Танец, танцы — психология

Психология и танец. Танец как средство диагностики

Танец, танцы - психологияПодробности11.05.2011SkyLancer4786

Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Психологический вестник». В ней танец рассматривается с позиций разных областей знания.

Если вы не расположены читать на танцевальном сайте научные выкладки, то вторая часть статьи для вас. Там находится сжатый пересказ первой части. Мы будем рады, если статья покажется вам интересной.

Итак:

ЧАСТЬ 1

В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Таким методом является танец .

На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д.

Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.

На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец — это ритмическое движение. Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических.

Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Так, одни полагают, что «происхождение танца, по-видимому , чисто сексуального характера» , трактуя танец , как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма.

Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие».

Несостоятельность биологических теорий танца также доказана в работах Э. А. Королевой.

Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Плеханов Г. В.

также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и являются все же «выражением элементарной физиологической потребности и… имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян».

В противовес этим взглядам И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества. Как показывает исследование Э. А.

Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами.

Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.

Уже в эпоху верхнего палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими ( например, сила ) и женскими ( способность к репродукции ) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека.

Эта мысль в наиболее яркой форме представлена в работах известного немецкого ученого К. Закса, основателя психологического подхода к танцу. По его мнению, « танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума».

Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец — это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».

Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу , в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что танец — это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как

  1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно:
    • функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе — социально нежелательных;
    • функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
    • как результат первых двух — функцию саморегуляции.
  2. Спонтанные движения человека, имеющие пространственно-временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.

Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении. Функции танца в этом контексте следующие:

  1. Функция показателя активного эмоционального состояния партнера;
  2. Функция создания образа партнера по танцу ;
  3. Функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.
  4. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы». Именно с этой точки зрения изучение танца , по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.
  5. Символ Жизни и Всемирного движения.

Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца , а также на понимании роли танца в развитии человечества.

Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений.

ЧАСТЬ 2

Психология забуксовала. Ощущается острая нехватка работающих методик. Начав поиски, они наткнулись на танец.

До этого момента танец находился в руках танцоров, которые танцевали в свое удовольствие, не подозревая, что это занятие можно использовать не только как способ получить удовольствие, но в опытных руках психологов это может стать инструментом постановки диагноза больной душе. И лечить ее бесценную тоже будут танцем.

Но прежде, сказали психологи, надо разобраться — что же это такое ТАНЕЦ. Для решения этого вопроса пригласили коллег из различных областей знания.

Первыми спросили биологов.

«Танец»- сказали биологи -«есть способ выхода сексуальной энергии. Он нам достался в наследство от животных. Вспомним хотя бы любовные пляски человекообразных обезьян.»

«Нет», — сказали культурологи, «мы тут набрали ворох материала. А из материала того следует, что танец — человеческое изобретение. И прототипом его послужил самый древний конвейер: охота-работа-охота-работа…. А так называемые любовные пляски? Да, от обезьян. Но исключение только подтверждает правило.

Раньше, надо сказать, танец был важной частью жизни древних людей. Его танцевали всем племенем, и он давал нашим предкам ощущение единства, был носителем информации в эпоху отсутствия печатного слова, практически он заменял им письменность.

И даже помогал прийти к взаимопониманию древних мужчин с древними женщинами (не поймите буквально).

А потом, продолжили культурологи, начался палеолит, где танцы разделились на мужские и женские. Дальше-больше. И, наконец, сегодня танец стал индивидуальным творчеством, и стал отражать сущность танцующего».

«Эволюция»- поддакнули биологи.

Философы же твердили: «Вы говорите не о том! Танец -это сакральное действо, он отражает ритмы Вселенной и полон космического смысла», и поминали бога Шиву.

«Все ясно»- суммировали психологи — «вы все правы». Спасибо. Мы узнали все, что нужно.

Мощная, оказывается, штука, а с виду простые ритмические движения. Вполне подходит для наших целей. Будем с помощью танца помогать людям. Замечательная диагностическая методика. Человек своим танцем нам сам все без слов расскажет: кем он себя считает, как видит окружающих его людей и как строит с ними взаимоотношения.

И лечить тоже будем танцем. Назовем танец процедурой трех «О»: очищение, облегчение и облагораживание. Ведь, во время танца мы освобождаемся от подавляемых эмоций. Так появилось направление психологии, которое называется танцевально-двигательной терапией.

От себя можем добавить, что танец на службе у психологии действительно помогает многим решить свои проблемы. Но даже и просто занятия танцами, впрямую не нацеленные на оказание психологической помощи очень часто приносят в вашу жизнь больше, чем вы ожидаете.

Мы учим вас правильно ходить, поворачиваться, наклоняться, чувствовать свое тело. Мы пополняем багаж вашего двигательного опыта. Все это непременно отражается на ваших ощущениях, ваших отношениях со своим телом, с окружающим миром. Придя на танцы, вы делаете серьезный выбор.

Вы никогда уже не будете прежними.

Источник

Источник: http://taberik.org/magazine/publication/140-psychology-and-dance.html

Танец — внутренний импульс. Психология танца

Танец — внутренний импульс. Психология танца

У современного человека установились парадоксальные отношения с пространством. Он может достичь звезд, проникнуть в глубины океана и найти невиданное. Но одновременно он порвал связи со своей окружающей средой. Он отрекся от земли, рискуя стать космическим перекати-полем.

Давно прошли годы, когда человек крестьянин имел физический контакт с землей. Сегодня, сидя в кабине трактора, он превратился в дополнение к машине. Давно прошли годы, когда человек-мореход была наедине с ветром и волнами.

Сегодня, перелетая с континента на континент в условиях безопасности, комфорта и гигиены, он напрочь забыл о тревожных мечтах Икара.

Современный человек почти не имеет активных контактов с природными стихиями, и даже с силой тяжести. В повседневной жизни он выполняет все меньше движений, которые когда-то связывали его с миром.

В прошлом человек был приспособлен ходить, подниматься вверх или спускаться вниз. Сегодня все эти движения нивелированы лифтами, эскалаторами, автомашинами и поездами.

Большинство привычных для тела физических упражнений — бить, клепать, толочь, молоть, крутить — сейчас выполняют машины.

Эти потери возмещаются различными видами развлечений. Некоторые, например, ярмарки с качелями, чертовым колесом, американскими горками или цирками, известны давно. Новейшие формы развлечений включают в себя такие виды спортивной активности как бег, лыжи, водные лыжи, серфинг, паруса, дельтапланеризм и т. д., почти все они без исключений отмечены духом состязательности.

Итак, современный человек толерантно относится к своему телу, сдержанно — к своему весу и преступно — к своему позвоночнику (хотя в некоторых цивилизациях и поныне детей учат искусству сидеть). Пассивно перенасыщаясь изображениями и звуком, он может возбуждаться, и несмотря на это избегать движений. А танцоры?

В прошлом, подобно крестьянам и морякам, они объединялись с землей и небом, временами года и лунным календарем, погодой и ритмом жизни. И как только исчез традиционный труд земледельца, этот вид танца также исчез, забрав с собой и всю праздничность танца как такового.

Однако в начале прошлого столетия появились новые формы танца, которые стремились оживить давние связи человека с природой и телом. Сегодня, выступая частью процесса глобализации, танец больше, чем любая форма экспрессии, становится областью обменов и взаимопонимания, где, возможно, не без инцидентов, но со все большим энтузиазмом встречаются Восток и Запад, Север и Юг. Почему?

Танец свидетельствует подверженность человека Вселенной и важнейшим ее составляющим — силе притяжения, спокойствию, святости. Даже если танец исполняется за пределами храма, он полон ритуального значения.

Исполнение — это ритуал, чья подготовка, репетиция и свершение — приобщение. Ритуальность — неотъемлемая составляющая, налаживающая связь между танцором и учителем, она — акт пробуждения и посвящения.

Танец — это ритуал, в котором к телу прислушиваются, за телом ухаживают, что вызывает в памяти память о древнем взгляде на тело как на храм.

Связь со Вселенной осуществляется средствами танца тела, которое является точкой соприкосновения с энергиями, силами и потоками. В своем самом высоком утверждении вертикальности оно намечает путь к экстазу.

Танцоры не избавляются ощущений. Наоборот, они очень умело ими пользуются — не только такими «объективными» органами чувств как зрение и слух, но и «субъективными», которыми является, в частности, осязание, чтобы с их помощью налаживать контакт с физическим миром.

Танцоры — физически нормальные люди, которые стоят в стороне пассивности повседневной жизни и напряжения спортивной деятельности. Занимая промежуточное звено между внутренним и внешним, танец приобщает. Танцор не соревнуется ни с самим собой, ни с другими. Коллективный танец исполняется только в гармонии. Танцор открывает простор в состоянии исступления, подобной ярости души.

Место танца — пустое пространство, а его инструмент — человеческое тело. Не надо ни слов, ни красок, ни земли, ни камня, ни дерева. Танец живет в настоящем времени, его жизнь — потери и обновления. Танец появляется и исчезает.

Сам танцор, единственный носитель танца, смертный. Его инструмент — тело — стареет, плоть обречена на погибель. В танце нет Страдивариуса, нет музея старинных танцевальных инструментов.

Постоянно воспроизводясь в поисках и стремлении к совершенству, танцоры с головой ныряют в омут танца.

СКОРОТЕСНОЕ ИСКУССТВО

Танец имеет преимущественно устную и телесную память. Знания передаются благодаря непосредственному контакту между учителем и учеником.

Видеокамеры и партитуры — полезное орудие, однако они никогда не смогут заменить момент передачи, единый миг наивысшей радости, когда ребенку или взрослому человеку передается — как секрет — мастерство того или иного движения. Хореограф порой напоминает колдуна.

Соль танца — в его исключительности, скорее в качестве, чем в количестве, скорее в «быть», чем в «иметь». Путь к совершенству лежит через напряженные репетиции и длинные обучения, благодаря которым движение выделяется из рутины и превращается в танец. Танцор делает то, что может сделать каждый, но делает это так, что его танец становится необычным и уникальным.

Работа над собой переиначивает самого танцора, он воплощает в себе в концентрированной форме все движения растительного и животного мира. Он — и дерево, и рыба, и птица. Как большое движимое дерево и земная птица, танцор передвигается в пространстве по вертикали и горизонтали подобно большому летучему кресту.

Но внутреннее движение танца безмолвное. За незначительными исключениями, когда вмешиваются телесные звуки — стук ног, хлопанье ладоней или щелчок пальцами, — это движение возникает из безмолвия, из пустоты. Его внутренний резонанс связан с дыханием.

Живая преемственность между землей и небом, материальным и идеальным, высоким и низким, тем, что может быть очерченным, и невыразимым, танцоры горят сами и зажигают зрителей. То, что они творят, принадлежит к области меркнущего света — вспышки молнии.

Танцор — одновременно носитель и создатель святого огня.

Источник: http://waking-up.org/iskusstvo/tanets-vnutrenniy-impuls-psihologiya-tantsa/

Для чего мы танцуем

Для чего мы танцуем

Вряд ли найдется тот, кто никогда не испытывал желания двигаться под музыку: на дискотеке, концерте или наедине с собой, под захватившую сердце мелодию. Быть может, танцевать – глубинная потребность нашей души?

Читайте также:  Вспоминание дел дня - психология

Танцевать человечество научилось еще в древнейшие времена, на самой заре своей истории. Для наших далеких предков танец был средством общения с богами. Правда, сюжеты были земные: дождь для урожая, удача в охоте… «Изначально танец носил сакральный смысл, – объясняет психолог, педагог музыкального движения Аида Айламазян.

– Племя имело свой тотем в виде животного и поклонялось ему в ритуальных плясках, отождествляя себя с этим самым медведем или тигром и копируя характер его движений. Такой танец исполнялся не для самих танцующих и не для зрителей, а для божества». Сакральная функция требовала от танцующего вхождения в особые состояния сознания.

«Это была экстатическая практика выхода за пределы личности», – добавляет специалист по танцевально-двигательной терапии Александр Гиршон.

С течением времени сакральная сторона человеческой культуры отделилась от светской – примерно так, как разделились в нашем сознании душа и тело. В культовых ритуалах танец существенно потеснили песнопения и духовная музыка. А светские балы, увеселительные карнавалы, маскарады стали настоящим праздником тела и танца.

Даже в самые что ни на есть пуританские или викторианские времена бал давал исключительную возможность людям противоположного пола прикасаться друг к другу, вступать в близкий телесный контакт во время танца. А в повседневной жизни на подобные прикосновения существовало табу.

«В истории цивилизации парные танцы являлись в том числе частью сексуальной культуры, – комментирует Александр Гиршон. – В этом смысле танец – это демонстрация себя, выбор и испытание партнеров. Это встреча через телесное, невербальное общение.

Ту же роль играли и пионерские дискотеки советских времен и продолжают играть клубные вечеринки наших дней».

Танец – это также способ проживать свою сексуальность. «Ведь человек – это в том числе и эротическое существо, – объясняет Александр Гиршон. – Исключить из жизни эту сторону своей натуры удается немногим. И после них никого не осталось».

Обуздание, контроль над сексуальной энергией является одним из основополагающих моментов большинства современных религий с их институтами монастырей, системой постов и регламентацией сексуальной жизни.

«К примеру, основная критика с христианских, церковных позиций была направлена против социальных (светских) танцев, а не танца как искусства и датируется (в основном) XVIII–XIX веками, – уточняет Александр Гиршон. – Для этого есть как минимум две причины.

Первая – прагматическая: необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец составляет часть ритуалов. Вторая – идеологическая: противопоставление души и тела, столь важное в христианстве.

То есть не танец собственно, а свобода тела и его проявлений – вот что отвергалось». Так доминирование разума над животным началом символизирует победу души над телом.

Но тело неизбежно требует компенсации. «Человек всегда находит способ обмануть табу, – уверяет психолог, танцетерапевт Александра Вильвовская. – Карнавалы, например, возникли как потребность обойти запреты церкви». Скрывшись под маской (вроде бы «это не я, а кто-то другой»), можно было дать выход ежедневно обуздываемой сексуальности, свободно выражать ее, не опасаясь осуждения.

Полезные адреса

  • Школа танца 5Life, www.5life.net
  • Школа аргентинского танго Еlcentro, www.elcentro.ru
  • Центр музыкально-пластического развития имени С. Д. Рудневой «Гептахор», www.heptachor.ru

ФОТО FOTOBANK.

COM/GETTY/ALTRENDO 

Почему увлечение танцами стало так популярно сегодня? «Современная культура испытывает очень сильную потребность вернуть себе телесность, – констатирует Александра Вильвовская.

– Популярность обращения к телу – фитнес, велнесс и вообще культ здоровья и молодости, всплеск популярности спа и прочих подобных услуг, возрастающая популярность танцев – все это попытки восполнить недостаток телесности. Современному человеку свойственна «разделенность» со своим телом.

Поэтому порой даже в танце мы прикасаемся друг к другу, но не позволяем себе наполнить этот контакт чувством. Мы ощущаем другое тело, но не чувствуем его». Нам предстоит заново научиться воспринимать тело (со всеми его потребностями и проявлениями) как ценность, научиться чувствовать его. И танец дает нам такую возможность.

Танец (как правило) требует четкой половой идентификации. «В настоящее время мужчинам и женщинам (с разной степенью комфорта) приходится играть смешанные социальные роли, – объясняет психофизиолог Вита Холмогорова.

– В танце (парном и не только) это разделение очень четкое, он все ставит на свои места». Он наполняет нас ощущением гармонии, приносит осознание принадлежности к своему полу.

Это дает нам ключ к гармоничному взаимодействию с полом противоположным – хотя бы в процессе танца.

«Главный двигатель и любительских, и профессиональных занятий танцем – удовольствие, – уверена Александра Вильвовская. – Танец откликается сразу на много человеческих потребностей.

Это красиво, это дает возможность общаться, быть среди людей. И это движение, ведь двигаться – естественно для человека.

Через удовольствие танец для многих становится как минимум любимым хобби, отличным дополнением к остальной жизни».

Ключ к удовольствию от танца лежит в психофизиологии, считает Вита Холмогорова: «Движение получилось – и мозг сразу получает положительный сигнал. Танец вообще дает мощные сигналы подкрепления, ощущение «я могу».

В процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы: сердцебиение, дыхание, давление в сосудах, вибрации… И как только все системы начинают работать слаженно, подчиняясь единому ритму, это снимает напряжение во всем организме.

Нечто подобное происходит, когда человек, например, барабанит пальцами по столу, – ему необходимо некое повторяющееся ритмичное действие для согласования систем».

Бальные танцы очаровывают многих. В частности, потому, что в них отношения мужчины и женщины предстают в желанном для нашего разобщенного мира идеальном виде, убежден Станислав Попов, президент Русского танцевального союза.

«В бальных танцах есть завораживающая красота, как говорят зрители, «не из нашей жизни». Многие чувствуют, что танцы дают им возможность прикоснуться к чему-то более прекрасному, нежели наша повседневность. Для меня так было всегда: помню, как в пятом классе я просил маму сшить пиджак, чтобы ходить на танцплощадку.

Тогда в только что открытые Лужники люди в пиджаках и галстуках приходили танцевать фокстроты, вальсы. Танцы были парными, и пары были красивыми. Позже появился шейк, брейк… словно отражение того, что происходит с современным институтом семьи и брака.

Сегодня мы более разобщены, и, глядя на волнующий танец партнеров, на их совершенные, слаженные движения, многие чувствуют ностальгию по такому идеалу близких отношений».

«В ходе занятий танцами в работу включаются те отделы головного мозга, которые раньше «спали», – объясняет Вита Холмогорова. – Синхронизируется работа правого и левого полушарий.

Активизируются все сенсорные системы: мы учимся одновременно слышать звуки, ощущать ритм, отслеживать движения, и за счет этого восприятие мира становится шире, объемнее.

Танец улучшает и нашу связь с самими собой».

Он связан с чувственной стороной нашей натуры, с движением эмоций, а не мыслей. «Увлеченность танцем расширяет наше сознание, наше существование обретает большую интегрированность, целостность, – продолжает Александр Гиршон.

– Противоречие между интеллектуальным, аналитическим и чувственным способами восприятия снимается.

Кроме того, танец дает нам опыт принятия на глубинном, невербальном уровне, причем это может быть принятие во многих аспектах: принятие как согласованность с партнером, принятие как одобрение группы или сообщества, принятие как удовольствие для самого себя».

Многие из нас чувствовали в себе эту потребность, с восхищением наблюдая за грациозными па балерин или отточенными движениями хип-хоперов.

А может быть, стоит сказать себе: «Я могу» – и впустить танец в свою жизнь? «Начать танцевать – значит открыться переменам, начать меняться изнутри, – уверена Александра Вильвовская. – Любые изменения в жизни взрослого человека требуют решимости, и не каждый к ним готов.

Но в танце человек соприкасается с собой настоящим. Это очень важное и редкое переживание. И те, с кем случилось это соприкосновение, благодарны танцу именно за это».

«Он учит нас понимать язык своего тела, помогая обрести целостность и найти контакт со своими жизненными ресурсами», – уверена психотерапевт, специалист по танцевально-двигательной терапии Гюзяль Логинова.

«Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и с миром. Задачей терапевта является создание безопасного пространства терапевтических отношений.

Именно в нем, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или другими людьми (когда это групповая работа), человек может научиться взаимодействовать с другими и самим собой.

Танцетерапевт помогает ему ощутить, понять причину симптомов, болей, разного рода телесного дискомфорта или ограничений в движениях.

Восстанавливается диалог с самим собой, человек учится понимать язык своего тела, развивает способность использовать движение для выражения полного спектра чувств. Один из инструментов этого метода – танцевальная импровизация: это моменты исследования и выражения эмоций, фантазий, снов, воспоминаний средствами символического движения.

Дело в том, что, когда мы двигаемся спонтанно, мы выражаем себя точно и честно: в этом движении бессознательное становится видимым, обретает форму; мы воссоединяемся с ним и получаем доступ к своим внутренним психологическим ресурсам. В результате открываются дополнительные возможности к самопознанию и обретению личностной целостности.

А это и есть основная цель психотерапии».

Источник: http://www.psychologies.ru/wellbeing/movement/dlya-chego-myi-tantsuem/

Детская психология: танец — как освобождение чувств. «джаз тела» по габриэлле рот – ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Габриэлла Рот или как ее называли в народе «городской шаман» создала особую технику танца под названием «5 ритмов». Габриэлла дожила до 71 года и до последнего сама танцевала.

Какое отношение имеют танцы к психологии, спросите вы? Все очень просто. Габриелла Рот изобрела не просто танец, она увидела в танце общение с окружающим миром, раскрытие навстречу истинным чувствам, раскрепощение.

Известно, что с самого начала ребенок получает информацию через телесные ощущение. На теле имеются определенные зоны, которые на всю жизнь запоминают отрицательные или положительные моменты общения ребенка с миром. Пять ритмов танца дают ребенку ощущение радости и свободы, избавляют от внутренних зажимов и негативных отпечатков.

Пять ритмов — это танец свободы, здесь нет шаблонности и четких движений, которые так терпеть не могут дети. Задача педагога — настроить ребенка на нужную волну с помощью музыки, задача ребенка — танцевать согласно своим желаниям, не стесняясь движений и свободы перемещения.

Занятия по методике Габриэллы Рот практикуют во многих дошкольных учреждениях и центрах, они особо популярны в йога-центрах и ценятся психологами.

Пример танца Габриэллы Рот:

Танец пяти движений, предложенный Габриэллой, подойдет для детей с 5 лет. Для занятия потребуется музыка разных темпов, продолжительность одного темпа — одна минута. После окончания занятия проведите беседу с детьми о том, что им больше всего понравилось, какие движения запомнились, какая музыка показалась самой интересной.

  1. «Течение воды». Движения — мягкие, текучие, плавно переходящие одно в другое. Музыка — плавная.
  2. «Переход через чащу». Движения — резкие, обрубистые, сильные. Музыка — импульсивная, бой барабанов.
  3. «Сломанная кукла». Движения — незаконченные, резкие. Музыка представляет собой хаотичный набор звуков.
  4. «Полет бабочек». Движения — нежные и изящные. Музыка — плавная, лирическая.
  5. «Покой». Упражнение проводится без движений, дети стоят и «слушают» свое тело. Музыка — тихая и спокойная, как вариант — набор звуков, имитирующих морской прибой, шум воды.

Для детей с 5 лет подойдет упражнение под названием «Джаз тела». Упражнение проводится под ритмичную музыку. Дети повторяют движения за ведущим.

Вначале в разные стороны поворачивают голову и шею, вперед и назад, согласно заданному ритму. Далее вступают в «танец» плечи: вместе, попеременно, вперед, назад, вверх, вниз.

Следующее соло за руками в локтях, затем — в кистях. «Танец» доходит до бедер, коленей, ступней.

Теперь необходимо повторить каждое отработанное движение по порядку: голова — плечи — локти — кисти — бедра — ступни. В конце «танцует» все тело, то есть ребенок пытается двигаться всеми частями тела.

Источник: http://deti-club.ru/detskaya-psikhologiya-tanec-kak-osvobozhdenie-chuvstv-dzhaz-tela-po-gabrielle-rot

Парные танцы, или лаборатория отношений… — Психология

Социальные парные танцы в последнее время набирают большую популярность, они привлекают своим разнообразием, легкостью, возможностью заниматься в любом возрасте и практически с любой физической формой.

Более 6 лет назад я открыл для себя мир парных танцев, на тот момент для меня это было настоящее открытие, настоящее сокровище; в материальном, строгом формализованном мире для меня это была возможность выразить свою творческую составляющую.

Но самый главный опыт от парных танцев, это все же отношения танцевальных партнеров, об это я и хочу сегодня с Вами поделиться.

На определенном этапе роста формируется танцевальная пара, для того, что бы действительно расти в танцевальном мастерстве необходим надежный заинтересованный партнер. На начальном этапе я был очень увлечен танцами и, кроме того, мне очень хотелось участвовать и побеждать в соревнованиях, одно это уже вносило определенные требования в отношения:)

На самом деле танцевальная пара это как маленькая семья, главное суметь разделить личную жизнь и танцевальную, четко понимать, что танцевальная пара это только танцевальная пара и не иначе:) Но все же это очень близкие отношения  и рано или поздно многие границы растворяются и все “психологические тараканы” с легкостью перекидываются на ни в чем не виноватого танцевального партнера:)

К сожалению, так произошло у меня….Все, гораздо, обострилось в момент подготовки к соревнованиям, когда взаимные требования и претензии многократно увеличиваются.

Наша пара была на грани творческого разрыва, сейчас конечно об этом очень забавно вспоминать:) Нас мог спасти только семейные психолог:) но на самом деле эту роль в танцах выполняет танцевальный тренер и называется это индивидуальная консультация или проще говоря “индива”.

Сейчас вы увидите насколько это похоже на консультирование семейной пары.

Мы пришли на “индиву” полные негодавания друг на друга, меня обвиняли в том, что я где-то через чур жестко “веду”, где-то только думаю о своих движениях, совсем не заботясь о партнерше, я же был не доволен тем, что где-то партнерша не держит “рамку”, где-то не держит “ось” из-за чего я не могу технически правильно выполнить фигуру….

Да по этому диалогу можно с точность разглядеть все психологические “шереховатости” друг друга:) Благо мы хотели разобраться и тренер обладал достаточным авторитетом, что бы мы смогли услышать его… Ведь одна из главных задач семейного психолога это дать возможность партнерам услышать друг друга, а не свои претензии… И конечно же решение было не в том, что бы изменить другого партнера, а в изменении своего поведения.

Как и во многих семьях виной в данной ситуации были “благие намерения”, да каждый хотел помочь друг другу и подстраивался под партнера, к примеру в данном случае” я видя, что где-то партнерша плохо держит ось, старался ее поддержать, со временем это превратилось в привычку, да я скомпенсировал ее ошибку, но по итогу я стал более жестким в “ведении”, а партнерша так и не видела своего недочета.  И так одна ошибка потянула другую и в итоге танец превратился из изящного и легкого в тяжкий и напряженный.

Читайте также:  Расизм - психология

Далее был еще более сложный этап, нужно было прекратить, где-то поддерживать, компенсировать, а вы прекрасно знаете как болезненно проходит ломка привычных стереотипов в паре…Но мы выстояли:)

Да, так описал, как будто танцы это очень СЛОЖНО)… Нет на самом деле танцы это очень здорово, это источник большого количества РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ. Всем очень рекомендую, если ищите, что-то новое и интересное;) Если будет интересно, обращайтесь, расскажу об очень интересных направлениях социальных танцев)

Источник: http://www.LiveExpert.ru/journal/view/885828-parnie-tanci-ili-laboratoriya-otnoshenijae

Излечим душу танцем | Танцетерапия для выражения эмоций

Танец, является очень давним способом для выражения всех накопленных внутренних эмоций. В танце отражается физическая, психическая и эстетическая красота.

В современном мире танец утерял магический смысл. Он стал просто, явлением каждого дня. Танцем можно выразит ряд эмоций, присущих человеку. С помощью его, можно освободится от внутренних зажимов и негодований, которые хранятся годами в нас.

С помощью танца, он является основным инструментом, можно проводить психотерапию, точнее танцетерапию. Танец говорит, живим языком движений, передовая эти звуки через пластику и грацию. Для танцетерапии не всегда нужно наличие музыки.

Музыка может исходить изнутри.

Во время такого танца не нужны стандартные танцевальные формы. Используются разнообразные виды танца. Зачастую используют несколько видов танца, а то и более, может быть произвольная программа.

В любом танце можно отследить духовное развитие, любого взятого народа.

В древности, по танцу можно было с уверенностью назвать принадлежность человека к тому или иному племени. Из любого танца можно познать много информации, которая в нем заложена. Так, например, в индийских танцах, можно увидеть целую историю данного народа.

Еще методы:

Психодрама: инструменты, фазы и формы

Животные лечат. А чем не психотерапевт?

История танцетерапии

К нам танец пришел в виде терапии в 50е годы. В клиниках того время активно внедрялись такие методики в клиники. Танцетерапия успешно применялась как дополнительное лечение психических заболеваний. В 60е годы такая терапия набирала свои обороты. Она стала популярной и эффективной методикой лечения и профилактикой психических болезней. Такие занятие стали проводиться в больших группах.

В 70е годы проводились исследования, как же танец влияет на психику человека. Было установлено, что с помощью танца можно избавиться от многих недугов.

Суть лечения танцем

Переживания человека, будь то положительные или отрицательные оказывает влияние. В виде напряжения мышц. Суть этой терапии состоит в том, что любая психологическая травма не дает человеку в полном объем выразить все эмоции.

Вследствие этого происходит мышечный зажим. На такой зажим уходит огромное количество энергии. Во время танца, натцетерапии, происходит снижение мышечного зажима. Такой танец дает человеку самоактуализироваться.

С помощью этого танца, человек обретает уверенность, ему становится проще общаться с другими людьми.

Наибольшая эффективность от такой терапии происходит в групповых занятиях. Такой метод позволяет разобраться в себе, познать особенности своего тела. Такое познание ведет к тому, что люди начинают себя ощущать в этом мире. Человек получает новые положительные эмоции, его состояние как физическое, так и эмоциональное намного улучшается.

Занятия с подростками по такому методу помогают повысить их самооценку, появляется уверенность и позитивное мышление. Изучив новые движения в танце, подросток овладевает новыми различными чувствами.

Самым главным положительным моментом в танцетераии, является возможность самовыражения. Зачастую человек не имеет возможности и места для самовыражения, а танец, является прекрасным случаем, для проявления себя.

Источник – mirrosta.ru

Источник: http://mirrosta.ru/meditsinskaya-psichologiya/izlechim-dushu-tantsem-tantseterapiya-dlya-virazheniya-emotsiy.html

Что такое Психология движений и танца? Психология движений и танца — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Жизнь человека наполнена движениями: зачастую мы даже не осознаём, как много их совершаем за день и что каждое имеет свой смысл. С рождения у человека не развита способность говорить, а потому выражать свои желания и чувства он может только посредством действий.

Но и речь не всегда способна точно и быстро передать состояние человека: внезапная радость заставляет вскинуть руки, на согласие иногда проще кивнуть, а резкая боль непроизвольно вынуждает сжаться. В мире животных вся информация передаётся посредством тела: недовольные кошки выгибают спину, радостные собаки виляют хвостом, нетерпеливая лошадь бьёт копытом.

То есть движения, кроме основной функции поддержания физического состояния, несут коммуникативную функцию.

Помимо общения с видимым собеседником, движения использовались (а в некоторых племенах и в настоящее время используются) для связи с духами, что переросло в ритуальные танцы.

Определённый набор движений, визуализирующий слова, сопровождал торжественные события, позволял установить связь с Богом и попросить о благосклонности, урожае, дожде и т.д. Со временем танец из интуитивного обрёл стандартизированную форму и имеет тот вид, который мы знаем сегодня.

Индустрия танца постоянно развивается, появляются новые направления. Однако все они имеют единую цель — передать в движении свои переживания, своё состояние, рассказать историю.

Танец в широком смысле состоит из трёх аспектов:

  • эмоционального — те чувства, которые вызывает танец в исполнителе и зрителях;
  • физического — данные человека;
  • психологического — самооценка, влияющая на открытость в танце.

Все три параметра тесно связаны друг с другом, а степень развитости этих аспектов влияет на качество танца. Эту особенность в своей работе используют психологи: личностные черты человека раскрываются в танце в неформальных условиях.

Коммуникативные способности прослеживаются во включённости человека в танец: общительный и уверенный в себе человек скорее станет «королём танцпола», чем замкнутый и стеснительный.

По выбору музыкального сопровождения, по характеру движений можно определить эмоциональное состояние: счастье, грусть, любовь, тревогу. Резкие движения характеризуют более яркие чувства, плавные — более глубокие.

Чем богаче внутренний мир человека, чем он наполненней, тем разнообразней будут движения, тем большее количество стилей будет доступно.

Использовать танец можно не только в диагностике, но и в коррекционной деятельности. Так, например, обучив человека красиво танцевать (т.е.

развивая физический аспект), можно поднять его самооценку (психологический аспект) и тем самым улучшить общий эмоциональный фон.

Развить коммуникативные навыки можно в парных или групповых танцах: там партнёры учатся чувствовать друг друга, успешному взаимодействию, что в дальнейшем можно перенести в другие сферы жизни.

Идеи целостного развития человека и его движений лежат в основе развивающего танца. Тело, эмоции, сознание и духовное — в человеке всё взаимосвязано, и при влиянии на один аспект воздействию подвергаются и все остальные. В основе развивающего танца лежат 2 основных направления:

  • креативный танец, использующий двигательную активность для раскрытия экспрессивных и творческих способностей;
  • развивающее движение, открывающее неиспользуемый двигательный и психологический потенциал, скрытый за пробелами на пути двигательного формирования человека.

Результатом работы в данном направлении становится развитие телесной осознанности, которая даёт возможность проявлять своё состояние (физическое, эмоциональное, когнитивное) через выразительное движение и танец.

Танец — уникальное явление, позволяющее отразить мысли и чувства, которые иногда сложно перевести в слова. Танец — отличный способ поддержания физического состояния. Развивая чувствительность собственного тела, человек развивает способность понимать самого себя, что приводит к гармоничной жизни.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология движений и танца»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihologiya_dvizheniy_i_tanca/

Типы личности или кто есть кто на паркете (психология с юмором)

Типы личности или кто есть кто на паркете (психология с юмором)

 Если вы как минимум дважды в неделю посещаете групповое занятие, вам несомненно уже стало ясно: сколько людей, столько и причин ходить на танцы, сколько людей, столько и особенностей характера. В соответствии с наиболее ярко выраженными чертами, психологи условно выделяют 11 типов личности, или акцентуаций характера.

Обычно в чистом виде они редко встречаются, у одного человека могут в качестве преобладающих выделяться 2-3 типа личности сразу. Этот материал создан для того, чтобы помочь вам лучше разобраться в себе и своих коллегах по паркету.

Однако не стоит воспринимать его слишком серьезно, ведь любая классификация всегда немного утрирует реальность и условна.

1. Истероидный тип личности<\p>

Что собой представляет: Люди такого типа всегда стремятся быть в центре внимания. Им присуща демонстративность во всем.

Часто это артистичные натуры, которым нужны зрители и обожатели. Они упорны и инициативны, находчивы и энергичны, если вокруг есть зрители.

Среди отрицательных черт – склонность к хвастовству и саморекламе, лживость и лицемерие, завышенная самооценка.  

Внешность, одежда, поведение: Внешность истероида в чем-то обязательно необыкновенна. Вычурные, необычные фасоны, яркие расцветки, блестящая одежда, своеобразные аксессуары. Истероид никогда не наденет скромную одежду или такую, как у большинства.

В своем главном стремлении –выделяться готов надевать вещи экстремальной длины, либо слишком короткие, либо чересчур длинные, но не так, как у всех, их наряд и облик часто перегружен яркими деталями, могут использовать яркие кричащие тона одежды и порой абсурдные их сочетания.

Впрочем, если все вокруг будут одеты ярко и вычурно, истероиды предпочтут одеться сверхскромно.

Как танцует: На паркете истероид демонстрирует не танец, а себя любимого.

Любит заковыристые движения, сложную хореографию (которую не всегда способен выполнить технически верно), эффектные линии, сложные поддержки и вращения.

Очень большое значение для данного типа личности имеют зрители и их внимание, которое он готов привлечь любым способом. Впрочем, благодаря этой особенности, он может легко замотивировать себя на серьезное танцевание.

Вероятность встретить на танцах: Высокая. Создан для сцены как птица для полета. Можно сказать, что все хорошие танцоры хоть немного, но истероиды.

Для чего ходит: В силу особенностей характера нуждается в зрителях и сцене.  

Отношения с другими танцорами: Часто высокомерное. Важно показать свое отличие от других.

Если танцор не обладает достаточным талантом или упорством в освоении танца, он может с тем же энтузиазмом доказывать, что он самый бездарный, лишь бы выделиться и доказать всем, что он совершенно особенный.

Тяжело переносит конкуренцию и ревниво следит за парами, которые могут ее составить. Неудачи приводят в ярость, критику часто не воспринимает вообще.

2. Шизоид  

Что собой представляет: Это замкнутые, погруженные в себя люди, предпочитающие одиночество, малообщительные, живущие в своем внутреннем мире. Индивидуалы, склонны к фантазиям, обладают оригинальным мышлением. Постоянно что-то обдумывают.

Серьезны, имеют устойчивые интересы. Самооценка неустойчива. Испытывают трудности в общении, так как плохо понимают других и некомпетентны в языке телодвижений (мимике, жестах, позах). Среди недостатков – эмоциональная холодность, равнодушие и жестокость.

Легкоранимы.

Внешность, одежда, поведение: Шизоиды не разбираются в одежде, не осознают размеров своего тела и того, что им идет, а что — нет, не ориентируются в ценах и качестве одежды. Поэтому одеться могут нелепо, неадекватно обстановке и среде, выглядеть «белой вороной».

Не обращает внимания ни на свою, ни на чужую внешность, одевают то, что оказалось под рукой.

Как танцует: Шизоид и танцы – это корова и седло. Погруженный в свой внутренний мир, он не всегда представляет, где у него рука, а где нога. Управление собственным телом дается с трудом.

Поэтому повторить самые простые движения за тренером часто удается лишь с 10 раза. Кроме того, шизоид медленно усваивает информацию, до него долго доходит, и это может очень раздражать партнера по танцу.

Если все же у шизоида наблюдается интерес к танцам, он скупает учебники, диски, журналы, но пользуется ими крайне редко.

Вероятность встретить на танцах: 50-30%

Для чего ходит: Скорее всего шизоид придет на танцы, если захочет научиться лучше понимать свое тело и освоить взаимодействие с другими людьми. Танцы для него в таком случае – просто находка.

Однако при первых неудачах он может впасть в уныние, разочароваться и уйти.

Либо, наоборот, шизоид, привыкнув к обстановке, может ходить на танцы годами, осваивая технику и фигуры очень медленно, а то и вовсе – оставаясь на начальном уровне. 

Отношения с другими танцорами: На других людей шизоид производит впечатление «не от мира сего». Даже если танцами он занимается не первый год, выглядит так, будто случайно забрел на паркет с улицы. С окружающими поддерживает вежливые формальные отношения.

Больше всего достается партнеру шизоида, которому стоит пожелать только одного – ангельского терпения и доброжелательности. Шизоид не склонен часто менять партнеров, наоборот, старается во что бы то ни стало сохранить того, с кем встал в пару на первом занятии.

Распад пары для него – трагедия мирового масштаба, к новому партнеру привыкает с трудом, а то и вовсе бросает танцы.

3. Гипертим  

Что собой представляет: Это очень активные, подвижные люди с постоянно приподнятым настроением, их главная особенность – высокий жизненный тонус и жизнелюбие. «Приятно возбуждены на всю жизнь». Обладают высокой самооценкой. Они оптимисты, восторженны, инициативны, добры, смелы и склонны к риску. Среди недостатков – неусидчивость, некоторая поверхностность, спешка.

Внешность, одежда, поведение: Одеты могут быть по-разному, неоднородно и не в одном стиле. Как бы ни был одет гипертим, во всем облике чувствуется некоторая небрежность, непродуманность облика. Избегают унылой, скучной одежды мрачных расцветок.

Как танцует: Легко вдохновляется и легко остывает. Самое сложное для гипертима – целенаправленно и планомерно отрабатывать различные аспекты танца. Поэтому часто склонен усваивать и отрабатывать первым делом понравившиеся элементы, те, которые вдохновляют.

Правда, оптимизм и энтузиазм могут сослужить хорошую службу танцевальной карьере, поскольку многих трудностей и сложностей гипертим просто не замечает. В порыве вдохновения может менять и переделывать свою схему, что приводит к конфликтам в паре.

Вероятность встретить на танцах: Высокая, особенно в группах массового танца (соушл-дэнс)

Для чего ходит: Часто приходит на танцы с целью расширить круг знакомых, завести новых друзей, потусоваться. Однако, если начнут заниматься серьезно, могут достигнуть неплохих результатов, если не будут разбрасываться.

Кроме того, из-за завышенной самооценки склонны видеть причину своих неудач в партнере по танцу и разочаровываться в тренерах.

Поэтому могут часто и беспричинно менять партнеров и коллективы, что не идет на пользу спортивной карьере.

Отношения с другими танцорами: Дружеские. Гипертим может выполнять роль массовика-затейника, быть инициатором различных внутриклубных мероприятий, посиделок, выездов на природу и пр.

У окружающих людей вызывает положительные эмоции, даже с ближайшими соперниками и конкурентами склонен выстраивать скорее добрососедские отношения.

Читайте также:  Время на озарение - психология

Единственный человек, который может испытывать трудности в общении с гипертимом – партнер по танцу.

Продолжение следует…

Источник: http://sozvezdie-khv.ucoz.ru/publ/tipy_lichnosti_ili_kto_est_kto_na_parkete_psikhologija_s_jumorom/3-1-0-28

Психология танца

Психология танцаМы на BLIZKO.ru
Главная / Психология танца

На нашем сайте вы можете получить краткую консультацию у танцевального психолога, обсудить психологические проблемы в танцевальном спорте и бальных танцах.

Рубрику ведет танцевальный психолог, тренер педагог  Татьяна Шатоха

  • РГУ-Ростов-на-Дону (Ростовский государственный университет), ф-т Психологии, Специалист, Магистр

Очевидно, что большинство  всех тренеров по танцам  беспокоит текучка в клубе, в школе танца или в своей группе: наборы в группы все меньше, и многие стабильно бросают занятия  танцами.

— Причина вроде лежит на поверхности: не всем же быть танцорами?

Каждый может попробовать и понять: «Не мое это!». Или может просто надоело.

Но есть и другая, более серьезная и скрытая проблема: это тренер. Это тот человек,  к которому вы пришли научиться танцевать, от которого вы ждете результат, и не важно,  результат это стать чемпионом или результат просто хорошо двигаться.

Каждый тренер стремиться сделать себе рекламу и это правильно, но сравните две рекламы:

— Ваш тренер – призер чемпионата России, участник чемпионата мира, мастер спорта, и т.д. и т.д.

— Ваш тренер – Тренер по танцам, стаж преподавание 10 лет

Бесспорно, большинство выберет первую рекламу и вполне аргументировано —   призер… участник…  мастер, да просто даже одно то, что ты можешь сказать, что, занимаешься у титулованного преподавателя, подымает твое самооценку и оценку у окружающих.

НО бытует мнение — хороший спортсмен, никогда не станет хорошим тренером. (я бы заменил слово «никогда» на «не всегда»)

Думаюэто суждение спорно, но и есть свои подводные камни. Дело в том, что чтобы стать хорошим спортсменом, необходимо очень сильно концентрироваться на себе, такая, несколько своеобразная форма нарциссизма.

Что бы стать хорошим тренером, надо быть «развёрнутым» во вне, надо уметь отдавать, и никогда не забывать учиться, но не для себя и конкретного результата, а для того, чтобы суметь передать эти знания кому-либо, одним словом необходимо быть «открытым».

Новоиспеченный тренер видит твои ошибки, и он может показать, как станцевать правильно, а тренер со стажем видит как эту ошибку исправить и что нужно сделать для исправления ошибки.

Это суждение не аксиома (и прекрасные спортсмены, становятся отличными тренерами), но практика и опыт показывает обратное.  

Итог, мы получаем результат, что танцор ушедший к титулованному танцору-тренеру  получает поверхностные знания и выходя на соревнования, проигрывает. И после ряда проигрышей такой спортсмен начинает перебирать тренеров. И уж совсем плачевный итог, такой спортсмен бросает танцы.

Рассмотрим еще одну причину, почему из за тренеров бросают танцы.

Не редко натыкаешься на рекламу таких преподавателей

–Тренер, 2 года обучался танцу в лучшей школе Росси, прошел семинары и мастер классы у титулованных чемпионов, победитель различных фестивалей и т.д. Заманчиво вы скажете, да человек много обучался, знает всю актуальную информацию.

И народ идет к такому тренеру, но почему то, спустя время группа начинает распадаться и народ уходит, и  в лучшем случае, если к другому тренеру, а в основном бросают.

НО – задумайтесь – 2 года – за этот срок можно только научиться базовым основам танца и уж ни как не преподаванию. Поэтому, спустя время народ понимает, что научиться не чему не может и бросает. 

И другой пример из жизни. Как то одному тренеру  задали вопрос: -Почему не хочешь готовить ребят, так что бы они ездили на соревнования, ты же можешь? Ответ был таким:

— А зачем, они выиграют, мне придётся кататься с ними по всей России на турниры. А у меня семья, мне надо деньги зарабатывать, а не кататься по России с одним или двумя спортсменами, которые потом навыступаются и уйдут из клуба.

Все эти суждения спорны и есть и исключения,  и есть практика из опыта.

Но тренер, это не только профессиональный спортсмен в прошлом, тренер, это тот человек,  который прошел все этапы становления преподавателем – помощник тренера, старший тренер и прошедший не одно обучение.

Каждого настоящего тренера (учителя, педагога), в первую очередь, должно волновать развитие ученика, а не личные амбиции или свои титулы.

Распознать в себе, что же все-таки волнует больше, довольно просто: если после безрезультативного выступления хочется разнести все в «пух и прах», испепелить судей, которые «засудили» его танцора, короче, внутри полно негатива – здесь явно нереализованные личные амбиции.

Если же после выступления тренер спокойно и открыто обсуждает с танцорами, что у них получилось, а что не очень, если тренер дает максимально правдивую оценку выступлению, а не результату, то очевидна забота об ученике и его развитии.

Задача тренера искренне захотеть и сделать основной целью, чтобы ученик научился танцевать лучше, чем учитель.

Проверьте истинность следующий убеждений:

— хороший тренер кричит, плохой беспричинно хвалит

— хороший тренер стремится выжать из ученика результат, плохой стремится быть хорошим

— хороший тренер загоняет ученика в режим, плохой потакает прихотям и слабостям танцора

— хороший тренер ценит каждую минуту тренировки, плохой прямо на тренировке  угощает тортиком

— хороший тренер всегда недоволен результатом ученика на соревнованиях, плохой же обвиняет во всем судей.

Каждый хороший танцор (спортсмен, ученик, личность) просто обязан полагаться, в первую очередь, на свое внутреннее чувство уникальности и уверенности, а не на оценку окружающих и уж тем более на различную рекламу.

Это самое полезное умение для растущего человечка.

Если для танцора гораздо важнее поощрение (похвала тренера, медаль, кубок), а не кайф от самого процесса танца, то жди беды – в конкурентной соревновательной среде победы не такое уж частое явление.

Выход 1: поднять свою самооценку и прекратить обижаться на всех и вся, поверить в себя и научиться получать кайф от самого процесса танца, а не от результата.

Выход 2: тщательно поищите и подберите тренера, который подходит именно вам, а затем полностью доверьтесь ему; наберитесь терпения – процесс обучения танцам долог и сложен.

ВПШ.

Мысли вслух …..

Очень многие тренера говорят — танец должен начинаться из нутри

Ваш танец это не сухая техника исполнения!

Но как, как это сделать или как почувствовать — давайте попробуем подойти к этому через Ваше внутренне Я — вы посмотрели, увидели новое движение, и вы пытаетесь шаг за шагом его пройти и сделать правильно иначе планка самооценки упадет на паркет, НО ни чего не получается, ноги двигаются не в ту сторону, мозг команды не подает — ЧТО ДЕЛАТЬ? — но вы же видели как танцуется это движение — ДА — ваши глаза записали это видео в папку «не нужное» и убрали в архив. Но все же попробуйте прокрутить эту запись в голове, вытащите ее из архива и посмотрите еще раз — ПОСМОТРЕЛИ? — стойте не танцуйте, не повторяйте, включите блок фантазии у себя в голове (ну только не говорите что он отсутствует, он у каждого идет в комплекте) …и представьте как вы танцуете этот элемент, этот танец, посмотрите как вы его красиво выполняете, посмотрите это видео со своим участием, посмотрите как вы классно и грациозно двигаетесь.  Нажмите кнопку СТОП, включите музыку, и прокрутите видео со своим участием еще раз ……еще раз…..и вот вы уже чувствуете как ваше тело откликается на это шикарное видео и классного танцора, и вот вы начинаете двигаться по паркету и вы уже не вспоминаете, что какая то нога должна идти влево или вправо, ваше тело в так музыки глядя на видео с классным танцором ( напоминаю это вы на видео) без запинки танцует наисложнейший элемент.

ВЫ ПОБЕДИТЕЛЬ !

ВПШ.

ТРЕНЕРОВКА….или почему?

Давно назревала одна ситуация для размышления.  Отношение к замечаниям на тренировках. В практике делового общения есть тезис: делают замечания – значит, слышат (активно слушают и слышат, вдумываются). Применимо к нашим тренировкам можно сказать, что: делают замечания – видят и хотят улучшить.  Замечание – это просто констатация факта.

И если тренер через весь зал на разминке орет «Диана, спина!», то это означает лишь то, что Диана ослабила контроль над спиной, и его надо вернуть, привлекая внимание к этой зоне. Не более.  Иногда банан – это просто банан (З. Фрейд). Не ищите тайных смыслов там, где их нет. Пожалуйста. Поверьте, мы делаем замечания, когда складывается несколько факторов: 1 – проблема действительно есть.

  2 – мы знаем, как ее можно быстро исправить 3 – мы точно знаем, что конкретный человек, получающий замечание, имеет возможности исправить эту проблему. Если нет хотя бы одного фактора – замечание не делается, ибо это бессмысленно.  По первому пункту все логично и без объяснений. Хотя – мы иногда слышим от вас «ну я же делаю!». Делаете, но недостаточно.

Иногда ваше тело дает вам не совсем корректный ответ. Изнутри чувствуется, что все зашибись как круто, а снаружи видны недостатки. Мы сами неоднократно попадали в подобные ситуации. Это лечится. Видеосъемкой.

Танцуешь – тебя снимают – ты смотришь и ужасаешься думаешь, что и как можешь исправить, чтоб было красиво )) По второму – если мы видим ошибку, но не уверены точно в ее причинах и исправлениях, мы стараемся замечание не делать, а наблюдаем и ищем пути решения, обсуждаем между собой… Поэтому, если вы ловите наш задумчиво-серьезно-недовольный взгляд на себе, не фантазируйте на тему «оужс, я кошмарный лох». Вполне возможно, что он относится не к вам лично, а к той проблеме, которую мы решаем. И не менее возможно, что он вообще относится не к вам, а нашим тренерским спорам )) И по третьему. Мы делаем замечания тогда, когда понимаем, что ученик обладает достаточными умственными (знаниями о схемах элементах, о технике, о работе мышц и пр…) и физическими (мышечными) способностями, и имеет определенный двигательный опыт, натанцованность.  Поэтому любое замечание означает, что мы видим ваш потенциал, и просто направляем его еще чуть дальше. Оно не означает, что вы тупки, лохи, лентяи (хотя иногда это проскальзывает), убогие и *придумайте еще 200 эпитетов в том же духе сами*… Оно означает, что вам есть куда двигаться. Вместе с тем, бывают ситуации, когда мы не делаем замечаний, а говорим «продолжай работать в том же духе». Это не означает (в свете вышесказанного) что двигаться некуда, потому что не делаются замечания. Это означает, что сейчас создается основа для будущих умений. Движения должны вбиться в мышечную память многократным правильным повторением, так, чтобы вы потом, не задумываясь и не контролируя, танцевали правильно. Элемент, станцованный правильно 1-2 раза под жестким контролем разума, мышечную память не создает, увы. Поэтому многократные повторения, конечно, скучны, но в будущем они окажут вам хорошую услугу.  Пока это все (пока. Есть еще некоторые моменты, которые хочется зацепить)…. Подумайте, поразмышляйте. 

Будут вопросы – постараюсь ответить.

ТВШ.

Продолжение о тренировках — как обычно мысли в слух для раздумья.

  • Режим и структура тренировок определяется тренером в зависимости от того, какие цели и задачи ставятся перед спортсменами на данном этапе. Соответственно, отношение к тренировкам — это по сути отношение к тем целям и задачам, которые ставит тренер.  Если вам важно достичь поставленных целей (целей которые вы сами хотите достичь) через решение конкретно поставленных задач — вы будете серьезно относиться к тренировочному графику. Ну, а если нет — … не рассчитывайте на прогнозируемый результат. Он у вас всегда будет случайным, т.е. зависящим в основном не от вас, а от внешних факторов (состав судей, состав пар, природные факторы, настроение и т.п.).  Проблема отношения спортсменов к тренировкам существует только потому, что они, во-первых, не до конца представляют, как же должен выглядеть тренировочный процесс в принципе; во-вторых, недооценивают роль тренера в этом процессе, зачастую вступая с ним явно или неявно в спор. 

    Наверняка вам приходилось сталкиваться с тем, что уже надоевший основной шаг какого либо танца в очередной раз отрабатывается на тренировке. При отработке основ всегда ставиться цель, не просто танцевать основной шаг, а использовать определенный фактор для отработки этого шага. 

  • А теперь в голове прокрутите назад тренировки, те тренировки на которых вы отрабатывали основной шаг, какие цели ставились и были ли они одинаковы. Этот анализ позволяет подходить к элементу с разных сторон, в то время как название остается одно – отработка основного шага.  Так вот и в чем явный и не явный спор с тренером и соответственно конфликт, спортсмен – «….опять основной шаг», следствие вялое отношение к отработке, итог тренировки – пирамида которая до этого строилась на других тренировках рушиться, отбрасывая спортсмена назад.  Задача тренера — владеть всеми компонентами тренировочного процесса и уметь сочетать их в оптимальном соотношении для пары и ситуации, чего зачастую не видит сам спортсмен или пара. 

    В этом нет ни чего нового, один не большой пример – на данный момент очень много тренировочного и обучающего видео, казалось бы – бери, копируй, танцуй и ты победитель! Но назовите мне одного спортсмена который достиг результата без тренера?

  • Немного о соревнованиях – что есть соревнования?  Попробуйте ответить на такую задачку – тренировка + соревнования = ?

    Почти уверен, многие после = поставят победа, а вот тут можно поспорить. 

  • Серьезные тренировки это и есть залог победы на соревнованиях, так ответят многие и по своему будут правы, т.е. соревнования это «финиш» ваших тренировок! 
    Но давайте по другому посмотрим на соревнования (т.е.

    Финиш) – соревнования и есть тренировка, тренировка облаченная в другую форму, которая в свою очередь помогает достичь результата. И соревнования есть специфический тренировочный процесс, к которому нужно относиться так же серьезно.

    Многие соревнования воспринимают как красивое действие и ожидание победы, а на самом деле это сложный тренировочный процесс.

ВПШ

Источник: http://2sdance.ru/psihologiya-tanca

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию