Типология по аристотелевским категориям — психология

Аристотелевский и галилеевский способы мышления в психологии

В психологии К.

Левин выделил следующие характеристики аристотелевского способа мышления: наличие ценностных понятий и абстрагирующей классификации; случайность индивидуального события (в конечном счете, игнорирование событий, кажущихся со стороны несущественными, но меняющих, тем не менее, судьбу индивида); закономерность как повторяемость; определение класса как сущности; использование статистики для выявления «среднего», получающего репрезентативное значение; рассмотрение индивидуальности и закономерности в качестве противоположностей, что делает невозможным полноценное познание субъекта; наличие историко-географических понятий. Галилеевский же способ научного мышления, по К. Левину, имеет следующие характеристики: отсутствие «ценностных понятий» и «оппозиций»; гомогенизация области исследования, ведущая к закономерности без исключений; повышения уровня притязаний в доказательности; переход от средних значений к «чистым» случаям. Также галилеевский способ мышления ведет к важности понимания взаимоотношений объекта с его окружением, а также важности указания на полную конкретность отдельной ситуации, преходящее на смену ссылке на абстрактно среднее из возможно большего числа исторически данных случаев [1, с. 76]. К. Левин утверждает: «Динамика процесса всегда должна выводиться из взаимоотношения конкретного индивидуума с конкретным окружением и в той мере, в какой речь идет о внутренних силах, из взаимодействия различных функциональных систем, из которых состоит индивидуум» [1, с. 83]. Отсюда необходимость представить конкретную психологическую ситуацию так, чтобы полностью отразить ее динамические особенности в их уникальном сочетании, а также необходимость «достичь адекватного представления конкретной структуры психологической личности, ее «внутренних» динамических фактов» [1, с. 83].

Итак, первым отличием между аристотелевским и галилеевским способом мышления является наличие у первого «ценностных понятий». Данные понятия мешают научному познанию мира, так как вносят в него субъективные, исторически обусловленные характеристики.

К примеру, дихотомии «приемлемо-неприемлемо», «правильно-неправильно» являются, по сути, строго привязанными к определенной нации, группе, индивиду, а также дифференцированы исторически и географически. Даже для одного народа на разных этапах развития «приемлемо» и «неприемлемо» относятся к разному поведению и мировоззрению.

Это легко объясняется неоднородностью и динамичностью коллективного сознания. История человечества – история формирования, развития сознания. Появление речи и мышления в филогенезе является индикатором появления сознания.

Так человек приобрел огромное преимущество по сравнению с остальным животным миром: он научился передавать опыт посредством слова, а также продуктов трудовой и творческой жизнедеятельности.

Кроме того, человек становился более адаптивным, так как, используя возможности мышления, постепенно стал отходить от той относительно строго заданной, генетически обусловленной рефлекторной программы, которую ему дала природа. Человек с помощью сознания начал отдаляться от животного мира, формируя свой мир – социальный.

Коллективное сознание окружает человека. Это весь человеческий опыт, хранящийся в книгах, музыке, художественных полотнах, научных трудах, а также во всем созданном социумом, начиная зданиями, орудиями труда, техникой и заканчивая телевидением, Интернет-сайтами.

Коллективное сознание – это кристаллизовавшееся в продуктах человеческой жизнедеятельности знания, идеи, мысли, воззрения, выраженные в символах. Э.

Кассирер пишет: «Мир языка заключает человека в свои объятия в тот момент, когда он направляет на него свой взгляд, с такой же определенностью и необходимостью, а кроме того, с такой же «объективностью», какая характеризует его отношения с миром вещей» [2, с. 51].

Однако коллективное сознание может быть «мигрирующим»: знания могут передаваться от человека к человеку без фиксирования, например, в книгах, как это было до распространения грамотности. Соответственно, это «мигрирующее» сознание исчезнет со смертью передающих его людей, если не будет запечатлено на тех или иных носителях.

В начале двадцать первого века тяжело встретить безграмотного взрослого человека: почти все умеют читать и писать, по крайней мере, в нашей стране. Но еще пару веков назад безграмотность была обычным явлением, а тысячелетие назад грамотных людей почти не было, и знания передавались посредством общения.

То есть можно говорить о развитии, росте коллективного сознания, его кристаллизации. Общемировое коллективное сознание можно структурировать: во-первых, в нем можно выделить многие компоненты, как-то: опыт, нормы, ценности, правила различных культур, знания многих областей науки и искусства, политические убеждения, социальные предрассудки и т.д.

, во-вторых, в коллективном сознании можно выделить центр, среднюю часть и периферию (Рисунок 1).

В центре находятся одобряемые социумом идеи, взгляды, убеждения, в средней, переходной части – в целом нейтральное содержание, и, наконец, область периферии – область общественного порицания, ниша нонконформистов, близкая к табуированию, забыванию, уходу из коллективного сознания, которое мы назовем эктовытеснением.

Любое новшество начинается со стадии отрицания, неприятия, по крайней мере, определенными кругами общества, затем оно либо вытесняется, исчезает, либо продолжает существовать «ограниченным тиражом», либо постепенно входит в употребление и, наконец, переходит в одобряемую часть коллективного сознания.

Оно может находиться там все время, а может быть вытесненным другой истиной. Результат эктовытеснения – исчезновение тех или иных знаний, норм, правил, либо их возможный переход в коллективное бессознательное (в виде дополнений и изменений архетипических схем), а также их осознанное хранение некоторыми людьми (например, единичное хранение тех или иных культов, нигде больше не зафиксированное). Хотя эктовытеснение не обязательно ведет к гибели порицаемого – порой, запреты общества заставляют бурлить подполье, формируя нарыв, которому суждено прорваться. Кроме того, одобряемые обществом продукты научной и творческой деятельности могут сразу появляться в центре коллективного сознания и исчезать без эктовытеснения. Также важен вопрос, каким образом можно относить продукты коллективного сознания к этим трем областям (периферии, промежуточной части, центру), ведь одобрение и принятие – разные понятия, к тому же за внешним принятием может скрываться ярое внутреннее отвержение.

Р
исунок 1 – Коллективное сознание и непознанное

Следует отметить, что для каждой культуры, группы, индивида имеются свои центры и периферии коллективного сознания. Кроме того, ни один человек не в силах «поглотить» все коллективное сознание, он вбирает лишь малую его часть, и на основе его формирует свое личное психическое сознание.

Таким образом, познание при галилеевском способе мышления избегает «ценностных представлений» и связанных с ними дихотомий. В русле этой идеи необходимо стремится к отстраненному пониманию данного коллективного сознания и психического наполнения индивида.

Динамическая модель психики (модель кратко описана в статье «Механизмы психической жизни» данного выпуска) демонстрирует нахождение индивида в определенном содержании коллективного сознания, психическое содержимое индивида, его окружение, влияющее на активизацию того или иного психического материала.

На Рисунке 2 продемонстрировано, как различные области коллективного сознания влияют на индивида. Обозначения: 1 – центральная часть коллективного сознания (одобрение социумом), 2 – промежуточная (нейтральная), 3 – периферийная область (порицание социумом), 4 – индивид, 5 – направление роста нити (модели).

Возьмем для примера такие нормы: норма А – уступать место пожилым людям в общественном транспорте, норма Б – компостировать талон при входе в автобус. Для удобства взяты два временных среза. При норме А индивид находится среди окружения, уступающего место пожилым людям и это совпадает с нормой, принятой данным социумом.

Норма Б же на данном временном срезе не соблюдается, хоть и является порицаемой. Следует отметить, что сами понятия одобрения и порицания социумом весьма размыты, поскольку порицание может обозначать как законодательные ограничения, так и негативное мнение большинства социума.

Сам же индивид пополняет теми или иными нормами свою психику постоянно, причем отношение к ним у него индивидуальное: к примеру, бунтующая личность будет иметь свои убеждения даже под давлением социума (пополнение психики нормой Б продемонстрировано на Рисунке 2). Коллективное сознание кроме норм включает огромное количество составляющих, которые постоянно влияют на индивида, осмысляются им, отвергаются или принимаются, влияют на его активность, либо определяют ее.

Р
исунок 2
– Коллективное сознание и индивид

Однако полностью избежать «ценностных представлений» в психологии, вероятно, не получится, так как каждый психолог имеет свои убеждения, нормы и ценности, которые либо отображают общую ситуацию в данном социуме, либо своеобразны и субъективны.

Дело в том, что физика может беспристрастно относится к любому явлению, так как она «работает» в основном с неодушевленными предметами и природными закономерностями, психология же обращает свой взор на индивида и его отношения с внешним миром.

К примеру, невозможно отстраненно взглянуть на произошедший в том или ином регионе геноцид, совершенно спокойно рассмотреть его причины, психические механизмы появления и осуществления: наверное, это сможет сделать только бесчувственный и не наделенный мировоззрением робот.

Другой пример: любой ученый «поглощает» из коллективного сознания многие знания и теории, формирует к ним свое отношение («верно-неверно») на основе своих научных взглядов и эмпирического опыта, это, в конечном счете, ведет к методологической раздробленности науки.

Следовательно, «ценностные представления» в той или иной мере будут сохраняться в психологии, однако понимая их суть, природу появления и механизмы их влияния, психология в их отношении выйдет на уровень объективности.

Гомогенизация области исследования – следующие отличие галилеевского способа мышления в психологии. Проведем параллель с физикой: исчезновение таких дихотомий, как «небесное-земное», привело к созданию универсальных законов. Психология же, по мнению К. Левина, не пришла к этой гомогенизации [1, с. 70].

Динамическая модель психики может поспособствовать данной гомогенизации, так как она стремится к нахождению того общего методологического фундамента, который будет являться универсальным.

Такие отличия галилеевскго способа научного мышления, как повышение уровня притязаний в доказательности, переход от средних значений к «чистым» случаям, уход от историко-географической привязанности явления, приводят нас к важности рассмотрения индивидуального события во всей его глубине взаимодействия, включающего элементы окружающего мира, поведения и психики индивида. Динамическая модель психики, включающая индивида, его психику, поведение и окружающий его мир, может демонстрировать эти взаимосвязи, причем на любом временном срезе и, имея свое построение на общих психологических законах, отходить от историко-географической привязанности, которая таким образом уступит место ситуационной обусловленности. Уходя от видения «класса как сущности», то есть от объяснения тех или иных явлений их определением, мы приходим к важности подробного познания внутренних психических механизмов, а если рассматривать это направление в контексте динамической модели психики, то мы говорим о необходимости динамического моделирования причин и механизмов той или иной деятельности (психической и организменной).

Литература:

  1. Левин К. Динамическая психология: избранные труды / К. Левин. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.

  2. Кассирер, Э. Философия символических форм. Язык / Э. Кассирер. – СПб. : Университетская книга, 2001. – 271 с.

Читайте также:  Психопатия - психология

Основные термины (генерируются автоматически): коллективного сознания, Динамическая модель психики, часть коллективного сознания, коллективное сознание, Коллективное сознание, динамичностью коллективного сознания, периферии коллективного сознания, росте коллективного сознания, центре коллективного сознания, содержании коллективного сознания, продукты коллективного сознания, Изученность проблемы социально-психологической, области коллективного сознания, социально-психологической оценки коллектива, способа мышления, проблемы социально-психологической оценки, научного мышления, место пожилым людям, психологии труда, социальной психологии.

Источник: https://moluch.ru/archive/33/3782/

Психотип личности: классификация и описание

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера.

Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности.

Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей.

Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности.

«Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей.

Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию.

Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа.

Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Психотип личности: классификация и описание Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/psihotipy-lichnosti/

Психотипы человека и здоровье

Версия для печати

Психотип — совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Умение определять психотипы личности поможет максимально использовать потенциал человека, предусмотрительно избегая острых противоречий.

Читайте также:  Глубина и свобода мышления - психология

Психический тип личности

По преобладанию определенных черт психического склада личности выделяют различные клинические типы психопатов, в том числе: астенические, психастенические, возбудимые, паранойяльные, истерические и др.

степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влиянии среды. Их проявления разнообразны.

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять такие классические типы психопатии (П.Б.Ганнушкин):

1) цилоиды, основой признак которых — постоянная смена настроения с колебаниями цикла от часов до месяцев; 2) шизоиды,для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений; 3) эпилептоиды, чей основной признак крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость. жестокость. склонность к скандалам; 4) астеники,которым свойственна повышенная впечатлительность, психическая возбудимость.сочетающаяся с быстрой посещаемостью, раздражительность, нерешительность; 5) психоастеники — тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомненьям; 6) психопаты паранойяльные — склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой; 7) психопаты истерические — характеризуются обратить на себя внимание окружающих, причем оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону; 8) психопаты неустойчивые — основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих; 9) психопаты органические — отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но беспомощны, когда нужно применить знания или проявить инициативу; умеют «держать себя в обществе», но банальны в суждениях[с.506-508]. Литература: 1. Шапарь В.Б. Новейший Психологический словарь.

Как быстро узнать человека с хорошим душевным здоровьем

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_bystr… Душевно здорового человека отличить от невротика обычно несложно. Для душевно здоровых взрослых людей характерны: • Обычно хорошее настроение, чувство юмора • Экстравертированность, обращенность вовне, на мир и людей, Смотрит на собеседника, видит собеседника, слышит собеседника • Склонность скорее действовать, чем переживать • Это человек дисциплинированный, взрослый, ответственный Не впадает в неконтролируемые «настроения», выполняет договоренности • Социальная адекватность и отсюда чаще социальная успешность. Впрочем, очень талантливые люди могут быть социально успешными и без всякого душевного здоровья. • Ведет здоровый образ жизни, скорее жаворонок Как заметить невротика Обычно более невротичен человек, для которого характерны позиция Жертвы, обвинительность или оправдания, перепады настроения, отсутствует режим, присутствуют вредные привычки. Если серьезно сутулится — невротик почти всегда. Человек-ребенок и душевное здоровье Маленькие дети, как правило, очень душевно здоровы. А вот человек-ребенок, как правило — невротичен. Склонность к обидам, обвинениям, неумение контролировать свои чувства и желания — это не показатели душевного здоровья.

Психотип

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/psihotip Психотип (психологический тип) — характеристика человека с точки зрения психологии. Психотип — более узкое понятие, чем тип личности, куда включают не только психологические, но и социальные особенности человека, его образ жизни, его ценности и привычки. Психотип — описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться. Описание особенностей поведения человека с точки зрения трудностей для окружающих (смотри Характер) либо возможностей влияния на него. В зависимости от степени выраженности психотипа говорят о рисунке личности,акцентуации характера и психопатии. Смотри Акцентуация характера и психопатия Классификации психотипов В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов.

Классификация психотипов

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/855619/

Классификация психотипов

Классификация психотипов

Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей.

Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают.

Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.

Учтите: большинство типологий и классификаций, которыми вы пользуетесь — не про вас и не про ваше окружение.

Почему? Дело в том, что самые популярные современные типологии были созданы на основе обобщения наблюдений за поведением людей не самыми нормальными, а то и с психическими отклонениями. Холерики и флегматики, шизоиды и параноики.

И, как правило, уровень личностного развития этих людей был не самым высоким, т.е. в их поведении доминировали шаблонные, они же типологические, особенности.

А чем выше уровень личностного развития, тем более сложным становится рисунок личности, тем труднее он вписывается в прокрустово ложе типологий. Тем не менее польза от типологий есть, хотя бы в том, что они помогают составить первое впечатление о человеке, прогнозировать, какое поведение для него будет наиболее комфортным, а какое может быть потенциально конфликтным.

В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов (психотипов ). В Университете практической психологии мы разбираем эту тему достаточно глубоко, а если говорить кратко, то факты таковы.

Классификации, разработанные до 20 века

Классификации, разработанные в первой половине 20 века

  • Типы характера по Э.Кречмеру: астеник. атлетик. пикник. Смотри Теория характера Кречмера
  • Типы темперамента по У.Г.Шелдону: эндоморфный. мезоморфный и эктоморфный тип. Смотри Типы темперамента по Шелдону
  • Личностные типы по Карлу Юнгу: экстраверт — интроверт. Смотри Личностные типы по Юнгу. Развитием этой классификации стала типология Майерс-Бриггс (MBTI).
  • Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду. лабильный, демонстративный и др. Смотри Типы акцентуаций по К.Леонгарду
  • Психотип по П.Б.Ганнушкину. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» Ганнушкиным была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники. мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е.Личко

Классификации, разработанные во второй половине 20 века

Классификации, созданные в 21 веке

Для самых конкретных практических задач психологи разрабатывают самые разные классификации психотипов.

  • Психологический тест Н.И.Козлова «Что вы за птица ?» делит людей на типы Ястреб, Голубь, Страус. Этим трем типам соответствуют три основных стиля влияния: Силовик. Душка. Тактик. В Университете практической психологии каждый студент учится использовать любой из этих стилей в нужный момент. Аналог этого теста в деловой сфере — тест «Красный — синий — зеленый» (автор Вальтер Штайн).
  • Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ. См.→
  • Есть люди, по своему характеру склонные переживать. а есть — по своему характеру склонные действовать.
  • Классификация Четыре стихии
  • Эннеаграмма личности (Энтузиаст, Конфронтатор, Достигатель, Миротворец, Индивидуалист, Наблюдатель, Помощник, Скептик, Реформатор).
  • Типы руководителей по И. Адизесу.

Гость 14 ноября 2013 21:48:04

Все люди могут изменить судьбу. Независимо от возраста и пола. И главное здесь, не надо обращать внимание на возраст. Для Бога не имеет значение Вы замужем или нет, женаты или нет. Самое главное, Ваши действия.

Они не должны вредить жизни хороших людей. Хорошие это те люди, которые искренне верят в Бога. Не хотят вреда для людей. Кроме Бога и Вас никто не сможет изменить судьбу Вашу. Это не молитва. Точно не религиозные молитвы.

С уважением, Чингиз.

Вадим Бережной 14 мая 2015 14:19:26

«Хорошие это те люди, которые искренне веря в Бога» — абсолютно не верно.

История даёт нам пример «святой инквизиции» — истово верящие в Бога и уверенные, что делают богоугодное дело, сожгли на кострах инквилиции сотни тысяч, миллионы ведьм, уничтожили целые индейские цивилизации на обеих американских континентах.

Можно привести великое множество преступных деяний религиозных фанатиков (например, убийство священника Александра Меня). Так что задумайтесь над моими словами, уважаемый Комментатор Чингиз.

Гость 24 апреля 2016 18:14:43

Комментатор внизу, бога не существует.

Развитие темы

Личностные типы по Карлу Юнгу: «Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выделении двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые варьируют в зависимости от общей у.

  • Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного вз.

  • Разные исследователи выделяют разные акцентуации. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов. В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонг.

  • Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ описал четыре типа: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтро.

    Связанные статьи

    Можно, конечно, над собой работать самому и самостоятельно. Только людям нравится — вместе, и с ведущим, и особенно хорошо, если это можно делать из любого города и из любой страны мира — онлайн, через интернет. Сегодня это уже — возможно. Приглашаем вас на Дистанцию онлайн! Дистанция — это са.

  • Опросник по Классическому ДИСК (DiSC® Classic) в мире представлен компанией Inscape Publishing. Согласно классификации ДИСК, люди в одних стилях реагируют на мир, атмосферу, ситуацию, среду как на враждебную, недружественную, антагонистичную, опасную, конкурентную (как и ниже, для наглядности.

    Самые популярные материалы

    Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.

  • Мужчина хочет, чтобы любовь женщины выражалась так, как он хочет, при этом языки любви у мужчин обыч.

  • Самодостаточность — это когда тебе достаточно самого себя и ты не боишься одиночества. Когда все важ.

    Больше информации по теме: http://www.psychologos.ru

  • Источник: http://mymylife.ru/domashnee-khozyajstvo/domashnie-sovety/74455-klassifikatsiya-psikhotipov

    Учение Аристотеля

    Психологические взгляды Аристотеля (384-322 до н.э.) наиболее полно отражены в следующих трудах мыслителя: «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти» и «О сновидениях».

    С точки зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних предметов к знанию. Оно бывает чувственным и разумным. На этапе чувственного познания главную роль играют ощущения. Концепция ощущений изложена Аристотелем в V-XII главах первой и в I-IV главах второй книги трактата «О душе».

    Читайте также:  Как и зачем ставить цели на год? - психология

    Ощущения — страдательное (производное от внешнего) состояние, они не могут существовать без внешнего воздействия. «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество». Ощущение — это предпосылка к познанию.

    По Аристотелю, существа, не имеющие ощущений, ничему не научатся и ничего не поймут.

    Ощущения отличаются от знания тем, что происходят извне и отражают отдельные, единичные явления. Знание же имеет дело со всеобщим и существует некоторым образом в самой душе. Поэтому мыслить может всякий когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли: для него необходимо присутствие возбуждающего это ощущение предмета.

    Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, которое содержит в себе одновременно и умозаключение, и веру. «Невозможно иметь мнения, которым не доверяешь».

    Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основе суждения, то есть мнение — это эмпирический метод познания, оно может являться заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных изменению фактов.

    Научное знание существует в форме определений и доказательств. В отличие от восприятия знание имеет своим предметом всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное. В отличие от мнения знание в форме суждения всегда истинно и приводит к пониманию основ (причин) существования вещи.

    Аристотель признает единство чувственного и разумного познания: ощущение и познание – в принципе одна и та же способность души. Душа не состоит из предметов, например, в ней находится не камень, а форма (образ) камня.

    Она как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение — форма всего ощущаемого.

    Поэтому предмет мысли также находится в чувственно постигаемых формах, включая так называемые абстракции, что и составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого.

    Заслуживает также внимания учение Аристотеля о деятельном и страдательном разуме (или уме).

    Деятельный разум подобен свету, выделяющему потенциально существующие цвета. Он мыслит понятиями и постигает истину. Страдательный ум проявляется тогда, когда человек обращается к мысленным предметам. В страдательном уме встречаются истина и ложь, он – форма существования деятельного ума.

    Аристотель одним из первых предложил классификацию когнитивных процессов на основе определения функций (и свойств) души. Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление.

    Учение Аристотеля оказало влияние на развитие психологии когнитивных процессов вплоть до наших дней. Так, например, он обосновал гипотезу, которая через много веков была оформлена в виде закона ассоциаций и ассоциативной концепции памяти, а также сформулировал законы мышления, обоснованные при помощи логически выводимых научных понятий.

    Источник: http://www.psyworld.info/aristotel

    Типология

    Типология — это метод научного познания, направленный на разделение некоторой совокупности объектов и их объединение в некоторую упорядоченную группу с помощью типа, то есть обобщённой, идеализированной модели.

    Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов, как сосуществующих, так и разделённых во времени.

    В системе научно-теоретических и практико-ориентированных дискурсов термин «типология» применяется для обозначения результатов типологического описания и сопоставления.

    Проблема типологии возникает во всех науках (см. Наука), которые имеют дело с разнородными по-своему составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания (систематизации) и объяснения этих множеств.

    Будучи одной из наиболее универсальных процедур научного мышления, типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надёжных способов их идентификации.

    В своей теоретически развитой форме типология стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности, позволяющие предсказать существование неизвестных пока ещё объектов.

    Типология может основываться на понятии типа как основной логической единицы разъединения исследуемой реальности либо использовать иные логические формы. Это, во-первых, классификация (см.

     Классификация), цель которой сводится к построению иерархической системы классов и их подклассов на основе некоторых признаков, как присущих самим объектам (естественная классификация), так и не свойственных им; во-вторых, систематика (см.

     Систематика), предполагающая максимально полную и расчленённую классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия (см. Таксономия), в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.

    Хотя границы между этими формами в значительной мере условны и их применение в той или иной области в большой мере зависит от исторической традиции (например, в биологии даже типологические задачи в узком смысле слова рассматриваются в рамках таксономии и систематики), тем не менее типология по существу выступает как теория и язык таксономии, а последняя интерпретируется как обоснование систематики и анализ её языка и методов.

    В основе типологии лежит понятие о нечётких множествах, то есть множествах, не имеющих чётких границ, когда элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности.

    Типология проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям) или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать по способу их построения соответственно эмпирическую и теоретическую типологии.

    В основе первой лежит количественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путём, систематизация и интерпретация полученного материала.

    Теоретическая типология предполагает построение идеальной модели объекта, обобщённое выражение признаков, фиксацию принципов таксономического описания множества изучаемых объектов (таких, например, как гомологическое сходство в систематике животных, принцип симметрии в физике элементарных частиц и так далее).

    Теоретическая типология опирается на понимание объекта как системы, что связано с вычленением системообразующих связей и с построением представления о структурных уровнях объекта. Такая типология служит одним из главных средств объяснения объекта и создания его теории.

    Общие принципы типологии существенно зависят от того, как истолковывается понятие типа. Развитие науки позволяет выделить три линии в трактовке этого понятия и соответственно три способа построения типологии.

    Первая линия в трактовке типологии формируется уже в Античности, где складывается представление о типе как неизменной, вечной идеальной сущности, которая предшествует существованию вещей (Платон) или существует в вещах (Аристотель) и проявляется в видовых или индивидуальных различиях в качестве идеального прообраза, плана, нормы. С этим связаны многочисленные поиски «архетипа», «плана строения», «морфотипа», «неизменной структуры» объектов и так далее. В биологии эта линия нашла своё выражение в так называемой морфологической типологии (иногда её называют идеалистической морфологией), ставившей целью отыскание некоего первотипа, пратипа («прарастение» И. В. Гёте, «архетип» Р. Оуэна), а изменчивость трактовавшей как несовершенное выражение реально существующего пратипа. Такое понимание типологии находит сторонников и в XIX веке (Г. Тейхмюллер), и в XX веке (А. Неф, В. Тролль), которые, абсолютизируя значение статической модели или типа, противопоставляют типологическое мышление эволюционному. Такого рода типологии строились и в сравнительной психологии, и в психоанализе, и в психопатологии (В. Штерн, Э. Шпрангер, О. Вейнингер, К. Г. Юнг, Э. Кречмер); среди наиболее известных — типология интровертных и экстравертных личностей Юнга и типология темпераментов Кречмера и другие.

    С утверждением в научном познании идеи эволюции в трактовке типологии возникает вторая линия, связанная с историческим пониманием типа и с представлением о типологии как отображении системы в её развитии. Отличительной чертой таких типологий является существенная роль времени в их построении и обосновании.

    Способы такого рода отображения, однако, различны в разных науках. Например, в биологии эволюционный подход привёл к формированию филогенетической (или филетической) систематики.

    Её типологическое обоснование исходит из понимания гомологического сходства как критерия родства, а иерархически организованной системы органического мира — как отображения филогении; при этом спорные вопросы возникают прежде всего в связи с пониманием способов построения иерархии (возникло ли все многообразие органического мира из одного корня — принцип монофилии; или таких корней было много — принципа полифилии) и с отысканием надёжных критериев, позволяющих за каждым таксоном закреплять единственное место в системе. В языкознании сравнительно-историческая типология, основанная на сравнении языков по сходству их субстанций (звучания и значения) и отнесении их по этому критерию к определённым родственным группам, привела на рубеже XVIII–XIX веков к построению генеалогического древа индоевропейских языков (А. Шлейхер), причём морфологические типы языков трактовались как стадии или ветви эволюционного развития из некоего единого праязыка.

    Формирование третьей линии в трактовке типологии связано с пониманием типа как особого методологического средства (см. Методология), с помощью которого строится теоретическая модель изучаемых объектов.

    При этом типология выступает как результат сложной работы научного мышления, которое теоретически реконструирует наиболее существенные характеристики исследуемого множества объектов и соединяет их в понятии типа.

    На этой основе в рамках множества может быть выделен некоторый определённый объект, который по ряду критериев рассматривается в качестве представителя всего множества объектов (например, конкретный вид и его место в конгрегационной биологической систематике Е. С. Смирнова).

    Переход к истолкованию типа как методологического, аналитического средства, имел два важных следствия.

    С одной стороны, он способствовал отказу от трактовки типологии как полного и однозначного отображения системы: множеству конкретных типологических процедур соответствует и множество различных типологий для данной системы.

    Поэтому построение типологии предполагает специальный анализ совокупности вводимых типологических понятий и их обоснование. Такой подход открывает путь к построению абстрактных типологий, в которых тип понимается как сложная конструкция, размещённая в многомерном таксономическом пространстве.

    Тип выступает тем самым как идеализованный объект, а не как непосредственный заместитель эмпирически данного множества объектов. Именно в качестве идеализованного объекта он позволяет строить многофакторные модели, создаёт базу для использования логико-математических методов.

    Сдвиг проблематики типологии в сферу методологии даёт возможность использовать достижения современной логики, в частности различение класса и типа, понятийных систем, применяемых в науке (классификационных, сравнительных и измерительных), экстенсиональных и интенсиональных языков, а также позволяет найти переход от классификационных понятий к измерительным.

    Так, в языкознании поворот к методологическому пониманию типологии повлёк за собой отказ от глобальных, сравнительно-исторических типологий языков, привёл к анализу иерархии уровней языка и их единиц, к формированию содержательной, или семантической, типологии, количественной типологии (Д. Тринберг), генеративной, или порождающей, типологии (Б. А.

    Успенский), структурной типологии, анализирующей отношения между элементами системы языка и других. Аналогичная линия заметна и в развитии типологии в биологии: критический пересмотр филетической таксономии привёл к числовой таксономии Р. Сокала, конструкционной морфологии Г. Вебера, гомологической морфологии А. Ремане, гомогенетической таксономии А. А. Любищева.

    В социальных науках этот поворот был особенно заметен в методе идеальных типов М. Вебера, выраженном в создании абстрактных конструкций, которые представляют собой заведомое упрощение, логические фикции, предельные понятия, не имеющие непосредственного аналога в реальности и используемые для исследования причин отклонения исторической действительности от идеального типа.

    В методологии конструированных типов, предложенной X. Беккером, проводится мысль о том, что типология основывается на отходе от описываемой реальности и на выборе какого-то отдельного случая или события в качестве типа. Социологическое исследование ориентируется на анализ частотности распределения по каждому типу и отклонений от типа. Типология мировоззрений, предложенная В.

     Дильтеем, и типология человеческой духовности, развитая Г. Зиммелем, основаны на вычленении идеальных типов.

    В ряде общественных наук типология может рассматриваться как форма представления знания или как предшествующая построению теории какой-либо предметной области, или как «финитная» (завершающая) при невозможности (или неготовности научного сообщества) сформулировать адекватную области изучения теорию.

    В этом отношении происходит сближение типологии с методом идеальных типов и методами структурно-функционального анализа, а сама типология начинает осмысливаться как результат сложной и многоуровневой реконструкции исследуемого множества объектов, возможной одновременно по разным критериям типологизации. Таким образом, одной предметной области может быть поставлено в соответствие множество типологий — интерпретаций.

    Типология, построенная на основе теоретических предположений, обладает важным преимуществом, поскольку позволяет предсказать возможные и ожидаемые объекты, выявить «некоторые незанятые» участки, где позднее будут помещены вновь открытые формы (как это было с периодической системой элементов в химии). Вместе с тем, перенос проблем типологии в сферу теории и методологии остро ставит вопрос об эмпирической интерпретации типологий, о соотнесении их с реальными множествами объектов, о нахождении определённых правил (например, правил запрета некоторых возможных комбинаций) сопоставления типа и его эмпирических показателей. Логическое учение о типологии развито Б. Расселом, для которого математическая логика основана на теории типов, а тип определяется как ранговое значение пропозициональной функции.

    Источник: http://gtmarket.ru/concepts/6846

    Ссылка на основную публикацию