Уровни развития личности — психология

Уровни развития личности

  Любой человек приходит в этот мир без каких-либо навыков и умений, и с самых ранних лет начинает свой путь развития.

Он учится ходить, бегать, прыгать, разговаривать, читать, писать, поступает в школу, университет, и уже в достаточно зрелом уровне решает своё развитие остановить.

Конечно, он может продолжать пополнять свои профессиональные знания, но о полноценном развитии личности напрочь забывает.

  На пути к совершенствованию существуют несколько уровней развития личности. Все мы хотим самостоятельно определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств, а эти способности появляются только когда личность полноценно и высокоразвита.

  Основные показатели уровня развития личности выглядят так:

  • 1) Уровень развития всех психических процессов (элементов психической деятельности): память, мышление, ощущение, внимание и т.д.)
  • 2) Развитие интеллекта.
  • 3) Уровень культуры, воспитанности.
  • 4) Развитие социальных контактов и коммуникационных умений
  • 5) Душевное здоровье человека.
  • 6) Развитие эмоционального интеллекта.
  • 7) Стремление к саморазвитию.

  В различных источниках можно встретить множество различных концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни развития личности. В этой статье я приведу семь уровней эволюционного развития человека в соответствии с их уровнем духовного развития, приведённых в работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко.

Первый эволюционный уровень – выживание

  Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.

Второй эволюционный уровень – размножение, процветание

  Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.

Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром

  Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.

Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности

  Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.

Пятый эволюционный уровень – совершенство

  У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.

Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля

  Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности.

Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи.

К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.

Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием

  Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.

  Нет ничего плохого в том, чтобы находиться на каком-то уровне развития личности. Все мы с самого раннего детства шаг за шагом проходим через эти урони. И когда тот или иной человек перепрыгивает через определённый этап, он упускает необходимый опыт и рано или поздно ему придётся навёрстывать упущенное.

Не стоит никогда осуждать человека за его уровень развития, просто в его жизни ещё не было того урока, который позволил бы ему перейти на следующий уровень, так же глупо осуждать первоклассника за то, что он не может решить задачу из старших классов.

В свою очередь вы ещё не получили урок, который мог бы избавить вас от привычки осуждать, на которую уходит большое количество энергетики.

  Все люди разные, кому-то повезло с образованием и воспитанием, кому-то нет, кто-то решает поставленные перед ним задачи, а кто-то просто не способен на этом этапе их решить. Если человек избегает решения проблем значит он либо еще к ним не готов, либо постигает другой урок в данный момент.

  Любой человек, находящийся на определённом уровне развития, может пропустить уроки с более низкого уровня, к которым ему придётся возвращаться. Также у любого человека могут быть ориентиры с более высоких уровней развития, которые ему помогут на пути самосовершенствования.

  На начальных этапах развития личности главной задачей человека является самоутверждение. Человек в первую очередь живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает – проще говоря в человеке развит бытовой эгоизм.

  На более развитых уровнях у человека происходит глобальный переворот сознания и мировоззрения, человек начинает ценить данный момент, получать удовольствие от помощи другим и способен наконец то обрести настоящее счастье.

Может конечно возникнуть вопрос например: Какая радость жить для других? В чём смысл от помощи ближнему? И т.д.

Но чтобы это понять, надо задать другой вопрос: В чем смысл в жизни для себя? Можно быть по настоящему счастливым живя для себя? Или если утрировать, то человек, который живёт для себя, в конечном итоге желает подчинить весь мир своей личности.

Может ли он быть по настоящему счастливым если его желания исполнятся? Нет, он будет одинок. Он не сможет раскрыть свою душу близким, так как в ней только жадность, эгоизм, ложь, корысть. Постоянная гонка за разнообразными целями приводит только к короткому мигу удовольствия, но не к настоящему счастью, и эта гонка за иллюзорным будущем может продолжаться вечно.

  Человек находясь на определённом уровне может понимать только человека с соседнего этапа. Вернее человек с низкого уровня никогда не поймёт человека, который развит на два уровня выше него. Он будет считать его стремления глупыми, слишком идеалистическими, скучными и т.д.

В определённые моменты жизни мы можем перескакивать с более низкого уровня на более высокий и обретаем понимание. Затем мы опять спускаемся на более низкий этап и это понимание уходит.  Это происходит из-за не до конца пройденных уроков с предыдущих уровней. Но сам процесс развития является основным в жизни.

Поэтому переход с одного уровня на другой является одним из важнейших событий в жизни, с которым не сравнится ни какое материальное благо.

Источник: http://istepup.ru/index.php/dukhovnoe-razvitie/put-razvitiya/8-urovni-razvitiya-lichnosti

Уровни развития личности

Внутренние программы и установки развития личности

— На пути становления лидера, духовного лидера, как бизнесмена, могут ли помешать ограничивающие убеждения или негативные установки? Если да, то, как их можно устранить? — Первое, нужно понять, что в жизни мы движимы прихотями или глубинными потребностями и ценностями. Мы ведомы этими программами и внутренними установками. Очень часто мы их не замечаем, но их нужно осознавать и наблюдать за собой, задавать вопросы:

«Какие чувства у меня возникают? Какие поступки я совершаю?».

Мы можем видеть, что многие поступки мы совершаем из за страха, социального престижа или потому что есть некий образ «каким я должен быть» и очень мало поступков которые идут из глубинных ценностей «Что я как личность по-настоящему хочу?». Чтобы лучше понять себя, запишите все свои желания, все, что вы хотите достичь в жизни. Затем проверьте весь список задав себе вопрос «Это прихоть или моя потребность?».

Как понять их различие? Когда потребность записана, проговорена, она сразу вызывает радость, наполненность, всё внутри откликается. Прихоть же вызовет напряжение, стресс, поверхностную радость, т.е. «Хочу уже сделать и всё, никто меня не остановит!».

Четыре уровни развития личности

У личности есть четыре уровня. На каждом из них проявляются свои потребности.

  • Первый уровень – это физический план, это наши эмоции. Потребность этого уровня выражена в желании иметь хорошее здоровье, финансовую свободу, чистые эмоции, которые выражаются в желании радоваться, смеяться, дружить, любить.
  • Второй уровень – это социальная реализация. В этом мире, мы хотим кем-то стать, сделать какую-то карьеру, достичь успеха. Нам нужно реализовать свой потенциал, проявиться в мире людей, Мужчина должен стать мужчиной, женщина – женщиной.
  • Третий уровень – это уровень интеллектуальный. Здесь мы хотим познавать мир, его законы, понимать самих себя, высший смысл жизни и осознанно воспринимать всё, что с нами происходит.
Читайте также:  Женское и бабское - психология

Душа, которая помнит о своих взаимоотношениях с высшим, которая в медитации открывается к этим высшим божественным энергиям, напитавшись этой энергией, становится проводником в этом мире, отдает другим.

Когда мы говорим о своих потребностях, важно помнить об этих четырех уровнях. Настоящая потребность – это всегда внутреннее озарение, вдохновение, глубокое и настоящее.

Чтобы не потеряться в этом мире опирайтесь на свои глубинные потребности и будьте осторожны в прихотях.

Олег Гадецкий. Ответы на вопросы к транскрибированной версия семинара «Законы гармонии и успеха», прочитанного в городе Барнауле.

Источник: http://psiholog3000.ru/poznavatelnye-materialy/samopoznanie/urovni-razvitiya-lichnosti

Уровни развития личности

Уровни развития личности

Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: Направленностью личности и ресурсами Личностной базы человека. Что это такое, о чем это?

Направленность личности — главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

· Выбор и развитость авторской жизненной позиции,

· Развитость основных Позиций восприятия, возвышение до Позиции Ангела.

· Уровень Ответственности, в том числе деловой (Деловая ответственность):

Иждивенец -> наемный работник -> специалист -> ответственный сотрудник -> руководитель среднего звена -> директор -> владелец.

· Уровни взрослости:

Инфантил -> Человек-ребенок -> растущая (опускающаяся) личность -> Взрослый человек,

· Способы жизни:

Убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца.

Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

· Уровень Душевного здоровья: Невроз, Невротизм, высокий Эмоциональный тон.

· Уровень Культуры, куда входит в том числе грамотность, в том числе Психологическая грамотность.

· Уровень Интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.

· Уровень Эмоционального интеллекта.

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

· Децентрация — способность преодолеть свой эгоцентризм

· Способность к вчувствованию,

· Способность делать Выбор

· Способность Ставить себя на место другого человека

· Развитие Осознанности

· Принятие себя и окружающих

· Требовательность к себе и окружающим

· Уровень развития внимания, восприятия и видения мира

· Способность использовать Нейрологические уровни для организации своего поведения.

Источник: http://promuzhika.ru/muzhchina-i-ego-razvitie/lichnost-muzhchiny-i-rabota-nad-soboj/urovni-razvitiya-lichnosti.html

Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык

Условия развития личности человека — интересная и противоречивая тема. Очень важно понимать условия развития и становления человека для воспитания детей, саморазвития и увеличения собственного личностного потенциала. Проследить за мнениями великих умов человечества, а также узнать больше о своей социальности и асоциальности можно с помощью непрерывного движения.

Человеческая жизнь — это кривая, которая может взлетать и стремительно падать, но только мы подчиняем ее, развивая себя и свои навыки.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию…

Читать подробнее..

В разные времена выдвигались различные теории психологами и философами по вопросу условия развития личности человека.

Что же важнее — наследственность, как утверждали Кобс и Дьюи, или влияние окружающей среды, социальных факторов, как это было по мнению Руссо и Гельвецкого?

Есть и компромиссные теории — развитие зависит от сочетания этих факторов, по мнению Дидро, например. А Ушинский дополнил эти теории и предположил, что кроме указанных факторов, собственная деятельность, опыт жизни влияют в значительной мере на формирование личности.

Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида.

Выделяют 3 основных фактора развития личности:

  • наследственность,
  • среда обитания,
  • влияние самой личности.Рассмотрим их подробнее и определим степень влияния каждого фактора на развитие личности, как социальной единицы.

Наследственность

Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).

Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.

Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.

А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни.
Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.

Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное?
Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.

Середа обитания

Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.

Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.

Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.

Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?

Влияние личности

Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично.

Как же быть?
Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни.

Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.

Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.

Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.

Взгляды на развитие личности

Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.

Читайте также:  Анализ эффективности рабочего времени - психология

З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни.

Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.

Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.

Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.

При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде.

В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.

Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.

Закономерности развития личности

Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?

Итак, основные закономерности развития личности:

1. Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется.

Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.

Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.

2. Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность

В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?

Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.

3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.

Качества

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность.

Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.

Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Интеграция

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.

Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

Противоречия и прогресс

Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.

Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.

Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.

Саморазвитие

Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера.

Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов.
Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться.

Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.

Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире.

Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин.

Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.

Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.

Читайте также:  Установка на данность и установка на рост - психология

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/usloviya-razvitiya-lichnosti-cheloveka.html

Развитие личности

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

1. Развитие личности ребёнка
2. Закономерности развития личности человека

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств.

Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания.

Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание.

В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др.

Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.

Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо).

Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды, то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм.

В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным.

Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др.

Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности.

Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др.

Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п.

Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта.

Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности.

Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований.

Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д.

Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке.

Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер.

Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений.

Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.

Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего.

Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств.

Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года); 2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);

6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим.

Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Рубрика: Духовное развитие

Источник: http://razvitie4.ru/razvitie-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию