Трудный и простой мир — психология

Секреты общения с трудными людьми

Трудный и простой мир - психология

Иногда так бывает, что член семьи, коллега или, еще хуже, начальник, агрессивный и сложный человек, может превратить прекрасный день в ужасное испытание просто так, без причины. Если нет возможности не общаться с этим человеком, что делать?

Всем нам знакомы люди настолько раздражительные и трудные люди (их еще называют людьми  со сложным характером), что никто не может найти на них управу. В большинстве случаев, избегание это не выход, хотя это возможно. Иногда случаются ситуации, которых нельзя избежать.

Вы можете «переждать грозу», проворчать или пожаловаться другу: «Он просто невыносим» или «Она просто фурия». Но намного лучше начать развивать свои навыки в психологии межличностного общения.

Во-первых, возьмите на себя ответственность за это общение. Вражда это ваше чувство, хотя и к другому человеку. Даже самые невыносимые люди — это чьи-то дети и у них есть матери. И его кто-то любил и любит. Если вы сможете контролировать свою реакцию и принять на себя ответственность за это, более продуктивного шага просто не существует.

Беспристрастность это всегда наилучшее решение, потому что, если вы сможете вести общение без бурной реакции, без эмоций, вы будете хладнокровно (в хорошем смысле слова) налаживать контакт с этим трудным человеком.

Во-вторых, постарайтесь определить, что именно делает этого человека трудным. Это человек эмоционально зависимый, контролирующий или соперничающий? Распознав тип личности, можно понять, что именно происходит и как над этим работать.

Итак, согласно одной из классификаций в психологии межличностного общения, трудных людей можно разделить на 3 типа:

1. Зависимый тип

Такие люди хотят, чтобы о них заботились и любили. Они чувствуют себя слабыми, их привлекают более сильные личности. Хотя когда они в отчаянии, они могут «прилипнуть» к любому человеку, сильному или слабому.

2. Контролирующий тип

Люди конролирующего типа должны всегда и везде быть правы. Контролирующий тип всегда находит оправдание для своего поведения, грубого или не очень. Такие люди всегда находят причину обвинить других. Контролирующие люди это перфекционисты и менеджеры по натуре. Их способность критиковать других просто бесконечна.

3. Соревнующийся тип

Такие люди должны всегда выигрывать. Они воспринимают любые встречи на своем пути, даже самые обыденные, как соревнование. Пока они не победят, не успокоятся.

Важно понимать, какие меры, в принципе, бесполезны в общении с трудными людьми. чтобы правильно общаться с людьми с тяжелым характером или большим самомнением.

Чего не стоит делать?

  • Зависимый тип невозможно избегать. Такие люди напоминают липучку, которая прилипает каждый раз, когда вы рядом. Они также не воспринимают вежливые отказы, а если применить прямой и резкий отказ, есть шанс остаться врагами. Нейтральное отношение ранит их и заставляет их чувствовать себя незащищенными.   
  • Контролирующий тип не отступит, даже если вы представите полное доказательство того, что вы правы, а он — ошибается. Таких людей не интересуют факты, их интересует правота. Если вам попался трудный человек и, вдобавок, перфекционист, вы не сможете усмирить его тем, что сделаете что-то лучше, чем он. С его стороны всегда найдется место для критики.   
  • Соревнующийся тип невозможно нейтрализовать с помощью просьбы. Любое проявление эмоций для таких людей — как красная тряпка для быка. Они воспринимают слезы как признак вашей слабости и продолжают делать свое дело еще настойчивее. Они «жаждут крови», даже если вы умоляете их на коленях. Если же вы настаиваете на своем и пытаетесь выиграть в подобном соревновании, они удаляются.

Как правильно общаться с людьми, если они — трудные 

Зависимый тип

Его можно нейтрализовать, если показывать ему, как справляться с трудностями самому. Стоит возложить на него ответственность. Вместо того, чтобы делать то, что он хочет, покажите, как ему самому это сделать.

Такая тактика срабатывает в общении с детьми, а зависимые люди это дети, которые не могут повзрослеть (вот почему они кажутся такими инфантильными).

Если они начинают говорить, что вы делаете что-то лучше, отвечайте им, что это не так.

Чем вы кажетесь сильнее и способнее, тем больше они будут к вам «прилипать». В конечном счете, найдите такие ситуации, в которых вы можете честно сказать человеку: «Мне нужна твоя помощь». Человек вам или поможет, или же уйдет. В любом случае, вы будете удовлетворены результатом.

Контролирующий тип

Его можно усмирить, если вести себя бесстрашно. Глубоко в душе, контролирующий тип боится того, что он неадекватен и не нравится людям. Такие люди защищаются от своей же слабости и уязвимости, заставляя окружающих чувствовать себя беззащитными и не достаточно хорошими.

Покажите такому человеку, что вы достаточно хороши. Если вы что-то сделали хорошо (по работе или нет), скажите об этом и не поддавайтесь на его вечное стремление к улучшениям. Будьте сильным и умейте постоять за себя в общении с ним. Но прежде всего, не превращайте вашу встречу в выяснение, кто прав, а кто — неправ. Вы никогда не сможете выиграть в его воображаемой игре. 

Соревнующийся тип

Такой человек может быть нейтрализован, если позволить ему победить. Пока такие люди не победят, они не смогут проявлять великодушие.

Большинство людей соревнующегося типа хотят быть благородными, это возвышает их в собственных глазах, и, кроме того, соревнующийся тип никогда не упускает из виду свой имидж.

Если вы не согласны с таким человеком, никогда не показывайте своих эмоций или просите снисхождения. правильно общаться с людьми соревнующегося типа лучше на языке фактов и неоспоримых утверждений.

Чтобы поставиь такого человека на место, вступите с ним в разумный спор. Если разговор основывается на фактах, соревнующийся тип может отступить без ощущения себя побежденным — ведь в споре вы основываетесь на фактах.

Например, вместо того, чтобы говорить «Я слишком устал, уже слишком поздно и это несправедливо, что меня просят работать сейчас», скажите: «Мне нужно больше времени, чтобы изучить этот вопрос, и я смогу предоставить результат завтра и гораздо быстрее, когда я буду с утра со свежей головой».

Существуют еще несколько типов трудных людей, к которым тоже нужен особый подход:

Люди с большим самомнением

Люди с большим самомнением — это еще один «тяжелый случай» в психологии межличностного общения. Дайте им сказать все, что они хотят. Вы не можете заставить их замолчать.

В большинстве случаев, вы можете игнорировать их разговоры. Такие люди склонны забывать то, что говорили. Если они тиранят вас, держитесь от них подальше.

Те, кто живет с трудными личностями и женится на них, используют такую стратегию — расслабляются и наслаждаются этим ежедневным шоу.

Вечно жалующиеся люди

Такие люди злы и недовольны, они не понимают, что источник их злости находится внутри них.  Ваш единственный выход это приспособиться в целом и держаться от них подальше, когда это возможно. Не стоит соглашаться с их жалобами или пытаться их утихомирить. У таких людей всегда хватает сил на жалобы и гнев.

Люди с позицией жертвы

Такие люди отличаются пассивно-агрессивным поведением. Если такие люди опаздывают, например, на полчаса на встречу, это всегда случается по какой-то нехорошей причине (а она всегда найдется: водитель попался нерасторопный или пробки в городе). Такой подход позволяет им снимать с себя ответственность. То, что вы пострадали из-за подобного опоздания, никогда их не волнует.

Самая лучшая тактика это разозлиться настолько, насколько это действительно вас задело, если требуется. Не принимайте их позицию жертвы как извинение.

Если человек принадлежит к подобному типу «бедный я», но без пассивно-агрессивных действий, лучше предложите ему свою реальную помощь, нежели сочувствие и симпатию.

Например, если человек жалуется, что страховка на машину стала такой дорогой, предложите ему денег в долг или посоветуйте банк, где можно взять кредит наличными, но не стоит говорить ему «Это ужасно, бедняга».

В итоге, можно сказать, что большинство людей со сложным характером в повседневной жизни хотят видеть рядом кого-то, кто бы их выслушал и не осуждал. Если вы можете выслушать подобного человека, не особо вникая, как бы «одолжить» свои уши на время, это также отличный подход. Хороший слушатель это тот, кто не спорит, не критикует, навязывает свое мнение или перебивает.

Если трудный человек искренне заинтересуется вами (хотя большинству трудных людей это чуждо), он или она предложат вам поговорить, а не просто послушать. Но хороший слушатель тоже может утомиться. Как только вы ощутите, что вас используют, постепенно отдалитесь от этого человека.

Психология межличностного общения помогает вам понять, что вам нужно исправить в вашей манере общения, с чем можно мириться в общении, чего лучше избегать — то есть, в целом, лучше понимать, как правильно общаться с людьми.

Как все успеть? Простые правила тайм-менеджмента для мамПринято считать, что декретный отпуск — это время, когда женщина обязана ухаживать не только за ребенком, но также успевать все по дому.  На практике женщины часто «устают» от декретного отпуска совсем не из-за скуки, а, наоборот — из-за вечной суеты и отсутствия времени на себя. К…
Почему умные люди живут дольше?Знаете ли вы, что хорошо развитый интеллект помогает людям быть не только успешными, но и здоровыми?  Многочисленные эксперименты показали, что низкий уровень интеллекта  влияет на жизнь человека негативно. А развитый интеллект, наоборот, делает жизнь человека лучше. Одна из самых увлекат…
Все слышали о том, что люди делятся на интровертов и экстравертов. Но не все действительно понимают, в чем же разница между интровертами и экстравертами. Многие люди и вовсе считают, что быть экстравертом лучше, чем быть интровертом. Кто-то думает, что, чтобы быть успешным, нужно быть экстраве…
10 правил воспитанного человекаХорошие манеры украшают человека. С хорошо воспитанными людьми всегда приятно общаться.  А невоспитанные люди, напротив, отталкивают от себя окружающих. Это может мешать как в работе, так и в личной жизни.   Как стать воспитанным человеком?   Но, к счастью, стать воспитанным человеко…
3 главных отличия пессимистов от оптимистовБыть или не быть оптимистом? Насколько плохо быть пессимистом? Об этом можно спорить бесконечно, и все равно каждый из нас останется при своем мнении.  Кто такие оптимисты и пессимисты? Оптимисты это люди, которые стараются видеть больше положительного во всем и готовятся к лучшему. А пессимис…

На нашем сайте читайте онлайн о психологии всегда самые последние новости психологии, а также статьи о психологии и сексуальных отношениях. Для вас онлайн психология мужчины и женщины, психология личности, самооценка и уверенность в себе, книги для саморазвития, психология воспитания детей, развивающие книги для детей, психологические тесты онлайн бесплатно без регистрации.

Источник: http://www.gohappy.ru/article/87

5 советов, как преодолеть трудности

5 советов, как преодолеть трудности

Дата публикации 28 мая 2013. Опубликовано в Жизнь

В жизни не бывает всё так гладко, как нам бы того хотелось. Всё меняется, что-то удается, что-то нет.

На работе или дома иногда всё замечательно, а порой мы сталкивается с трудностями, через которые мы должны пройти. В этой статье приведены несколько советов, методов, как справиться с трудными периодами в жизни.

Возможно, это натолкнет вас на размышления или даст возможность смотреть на трудные ситуацию со  другой стороны.

Как преодолеть трудности? 5 советов:

  1. Некоторым людям свойственно преувеличивать. Они могут из небольшой трудности вырастить огромную проблему. Может это вовсе и не проблема, а просто вы так решили, что у вас она есть. Возможно, перед вами поставлена сложная задача и вам ее просто нужно решить. Не нужно ее воспринимать как проблему. Эта маленькая перемена делает жизнь чуть проще и легче.

  2. В таких ситуациях, когда трудно справиться с новой задачей, всегда вспомните, что у кого-то дела обстоят намного сложнее.

    Когда человек полностью зациклен на своей проблеме, это мешает ему увидеть также и положительные стороны в сложившейся ситуации. Будьте благодарны за то, что уже есть в вашей жизни.

    Всегда можно увидеть позитив в самой сложной ситуации. В остальных ситуациях и делах лучше не сравнивать себя с другими.

  3. В любой трудности или проблеме всегда заложен некий урок и возможность роста вас как личности. Верьте, что данная ситуация вам случилась с вами, чтобы чему-то научить вас. Вам остаётся только разгадать её тайный смысл, извлечь и усвоить ее урок. И вам больше не придется сталкиваться с подобными ситуациями. Так вы становитесь опытнее и мудрее по жизни.

  4. Постарайтесь сразу решить проблему или устранить ее последствия. Вместо того, чтобы тратить время на причитания и проявления эмоций, лучше подумать, что можно сделать. Что я могу исправить  в данный момент? Возможно, вам хватит несколько минут, чтобы устранить трудность и вы увидите, что не так уж все и страшно. Лучше это сделать как можно раньше, не откладывая на потом, на завтра.

  5. Когда вы предприняли все вышеуказанные способы и ничего не работает, то примите ситуацию, какой она есть. Иногда бывает именно так, как только ситуация принимается и борьба прекращается, проблема решается сама собой. Так бывает, но редко.

    Порой, решение выплывает только через некоторое время. Возможно, вы не хотите с чем-то смириться, не принимая данную ситуацию, это может лишь усугубить проблему.

    Принятие всего как есть позволяет вам не тратить свои нервы,  не переживая напрасно.

Помните, в жизни вам всегда будут встречаться разные трудности, тяжелые периоды, испытания. Без них жизнь была бы не такой красочной. Ведь всё познается в сравнении.

Трудности закаляют человека и делают сильнее, идти по жизни становится легче. Это скрытые ваши учителя, которые на самом деле, возникают для вашего блага. И у каждого они свои.

Читайте также:  Игра «машина» - психология

Но верьте, что после трудностей всегда будет что-то светлое и радостное в вашей жизни.

Вика, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/life/3117-5-sovetov-trud

Тип 2: внешне трудный и внутренне простой жизненный мир

Тип 2: внешне трудный и внутренне простой жизненный мир

Описание мира.

Отличие этого жизненного мира от предыдущего состоит в его трудности. Жизненные блага не даны здесь непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, помехами, сопротивлением вещей, которые препятствуют удовлетворению потребности. Для того чтобы жизнь могла осуществляться, необходимо преодолевать эти трудности.

Причем главное состоит в том, что преодоления требует не только трудность, т. е. психологическое «лицо» препятствия, но и его материальное тело, обладающее своей безразличной к целям и потребностям данной жизни определенностью, что создает необходимость построения некоторого «органа», способного трансцендировать наличные границы жизненного мира.

Такой «орган» должен, с одной стороны, обладать телесностью, чтобы говорить с миром-в-себе на его, мира, «вещном» языке, а с другой — он должен быть изнутри проникнут чувствительностью, изнутри являться жизнью.

Всякое трансцендирование им жизненного мира, преодоление его границ, по сути дела, является расширением границ жизни на ранее абсолютно внешние ей области.

Если от феноменологического описания перейти к описанию конкретно-научному, то этим органом окажется не что иное, как «живое движение» [28, с.178]. Оно, как блестяще показал Н. А. Бернштейн [27], чтобы быть успешным, должно каждый раз заново строиться в каждой новой поведенческой ситуации по той причине, что последняя всегда уникальна с точки зрения своих динамических характеристик.

Внешнюю, видимую целесообразность поведения живых существ в условиях предметно и динамически уникальной ситуации невозможно объяснить иначе, чем предположив наличие у них психического отражения. (41) Внешняя предметная деятельность и психика, точнее опосредованная психикой деятельность, и есть основное новообразование, необходимое для жизни в трудном мире по сравнению с легким. (42 )

Каков хронотоп анализируемого жизненного мира? Трудность внешнего мира в терминах хронотопа означает наличие «протяженности», т. е. пространственной удаленности (жизненных благ) и временной длительности (необходимой для устранения удаленности).

Феноменологически это выражается в появлении во внешнем аспекте хронотопа наряду с «тут» и «сейчас» новых измерений «там» и «тогда». Иначе говоря, внешний аспект психологического мира развертывается в некоторую пространственно-временную перспективу.

Что касается внутреннего строения данного жизненного мира, то он по-прежнему остается простым. Это отсутствие внутренней расчлененности и структурированности жизни в пространственно-временной развертке означает отсутствие «сопряженности», т. е.

отсутствие пространственной связанности, «соположенности» жизненных единиц (= отношений = отдельных деятельностей) и связей временной последовательности между ними. Речь идет об отсутствии внутреннего «стола», пользуясь метафорой М.

Фуко [159], на который субъект мог бы «положить» перед собой свои отношения к миру, сопоставить их, соизмерить, сравнить, спланировать последовательность их реализации и т. д. и без которого его внутренний мир остается «простым» даже при множественности и объективной перекрещенности его жизненных отношений.

Впрочем, для удобства рассуждений мы будем в основном пользоваться таким воображаемым жизненным миром, простота которого обеспечивается его предполагаемой односоставностью, т. е. наличием у субъекта всего одной потребности, одного жизненного отношения. Феноменологически «простота» выражается как «это всегда».

Опишем теперь жизнедеятельность и мироощущение существа, живущего в трудном и простом мире.

Деятельности присуща в этом мире неуклонная устремленность к предмету потребности, эта деятельность не подвержена никаким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести — одним словом, простота внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия — внешние.

Каждое достижение предмета потребности таково, будто дело идет о жизни и смерти. Так, оно, впрочем, психологически и есть, поскольку здесь имеет место отождествление одного отношения (деятельности) со всей жизнью в целом.

Поэтому деятельность этого существа с эмоционально-энергетической стороны отличается истовостью — ради достижения заветного предмета оно готово идти на любые усилия, на карту ставится все, любое средство заранее оправдано, любой риск осмыслен, любая жертва приемлема.

Вследствие простоты внутреннего мира предельно упрощено и смысловое строение образа внешнего мира. Он выполнен в двух красках: каждый предмет осмысляется только с точки зрения его полезности или вредности для удовлетворения всегда напряженной единственной потребности субъекта.

Другое дело — технический, операциональный аспект деятельности и соответствующее ему отражение. На него приходится основная проблематичность жизни этого существа. Мир озадачивает его только с этой внешней, технической стороны: «Как сделать, как достичь?» — вот основной вопрос, который стоит перед ним.

А основное общее правило решения этой постоянно возобновляющейся жизненной задачи заключается в необходимости адекватно отражать реальность, чтобы сообразно реальности строить свою деятельность. Такая сообразность является в трудном мире необходимым условием существования и сохранения жизни.

Подчинение диктату реальности становится здесь законом жизни, ее принципом.

Какие отношения существуют между принципом реальности и принципом удовольствия? Эти отношения были хорошо известны в философии и психологии задолго до появления психоанализа. (43 ) З.

Фрейд дал лишь терминологию и с подкупающей простотой описал их? «Мы знаем, что принцип удовлетворения присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в высокой» степени опасным.

Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется «принципом реальности», который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [157, с.39].

«Все это чрезвычайно элементарно, — писали Л. С. Выготский и А. Р. Лурия [51, с.6], — азбучно, и, по-видимому, принадлежит к числу неопровержимых самоочевидных истин».

И тем не менее здесь есть целый ряд невыясненных вопросов. Первый из них касается степени самостоятельности принципа реальности. У З. Фрейда нет однозначного ответа на этот вопрос. В одних случаях он называл принцип реальности модификацией принципа удовольствия, в других говорил, что принцип реальности сменяет принцип удовольствия.

Но в целом принцип реальности, по Фрейду, оказывается стоящим на службе у принципа удовольствия и не имеющим самостоятельности. В каком-то смысле это верно, особенно когда под реальностью понимается вещная, материальная реальность, однако нам кажется, акцент должен быть несколько смещен.

Раз следование реальности настолько важно, что без него жизнь в трудном мире была бы попросту невозможна, то нужно предположить, что из ситуативных необходимостей подчиняться реальности рано или поздно рождается надситуативная, глобальная установка следовать ей.

Конечно, генетически она развивается под влиянием принципа удовольствия и из него, точнее из соответствующих ему жизненных процессов черпает свою энергию, но в конце концов эта пуповина рвется, и в жизненном мире появляется новый, не сводимый ни к чему закон — принцип реальности.

Второй, более важный, вопрос связан с выяснением внутренних психологических механизмов реализации принципа реальности. Этот принцип имеет как бы две стороны. Одна из них обращена вовне и состоит в стремлении обеспечить адекватность внешних движений предметным условиям ситуации за «счет точности психического отражения этих условий, вторая — внутрь.

Ее назначение состоит в том, чтобы сдерживать возможные эмоциональные взрывы, которые в силу «простоты» внутреннего мира постоянно грозят при неудовлетворенности потребности разрушить своим хаотическим всплеском всю сложно организованную деятельность, направленную на отсроченное удовлетворение потребности.

Другими словами, внутренняя ипостась реалистической установки — это механизм терпения.

Рассмотрим хронотопическую структуру этого механизма. Выше мы установили, что хронотоп описываемого сейчас типа феноменологически может быть выражен как «это всегда» во внутреннем аспекте и «здесь-и-там», «теперь- и-тогда» — во внешнем.

Что это значит? «Это всегда» означает, что «сознание» субъекта всегда занято одним и тем же: на одно («это»), составляющее предмет его потребности, устремлены все его чувства, ожидания, активность.

Он весь в этом отношении к миру, ничто другое для него не существует.

И точно так же, как данное отношение заполняет собой весь пространственный Горизонт его жизни, оно покрывает собой и всю временную перспективу ее («всегда»).

Что касается внешнего аспекта хронотопа, то он существенно изменен по сравнению с первым типом. Предмет потребности может быть как в непосредственном соприкосновении с субъектом, точнее, с органом потребления, так и на некотором отдалении. То же касается и временного аспекта.

Но главное для характеристики трудного жизненного мира, в отличие от легкого, не само по себе такое объективное обстояние, а то, что оно «схватывается» субъектом с помощью особых психических форм (феноменологически означенных «там» и «тогда»).

За их счет психологический мир субъекта расширен и дифференцирован по сравнению с инфантильным.

Если в последнем никаких субъективных «там» и «тогда» быть не могло, а объективная отсроченность и удаленность блага оборачивалась внутренней эмоциональной катастрофой, то теперь эти феноменологические «там» и «тогда» могут аккумулировать в себе всю эту эмоциональную энергию, делая возможным контроль над нею.

Доводя дело до предельной рационалистической упрощенности, можно сказать, что неудовлетворенность единственной потребности, из которой состоит вся жизнь субъекта, ощущалась бы им как конец этой жизни, как смерть, если бы он не знал, что где-то «там» есть источник жизни и когда-нибудь «тогда» он может быть достигнут.

То же самое можно выразить иначе, на языке эмоциональных категорий: если при отсутствии форм «там» и «тогда» эмоциональное состояние субъекта колеблется между «блаженством» и «ужасом», то при появлении подобных форм психологического пространства-времени происходит дифференциация этих исходных аффектов, такая, что производные эмоции включают в свою структуру указанные формы психологически дальнего и будущего, а именно появляются «беспечность» (в ситуации еще не достигнутого, но уже наверняка гарантированного будущего блага), «отчаяние» (в ситуации несомненного предстоящего неуспеха), «надежда» и «страх» (в промежуточных случаях) [61].

Читайте также:  Любовь мы и любовь я + я (ю. синарева) - психология

Появление пространственно-временной психологической «протяженности» («там» и «тогда») является обогащением структуры психологического мира, которая теперь становится способной в своих узлах схватывать ранее бывшее недоступным будущее и дальнее.

И самое главное заключается в том, что это будущее и дальнее являются не абсолютными, физикальными формами, которые фиксируются из внеположенной происходящим процессам точки, из внепространственной и вневременной позиции абсолютного наблюдателя, проецирующего реальные процессы на идеальные пространственно-временные координаты, т. е.

это будущее не есть то, чего сейчас нет, но что потом будет, а наоборот: феноменологическое будущее («тогда», «потом»), психологически представленное в надежде, страхе и пр., парадоксальным образом есть то, что есть сейчас, но чего потом не будет.

Надежда получить тот предмет есть форма психологического будущего, актуально присутствующая уже «сейчас» и исчезающая как таковая при реальном достижении этого предмета.

Из этих рассуждений вытекает одно фундаментальное положение: оказывается, что предметная деятельность предполагает наличие определенных внутренних, феноменологических условий, без которых она была бы вообще психологически невозможна.

Эти условия образуют сложный и подвижный комплекс механизмов, который условно, можно назвать «терпением» и который феноменологически структурирован тем, что было выше описано в терминах хронотопа трудного и простого мира, а психологически (в эмоциональном аспекте) — состояниями «отчаяния», «страха», «надежды» и «беспечности».

Иначе говоря, внешняя предметная деятельность была бы психологически невозможной, если бы одновременно с ней, как бы на ее изнанке, не разворачивалась внутренняя работа по удержанию панических аффектов, порождаемых неудовлетворенной потребностью.

Работа эта осуществляется за счет частичной субъективной — актуализации объективно отсутствующего блага (в форме надежды, например), наполняющей осмысленностью промежуток между «теперь» и «тогда».

Все это поддерживает нас в убеждении, что принцип реальности — самостоятельная психологическая установка, обладающая собственными внутренними механизмами, а не просто модификация принципа удовольствия.

Прототип.

Укажем на известные прототипы простого и трудного жизненного мира.

Ясно, что к ним относятся все случаи, при которых одна какая-нибудь потребность (мотив, отношение) получает резко доминирующее положение и интенсивность, несопоставимую с силой других потребностей.

Когда содержание доминирующего мотива составляет какая-либо абстрактная идея, убеждение, мы имеем дело с фанатиком, когда его содержание образует некоторая конкретная идея или даже конкретная вещь или действие — с маньяком. (44 )

Анализ психологии фанатизма обнаруживает выделенные нами при описании типа характеристики: неистовость поведения, готовность для достижения цели жертвовать всем и использовать любые средства в сочетании с узостью и ограниченностью восприятия мира.

Прототипом описанного типа являются не только личности определенного склада, но и определенные состояния личности, более или менее длительные, нормальные или патологические.

К ним относятся, скажем, хорошо известные в психопатологии «импульсивные влечения», которые «представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного.

С их возникновением подавляются все остальные желания и представления» [115, с.63].

Область психопатологии дает наиболее близкие к данному теоретическому типу примеры, но из этого, конечно, не следует, что патологическим является всякое состояние, соответствующее второму типу психологического мира. В такое состояние сознание попадает всякий раз, когда актуализировался мотив, требующий от субъекта некоторой деятельности, причем этому мотиву (по крайней мере в данный момент) нет альтернатив.

Источник: https://megalektsii.ru/s50200t1.html

Жизненные миры

1 тип – простой внутренне и внешне

При внутренне простом мире у человека в каждый момент времени есть только одна потребность, только один объект в фокусе внимания: отношения только с одним человеком, внимание только к одному объекту и т.д.

При простом внешнем мире удовлетворение потребности происходит сразу по ее возникновении. Между потребностью и удовлетворением отсутствует пространство и время. Нет никаких «там»,  жизнь субъекта происходит «здесь и теперь». Отсутствует прошлое и будущее, есть только настоящее.

Человек подчинен сиюминутным импульсам. Он не задается никакими вопросами о самой потребности, о ее гарантированности, цене ее удовлетворения.

Человек не умеет справляться с кризисами. Он ничего не предпринимает, испытывает ужасные чувства (крах, страх смерти), но не знает даже, пройдут они когда-нибудь или нет. Человек формирует иллюзию отсутствия проблем или иллюзию решенностипроблемы – это защитный механизм.

Опыт такого типа есть у каждого человека. Все остальные типы надстраиваются над этим.

2 тип – внутренне простой и трудный внешне

Внутренне простой мир характеризуется тем же, что и при первом типе. Человек по — прежнему устремлен только к одному объекту. Он не знает отвлеченности, мук совести, сомнений и пр.

Такому миру известны только одни препятствия – внешние.

Так как внутренний мир простой, то внешний мир воспринимается в двух красках: либо как полезный, либо как вредный с точки зрения его возможности удовлетворить потребность.

Однако внешняя сложность препятствует удовлетворению существующей потребности и требует от человека усилий по преодолению внешней сложности. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением. Для нормального существования человек должен преодолевать их.

Трудный внешний мир означает удаленность жизненных благ и временную удаленность удовлетворения потребности (человек должен терпеть прежде, чем потребность будет удовлетворена). Удовлетворение «здесь и сейчас» невозможно.

Борьба с реальностью невозможна и пагубна. Реальность принимается такой, какой она есть. Человек создает потребности и удовлетворяет их только внутри границ доступной ему реальности, но никогда не противится и не борется с ней.

Реакция в ситуации кризиса – это совпадающее поведение. То есть подчинение внешнему миру, приспособление к нему. Человек рационален, стремится приладить внутренний мир к внешнему.

3 тип – сложный внутренне и простой внешне

Основная проблема этого типа – сложный внутренний мир. Человек способен держать в поле своей психики (внимания, сознания) более одного объекта (цели, задачи, отношения). И человек сначала стремится к реализации одного, а потом − другого.

У такого типа отсутствует ситуативность (нет случайности, благоприятных или неблагоприятных обстоятельств). Основная проблема – это выбор. Но сделать его невозможно, так как все варианты для человека одинаково важны.

Поэтому главнейшей задачей этого типа является формирование внутренней согласованности. Основное стремление – избавится необходимости выбирать. Человек стремится найти стратегию, позволяющую делать выбор автоматически. И этот механизм – ценностное сознание.

Условно, каждому мотиву присваивается определенная «цена», которая определяет его положение в иерархии. Этим способом человек избавляется от трагичности каждого выбора.

4 тип – сложный внутренне и трудный внешне

У этого типа появляется воля. Ее функция – не дать борьбе мотивов остановить активность субъекта. Человек такого типа оперирует не мотивами, желаниями, ценностями, а реализацией замысла жизни.

Для волевого поведения характерно осознанное соотнесение реализуемой деятельности с жизненным замыслом. И тогда кризис − это невозможность реализации жизненного замысла.

Но «включается» творческое переживание – работа по самосозиданию. И в ситуации кризиса человек ищет новые формы практической реализации своих идеальных ценностей. В некоторых ситуациях творческое переживание означает создание новой системы ценностей и новой истории своей жизни и самого себя.

Источник: http://propsiholog.ru/node/747

Чем хороши сложные люди?

И хороши ли они вообще? Может быть, с ними, наоборот, трудно иметь дело, потому что они все усложняют и запутывают? Или же усложняться – наша человеческая задача, то, к чему мы стремимся, развиваясь и меняясь в течение жизни? И наконец, нужны ли обществу сложные люди? Мы задали эти вопросы трем психологам, пригласив на эту встречу тех, кто, как и мы, готов прислушаться к их ответам.

ФОТО Getty Images 

Мария Фаликман, когнитивный психолог; ведущий научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования.

Сергей Ениколопов, клинический психолог, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова.

Вопрос о сложности человека волнует нас давно – ведь для того, чтобы разбираться в своих чувствах и поведении, чтобы менять что-то в себе и своей жизни, уже необходима некоторая психическая сложность: желание устанавливать отношения, понимать эмоции, поступки и точку зрения других людей. Наша человеческая сложность проявляется в умении понять и принять других, признать их право (и свое собственное) быть многомерными, неоднозначными, разными. Именно сложные (точнее, когнитивно сложные) личности, как нам кажется, читают наш журнал и приходят каждый год на ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction, где мы в конце ноября организовали круглый стол на тему «Чем хороши сложные люди» с участием психологов Александра Асмолова, Сергея Ениколопова и Марии Фаликман. Предлагаем вашему вниманию фрагменты их выступлений.

Мария Фаликман, Ксения Киселева, Юрий Зубцов, Александр Асмолов, Сергей Ениколопов.

Говоря в названии нашего круглого стола о сложных людях, мы имели в виду не тех, с кем сложно общаться или уживаться, а тех, кто не довольствуется простыми объяснениями, кто способен взглянуть на проблему глазами другого человека, кто знает, что спектр цветов не ограничен черным и белым. И если кому-то такой взгляд на вещи и создает сложности, то прежде всего самим сложным людям. Как формируется этот взгляд и зачем он нужен – об этом и рассказали наши эксперты.

Сергей Ениколопов: В повседневной жизни, когда мы хотим сказать о ком-то, что он – человек хороший, мы часто говорим «простой». А если мы имеем в виду, что человек с двойным дном, плохой, что-то скрывающий, мы говорим, что он «сложный».

Но когда мы говорим на своем научном, психологическом языке, слова «сложный человек» вовсе не означают, что он плохой.

Мы говорим о когнитивной сложности и имеем в виду, что такой человек сложнее воспринимает мир, что у него больше возможностей посмотреть на то или иное явление с самых разных сторон.

Мария Фаликман: Швейцарский психолог Жан Пиаже считал важнейшим этапом развития детей момент, когда ребенок обретает возможность увидеть мир не с одной точки зрения, а сразу с нескольких. Ведь маленький ребенок, выражаясь языком психологов, эгоцентричен. Не в том смысле, что он эгоист, конечно; просто у него одна-единственная точка зрения – своя собственная.

И когда, например, он радостно бежит показывать маме красивую картинку в книжке, книжку он держит так, что картинку видно не маме, а ему самому. Потому что ему не приходит в голову, что мама может видеть мир по-другому.

Но по мере того как ребенок растет, он узнает все новые элементы окружающей действительности, он становится сложнее и в какой-то момент получает возможность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. То есть переходит от познавательного эгоцентризма к так называемому полицентризму.

Чем больше таких разных точек зрения, тем интереснее и разнообразнее становится мир и тем интереснее и разнообразнее видит себя в нем человек. Собственно, это открывает человеку – в терминах теории интеллекта Пиаже – возможность постигать мир абстрактно, мыслить логически.

Выходить за пределы того, что его окружает, за пределы того, что он может непосредственно воспринять, увидеть, услышать. А если ему легче выходить за пределы непосредственно воспринимаемого, значит, ему легче чувствовать себя свободным. То есть на самом деле чем человек сложнее, тем он свободнее. Чем больше и разнообразнее наш внутренний мир человека, тем сложнее нами управлять.

Ксения Киселева, главный редактор Psychologies; Юрий Зубцов, обозреватель Psychologies.

И наоборот, чем человек проще, тем легче им управлять: ведь можно предсказать, что у него в голове, как он поведет себя в той или иной ситуации. А если это можно предсказать, значит, можно создать такую ситуацию, в которой он поведет себя так, как кому-то нужно.

Александр Асмолов: Мир – это рост разнообразия.

И любые системы должны различаться по следующему критерию: развивается ли вселенная, мир, общество по направлению поддержки людей, готовых ответить на вызовы сложности, или по их погашению, по принуждению жить по формуле «сиди и жди, придумают вожди».

Читайте также:  Круг ответственности - психология

Любая тоталитарная система – это погашение разнообразия и рост варварства; варвар тот, кто гасит разнообразие. Мы видим сегодня в культуре, что когнитивная и персональная, личностная сложность все время возрастают и люди не бывают простыми.

Но в ряде ситуаций куда ценнее и выигрышнее быть или казаться простым. И мы сталкиваемся с ситуацией, когда растим «солдат Урфина Джюса»: конструируем детство так, чтобы все было просто, чтобы исчезли почемучки, чтобы люди разучились задавать вопросы.

Школа сегодня стремится дать детям одну программу на всех, она предлагает отказаться от разнообразия в одежде и одеть всех в униформу. Она говорит: «Зачем разные учебники? Это только смущает. Это только создает трудности для управления. Давайте сделаем один учебник – один под мышление каждого».

Как уже верно было сказано, простыми людьми легче управлять. Кстати, я был одним из тех, кто ратовал в свое время за введение пятидневной недели для начальной школы.

Родители тогда забросали нас письмами: «А что мы с детьми будем делать в субботу?!» А ведь наша задача в том и была, чтобы дать детям побыть с родителями на один день больше. Но это же сложно. Великий психолог Виктор Франкл, автор теории смысла, ввел в нашу науку понятие «воскресные неврозы». Это неврозы ничегонеделания.

Когда человек, вырванный из конвейера, на один день остается самим собой – и теряется. Ему ничего этого не надо, ему бы только алгоритм: как действовать, куда идти. Попроще бы.

Мария Фаликман, Сергей Ениколопов, Александр Асмолов.

Сергей Ениколопов: Должен сказать, что я не боюсь ни единого учебника, ни единой программы. Потому что если этого не будет, никакого сложного человека не будет тоже. Когнитивная сложность тренируется, как и мускулы, – когда ты сталкиваешься с какой-то задачей, которая не нравится, которую нужно преодолевать.

Например, когда ты должен совместить несколько разных источников знания. Одно тебе говорил учитель, другое – дедушка, а третье – бабушка. А есть еще сверстники, старшие друзья… И вот тогда человек может по-настоящему развить свою когнитивную сложность.

Когда-то Леонид Андреев сказал Максиму Горькому: «Знаешь, почему ты, в отличие от меня, так любишь литературу? Потому что ты в гимназии никогда не учился». Человек, которого не заставляют прочесть двести книг, начинает читать сам. И вырабатывает вкус, и отлично понимает: вот это плохое, а это хорошее. Но это его собственный вкус, он сам этого добился.

Поэтому, мне кажется, не страшно, что школа навязывает когнитивно простые решения. Те, кто способен к когнитивной сложности, – они все равно станут такими. А те, кто не способен, он все равно не начнут читать – заставляй их или нет.

Можно сколько угодно рассказывать им о том, как много в мире интересного, но если такой человек столкнется с неопределенностью, он опять полезет на последнюю страничку в тетради, где есть таблица умножения, – искать ответ, как справляться с такими задачами.

И еще я хотел бы сказать вот о чем. Для общества – абсолютно любого общества – нужны и сложные, и простые люди.

И даже если я назвал себя когнитивно сложным, это совсем не значит, что я буду презирать других, когнитивно простых.

Будет слишком много сложных людей, отклоняющихся от единообразия, нормативов и предписаний, – общество станет хаотичным и развалится.

Будет их слишком мало – общество станет слишком жестким, скучным и опять развалится. И назвать оптимальный баланс между ними невозможно, это постоянно пульсирующая ситуация.

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/chem-horoshi-slojnyie-lyudi/

Федор Василюк — Психология переживания

Хронотоп четвертого типа жизненного мира с первого взгляда представляется суммой внешнего аспекта хронотопа второго типа и внутреннего аспекта третьего, однако в действительности — это скорее результат своего рода «умножения» этих хронотопов, или, точнее, синтеза их в неаддитивную целостность.

То же самое относится и к жизнедеятельности в трудном и сложном мире. Здесь нельзя обойтись теми «органами» (деятельностью, психикой и сознанием), которые развиваются в ответ на трудность и сложность мира.

Трудность мира противостоит здесь не отдельной деятельности как во втором типе, а их совокупности и, значит, не может быть преодолена одними только внешними усилиями, даже если они опосредованы адекватным психическим отражением.

С другой стороны, сложность жизненного мира не может быть разрешена только внутренне, поскольку она закреплена здесь во внешних предметных формах и связях.

Поэтому те психологические приспособления, которые должно выработать существо для полноценной жизни в сложном и трудном мире, не могут просто слагаться из психологических «устройств», которые порождаются жизнью во втором и третьем типах миров.

Основное новообразование, появляющееся у существа такого жизненного мира по сравнению с предыдущими, — это воля.

Во втором типе, несмотря на трудный внешний мир, воля не нужна; при простоте внутреннего мира ни до деятельности, ни во время ее нет никакой конкуренции мотивов, и поэтому, каковы бы ни были трудности внешнего мира, субъект неуклонно осуществляет деятельность, соответствующую его единственному мотиву, никаких альтернатив (прекратить деятельность, продолжить ее или заняться чем-то другим) перед ним не встает. Действующий мотив сам, своей собственной мощью удерживает субъекта от отклонений и остановок деятельности, со стороны воли ему не требуется никакой помощи и. не грозит никакое насилие. Воли здесь нет. Наркоман может развивать колоссальную активность, направленную на добывание наркотика, преодолевать при этом значительные трудности, однако психологически это безвольное поведение. (57)

Не нужна воля и в третьем типе при внутренне сложном, но легком мире. Субъекту достаточно осуществить выбор, принять решение, а его реализация гарантирована легкостью внешнего мира.

(58) Так же как во втором типе жизненного мира появляется необходимость в деятельности и психике, а в третьем — необходимость в сознании, в анализируемом сейчас типе должно возникнуть образование, которое было бы способно обеспечить в условиях трудного мира реализацию всей совокупности связанных между собой жизненных отношений субъекта.

Это и есть воля — психологический «орган», являющийся представителем целостного субъекта, личности в ее собственном психическом аппарате и вообще в жизнедеятельности.

Целостность личности, как она представлена в самосознании — это не наличное, исполненное, но, наоборот, «…вечно предстоящее единство; оно и дано и не дано мне, оно непрестанно завоевывается мною на острие моей активности» [23] с.110].

Целостность личности одновременно и дана и не дана ей примерно так же, как дано и не дано художнику задуманное произведение: целостность личности — это как бы замысел человека о себе, о своей жизни. И назначение воли как раз и состоит в воплощении этого идеального замысла.

Речь, таким образом, идет о самостроительстве личности, об активном и сознательном созидании человеком самого себя, причем (что очень важно) не только об идеальном проектировании себя, но и о чувственно-практическом воплощении этих проектов и замыслов в условиях трудного и сложного существования, словом, речь идет о жизненном творчестве. Творчество и есть высший принцип данного типа жизненного мира.

Конкретное обсуждение проблемы воли непосредственно связано с проблемами борьбы мотивов и выбора.

То, какая деятельность будет осуществляться субъектом, во втором типе жизненного мира определяется столкновением мотивов, а в третьем — надситуативным ценностным выбором, но в обоих случаях все окончательно и бесповоротно решается до деятельности. Что касается сложного и трудного мира, то борьба мотивов может здесь разгораться и в ходе самой деятельности, во время ее реализации.

Внутренние колебания особенно легко провоцируются в точках затруднений осуществляющейся деятельности.

Если выбор ее был субъективно сомнителен, и только требования ситуации заставили субъекта, несмотря на колебания, избрать одну альтернативу, то в момент затруднения и неудачи возобновляется старая борьба мотивов, и перед субъектом на фоне его нынешних неудач рельефно проступают преимущества отвергнутой альтернативы [ср.: 181].

Но и в тех случаях, когда при санкционировании данной деятельности не было никакой нерешительности, стоит ей натолкнуться на значительные затруднения, как начинают оживать и активизироваться определенные мотивационные процессы.

С одной стороны, внутри самого этого жизненного отношения происходит временное снижение, так сказать, эмоциональной интенсивности смысла, что выражается в утрате воодушевления, ощущении усталости, пресыщения, лени и пр.

Все это может создать «отрицательное» побуждение — не просто отсутствие желания заниматься данной деятельностью, а интенсивное нежелание ею заниматься.

С другой стороны, с этим процессом «отвращения» от деятельности сплетаются, поддерживают его и придают ему определенную позитивную направленность всевозможные желания, порывы и намерения, которые могут быть названы «отвлекающими». (59)

Таким образом, в четвертом типе жизненного мира путь деятельности к своей цели одновременно затруднен внешними препятствиями и осложнен внутренними колебаниями. Трудности возбуждают притязания других мотивов (которые появляются в сознании в виде «отвлекающих» желаний, соблазнов, искушений и пр.

) на определение активности субъекта, а эта актуализировавшаяся внутренняя сложность, со своей стороны, «оттягивая» на себя часть энергии, занятой в осуществляемой деятельности, обратным движением, но уже не извне, а изнутри усиливает трудность ее реализации, и нужна особая работа воли, чтобы довести в этих условиях деятельность до конца.

Таким, образом, одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать разгорающейся в поле деятельности борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта. И в этом смысле воля — это борьба с борьбой мотивов.

Разумеется, это не значит, что воля, взяв под свое покровительство определенную деятельность, перестает видеть все время меняющуюся психологическую ситуацию, без обсуждения отметает все появляющиеся возможности и намерения и независимо ни от чего постоянно подстегивает осуществляющуюся деятельность, одним словом, что воля — это слепая сила.

В воле, на наш взгляд, вообще меньше силы, чем обычно считается, а больше «хитрости». «Силой против чувственности ничего нельзя добиться, — говорил И, Кант, — ее надо перехитрить…» [74] с.385]. Сила воли состоит в ее умении использовать в своих целях энергию и динамику мотивов. Л. С.

Выготский, опираясь на, исследования гештальтпсихологов, высказал предположение о том, что по своему генезу «примитивные формы детской волевой деятельности представляют применение самим ребенком по отношению к самому себе тех способов, которые по отношению к нему предпринимает взрослый человек» [50] с. 363].

Это чрезвычайно плодотворная для понимания человеческой воли идея, если только не рассматривать ее, как это иногда, бывает, слишком узко, а именно, что воля взрослого человека есть интериоризованная структура «приказ-подчинение»: волевое действие есть подчинение самоприказу.

Действительно, существенная черта волевого поведения состоит в том, что субъект заставляет себя нечто сделать, властвует над собой, но подобно тому, как в социальных взаимодействиях один человек добивается от другого нужного ему поведения не всегда и не обязательно приказом, но и с помощью просьбы, обещанного вознаграждения, угрозы, отрезав ему другие возможности или прибегнув к интриге и т. д., точно так же чрезвычайно многообразны и не сводимы к самоприказу и интрапсихические методы волевого воздействия на самого себя.

В исходной для теперешнего нашего обсуждения ситуации столкновения деятельности с препятствиями, пробуждающими борьбу мотивов, действие воли может проявиться, например, в «обещании» актуализировавшемуся постороннему мотиву последующего удовлетворения его притязаний, после того, как будет завершена текущая деятельность. В результате конкурирующие деятельности связываются в некоторое содержательно-мотивационное единство, скажем, в структуру «заслуга-награда», в которой смысловая энергия деятельности-«награды» заимствуется для преодоления затруднений деятельности- «заслуги», а возросший и обогащенный в результате этого преодоления смысл может быть затем сторицей возвращен деятельности-«награде».

Источник: https://profilib.net/chtenie/94430/fedor-vasilyuk-psikhologiya-perezhivaniya-34.php

Ссылка на основную публикацию