Виды бессознательного — психология

Сознательное и бессознательное. Виды проявления бессознательных психических явлений

Виды бессознательного - психология

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом.

К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли.

Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью.

Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

Бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

Сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;

Бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

Бессознательноете психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер.

Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений.

Тем не менее, соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время, как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя

Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования.

Источник: https://cyberpedia.su/13x11e23.html

Сознание и бессознательное в психике и поведении человека

Сознание и бессознательное в психике и поведении человека

Сознание — высший уровень психического отражения, присущий только человеку. Сознание человека — это не статическая, а постоянно изменяющаяся субстанция. Причина такого изменения в меняющихся образах окружающей действительности и постоянном усвоении внутреннего и внешнего опыта.

Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), мотивацией, рефлексией (оценкой себя), самонаблюдением, уровнями ясности. Другими словами, сознание — это восприятие и знание самого себя. Причем постоянное знание о себе: о своих мыслях, действиях, своем состоянии и др.

Характеристики сознания

Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

  1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
  2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
  3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
  4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

Бессознательное в психике человека

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

Виды бессознательных явлений:

  • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
  • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
  • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
  • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

Неосознаваемые механизмы сознания

Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

  • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
  • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.

Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий.  Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

Источник: https://www.psyportal.net/134274/soznanie-i-bessoznatelnoe-v-psihike-i-povedenii-cheloveka/

Сознательное и бессознательное в структуре психики. виды бессознательных явлений

Сознательное и бессознательное в структуре психики. виды бессознательных явлений.

ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать психические образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью; общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий че­ловеку как социальному существу, представленность действительности в виде обоб­щенных образов и понятий.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его по­ведение, как и сознание.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения.

Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Ощущение– это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Попытки классифицировать ощущения предпринимались давно. Еще со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, возникающих при воздействии окружающей среды: зрение, слух, осяза­ние, вкус, обоняние.

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений анг­лийского ученого Ч. Шеррингтона, получившую наиболее широкое распро­странение. В ней предпринята попытка выделить группы ощущений в за­висимости от морфологической локализации (месторасположения) рецеп­торов. Исходя из этого выделяются:

Экстароиептивные ощущения — ощущения, возникающие при воз­действии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на повер­хности тела.

Е! спою очередь экстероцептивные ощущения включают 2 под­группы: контактные ощущения (при непосредственном воздействии раздра­жителя на органы чувств) и дистантные ощущения (возникновение ощущений при воздействии отдаленного раздражителя). К контактным ощущениям от­носят вкусовые и осязательные, к дистантным ~~ слух и зрение.

Обоняние занимает промежуточное место, так как хотя обонятельные ощущения и возникают на расстоянии от предмета в то же время обонятельный ре­цептор непосредственно Еюспринимает молекулы связанные с данным пред­метом и характеризующий его запах.

Интероцэптивные (органические) ощущения — ощущения, сиг­нализирующие с состоянии внутренних процессов организма (наличие в нем биологически полезных или вредных веществ, температура тела, давление и т. д.).

Читайте также:  Врожденное - психология

Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах.

Интероцептявные ощущения наименее осознанны (за исключением, боле­вых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека.

Проприоцептивные (кинестетические) ощущения — ощуще­ния, отражающие движение и положение тела в пространстве. Располага­ются проприоцепторы в мышцах, сухожилиях и суставах. Благодаря им, человек управляет своими движениями и координирует их.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.

Ощущение– это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Под свойствами ощущений и восприятия понимают их качественные и количественные характеристики.

Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).

Качество (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и об­рабатывать информацию внешней среды только определенного вида (на­пример, при слуховых ощущениях речь идет о -высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — цветовые тона л др.)

Интенсивность ощущений — количеств энное свойство, указываю­щее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционально­го состояния органа чувства .

Длительность ощущения — свойство, связанное со временем дей­ствий раздражителя на орган чувства и. соответсгтенно, также зависимое от функционального состояния последнего.

Отчетливость (ясность) — свойство ощущений, указывающее на­сколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия являет­ся субъективно ярко воспринимаемым.

Пространственная локализация раздражителя — свойство ощу­щения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздей­ствующего раздражителя.

Адаптация — приспособление органов чувств к особенностям дей­ствующих н :а них стимулов с целью их наилучше «о восприятия и предохра­нения рецепторов от излишней перегрузки.

Контраст — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражи­телям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений — свойства ощущений, связанные с количествен­ными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изме­нение ощущений.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ.

Ощущение– это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения.

При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль.

Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

Виды восприятия

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших, полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени.

Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений.

В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.

Источник: https://infopedia.su/14x906e.html

Бессознательное в психологии

Бессознательное в психологии

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной.

Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное).

Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях.

Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию.

А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации.

Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго.

Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни.

Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой.

По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию.

Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Читайте также:  Толерантность - психология

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/bessoznatelnoe.html

Бессознательное и его виды

Бессознательное и его виды

Бессознательное это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

В настоящее время психологи чаще используют вместо понятия «бессознательное» понятие «подсознание», включающее в себя явления из сферы предсознания и собственно бессознательное.

В управлении поведением человека одновременно участвуют различные уровни психики: сознание и подсознание (бессознательное) (см. таблицу 2).

Ситуации, в которых действуют сознание и подсознание

Подсознание
В новых непривычных условияхВ привычных условиях, когда мы совершаем стереотипные, привычные действия (закрываем квартиру, идем на работу обычным маршрутом)
В сложных ситуациях, не имеющих очевидного решения, в ситуациях конфликта или выбора, требующих волевого усилия (сделать работу срочную или более важную, принять сторону друга или того, кто прав и т. д.)В простых ситуациях, предполагающих однозначное решение, а так же в ситуациях угрозы, требующих быстрой реакции – на обдумывание нет времени (так, двигаясь по тропинке в лесу, делаем это машинально, пока не теряем ее или она не раздваивается; обжегшись, – отдергиваем руку)
Для преодоления физического или психического сопротивления, которое стремиться сохранить привычное комфортное состояние человека (утром не хочется вставать, на семинаре проще не поднимать руку и т. д.)Для сохранения комфортного психического или физиологическогосостояния человека, для удовлетворения его потребностей (чувство голода напоминает трудоголику о необходимости позаботиться, о себе).

Как видно из таблицы, сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими внимания и контроля. Разделение наших действий и поступков на сознательные и бессознательные достаточно условно – сознание и подсознание (бессознательное) образуя целостность человеческой психики, обеспечивают эффективное управление поведением и способствуют выживанию.

В процессе регуляции поведения сознание и подсознание по-разному взаимодействуют друг с другом. Можно выделить три основных способа взаимодействия сознания и подсознания:

– совместное действие – сознание и подсознание дополняют друг друга (пишу и одновременно понимаю смысл написанного)

– автономное существование (веду машину, автоматически отслеживая ситуацию на дороге, и при этом разговариваю с приятелем о футболе)

– противоречие (решил поехать в гости к другу, машинально сел на свой автобус и поехал домой. Или: хотел (осознанно) принести книгу другу и забыл (бессознательно).

Последняя ситуация наиболее интересна, так как помогает понять действительные, скрытые от сознания самого человека его мотивы и желания.

Какова же область подсознания, каковы образующие ее элементы? Выделяют следующие виды бессознательного:

· Врожденное бессознательное – инстинкты, влечения, коллективное бессознательное (его изучением активно занимался К. Юнг).

· Предсознание, т. е. процессы, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание, а также информация полученная на уровне допороговой чувствительности, неосознаваемые ощущения.

· Выработанное бессознательное – умения, навыки, автоматические движения и пр.

· Вытесненное в результате работы «цензуры», когда неприемлемые для человека желания, мысли, чувства переводятся из сферы сознания в бессознательное.

· Воспитанное социальное бессознательное – содержание «Сверх – Я» (З. Фрейд); установки, возникшие в процессе воспитания, под влиянием жизненного опыта; программы (стереотипы) поведения, сформированные под влиянием других людей, в первую очередь, родителей, которые передают жизненные сценарии своим детям (Э. Берн).

Источник: http://www.iteconomic.com/bessoznatelnoe-i-ego-vidy.aspx

Психология бессознательного. Зигмунд Фрейд. Краткое описание книги

Психология бессознательного. Зигмунд Фрейд. Краткое описание книги

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я.

Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я.

Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно.

Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З.

Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления.

Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером.

Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом.

Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания.

Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти.

Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности.

Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми.

В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым.

К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-bessoznatelnogo

Бессознательное. Классификация бессознательных явлений психики и их характеристика

Бессознательное. Классификация бессознательных явлений психики и их характеристика

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за ʼʼпорогомʼʼ сознания.

Читайте также:  Свободное воспитание - история и идеология - психология

Термины ʼʼбессознательноеʼʼ, ʼʼподсознательноеʼʼ, ʼʼнеосознанноеʼʼ часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

Повсœедневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости.

К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным ʼʼозарениемʼʼ новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Все бессознательные психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и ʼʼнадсознательныеʼʼ процессы.

В свою очередь, в первый класс – бессознательных механизмов сознательных действий – входят три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы ʼʼсами собойʼʼ. Οʜᴎ имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов.

В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками.

К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. К примеру, обучение игре на музыкальных инструментах.

Установка — ϶ᴛᴏ готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. К примеру, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.

Во второй класс – бессознательных побудителœей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое делœение исходило из теории З. Фрейда.

Третий класс бессознательных процессов образуют ʼʼнадсознательныеʼʼ процессы.

К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

К примеру, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: Сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и метод анализа сновидений.

Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всœем прошлым человечества.

Коллективное бессознательное носит всœеобщий характер.

Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Т. о., по определœению Юнга, коллективное бессознательное — ϶ᴛᴏ разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное — ϶ᴛᴏ нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/390187_bessoznatel_noe_klassifikaciya_bessoznatel_nyh_yavleniy_psihiki_i_ih_harakteristika

ПСИ-ПОРТАЛ

ПСИ-ПОРТАЛ

Автор: Алексей Недозрелов, 28 Мар 2013

Говоря о структуре бессознательного и роли бессознательного в психике человека, полезно определить, что же оно, бессознательное, из себя представляет. Возьмем общепринятую формулировку, что бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует сознательный контроль.

Сюда входят и неосознаваемые мотивы, смысл которых подавлен или вытеснен, и стереотипы и поведенческие автоматизмы, контроль которых излишен в силу их отработанности, и подпороговое восприятие, не осознаваемое в силу большого объема информации.

А главное – здесь можно найти те резервы психики, которые открывают доступ к потаенным ресурсам, делающим реальностью многое из того, что ранее казалось недоступным.

Структура бессознательного

Впервые экспериментальное изучение бессознительных процессов было проведено Зигмундом Фрейдом, выделившим в структуре психики компоненты Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я). Впоследствии структура бессознательного была расширена учеником Фрейда Карлом Густавом Юнгом, выделившим уровни как личного, так и коллективного бессознательного.

Также понятие бессознательного было дополнено психолингвистическими концепциями Жака Лакана, предположившего, что бессознательное структурируется, как язык. В советской науке концепция бессознательного в психике человека была представлена разработками Д.Н.

Узнадзе, выдвинувшего теорию «установки» – советского аналога понятия бессознательного, а также психофизиологическими открытиями И.П. Павлова и И.М. Сеченова.

Для нас особенно интересны концепции К.Г. Юнга как наиболее близкие к современной трансперсональной парадигме, закладывающие методологическую базу для последующих разработок и являющиеся основополагающими для интегративных психотехнологий.

Не менее важно то, что именно Юнг связал понятие коллективного бессознательного с областью образов и архетипов, являющихся основой в мифомоделировании – нашей авторской системы формирования максимально комфортного для жизни и эффективного для достижения целей образа мира.

Но самое главное то, что Юнг сформировал модель структурирования бессознательного, которая до сих пор актуальна и служит основой для дальнейших исследований.

Структура бессознательного удивительно проста и одновременно непостижима, а главное – знакома нам с детства. Потому что по сути своей оно структурируется как сказка.

А если шагнуть в этом рассуждении еще дальше, то можно смело сказать, что все мифы, сказки и сновидения – отражение (или, может быть, воплощение?) бессознательного в окружающем мире.

Можно совсем удариться в философствование и заявить, что бессознательное – душа этого мира, ведь без сказки наш мир попросту груда материальных объектов. Только волшебный мир имеет право на существование, и только человек может сделать его волшебным. В частности, с помощью своего бессознательного.

Да, кажется, мы говорили о его структуре. Раз бессознательное структурируется как сказка или миф, то и структура там будет сказочная – немного волшебная, немного безумная… Впрочем, какой ум может быть в мирах, бессознательных по определению? Ведь это миры неевклидовой геометрии и нелогичной логики.

Здесь нет жесткой логической связки «если Х, то У», зато есть связка «если Х, то может быть все что угодно». Поэтому у нас всегда есть варианты на все случаи жизни, и мы можем выбрать любой из них. Если, конечно, разрешим себе выбирать. А как разрешить? Все просто – достаточно попасть в нужную сказку.

Коль скоро мы оказались в сказке, проведем рекогносцировку местности. Прямо по курсу – смутные тени и образы, которые формируют пейзаж. Это именно тот пейзаж, который в том или ином виде воспроизводится в нашей повседневности. Из этих образов особенно выделим те, которые принято называть архетипами.

Архетип можно определить как подсознательный образ, наделенный совокупностью качеств, состояний и ассоциаций, являющийся своего рода шаблоном для моделирования поведенческих и ментальных стратегий.

Юнг дает такое определение: «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления», и дополняет его: «Меня уже часто спрашивали о том, каково же происхождение этих архетипов, или первообразов.

Мне кажется, что дело обстоит так, как если бы их возникновение нельзя было объяснить никак иначе, как только предположив, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества».

Дадим более простое определение: архетипы – это образы, оказывающие стержневое и основоформирующее влияние на жизнь и формирование человека, заранее определяя модели поведения, ценности, убеждения и способы жизни. В конечном итоге, архетипы предопределяют основу самоидентификации, помогая человеку отвечать на вопрос «кто я?».

Архетипы погружают человека в глубинные уровни сознания, выходящие за пределы его собственного, человеческого опыта, открывая доступ к ресурсам, которые могут казаться невероятными для отдельно взятого человека.

Эти уровни сознания иррациональны, и чем более они иррациональны, тем больше открывают ресурсов – ведь тем больше в них волшебства.

Именно в этих состояниях со многими эзотериками случались приступы мистического экстаза.

Это тот уровень психики, на котором происходит формирование или осознание божественного. «Дело в том, что понятие бога — совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога.

Ибо на этот вопрос человеческий интеллект никогда не сможет ответить; еще менее способен он дать какое-либо доказательство бытия бога.

Кроме того, такое доказательство излишне; идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип.

…Поэтому я считаю более мудрым осознанно признавать идею бога; ибо в противном случае богом просто становится нечто другое, как правило, нечто весьма неудовлетворительное и глупое, что бы там ни выдавливало из себя «просвещенное» сознание».

Для чего это нужно? Иррациональное не может и не должно быть искоренено – боги не должны умереть. Ведь именно этот комплекс иррациональных представлений концентрирует на себе максимальную сумму психической энергии, создавая дополнительный потенциал и интегрируя разрозненные стремления в один вектор.

Кроме того – а какие еще присутствуют варианты, если мы можем или научиться использовать бессознательное как источник ресурсов, или стоять перед бездной неизвестности, которая всегда стремиться принимать хаотичные и неуправляемые формы? Интеграция со своим бессознательным в рамках одной модели мифологем и образов позволяет найти ощущение единения с миром, увидеть взаимосвязанность и осмысленность происходящих процессов.

Рассматриваемое в таком плане бессознательное в психике человека может являться безграничным источником опыта и дополнительных, резервных возможностей, пространством с множеством вариантов решения поставленных задач.

Обязательно ли это развивать? Думается, что нет.

Как острит по этому поводу Юнг, «Если бы речь шла о всеобщем (мыслимом теологически) плане, то, наверное, все индивидуумы, все еще пребывающие в объятиях чрезмерной бессознательности, неудержимым натиском подгонялись бы к более высокой степени осознанности. Но это совершенно очевидным образом не так. Целым слоям населения и в голову не приходит — несмотря на их явную бессознательность — становиться невротиками».

Вопрос в другом – что можно сделать для того, чтобы повысить эффективность и качество жизни? Как давно известно, хорошо жить существенно лучше, чем жить просто. И если кому-то подобная необходимость кажется надуманной, едва ли есть смысл менять его точку зрения.

Алексей Недозрелов

Источник: http://portal.psymodelling.ru/struktura-bessoznatelnogo/

Ссылка на основную публикацию