Управление вниманием — иллюстрации — психология

Законы и приемы управления вниманием

Управление вниманием - иллюстрации - психологияВнимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно.

Обучившись управлять им, человек решает комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности.

Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.

Автор:

Eкaтepина Евгeньeвнa Bacильeвa

, доктор педагогических наук, пpoфессор Рocсийской акaдемии естественных наук.

Внимание можно описать тремя законами:

  1. законом апперцепции;
  2. законом установки;
  3. законом составляющих.

1. Закон апперцепции

Закон апперцепции устанавливает, что
уровень внимания не является постоянной величиной, и варьируется в течение времени восприятия какого-либо объекта (объектов).

Человек может по-разному оценивать один и тот же предмет и, напротив, разные предметы воспринимать как один и тот же.

Закон апперцепции объясняет это тем, что
уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному предмету, ее физического и психического состояния, от настроения и запаса знаний.

Например, письменный стол может восприниматься как рабочее место, как деталь интерьера или же как предмет, на который удобно положить ноги, сидя в кресле. Что же касается восприятия отличных друг от друга предметов как аналогичных — в психологии широко известен
опыт с игральными картами.

Суть эксперимента заключается в том, что испытуемым показывают несколько «правильных» игральных карт — например, восьмерку червей и девятку пик — и сразу затем — несколько«перевертышей», например, восьмерку пик и девятку червей, цвет масти которых изменен с красного на черный и с черного на красный.

Поскольку пики и черви имеют похожую форму, при оценке масти восприятие испытуемого в первую очередь концентрируется на цвете. Для рассмотренного примера ответы тестируемых на вопрос о том, какие карты им были предъявлены, в 99% случаев звучали бы как: «Две восьмерки червей и две девятки пик».

Ошибочность ответов обусловлена предварительной психологической настроенностью испытуемых, базирующейся на жизненном опыте.

Здесь следует заметить, что человек, незнакомый с картами, не будучи обремененным установкой на восприятие только 4 типов мастей из
n возможных, вряд ли способен совершить подобную ошибку.

Состояние усталости, плохое или, напротив, легкомысленно-веселое настроение тоже способны негативно сказываться на уровне внимания, приводя к ошибкам восприятия.

Важное следствие закона апперцепции: уровень внимания зависит не только от человека, но и от массы воздействующих на него в данный момент внешних факторов. Зная это, каждый может научиться управлять вниманием, подстраивать его, контролируя свое восприятие.

2. Закон установки

Установкой называют приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию. Это явление было открыто известным психологом Ланге (1888), изучавшим ошибки восприятия.

Позже теория установки была фундаментально разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В его работах раскрыты закономерности закрепления готовности к оптимальному реагированию.

Закрепление происходит при неоднократном повторении ситуаций, которые позволяют удовлетворить ту или иную потребность.

Примером установки может служить поведение человека, проходящего по незнакомой местности в вечернее время. Он прислушивается к шумам и шорохам, всматривается в темноту, шаг его тих и осторожен.

Человек находится в состоянии так называемой
алертности — предельной готовности к немедленному реагированию. Данный пример позволяет понять, что установка поддерживает органы чувств (слух, зрение и т. п.) в состоянии полной готовности к внезапному восприятию.

Таким образом,
установку можно определить как готовность к действию.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Две практические стратегии работы с предметом конфликта

Явление установки характерно не только для экстремальных ситуаций, требующих максимального напряжения организма. При большинстве реакций организма возникает ярко выраженная более или менее длительная установка.

У большинства людей длительность и устойчивость готовности к действию в
оспитывается под влиянием опыта. Установка может возникать и на основе внутренних побуждений (например, при чтении или решении трудных задач).

Для того чтобы закон установки функционировал, необходимо многократно повторять упражнения, тренирующие внимание. В этом случае умение управлять своим вниманием закрепляется и реализуется при необходимости.

3. Закон составляющих

Этот закон рассматривает основные параметры внимания, о которых говорилось выше.

  • Первый параметр —устойчивость внимания. Тренировки, направленные на улучшение этого показателя, можно производить постоянно, во время работы и в быту. Например, начав читать книгу, постараться не отвлекаться до окончания времени, отведенного на прочтение. Колебания устойчивости внимания составляют от доли секунды до нескольких часов. Каждый может проследить за этим параметром своего внимания.
  • Второй параметр —объем внимания, то есть способность удерживать несколько объектов деятельности в поле восприятия за относительно короткое время. Например, возможно одновременно слушать, читать и говорить, и этому можно научиться.
  • Третий параметр —распределение внимания. Под этим термином, как помнит читатель, понимается способность одновременно удерживать в поле сознания объекты нескольких различных видов деятельности, иногда совершенно противоположных. Например, совмещение двигательных и интеллектуальных процессов с процессами анализа каких-либо слуховых ассоциаций. Это принципиально различные виды деятельности, и в отличие от тех, которые рассматривались выше, они труднее поддаются синхронному выполнению. Но тем не менее научиться распределять внимание без ущерба для процессов, между которыми оно распределено, вполне возможно.
  • Четвертый параметр —переключение внимания. Переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться уменьшением результативности. Например, человек занимается умственной деятельностью, потом переходит к игре на музыкальном инструменте, затем — к гимнастическим упражнениям и т. п. Каждый раз при переходе от одного вида деятельности к другому он чувствует, что нужно некоторое время, чтобы адаптироваться, перестроиться, привыкнуть. Известно, что можно сразу переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять его, не снижая уровня показателя внимания. Все, что для этого необходимо, — тренировка умения переключаться.

Итак, закон составляющих гласит: внимание складывается из нескольких параметров, и, развивая каждый из них, обучающийся способствует формированию умения направлять, настраивать и сосредоточивать сознание в целом.

Приемы управления вниманием

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно.

Обучившись управлять им, человек решает комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности.

Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Критерии оценки искренности и неискренности человека

Тренировка наблюдательности

Отсутствие наблюдательности нередко расценивают как плохую память. Так, некоторые жалуются на полную неспособность запоминать лица и имена, утверждая, что через две минуты после знакомства они не помнят ни одного из названных им имен.

Как правило, память здесь ни при чем: просто
сознание не способно удерживать тусклые и туманные впечатления. Запоминаются яркие образы, неожиданные ассоциации, и для создания их необходимо предпринять определенные шаги.

Недостаток памяти — не более чем оправдание невнимания к новым знакомым, интеллектуальной лености, нежелания приложить усилия для преодоления низкой наблюдательности.

Так, к примеру, чтобы запомнить имя нового знакомого, нужно:

  • иметь желание это сделать (мотивацию);
  • правильно расслышать имя;
  • ассоциировать имя с обладателем, то есть создать мысленный образ нового знакомого, неотделимый от его имени.

Можно попросить повторить церемонию представления, уточнить, как пишется фамилия. Таким образом достигается
сосредоточение внимания и создается ясное, прочное впечатление.

Тренировать наблюдательность можно в любых условиях, в любых жизненных ситуациях: дома, на работе, гуляя в парке, совершая походы по магазинам и т. п. Поняв основной принцип, каждый способен придумать задания, отвечающие его возможностям, самостоятельно, применительно к обстановке, в которой он находится.

Можно активизировать процесс восприятия, привлекая механизм зрительного сосредоточения посредством создания звуковых ассоциаций.

Человек, заинтересованный в том, чтобы зрительный образ оставил глубокий след, дополнительно привлекает к процессу чтения (видения, восприятия) звуковые ощущения. Например, увидев изображение льва, одновременно с этим можно попытаться мысленно услышать его рычание. Эта способность поддается тренировке.

Управление вниманием при чтении

Управление вниманием при чтении в первую очередь включает в себя умение создать благоприятные условия.

Лишние отвлекающие факторы следует исключить, но, поскольку абсолютная тишина утомляет и усыпляет, необходимо помнить о
стимулирующих помехах.

Свойства внимания таковы, что отвлечение внимания, возникновение необходимости его переключения наступают через 15-20 минут.

Усвоение значительно ухудшается из-за ослабленности внимания, и в такой ситуации лучше
отвлечься сознательно.

Любого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания. Можно прикрыть глаза ладонью и посидеть несколько секунд; посмотреть в окно на облака, деревья, соседний дом либо какой-то другой предмет. Повернуть голову сначала влево, затем вправо, вперед и назад. Подобная разминка снимет напряжение и усталость.

Прочитав несколько страниц, можно остановиться, сделать необходимые выписки, обдумать прочитанное.

Непроизвольное внимание привлекается и поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его
яркостью, необычностью, новизной. Если само содержание текста недостаточно захватывает, а изучить материал необходимо, следует принять меры по обеспечению устойчивого внимания. Использование разнообразных помех, стимулирующих восприятие, поможет в этом.

При чтении можно использовать карандаш или указку, чтобы задать нужный темп и поддерживать его при чтении. Допустимо периодически делать пометки в тексте.

Нежелательно читать с равномерной скоростью: это вызывает сонливость.
Монотонность преодолевается посредством эмоционального отношения к прочитанному, даже если это сухой научный текст.

Если нет интереса, читатель теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается.

В конце концов желание приняться за чтение пропадает надолго.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Особенности услуги и ее маркетинга

Читать то, что требуется, помогает
осознание долга, обязанности, важности чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями, становятся стимулом к дальнейшему чтению. Формируется послепроизвольное внимание и постепенно — интерес к результатам чтения и к содержанию читаемого. Понимание необходимости во внимательном чтении любой литературы воспитывает готовность к волевым усилиям.

Большую роль играют
целеустремленность, исполнительность, строгий режим чтения, стремление, несмотря ни на что, следовать составленному плану. Рассеянность характерна для тех, кто не признает режима чтения, берется то за одно, то за другое. Четкое выполнение запланированного способствует формированию высокой сосредоточенности, устойчивого внимания.

Контроль за чтением, закрепление прочитанного в памяти способствуют воспитанию внимания. Если же какие-либо мысли отвлекают от чтения и не помогает даже значительное волевое усилие, следует переключиться, заняться чем-то другим. Это поможет прийти в уравновешенное состояние и спустя некоторое время снова взяться за чтение.

***

Итак, внимание есть общее свойство явлений и процессов, составляющих психическую деятельность человека. Оно направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, сопровождая каждый из них.

Человек в бодрствующем состоянии неспособен быть абсолютно невнимательным. Его внимание всегда бывает сосредоточено на том или ином объекте деятельности, вызывая более ясное и отчетливое протекание психических процессов, имеющих отношение к этому объекту. Внимательное восприятие является своего рода фильтром для не связанных с выбранным объектом раздражений.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:

  • концентрация внимания;
  • устойчивость внимания;
  • распределение внимания,
  • переключение внимания;
  • объем внимания.

Лучший способ воспитания внимания — всегда стараться быть внимательным. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал следующее положение: управление собой — более сложный процесс, чем управление другими. Переход к управлению самим собой, шаг от подчинения к самоуправлению есть более высокая ступень личностного развития.

Источник: http://www.elitarium.ru/zakony_priemy_upravlenija_vnimaniem/

Психологические рекомендации по управлению вниманием (стр. 1 из 2)

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Содержание

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Виды внимания

Рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты.

Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается.

Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание — это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

Читайте также:  Вывод - психология

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее внимание — внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта.

Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания — это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки.

Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,— не более шести.

Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех — шести словах.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это — характеристика внимания во времени.

Показа­тель устойчивости — высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания.

Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания — это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают).

Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой.

Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы.

Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами.

Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними.

Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности).

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности.

Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания.

Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания — сочетание переключения и рас­ пределения .

4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах — может невольно привлечь внимание.

Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна — одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание.

Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206456/psikhologicheskie-rekomendatsii-po-upravleniyu-vnimaniem

Психологическая безопасность: учебное пособие

Психологическая безопасность: учебное пособие

То, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, замечено давно. В разговорной речи достаточно распространены выражения «окаменевшее лицо», «нервная дрожь».

Так характеризуют напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

Вполне обоснованно выражение «смеяться до упаду», потому что при сильном смехе мышцы так расслабляются, что опускаются руки, подгибаются ноги и человек испытывает желание присесть («упасть»).

В 1922 г. американский нейрофизиолог Э. Джекобсон установил, что между напряжением мышц и психической усталостью существует прямая связь: чем больше человек устал душевно, тем более наряжены его мышцы. После хорошего полноценного отдыха и при отсутствии повышенного нервного напряжения мышцы расслабляются.

По наблюдениям Э. Джекобсона, каждому типу эмоционального возбуждения соответствует напряжение определенной мышечной группы, поэтому, чтобы мышцы расслабились, следует заставить мозг отдыхать.

Однако можно вызвать и обратный эффект – расслабить мышцы и тогда станет отдыхать мозг. В дальнейшем Э. Джекобсон предложил собственный лечебный метод, получивший название «метод прогрессирующей последовательной релаксации».

Под релаксацией понималось не только расслабление мышц, но и состояние, противоположное психической активности, – «психическая релаксация».

Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус – важное условие снятия возбуждения. Для этого подходят методы психической саморегуляции. Процесс преодоления негативного воздействия стресс-фактора можно разделить на четыре этапа: предчувствие, подготовка к воздействию, конфронтация, саморегуляция.

На этапе предчувствия грозящей опасности человек должен уметь предугадать наступление реальной опасности и принять меры по предупреждению паники.

На этапе подготовки к воздействию необходимо сориентироваться, убедиться в наличии возможности справиться с опасностью.

На этапе конфронтации следует постепенно приспособиться к ситуации, определить оптимальный метод коррекции. На этапе саморегуляции применяется адекватная методика.

Если человек заблаговременно освоил методы саморегуляции, он практически не зависит от внешних условий и ситуаций.

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов.

Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте.

Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б.

Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы.

Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с.

Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы.

На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.).

Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший.

Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом.

Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания.

Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу.

Читайте также:  Благородство - психология

В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху.

В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

В. Л. Леви рекомендует следующие упражнения, направленные на тренировку внимания.

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин).

После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения».

Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений, так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение).

Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном.

Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Источник: http://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl9.shtm

Психология внимания. Работу выполнила

Психология внимания. Работу выполнила

1 Психология внимания. Работу выполнила — Левшина А. Научный руководитель — Глебкин. В.В Москва, 2011 г.<\p>

2 Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п.<\p>

3 Направленность на один объект. Направленность на несколько объектов. КонцентрацияУстойчивость Избирательность Переключаемость Распределение Объем Свойства внимания<\p>

4 По степени активности и осознанности По характеру управления вниманием НепосредственноеОпосредствованноеПослепроизвольное Произвольное Непроизвольное Виды внимания<\p>

5 Функции внимания Избирательность познавательных процессов. Социальная функция<\p>

6 Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.<\p>

7 Конец первого года жизни – начало второго года. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.<\p>

8 Второй — третий год жизни. Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.<\p>

9 Четыре с половиной — шесть лет. Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека или символьных средств. В это время у детей появляется эгоцентрическая речь. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.<\p>

10 Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.<\p>

11 Нарушения внимания. Гипопрозексия Разнообразные варианты ослабления внимания. Гиперпрозексия Парапрозексия Внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации).<\p>

12 Теории внимания. Теодюль Рибо Узнадзе, Дмитрий Николаевич Гальперин, Пётр Яковлевич<\p>

13 Один из вариантов игры на развитие внимания. Какая буква соответствует какой цифре? Какие слова получились?<\p>

14 Благодарю за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/337848/

Управление вниманием человека

Управление вниманием человека

Обсуждение различных вопросов по темам: развитие человека, эзотерика, магия, религия, психология, феномены и т.п. Приветствуется привязка к практической стороне вопросов. Схема обсуждения: новый топик > новая тема > ясная постановка вопроса > комментарии участников.

Модераторы: Ditrey, Крокозябра

vvovvo

Новичок

 Сообщения: 8Откуда: УкраинаБлагодарности: 0 | 0Профиль   СайтЧеловек – это управляемое существо. Любой человек с помощью знаний об управлении вниманием может воздействовать на другого человека для достижения определённых целей.Обычный пример из жизни. Карманники обычно работают парами. Один привлекает внимание жертвы, например, толкает и начинает извиняться, а в это время второй вытягивает кошелёк.Другой пример. Многие из нас проводят много времени во Всемирной паутине. Но есть интернет-ресурсы, которые вы просматриваете наискосок и уходите, а есть сайты, которые вы читаете.

Почему так происходит можно прочитать здесь.

Управление вниманием человека также используется в НЛП.Хотелось бы узнать ваше мнение в отношении того, как не попасть «на крючок управления».

Если можно поделитесь литературой на эту тему или своими мыслями.

10 сен 2014, 11:09  ·  URL сообщенияvalerijus

Активный участник

 Сообщения: 695Благодарности: 0 | 15Профиль  

Степень обладания, иначе уровень обобщения, в этот момент должена быть выше предлагаемой наживки. В идеале не подпадает вовсе обладающий всем-истиной.

10 сен 2014, 12:44  ·  URL сообщенияКолокольчик

Активный участник

 Сообщения: 1254Благодарности: 0 | 1Профиль  Все очень просто щелкаешь пальцами привлекая внимание и входишь в транс, остановка диалога и зис…все…начинают разговаривать души, или подсознания если угодно…Все это сидхи нлпера, морок по нашему

Добавлено спустя 4 минуты 1 секунду:

В тексте можно примерно то же делать для иллюстрации мой давишний меседж в разговоре с Лотосом….заявление что я царь это щелчек пальцев а дальше инфа10 сен 2014, 12:49  ·  URL сообщенияvalerijus

Активный участник

 Сообщения: 695Благодарности: 0 | 15Профиль  

Степень обладания — результат ясности, правды в себе без самообмана которая есть результат отображения реальности как она есть.

10 сен 2014, 12:57  ·  URL сообщенияКолокольчик

Активный участник

 Сообщения: 1254Благодарности: 0 | 1Профиль  valerijus,Полностью подписываюсь под сказанным выше….долгая практика поиска истинного видения)

Добавлено спустя 56 секунд:

Либо врожденный талант что одно за другое по сути

Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:

Еще я люблю манипулировать предметами во время сеанса…прикольно как дирижер))

симфония))

10 сен 2014, 13:03  ·  URL сообщенияvvovvo

Новичок

 Сообщения: 8Откуда: УкраинаБлагодарности: 0 | 0Профиль   Сайт

valerijus,
обычно управляемый человек не подозревает о том, что какая-то «добрая душа» подкинет ему «якорь», тем самым зацепив его внимание.

10 сен 2014, 14:34  ·  URL сообщенияКолокольчик

Активный участник

 Сообщения: 1254Благодарности: 0 | 1Профиль  

Вспоминаются слова Рады из табора..а ты не слеп, Зобар, весь мир опутан сетями и кто то их ставит исскустно и красиво а кто то грубо и подло….

10 сен 2014, 14:37  ·  URL сообщенияvsevolodk

Активный участник

 Сообщения: 12199Благодарности: 198 | 263Профиль  
Очень просто! Жить Здесь и Сейчас.10 сен 2014, 15:25  ·  URL сообщенияmaximm

Участник

 Сообщения: 256Откуда: КиевБлагодарности: 4 | 43Профиль   Сайтvvovvo,Чтобы понимать внимание нужно понять его энергетическую сторону.Есть два закона — Энергия движется туда, куда направлено внимание. И внимание направлено туда, где есть энергия. Вы можете наблюдать действия этих законов где угодно в своем окружении, как реакция ваших органов чувств, типа зрения слуха, а также фокуса внимания вашего сознания.В последнем случае работает механизм «информационных бомб». Выбрасывается в сеть сенсация, и к ней приковывается внимание масс. Тем самым она становиться энергетически притягательной, ибо туда течет много энергии с разных сторон, и тем самым она становиться очередным «солнцем», для работы внимания.

Также внимание зависит от энергетического резонанса, насколько ваше я резонирует с предоставленной информацией. Соответственно разные сайты имеют разных читателей, каждый под свой уровень контента заточен.

Кто резонирует наполняет ресурс своими же вибрациями и тем самым воздействует на каждого кто подключается на случайного посетителя.

Тем самым сайты будут делиться и обладать собственной вибрационной частотой, которая будет автоматом привлекать тех, кто обладает схожей частотой.

10 сен 2014, 18:01  ·  URL сообщенияКолокольчик

Активный участник

 Сообщения: 1254Благодарности: 0 | 1Профиль  maximm,Да)) это очень интересно))

Добавлено спустя 3 минуты 32 секунды:

Я вообще очень хотел бы развить это направление и распространить наше влияние в интернете..,говорил не раз уже.., тут профи очевидно на порядок круче чем удаве)

в шамохахани троли сильные…только они тока разрушать могут…что в свою очередь тоже бывает полезным конечно

10 сен 2014, 18:13  ·  URL сообщенияmaximm

Участник

 Сообщения: 256Откуда: КиевБлагодарности: 4 | 43Профиль   СайтКолокольчик,Не знаю что вы подразумеваете под нашим влиянием. Но тут на Лотосе очень разная публика в итоге сайт имеет очень широкий диапазон вибраций, но привлекает не сильно ибо размазаны они по авторам. Каждый в итоге находит свое, но оно очень узкое, своих людей скажем так.Я по поводу внимания немного больше раскрывал эту тему в своем блоге.Но основое в принципе сказал тут.Профи тут не помогут. Все дело в том что разная информация расчитана на разного читателя. Я знаю например, что мой блог почти не читают, а если читают то часто много. Редкая птица резонирует. Но если стремиться к популяризации, то обязательно столкнешься с проблемой понижения уровня статей. Чтобы больше читателей могли их воспринять. Чем проще — тем больше читателей. Но некоторые вещи просто нельзя объяснить по простому. В итоге и выходит почти рулевой резонанс.

Как по мне важно не раскрутка сайтов. Ибо тогда забываешь об содержимом а осознание что на каждую информацию есть свой читатель, и доли эти читателей зависят от сложности материала.

11 сен 2014, 00:43  ·  URL сообщенияКолокольчик

Активный участник

 Сообщения: 1254Благодарности: 0 | 1Профиль  maximm,Вы усложняете.., наоборот опошлить до низу самая круть…слепой фигляр твои ласкает сочиненья…

я наоборот люблю превращаца в мышку…надоедает быть великаном)) с уважением, вы интересный)

11 сен 2014, 01:07  ·  URL сообщенияChe

Активный участник

 Сообщения: 656Благодарности: 0 | 1Профиль  Брат, ты же сам ответил:
Как не попасть на крючок в таких условиях?)))) Никак! ((((11 сен 2014, 06:26  ·  URL сообщения

Вернуться в Давайте обсудим

Кто сейчас на конференции

Источник: http://ariom.ru/fo/t5280.html

Техники управления вниманием

Версия для печати

Техники управления вниманием
Метод альтернативных вопросовТы будешь кашу рисовую или гречневую? Внимание обращается на выбор из этой альтернативы, а выбор есть кашу или творог, или вообще не есть — этот выбор из внимания убирается.

Направление внимания.

Когда у человека борьба желаний и он находится в точке выбора, можно как бы вскользь коснуться приятной для него темы в сторону нужного вам выбора.Стереотипную реакцию Чалдини называет «щелк, зажужжало».

«Иногда вопросы бывают такими сложными, время – таким ограниченным, отвлекающие моменты – такими сильными, умственное напряжение – таким высоким, что мы оказываемся не в состоянии быть внимательными и действовать обдуманно. Важен вопрос или нет, мы вынуждены мыслить стереотипно» (Роберт Чалдини).

Умейте держать паузу. Проще всего сделать это, приучив себя к активному слушанию: «Вы хотите, чтобы я поговорил об этом сейчас?».

Техника «выбор без выбора» является разновидностью косвенного внушения, воздействуя на бессознательное собеседника. В психологии этот прием называется «двойной связкой». Автором этого, а также многих других способов взаимодействия с бессознательным является гениальный психотерапевт Милтон Эриксон. Его стратегии описаны Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.Косвенное внушение подразумевает возможность выбора. На самом деле, у клиента есть возможность выбирать – позвонить вам в 12 или в час, или ожидать в это время звонка от вас. Клиент может выбрать любой вариант. И, как правило, он выбирает меньшее из двух зол!

Существуют и другие виды косвенного внушения: последовательное принятие, импликация, вопросы, трюизм, метафора…

Последовательное принятие относится к косвенным внушениям. Оно заключается в констатации очевидных фактов, с которыми пациент может только соглашаться: «Вы сидите здесь… вы можете слышать… и т. д.», и в «сцеплении» с ними предложения, к реализации которого мы стремимся, например: «…Вы можете внимательно следить за…» Использование последовательного принятия — одно из самых эффективных средств утилизации внушения и в этом смысле оно носит характер манипулирования (см.: Erickson & coll., 1976).В новом гипнозе последовательные принятия особенно часто используются для сосредоточения пациента на собственной кинестетике («Вы можете ощутить, что происходит сейчас в вашем теле…», или «…ощущать состояние комфорта и релаксации по мере того, как они развиваются» и т. д.). В последнем случае последовательное принятие способствует достижению феноменов, которые нельзя получить одним усилием воли.Последовательное принятие — это частный случай психической предрасположенности.

«Если… то…» — импликация.

Импликация (лат. implicatio — связь) записывается как посылка Rightarrow следствие; применяются также стрелки другой формы и направленные в другую сторону (остриё всегда указывает на следствие).Суждение, выражаемое импликацией, выражается также следующими способами:Посылка является условием, достаточным для выполнения следствия;Следствие является условием, необходимым для истинности посылки.Условная вероятность — вероятность одного события при условии, что другое событие уже произошло.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – один из видов закрытых вопросов, когда из нескольких предложенных вариантов ответа можно выбрать только один.Рассмотрим три типа вопросов и способы их формулирования.Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось на них отвечать.

Эти вопросы предполагают развернутый ответ.

Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?Пример:На какие факты (условия, преимущества) мы должны обратить внимание?Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?Какой результат был бы приемлемым для вас?Как мы могли бы сформулировать свою задачу?Что вы имеете в виду, когда говорите о…Если вы займете эту позицию, то какими будут ваши первые действия?Закрытые вопросы предполагают однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо) или ответ «да» или «нет».Это гипотезы, уже готовые предположения, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. Лучше гипотезы заменить открытыми вопросами, которые позволяют партнеру дать свою версию.Когда истекает срок сдачи проекта? Сколько человек у вас в группе?Ты хочешь отказаться от работы? Вас больше всего интересует график работы? Альтернативные вопросы занимают промежуточное положение, в их формулировке содержатся варианты ответов, но, в сущности, это тоже гипотезы, просто в альтернативном вопросе содержится несколько гипотез.И все эти гипотезы могут оказаться неверными.Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно?Ты предпочитаешь, чтобы я тебе дал ответ по телефону или по электронной почте?

Метафора

Материал из Википедии — свободной энциклопедииМетафора (от др.-греч. — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.В метафоре можно выделить 4 «элемента»:Категория или контекст,Объект внутри конкретной категории,Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл.

Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было.

Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». Исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной литературе, хотя об ее «изгнании» говорить не приходится (см., например: «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто» (А. П. Гайдар, Судьба барабанщика).

В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом.

Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

ВидыВ современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору)Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.

Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим.

Модель: «Я вышел из себя и вошёл в автобус».ТеорииСреди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.Согласно классификации, предложенной Н. Д.

Арутюновой, метафоры разделяются наноминативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Привлечение внимания

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/privleche…Приветствуя всех, женщина ставит в центр внимания — себя!Привлечение к себе внимания — желание оказаться в центре внимания окружающих и действия, на эту задачу направленные.

Желание привлечь к себе внимание чаще проявляется у детей, у женщин↑ и людей с истероидными чертами.Желание привлечь к себе внимание нередко оказывается главнейшим мотивом поведения. Когда это желание переходит разумные границы, оно оказывается причиной конфликтного поведения. Иногда это называется тщеславием.

С другой стороны, привлечение внимания — важнейший ресурс жизненной успешности, особенно актуальный для успешности женщины и людей с лидерскими задачами.

Формы привлечения вниманияНаиболее распространены следующие формы привлечения внимания:Позиция ЖертвыЦентропупизмПоговорить о себеЗавести тему о себе, поговорить о своих проблемах и «почему у меня все не складывается».Цель поведения ребенка — привлечение вниманияК маме пришла в гости ее лучшая подруга.

Они сидят на диване в гостиной. Четырехлетний Билли вбегает в комнату и встает за диваном. Жалобным голосом он спрашивает: «Мам, где мой самолет?» См. подробно Переориентация цели «привлечение внимания».

Позиция Жертвы как форма привлечения вниманияПозиция Жертвы — великолепный способ получить себе дополнительное внимание.Если я сразу все сделала — я просто все сделала, а внимания не получила. А если я могу долго рассказывать, как все трудно и ужасно из-за моей низкой самооценки или моего перфекционизма (или других проблем), то внимание мне обеспечено.

Феномен «броской отличимости»

П.С. Таранов в своей книге «Приемы влияния на людей» отмечает феномен «броской отличимости» пишет: » Всё что состыковано противоестественно, обладает свойством увлекательно привлекать внимание, А восприятие таких конструктов-альянсов нарушает косность мышления, способно пробуждать мысль, делать взор чище, освобождая его от «замыленности».

Особенность «броской отличимости» и фактическое подтверждение её «ПОЯВИМОСТИ» — навязчивое проникновение чужих образов в сознание (точь-в-точь, как одоление головы внезапно всплывающим и неотвязано «прокручивающимся» мотивчиком «крутого» песенного шлягера), устойчивое и долговременное менее выразительных факторов предыдущего опыта, подсветка и «ласкательное» подталкивание желания с ощущением: «Однако! Вот это да!»(1,с.375).Литература: 1. Таранов П.С. Приемы влияния на людей М.: Изд.ФАИР; 2008.Рейтинг работы:
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 722 © 15.08.2014 Алексей Гадаев

Свидетельство о публикации: izba-2014-1109076

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1109076/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию