Установка — психология

Психологические установки, помогающие жить

Установка - психология

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела.

И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик.

Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, — максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя — это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман… во благо эффективности текущей деятельности.

Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время — мечтать и время — делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача.

Без воли — искусства и техники управления вниманием — в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать.

Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили.

А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты — это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно.

Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих.

Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло…» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ… выводы… Не более… Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

И так далее…

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку.

Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним».

Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы — оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.

6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:

  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам — богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

 абвг1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4132
1423
4312
2134
1234
3142
1423
4231
1243
1342

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы — неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист — наполовину полным.

Менее 15… Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты — на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное — скоро устанет…». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности — источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой.

А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку.

На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое.

А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться.

Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики — самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее».

Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух — значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит — вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

 

 

Источник: http://spravpit.liferus.ru/psiholog_ustanovka.htm

Как формируются психологические установки?

Влиять на поведение человека гораздо проще, чем мы привыкли думать, предупреждает психофизиолог Вадим Ротенберг. Но воспитание может научить нас сопротивляться манипуляции.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Читайте также:  Потребность - психология

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе.

Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни.

И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ… Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания – формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование – была бы только надежда на желанный подарок.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/rotenberg-vadim/kak-formiruyutsya-psihologicheskie-ustanovki/

Правильная внутренняя установка

Правильная внутренняя установка

Любой человек может управлять своим психическим состоянием посредством внутренней установки, которую он сам себе задаст. Это дает ряд преимуществ перед другими людьми, которые могут испытывать сомнения, страх, иметь низкую самооценку и прочие негативные установки, которые мешают им жить полноценной жизнью.

Человек должен чувствовать себя победителем, самым сильным, самым умным и самым лучшим. Это даст ему колоссальный приток энергии, если конечно не ослепит его. Единственное что при этом надо держать в голове, это понимание того, что совершенства нет, но к нему надо стремиться, и следовательно нельзя быть полностью довольным собой.

Но быть недовольным собой, не значит признавать других лучше себя, надо просто иметь трезвость взгляда и не более. Нельзя бояться, нельзя сомневаться в своих силах, надо верить в себя, это самое главное. Возможно, вы знаете, что вера обладает колоссальной силой, верующий человек непобедим, потому что он не сдается.

Вопрос заключается только в одном – во что он верит. Я не отрицаю ничего и никого в этой жизни, во что бы вы ни верили, это ваше личное дело. Но я рекомендую вам верить в себя прежде всего, верьте в кого угодно, в зеленых человечков, в Лохнесское чудовище, это все неважно, главное прежде всего, верьте в себя.

<\p>

Вера в себя, дает вам особую внутреннюю установку, которая делает вас непобедимым сверхчеловеком, открывает перед вами безграничные возможности. Вы не будете знать таких слов, как не могу или невозможно, вы либо не хотите, либо не знаете как.

А то что вы не знаете, всегда можно узнать, и следовательно, вы можете все, все, на что найдете ответ. Я не представляю себе спортсмена, который выходит например, на беговую дорожку и собирается попасть хотя бы в десятку лучших.

Я никогда не пойму этого спортсмена, зачем он вообще пришел в спорт в таком случае? Я пойму только того, кто выходит, чтобы победить, и ему неважно насколько сильны его соперники, ему важно насколько силен он, и как он выложится в конкретный момент.

Я знаю психологов, которые работали со спортсменами, и знаю тренеров, которые выполняли аналогичную работу. Так вот, от того, насколько хорошо тренер или психолог подготовят своего подопечного психологически, зависит как минимум пятьдесят процентов успеха его выступления. Я лучший, вот во что должен верить каждый из вас. С детства в нас подавляют все зачатки самоуверенности и веры в себя, которые природа дала нам не зря.

Нам говорят, что мы далеко не самые умные, не самые красивые, не самые сильные и так далее. Потому потом и наблюдаешь подавленных психологически людей, когда скажем очень красивая с виду девушка, комплексует по поводу своей внешности, чем в полной мере пользуются окружающие.

У людей постоянно сидит в подсознании ощущение, что есть кто-то лучше них, и это сковывает их на психическом уровне. Им дали такую установку, и она их держит, мы все отчасти страдаем этим.

Если кто-то учится лучше вас, это не значит, что он лучше вас вообще, если кто-то пробежал стометровку быстрее вас, это тоже ни о чем не говорит. Если кто-то зарабатывает больше чем вы и имеет больше власти, это не значит, что он лучше вас, это значит только одно, вы это видите именно так.

Каждый из нас имеет свои преимущества и недостатки, а главное каждый из нас имеет равные возможности в этой жизни, их надо видеть и использовать.

Нельзя признавать роль слабака, которую вам присвоит общество, оно бы с удовольствием присвоило ее каждому, так как никто в обществе не хочет признавать себя слабаком, все только ищут или делают слабаками других. Если вам скажут типа – ты что, самый умный? Скажите – да, я самый умный и самый лучший, и вы меня не переубедите в обратном.

Пусть объективно это и не так, но об этом должны знать только вы, но не окружающие, иначе их игра на вашем чувстве вины и чувстве неуверенности, будет очень долгой. Люди испугаются вашего ответа, показывающего вашу уверенность в себе, и это не плохо, ведь в этой жизни уважением пользуется сила и характер, без них вы обречены на неудачи.

В моем личном жизненном опыте, часто случалось так, что я постоянно повторял про себя – что я смогу, я не сдамся, я самый лучший и самый сильный, я все равно одержу победу, я выиграю в игру под названием жизнь.

И такая внутренняя установка всегда со мной, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и буду стремиться к тому, чтобы стать еще лучше, пока смерть не остановит меня.

Ни в коем случае не думайте об этой жизни, что она ужасна и несправедлива, я сам когда-то так думал и такую установку нам опять-таки навязывает наше общество, с целью подавить нашу психику. Жизнь друзья мои, чудесна и прекрасна, неважно что и кто вокруг вас, вы все можете поменять, если только узнаете как и сделаете это.

Возможность влиять на любое событие в этой жизни делает ее главным чудом в нашей жизни. Когда вы что-то делаете, вы совершаете чудо, ибо вы созидаете, даже когда вы просто думаете и мечтаете, вы творите чудо, рождая мысли.

Понимая это, живя этим, имея подобную внутреннюю установку, вы просто не можете не любить эту жизнь, не можете видеть ограничения для себя, коих на самом деле нет.

Я рекомендую вам каждое утро смотреть на себя в зеркало, и говорить себе что вы победитель, вы должны сказать себе — что сегодня очередной день моих побед, сегодня я достигну еще большего, ведь я лучший. Но не забывайте, что играя скажем в футбол, можно первым пропустить и не один гол, но пока игра не закончена, победителя объявлять рано.

Потому даже если у вас начнется череда неудач, не сдавайтесь, это просто судьба проверяет ваш характер, дабы определить , достойны ли вы высшей награды. Говорят ЭГО, мешает человеку, но это только тому, кто не умеет правильно его использовать.

Как и все что в нас есть, нам определенно нужно, иначе мы бы это не имели, потому и ЭГО я считаю не лишним, просто это тот инструмент, с которым очень сложно справиться.

Себя надо любить друзья мои, эгоистом конечно становиться не стоит, это глупая и примитивная любовь к себе, которая скорее навредит чем поможет, но любить себя вы должны.

Если вы будете себя любить и верить в себя, то и окружающие будут вас любить и верить в вас, вам просто-напросто надо самим нацепить на себя ту роль, которую вы хотите играть.

Ваша внутренняя установка, должна быть самой, что ни на есть положительной и целеустремленной, верьте в то, что вы лучше всех, что вы можете все и что вы победитель, и поверьте, так оно и будет. Чем сильнее ваша вера в самих себя, тем сильнее вы в этой жизни, и тем больше к вам уважения со стороны окружающих.

Источник: https://psichel.ru/pravilnaya-vnutrennyaya-ustanovka/

Что такое психологические установки и откуда они берутся?

Термин «психологические родительские установки» вызывает смутные ассоциации и никакой конкретики?  Сейчас будем раскладывать все по полочкам. Я же это очень люблю, вы знаете

Источник: http://detologiya.ru/psychologiceskie-ustanovki/

Что такое психологическая установка? Иррациональные установки

Что такое психологическая установка?
Установка – это склонность и готовность определенным образом воспринимать и реагировать на события, людей и различные явления окружающей действительности. Иначе говоря, установка – это наше отношение к тому или иному объекту или явлению в нашей жизни, которое формирует наше понимание происходящего и последующее поведение.

Установки, как правило, нами не осознаются, это важно понимать. Ваш привычный способ трактовки событий и реакций на них часто кажется вам нормальным, естественным и правильным. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека, а чаще всего происходят из детства, и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения.

То есть когда заходит речь об изменении установок, то целесообразнее говорить не об их правильности и неправильности, позитивности или негативности, а полагаться на то, насколько они помогают или мешают вам как в жизни в целом, так и в достижении поставленных целей.

Аналогичным образом обстоят дела и с нашими ограничивающими убеждениями, о которых вы можете прочитать в моих статьях:

Давайте рассмотрим иррациональные, мешающие психологические установки на примерах:

  • Всегда существует единственное правильное решение любой проблемы и я должен его найти, иначе не избежать негативных последствий или даже катастрофы.
  • Я должен быть компетентным и успешным, я также я должен получить одобрение абсолютно всех значимых людей в моей жизни. Ужасно, когда этого не происходит.
  • Другие должны обращаться со мной доброжелательно, справедливо, подобающим образом. Ужасно, когда они этого не делают.
  • Все должны меня любить и поддерживать, иначе я никчемный человек, который не заслуживает любви и уважения (ничего хорошего в жизни).
  • Все мои желания должны исполняться легко и быстро, не встречая слишком много трудностей. Невыносимо, когда дела обстоят иначе.
Читайте также:  Мученик - психология

На первый взгляд такие установки могут показаться крайностями, которые присущи очень ограниченному числу людей. Однако при более близком рассмотрении и анализе своих реакций, мыслей, эмоций и поведения в определенных ситуациях, вы возможно заметите у себя наличие схожих установок. Какое влияние такие установки оказывают на нашу жизнь, думаю, пояснять излишне.

Если человек воспринимает мир, окружающих его людей и происходящие с ним события через призму «все должны меня любить и поддерживать», то каждый раз, когда его опыт предлагает альтернативную картину мира, этот человек будет испытывать тревогу, злость, негодование, собственную никчемность, его самооценка будет занижаться и ожидания от себя будут окрашиваться в негативный оттенок. Более того, человек с такой иррациональной установкой будет крайне зависим от чужого мнения и отношения к нему, будет искать и пытаться заслужить любовь и одобрение не только значимых для него других, но и людей в целом. В итоге, жизнь больше похожа на страдание, чем на прекрасное приключение.

Источник: http://ladonycheva.ru/sposobnost-k-peremenam/psixologicheskaya-ustanovka/

Установка — что такое | Словарь психологических терминов

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге) и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т.

Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах).

Позднее понятие социальной установки — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой.

В общей психологии установка применяется при исследовании психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера.

В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установки, например под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Основные функции установки в деятельности:

а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.

Эффекты установки непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов установки является прием “прерывания” деятельности.

Так, субъекту для сравнения по тем или иным параметрам предъявляют два равных “критических” объекта после неоднократного предъявления отличающихся друг от друга “установочных” объектов (метод фиксации У. Узнадзе). Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку, в структуре деятельности.

В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности уровни смысловых, целевых и операциональных установок.

Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые установки личности производны от социальных.

Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл ).

С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). Возникнув в конкретной деятельности, они могут проявиться при встрече личности со сходными значимыми объектами и определять ее поведение в широком круге сходных ситуаций. Такие смысловые установки становятся обобщенными и превращаются в черты характера личности.

В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.

Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.

В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.

Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п.

Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные установки, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Установки и стереотипы

Самопознание

Установка – это такое внутренне состояние человека, которое опирается на его опыт и на поведение адекватного реагирования в той или иной ситуации.

Установка выступает как готовность к определенному действию или процессу для достижения удовлетворения.

Наличие такого качества у человека, позволяет ему нормально реагировать на политические или социальные явления, которые происходят в мире. Установка подразделяется на Продолжить чтение

Источник: https://ourmind.ru/tag/ustanovka

Как изменить себя – психологическая установка | Право на жизнь

Психологическая установка это самый простой и наиболее легкий вариант как изменить себя без мучительных волевых усилий и труда.

Все дело в том, что в человеке не зависимо от его сознания, уже работают некоторые установки и программы. Почитать об этом подробнее можно на странице – как стать счастливым. И если вы не довольны той жизнью, которая у вас есть, значит, они настроены на негатив и их срочно нужно поменять. Пример того, как действует отрицательная установка, можно прочитать на странице – формула успеха

Суть перепрограммирования очень проста. Вы составляете по определенным правилам текст новой установки и записываете его на любой электронный носитель (диктофон, сотовый телефон)  для прослушивания. Все это вполне вписывается в рамки самовнушения и самогипноза!

Требований к записи не так и много, но даже с ними могут возникнуть некоторые трудности. А соблюсти их — дело наиважнейшее, ибо в противном случае можно попросту не достигнуть цели.

Правила составления психологической установки.

  1. Для начала нужно просто определиться с целью установки.
  2. Описать все так, будто вы уже полностью изменились. (Пример будет приведен ниже!)
  3. Расшифровывать все сложные понятия. Например, вы пишите – я счастлив! Что значит — счастлив? То есть, вы можете кушать в неограниченном количестве или вы рады своему браку или тому, что у вас дети? – Опишите, что значит для вас счастье на конкретных примерах!
  4. Исключите использование частицы – НЕ! Заменяйте ее синонимами.
  5. Делайте запись бодро, с энтузиазмом и представляйте, как будто все уже действительно произошло!

Психологическая установка  — пример того как изменить себя и внутренние настройки!

Допустим, вы задумались о том как стать успешным и хотите развить с себе трудолюбие. Или же просто желаете быть счастливым.

Сразу расшифруйте, что такое трудолюбие и счастье в вашем понимании. После этого составьте текст записи, будто вы уже счастливы и трудолюбивы.

Он мог бы выглядеть так.

Я очень трудолюбивый. Я люблю вставать в семь утра. Я радуюсь, когда начальник приносит мне новое задание. Я с удовольствием и интересом подхожу к каждому новому делу. Я засиживаюсь на работе допоздна и очень этому рад. Я трудолюбивый!

Я счастлив. Мне приятны все ощущения, которые протекают в моем теле. Я наслаждаюсь каждой минутой своей жизни и получаю от этого большое удовольствие. У меня всегда очень хорошее и веселое настроение. Я рад всем людям, которые меня окружают, и с интересом провожу время с ними. Я счастлив!

Так же важно, что ваши представления и слагаемые счастья могут быть совершенно иными – их и надо описывать!

Уже после составления записи, в жизни могут происходить какие-то изменения, которые вы сразу почувствуете!

Если такое произойдет, то подождите пару дней и включайте запись перед сном в наушниках на прослушку. Послушайте 1-3 раза, в зависимости от желания. Можно даже под нее засыпать.

Потом через 2-3 дня слушайте еще. Если изменений нет никаких, то можно слушать каждый день по нескольку раз, чтоб ускорить процесс. Слушайте в дороге вместо музыки или когда вам плохо.

Как изменить себя – проще всего это сделать, используя простую технику самовнушения!

— Формула счастья и здоровья

— Как выйти из депрессии самостоятельно

— Работа копирайтером

Источник: http://right-to-life.ru/pravo_na-jizn/put-k-uspehu-2/kak-izmenit-sebya-psihologicheskaya-ustanovka/

Установка в психологии — это что такое? Понятие установки в психологии

Самосовершенствование 26 декабря 2017

Рассматриваемые в психологии установки человека являются не только его предубеждением. Это некий настрой его физических и душевных сил на ту или иную ситуацию или определенные потребности. Причем, как отмечается в психологии, установка личности находится вне сознания человека. Что же это за явление? Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее.

В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны.

Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий.

В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида.

Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности.

Читайте также:  Субъективность представлений об отвратительном - психология

Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах.

Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

История открытия

Что такое установка в психологии? Это внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы.

Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия.

При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок – социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р. Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Видео по теме

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии – это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе.

В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе.

Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека.

Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки.

Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась.

Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Уточнение термина

Что такое установка в психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе — Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии.

Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту.

То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Диспозиционная концепция

Существуют и другие теории установки в психологии. Одной из них является диспозиционная концепция В. А. Ядова. Этот ученый предложил свой подход при рассмотрении системообразующих компонентов, отражающих социальное поведение человека.

Рассматриваемая концепция основывается на иерархической системе диспозиций. В триаде, предложенной Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов заменил установку на понятие диспозиции. Это не что иное, как самые разнообразные состояния готовности или предрасположенности человека к восприятию ситуаций. В. А.

Ядов рассматривает диспозиции личности в виде иерархической системы, сформированной в результате имеющихся потребностей и условий. В этой системе ученый выделил три уровня. Друг от друга они отличаются разным составом и соотношением входящих в них элементов (установок, потребностей, условий деятельности).

Каждый из уровней диспозиции предопределяет соответствующий ему уровень поведения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фиксированные установки

Именно они и находятся на самом первом и в то же время нижнем уровне диспозиции.

Что такое элементарная фиксированная установка? Это в психологии определение специфических реакций субъекта на предметную, актуальную ситуацию, а также его восприятие быстро меняющихся воздействий окружающей среды.

Элементарные установки формируются исходя из основных потребностей физического бытия, а также простейших ситуаций. Та или иная поведенческая готовность индивида в таком случае закреплена имеющимся у него предшествующим опытом.

Социальные установки

Подобное явление обнаруживается на втором этапе диспозиционной ступени. Социальная установка — это в психологии потребность человека во включении его в контактные группы. Какие при этом возникают ситуации поведения? Они являются социальными.

Подобные установки имеют место исходя из оценки отдельных общественных объектов. Учитываются при этом и социальные ситуации. В то же время индивид совершает те или иные поступки. Они и являются элементарной, социально значимой единицей поведения.

Что еще мы понимаем под описываемым термином? Социальная установка — это в психологии не что иное, как устойчивое отношение индивида к людям, а также ко всем процессам и событиям, происходящим в обществе. Именно по ней и может быть дана характеристика личности.

Сам термин «социальная установка» в психологии имеет несколько значений, которые отличаются друг от друга своими особенностями.

Так, первоначально под данным определением понималась готовность индивида к решению поставленной задачи.

При этом что являлось объектом социальной установки? Это сам человек, а также люди, входящие в его окружение, события и процессы в обществе, предметы духовной и материальной культуры и т. д.

Несколько позже рассматриваемый термин стал иметь несколько иное значение. Социальная установка в психологии – это устойчивое отношение одного человека или группы людей к чему-либо или кому-либо.

Внимательное изучение данного явления дало ясно понять, что оно является довольно сложным.

При этом подобную установку стали классифицировать не только как психическое состояние личности, но и как ее психологическое свойство.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности.

При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности.

Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы.

Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей.

В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека.

Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами.

Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение.

Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе.

Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению.

Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта.

Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими.

Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития.

Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
В психологии индивид — это что такое? Понятие индивида в психологии

Термин «индивид» переводится с латинского языка как «неделимый». Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных …

Самосовершенствование
Дистресс — это что такое? Понятие дистресса в психологии

Стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря этому состоянию устойчивость организма человека к негативным факторам может не только понизиться, но и повыситься. Совсем другое — дистресс. Это состояние…

Бизнес
Приемлемый риск — это что такое? Понятие и концепция

Каждый человек ежедневно, осознанно или нет, подвергается риску. Он вполне объективен и сопровождает практически любую деятельность. Люди рискуют, преодолевая опасности в быту, на транспорте, производстве. Рассмотрим …

Закон
Обыск — это что такое? Понятие, задачи и виды обыска

Одним из основных следственных действий в рамках предварительного расследования выступает обыск. Проблемы эффективности и доказательственного значения этой процедуры исследуются многими …

Источник: http://monateka.com/article/265540/

Ссылка на основную публикацию