Причины плохого воспитания
Закирьянова Наталия, педагог по раннему развитию,
создатель и директор детского центра «Моя радость»,
клинический психолог, дефектолог, сурдопедагог
Воспитание ребенка – дело достаточно сложное, ведь это всегда индивидуальность со своими желаниями, эмоциями и (родители частенько об этом забывают) собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, какие ценности прививались в семье, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни.
Как вырастить здорового, умного и счастливого человека? Каким образом донести до него основные человеческие ценности? Что является главным в воспитании ребенка? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать родителей. Некоторые правила и методики сохранились еще с древности, а уж сколько их возникло за последнее столетие – не сосчитать!
Все чаще родители стали задавать вопросы о причинах плохого воспитания.
Каковы же причины плохого воспитания ребенка?
Первая и главная причина – это отсутствие постоянного правильного примера
Самая решающая вещь в воспитании – это собственное поведение родителей. Многие родители склонны думать, что воспитание ребенка сводится к разговорам, поучениям и приказам.
Мы воспитываем ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет дома.
Как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми и что думаем о других людях, как радуемся или печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами – все это имеет для ребенка большое значение.
* Учите ребенка собственным примером. Ребенок постоянно изучает поведение окружающих. Дети уделяют особенное внимание тому, что делают и говорят взрослые. Ведете ли вы себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок? Уделите время тому, чтобы обратить внимание на собственное поведение.
* Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей. Непослушание детей – это признак отсутствия авторитета родителей.
Следующая причина – насилие
Издавна детей было принято наказывать. Считалось, что навыки самодисциплины и основы воспитания наиболее эффективно закладывать при помощи физических наказаний и жестокого психологического давления.
Когда ребенка унижают, используют обидные прозвища, при общении с ребенком проявляют непоследовательность, стыдят, то есть совершают эмоциональное насилие или преднамеренно наносят физические повреждения, то это имеет свои последствия в настоящем и будущем ребенка. Такой ребенок никогда не станет лидером, не проявит инициативу, да и эмоциональная сфера у него будет притуплена. Страх становится самой сильной эмоцией, подавляющей все остальные. Такой ребенок лишен силы воли, у него занижена самооценка.
При воспитании детей помните следующие простые правила.
* Установите границы в поведении и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, если имеют определенные ограничения.
* Не наказывайте детей физически.
* Не поощряйте материально.
* Не скупитесь в семье на применение этических средств поощрения – таких, как одобрение, похвала, доверие.
*Используйте этические средства наказания – замечания, временное лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей.
Третья причина – это отсутствие среды, которая дает ребенку правильные ценности
На ребенка можно влиять прямо, а можно опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании, состоит в управлении окружением ребенка.
Кто воспитывает ребенка, какие у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени сидит за компьютером, будучи там занятым и чем?
То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенному образу жизни, к которому он бы стремился.
Необходимо создать для ребенка такую окружающую среду, которая помогала бы ему приобретать опыт, ведь главное в воспитании и обучении – опыт, то есть усилия самого ребенка, которые действительно дают ему знание и умение. И только воспитывающая и обучающая среда позволяет приобрести этот опыт.
Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставлять ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных.
Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.
Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.
Если Вам не нравится поведение ребенка, то подумайте о причинах такого поведения.
*Если часто ребенка критиковать – он, следуя примеру, критикует.
*Если ребенок часто видит враждебность, он учится драться и становится агрессивным.
*Если ребенка часто высмеивают, он становится очень робким.
*Если ребенка чрезмерно стыдят, он испытывает давящее чувство вины.
*Если же ребенка часто подбадривают, он становится уверенней в себе.
*Если Вы с ребенком честны – он учится от вас справедливости.
*Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным и важным, он учится находить в этом мире любовь.
Как вырастить счастливого и гармонично развитого человека? Шансы на это будут действительно велики, если Вы и Ваш ребенок будете начинать каждый день с радостью, а заканчивать миром, пониманием и добротой!
Автор Закирьянова Наталия,
педагог по раннему развитию,
создатель и директор детского центра «Моя радость»,
клинический психолог, дефектолог, сурдопедагог
Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 07 (73) Июль 2015
Источник: http://detki.kz/article/prichiny-plohogo-vospitaniya
История, которая доказывает, что вы плохо воспитали своего ребенка
Известно, что дать ребенку хорошее воспитание – задача не из легких. Но действительно ли это так важно? Что происходит, если родители не смогли объяснить детям элементарные правила приличия, а также внушить основы хорошего поведения и уважения к другим людям?
Как проявляет себя невоспитанный ребенок? Где грань между отсутствием воспитания и детской непосредственностью? По мнению французского психолога Кристин Брюнэ, хорошее воспитание – не самое главное для выживания ребенка в мире.
Впрочем, вежливость способствует развитию уверенности в себе и ощущения собственной защищенности. Знание правил хорошего тона – ценный инструмент для управления своей жизнью, а правильное воспитание – это, прежде всего, умение вести себя с другими людьми, которое позволяет формировать осознанность и уважение к окружающим.
Но зачем ребенку быть воспитанным? По словам Кристин Брюнэ, во-первых, хорошее воспитание позволяет детям хорошо чувствовать себя в любой ситуации, не стесняться и не испытывать чувство стыда без видимой причины. Во-вторых, воспитание подразумевает запреты со стороны родителей на некоторое поведение, слова и жесты детей.
Эти запреты очень важны для ребенка, потому что они позволяют ему расти. Снисходительность и потакание не дают ребенку отказаться от своего детского всемогущества, от иллюзии, что ему можно делать все, что вздумается.
Кристин Брюнэ утверждает, что без знания правил и границ ребенку трудно найти свое место в обществе. Например, если дитя пытается общаться со взрослыми, как со своими сверстниками, значит, он будет испытывать определенные трудности в понимании ситуации.
Совершенно женственные: звезды. которые снялись обнаженными во время беременности
Если ребенку прощаются все капризы, ему будет сложно научиться управлять своими эмоциями и получить правильное представление о гранях дозволенного и рамках приличия.
По мнению Кристин Брюнэ, невоспитанный ребенок может, не спросив разрешения, брать не принадлежащие ему предметы, входить без предупреждения в родительскую спальню или в ванную, отвечать на вопросы вместо взрослых, не обращать внимания на родителей и окружающих людей…
Чтобы лучше объяснить понятие «невоспитанный ребенок», французский психоаналитик Клод Альмос приводит следующий пример:
Вечерний автобус в час пик, битком набитый людьми. Молодые люди удобно сидят, пенсионеры едут стоя. Обыкновенная дикость. В глубине автобуса маленькая девочка трех-четырех лет разлеглась на двух сиденьях. Даже на трех.
Так как это пространство показалось ей недостаточным, она поставила свои ноги (в мокрых ботинках) на сиденье напротив. Её мать, стоящая в проходе, не только ничего не говорит, а восторженно любуется дочерью.
Ситуация настолько несуразна, настолько нелепа, что можно было бы ожидать возражения со стороны окружающих людей. Однако никто не вмешивается. Будто всех настиг резкий упадок сил, пассажиры обездвижены своей беспомощностью…
Но почему же никто из пассажиров в автобусе не смог сделать замечание этой девочке, хотя никто не оправдывал ее действий? Что пугает людей в таких ситуациях? Неужели четырелетняя кроха?
Как ни странно, но Клод Альмос утверждает, что, скорее всего, это действительно так. Впрочем, молчать нас заставляет скорее не сам ребенок, а то, что он показывает своим поведением.
По мнению Клод Альмос, невоспитанный ребенок своим отношением к окружающим воплощает отрицание двух фундаментально важных понятий: существование другого человека (других людей) и наличие правил жизни, которые, так или иначе, служат нам в качестве компаса.
10 самых красивых звездных свадеб этого лета
Ребенок в автобусе занял даже не одно место, а три. И очевидно, что если бы девочка могла занять пять мест, она бы это сделала. Она поставила себя (сама того не зная) в «центр вселенной», во главу всего и всех.
Источник: https://letidor.ru/psihologiya/istoriya-kotoraya-dokazyvaet-chto-vy-ploho-vospitali-svoego-rebenka.htm?full
Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала
Капризы и непослушание — это норма для всех детей, которые только вступают на путь социализации и еще не знают норм поведения в обществе.
Проблема в том, что, когда ребенок совсем маленький, родителям бывает сложно понять природу его агрессивности, истерик, невнимательности.
Что это — проблемы с развитием малыша, которые требуют обращения к неврологу и другим специалистам? Или же странности в поведении объясняются обычным недостатком воспитания? Советы профессионального психолога помогут родителям найти ответы на эти вопросы.
Тест на воспитанность
Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства.
Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия.
При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.
Если проблема кроется в ошибках воспитания, то во время эксперимента поведение малыша улучшится. Конечно, он сразу не превратится в ангелочка.
Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы.
Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.
Дневник поведения
Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств.
Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике.
В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.
Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.
Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:
- Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
- Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения. Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
- Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
- Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
- Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.
Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.
Симптом №1. Агрессивность
Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша.
К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее.
Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.
Когда начинать беспокоиться?
Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием.
Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену.
Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.
Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.
Читаем также: 10 игр на преодоление детской агрессии
Симптом №2. Застенчивость или аутизм?
В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни.
Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные.
Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного.
Когда начинать беспокоиться?
Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи.
Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости.
В противном случае необходимо сводить его к психологу.
Читаем также: Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Симптом №3. Невнимательность
Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны.
Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений.
Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.
Когда начинать беспокоиться?
По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности.
Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка.
Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.
Читаем также: Как научить ребенка быть внимательным
Симптом №4. Повышенная активность
Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер.
Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.
Когда начинать беспокоиться?
Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.
Читаем также: Ребенок-ураган: как справиться с гиперактивностью
Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-otlichit-problemyi-razvitiya-ot-plohogo-vospitaniya-4-trevozhnyih-signala.html
Основные ошибки родительского воспитания
Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.
1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.
Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.
2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.
Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка.
Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика.
В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.
3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. |
Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.
4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.
Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу.
Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо.
В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.
5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.
Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями.
Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты.
В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.
6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры. |
Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.
7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.
Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него.
В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание.
Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.
8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.
Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.
9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.
Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.
10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.
В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.
Источник: http://swoman.com.ua/deti/vospitanie-detey/149-oshibki-roditelskogo-vospitaniya.html
К чему приводят новомодные методики воспитания?
Детский психолог Ирина Медведева, которая является директором Института демографической безопасности и сопредседателем Международного общества артпедагогов и арттерапевтов, сказала в интервью, что родители, которые начинают воспитывать детей по новым педагогическим методикам, сами загоняют их в пограничные состояния психики.
Как обстоят дела с психическим и психологическим состоянием детей?
– Сейчас очень много детей, находящихся в пограничных состояниях психики. Их гораздо больше, чем было в позднесоветское время, когда я работала в детской психиатрической больнице.
Тогда таких детей было по разным социологическим оценкам от 4 до 6%. Сегодня специалисты считают, что половина всех маленьких россиян находится в пограничных состояниях психики.
Но я думаю, что эти цифры несколько преувеличены.
Что это за дети?
– Пограничные состояния психики – это когда люди находятся на грани сложного характера и болезни. Сюда входят разнообразные неврозы и психопатии. У детей в пограничных состояниях психики бывают разные девиантные, то есть отклоняющиеся проявления, при абсолютно ненарушенных интеллекте и сознании.
Кто-то страдает повышенными страхами. Именно повышенными, потому что все люди чего-то боятся, а дети тем более. Но у детей в пограничных состояниях психики повышенные страхи – страхи, которые буквально съедают душу. Все нормальные люди в каких-то ситуациях стесняются.
Но дети в пограничных состояниях обладают гиперзастенчивостью. Они стесняются в самых разных обстоятельствах и с самыми разными людьми.
Все люди в какие-то моменты жизни проявляют агрессию, которая выражается в ярости, в повышенных тонах, но у детей в пограничных состояниях психики такая агрессивная реакция бывает иногда в самых неожиданных обстоятельствах.
Что это за обстоятельства?
– Такие дети повышенно ранимы, поэтому даже тогда, когда обычный человек не видит обиды, такие дети могут не просто заметить обиду, а могут отреагировать агрессивно.
Почему так много детей в пограничных состояниях?
– Такие состояния зависят от окружающей среды. Сегодня среда очень неблагоприятна, и из-за этого дети с тонкой психикой часто становятся детьми в пограничных состояниях. Я думаю, что тонкость психики – это одна из национальных черт России.
У нас очень много таких людей и, соответственно, людей, которые с трудом выносят несоответствующую их душевному строю жизненную ситуацию.
Такая ситуация длится уже почти 30 лет, и для меня совершенно понятно, почему пограничных состояний и в детской среде, и во взрослой очень много.
Что такое тонкая психика?
– Повышенная чувствительность, если просто ответить на этот вопрос. Ранимая душа.
Что это за неблагоприятные условия, которые негативно воздействуют на психику?
– Наша среда является неблагоприятной из-за того, что после так называемой Перестройки начались попытки произвести культурный слом. Они до сих пор не прекращаются, хотя сейчас они уже не столь агрессивны, как вначале.
Люди жили по одним принципам, а потом когда произошла Перестройка, им стали внушать, что нужно жить не просто по другим, а по противоположным принципам. В моей практике подтверждается открытие величайшего швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга о наличии у людей коллективного бессознательного.
Юнг так назвал глубинную память человека, в которой каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения, мирочувствование, мировоззрение, свойственное той или иной культуре, в которой живет человек и жили его предки. У детей коллективное бессознательное еще очень свежее.
Оно еще не задавлено жизненными установками, которые взрослый человек, даже если они ему не нравятся, избирает как основные, потому что такова жизнь.
Что происходит с детьми, когда у них происходит сшибка бессознательного и сознательного?
– Дети невротизируются. Центральная воля подчинена новым установкам, которые дают продвинутые родители, а периферическая воля сопротивляется. Отсюда тики. Что такое глазной тик? Это когда глазные нервы не подчиняются центральной воле.
Что такое энурез? Это когда мышцы мочевого пузыря не подчинены центральной воле. Она подавлена, и тогда она разгуливается на периферии.
Также конфликт между коллективным бессознательным и сознательными установками проявляется в демонстративном поведении.
Не могли бы вы привести примеры вредных современных педагогических методик?
– Иногда повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком.
Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство. Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам.
Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация. Он думает, что его родители – слабаки. Они в его глазах перестают быть его защитой.
Какие еще существуют модели воспитания, которые идут вразрез с нашим менталитетом?
– Самое страшное — это когда родители начинают под влиянием всяких глупых и вредоносных статей заниматься усиленным сексуальным просвещением ребенка. Русская культура, а, следовательно, это закодировано в генетической памяти, повышенно целомудренна, потому что русская культура зиждется на православии.
В православии тема физической любви табуирована для обсуждения. Недаром русский язык, который является одним из самых богатых языков в мире, не дал культурных слов для обозначения физической любви.
И когда эту тему не просто рассекретили, а выставили на обозрение, множество детей дало на это патологическую реакцию.
Хочу заодно сказать, что психика и нравственность очень связаны между собой. Когда детей не воспитывают, а расчеловечивают, то есть внушают им те или иные модели безнравственного поведения, как эталонные, у детей от этого едет крыша. Так что те родители, которые хотят воспитать психически здорового ребенка, должны заботиться о его нравственности.
Какие еще есть модели воспитания, которые нельзя воплощать?
– Есть еще модель, когда родители перестают делать детям замечания, когда родители думают, что замечания – это насилие над ребенком, когда они верят каким-то глупостям, что в Японии детям до пяти лет не говорят слово «нельзя».
Рассказы про то, что в Японии маленьким детям не говорят «нельзя» – это чушь, потому что японская культура основана на чувстве долга. Оно стоит в центре национальной этики.
Может быть, там и не говорится слово «нельзя», но при этом произносятся другие запретительные слова.
Сейчас появилось очень много гиперактивных детей. С чем это связано?
– В большинстве случаев это ложный диагноз. Дети, которым перестали делать замечания (это называется недирективная педагогика), на сознательном уровне, может быть, ликуют от этого. На бессознательном же уровне они очень тревожатся, потому что в их генетической памяти записана иерархичность.
Первая иерархия, с которой сталкивается человек – это иерархия Родитель - Ребенок. Ребенок на бессознательном уровне тревожится и бессознательно пытается нарваться на родительскую власть своим гиперактивным поведением, потому что его бессознательная сфера хочет родительской власти.
Очень часто дети, которые приходят к нам с Татьяной Львовной Шишовой на занятия с таким диагнозом, быстро избавляются от него.
Как только родителям объясняешь, что они должны воспитывать детей в нашей традиции, то есть поощрять за хорошее поведение и порицать, а если нужно, то и наказывать за плохие поступки, этой гиперактивности как не бывало.
Источник: Русский курьер
Источник: https://whatisgood.ru/theory/soviet/k-chemu-privodyat-novomodnye-metodiki-vospitaniya/
Проблемы воспитания детей: причины и решение
0
Частые в наше время конфликты между родителями и детьми, проблемы взаимодействия в процессе воспитания детей взрослыми порождают большой поток запросов на различные тренинги для родителей.
Довольно существенный процент таких запросов в интернете приходится на поиск тренингов, которые предлагаются для родителей в дошкольных учреждениях.
Проблемы воспитания дошкольников как никогда актуальны, именно о них все громче звучит родительский сигнал «SOS». Однако всякая проблема содержит не только тревожный симптом, но и «ключ» к ее решению.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана располагает таким «ключом».
Как говорится, есть две новости: плохая и хорошая. С какой начнем?
«Плохая новость»
До недавнего времени первые тревожные «звоночки» и проблемы воспитания детей появлялись, когда любимые чада достигали подросткового возраста.
Знаменитое выражение «трудный возраст» — именно о подростковых проблемах, связанных с физиологической перестройкой детского организма, которые и были причиной первых серьезных родительских тревог и бОльших или мЕньших испытаний их «на прочность».
По сравнению с подростковыми трудностями, уже пройденный «кризис 3-х лет» — с упрямством и негативизмом детишек — многими родителями вспоминался как «цветочки».
Перестройка в российском обществе социального уклада на новый лад — по «кожному» типу, не свойственному нашему, уретральному, менталитету, — вызвала колоссальный социальный стресс с целым шквалом новых проблем, в том числе и в воспитании детей. Теперь первые очень тревожные «звоночки» родители стали слышать еще до того, как начинают собирать сыночка или дочку первый раз в первый класс.
Родители оказываются не в состоянии самостоятельно справиться со своими малолетними сорванцами, предвосхищая, что без посторонней квалифицированной помощи проблема воспитания детей дошкольного возраста неуправляемо разрастется до катастрофических размеров. «Это что же делается?!», «Куда мир катится?!», «И что дальше-то будет?!» — поток подобных возгласов (с ожиданием еще более тревожной неизбежности) останется без ответа, если не взглянуть на проблему с другой стороны. И тут — хорошая новость.
«Хорошая новость»
Известно: чем раньше удается обратить внимание на проблему и начать решать ее, тем большего эффекта на этом пути можно достичь.
Проблемы воспитания детей, проявляющиеся до момента достижения ими 6-летнего возраста — как ни странно это звучит — помогают родителям вовремя спохватиться.
6 лет — возраст, который в системно-векторной психологии Юрия Бурлана определяется как первичный пубертат. До этого момента у ребенка сохраняется особая связь с матерью.
Поэтому ее «неправильные» поведение и отношение к ребенку могут формировать в дошкольный период его жизни причины проблем в его воспитании. Отец влияет на развитие своего чада (пока ему не исполнилось 6–7 лет) только косвенно — через его мать.
Если женщине удается позитивно изменить отношения с мужем и вследствие этого ощутить собственную защищенность и безопасность, то ее состояние (уравновешенное, спокойное) бессознательно улавливается малышом, в свою очередь, обеспечивая ему ощущение защищенности и безопасности, с обретением которого он перестает безобразничать и становится послушным, спокойным и способным к развитию. Подобные «чудеса», когда трудности самого ребенка и его взаимоотношений с родителями уходят автоматически, как бы сами собой, возможны только у дошкольников (до 6 лет).
Еще одна новость — специально для матерей
Именно матери ребятишек до 6–7 лет первыми бьют тревогу о возникающих проблемах в воспитании детей дошкольного возраста, бессознательно ощущая свою особую связь — каждая со своим малышом.
И ответно — именно мамам адресована подсказка: свой запрос «что делать с моим сыночком (дочкой)?» надо вывернуть наизнанку, задавшись вопросом «что мне делать с собой и своей жизнью?».
При этом речь не идет, чтобы забыть о ребенке и устраивать свою личную жизнь.
Речь о том, чтобы понять, в чем корень проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста, в чем конкретная причина трудностей и неудач родителей в общении с собственным чадом, и что решить эти проблемы в состоянии именно мама.
Хорошая это новость или плохая? Да, надо потрудиться самой, а не ждать «спасительной таблетки». Но осознание, что вы сами не только в силах помочь собственному ребенку, но и должны это сделать, может оказаться вдохновляющим. И какая мать не сделает все возможное для собственного чада, чтобы он рос счастливым и любящим?!
Могут ли «хорошие мамы» плохо воспитывать?
В чем проблема воспитания детей в семье?
Многие родительницы обеспокоены тем, чтобы быть «хорошими мамами». Но при этом каждая понимает это по-своему.
Очень обеспокоены своим соответствием образу «хорошей матери» женщины с анальным вектором: они слишком, до мелочей, стараются быть заботливыми мамочками, любят опекать и наставлять своих детишек, приучать их к порядку в доме.
Они — лучшие мамы на свете, но своим занудством и склонностью к перфекционизму могут навредить малышу, часто не замечая его потребностей, так как руководствуются своими представлениями и ценностями, даже не предполагая, что у «маленького» могут быть иные свойства, интересы, ценности.
Совсем другие — кожные мамы: они подвижные, ловкие и от своих отпрысков ожидают такой же маневренности, умения быстро адаптироваться к окружающим условиям, стремятся научить их этому. Такая мама очень раздражается, если ребенок не поспевает за ней, не воспринимает ее быстрых указаний, — и недоумевает, почему ее малыш такой «тормоз», — в кого только?
Мама с кожно-зрительной связкой векторов, не ощущая в себе материнского инстинкта, может «играть роль», слишком увлекаясь тем, чтобы выглядеть заботливой и хорошей мамой.
Ее больше беспокоит, как она смотрится в этой роли, и своего ангелочка-лапочку она хочет «вписать» в воображаемые (ею же) обстоятельства, не замечая (или стараясь не замечать) его оплошностей и несоответствия навязанной ему роли.
Звуковая мама, погруженная в свои мысли и состояния, бывает, внутренне отстраняется от своего ребенка, не чувствует с ним связи, а порой и забывает его вовремя покормить.
Его крик, беготня могут откровенно раздражать ее, так как «выдергивают» ее из сосредоточения на себе.
Осознавая, что такие реакции на малыша, такое отношение к нему не являются признаками хорошей мамы, женщина либо страдает от безысходности, либо вытесняет из сознания эту проблему, будто ее и нет вовсе.
Такие разные мамы, а проблема воспитания детей — сходная: каждая действует, исходя из собственных свойств, а не из особенностей ребенка. Почему?
Родители, видя, как малыш похож на них внешне, полагают, что так же унаследованными от них должны быть и его внутренние свойства. Не зря же в обиходе существуют суждения: «яблоко от яблоньки недалеко падает», «от осинки не родятся апельсинки». В наши дни прежние народные мудрости все больше не соответствуют требованиям нового времени.
Так что же делать мамам, если их дети отличаются от них по внутренним свойствам?
Как решить проблему воспитания детей?
Интересно заметить, что запросы в поиске помощи по проблемам между родителями и детьми содержат слова «взаимодействие» и «взаимоотношение», но не «взаимопонимание», хотя последнее и есть причина первых двух явлений. То есть родители и, в частности, матери, обеспокоенные неэффективностью собственных усилий в ходе воспитания детей, видят только неудовлетворительный результат, но не порождающую его причину.
Решение проблемы воспитания детей родителями в том, чтобы понять особенности своего ребенка и воспитывать его в соответствии с заданными ЕМУ от природы свойствами — векторами.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы, каковы психологические характеристики детей с разными векторами и какие подходы могут быть в воспитании разных деток.
На тренинге по системно-векторной психологии родители находят ответы на вопросы, как строить семейные, супружеские взаимоотношения, чтобы дети чувствовали себя защищенными психологически, получая максимальные возможности для развития своих векторов (свойств и способностей), чтобы впоследствии — в самостоятельной жизни — получать максимальное удовольствие от их реализации. Только счастливые родители могут воспитать счастливых детей.
И множество отзывов тех, кто прошел тренинг по системно-векторной психологии — тому подтверждение.
Хотите видеть своих детей счастливыми? Хотите понимать, как воспитывать своего ребенка, помогая его развитию? Хотите испытывать удовлетворение и радость от общения с ним?
Уже на первых, бесплатных, лекциях можно узнать об особенностях воспитания детей с анальным и кожным векторами. А дальше — больше! Приходите! Регистрируйтесь здесь.
Автор Елена Горшкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Источник: http://svpjournal.ru/obshhestvo/problemyi-vospitaniya-detey-prichinyi-i-reshenie/
Воспитание детей: три простых психологических приема для родителей
В статье Воспитание детей: Вседозволенность или запреты? мы говорили о том, что любящий по-настоящему родитель устанавливает разумные границы между взрослым и ребенком, находя компромиссы.
В нашем обществе, к сожалению, не редкость ситуация: какая-нибудь мама, порой не стесняясь окружающих, с отчаянием говорит или кричит о том, что она «уже не знает, что с ним (ребенком) делать».
И даже может отшлепать ребенка при всех во дворе или в магазине. Со стороны понятно, что случай запущенный, но, к счастью, не безнадежный.
Все можно изменить, но только если такая мама, а с ней и папа, начнут изучать основы психологии общения. Иначе ничего само собой не улучшится.
Но, к сожалению, люди не очень-то хотят напрягаться. Проще жить, как жили, и в итоге — все без изменений. Если отважишься дать совет такой маме (она о нем не просит, но очень хочется помочь), нарвешься на сопротивление, а то и на грубость.
Грустно понимать, что не можешь ничем помочь таким родителям. Нельзя помочь тому, кто сам этого не хочет. Жаль родителей, но еще больше жаль их ребенка. А все на самом деле очень просто.
Масса информации по психологии, воспитанию, общению с ребенком — только бери ее.
Итак, когда мы устанавливаем разумные границы вместо вседозволенности, мы ежедневно стремимся заставить ребенка вести себя так, как «положено», как приемлемо для самого родителя и для общества. Конфликт разгорается между взрослым «нужно» и детским «не хочу». Много нервов и сил тратят взрослые, чтобы добиться от детей нужного поведения.
А результаты воспитания часто разочаровывает: чем больше родители «стараются», воспитывают, давят, тем больше дети сопротивляются. Дети только и слышат: «Прибери свои вещи», «Ты сделал домашнее задание?», «Мой руки», «Потише, не прыгай на диване» и т.д. Узнаете свои слова? Да, многие из нас именно так общаются с детьми.
Родители часто используют не совсем правильные приемы, чтобы побудить (или заставить) детей выполнять свои требования. Вот главные из них:
- обвинение: «Почему ты мне ничего не рассказываешь про друзей? ты такой скрытный»
- осуждение: «Нормальный человек не носит сережку в носу»
- сравнение: «А вот у тети Маши девочка закончила год на все пятерки, вот молодец»
- угрозы: «Если ты не будешь звонить мне каждые 30 минут, я тебе устрою веселую жизнь»
- обзывания: «Бестолочь, болван» и т.д.
- команды: «А ну сейчас же иди к бабушке и помоги ей — чего расселся?»
- нотации и морали: «Надо делать так…, не надо делать так…, а то будет так…»
- предостережения: «Давай аккуратно, осторожно, внимательно» (даже если ребенок идет за хлебом в магазин возле дома)
- мученические заявления: «Все нервы вытрепали», «на тот свет меня загоните», «жизни с вами нет»
- сарказм: «Куда это ты вырядился такой нарядный, расфуфыренный? неужели встречаться с девушкой»
- пророчества: «ничего хорошего не выйдет из этого, вспомнишь мои слова»
Представьте, какую гамму отрицательных эмоций переживает ребенок от всех этих приемов. Какая личность может вырасти в такой семье? Скорее всего, вырастет «дерганый», нервный, осторожный, неуверенный человек. Значит, используя описанные выше приемы, вы вряд ли сделаете ребенка счастливым, уверенным и устойчивым к трудностям жизни.
Я хочу рассказать о психологических приемах позитивного взаимодействия с ребенком. Многие взрослые ими уже пользуются, но чаще всего неосознанно. Осознав эти приемы, взрослый скорее выстроит хорошее общение с ребенком.
Среди перечисленных ниже приемов нет универсальных, которые действовали бы всегда, в зависимости от ситуации для каждого ребенка необходим свой индивидуальный прием. Но важно то, что все они создают самоуважение, учат считаться с человеком, чувствовать и откликаться.
Вот некоторые психологические приемы, помогающие родителям наладить общение с детьми:
Не ругайтесь, когда вы недовольны ребенком. Вместо этого:
1. Опишите, что вы видите, что нужно исправить:
Неправильно: «Опять включил воду в ванной и не следишь за ней! Хочешь, чтобы нас затопило? Какой ты безответственный!»
Правильно (опишите): «Вода в ванной уже до краев, скоро начнет литься через край!»
Неправильно: «Ты не выводишь собаку целый день. Ты не заслуживаешь собаку, я отдам ее»
Правильно (опишите): «Я вижу, Джек крутится у двери»
Неправильно: «Сколько раз мне нужно говорить, чтобы выключал свет в туалете, когда выходишь оттуда»
Правильно (опишите): «В туалете снова остался зажженным свет»
Важно! Когда детей ругают, им трудно понять, что от них требуют взрослые. Детям легче понять что-то, когда родители описывают нежелательные действия, не задевая самолюбия ребенка.
2. Информируйте о последствиях тех или иных нежелательных действий:
Неправильно: «Кто пил молоко и оставил бутылку на столе?»
Правильно (информируйте): «Дети, молоко скисает, когда его не убирают в холодильник»
Неправильно: «Посмотри на огрызки яблок на твоей кровати. Ведешь себя, как свинья. Противно»
Правильно (информируйте): «Огрызки яблок выбрасывают в мусор, а если их кладут на кровать, то пачкают белье, да и в комнате становится неуютно»
Неправильно: «Тебе никогда не приходило в голову помочь в домашней работе. Привык жить на всем готовом!»
Правильно (информируйте): «Хорошо бы, чтобы ты помог мне накрыть стол для обеда, я бы не так устала в домашней работе и обедали бы быстрее»
Важно! Когда дети знают, какие могут быть последствия, им легче управлять своими действиями.
3. Побудите к действию одним словом вместо длинных разглагольствований:
Неправильно (много текста): «Опять отправляешься, не прихватив с собой завтрак. Ты бы голову забыла, если бы она не была к тебе приделана»
Правильно (одно слово): «Твой завтрак!»
Неправильно (много текста): «Ты обещал ухаживать за кошкой до того, как ее взяли. Уже третий день ты ее не кормишь и не убираешь ее ящик, все надеешься на меня. Это бессовестно»
Правильно (одно слово): «Кошка голодна»
Неправильно (много текста): «Сколько раз тебе говорила, чтобы ты снимала школьное платье, как только придешь со школы. Трудно это понять, что ли? Или тебе приятнее в школу ходить в грязном платье? Неряха какая-то.
Правильно (одно слово): «Лена, платье!»
Попробуйте применить эти психологические приемы на практике. Никто не утверждает, что это просто. Как правило, мы с трудом отказываемся от наших привычек. Вначале есть вероятность сорваться и отругать ребенка, как вы обычно делали. Но если применять правильные приемы, то результат не за горами.
7 советов по воспитанию детей из книги «Воспитывать просто» Принято считать, что воспитание детей — это очень сложный процесс. Но, на самом деле, мы, взрослые, часто сами усложняем себе жизнь. Конечно, воспитывать детей — это не самое простое занятие в мире, но и не самое сложное. Главное — знать детскую психологию и основные правила воспитания… |
5 советов, как развивать новорожденного с первых дней жизни Развитие ребенка — одна из самых важных тем для родителей. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и умными людьми. Как не терять времени и развивать младенца с первых дней его жизни? Ответы на этот и другие вопросы можно найти в книге «От 0 до 5: Простые подсказки для умных род… |
Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов в процессе воспитания детей. Действительно, психологи не отрицают: подростковый возраст — это не простое время. Воспитание подростка требует сил и терпения со стороны родителей. Что должны знать родители о детях-подростках… |
«Малышу виднее»: 5 советов для родителей, как играть с ребенком
|
7 правил воспитания детей: «Секреты высыпающейся мамы» Вырастить счастливого и здорового ребенка — мечта любого родителя. Но, как известно, воспитание это довольно непростой и длительный процесс. Родителям просто необходимо терпение, мудрость и, конечно, знание детской психологии. Одна из лучших книг о воспитании детей 2015 года — мировой … |
На нашем сайте читайте онлайн о психологии всегда самые последние новости психологии, а также статьи о психологии и сексуальных отношениях. Для вас онлайн психология мужчины и женщины, психология личности, самооценка и уверенность в себе, книги для саморазвития, психология воспитания детей, развивающие книги для детей, психологические тесты онлайн бесплатно без регистрации.
Источник: http://www.gohappy.ru/article/11