Воля и эмоции гипертима — психология

Клуб Здорового Сознания

Воля и эмоции гипертима - психология

​​​​​​​Автор — . Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Гипертимы легко поддаются влиянию. Сами они не очень-то задумываются над проблемами, и если в компании есть кто-то «со стержнем» и старается такой же стержень вогнать в людей, то гипертим достаточно податлив.

Он принимает навязываемое рассуждение или просто суждение, причем часто соглашается с абсолютно противоположными точками зрения. Одному он говорит: «Ты прав». Другой возражает, он и ему: «И ты прав».

Третьему, который упрекает его в непоследовательности: «И ты прав».

В может давать вторую (с восковой гибкостью) и третью степень (с сомнамбулизмом) гипнотической погруженности, как и . При этом если истероид подчиняется только тому гипнотизеру, который внушает вещи, близкие ему самому, то гипертим поддается любому гипнотическому воздействию.

Сами гипертимы воздействуют на других людей не аргументами, не убеждением — для этого требуется эрудиция, развитая речь (чего не хватает), а тоже скорее именно внушением.

Повторные просьбы, примитивное повторение, громыхающий мат, сиюминутные угрозы, которые, конечно, не исполнятся. Но планомерного принуждения, свойственного и , со стороны гипертима мы не встречаем.

Приказывать и шантажировать — это не его стезя. Он и не манипулятор (это дело паранойяльного и истероида).

у гипертима слабенькая. Это касается и промежуточных дел, и . Ни , ни наметить пути решения, ни удержать хотя бы чью-то программу в памяти воли он не может. У него плохо с .

Это паранойяльный ставит цели и достигает их. А Гипертим целей не ставит и не достигает. Плановое ведение дел — не его удел. Он их запускает. Сначала врал, что, мол, все путем. А потом — аврал.

Но при авралах он хороший помощник, у него все спорится.

Русское авось — его девиз, принцип, его стиль жизни.

Он живет как бы по воле волн: «Сегодня здесь, а завтра там». Он беспрограммный человек. Точнее, он может приобщиться к разным программам, но если «понравился лидер». Даже истероид ищет программы, мечется от одной к другой или строит краткосрочные программы, а гипертим вообще их не строит. Он и покупки совершает не целенаправленно, а просто бродя по магазинам — вдруг что понравится.

В своем бесцельном блуждании по жизни гипертим очень . Он не выдыхается. Его вновь и вновь можно завести на ненужные ему дела. Но сам гипертим никого ничего не заставляет делать. Так просто — крутится, как вечный двигатель, но, в отличие от паранойяльного, никого не затрагивает.

Слабость волевых импульсов проявляется и в обрисованной нами возбудимости и несдержанности в конфликтах.

гипертим тоже выплескивает сразу и бурно. Это обычно воспринимается людьми хорошо. Но если с перехлестом, как у Ноздрева в «Мертвых душах», то это уже раздражает.

Источник: https://psy-space.ru/?page=volya-i-emocii-gipertima

Глава 5. Сфера эмоций, желаний и побуждений. Воля. | Новосибирский дискуссионный клуб «Планета»

Наблюдали ли вы величественную картину водопада? Бурлящие потоки воды непрерывно низвергаются с огромной высоты и с шумом и грохотом устремляются вниз, к подножию нового русла. Но прежде чем продолжить свой стремительный бег, мириады капель влаги превращаются в пар, образуя плотное белое облако, зависающее над местом падения.

Подобным же образом в человеческой душе рождается эмоциональная сфера. Каскады нервных импульсов сбегают из коры мозга по руслу, образуемому аксонами больших пирамидных клеток, и в местах синаптической передачи создают лептонную облачность. Пар выходит с эмоциями, а брызги превращаются в побуждения, в мотивы к движениям, к поведенческой деятельности.

Очевидно, деление эмоций на положительные и отрицательные обусловлено степенью свободы прохождения потока нервных импульсов через межсинаптические щели между четвёртыми и пятыми нейронами. Беспрепятственное течение психической энергии на этом участке рефлекторной дуги создаёт положительный эмоциональный фон и хорошее настроение, но не вызывает сильных эмоций.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Полная или частичная блокада нервных импульсов по отдельным проводникам (неудовлетворение потребности) ведёт к стрессу и сопровождается выраженным эмоциональным напряжением со всем набором отрицательных эмоций (раздражение, досада, тревога, страх, отчаяние, обида, злость, гнев и прочие). Прорыв блокады (удовлетворение потребности) снимает напряжение и влечёт за собой разрядку, что внешне выражается в переживаниях удовольствия, восторга, ликования.

Психологии эмоций посвящено огромное количество трудов. Известны работы Э.Клапареда, У.Макдауголла, С.Л.Рубинштейна, П.К.Анохина, П.В.Симонова, Х.Дельгадо, Р.У.Липера, К.Е.Изарда, А.Н.Леонтьева, Б.И.Додонова, А.С.Никифорова, и многих других.

Существующие теории эмоций (биологическая теория, теория Джемса-Ланге, модифицированная периферическая теория и другие) на наш взгляд, не отражают в полной мере механизма преобразования нервных импульсов, не раскрывают взаимосвязи между отдельными психическими феноменами и эмоциональной окраской переживаний.

Заслуживает внимания информационная теория эмоций Симонова, согласно которой “эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой либо актуальной потребности и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта”. В общем виде формула эмоций представляется так: Э = П (Ис – Ин), где Э – эмоция, П – потребность, Ис – информация, которой реально располагает субъект. Ин – информация, необходимая для организации действий по удовлетворению потребности.

Действительно, сила эмоций напрямую зависит от информированности. Если знаний много, нервный импульс легко проходит синаптические пороги и Э > 0, если знаний недостаёт, а потребность высокая, импульс тормозится и Э < 0. При условии Ин = Ис, Э = 0 и сильных переживаний не возникает.

Информационная теория эмоций очень практична, так как убедительно показывает значение приобретаемых знаний. Чтобы экономить драгоценную нервную энергию, не подвергаться разрушительным стрессам, не набивать шишек в любом новом деле, необходимо совершенствовать Интересы и Склонности.

Интерес – это стремление к накоплению необходимых знаний, а склонность – это стремление к накоплению полезных умений. Многие интересуются жизнью артистов, спортсменов или политиков, но сами далеки от их видов деятельности.

Например, в хоккей мало кто сам играет, но многие его прекрасно понимают, тогда, как в шахматы играют миллионы, а по настоящему глубоко их понимают единицы. Болельщики стремятся всё знать, но не стремятся уметь, и этим отличаются их интересы от их склонностей.

Но когда интересы и склонности совмещаются, совпадают, человек совершенствуется и в знаниях, и в умениях.

Что происходит в нейронах, когда знания есть, а умений недостаточно? Тогда психическая энергия заполняет 5 нейронное поле, а потоки нервных импульсов не имеют лёгкой возможности преодолеть межсинаптические препятствия (на отдельных проводниках) на пути к шестым, двигательным нейронам. Невозможность совершить желаемое действие, достичь нужного результата также порождает набор отрицательных эмоций, поэтому, чтобы не подвергаться стрессу, необходимо соразмерять потребности и возможности.

В физиологии эмоций различают 4 степени эмоционального напряжения.

1 степень возникает в том случае, когда информации и энергии вполне достаточно для удовлетворения появившейся потребности (решения задачи, достижения цели). Повышая внимание, концентрируя интеллектуальные и физические ресурсы, индивид легко справляется с возникающими затруднениями и получает положительные эмоции. Это удовольствие, восторг и прочие ценные переживания.

2 степень эмоционального напряжения создаётся тогда, когда информации и (или) энергии для лёгкого удовлетворения возникшей потребности оказывается недостаточно. Если цель актуальна, но труднодостижима, организм максимально мобилизует имеющиеся ресурсы, заставляя органы и ткани работать с предельной нагрузкой. Чем труднее задача, тем сильнее положительные эмоции в случае её решения.

Когда, несмотря на усилия, цель не достигается, возникают отрицательные эмоции: раздражение, досада, негодование, гнев, ярость…Сильные эмоции вовлекают в работу симпатический отдел вегетативной нервной системы. При перевозбуждении этого отдела подсознание может отказаться воспринимать логические импульсы, идущие из коры мозга, и тогда возникают не контролируемые разумом поведенческие аффекты.

3 степень напряжения создаёт астенические эмоции. В этом случае, для достижения цели или удовлетворения потребности даже максимальной мобилизации имеющихся у организма (личности) ресурсов оказывается явно недостаточно. Тогда на помощь организму приходит парасимпатический отдел нервной системы, который расслабляет и “подсказывает”: отдохни, не напрягайся, брось ты эту затею.

Читайте также:  Оргазм - психология

Перечень депрессивных эмоций и связанных с ним состояний, от которых “опускаются руки”, парализуются воля и умственные способности, достаточно велик: волнение, растерянность, страх, обида, ревность, зависть и так далее.

4 степень эмоционального напряжения развивается в ситуации, когда поставленная цель сохраняет актуальность, но остаётся недостижимой.

В этом случае организм попадает в трудное положение, и, если человек не меняет ценностные ориентиры, состояние хронического стресса (печаль, тоска, тревога, страх) ведёт к неврозу с дезорганизацией деятельности целого ряда регуляторных механизмов и с последующим развитием многих заболеваний.

Комментируя информационную теорию эмоций, нельзя не отметить, что она совсем не учитывает влияния сферы чувств на окраску переживаний.

Напомним, что к ценным переживаниям, помимо эмоций, относятся и чувственные переживания (радость, блаженство, счастье), которые от накопленных знаний не зависят.

Благодаря эндорфинному механизму, чувства создают эмоциональный фон ощущений – настроение, и облегчают процесс прохождения нервных импульсов по эфферентным нейронам, что в значительной мере снимает внутреннее напряжение.

Классическая психология относит состояние настроения к проявлениям эмоциональности, однако, это не совсем так. Настроение связано с эмоциями, но создаётся оно не эмоциональной сферой. Настроение – это внутренняя атмосфера, обусловленная уровнем эндогенных опиатов в организме, на фоне которой проявляются эмоции.

Высокий уровень эндорфинов обеспечивает хороший жизненный тонус, бодрость, эйфорию, даже при неудовлетворении актуальных потребностей.

Конечно, хорошее настроение можно испортить неприятными новостями, однако устойчивость к стрессам во многом зависит от мировоззрения, от объективного понимания реальности.

Напротив, дефицит эндорфинов создаёт подавленный фон ощущений, при котором даже хорошие новости и прекрасные перспективы не очень то и радуют. Настроение человека напоминает полотно, холст, на который художник-душа наносит свои краски-эмоции. Самочувствие – это Настроение + Эмоции.

Деятельность эмоциональной сферы теснейшим образом связана с функцией долговременной памяти. Человек, как правило, хорошо помнит яркие события жизни, обусловленные сильными эмоциональными переживаниями.

Нетрудно предположить, что именно здесь, на пятом нейронном поле, “зарыт сундук” с драгоценными воспоминаниями. В связи с этим, интересным представляется анализ феномена “конкуренции потребностей”.

За какие такие “сокровища” конкурируют человеческие мысли? И кто выигрывает в соревновании?

Когда ассоциативные связи в мозге увязывают информацию и рождают мысли, те устремляются по нервным проводникам в одном направлении, и происходит смешение самых разных потребностей. Они сбиваются, мешают друг другу и зачастую не дают человеку возможности принять то или иное решение, порождая нерешительность, неуверенность, сомнения.

И вот здесь на помощь конкретным мыслям приходит Воля.

Совершая волевое усилие, мы мобилизуем информацию из архивной памяти, вспоминаем какие-то события, факты, и таким образом, выбираем наиболее значимую потребность.

В соревновании потребностей выигрывает та из них, которая быстрее находит “в сундуке” пятого нейронного поля старые, но актуальные на данный момент, воспоминания – переживания.

Итак, в эмоциональной сфере теснейшим образом переплетаются многие психические составляющие внутреннего мира – мысли, потребности, побуждения, память, воля. Оказывается, такая функция памяти, как воспроизведение информации (вспоминание), принадлежит не коре мозга, а нервным клеткам, удалённым от неё на значительное расстояние. Анализирует кора, вспоминает – спинной мозг!

Воля – это сознательное управление течением психической энергии по нервным проводникам, обеспечивающее выбор наиболее значимых потребностей.

Как реку нельзя повернуть вспять, так и течение психической энергии невозможно развернуть назад.

Нервные импульсы по рефлекторным дугам всегда текут от первых, чувствительных нейронов к шестым, двигательным нейронам, и если бы у человека не было души, его жизнь была бы строго регламентирована железной сменой психических функций.

Между тем, в любой момент мы можем принять то или иное решение, например, лечь спать, или взять книгу и погрузиться в размышления, или заняться физзарядкой.

Каким образом обеспечивается произвольная регуляция поведения? Теория нейронных полей даёт однозначный ответ – перемещением лептонной энергии к соответствующим локальным нервным проводникам.

Река не течёт назад, а ветер дует в соответствии с погодными условиями!

Проявление силы воли заключается в подавлении второстепенных, малозначимых потребностей (побуждений), которые, тем не менее, могут в полный голос заявлять о себе в виде “минутных слабостей” и искушений. Когда говорят: “без царя в голове”, тогда имеют в виду отсутствие у личности стратегических, доминирующих потребностей, которые бы легко подавляли все ”левые” побуждения.

В тоже время, если доминирующая потребность безраздельно царствует во внутреннем мире, это чревато появлением зависимостей (маний), вплоть до фанатической преданности отдельной идее (идеологии). В этом случае “царь в голове” становится тираном и не считается с мнениями и желаниями своих подданных. Самоограничение превращается в ограниченность!

В организме роль конструктивной оппозиции должна играть интуиция, которая подсказывает нюансы поведения, то есть где и в какие моменты жизни одни интересы и потребности должны смениться другими.

В современном человеке чаще всего довлеют крайности, либо совсем нет “царя в голове”, а личность плывёт по течению, предаётся удовольствиям, либо “царь-тиран” делает личность принципиальной, последовательной, но строгой, недалёкой и ограниченной.

Волевая регуляция психических функций во многом предопределена типом нервной системы и её темпераментом.

Новорожденные дети не обладает волей, так как у них отсутствует архивная память, однако врождённое преимущество для проявления в будущем волевых черт характера имеют обладатели умственного и экспрессивного темпераментов.

В тоже время, воля поддаётся тренировке. Благодаря усилиям воли человек способен полностью изменить структуру своих желаний и потребностей, и вместе с ними прийти к новому мировоззрению.

Воспитанием потребностей человека занимались и продолжают заниматься сейчас идеологические институты (политические партии, общественные организации, религии). Глобальные проблемы общества (сверхпотребление, террор, войны, болезни и прочее) убедительно показывают то, насколько успешно они с этой задачей справляются.

Средства массовой информации, реклама, следуя экономическим законам, во всю поощряют и без того непомерно высокие материальные запросы граждан.

Мародёрское отношение к природе целиком и полностью есть следствие непонимания тонких явлений человеческой психики. Именно поэтому, гармонизация потребностей человека является важнейшей, приоритетной задачей нового общества.

Эта задача не национального, а интернационального, планетарного масштаба.

* * *

Вслед за потребностями на пятом нейронном поле эмоциональной сферы рождаются побуждения (мотивы).

Если потребности представляют собой процесс трансформации психической энергии мышления в энергию эмоций, то побуждения трансформируют эмоции в действия. Мотив (от лат.

movere – приводить в движение, толкать) есть результат актуализации потребности. Нервный импульс покидает аксоны пятых нейронов и переходит на мотонейроны, что внешне выражается переживанием побуждения к действию.

Помимо известного физиологического процесса передачи нервных импульсов, на поле эмоций происходят важные биофизические процессы, заключающиеся в образовании вдоль нервных проводников лептонных ассоциаций, которые имеют возможность мигрировать и побуждать к деятельности другие группы нейронов. “Включив” механизм воли, человек может в любой момент принять любое решение, что было бы невозможным при сугубо механической работе рефлекторных дуг.

Мотивы – это не только “толчки” к действиям, к движениям, к двигательной активности. Они могут побуждать организм и к бездействию, например, ко сну, или к созерцанию, или к отрицательному решению, что свидетельствует о поведении, как о более сложном процессе, по сравнению с обычной механической активностью.

В психологии существует целый ряд понятий и терминов, близких и тождественных побуждениям. Стимул — это фактор, направленный на реализацию потребности или достижения цели. Намерение – стремление делать. Интерес – стремление знать. Склонность – стремление уметь. Влечение – стремление вообще к чему-либо.

Читайте также:  Позитивная психотерапия - психология

Источник: http://www.ndkplaneta.ru/elektronnaja-kniga/kniga-1/chast-2-chastnaja-psihologija/glava-5-sfera-emocij-zhelanij

Лекция №2 Тема: Эмоции и воля. План: § Эмоциональные явления. § Стресс и фрустрация. § Воля

Лекция №2 Тема: Эмоции и воля. План: § Эмоциональные явления. § Стресс и фрустрация. § Воля

Лекция № 1.2.3.

Тема: Эмоции и воля.

План:

§ 1. Эмоциональные явления.

§ 2. Стресс и фрустрация.

§ 3. Воля.

Полный конспект лекции

§ 1. Эмоциональные явления.

Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными.

Эмоциональные явления – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Наши эмоции и чувства являются индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества (чувства). Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность.

Классификация эмоциональных явлений.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний:настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс, фрустрация.

Эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Это простейшая форма эмоциональных явлений.

Настроение – это более или менее длительное состояние, образующее исходный фон жизнедеятельности человека, и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода (от нескольких часов).

Настроение тесно связано с организмом и может выражать отношение к текущей или предстоящей деятельности. Сформировавшееся настроение способно влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу предстоящих событий, меняя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.

Аффекты развиваются в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Аффект (от лат.

affectus — душевное волнение страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Аффект подразделяется на физиологический и патологический. Физиологический аффект – это кратковременные, чрезвычайно интенсивные эмоции, адекватные ситуации, оказывающие влияния на человека (восторг, экстаз, гнев, ярость, ужас и т.д.). В отличие от чувств, человек не может управлять аффектом.

Патологический аффект отличается от физиологического чрезмерной силой эмоций по отношению к ситуации или их немотивированностью, а также поражению сознания. Патологический аффект завершается выраженным истощением всех психических процессов и амнезией периода аффекта.

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волною) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объектных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции отражают отношение человека к имеющейся действительности и связаны с этими изменениями удовлетворения или неудовлетворения потребностей, личностных запросов и мотиваций. В зависимости от этого они могут быть положительными (радость, восторг и т. д.), отрицательными (гнев, злость, отвращение и т. д.) и нейтральными (интерес, безразличие и т. д.).

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме, на общий тонус психических переживаний личности и на деятельность человека, различают активные, или стенические, которые повышают жизнедеятельность организма, и пассивные, или астенические эмоции, которые угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы — чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства — есть результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение к определённому предмету, присущее только человеку.

По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

1. В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика (греч. «обычай»). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.

2. В поведении человека большое значение имеют интеллектуальные чувства. Под ними понимают эмоциональное отношение к познанию, порождаются у человека познавательной потребностью, их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. Эти чувства проявляются в разнообразных эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и т.п.

3. Современное производство требует учитывать и эстетические чувства людей. В психических процессах возникают и проявляются отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Страсть – сильное, глубокое и сильное чувство с выраженным и устойчивым стремлением к определённому виду деятельности или объекту (страсть к творчеству, любимому человеку).

Страсть может направлять поведение человека, лишая его способности критически оценивать свои действия, особенно если в её основе лежит патологическое влечение (например, к азартным играм).

Причины формирования страсти могут определяться осознанными идейными убеждениями или исходить из телесных влечений, имеет патологическое происхождение.

Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:

• включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;

• повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

• постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.

Нарушения эмоций.

Эмоциональные явления могут носить и патологический характер. Этому способствуют различные причины.

Выделяют расстройства настроения:

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы и общей пассивностью поведения.

Дисфория – понижение настроения с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, и склонностью к вспышкам агрессии.

Эйфория – повышенно радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Расстройства чувств и эмоций.

Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоций, характеризуется легкой сменой настроения от грустного к повышенному и наоборот без какого-либо повода.

Эмоциональная амбивалентность – одновременное существование противоположных эмоций, парадоксальность эмоций.

Амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту.

Апатия – болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже своему внешнему виду
§ 2. Стресс и фрустрация.

Понятие стресса одно из основных в изучении вопроса о влиянии психических факторов на жизнедеятельность человека.

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – это неспецифический ответ организма на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессором называют порождающие психическую напряженность неблагоприятные внешние и внутренние воздействия и ситуации. Стрессоры обычно делятся на физиологические и психологические.

Читайте также:  Игра «цветной стул» - психология

Физиологические стрессоры – это физическая нагрузка, высокая и низкая температуры, болевые стимулы, затруднение дыхания и так далее.

Психологические стрессоры – факторы, действующие своим сигнальным значением, разделяются на информационные (информационная перегрузка, факторы новизны, необычности и внезапности) и эмоциональные (опасность, угроза, утрата, обман, обида и так далее).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс, который подразделяется на информационный и эмоциональный.

Близко по значению к понятию психологического стресса, понятие фрустрации (от лат. Frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство).

Это психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности блокируемого поведения и субъективной близости к достижению цели.

Признаки стресса:

физиологические:когнитивныеэмоциональныеповеденческие
  • боль
  • повышенная возбудимость
  • язва
  • мигрень
  • гипертония
  • артрит
  • астма
  • нарушение внимания
  • памяти
  • мышления
  • речи
  • невозможность
  • долговременного
  • планирования
  • потеря чувства юмора, апатия
  • раздражительность
  • вспыльчивость
  • депрессия
  • пониженный интерес к собственной личности
  • нарушение пищевого поведения
  • пристрастие к алкоголю
  • курению
  • невозможность продуктивно работать

§ 3 Воля.

Воля — осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три основных момента:

· выбор цели;

· составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

· выполнение самого действия.

Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения).

Нарушения волевой сферы.

Гипобулия – понижение волевой активности. Часто сопровождается снижением эмоционального фона.

Абулия – нерешительность, ослабление воли, безволие. Патологическое нарушение психической регуляции действий. Проявляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.

Гипербулия – чрезмерная активность человека.

Парабулия – извращение волевой деятельности, которые проявляются у человека в странных, иногда нелепых поступках.

Контрольные вопросы для закрепления:

        1. Эмоциональные процессы и состояния, их значение в психике человека.
        2. Классификация эмоциональных явлений.
        3. Эмоции и чувства – их взаимосвязь и отличия.
        4. Виды высших чувств человека.
        5. Расстройства настроения и их проявление в деятельности.
        6. Расстройства эмоций и чувств, их проявление в деятельности.
        7. Стресс как эмоциональное состояние: стрессоры, виды стресса, стадии развития.
        8. Фрустрация как эмоциональное состояние.
        9. Воля: роль процесса в регуляции деятельности и поведения, волевые действия, нарушения волевой регуляции.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

  1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

Источник: http://psihdocs.ru/lekciya-2-tema-emocii-i-volya-plan—emocionalenie-yavleniya—s.html

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

Гипертимы легко поддаются влиянию. Сами они не очень-то задумываются

над проблемами, и если в компании есть кто-то «со стержнем» и старается

такой же стержень вогнать в людей, то гипертим достаточно податлив. Он

принимает навязываемое рассуждение или просто суждение, причем часто

соглашается с абсолютно противоположными точками зрения. Одному он говорит:

«Ты прав». Другой возражает, он и ему: «И ты прав». Третьему, который

упрекает его в непоследовательности: «И ты прав».

В гипнозе гипертим может давать вторую (с восковой гибкостью) и третью

степень (с сомнамбулизмом) гипнотической погруженности, как и истероид. При

этом если истероид подчиняется только тому гипнотизеру, который внушает

вещи, близкие ему самому, то гипертим поддается любому гипнотическому

воздействию.

Сами гипертимы воздействуют на других людей не аргументами, не

убеждением — для этого требуется эрудиция, развитая речь (чего не хватает),

а тоже скорее именно внушением. Повторные просьбы, примитивное повторение,

громыхающий мат, сиюминутные угрозы, которые, конечно, не исполнятся. Но

планомерного принуждения, свойственного паранойяльному и эпилептоиду, со

стороны гипертима мы не встречаем. Приказывать и шантажировать — это не его

стезя. Он и не манипулятор (это дело паранойяльного и истероида).

^

Воля у гипертима слабенькая. Это касается и промежуточных дел, и

жизненных целей. Ни поставить задачу, ни наметить пути решения, ни удержать

хотя бы чью-то программу в памяти воли он не может. У него плохо с

самоконтролем. Это паранойяльный ставит цели и достигает их. А гипертим

целей не ставит и не достигает. Плановое ведение дел — не его удел. Он их

запускает. Сначала врал, что, мол, все путем. А потом — аврал. Но при

авралах он хороший помощник, у него все спорится.

Русское авось — его девиз, принцип, его стиль жизни.

Он живет как бы по воле волн: «Сегодня здесь, а завтра там». Он

беспрограммный человек. Точнее, он может приобщиться к разным программам, но

если «понравился лидер». Даже истероид ищет программы, мечется от одной к

другой или строит краткосрочные программы, а гипертим вообще их не строит.

Он и покупки совершает не целенаправленно, а просто бродя по магазинам —

вдруг что понравится,

В своем бесцельном блуждании по жизни гипертим очень энергичен. Он не

выдыхается. Его вновь и вновь можно завести на ненужные ему дела. Но сам

гипертим никого ничего не заставляет делать. Так просто — крутится, как

вечный двигатель, но, в отличие от паранойяльного, никого не затрагивает.

Слабость волевых импульсов проявляется и в обрисованной нами

возбудимости и несдержанности в конфликтах.

Положительные эмоции гипертим тоже выплескивает сразу и бурно. Это

обычно воспринимается людьми хорошо. Но если с перехлестом, как у Ноздрева в

«Мертвых душах», то это уже раздражает.

^

У гипертима они изменчивы — в зависимости от компании, в которой он

ночует. Он то за «белых», то за «красных». А то и «бей белых, пока не

покраснеют» или «бей красных, пока не побелеют». Он склонен и к романтике, и

к песням, и к походам по Сибири, но не ставя цель быть первопроходцем, а так

просто, за компанию.

Чуть выше говорилось, что в его ценностные ориентации не входит слава.

Он к ней не абсолютно равнодушен, но и не рвется ее завоевать. Гипертимы

поют песни в меру таланта и рады, если им дадут стопку водки или хотя бы

бокал крепленого вина.

Источник: http://exam-ans.ru/psihologiya/8116/index.html?page=84

Ссылка на основную публикацию