятий, вмещающихся в структуру суждения.

К примеру, когда субъект изрекает суждение, что «мышление является познавательным процессом психики», ему необходимо иметь соответственные понимания о мышлении и психике.

Правдивость суждений можно проверить через общественную практику субъекта.

Умозаключение как форма мышления являет собой сопоставление и разбор различных суждений, итогом чего будет новое суждение. Характерным примером умозаключения служит доказательство теорем в геометрии. Индивид, преимущественно, использует, две категории умозаключений, а именно индуктивные и дедуктивные.

Стратегия рассуждений, представляющий переход от частных предложений к общим, определение общих норм и правил, базирующихся на изучении отдельных условий и событий, называется индукцией. Метод обдумывания, состоящий в переходе от общего рассуждения к частному предположению, постижение отдельных фактов и событий, основывающихся на знаниях общих норм и правил, называется дедукцией.

Индуктивные умозаключения берут начало с накапливания знаний о максимальном числе предметов и феноменов в чем-либо подобные, что предоставляет возможность отыскать схожесть и отличие в них и исключить второстепенное и незначащее. Обобщая подобные приметы этих объектов и явлений, выводится общий итог или умозаключение и устанавливается общая норма или правило.

Дедуктивное умозаключение как форма мышления предоставляет индивиду знания об определенных свойствах и признаках отдельного объекта на основе обладания запасом знаний об общих законах и правилах.

Для мыслительной деятельности человеческого индивида довольно существенна связь вначале с деятельностью, а затем речью и языковой системы.

Так как, выделяя классы объектов или событий, их приметы и особенности, субъект их именует, тем самым обобщая и систематизируя, что в конечном результате предоставляет возможность «подвести» общие правила под них.

Поэтому обобщение является основополагающим признаком мыслительного процесса. Связь мыслительной деятельности и речи наиболее проявлена в понятиях или определениях.

Наивысшей формой мышления является словесно-логические мыслительное оперирование, посредством которого индивиды способны отображать сложнейшие взаимосвязи и отношения, выводить понятия, производить выводы, решать теоретические задания.

Формы мышления и их характеристика

Мыслительные операции являются психолого-познавательным процессом отображения в сознании субъектов сложнейших взаимосвязей и взаимодействий между объектами и событиями окружающего мира.

Задачи мыслительного процесса состоят в раскрытии взаимоотношений между объектами, обнаружение связей и отграничение их от непредвиденных совпадений.

Мыслительное оперирование – это высший познавательный процесс, в котором прослеживается совокупность всех остальных познавательных процессов.

Формы абстрактного мышления функционируют посредством понятияй и выполняют функции планирования и обобщения.

Мыслительную функцию отличает от других процессов, проистекающих в психике, его связь с активными модификациями обстоятельств, в которых индивид пребывает. Мыслительные операции постоянно направлены на поиск решения различных задач.

Формой мышления является категория «понятие». Оно подразделяется на простое и составное. Простыми называются понятия, которые характеризуются только одним объединяющим свойством, а составными или сложными – несколькими свойствами. В свой черед, сложные понятия бывают: конъюнктивными, дизъюнктивными и соотносительными.

Понятия, определяемые как минимум двумя признаками, именуются конъюнктивными. Понятия, определяемые одним или иным свойством, либо двумя одновременно, называются дизъюнктивными. Соотносительными называются понятия, охватывающие абсолютно все связи или взаимоотноше­ния, существующие между некоторыми структурами отдельной совокупности.

В повседневном существовании человеческие индивиды пользуются реже всего дизъюнктивными понятиями.

Необходимо отметить, что все обобщенные понятия зарождаются только на фундаменте еди­ничных объектов и явлений.

Отсюда формирование любого понятия совершается не исключительно через осмысление каких-то обобщенных признаков и специфических особенностей класса объектов, а в первую черед посредством приобретения сведений о признаках и свойствах единичных объектов. Закономерное направление вырабатывания понятий представляет собой движение через обобщение от частных признаков к общим.

Понятие усваивается двумя путями. Первый путь заключается в обучении индивида чему-либо, на базисе чего вырабатывается понятие. Второй путь состоит в самостоятельном формировании понятия индивидом в процессе деятельности, основываясь на собственном опыте.

Понятие отображает единичное и специфическое, являющееся и всеобщим. Категория «понятие» выступает в качестве формы абстрактного мышления и одновременно функционирует как специфическое мыслительное действие.

Так как за всяким понятием сокрыто особое объектное действие.

Суждение в качестве формы мышления в психологии базируется на понимании индивидами многообразия взаимосвязей определенного предмета или конкретного явления с иными предметами либо явлениями.

Разнообразие связей объектов не всегда отображается в человеческих суждениях, поэтому глубина осмысления всевозможных объектов и событий может варьировать.

На первичной фазе постижения индивиды могут лишь определить предмет или события, путем причисления их к установленному самому общему классу.

Следующая, более сложная ступень постижения достигается при условии, что общий класс предметов и событий, к которому можно причислить то, что необходимо постигнуть, хорошо известен индивидам. Более совершенным является постижение тогда, когда индивиды постигают не исключительно обобщенные, но и субъективные особенности объекта, которые разнят его с подобным ему.

Значительно позволяет углубить понимание движение от недифференцированного и обобщенного восприятия объекта к осознанию каждого его элемента и пониманию взаимосвязей таких частей. Также, углублению постижения способствуют понимание признаков предметов и свойств явлений, их взаимодействий между собой, причин их происхождения.

Суждения делятся на правдивые (истинные) и ложные. Объективно верные суждения называются истинными, а размышления, несоответствующие объективной действительности именуются ложными.

Кроме этого, суждения могут быть общей направленности, частными и единичными. Общие суждения предназначены для утверждения чего-либо или отрицания и применяются ко всем предметам определенного класса или группы.

В суждениях частного характера утверждения либо отрицания применимы к отдельным объектам.

В суждениях единичного характера утвердительные либо отрицательные описания употребляются лишь к единственному объекту или событию.

Умозаключение в качестве формы мышления в философии представляет собой, зачастую, довольно сложную операцию мыслительной деятельности, которая включает ряд действий, подвластных требованиям общей цели.

В умозаключениях особая роль принадлежит опосредованию в мыслительном функционировании. В выводах, базирующихся на имеющихся знаниях, приходят к приобретению новых знаний.

Таким образом, знания приобретаются опосредованно через другое знание.

Умозаключение становится возможным исключительно благодаря существованию объективных взаимосвязей и взаимодействий элементов, которые в нем обнаруживаются.

Ключевым аспектом для умозаключения в качестве мыслительной функции является следующее: взаимоотношения, которые усматриваются в выводе, обнаруживаются в объективной сути объекта. Именно в этом состоит основное отличие выводов от ассоциативного акта.

Таким образом, умозаключением называется выявление взаимосвязи между понятиями и суждениями, следствием которой является приобретение нового суждения из одного либо из нескольких рассуждений. Новое суждение извлекается из сути исходных соображений.

Исходные суждения или соображения, из которых извлекается другое предложение, именуют посылками умозаключения. Связь, объединяющая объекты либо их признаки, может выражаться лишь посредством утверждения либо отрицания. В однотипных умозаключениях вывод формулируется аналогичным способом.

Таким образом, логические формы мышления являются способом взаимосвязи конструктивных элементов мыслей, их структуры, благодаря которой суть объектов существует и отображает действительность. Они составляют устройство мыслительной деятельности и разнят ее с прочими психическими процессами, которые проистекают ежесекундно в человеческом мозге.

Таким образом, мыслительное оперирование индивидов, представленное в форме понятий, суждений, умозаключений предоставляет возможность более совершенно и полно изведать объективную реальность, выявить наиболее существенные аспекты, взаимосвязи, взаимодействия и закономерности действительности.

Становление мыслительного процесса возможно исключительно через коммуникативное взаимодействие субъектов друг с другом. Вырабатывание специфически людской мыслительной функции в онтогенетическом развитии возможно исключительно в процессах совместно направленной деятельности взрослого окружения и детей.

Источник: http://psihomed.com/formyi-myishleniya/

Суждение

СуждениеСуждение (высказывание)

— это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из понятий, связанных между собой, выражается в форме предложения, может быть истинным или ложным, простым или сложным (сложное суждение состоит из простых суждений, соединенных каким-либо союзом).

Философский словарьСуждение (мкб 290-294)

— критическая оценка взаимосвязей между предметами, обстоятельствами, концепциями или терминами; предположительное изложение этих связей. В психофизике это различение стимулов и их интенсивности.

Психологический словарьСуждение Моральное

— высказывание, выражающее к.-л. положение нравственности в форме предписания или оценки; один из простейших элементов морального языка. С. м.

специально изучается деонтической логикой и логикой оценок (разделы модальной логики), а в этике составляет предмет исследования логики морального языка. Поскольку С. м.

в той или иной форме всегда выражает нравственное требование, то в его логических свойствах отражаются специфические особенности этого требования и морального сознания вообще. С. м. всегда нормативны по своей модальности; высказываемое в них долженствование и ценность имеют безличный характер, т. е. не подразумевают волю к.-л.

субъекта. Если даже С. м. имеет единичный характер, то ему всегда можно придать всеобщее значение. (Когда говорится: «Ты должен поступить так-то», то подразумевается, что «все должны поступать так же» в сходных ситуациях.) Предписания и оценки морали всегда имеют определенное основание (Критерий нравственности).

Философский словарьСуждение Общеотрицательное

— вид простого атрибутивного суждения, которое характеризуется общим объемом субъекта и отрицательной связкой: «Все S не есть Р». Общеотрицательные суждения обозначаются латинской буквой Е.

Философский словарьСуждение Общеутвердительное

— вид простого атрибутивного суждения, которое характеризуется общим объемом субъекта и утвердительной связкой: «Все S есть Р». Общеутвердительные суждения обозначаются латинской буквой А.

Философский словарьСуждение Синтетическое

— по Канту, суждение, содержание предиката которого не заключено уже, как в аналитическом суждении, в содержании субъекта, а расширяется только в результате акта суждения.

Кант различал синтетические суждения a posteriori и a priori. Последние являются для него объективным отправным пунктом для его критического исследования познания.

При этом он исходил из того, что такие синтетические суждения возможны и даже имеются (Кант. Пролегомены).

Философский словарьСуждение Частноотрицательное

— вид простого атрибутивного суждения, которое характеризуется частным объемом субъекта и отрицательной связкой: «Некоторые S не есть Р». Частноотрицательные суждения обозначаются латинской буквой О.

Философский словарьСуждение Частноутвердительное

— вид простого атрибутивного суждения, которое характеризуется частным объемом субъекта и утвердительной связкой: «Некоторые S есть Р». Частноутвердительные суждения обозначаются латинской буквой I.

Философский словарьСуждение Экзистенциальное

— суждение, которое относится к существованию как таковому (см. Существование).

Оно имеет форму: «Л есть» (а именно: налично, сущее, существующее), в отличие от суждения определенного бытия, форма которого: «Л есть Р» (напр., «А есть зеленое»).

Логистика различает два вида экзистенциальных высказываний: сингулярное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как элементарное количество» и универсальное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как цвет».

Философский словарь

Источник: http://vslovare.info/slovo/psihologicheskiij-slovar/suzhdenie

Ссылка на основную публикацию